Храм василия блаженного
Содержание:
- Интерьеры
- Сочинение-описание по фотографии «Храм Василия Блаженного»
- Время работы и стоимость билетов
- История Покровского Собора от начала основания
- Сколько куполов
- История
- Строительство
- Работа подмастерьем
- Христа ради юродивый
- Где находится Покровский собор
- Архитектура и убранство храма
- Собор Василия Блаженного — храм во славу чудотворца
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Архитектурные особенности
- Дальнейшее проявление дара
- Описание внешнего вида
- Экскурсии
- Архитектурная композиция
- Интересные факты
- Кафедральный собор
Интерьеры
Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.
Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.
Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.
Сочинение-описание по фотографии «Храм Василия Блаженного»
Храм Василия Блаженного |
Храм Василия Блаженного — под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма — собор Покрова Божией Матери на Рву, который построен был в 1555-1561 годах.
В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь. В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение. В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: «И все купцы и послы которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой».
По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.
На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным «огненным» декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы.
Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада. Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь.
Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают «главу»
Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу
Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.
Время работы и стоимость билетов
- 1 июня – 31 августа: с 10:00 до 19:00.
- 1 сентября – 9 ноября: с 11:00 до 18:00.
Стоимость билетов стандартная, также есть групповые и тематические экскурсии для детей и взрослых.
- Взрослые, в том числе иностранные граждане – 350 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России – 100 р.
- Студенты очной формы обучения в ВУЗах России в последнее воскресение месяца – 10 р.
- Владельцы международных карт IYTC и ISIC – 100 р.
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (мама, папа с одним или двумя детьми до 18 лет) – 600 р.
- Школьники всех стран от 17-18 – 100 р.
- Пенсионеры РФ и СНГ, а также льготные категории граждан РФ и СНГ – 100 р.
- Дети и подростки до 16 лет – бесплатно.
Подробно о льготных категориях и бесплатном посещении вы можете посмотреть на официальном сайте музея.
История Покровского Собора от начала основания
После побед под Казанью, царь Иван Васильевич решил возвести в честь каждой из битв по церкви (во имя тех святых, в день поминовения которых они происходили). Постепенно были построены 8 церквей, но митрополит предложил московскому князю возвести единый собор, объединивший бы под своим куполом все отдельно стоящие постройки. Так появилась идея строительства Покровского собора.
Есть еще одна краткая легенда, согласно которой на Ивана Грозного повлиял юродивый, Василий Блаженный, часто дававший советы царю и по легенде умевший предсказывать будущее (например, он предсказал московский пожар 1547 года).
Василий Блаженный (1469, село Елохово под Москвой — 2 августа 1552, Москва) — русский святой, юродивый. Иногда его называют «Василий Нагой»
Исторический факт: Блаженный Василий всю жизнь собирал деньги на храм и в конце жизни пришел к царю и передал все свои сбережения с просьбой возвести здание невероятной красоты. Василий Блаженный не дожил до начала строительства, он был похоронен около Троицкой церкви в 1557 году, на месте которой чуть позднее и заложили новый храм.
Пока царь воевал, после каждой значительной его победы на месте будущего храма возводились временные религиозные постройки. Закладка самого же Собора состоялась в 1552 году. В 1588 пристроили храм в честь Св. Василия (в том месте, где предположительно находились его мощи). Строительство окончательно было завершено в 1562 году.
Это интересно: здание возводили из кирпича, а не из традиционного белого отесанного камня. Именно это, и еще необычный архитектурный стиль храма, стало причиной того, что многие историки считают авторами творения итальянских мастеров.
Общая высота сооружения более 65 метров, и долгое время здания выше него в столице не существовало.
Позднее его не раз перестраивали и восстанавливали. Следующая масштабная реконструкция проходила в 80-ых годах XVIII в., а последняя до Революции — в 1900-1912 годах.
Рекомендуем также ознакомиться с удивительной историей и описанием Санаксарского монастыря в Мордовии.
Сколько куполов
Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.
Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.
Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.
История
Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.
Начало
Василий Блаженный
Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.
По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».
XVI век
Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.
Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.
XVIII век
Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.
С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.
Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.
Собор Василия Блаженного. 1830-е
XX век
Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.
В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.
Строительство
Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.
Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.
В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).
Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.
Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.
Работа подмастерьем
Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.
Христа ради юродивый
На Руси всегда почитались подвижники, которые отказывались от удобств и комфорта сытой жизни ради служения Богу. Юродивые, которых народ считал заступниками простого народа перед властью земной и небесной, всегда почитались на Москве. Особенно знаменитым был блаженный Василий (1468-1557), считавшийся покровителем города.
Василий почитался не только простыми людьми, его уважал митрополит Макарий, к нему прислушивался сам царь Иван. Блаженный Василий первым начал собирать деньги на постройку храма. Рассказывали, что он хранил собранную мелочь открыто, но чудесным образом не пропало ни копейки, ибо вора поражал паралич, от которого мог излечить только Василий.
Эти деньги стали первыми затраченными на строительство, когда блаженный уже умер, причем при его похоронах гроб нес сам Грозный.
Где находится Покровский собор
Великолепный архитектурный комплекс нашёл своё пристанище в южном направлении Красной площади около Спасских ворот Кремля. Задолго до 1555 года Иван Грозный дал обет возвести огромный восхитительный храм в случае покорения и присоединения Казанского ханства. Слово своё сдержал.
Знаковое событие свершилось 1 октября на праздник Покрова́ Матери Божией. До середины 16 века на этом месте находилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Она постоянно обрастала небольшими храмами в память тех святых, в чей день была одержана победа.
По святому благословению митрополита Макария архитектурный ансамбль из дерева превратился в каменную композицию. Одно основание на всех объединило девять отдельных храмов и колокольню, которые в свою очередь соединялись внутренними переходами.
Первоначально грандиозное строение венчали 25 золотых куполов в виде шлемов, стены комплекса были белого цвета. В таком обличии Покровский собор простоял недолго. Уже в 17 веке появляется растительная роспись внутреннего убранства и знаменитая красно – белая имитация кирпичной кладки с внешней стороны.
Неоднократно христианское святилище достраивали и переделывали. Оттого уникальный памятник архитектуры хранит сокровища нескольких веков.
Здесь древнерусская иконопись мирно соседствует с масляными шедеврами 18 веков. Грандиозная реконструкция постигла церковь при Екатерине II. Именно такой мы видим её сейчас.
Архитектура и убранство храма
Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.
Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.
Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.
В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.
Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.
Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками
Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами
Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.
Собор Василия Блаженного — храм во славу чудотворца
Главная церковь храма освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Однако Покровский храм называют собором Василия Блаженного и связывают его не с Иваном Грозным и Казанскими походами, а с именем московского юродивого — человека Божьего. Василий жил на улицах Москвы и даже в лютый мороз ходил полуголым, на теле носил вериги — железные цепи с крестами. Сам Иван Грозный относился к нему с благоговением
Купала собора
Когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе со своей супругой — царицей Анастасией. Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола. Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт. Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного.
Соборные купала
Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна. Сегодня собор находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Архитектурные особенности
У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.
Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.
***
Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!
Дальнейшее проявление дара
Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.
При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.
Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.
Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.
Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.
Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.
Описание внешнего вида
Сейчас у святыни 11 глав: девять над церквями, десятая над приделом Василия Великого и последняя над звонницей.
Посередине маленькая луковичная главка венчает центральный Покровский храм в окружении восьми массивных куполов. Каждый из которых со своей неповторимой индивидуальностью рисунка и отделки. Небольшие внутренние помещения маскировались вычурной декоративностью.
Композиция церквей не имеет чётко выраженного фасада. С какой стороны не обойди, будет казаться, что именно этот и есть главный.
Разноуровневые шпили расположены ступенями по принципу нарастания высоты, устремляясь ввысь, к Богу.
Два больших ажурных крыльца с северной и южной стороны были пристроены позднее.
Маленькая площадь прекрасно гармонирует с недюжинной величиной. Вышина сооружения 65 метров. И до первого десятилетия 17 века Покровский храм занимал главенствующее положение.
С высоты птичьего полёта представляет собой восьмиконечную звезду.
Экскурсии
Собор удивляет не только своим пестрым видом, но и экскурсиями, которые работники музея готовят для посетителей. Самая интересная, которую я посетила вместе с младшей сестрой – это «Предивные главы Покровского собора» для детей от 7-ми лет. Стоимость одного билет для школьника – 450 рублей, школьник + сопровождающий – 550 рублей. Профессиональные экскурсоводы познакомили деток с историей происхождения многоцветных глав собора. Много рассказывали о декоративном убранстве и провели мастер класс по рисунку в техники пластилинографии. Мы с сестрой остались довольными.
В музее проводят обзорные и авторские экскурсии для школьников и студентов. На официальном сайте вы сможете найти темы экскурсий и записаться на них или за дополнительную плату воспользоваться аудиогидом.
Архитектурная композиция
Планировка здания характеризуется 3 особенностями:
- отсутствие единого фасада
- конфигурация 8-угольной звезды
- замена подвала на подклеть
Для строительства храма был создан насыпной холм на месте рва. Этим объясняется невозможность. Уникальность сооружения в том, что весь храмовый комплекс воздвигнут на единой основе. По замыслу строителей, приделы были объединены между собой общей галереей.
Часовни посвящены праздникам и памяти святых, чьи дни совпали с датами победных сражений Казанского похода:
- Пресвятая Троица
- Вход Господа в Иерусалим
- Николай Чудотворец
- Григорий Армянский
- мученики Киприан и Устиния (позже мученики Адриан и Наталия)
- Александр Свирский
- Чудотворец Варлаам Хутынский
- Святители Павел, Иоанн и Александр (позже ИоаннМилостивый)
В качестве строительного материала использовался кирпич. Нижняя часть была выполнена из белого камня. Для укрепления здания, кладка дополнительно фиксировалась с помощью скреп из металла.
У комплекса небольшие размеры:
- высота главного столпа – 46 м;
- общая площадь 60 кв.м.
Интересные факты
Что хочется рассказать об этом уникальном храме:
- Имена архитекторов Покрова на Рву доподлинно неизвестны до сих пор. Предполагается, что это были Барма и Плотник Яковлев (или Плотник Яковлев по кличке Барма). В некоторых источниках указано, что Иоанн Грозный поразился в высшей степени красотой храма, что приказал ослепить зодчих, чтобы избежать повторения чуда в других городах. Может быть это и так, но имена Бармы и Постника есть в некоторых более поздних документах, повествующих о продолжении занятий строительством, хотя повторения архитектурного чуда не произошло. Доподлинно известно, что архитектор по имени Постник — создатель Казанского Кремля;
- В 1811 году здание могло быть уничтожено. Согласно легенде, наполеону Бонапарту так понравился собор Покрова на Рву, что он решил перенести его в Париж. Когда же инженеры объяснили императору, что выполнить его желание нет никакой возможности, он решил сжечь здание. Очевидцы рассказывали, что фитили уже запалили, но внезапно пошел дождь, погасивший их;
- Храм послужил прообразом одного из самых известных соборов Санкт-Петербурга – Спаса на Крови. Эти сооружения внешне очень похожи;
- Архитектору Барановскому в свое время (1936 год) поручили уничтожить здание, так как он мешал проведению парадов. Члены ЦК рассказывали, что Барановский стоял на коленях и умолял их не взрывать, говоря, что он предпочтет лагеря уничтожению святыни. Члены ЦК решили на время заморозить проект, а Барановского на пять лет отправить в лагеря;
- Это одна из самых известных церквей Москвы и любой рассказ об истории города не обойдется без изображения этого храма. Только по одной картинке, где изображен храм, можно узнать столицу;
- Храм появился в очень интересном документальном фильме – «Жизнь после людей». Создатели фильма посчитали, что это один из немногих памятников архитектуры, который сохранится через 125 лет после исчезновения последнего человека. В фильме кратко рассказана история возникновение храма, понятная даже для детей.
Покров на Рву долгое время работал только как музей, и это тревожило чувства многих верующих. После того как в 1990 году здесь прошла первая литургия, радости многих православных христиан не было предела, ведь это по-настоящему намоленное и святое место.
Смотрите видео, в котором рассказывается об истории создания храма Василия Блаженного:
Кафедральный собор
В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.