Храм иоанна воина на якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

История

Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами.

Храм в вечернем освещении, ОЦАД в fb

Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.

Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.

Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.

Вид на колокольню с Пятницкой улицы, Lyudmila_Klyopova

После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.

В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.

Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.

Роспись сводов, ОЦАД в fb

История, достопримечательности и святыни храма

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.

Интерьеры и святыни

Внутри церковь очень просторная, светлая и похожа на драгоценную шкатулку. Она богато украшена фигурной лепниной, орнаментами и фресками.

Великолепный резной иконостас имеет пять ярусов и отливает благородным золотом. Возле этого иконостаса крестили будущего поэта Михаила Лермонтова. Здесь совершали обряды отпевания известного генерала Михаила Скобелева, талантливого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера и композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.

Церковь Иоанна Воина трехпрестольная. Основной престол посвящен Иоанну Воину, южный придел освящен в память христианских мучеников Самона, Авива и Гурия, а северный – в честь епископа Димитрия Ростовского. Главной святыней считается храмовый образ Иоанна Воина, который был написан в середине XVII века.

Много верующих приходят помолиться перед иконой святой Варвары, которая попала сюда из церкви Варвары Великомученицы на Варварке. Для этого образа в церкви был устроен отдельный придел. В иконах и ковчегах в алтаре помещены частицы мощей более 150 святых. Во время христианских праздников их выносят к верующим.

Правила посещения храма

Правила посещения не слишком отличаются от общепринятых:

  • приходить в храм стоит в приличной, чистой и опрятной одежде;
  • женщина не должна переступать порог храма с непокрытой головой;
  • женщинам запрещено заходить в храм в юбках выше колена;
  • женщинам не разрешено приходить в храм в брюках;
  • в храм нужно приходить заблаговременно, чтобы не опоздать на службу, успеть поставить свечи;
  • при входе в храм следует перекреститься и совершить поклон с молитвой, в сторону алтаря внутри храма сделать то же самое;
  • во время богослужения не следует ходить по храму, ставить свечи;
  • женщинам запрещается прикасаться к святыням и совершать таинство Причащения с накрашенными губами;
  • в храме не следует громко разговаривать, смеяться и шутить;
  • во время богослужения сидеть можно только нездоровым;
  • не стоит постоянно менять свое местоположение;
  • молиться следует тихо и скромно, не стоит демонстрировать свои чувства и эмоции (стоять на коленях, громко плакать, поднимать руки к небу);
  • если кто-то из прихожан делает что-либо не правильно, не стоит делать замечания или одергивать;
  • в храме запрещено сквернословить;
  • не стоит отвечать грубостью на замечания;
  • при выходе из храма следует трижды поклониться и окрестить себя крестным знаменем с молитвой и благодарностью.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

История и строительство храма

Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.

Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.

В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I

Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму)

Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.

Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков. Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи». Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.

В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.

После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.

В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.

Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.

В следующей статье Вы ознакомитесь с описанием храма Ильи Пророка в Обыденском переулке.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

  • Икона праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Это храмовая икона из одноименной церкви, которая когда-то дала название самой улице (Якиманка) и была снесена в 1970 году. Иоаким и Анна — почитаемые православной церковью родители Пресвятой Богородицы.
  • Икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары. Этот образ также был перенесен сюда из закрытого, а позднее разрушенного храма. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском и была казнена собственным отцом-язычником за то, что отказалась отречься от христианства. Сегодня она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти и покровительницей горняков, пожарных и альпинистов.
  • Икона мученика Иоанна Воина, в честь которого и освящен храм. Святой Иоанн жил во времена римского императора Юлиана Отступника и служил в его воинстве. При этом он тайно помогал христианам, которые в то время подвергались гонениям, за что и был брошен в темницу.
  • Икона Божией Матери Владимирской с клеймами. Это один из самых почитаемых в Русской православной церкви образов Богородицы. По преданию, самая первая из таких икон была написана евангелистом Лукой.
  • Икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями брака и замужних женщин.
  • Икона Василия Блаженного. Василий, Христа ради юродивый, жил в Москве во времена Ивана Грозного. Он прославился многими чудесами, которые совершал как при жизни, так и после смерти. В наше время Василий Блаженный считается покровителем всех обманутых и обездоленных.
  • Образ Спаса Смоленского. Когда-то эта икона хранилась в часовне возле Спасской башни Кремля. Образ был написан в 1514 году в честь освобождения Смоленска от литовцев.
  • Икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей. Святая Анна Кашинская была супругой Тверского князя и жила во времена татаро-монгольского нашествия. Судьба ее сложилась трагически: ее муж, двое сыновей и внук были казнены монголами. После их гибели, Анна приняла монашеский постриг, а позднее — схиму. Считается, что она помогает людям, потерявшим своих близких.
  • Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Иеромонах Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских святых, жил в XVIII—XIX веках. Он прославился своими духовными подвигами, строгим аскетизмом и многочисленными чудесами.
  • Аналойная икона Христофора (Надеждина) — бывшего настоятеля храма. В 1922 году он был арестован и расстрелян ЧК по надуманному обвинению. В августе 2000 года настоятель был канонизирован Архиерейским Собором в чине священномученика.

Святыни храма

А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Подробный календарь Великого поста 2020

  1. Святая Четыредесятница
  • Чистый понедельник, начало Великого поста – 11 марта.
  • В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 11 марта – 14 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
  • Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия– 17 марта.
  • Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.)– 24 марта.
  • Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная(Мк.8:34–9:1) – 31 марта.
  • Неделя 4-я Великого поста. Преп.Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля.
  • Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 26 марта, четверг (реально совершается накануне – 25 марта,  в среду вечером).
  • Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 28 марта. Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля).
  • Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской(VI в.) – 29 марта.
  • Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вaий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 31 марта – 4 апреля.
  • В пятницу седмицы, 3 апреля – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполeзную совершив Че­ты­ре­де­сятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
  • Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христомпра­ведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 4 апреля.
  • Неделя 6-я, Неделя ваий(«пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Вербное воскресенье (Ин.12:1-18), Вход Господень в Иерусалим – 5 апреля.
  1. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(6 апреля – 11 апреля)

  • Великий Понедельник (6 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).
  • Великий Вторник (7 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).
  • Великая Среда (8 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
  • Великий Четверг (9 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.
  • Великая Пятница (10 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения). Утром – чтение Великих (Царских) Часов.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (11 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица). Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

Социальная и миссионерская деятельность

При храме работает воскресная школа, в которую принимают детей от шести лет. В ней дети знакомятся со Священным Писанием, с православной символикой и культурой, участвуют в экскурсиях и в различных праздничных мероприятиях.

Для прихожан постарше в церкви организован молодежный клуб. Его участники совершают паломнические поездки в другие города, слушают лекции и устраивают литературно-музыкальные вечера.

Приход активно занимается благотворительностью. В частности, он взял шефство над коррекционной школой-интернатом в городе Кашине (Тверская область), где учатся полторы сотни детей. Прихожане оказывают школе материальную и финансовую поддержку, собирают для детей продукты, одежду, игрушки и книги.

Уважаемые братья и сестры!

 Настоятель протоиерей Игорь Никандров

И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ХРАМА

Глава храма с крестом была установлена  в воскресенье 29 октября 1996 года, 24 года  назад. Ураган 17 сентября 2020 г. сломал крест, который  удерживался четырьмя растяжками. Ветер оборвал  одну из них и опрокинул крест.

Крест  имел деревянную  конструкцию, усиленную  стальным каркасом.  Как оказалось, деревянные элементы в местах крепления сгнили и были разрушены. Уже подходило время  его заменить. С помощью высотной вышки снята  глава храма, будет изготовлена новая  усиленная  конструкция  и поднята на место..

Прихожане  и жертвователи собрали необходимые средства для производства первоочередных работ, найден подрядчик, который обещает за 2 месяца выполнить все работы. 

Будет изготовлена новая глава и завершающий ее крест.  Конструкция   будет усилена,  на все наружные поверхности будет  нанесено золотое покрытие. Параллельно будет проведена  замена и обновление  окон и восстановление наружной отделки храма. Для этого потребуются немалые средства.

Как добраться на машине

От Красной площади до храма на машине путь займет не более 12 мин. Есть 3 варианта маршрута.

Через ул. Софийская набережная самый продолжительный маршрут (3,8 км):

  1. По ул. Красной проехать по Большому Москворецкому мосту в сторону ул. Балчуг, ехать примерно 5 мин. (1,1 км).
  2. Продолжать движение по ул. Балчуг 2 мин. (230 м).
  3. Проехать по ул. Софийская набережная в направлении ул. Большая Якиманка 6 мин. (2,5 км).

Через ул. Большая Ордынка маршрут составит 3,7 км:

  1. По Большому Москворецкому мосту и ул. Большая Ордынка проехать в сторону пер. Пыжевский 5 мин. (1,7 км).
  2. По пер. Старомонетному в направлении наб. Кадашевская 2 мин. (800 м). Повернуть налево.
  3. По ул. Малая Якиманка проехать в сторону пр-да Якиманского 2 мин. (400 м).
  4. Ехать в сторону ул. Большая Якиманка 1 мин. (800 м).

Через ул. Большая Якиманка – самый быстрый маршрут, составляет 3,5 км и занимает 9 мин.:

  1. Проехать по ул. Красной, Большому Москворецкому мосту, ул. Болотной, пл. Болотной и ул. Серафимовича в сторону Большого каменного моста (2,2 км).
  2. Продолжать движение по пр-ду Якиманскому в сторону ул. Большая Якиманка (1,3 км).

Интерьеры и святыни

Внутри церковь очень просторная, светлая и похожа на драгоценную шкатулку. Она богато украшена фигурной лепниной, орнаментами и фресками.

Великолепный резной иконостас имеет пять ярусов и отливает благородным золотом. Возле этого иконостаса крестили будущего поэта Михаила Лермонтова. Здесь совершали обряды отпевания известного генерала Михаила Скобелева, талантливого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера и композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.

Церковь Иоанна Воина трехпрестольная. Основной престол посвящен Иоанну Воину, южный придел освящен в память христианских мучеников Самона, Авива и Гурия, а северный – в честь епископа Димитрия Ростовского. Главной святыней считается храмовый образ Иоанна Воина, который был написан в середине XVII века.

Много верующих приходят помолиться перед иконой святой Варвары, которая попала сюда из церкви Варвары Великомученицы на Варварке. Для этого образа в церкви был устроен отдельный придел. В иконах и ковчегах в алтаре помещены частицы мощей более 150 святых. Во время христианских праздников их выносят к верующим.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва

Описание Храма Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва

Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка (улица Большая Якиманка, 46).

Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный.

Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей» (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Южный придел храма — во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный — свт. Димитрия Ростовского; приставной — великомученицы Варвары; в храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.

В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами — в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» — пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.

Если же вы все-таки решили искупаться, то необходимо помнить:

Купаться нужно только в специальной проруби (иордани) после ее освящения.Перед тем как зайти в воду следует произнести молитву «Отче наш» или одну из специальных молитв перед купанием.При купании надо обязательно быстро трижды погрузиться в воду с головой, после чего трижды перекреститься и сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».В Крещение надо купаться в рубашках, а не в купальных костюмах, чтобы не смущать окружающих обнаженным телом.

Категорически не рекомендуется купаться в ледяной воде при простуде, гипертонии, хронических заболеваниях, болезнях кожи. Лучше всего накануне праздника Крещения обратиться к своему лечащему врачу и получить личную консультацию о безопасности купания. 

Отечественная война 1812 года

В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.

К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.

Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.

Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.

Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Когда освящают воду на Крещение

Согласно церковным канонам Великий чин освящения воды совершается только в праздник Крещения Господня 19 января. Но так как любой православный праздник начинается со второй половины предшествующего дня, освящение воды проводят начиная с окончания утреннего богослужения в Крещенский сочельник (18 января) и продолжают уже в сам праздник Крещения Господня 19 января, после божественной литургии.

Многих интересует – отличается ли вода, которую освятили 18 января от освященной именно в праздник Богоявления, 19 января? По словам священнослужителей, вода, которая освящается 18 и 19 января, обладает совершенно одинаковыми свойствами и разницы, в какой день прошло освящение, никакой нет.

Надо отметить, что Малое освящение воды проводится в течение года и в другие церковные праздники. Воду святят по просьбе верующих – например, когда проводят крещение детей или освящают места строительства церквей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector