Храм рождества пресвятой богородицы в путинках, москва: описываем со всех сторон
Содержание:
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- История постройки
- Московский храм в XV — XVI веках
- История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях
- События XVIII — XX веков, связанные с Успенским храмом
- Молебен Петру и Февронии
- Судьба после революции и в советские годы
- Примечания
- Расписание богослужений
- Как был построен храм
- Первый столичный храм из камня
- Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
- Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
- Современное состояние
- История храма в XVII-XIX веках
- Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках немного истории
- Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
История постройки
История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Основание храма
За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:
- Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
- За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
- В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Царское время
Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.
Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.
Советские времена
После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.
В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.
Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.
Современность
Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.
Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.
Московский храм в XV — XVI веках
Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.
1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.
История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.
Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.
В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.
На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.
События XVIII — XX веков, связанные с Успенским храмом
Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:
- В петербургский период 1730—1917 в храме продолжают короновать на царство всех будущих императоров.
- Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновская армия оскверняет и подвергает разграблению Успенский собор. Но главные святыни успевают эвакуировать в Вологду.
- В 1895—1915 годы проводят ряд реставрационных работ под руководством разных архитекторов.
- В марте 1918-го собор закрывают для посещения и проведения богослужений.
- В 1955-м храм открывают как музей истории и архитектуры.
- С 1990 года в церкви начинают проводить богослужения с благословения патриарха Алексия I.
- В 1991-м храм включили в реестр музея-заповедника «Московский Кремль».
В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.
Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.
Молебен Петру и Февронии
Если в понедельник нет большого церковного праздника, то в воскресенье в 17.00 служат молебен святым Петру и Февронии с чтением акафиста. В этот момент храм Успения в Путинках, как правило, переполнен прихожанами – молодежью, желающей создать семью.
Если вы ищете вторую половинку, желаете создать крепкую семью, хотите попросить защиты у святых для вашей семьи, то приезжайте обязательно на молебен. В притворе на стойке напишите записку о здравии и с пометкой «Молебен и акафист свв. Петру и Февронии» (свв. – принятое сокращение, когда упоминают двух и более святых). Отнесите записку к свечнице. Молебен стоит 50 рублей.
Обычно служит молебен добрый и мудрый батюшка отец Алексий (Гомонов). По окончании он говорит долгую, но очень интересную проповедь специально для ищущих спутника жизни и семейных пар. Очень полезно послушать всем.
Судьба после революции и в советские годы
С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.
Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.
В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.
Важно знать: известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации
Оно использовалось для тренировок с участием собак.
2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.
С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения. Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.
Примечания
- , Подобное ударение спорно. Среди старожилов этого района засвидетельствовано также ударение на последний слог («в Путинка́х»).
- Чаянов А. В. Избранное:Статьи о Москве…. — М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2008. — С. 27. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978—5—91215—032—6.
- ↑ Памятники архитектуры Москвы. Т. В. Моисеева, Ю. И. Аренкова, М. И. Домшлак, Г. И. Мехова и др. — М.:Искусство,1990.
- ↑
- Москва: Архитектурный путеводитель. И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.:Стройиздат 1997.
- Воссоздание крыльца Н. Н. Свешников предложил на основе серьёзного изучения самого памятника в натуре, изучения графического материала, прежде всего, изображений самого памятника до перестройки 1864 года
- ↑
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 ноября 2008.
- . putinki.uspenie.com. Дата обращения: 11 февраля 2020.
Расписание богослужений
Храм в Путинках
Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.
Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:
- По будним дням, а также в субботу утреня и литургия проводятся, начиная с 7−30.
- В воскресенье начало службы сдвигается на один час, и она осуществляется с 8−30.
- Перед воскресениями, великими и двунадесятыми праздниками в 17−00 начинается Всенощное Бдение.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы — это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.
Расписание служб:
- В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
- В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
- Начало Всенощного бдения в — 18−00.
Собор Успения Божией Матери в Москве
Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля, на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 — 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.
Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения — это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.
Как был построен храм
Несколько веков назад район, в котором стоит церковь, был небольшой окраиной Москвы. В XVII столетии его называли «Путинками». Именно отсюда начиналась дорога к далеким северным землям. Здесь стоял Путевой или Посольский двор, где останавливались заморские послы.
Изначально в Путинках был деревянный храм. По некоторым данным он появился еще в XIV веке. Сохранился план города конца XVI столетия – так называемый «Петров чертеж». На нем изображена двуглавая деревянная церковь.
В 1648 году Москва пострадала от большого пожара, и старый храм в Путинках выгорел дотла. Прихожане очень хотели построить новую церковь в камне. Они боялись пожаров, ведь огонь лишал погорельцев крова и имущества. Когда Патриарх Иерусалимский Паисий приехал в Москву, он попросил русского царя Алексея Михайловича устроить в новой церкви придел в честь иконы Богоматери «Неопалимая Купина» – заступницы от пожаров.
Известно, что в 1649 году государь выделил священнику Никифору и дьяку Ивану необходимые материалы и 300 рублей на возведение в Москве храма в честь Рождества Богородицы и Неопалимой Купины. Огромная по тем временам сумму!
Как это водится в нашей стране, казенных денег не хватило. Алексей Михайлович не поскупился и отправил еще 400 рублей. В указе царя было написано, что церковь с таким посвящением строится на Руси впервые. Через 3 года оказалось, что денег опять недостаточно, и казна выделила еще 100 рублей.
В 1652 году стройка была закончена, необычный каменный храм в Путинках освятили. Он обошелся казне в немыслимую по тем временам сумму в 800 рублей. Зато и результат превзошел все ожидания!
Первый столичный храм из камня
Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.
Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.
Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня — куполом.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.
Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.
Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.
Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.
Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.
Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.
Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.
Это интересно: Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Москва — поясняем суть
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
Современное состояние
Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.
Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.
Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.
История храма в XVII-XIX веках
К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.
Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.
Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.
Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.
Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках немного истории
В районе Малой Дмитровки находится храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, что в Москве, история которой также весьма любопытна. Это ещё один из православных храмов Москвы.
По некоторым сведениям, деревянный храм на месте современной Успенской церкви существовал еще в XVI веке. Однако первые летописные свидетельства о нем относятся к 1621 году.
Первоначально церковь носила название «Успения, что на старом Посольском дворе» и «на Дмитровке за городом». Известен был храм пребывавшей в нем мироточивой иконой Успения Пресвятой Богородицы, привлекавшей множество людей.
Что случилось с деревянной Успенской церковью — непонятно до сих пор. Возможно, ее уничтожил пожар. Еще одна версия: ее просто разобрали за ветхостью. Так или иначе, но в 1676 году на месте старого храма вырос новый, каменный. В 1690 году к Успенской церкви пристроили придел, выполненный в формах московского барокко: это низкий восьмерик на четверике с яблокообразной главой. В прежние времена придел назывался Никольским, в наше время его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского.
В XVIII—XIX веках в Успенской церкви текла достаточно размеренная жизнь. В середине XVIII столетия храм обзавелся колокольней. Проезжий переулок, в котором находилась церковь, переименовали в Успенский.
Храм сумел благополучно пережить пожар Москвы 1812 года, но к концу позапрошлого столетия явно нуждался в ремонте.
В 1898 году неизвестный благотворитель пожертвовал на реставрацию немалую по тому времени сумму — шесть тысяч рублей. Этого хватило на то, чтобы позолотить иконостас, отреставрировать иконы и заново расписать стены.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.
Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.
Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.
Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.
Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.
Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.
Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.