Николо-угрешский монастырь

Высокие покровители монастыря

Со времени образования монастырь прозвали великокняжеским и царским. Потомки Дмитрия Донского даровали обители великие милости. Направляясь в охотничьи угодья, расположенные по дороге в монастырь, цари заезжали в обитель, оставляя щедрые вклады. Внук Дмитрия Донского, Василий Темный, подарил обители ближайшие села – Капотню и Жирошкино, а Иван Грозный закрепил право монастыря на неуплату пошлин и безвозмездную ловлю рыбы, запретив рубить лес в монастырских рощах.

С восхождением на трон Дома Романовых появилась традиция «Угрешских походов», когда царь вместе со свитой, в окружении народа, отправлялся в монастырь на молебен в день Николая Чудотворца.

Традиция, возникшая при Михаиле Федоровиче, утвердилась и расцвела во времена правления его сына, набожного Алексея Михайловича. Наведывался сюда и Петр I, не очень жалующий монастыри. После подавления стрелецкого бунта он сослал сюда своих мятежных противников для присмотра и исправления.

Хроника Николо – Угрешского храма

Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.

Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.

В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.

В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.

По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.

Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.

Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.

Литература

  • Димитрий, инок, Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря, М., 1872.
  • Паламарчук, П. Г., авт.-сост., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…, М., 1992.
  • Судариков, В. А., Чапнин, C. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1993.
  • Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, 2-е изд., М., 1995.
  • Кондратьев, И. К., Седая старина Москвы, Москва, 1996.
  • Серафим, иером., «Николо-Угрешская обитель,» Журнал Московской Патриархии, 1997, № 1, 42-44.
  • Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1999.
  • Николаева, Т. Е., Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 2001.

Современная жизнь монашеской общины

30 января 1991 решением Московского областного совета возвращён Русской православной церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 года — в сане епископа Люберецкого, викария Московской епархии; 31 мая 2010 года освобождён от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х годах осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1998 году при монастыре открыто духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря.
По проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор. В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

При монастыре, вне его территории действует гостиница для паломников, управляемая паломнической службой монастыря.

24 декабря 2010 года постановлением Священного синода Русской православной церкви наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Храмы и часовни монастыря

В южной части монастыря – пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1894 году в память 500-летия основания монастыря. Храм, поставленный на подклете, внушительных размеров. Высота купола – 68 метров, вместимость – 7000 человек.

Здесь хранятся ценные вклады. Царь Михаил Федорович пожаловал воздух (тканый покров для сосудов) и два покрывала красного атласа с надписью, вышитой золотом и мелким жемчугом, а также напрестольный восьмиконечный крест с 16 частицами святых мощей. От царя Алексея Михайловича – житие и чудеса святого Николая: книга, написанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат, листов счетом 421, с 407-ю изображениями.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобной Марии Египетской. Храм построен в 1763 году на месте упраздненных царских палат, хранит одну из главных святынь – Тихвинскую икону Божьей Матери, особо почитаемую в монастыре. После закрытия храма в нем размещались жилые помещения и школа. Богослужения начались 19 декабря 1990 года.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1860 год) строился как больничный, так как примыкал к монастырской больнице. Пятиглавый храм восстановлен в 1999 году. Среди храмовых икон – образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе и древний иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1870 год) построен на деньги благотворителя Рогаткина при богадельне, находящейся в Южном братском корпусе. Небольшой храм с ажурным пятиглавым завершением в стиле барокко восстановлен в 2004 году.

Никольский собор, построенный в конце XIV века, закрыт в 1925 году, а в 1940 году разобран. Храм восстановлен в 2006 году в формах XVI века.

Никольская часовня, где в дореволюционные годы хранился фрагмент ствола сосны, на которой в 1380 году явился Дмитрию Донскому образ Николая Чудотворца. Разоренную в 1920 году часовню восстановили в 1998 году.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории монастырского кладбища. Здесь же часовня, в которой покоился прах отца Пимена, настоятеля монастыря 1852-1880 годов, много сделавшего для процветания обители.

Около Пруда – Часовня «Взыскание погибших» иконы Божьей Матери и Петропавловский храм. Недалеко от монастыря – памятник Николаю Чудотворцу, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом – в другой.

На главной дороге от Святых ворот – 93-метровая шестиярусная проездная колокольня с церковью Усекновения главы святителя Иоанна Предтечи во втором ярусе на средства купца Пятницкого и его супруги.

Колокольню высотой 77 метров называют «угрешной свечой», на стенах колокольни – стихотворные строки о зарождении Николо-Угрешского монастыря на старославянском языке. В воротах колокольни – старинные фрески. С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат.

Больничный храм во имя великомученика Пантелиимона открыт в 1993 году, еженедельно здесь совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители приходят в стационар Дзержинской больницы, чтобы совершить над больными таинство исповеди и Причащения.

В храме во имя святого Благоверного Макария Московского регулярно проходят богослужения.

Храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, в новом храме регулярные богослужения начались 31 октября 2006 года.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов освящен 20 августа 2008 года.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя  в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском  храме,  в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается  в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского:  140090, Московская обл., г. Дзержинский,  пл. Дмитрия Донского,  д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский,  пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

Фотобанк Лори

Настоятели, наместники

Настоятели игумены
  • Иона (между 1433 и 1445)
  • Авраамий (? — 1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил (Сафонов) (1494—1506)
  • Тихон I (1517—1520)
  • Пимен I (упом. 1567)
  • Тихон II (упом. 1572—1573)
  • Лаврентий I (упом. 1589)
  • Тихон (1590—1598/9)
  • Елеазар (упом. в 1598)
  • Тихон III (упом. в 1598 и 1599)
  • Марк (упом. 1609)
  • Иона II (упом. 1610).
  • Пафнутий (упом. 1618)
  • Сергий II (Бешенцев) (1634—1643)
  • Дионисий II (1643—1645?)
  • Кирилл II (упом. 1652)
  • Иона III (между 1653 и 1657)
  • Тихон IV (до 1663)
  • Викентий (упом. 1668; до 1672)
  • Герасим II (Гордеев) (упом. с 1673 до 1679)
  • Иосиф I (Шохнев) (упом. с 1680; до 1683)
  • Иосиф II (упом. с 1688; до 1691)
  • Трифиллий (Инихов) (1691—1692)
  • Григорий (упом. 1692)
  • Феодосий (до 1695)
  • Дионисий III (Воробьёв) (упом. 1697; до 1708)
  • Мефодий II (1709—1717)
  • Аарон (1720 — 10 марта 1721)
  • Варлаам I (Овсянников) (1721—1723)
  • Аввакум (Львов) (1724—1731)
  • Феодор (Левонов) (1732—1735)
  • Варлаам II (упом. 1736; до 1741)
  • Иона IV (Лещинский) (1741—1744)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Иов (1745—1748)
  • Иоанн (Ястрембский) (1749—1752)
  • Иларион (Завалевич) (1753—1757)
  • Варлаам (Гловацкий) (1757—1759)
  • Ириней (Братановский) (1759—1762)
  • Гедеон (до 1768)
  • Сильвестр (Буявинский) (упом. 1772)
  • Арсений (1774—1775)
  • Симон (1776—1777)
  • Варнава (до 1791)
  • Иероним (Ершов) (1791)
  • Ионафан (с 1791)
  • Никандр (1804—1807)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1808)
  • Евгений (Казанцев) (1810)
  • Иннокентий (Смирнов) (1810)
  • Феофилакт (1814—1819)
  • Амвросий (1819—1821) — был правителем монастыря ещё в 1803—1814 гг.
  • Платон (Березин) (1821—1822)
  • Израиль (1822—1825)
  • Аарон III (1825—1833)
  • Иларий (1834—1851)
  • Пимен (Мясников) (1853 — 24 августа 1858)
Настоятели архимандриты
  • Пимен (Мясников) (24 августа 1858 — 17 августа 1880)
  • Нил (Сафонов) (1880—1893) архим. с 1887
  • Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
  • Макарий (Ятров) (15 июня 1905—1923)
Наместники
  • Вениамин (Зарицкий) (11 декабря 1990 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (с июня 2010)

Каменное строительство в Николо-Угрешском монастыре

В 1850-е годы в монастыре разворачивается грандиозное каменное строительство. Большинство построек нынешнего архитектурного ансамбля относится ко второй половине XIX века, лишь только колокольня — это 1758—1763 годы, хотя по ней этого не скажешь — и неспроста: в той же середине XIX столетия она была капитально перестроена.

От более древних времен сохранялся Никольский собор XVI века, но то, что мы видим сейчас, — новодел, старый храм уничтожили в 1940 году. В 1890-е годы по проекту московского архитектора А. Каминского рядом был возведен огромный Спасо-Преображенский собор, ставшим вторым по величине (после храма Христа Спасителя, разумеется) собором Московской губернии. К этому времени в обители насчитывалось 170 насельников, паломники шли сюда сотнями.

Одной из уникальных достопримечательностей, неизменно привлекавшей верующих, была и, по счастью, остается украшающая северную стену архитектурная панорама «Святой град Иерусалим», или «Иерусалимская стена» (бытует и название «Палестинская»). Вытянутая вдоль монастырской ограды декоративная красно-кирпичная постройка условно (приближенно к иконописной традиции) имитирует строения и общий силуэт Иерусалима. Это не имеющее аналогов в России сооружение было создано в 1866 году по эскизам знаменитого академика Ф. Солнцева, руководителя монументального историко-художественного проекта «Древности Российского государства».

Словом, за 600-летнюю историю монастырь пережил многое: взлеты и падения, славу и забвение. Святую обитель систематически опустошали враги православия, но она непременно возрождалась.

Паломнику

Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.

  • Телефоны для связи: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65
  • Адрес электронной почты паломнической службы: nusmm.ugresha@gmail.com

Проезд из Москвы:

а) от м. Котельники авт. 470, 347;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от м. Алма-Атинская авт. 1063;
г) от м. Братиславская марш. 1207к;
д) от станции Люберцы авт. 20 и 21;
е) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21

Примечания

  1. .
  2. . Храмы России. Дата обращения: 14 марта 2013.
  3. Тихон (игумен Угрешского Николаевского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении. См. Иона (игумен Николаевского угрешского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  5. До игуменства с 31 марта по 1 октября 1721 года был обер-секретарём Св. Синода. Из-за неприязни к нему Феофана Прокоповича 5 февраля 1723 года лишён монашества; 11 мая 1725 года сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1732 году.
  6. Здравомыслов К. Я. Иоанн (Ястрембский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Амвросий (архимандрит Высотского Богородичного монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

В каком месте располагается и как добраться к монастырю?

Можно добраться в храм Николо – Угрешский некоторыми способами:

• Следует добраться от Казанского вокзала до площади Люберцы, а потом на общественном транспорте (автобусом) номер 20 и номер 21 необходимо доехать до остановки площадь Святителя Николая;

• Возможно доехать от станции метрополитена Люблино на общественном транспорте номер 305;

• Можно добраться от станции метрополитена Кузьминки на общественном транспорте номер 470.

Любой религиозный человек хотя бы единожды обязан посетить данное Господнее обиталище, ощутить данную благосклонную безмятежную обстановку, взглянуть на абсолютно все святая святых, святилища, монастыри, соборы, часовни и образы Николо – Угрешского храма. Для того чтобы без помощи других удостовериться в силе данной величавой местности.

Да пускай Вас всегда оберегает и защищает Всевышний!

https://youtube.com/watch?v=bUWekKkhIXY

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и др.

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector