Музей-усадьба л.н. толстого в хамовниках

Кабинет Льва Николаевича

Писатель вставал в шесть часов утра и поднимался в маленький, с низкими потолками кабинет. Его стены окрашены в светло-зеленый цвет, пол обтянут солдатским сукном.

На втором этаже стоит знаменитый резной стол с балясинами, которому сам писатель подпилил ножки. Именно за ним было написано около сотни произведений, в том числе такие, как «Воскресение» и «Хаджи Мурат». Здесь писал Илья Репин портрет Толстого за письменным столом. На нем сейчас лежат ручки из ветки вишни, прибор для письма из малахита, папка. Стоит конторка, за которой Толстой продолжал работу, когда уставал сидеть. Он работал по восемь-девять часов в день. На большом диване Лев Николаевич отдыхал.

Павильон

1 / 2

Павильон в усадьбе Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 2

Павильон в усадьбе Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

Небольшой окрашенный в серо-голубоватый цвет деревянный домик, «павильон», был построен в 1888 году. Здесь в начале XX века открылась ясно­полянская амбулатория, где любой нуждающийся мог бесплатно получить медицинскую помощь. Принимал больных домашний врач Душан Маковицкий.

До появления амбулатории врачеванием крестьян, приходивших за помощью в усадьбу, занималась Софья Андреевна. В одном из писем к Толстому она говорит: «Столько у меня больных, Левочка, что просто ужас! Стала настоящим доктором и думаю серьезно зимой на медицинские курсы ходить»  Толстая С. А. — Толстому Л. Н., 7 июня 1883 года.. Отец Софьи Андреевны был врачом, так что какие-то медицинские знания у нее были; известно, что она самостоятельно изучала медицинские книги. Впоследствии лечением крестьян занялась дочь Маша, отучившаяся на курсе медицин­ских сестер. «Вот она действительно любила лечить, легко выносила вид ран, крови, даже страданий. Усердие и самоотверженность в ней были удивительные»  С. А. Толстая. Моя жизнь., — писала Софья Андреевна в своих воспоминаниях.

О том, как врачевал сам Лев Николаевич, почти ничего неизвестно. В его дневниках и воспоминаниях современников часто встречаются записи о том, что он постоянно навещал тяжело больных крестьян, в том числе во время эпидемий. Своих детей, по воспоминаниям сына Ильи, он лечил так: «…ушибешься — не плачь, ноги озябли — слезай, беги за экипажем, живот болит — вот тебе квасу с солью, пройдет»  И. Л. Толстой. Мои воспоминания..

Фонды людей и учреждений, работавших с наследием Л.Н. Толстого

В отделе рукописей хранятся фонды литературоведов Н.Н. Арденса, В.А. Жданова, Э.Е. Зайденшнур, К.С. Шохор-Троцкого. Представлены творческие рукописи, биографические документы, переписка с деятелями культуры.

Имеются документы различных учреждений, связанных с именем Л.Н. Толстого. Это фонды Толстовского музея в Петербурге, Толстовского общества в Москве, редакции Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах (Юбилейного издания) во главе с В.Г. Чертковым (до 1936 г.) и Н.С. Родионовым, содержащие сведения о деятельности этих учреждений и создании музея Л.Н. Толстого. В составе фондов — уставы, списки членов правлений, протоколы заседаний редколлегии, инструкции по подготовке текстов к изданию, материалы финансовой деятельности, переписка

Экскурсии

Групповые экскурсии проводятся по записи. Индивидуальные экскурсии организуются в течение дня при наличии желающих.

Стоимость экскурсии

  • Взрослые, индивидуально — 1000 руб./чел.
  • Экскурсионная путевка на группу до 5 ч-к — 2000 руб.
  • Экскурсионная путевка на группу 6–10 ч-к — 4000 руб.
  • Экскурсионная путевка на группу 11–15 ч-к — 6000 руб.

При проведении экскурсий льготы предоставляются:

  • Героям СССР, Героям РФ, полным кавалерам Ордена Славы;
  • Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним;
  • Военнослужащим срочной службы;
  • Детям до 16 лет;
  • Инвалидам 1 и 2 групп (в случае проблем с передвижением могут взять 1 сопровождающего);
  • Членам ИКОМ;
  • Детям-сиротам;
  • Детям-инвалидам;
  • Детям из многодетных семей;
  • Пенсионерам;
  • Учащимся школ и вузов старше 16 лет.

Экскурсионная путевка для группы до 10 человек + 1 сопровождающих стоит 3000 руб., а дла группы 11–15 человек + 2 сопровождающих — 4500 руб.

Экскурсии для иностранцев

Стоимость экскурсионной путевки на группу:

  • до 5 ч-к — 3000 руб.
  • 6–10 ч-к — 6000 руб.
  • 11–15 ч-к — 9000 руб.

tchernobrovova

Первый этаж

Осмотр начинается с первого этажа. Здесь находится столовая, спальня хозяев, детская комната и кухня. Обстановка очень простая, не соответствующая высокому статусу хозяев. Как известно, Толстой не любил китч и барские штучки.
Когда Толстые переехали в Москву , у них было семеро детей: дочери Татьяна и Мария, сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей и Михаил. Вообще надо отметить, что Софья Андреевна родила 13 детей (!!!!!), но 5 из них умерли в младенчестве.

На первом этаже, около парадной лестницы на второй этаж, привлекает внимание еще один экспонат — дорожная шуба писателя, расположенная под толстым стеклом. Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Москве в Хамовниках фотография 5

Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Москве в Хамовниках фотография 5

Столовая и комната хозяев дома.

Завтракали в семье Толстых все в разное время. Но обед, дело святое, всегда проходил в одно и тоже время — в шесть часов. Во главе стола всегда была Софья  Андреевна, которая разливала суп, а лакей разносил уже тарелки членам семьи.

Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Москве в Хамовниках фотография 7

Детская и комната дочери Льва Толстого

Самой яркой и красивой комнатой первого этажа являлась комната Татьяны Львовны. Старшая дочь  писателя отличалась веселым нравом и легким характером. Ее любили как младшие братья и сестры. Творческая обстановка комнаты во многом была обусловлена родом ее занятий — она была художницей-портретисткой, и обучалась в  Училище живописи и зодчества.

Музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Москве в Хамовниках фотография 9

Где купить билеты?

Да здесь аншлаг! У кассы, похожей на скворечник, толпа, изрядно замученных жарой, чего-то ожидающих, людей. Оказалось, что ожидают экскурсовода. Ведь только так можно попасть внутрь архитектурных объектов, находящихся на территории Усадьбы. Странный подход, почему нельзя самим зайти и посмотреть?

Нам не повезло — выяснилось, что мест в ближайшую по времени группу с экскурсоводом уже нет. Ждать следующей — не менее 2-х часов. Пришлось довольствоваться билетами на самостоятельную прогулку по Усадьбе. Таким образом внутрь дома Толстого и другие дома мы, к большому сожалению, не попали. Ну и ладно, фотографировать в домах всё равно запрещено.

Может быть в следующий раз приедем пораньше и всё сложится…?

Кстати, мы нигде не увидели информации о том, что можно бесплатно скачать аудиогид по территории на izi.travel (не реклама). Узнали об этом уже дома, а ведь прогулка могла быть более информативной и познавательной.

Так выглядит касса «жемчужины» тульской области. Это же прошлый век!!! Ну как-то совсем неприлично и неудобно, особенно, с моим «метром с кепкой».

А вот так изящно выглядят заветные билеты. Чувствуется творческий подход руководства. Жаль, что на этом он и заканчивается. Художники как всегда немного приукрашивают действительность. Дом Толстого по факту оказался в более удручающем состоянии, чем на билетах. Хочется верить, что внутри он лучше сохранился, чем снаружи.

Итак, за 100 рублей мы можем хоть целый день гулять на территории Усадьбы «Ясная Поляна». Далее чуть-чуть истории…

Последнее десятилетие жизни писателя в фотографиях

В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л. Н. Толстого от православной церкви официально было запрещено снимать и распространять изображения писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов немного. По-прежнему заказывала портреты мужа С. А. Толстая фирме «Шерер, Набгольц и К». В 1903 году в 75-летний юбилей Л. Н. Толстого его сын Илья Львович пригласил в Ясную Поляну своего друга, профессионального фотографа Ф. Т. Протасевича, который сделал много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летнего юбилея писателя (1908 г.) в Ясную Поляну приехал петербургский фотограф от «Нового времени» К. К. Булла с сыном. За два дня они создали целую предъюбилейную коллекцию, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически емкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы, ее окрестностей.

Последний профессиональный снимок Толстого в Ясной Поляне был сделан фотографами фирмы «Отто Ренар», которые в 1909 году приезжали в Ясную вместе с представителями фирмы «Граммофон», желающими записать голос «патриарха русской литературы».

Хроника поездок Л. Н. Толстого в 1909 и в 1910 годах к другу В. Г. Черткову в подмосковное Крекшино, к дочери Т. Л. Сухотиной в Кочеты, последнего посещения писателем Москвы в сентябре 1909 года нашла отражение (помимо снимков В. Г. Черткова и Т. Тапселя) в фотографиях профессиональных мастеров С. Г. Смирнова, А. И. Савельева, фирмы «Ю. Мебиус», в кинокадрах А. О. Дранкова, Ж. Мейера (фирма «Пате»). Ими же сняты траурные дни ноября 1910 года в Астапове и Ясной Поляне, которые запечатлели также профессионалы Т. М. Морозов, Ф. Т. Протасевич и кинооператоры фирмы А. А. Ханжонкова.

Иллюстрации к Толстому

Первые иллюстрации к роману «Война и мир», исполненные по существу ныне полузабытым художником М. С. Башиловым, представляют собой огромный интерес как пример прямого сотворчества писателя и художника. В музее хранятся 23 иллюстрации Башилова и выполненные с них гравюры для первого издания романа. Толстой с нетерпением ждал от Башилова готовых рисунков к роману «Война и мир», признаваясь в письме к художнику, что они вызывают у него «подстрекающее чувство» к продолжению работы над романом. Но Башилов из-за болезни не смог завершить начатый труд, и роман, к огорчению Толстого, вышел без рисунков художника.

Нужно отметить, что писатель испытывал живой пристальный интерес к изобразительному искусству, и у него самого иногда проявлялась потребность выразить мысль не только словом. В фондах ГМТ хранятся рисунки Толстого, сделанные в разные периоды. В 1850-е гг. это рисунки в кавказских записных книжках, которые можно считать своего рода набросками с натуры к рассказам «Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник», к повести «Казаки»; 17 иллюстраций к роману Ж. Верна «Вокруг света», исполненные для своих детей в 1870-е гг.

В 1893 г. Толстой познакомился на Передвижной выставке с замечательным художником Л. О. Пастернаком. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники художник показал ему свои иллюстрации к «Войне и миру», исполненные по заказу журнала «Север». Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет, в конце 1880-х гг., художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа «Воскресение» и автором прославленных иллюстраций к нему. Вся серия к «Воскресению» поступила в музей от самого художника.

В 1904 г. Пастернак еще раз обращается к иллюстрированию Толстого, на этот раз по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг. Для серии народных иллюстрированных изданий он исполнил рисунки к рассказу Л. Н. Толстого «Чем люди живы». К этому времени этот рассказ писателя уже иллюстрировали Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев, для «Посредника» к рассказу сделали рисунки А. Д. Кившенко, В. Лебедев, М. Малышев, Е. М. Бём. Сам Пастернак считал эти иллюстрации самыми удачными. Высоко оценил их и Толстой.

Роману «Анна Каренина» при жизни писателя известные художники уделили значительно меньше внимания. В музее хранятся иллюстрации с изображением главной героини работы Е. М. Бём (конец 1870-х гг.), М. А. Врубеля (1883 г.), М. В. Нестерова (1887 г.). В советское время эту традицию портретного изображения образа Анны продолжили Н. В. Верещагина-Розанова (1940-е гг.), М. К. Соколов (1946 г.). Иллюстрации к роману создавали Верейский О. Г. (1975 г.), Ванециан А. В. (1952–1953 гг.), Дехтерёв Б. А. (1939 г.), Самохвалов А. Н. (1952 г.), Пименов Ю. И. (1944 г.), Рудаков К. И. (1940 г.).

Много и успешно иллюстрировали Толстого в традициях своего времени И. Е. Репин, Н. Н. Ге, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, К. В. Лебедев, К. А. Савицкий, П. М. Боклевский, А. Д. Кившенко, В. Н. Бакшеев, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, С. А. Виноградов, Родионов М. С. и др.

Гордость коллекции музея составляют иллюстрации к повестям «Хаджи-Мурат» (1912–1914 гг.) и «Казаки» (1917 г.) с богатейшим подготовительным материалом (более 200 единиц хранения), исполненным с натуры на Кавказе в 1912–1914 гг. художником Е. Е. Лансере. Художнику удалось наиболее точно передать художественное своеобразие произведения Толстого.

В советское время художники продолжали обращаться к произведениям Толстого. Среди иллюстраторов видное место заняли Н. И. Пискарев, К. И. Рудаков, В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, М. К. Соколов, А. Н. Самохвалов, М. С. Родионов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, В. А. Милашевский, П. П. Павлинов, Д. А. Шмаринов, О. Г. Верейский, А. И. Харшак, А. В. Кокорин, А. В. Николаев, А. Л. Костин и многие другие.

Если у Ю. И. Пименова это всего один рисунок — иллюстрация к сцене «Венчание Левина и Кити», то А. В. Николаев передал в музей целую коллекцию иллюстраций к «Войне и миру». С 1948 г. художник постоянно обращается в творчестве к этому роману — он создал 6 вариантов иллюстраций (черно-белый графический, подготовленный в 1960-70-е. гг., целиком находится в фондах ГМТ, как и значительное число иллюстраций в технике гуаши). Вся коллекция иллюстраций О. Г. Верейского к роману «Анна Каренина» (1975–1981 гг.), включая подготовительный материал (более 500 единиц хранения), коллекция А. И. Харшака к роману «Воскресение», А. И. Зыкова к трилогии «Детство. Отрочество. Юность» составляют знгачительный раздел фонда.

Фонд редкой книги

Фонд редкой книги насчитывает около одиннадцати тысяч единиц хранения. В него входят все первые публикации произведений Толстого в периодической печати; первые отдельные издания произведений писателя; издания, запрещенные цензурой и оставшиеся в единичных экземплярах.

В фонде редкой книги есть первое опубликованное произведение Л. Н. Толстого — повесть «Детство», которая вышла в сентябрьском номере «Современника» за 1852 год. Она была напечатана под заглавием «История моего детства» и подписана инициалами «Л. Н.»

Результатом педагогической деятельности Толстого стало издание им в 1862 году ежемесячного педагогического и литературного журнала «Ясная Поляна». Редактором и автором большинства статей был сам Толстой. Приложением к журналу выходили «Книжки Ясной Поляны», которые содержали пересказы произведений русских и зарубежных писателей, сочинения крестьянских детей, переделки народных сказок, загадки, пословицы, песни.

1860-е годы — время напряженной работы писателя над романом «Война и мир». В 1868–1869 гг. выходит первое издание романа-эпопеи в шести частях.

В течение 1875–1877 гг. в журнале «Русский вестник» печатается роман «Анна Каренина». Журнальная публикация охватывает семь частей романа. Восьмая, последняя часть была напечатана отдельным изданием в 1878 г. В этом же году вышло в свет отдельное полное издание романа в двух томах.

Около десяти лет работал Толстой над романом «Воскресение». Роман публиковался в журнале «Нива» в течение 1899 года. Это полузапрещенный роман, который печатался с большими цензурными пропусками. В 1900 г. вышло три отдельных издания романа.

Особую коллекцию составляют нелегальные произведения Толстого, отпечатанные с помощью гектографа и литографии. Из 217 единиц хранения 86 имеются только в фонде нашего музея. Наиболее широко представлены «Исповедь», «Крейцерова соната», «Так что же нам делать?», «Царство божие внутри вас», «О жизни», «Критика догматического богословия» и другие.

В фонд редкой книги входит коллекция книг издательства «Посредник», основанного при непосредственном участии Толстого в 1884 году и издававшего книги для народного чтения. Коллекция уникальна. Она включает около шести тысяч единиц хранения: все издания Толстого, вышедшие в «Посреднике» — прежде всего, его народные рассказы, публицистика; книги всех серий «Посредника» — «Для интеллигентных читателей», «Свободное воспитание» и другие.

Отдельную коллекцию составляют произведения Толстого, вышедшие в первые годы Советской власти, в годы Великой Отечественной войны, миниатюрные и подарочные издания.

В фонд редкой книги вошла коллекция «Библиотека Н. Н. Гусева». Она насчитывает 3541 единицу хранения (в том числе — 74 издания на иностранных языках). Среди книг — «Полное собрание сочинений» Л. Н. Толстого в 90 томах с пометами Гусева, содержащими дополнения к комментариям и исправления ошибок в них — что представляет интерес для издателей нового академического «Полного собрания сочинений» Л. Н. Толстого.

Нижний парк и вышка-беседка

1 / 6

Нижний парк усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 6

Нижний парк усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

3 / 6

Нижний парк усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

4 / 6

Нижний парк усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

5 / 6

Нижний парк усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

6 / 6

Вышка-беседка в нижнем парке усадьбы Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

Николай Волконский очень любил парки — и в 1810-е годы разбил в Ясной Поляне большой английский парк, или «аглицкий сад». Англий­ские парки еще называют пейзажными: они должны выглядеть естественно, подчеркивать природный пейзаж и дополнять его. Под такие парки обычно выбирали какую-нибудь неровную местность — с оврагами и лощинами — и сажали множество разных деревьев и кустарников. Яснопо­лянский парк высажен на месте нескольких оврагов, в нем есть клены, ясени, тополя, вязы, дереза. Еще в таких парках очень ценились водоемы — вот и в яснополянском парке есть каскад из трех прудов: Верхнего, Среднего и Нижнего. Нижний пруд называли «Кошачьим», его еще можно узнать по красивым березовым мости­кам. Ограждений в пейзажных парках не ставили, но иногда делали незамет­ные изгороди, проложенные по дну оврага. По-французски они назывались «ha-ha», а в русском языке получили имя «ах-ах» или «аха» — из-за эффекта неожиданности.

В этом парке часто гуляла мать Льва Толстого, Мария Волконская. Один из ее любимых маршрутов заканчивался вышкой-беседкой, откуда можно было смотреть на дорогу. Лев Толстой восстановил эту беседку в память о матери, умершей в 1830 году, когда он был совсем маленьким.

Что повлияло на выбор дома

Когда будущие хозяева осматривали деревянный дом, совсем не похожий на дворянскую усадьбу, то в ней не было электричества, канализации, водопровода, и продавец выражал сомнения, что его дом подойдет семье графа, потому что показывать было практически нечего. Но Л. Толстого заинтересовал большой запущенный сад. Мимо дома с садом, что тогда было редкостью, Толстой не прошел. Через несколько дней он его приобрел за двадцать семь тысяч рублей. Оплата вносилась по частям. Никто тогда, конечно, не думал, что этот дом превратится в музей Толстого. В Хамовниках ничего подобного ранее не было…

Выставки

Выставка «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Выставочный проект приурочен к трем юбилейным датам: 150-летию со дня рождения И. А. Бунина и А. И. Куприна и 160-летию со дня рождения А. П. Чехова. Встреча трех классиков русской литературы в едином экспозиционном пространстве дает возможность по-новому осветить многие аспекты их биографии и литературного наследия.

Выставка «Есенин. „Живите так, как вас ведет звезда…“ К 125-летию со дня рождения поэта»

Посетителям юбилейной выставки предлагается новый взгляд на творческий путь одного из легендарных русских поэтов ХХ века. Экспозиция рассказывает о ключевых эпизодах биографии Сергея Есенина, объединяя их образом «рождения звезды». Яркая образность звездной интерпретации поддерживается подлинными артефактами из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, Музея-заповедникаС. А. Есенина, РГАЛИ, ИМЛИ РАН. В экспозиции представлены рукописные автографы Есенина, записные книжки, печатные издания с первыми публикациями его стихов, фотографии, портреты, личные вещи, а также записи голоса поэта. В эпилоге выставки можно увидеть комплекс материалов, рассказывающих о посмертной судьбе наследия Есенина.

Выставка «Чеховская Москва»

Выставка организована в год 160-летия со дня рождения А. П. Чехова и позволяет познакомиться с уголками той Москвы, где жили и что видели Чеховы более века назад, с близким окружением семьи: литераторами, врачами, художниками, музыкантами, купцами. Помимо фотографий столицы конца XIX — начала ХХ веков, посетители увидят мемориальные вещи Чеховых, оригинальные произведения живописи и графики, украшавшие интерьеры чеховских квартир, книги и журналы из библиотеки писателя.

Цены в музее-заповеднике «Ясная поляна» в 2020 году

Вход на территорию усадьбы возможен без привлечения экскурсоводов:

  • 100 руб. для взрослых;
  • 50 руб. для студентов и пенсионеров;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Владимир

Цены на экскурсию зависят от участков музея, которые вы хотите посетить и от категории посетителя. Школьники, студенты и пенсионеры относятся к льготной категории посетителей.

Участки музея

Будни

Выходные дни

группа 15 человек, руб.

группы до 15 человек, руб. на группу

группы от 15 человек, руб. для всех категорий

группы до 15 человек, руб. на группу

Взрослые

Льготники

Усадьба, дом, флигель

400

350

6000

450

6750

Усадьба и дом

350

300

5250

400

6000

Усадьба и флигель

250

230

3750

Проводится только в последний вторник месяца

Усадьба

150

150

2250

150

2250

Кочаковский некрополь

150

150

2250

150

2250

Для проведения экскурсии на иностранном языке требуется 1500 руб. дополнительно. Найти свободный день и купить билеты заранее можно на официальном сайте музея «Ясная поляна».

Татьяна Попова

Архитектурный облик музея

Государственный музей Л. Н. Толстого располагается в бывшей усадьбе семейства Лопухиных, построенной в 1817 году по проекту Григорьева — ведущего архитектора московского ампира. Выполненное в стиле ампир, здание музея являет собой классический пример архитектуры послевоенной Москвы первой половины XIX века. Внешне оно выглядит каменным, но это не так: стены, перекрытия и все несущие конструкции сделаны из дерева. Но, с целью имитации более дорогой каменной архитектуры, внешняя поверхность стен оштукатурена и декорирована лепниной и имитацией рустовки. Главное украшение фасада — портик с шестью белыми ионическими колоннами и барельеф, на котором представлен сюжет «Поклонение Амуру». В здании сохранилась анфилада парадных залов с традиционными для того времени расписными плафонами.

Во дворе музея установлен гранитный памятник Льву Николаевичу Толстому, созданный в 1913 году скульптором С. Д. Меркуровым. Изначально он был установлен в сквере Девичьего поля, на нынешнее место перенесен в 1972 году.

В настоящее время здание музея является памятником архитектуры.

Александр Сенников

У нас работают

Инна Георгиевна Андреева — заведующая отделом «Музей-квартираА. Н. Толстого» с 2001 года, в ГМИРЛИ работает с 1989 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 100 печатных работ.

Дина Анатольевна Федина — ведущий научный сотрудник. В ГМИРЛИ работает с 2006 года, с 2014 — в отделе «Музей-квартираА. Н. Толстого». Окончила библиотечный факультет Московского государственного института культуры. С 1980 года работала в музеях Орла и Москвы. Дипломированный гид пешеходных экскурсий проекта ГМИРЛИ «Москва в поисках литературного героя».

Людмила Юрьевна Папенина — научный сотрудник отдела «Музей-квартираА. Н. Толстого» с 2012 года. В ГМИРЛИ работает с 2011 года. Окончила МСХА имени К. А. Тимирязева и Высшую школу культурологи МГУКИ. Имеет опыт методической работы.

Елена Александровна Фролова — ведущий научный сотрудник. Работает в отделе ГМИРЛИ «Музей-квартираА. Н. Толстого» с 2013 года. Окончила филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета. Имеет дипломы курсов Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) по специальности «музейная педагогика» и Государственного центра «Надежда» — «организация культурно-досуговой работы с людьми с ограниченными возможностями». Более десяти лет опыта музейной работы с детьми.

Инна Ивановна Малинина — методист по музейно-образовательной деятельности отдела ГМИРЛИ «Музей-квартираА. Н. Толстого», педагог, концертирующая певица, лауреат международных конкурсов, автор методики развития слуха и голоса детей младшего школьного возраста. Окончила музыкальное училище по классу «фортепиано»; ТГПУ по специальностям «музыка и педагогика», «методист»; РАМ имени Гнесиных по специальностям «оперный и камерный певец», «педагог по вокалу».

Теплица

1 / 4

Теплица усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

2 / 4

Растения в теплице усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

3 / 4

Теплица усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

4 / 4

Растения у теплицы усадьбы Ясная Поляна Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

Теплицу, где сейчас растут ананасы, бананы, гранат, померанцы, артишоки, смородина, душица, лаванда, мята, полынь, розы, пионы, крокусы и многое другое, Лев Толстой обустроил в конце 1860-х, на месте оранжерей своего деда Николая Волконского.

В своих воспоминаниях Лев Толстой пишет, что его дед терпеть не мог охоты, тради­цион­ного развлечения дворян, «а любил цветы и оранже­рейные расте­ния»  Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 34., поэтому неудивительно, что при нем в Ясной Поляне появились оранжереи: две деревянные и одна стеклянная. Николай Волконский разводил здесь всевозможные растения, в том числе экзотические, вроде мексиканской клубники.

Став яснополянским помещиком, Лев Николаевич старался поддерживать оранжереи в порядке. В его дневниках за 1850-е годы мелькают многочислен­ные заметки об их ремонте, о посадке цветов, плодовых деревьев, цикория и даже кофе. А летом оранжереи Волконского часто превращались в кабинет писателя — Толстой приходил сюда работать, а иногда — прятаться от гостей. По воспоминаниям его свояче­ницы Татьяны Кузминской, уходя туда, он го­во­рил: «Мой адрес — в оран­жерее»  Цит. по: А. И. Ксенофонтов. Заповедник музея-усадьбы Ясная Поляна: Очерк-путеводитель..

В ночь на 15 марта 1867 года оранже­реи сгорели, жена Льва Толстого Софья Андреевна вспоминала об этом в своих дневниках:

Ясная Поляна — государственный природный заповедник

Помимо того, что во владениях Толстого расположен целый архитектурный комплекс, это еще и природный заповедник. Здесь необыкновенный воздух, птичья трель сопровождает на протяжении всей прогулки.

Водоемы, вековой лес, яблоневые сады — у нас есть возможность увидеть всю ту красоту, которая когда-то вдохновляла великого художника слова.

Умиротворяющая атмосфера Ясной Поляны, как видим, благотворно действует не только на людей. Беззаветно спящий местный пес умиляет гуляющих туристов.

На территории Усадьбы расположены каскад из трех прудов, «Прешпект» — огромная березовая аллея, Старый и Молодой сады, парки Нижний и «Клины», Самородный лес. И это далеко не все природные особенности, которые могут удивить посетителей «Ясной Поляны».

Птицы и мелкие животные чувствуют себя здесь спокойно и абсолютно не боятся прогуливающихся посетителей. Мне удалось сфотографировать дятла, а с полевыми мышками, которые в большом количестве разгуливают по дорожкам в чаще, оказалось сложнее, уж больно они шустрые.

Многие деревья — современники писателя.

Некоторые из них поражают своими формами и образами). А что навевает ваша фантазия?

Некогда сюда любили приезжать влюбленные пары, что бы обойти вокруг «Дерева Любви», загадать желание и жить «долго и счастливо». Береза и дуб переплелись причудливым образом, словно заключили друг друга в объятия.

К сожалению, в 2015 году Усадьба лишилась «Дерева Любви», причиной тому послужил сильный ветер.

Это происшествие довольно сильно опечалило гостей и жителей города. Но потеряв дерево, Поляна не потеряла особую атмосферу любви и семейного уюта, влюбленные пары по-прежнему приезжают сюда, насладиться видами и отдохнуть от городской суеты.

Стало приятной традицией молодоженам в день свадьбы приезжать в Ясную Поляну. Здесь невероятная уютная, домашняя атмосфера. Живописные виды, которые открываются в Усадьбе уже давно стали излюбленным фоном для свадебных, и не только, фотосессий.

Поскольку в «Ясную Поляну» ежедневно приезжает большой поток туристов, отзывов о посещении Усадьбы в интернете много. И воодушевляющих хвалебных, и негативных, с разочарованием от поездки.

Так стоит ли сюда приезжать? Однозначно, да. Это наша история, знания, наши традиции, наше великое культурное наследие.

Жаль неизвестно, что будет здесь через несколько лет. Лес, конечно, никуда не денется. Но к администрации однозначно есть вопросы.

Природа заповедника — 10 из 10! Но, отстающая по современным меркам, организация туристической деятельности в Усадьбе, печальное состояние объектов культурного наследия и ощущение какой-то неухоженности территории говорят о том, что недостаточно средств и усилий прикладывается руководителями к ее сохранению и развитию. И, увы, это не только наше субъективное мнение…

Буду рада вашим комментариям, интересно послушать разные мнения на этот счет.

Время работы

Вход на территорию музея-усадьбы «Ясная Поляна»:

С 1 ноября по 30 апреля 9:00 – 17:00
С 1 мая по 31 октября 9:00 – 20:00

Время проведения экскурсий на территории музея:

9:30 – 15:30

С 8 мая до 31 октября
в субботу и воскресенье
9:30 – 16:30

Понедельник – выходной день.

Последний вторник месяца: закрыт Дом Л. Н. Толстого.

Поcледняя среда месяца: закрыт Флигель Кузминских.

Стоимость билетов

Без экскурсионного обслуживания (прогулка по территории):
Взрослые — 100 руб., студенты и пенсионеры — 50 руб., дети до 18 лет — бесплатно.

Экскурсия (с посещением зданий) в выходные дни — 450 руб. для всех категорий граждан (в будние дни 400 руб. для взрослых, 350 руб — льготный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector