Буддийский храм

А при чем тут Рерих?

Для возведения северного дацана создали научную комиссию, в ряду востоковедов был и Николай Рерих.

Известный художник создал для северного храма эскизы цветных витражей в световом потолке и деревянном поясе, ограждающем молитвенный зал.

Несвойственный дацанам элемент мастер украсил восемью буддийскими «символами счастья»: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с восьмью спицами.

Супруги Рерихи, как и многие в среде художественной интеллигенции, увлекались буддизмом. Отсылки к этой религии и вообще восточные мотивы можно встретить в их творчестве. Однако буддистами они не были.

Как вести себя в буддийском храме

Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы 
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы  
  • Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Настоящее время

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Табличка на стене храма

Надвратная табличка

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. Однако надо отметить, что в ранний период (90-е годы) отношения с иерархией гелуг в Индии не были восстановлены, монашеская община (гелонги) не была сформирована. Первое руководство Дацана занимало  во многом традиционную для буддизма в СССР негативную  позицию  по отношению к местным буддистам-европейцам,  иностранным буддологам, а так же и к тибетским ламам, вплоть до ограничения посещения ими Дацана. Реакцией на это было недовольство  самых широких слоев общественности, в дальнейшем такая противоречивая политика послужила поводом для фактически силового захвата Дацана в 1998г. небольшой оккультной группой, состоящей в основном из жителей Калининграда, и удерживание ими храма на протяжении нескольких лет. В результате долгих судебных разбирательств, обвинений обеих сторон в самых разных нарушениях, и т.п., храм был вновь возвращен буддистам, с многочисленными долгами и утратами.

К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции. Отношения между ними и руководством Дацана стали нормализовываться.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины, также в храме проводятся экскурсии и читаются лекции по философии и истории Буддизма.

Строительство

Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 года

Северный фасад

Вид с Елагина острова

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. Строительство храма началось после слов императора: «Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла»[источник не указан 175 дней]. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой VI. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построен из колотого гранита .

Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Дацан сегодня

В наши дни питерский храм играет роль духовного центра для всех буддистов Северо-Запада России. Ежедневно утром и днем здесь проводят молитвенные собрания – хуралы. Под сводами здания звучат древние мантры и возносятся молитвы о благополучии и счастье всех живущих. В дацане отмечают буддийские праздники, совершают религиозные обряды и ритуалы.

Большая бронзовая курильница – «байпур»

Храм ведет большую просветительскую работу. В Санкт-Петербург приезжают учителя из Тибета, стран Европы, Азии и Америки и читают лекции для всех, кто интересуется историей и традициями буддизма. Здесь регулярно организуют медитативные ретриты, а также ведут прием астрологи и врачи, которые специализируются на традиционной тибетской медицине.

Ежегодно в парках на Елагином острове проходит бурятский народный праздник Сухарбан. Во время него устраивают зрелищные соревнования борцов – баторов и азартные состязания на лучшего стрелка из лука. Буряты выступают с песнями и танцами в национальных костюмах, и угощают гостей традиционными блюдами бурятской кухни.

Молитвенные барабаны

История буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге

Есть мнение, что первые буддисты появились в Санкт-Петербурге в начале XVIII века, во время строительства Петропавловской крепости. Это были волжские калмыки. Как долго они пробыли в Петербурге не известно. Но согласно переписи населения 1869 г. в городе проживал всего один буддист. Но, к 1897 г. ситуация с буддистами улучшилась, их количество составило 75, а в 1910 г. – 184 человека. Это были калмыки, буряты, иностранные буддисты восточных стран, а также аристократические представители модного в то время в Европе течения «теософо-буддизма», или «необуддизма».

В 1898 г. Петербург посетил посланник XIII Далай-ламы бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. По его инициативе было подано ходатайство о строительстве небольшой буддийской молельни. Но возведение началось только в 1909 году по проекту архитекторов Березовского Н.М., Барановского Г.В. и Берзена Р.А. Много трудностей и преград пришлось преодолеть при строительстве дацана. В результате буддийский храм в Петербурге был освещен только в 1915 г. Уже к концу 1916 года, в результате постоянных военных действий в то время, буддисты покинули город. В советский период трудные времена были для дацана. Только в период 1920 – 1933 гг. буддийском храме проводились религиозные службы. В последующее время в дацане Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге размещались и военная радиостанция, и лаборатории зоологического института. И только в 1990 г. буддийский храм Гунзэчойнэй вновь стал действующим в религиозных целях.

Почему красит место?

Сегодня эта достопримечательность Петербурга нередко игнорируется туристами. Всему виной местонахождение.

Участок для храма выбрали неслучайно. Путём гадания по строгим канонам. Учитывали ландшафт и астрологические приметы.

648 квадратных саженей за 18 тысяч рублей были, как положено, вдали от суеты и близ водного источника – Большой Невки.

Строительство буддийских храмов начинают с особого ритуала. На земле обозначают «квадрат» внешнего периметра здания. В его центре «бумбу» ‒ сосуд с травами, драгоценными камнями и металлами, но главное ‒ туда кладут молитвы и священные заклинания.

История дацана

По меркам религии, которая насчитывает более 2500 лет, буддизм проник на территорию нашей страны не так давно. Первые упоминания о российских буддистах появились в XVII столетии.

При Петре I на берега Невы попали буддисты из Волжской Калмыкии и Забайкалья. Сначала их было совсем мало. В конце XIX века среди жителей города насчитывалось 75 приверженцев буддизма, а перед Первой мировой войной – 184 буддиста.

В начале прошлого века российскими буддистами руководил Агван Лобсан Доржиев. Он был официальным представителем Далай-Ламы XIII и предпринимал много усилий, чтобы сблизить Тибет и Россию. В 1900 году Доржиев прибыл в столицу страны, чтобы собрать пожертвования для монастырской школы, встретился с Николаем II и получил от императора разрешение на строительство дацана.

Вид на Буддийский храм с Приморского проспекта

Уникальный проект буддийского храма был создан талантливым архитектором и искусствоведом Гавриилом Васильевичем Барановским. Деньги на возведение монастыря пожертвовали Доржиев, Далай-Лама XIII, верующие калмыки, буряты и русские. Участок для нового дацана купили на тихой окраине, за Черной речкой.

Строительство началось в 1909 году и длилось 6 лет. Первую службу провели в еще недостроенном дацане в честь 300-летия императорской династии. В 1915 году, когда храм открыли, его священнослужителем стал Доржиев.

В те времена это был первый дацан в Европе. Создание буддийского храма в Санкт-Петербурге получило большую поддержку в странах, где издавна исповедовали буддизм. Король Сиама Рама V дружил с российским императором Николаем II. В качестве подарка тайский монарх отправил в Санкт-Петербург старинную статую Будды.

Вид на фасад Буддийского храма

К сожалению, история дацана началась с трагических событий. Питерский храм появился в неспокойные времена. С 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и тратила огромные средства на содержание и вооружение армии. Многие россияне обнищали. Буддистам в Санкт-Петербурге было тяжело видеть нарастающий в стране хаос. В 1916 году они покинули город, и храм опустел.

Во время Гражданской войны дацан разграбили мародеры. Пропали библиотека буддийской литературы и собранный Доржиевым архив. С 1919 по 1921 год в культовом здании находилась казарма для красноармейцев.

В 1924 году буддийские молебны в храме разрешили, но верующих было мало. Буддийской усадьбой владела Тибетско-монгольская миссия, которой тогда покровительствовал Наркомат иностранных дел СССР.

Вход в Буддийский храм

Спокойное время длилось недолго. В начале 1930-х годов в стране развернулась кампания по борьбе с религией – «опиумом для народа». Репрессии коснулись не только христиан, но и мусульман, и буддистов.

В 1937 году, когда начался Большой террор, НКВД стал разрабатывать дело о японских разведчиках и диверсантах. Под подозрение спецслужб попали немногочисленные буддийские монахи и жившие при храме русские ученые-востоковеды. Их стали считать изменниками родины, агентами японской разведки и арестовали.

Большинство из тех, кто имел отношение к дацану, в скором времени были расстреляны. Безвинно погиб ученый, литератор и основатель бурятской письменности Базар Барадиевий Барадийн. Создатель дацана и его первый лама – Агван Доржиев в возрасте 85 лет скончался в Улан-Удэ после жестокого допроса в тюремной больнице. Оставшихся буддистов выслали в Сибирь, и они оказались в ужасных условиях лагерей для политзаключенных.

Перед войной буддийское здание отдали физкультурникам, а предметы культа отправили в Музей религии и атеизма. В военные годы в бывшем храме оборудовали мощную радиостанцию, которая использовалась для глушения радиосигналов.

Ситуация поменялась в лучшую сторону в 1960 году, когда по просьбе Юрия Николаевича Рериха храм приспособили под лаборатории, принадлежавшие Зоологическому институту Академии наук. Спустя 30 лет здание вернули буддистам.

Архитектурные особенности, интерьеры и святыни

Оригинальный храм из красно-фиолетового гранита – настоящее произведение искусства. Благодаря необычному оттенку облицовочного камня, его часто называют «Аметистовым храмом».

Вид Буддийского храма со стороны улицы Савушкина

Питерский дацан построен в соответствии с канонами архитектуры, которые использовались для соборных храмов Тибета «цогчен-дуган». В начале прошлого века Барановский европеизировал традиционный проект и внес в него элементы модерна. Здание поражает ярким декором фасадов, позолотой и красочными витражами, эскизы для которых создал известный художник Николай Константинович Рерих.

В начале истории дацана из мест традиционного распространения учения Будды – Таиланда, Тибета, Монголии и Бурятии сюда привозили редкие святыни и реликвии. В годы опустошения все буддийские артефакты были утрачены, но, благодаря спонсорам, ситуация постепенно исправляется.

В главном алтаре дацана можно увидеть скульптуру Будды высотой 2,5 м, сделанную мастерами из Монголии. По старой традиции она изготовлена из папье-маше и покрыта сусальным золотом. Изящный трон Будды из нефрита украшен фигурами мифологических существ.

Вид Буддийского храма со стороны Липовой аллеи

В зеленом саду дацана стоит красивая курильница – «байпур». Она имеет высоту 120 см и весит 230 кг. Массивную бронзовую чашу украшают буддийские символы – цветок мудрости лотос, фигура непобедимого снежного льва, мифическое существо с головой птицы – Гаруда, затейливый орнамент в виде завитков и изображение священного Колеса Учения.

Курительнцу у храма используют для возжигания благовоний. По верованиям буддистов, густой ароматный дым очищает пространство и умиротворяет злых духов.

История дацана

Строительство дацана Гунзэчойнэй в Петербурге инициировал бурятский лама Агван Лобсан Доржиев: он приобрел для этой цели около 3 000 кв. метров в северной части города. Несмотря на то, что официальное разрешение властей на строительство дацана было получено в 1900 году, строительные работы начались только спустя девять лет. Пожертвований самого Агвана Доржиева, а также денег, переданных на строительство храма из Тибета, оказалось недостаточно. Потребовалось время на сбор дополнительных средств среди бурятских и калмыцких буддистов. 

Разработкой архитектурного проекта храма занимался специальный комитет. В него вошли не только зодчие, но и светила русского востоковедения – Василий Радлов, Сергей Ольденбург и Николай Рерих. Строительными работами руководил архитектор Гавриил Барановский.

Первое богослужение в недостроенном храме прошло зимой 1913 года. Посвятили его юбилею дома Романовых. Освящение и открытие храма состоялись в 1915 году. Примечательно, что две алебастровые статуи Будды (сидящий Шакьямуни и стоЯщий Майтрея), установленные в двух алтарях нового дацана, были подарены Санкт-Петербургу королевской семьей Сиама.

Здание храма возвели с учетом канонов классической архитектуры Тибета. Для его строительства вместо дерева или кирпичей использовался колотый гранит, что обусловило огромные денежные затраты. Также весомой статьей строительного бюджета выступила позолота и облицовка архитектурных деталей дацана. Витражи с изображениями буддийских символов выполнил сам Николай Рерих. Храм в Санкт-Петербурге и поныне считается одной из самых дорогих буддийских культовых построек Европы. В храмовый комплекс вошло общежитие для монахов и паломников.

Религиозные гонения, принесенные революцией, а также гражданская война не обошли стороной дацан Гунзэчойнэй. Последнее богослужение состоялось в 1916 году, после чего все монахи покинули город, а три года спустя дацан полностью разграбили. В итоге были утрачены уникальные культовые принадлежности, погибла храмовая библиотека, а документальный архив бесследно исчез. Здание же осталось в ведении Тибето-монгольской миссии. На некоторое время работу дацана удалось возобновить, но с приходом 35-го года, антирелигиозная политика СССР ударила по нему с новой силой. Группа лам была арестована НКВД. Во время планового ночного разгрома в храме ЧК продолжил аресты среди монахов и верующих. Под «расстрельную» статью попали и несколько выдающихся востоковедов, находившихся в дацане в ту ночь. В ноябре 1937 года был арестован основатель храма Агван Доржиев, которому на тот момент исполнилось 85 лет. Он скончался в Улан-Удэ после первого же допроса.

После жестокой ликвидации буддийской общины храмовые реликвии пополнили коллекцию Музея истории религии, а само здание было отдано под спортивную базу. Впоследствии здесь размещались радиостанция и лаборатория Зоологического института.  

В 80-е годы прошлого века Санкт-Петербург посетил с визитом Далай-лама XIV, результатом чего стало решение о передаче дацана Ленинградской буддийской общине. В 1990 году в храме возобновились богослужения.

Дацан в XX веке

Фасад дацана в летнее время

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию. Во время Гражданской войны, в 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет. В 1924 году дацан вновь начал функционировать с разрешения советской власти, религиозная политика которой предполагала «недопустимость оскорбления чувств верующих в ходе борьбы с «религиозными предрассудками» (в частности, именно на деньги советской власти в 1920 году была достроена соборная мечеть в Петрограде).

В 1937 году в ходе репрессий НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц живших при храме (среди них — бурятские религиозные просветители и русские ученые-востоковеды), бездоказательно обвинив их в работе на японскую разведку. В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий». По решению тройки НКВД некоторых из арестованных в ленинградском дацане расстреляли, как «участников контрреволюционной шпионской организации» проводящей «активную шпионско-повстанческую работу». Среди расстрелянных был и известный монголист Базар Барадийн, впоследствии оправданный Решением Верховного суда СССР. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана, и находившейся в нём Монголо-тибетской миссии, здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Биография

Будущий настоятель дацана родился 16 июля 1961 года. Его родное село – Нижний Бургалтай Джидинского района в Бурятии.

В 80-е годы прошлого века, будучи юношей, Буда Бальжиевич жил в Санкт-Петербурге (на то время – в Ленинграде), где окончил Индустриально-педагогический техникум. В 1991 году он стал послушником дацана Гунзэчоийнэй, а в 1993 году принял монашество.

Его духовную карьеру можно назвать довольно стремительной: еще четыре года спустя сам Пандито Хамбо Лама назначил его на пост ширээтэ родного монастыря в Санкт-Петербурге.

Однако в это время начались тяжелые для монастыря времена. Его здание и территорию нелегально захватили представители одной из городских сект, а чиновники и правоохранительные органы не предпринимали ничего в пользу законных хозяев.

Смутное время продолжалось долгих пять лет. Настоятеля иногда преследовали, вследствие чего ему приходилось скрываться. Одновременно с этим он готовил документы для судебных слушаний, но заседания постоянно откладывались, поэтому движение дела происходило очень медленно.

При этом монахи и прихожане в монастырь не допускались, за несколько лет образовалась задолженность за жилищно-коммунальное хозяйство. И хотя представители всех религиозных направлений в России поддерживали позицию буддистской сангхи, журналисты почти не реагировали на эти события.

Наконец в середине 2002 года суд вынес положительное решение в пользу буддистов, а к концу года дацан вновь распахнул свои ворота для посетителей, там заново начали проводиться службы. Стараниями ширээтэ монастырь вновь взял курс на возрождение и расширение географии буддийской мысли в Российской Федерации, восстановил былую мощь и славу. Более того, с тех пор Гунзэчоийнэй стал главным храмом буддизма в европейской части России, воплотившим духовную силу и символизм традиционной буддийской архитектуры.

Одновременно с тяжелым периодом монастыря в 2000 году ширээтэ успешно окончил обучение в Буддийском университете Даши Чойнхорлин, который находится в знаменитом Иволгинском дацане в Бурятской республике. Пять лет спустя он стал доктором философии буддизма, а еще через год удостоился аналогичной степени по мировому стандарту Оксфордской системы образования.

Благодаря настоятелю внешний фасад и внутренние покои монастыря стали реставрировать. 23 августа 2015 года был отмечен первый по-настоящему значимый юбилей – 100-летие дацана. Также Гунзэчоийнэй стал сотрудничать с важными культурными учреждениями Петербурга, в числе которых:

  • Эрмитаж;
  • Музей истории религии;
  • Музей Николая Рериха;
  • организации, непосредственно связанные с наукой.

Сегодня в самом дацане проводятся многочисленные экскурсионные программы, лектории. Настоятель сам ведет лекции для посетителей об основах буддизма. Кроме того, он написал и выпустил книгу «Лекции по философии и практике буддизма».

Здесь же, в монастыре, все желающие могут прийти к местным ламам на лечение с помощью традиционной медицины Тибета. Главнейший среди эмчи-лам, конечно же, сам Буда Бальжиевич.

В конце 2016 года он стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Надо сказать, он вообще довольно публичный человек и открыт к диалогу с прессой и общественностью. Его часто приглашают на радио, берут интервью известные печатные и интернет-издания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector