Придворный храм семьи романовых. 10 фактов о казанском соборе

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

Над созданием храма трудилось несколько тысяч рабочих. Несмотря на отсутствие техники и крайне тяжелые условия труда был построен самый большой собор Санкт-Петербурга. Его высота достигает 71,5 метров, а огромные колонны, весом до 30 тонн каждая, поражают своим величием.

Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе, Anton Vysoven

200 лет гарантии

— Что делается для того, чтобы созданные вами фрески сохранялись как можно дольше?

— Прежде чем наносить на стены живопись, мы специально готовим поверхность. Мы используем технологию старых мастеров, используемую 300—400 лет назад. Мы проклеивали стены полностью тканью.

— Краски тоже особенные?

— За 600 лет состав масляных красок для академической живописи практически не изменился. Чтобы не произошло отслоения красок, тут мы тоже используем специальные технологии — шпаклевки, мездровый столярный клей, который делали еще наши прадеды. После того, как живопись выполнена, композиции покрываются специальными защитными составами.

— Сколько времени они проживут без реставрации?

— Минимум 200 лет без реставрации, а вот в плановой чистке будут нуждаться примерно через 40—50 лет, потому что копоть от свечей в любом случае садится на поверхность. А так — мы рассчитываем на 5-6 веков жизни нашей росписи.

Фото: Анна Тарлецкая

Священники и клирики Казанского Храма Богородского-Воронина

  • В 1704-1709 гг. при церкви был священник Алексий Иванов и его сын дьячок Степан.
  • 1712-1716 гг. — священник Сергий Иванов
  • 1716-1717 гг. — священник Иоанн Иосифов
  • 1772 г. — диакон Алексий Тимофеев
  • 1779-1784 гг. — священник Алексий Авраамов и диакон Михаил Иларионов
  • 1798-1813 гг. — священник Алексий Козмин
  • 1799 г. — пономарь Алексий Михайлов
  • 1813 г. — дьяк Яков Цветков
  • 1814-1817 гг. — священник Иоанн Андреев
  • 1815 г. — пономарь Димитрий Григорьев, пономарь Михаил Степанов
  • 1817-1827 гг. — священник Иоанн Алексеев
  • 1827 г. — диакон Иаков Симеонов, пономарь Симеон Петров
  • В 1837 г. в Казанской церкви служили священник Иаков Федорович Цветков, дьячок Матфей Ильич Нарбеков и пономарь Иван Михайлович Виноградов. Последние крестины состоялись в июле 1837 года
  • С ноября 1837 г. таинства в Казанском храме совершал священник храма Михаила Архангела в Тропареве Николай Алексеевич Некрасов
  • С января 1839 г. жители Богородского-Воронина совершали требы в Тропарево (причт: священник Николай Алексеевич Некрасов, диакон Николай Васильевич Гусев, пономарь Димитрий Тимофеевич Смирнов)
  • 1873-1875 г. — священник Василий Смирнов
  • 1873 г. — диакон Иоанн Протасов
  • 1874 г. — псаломщик Алексий Смирнов

(по материалам Главного архивного управления г. Москвы)

Надо ли художникам держать пост

— Вячеслав Валентинович, изначально на Руси иконописцы, прежде чем приступить к работе, держали пост, очищались молитвой, приступали к работе после причастия и благословения. Как работают современные художники с росписью в храмах?

— Действительно, в основном у нас работают воцерковленные художники. Но здесь еще дело в чем? Храмовая роспись — это не совсем иконопись. Художники держат пост как и все в течение года, но их непосредственная ежедневная работа требует немалых физических энергозатрат. Это ведь не над маленькой иконой сидеть корпеть в мастерской. Здесь и по лесам попрыгать приходится. У нас нет жестких установок и в самой живописи, таких, например, как в иконописи. Мы создаем жанровые сцены.

— Вячеслав Валентинович, некоторые картины практически закончены. Что мы увидим под сводами? Уже видно, что это — четыре крупные картины на библейские сюжеты.

— Полукруглые арки северной и южной сторон храма называются «люнеты». На восточной и западной стенах расположены выпуклые поверхности, это «конхи». На большом северном люнете собора мы видим несение ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом. Авторы композиции — Евгений Кравцов и Александр Акопов — создали ее на основе тех редких небольших записей о том, что находилось в храме изначально до его разрушения.

Фото: Максим Платонов

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Казанский собор после 1917 года

Казанская площадь

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор, другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь — в Русский музей. В храме остались только «Тайная вечеря» С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Казанский собор

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка «Военное прошлое русского народа». Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка «Отечественная война 1812 года», проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору «вернули голос», на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

  Поделиться

1
Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.:
«Невский проспект : Архитектурный путеводитель».
Издательство «Центрполиграф»,
2004 —
378 стр.

2
Буренина М. С.:
«Прогулки по Невскому проспекту».
Издательство «Литера»,
2003 —
272 стр.

3
Канн П. Я.:
«Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №9. — С. 30-32».
Издательство «»,

стр.

4
Канн П. Я.:
«Казанская площадь // Ленинградская панорама. — 1985. — №10. — 32-34».
Издательство «»,

стр.

5
Малиновский К. В.:
«Санкт-Петербург XVIII века».
Издательство «Крига»,
2008 —
576 стр.

6
Жигало М. В., Тукиянен И. А.:
«Самые известные храмы Санкт-Петербурга».
Издательство «Олимп: Астрель: АСТ»,
2007 —
285 стр.

7
Игнатенко А. А.:
«Казанский собор. Страницы истории.».
Издательство «Искусство России»,
2007 —
128 стр.

8
Шуйский В. К.:
«Тома де Томон».
Издательство «Лениздат»,
1981 —
160 стр.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Примечания

  1. Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX— начало XX века. — Составитель В. Г. Исаченко. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 19—21
  2. Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971. — С. 50—51
  3. , с. 65.
  4. Эфрос А. М. Гонзаго в Павловске // Эфрос А. М. Мастера разных эпох. — М.: Советский художник, — 1979. С. 70
  5. Путятин И. Е. Русская церковная архитектура эпохи классицизма. Идеи и образы: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. — М., 2011. — С. 45
  6. Путятин И. Е. С. 46
  7. Лисовский В. Г. — С. 112
  8. Власов В. Г.. Казанский собор в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 270—272
  9. . Казанский кафедральный собор. Дата обращения: 1 февраля 2017.
  10. Исключения встречаются среди церквей неправославных конфессий, где такого жёсткого требования на ориентацию алтаря нет. В частности, церкви Петра и Павла (лютеранская), Святой Екатерины (католическая) стоят входом на юг (к проспекту), алтарём на север. Шведская церковь Святой Екатерины (лютеранская) тоже стоит боком к проспекту, но входом на восток, алтарём на запад.
  11. История строительной техники / Под ред. В. Ф. Иванова. — Л.-М.: Госстройиздат, 1962. — С. 320—321.
  12. В 1914 году значительная часть трофейных французских знамён, штандартов и ключей была передана в Московский исторический музей
  13. Бедринский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. ↑ С 12 марта 1923 года до закрытия собор принадлежал обновленцам.
  15. В период настоятельства В. Красницкого собор принадлежал обновленческому течению «Живая Церковь».
  16. См. «Записки» Вигеля.

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.

Казанский собор памятник Кутузову

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.

Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам – М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец – М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи

Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах

Икона Казанской Божией матери — история

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле неё исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая — с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

От эскиза до готовой фрески — пусть в полгода

— Вы ездите на роспись всей мастерской? Или у вас есть «костяк» художников?

— Есть основной коллектив, который ездит по городам. Но здесь — очень большой объем работ, поэтому работают еще и приглашенные мастера. Это один из самых больших храмов, очень величественный, объемный. Высочайшего уровня. В общей сложности здесь работает порядка 15 художников. Кроме того, наша «Мастерская» делает облицовку иконостаса мрамором. Над ним работают еще и резчики, и позолотчики, и литейщики — на них резной золоченый декор. Пишем иконы. Все работы по иконостасу ведутся в Ставрополе. Сейчас идет покрытие его мрамором. Хочу сказать, что у нас работают самые разные мастера, поскольку в «Мастерской Пахомова» — комплексный подход к убранству храма. Сдача храма у нас намечена на май будущего года. В июне — июле будет освящение храма.

Фото: Максим Платонов

— Можно узнать, в какую сумму вылилась только роспись храма?

— Я не смогу сказать, здесь очень много направлений и каждый отвечает только за свое. Все вопросы к заказчику.

— Когда начались работы по росписи?

— В декабре пошлого года. Мы начали сбор информации, эскизирование, больше полугода работали только над концепцией — что и где будет располагаться. Только после утверждения «вышли» на стены и начали работать. Это было в июне. Что-то уже закончили, над чем-то работа продолжается, так что — работаем.

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642).2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками.

Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, «собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала».

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение ? поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.
Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А.4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: «Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского,5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы,6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора»7. Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все.

И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было «принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в «етманский бой «, в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря». Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что «етманский бой» был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: «…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву?. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector