Воскресенский новодевичий монастырь санкт-петербург

Архитектура монастыря

Монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого – 4 церкви с изящными главками. В центре монастырского двора – 92-метровая громада бело-голубого Воскресенского собора с колоннами по углам и массивной луковичной главой.

Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад. На удлиненных барабанах – 5 затейливых куполов в форме луковички, покрытых золотистыми чешуйками. Главный вход венчает высокий арочный портал. По сторонам собора – двухэтажные здания келий, отделенные зеленью деревьев. Арочные окна келий собраны в группы по три с центральным «глухим», декоративным окном.

Обширный и светлый собор поражает благолепием, благодатью и торжественностью. На фоне голубых стен – белокаменная лепка, украшенная позолотой. Собор и здания келий охватили невысокой ажурной каменной оградой со стройными башенками по углам, въезды отметили портиками. Растрелли создал монументальный и одновременно легкий, воздушный и изящный собор. Фасад нижней части собора напоминает больше дворец, нежели храм.

Огромный церковный зал под руководством архитектора Василия Стасова отделали под мрамор. В центре – полукруглый иконостас в 5 ярусов. Стены и свод, отделанные белым мрамором, украшены лепниной, образа расписаны монахинями и живописцами монастыря. Солея отделялась от храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени к нему – из уральского мрамора.

Справа от престола – царское место, слева – кафедра для чтения проповедей, украшенная тончайшей резьбой. В храме хранятся иконы Воскресение Христово с частицами Гроба Господня и Введение во храм Пресвятой Богородицы родовая икона Ушаковых (Казанской Богородицы), Образ Нерукотворного Спаса, принадлежащий Ивану Грозному, дарохранительница, сделанная из 5 пудов серебра по рисунку архитектора Тона. Собор вмещал 6000 человек.

Информация для паломников

Сегодня Новодевичья обитель в Санкт-Петербурге открыта для паломников круглый год с 9:00 до 19:00. Правила ее посещения не отличаются от других православных святынь:

  • женщинам следует надеть длинную юбку, а голову покрыть платком;
  • мужчины должны снять головной убор;
  • не допускается яркий макияж и насыщенный парфюм;
  • при входе в обитель необходимо трижды перекреститься, а затем совершить поясной поклон.

Расписание богослужений

Церковные службы в Новодевичьей пустыни проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • будние – 9: 40 и 17:00;
  • суббота – 17:00 (всенощные бдения);
  • воскресенье – 7:00 (Божественная литургия).

Престольные праздники

Главным престольным праздником Новодевичьего женского монастыря является Воскресение Господне. Также здесь отмечают и другие важные даты:

  • 12 февраля – день памяти Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова;
  • 15 января, 1 августа – почитание прп. Серафима Саровского;
  • 21 июля, 4 ноября – богородичная икона «Казанская»;
  • 15 марта – богородичный лик «Державная»;
  • 3 февраля – образ Богородицы «Ватопедский».

Церковные службы в Новодевичьей пустыни проходят ежедневно

Как добраться

Воскресенская женская пустынь находится по адресу: СПБ, пр-т Московский-100. Выйти следует на станции метро «Фрунзенская» или «Московские ворота».

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге – невероятно красивый архитектурный комплекс, украшающий центр Северной столицы. Несмотря на сложные времена, он выстоял и по сей день продолжает радовать своим великолепием.

Иконы

На территории комплекса находится много древних образов и списков икон (список – не точное воспроизведение с оригинала):

“Избранные святые”, “Владимирская”, “Архангел Михаил и Архангел Гавриил”, датируемые концом XVII – началом XVIII вв. и много других.

Главный и самый узнаваемый из древних образов – “Смоленской Богоматери”, написанный в XIV веке. Помещена в Надвратной церкви Преображения Господня. Образ “Иверской Божией Матери” можно увидеть в Успенской.

В 1854 году от Ватопедской обители, расположенной на Святой горе Афон – был преподнесли список “Отрада и Утешение”. Долгое время считался утерянным, но был найден и возвращен законному владельцу.

Возрождение монастыря

Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами в Воскресенском Новодевичьем монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В декабре 1996 года в храме появилась обновленная икона Казанской Божьей Матери. Потемневшая и пострадавшая от времени и небрежения икона попала в Николаевский собор.

Образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. «Пришествие» пречистого образа Царицы Небесной почтили акафистным пением и горячей молитвой. На главном корпусе установили купола, блистающие новой позолотой. На 100-метровой высоте главного купола – 6-метровый позолоченный крест весом 600 кг.

В храме возобновили богослужения с 24 мая 2009 года. 6 и 7 января в храме прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение. К 2002 году монастырю возвратили все здания. При монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор и благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей.

Для молодых мам с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, устроен приют. Благотворительный медицинский центр «Белая роза» занимается диагностикой женской онкологии. С 2003 года при монастыре действует группа самопомощи для зависимых: в группу алкозависимых принимают по 20 человек, анонимных наркозависимых – 50 человек. Помощь оказывается еженедельно.

История монастыря[править]

Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля и является одним из значительных памятников древнерусского искусства в Москве. Стены и башни монастыря были построены в XVI-XVII вв., большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко 2-й пол. XVII в. и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».

Успенский трапезный храм перестроен в нач. XIX в.: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). А при Иване IV в Новодевичий монастырь поселились его ближайший родственницы, и за обителью окончательно закрепился статус придворной.

30 апреля в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (Удельная), вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни.

В во время опричного террора Иулиания утопили вместе с Ефросиньей Старицкой по приказу царя.

В в монастырь вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея.

В в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана IV — царевича Ивана Ивановича. Елена Шереметьева находилась в московском монастыре? как вдовствующая «царица», практически ни в чем себе не отказывая.

В январе , на девятый день после смерти мужа — царя Федора I Иоанновича — из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова — царица Ирина Федоровна Годунова (в иночестве Александра), бывшая в то время единственной наследницей престола. Ее уход в монастырь был равносилен отречению, но обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с ней за стенами монастыря укрывался и ее брат — Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ просить Годунова на царство.

22 февраля в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на царство, но после торжественного въезда в Москву он вернулся в Новодевичий монастырь, где провел Великий пост и Пасху. И во все время царствования Бориса Годунова монастырь пользовался его особым расположением.
Во время смут монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за трон и важным стратегическим объектом для военных и политических сил. Обитель нередко страдала от этого. Но с воцарением Михаила Федоровича Романова началось восстановление Новодевичьего монастыря, его освободили от податей в казну, а у московских царей устанавливается традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии, приезжать на богомолье в монастырь.

В в монастыре размещал своих воинов князь Шуйский, готовившийся к сражению с крестьянским войском Ивана Болотникова.

— после стрелецкого бунта по приказу Петра I заточили царевну Софья и насильственно постригли в монахини под именем Сусанны. Позже сюда же были заточены ее сестры.

В в монастыре открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Петр I для этого специально выписывал мастериц из Брабанта.

В — Новодевичий монастырь был фактически упразднен.

В монастырь окончательно закрыт советской властью. В его стенах организован «Музей царевны Софьи и стрельцов».

В музей преобразован в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь».

В период с по располагался Епархиальный совет и покои митрополита Серафима.

В — на территории бывшего монастыря функционировал «Музей раскрепощения женщин».

C является филиалом Государственного исторического музея.

29 декабря Успенский храм был возвращен Церкви и освящен.

В В западной части трапезной палаты устроен крестильный храм.

В в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке.

С и по сей день при Успенском храме находится кафедра митр. Крутицкого и Коломенского.

В был учрежден женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея.
В день престольного праздника в в соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию.

В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление.

Становление обители

Инициатор возведения первой женской обители в Санкт-Петербурге – дочь Петра I, Елизавета Петровна, которая устраивала монастырь «для себя», собираясь удалиться туда под старость, но не дожила до окончания строительства.

10 ноября 1748 года у берегов Невы заложили Воскресенский монастырь, назвав по месту строительства Смольным – монастырь находился на месте Смольного дворца. Здание возводили по проекту Растрелли. Собор строился с необыкновенным размахом. После смерти царственной заказчицы строительство замерло.

С воцарением Екатерины II при монастыре учредили Институт Благородных девиц – Смольный институт. С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в Смольном монастыре угасла, и обитель закрыли в 1822 году.

Возобновление Воскресенского девичьего монастыря свершилось спустя 27 лет при императоре Николае I, который утвердил положение о строительстве обители на новом месте. 3 ноября 1849 года на обширном участке близ Московских Триумфальных ворот в присутствии царской Фамилии заложили каменный собор Воскресения Христова с 5 приделами. Главный – в память о Воскресении Христа.

Император лично заложил в основание монастыря первый кирпич и выделил деньги на строительство. Стоимость собора – 119 тысяч рублей, значительную часть пожертвовала купеческая семья Громовых. В 1854 году монахини переехали в отстроенный кирпичный комплекс, освященный 2 июля 1861 года митрополитом Исидором.

Реставрация святынь

В рамках реставрации памятников религиозного назначения за счет городского бюджета в 2011–2018 годах провели работы на 85 объектах, 33 из которых — по программе «Культура Москвы» и 52 — по городской программе субсидий.

В 2019-м реставраторы вели работы на 27 объектах. По городской программе субсидий завершена реставрация церкви Иоанна Златоуста Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 15).

Работы также проходили на таких объектах, как:

— церковь Анны Казанской в музее-усадьбе «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 9);

— церковь в музее-усадьбе «Царицыно» (улица Дольская, дом 2, строение 1);

— церковь Илии Пророка в Новгородском подворье (улица Ильинка, дом 3/8, строение 2);

— памятник гренадерам, павшим под Плевной (площадь Ильинские Ворота);

— храм во имя святого Николая Чудотворца в Новом Ваганькове на Трех горах (Нововаганьковский переулок, дом 9).

В этом году планируется начать восстановление 41 объекта культурного наследия религиозного назначения, среди которых можно выделить объекты ансамбля Донского монастыря.

Кроме того, в 2011–2019 годах завершена реставрация 111 произведений монументального искусства и 426 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия.

В 2020-м работы проводят на 10 объектах монументального искусства и 74 художественных надгробиях на территории кладбища Донского монастыря. В этом году уже привели в порядок семь захоронений Донского монастыря.

Успенский храм

Успенский храм-трапезная построен в 1686 году по приказу сестры Петра I царевны Софьи. Необходимость возведения здания вызвана общей перестройкой монастыря в едином стиле. Храм высотой в два этажа открывает двери для экскурсий и богослужения в нижнюю «теплую» церковь Успения Божией Матери, верхнюю — «холодную» (неотапливаемую) церковь Сошествия Святого Духа. На второй этаж ведет узкая лестница, созданная в южной стене.

Трапезная палата представлена заказчикам экскурсий обширным (площадью более 2000 м2) хорошо освещенным, устроенным на высоком подклете зданием с цельным рядом залов, тремя парадными крыльцами, роскошной внутренней, внешней отделкой. Трапезная и храм являются единым сооружением, одновременно церковь, относительно столовой возвышена.

Важно! Началом новых суток в Новодевичьем монастыре считается 6:00 вечера. Ежедневно в храмах совершается вечернее, утреннее, дневное богослужение — отличный вариант для экскурсий

Игуменьи

Первой игуменьей Новодевичьего стала схимномонахиня из города Суздаля Елена (Девочкина). После смерти в 1547 году матушка Елена оставила духовную грамоту. В документе содержатся уникальные сведения об очень тяжелых первых 22 годах своего пребывания игуменьей. Имя Елены – первое в списке монахинь-настоятельниц. Почти за каждым стоит яркая, неординарная личность. После возрождения обители в XX столетии настоятельницами служили Серафима и Елисавета (Елена) — совершенно разные по происхождению и воспитанию люди.

Матушка Серафима – профессор, доктор химических наук, из дворянской фамилии Чичаговых. Елена, названная в честь первой игуменьи, из простой крестьянской семьи. С конца 2007 года настоятельницей является матушка Маргарита, в миру Елена Феоктистова. После окончания медицинского института работала санитарным врачом. В 2002 г. избрана председателем приходского совета в селе Колычево. В 2005 г. постриглась в монахини с именем в честь великомученицы Маргариты Антиохийской.

Усыпальница Смолнеского собора

Князь Василий III, Иван Грозный придавали Новодевичьей обители особое значение: давали льготные грамоты, жертвовали дворцовые села, иконы. Делало пожертвования большинство бояр, но в 1610 году монастырь был разорен и сожжен поляками. Нынешние экскурсии проходят по палатам, отреставрированным в годы царствования Романовых.

В XVI–XVII веке на монастырском погосте создавался некрополь для знатных особ. Усыпальница под храмом вмещает 160 захоронений, не доступных для экскурсий. Памятники требуют бережного отношения, тщательной научной реставрации и кропотливого изучения. Увидеть своими глазами надгробные плиты Рюриковичей, наследников боярских родов, первых инокинь монастыря, первой жены и дочери Ивана Грозного, а также наследниц царя Алексея Михайловича могут только историки, искусствоведы.

Первые христиане, спасаясь от ранения, проводили богослужения в катакомбах Новодевичьего монастыря. Сохраняя традиции, воспоминания о кровопролитных событиях, под храмом возводили памятники, оставляли скрипты. Белокаменные прямоугольные плиты, выполняющие функции надгробий, содержат резные надписи на верхней плоскости, расширение у изголовья.

Новые испытания на долю Новодевичьей обители выпали в 1812 году при нашествии Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву, император приказал укрепить северные и южные ворота, установить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи у стены монастыря «взорвать порохом». Укрепление Новодевичьего монастыря позволяло складировать провиант, фураж.

Покидая крепость, французские солдаты, согласно приказу Наполеона, оставили горящие свечи в кельях и храмах, а подклет Смоленского храма оснастили бочками с порохом и зажгли фитили. Мать-казначея Сара, заручившись помощью монахинь, потушили свечи и фитили. Монастырь уцелел. Тело спасительницы захоронено у западных стен Смоленского собора.

На монастырском кладбище также был найден последний приют 100 активных участников и свидетелей происшествий 1812 года. До 2020 года уцелело 12 надгробий. Обычно гиды выделяют на экскурсиях памятник Денису Давыдову, вдохновлявшему партизанское движение против Наполеона. Будучи писателем, Давыдов оставил потомкам уникальные хроники военного времени.

История строительства

Князь Московский Василий III освободил в 1514 году город Смоленск, почти столетие находившийся под господством Литовского княжества. Икона Смоленской Божией Матери считалась покровительницей русского войска, помогла победить в тяжелой битве. В честь святой иконы Великий князь дал обет основать обитель.
Первую деревянную церковь построили в 1524 году. На следующий год в нее крестным ходом внесли копию иконы Божией Матери. Поэтому 1525 год стал считаться временем основания Богородице-Смоленского монастыря.

При царствовании Бориса Годунова проводились значительные перестройки – в Новодевичьем храме установили новый иконостас, оклад украсили драгоценными камнями, обновили настенные росписи. Территорию окружили каменными стенами с караульными помещениями и смотровыми башнями. При Романовых, начиная с Михаила Федоровича, проводились восстановительные работы после разрушений в Смутное время, строились новые помещения религиозного и нерелигиозного назначения.

С первых дней возникновения и на протяжении более двухсот лет это было место не только добровольного, но и насильственного пострига женщин благородного сословия в монахини. Первой сюда отправили Соломонию – жену Василия III, при постриге получившей имя Елены. Василий III удалил туда царицу, так как за годы брака она не смогла родить наследника царского престола (впоследствии ее удалили в Суздаль). Царь Петр I постриг в монахини Софью после подавления стрелецкого бунта. Сюда же он заточил свою жену Евдокию Лопухину после развода.

Наполеон перед отступлением из Москвы в 1812 году пытался взорвать все строения. Как гласит легенда, монахиням удалось потушить уже подожженные фитили, предотвратив взрыв. После революции советская власть запретили проводить службы, с 1934 года здесь открыли филиал Исторического музея. Только в конце Великой отечественной войны разрешили проводить богослужения в Успенском и Преображенском храмах. В 2010 году все вернули Московской епархии РПЦ. Кроме того, на территории учрежден Церковный Музей с экскурсионным бюро.

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Монастырские храмы

Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».

Воскресенский собор

Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Е. Ефимова. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены – все это указывает на влияние византийской архитектуры. Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц.

Воскресенский собор возводился 12 лет

Келейные церкви

Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная – Трех Святителей, южная – Афонская. Проектировщиками являются Н. Е. Ефимов и Н. А. Сычев. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г., а 28 июля 1854 г. торжественно освятили при участии Николая I.

Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом. Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Эту святыню постигла аналогичная участь – большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.

Казанская церковь

В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. А. Косякова. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура. Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами.

Монастырская колокольня

Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта. Здание датируется 1985 г. и построено по аналогичному проекту со звонницей Иоанна Великого. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Поговорим сначала о названии — Новодевичий. Первым женским монастырем в Москве был Зачатьевский монастырь, основанный в районе Остоженки еще в XIV в. Его и считают «Стародевичьим». Интересна еще одна версия. Место, на котором построен Новодевичий монастырь, издавна имело два названия ‒ Самсонов луг и Девичье поле. Согласно легенде, здесь во времена золотоордынского ига татарские баскаки собирали девушек со всех концов Москвы, которых в качестве уплаты дани отправляли в Золотую Орду как служанок или наложниц.

Начинается история Новодевичьего монастыря в XVI в. Во время правления царя Василия III в 1514 г. в состав государства вернулась земля Смоленск

Это важное событие стало завершением собирания русских земель, ознаменовав создание единого и независимого Московского Государства. По легенде, Василий дал обет в случае победы построить монастырь и возвести в нем храм в честь Богородицы

Именно Смоленский собор был первым построен на территории Новодевичьего монастыря; в нем находится древняя чудотворная икона Смоленской Божьей матери Одигитрия, в честь которой храм был освящен. По легенде, храм был основан на месте, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой Богородицы, которую по воле московского князя Василия Темного возвращали в Смоленск.

Собор отличается от остального облика монастыря: он построен по образу Успенского собора Кремля, который для всех зодчих позднего средневековья стал эталоном православного храма. Строительство собора приписывается архитектору итальянцу Алевизу Новому, по другой версии его строил Нестор. Это традиционный пятиглавый храм с ясными, читаемыми, простыми формами. В интерьерах собора сохранилась фресковая живопись XVI в.

Сам монастырь начал сооружаться несколько позже. Многие историки связывают начало строительства с разводом Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой, которая после 20 лет брака так и не родила наследника. Царь даже запретил своим племянникам жениться, чтобы избежать появления сторонних претендентов на престол. Страх остаться без опоры-наследника заставил его пойти на беспрецедентный шаг ‒ развод. Это событие, да еще и с последующей ссылкой Соломонии в монастырь, вызвало большой резонанс в патриархальном обществе, но протесты были жестоко подавлены царем. Священнослужители, выступавшие против, были сосланы, а митрополит московский лишен сана. Считается, что именно для заточения Соломонии Василий III и повелел построить Новодевичий монастырь. Позже и другие властители ссылали сюда неугодных жен, сестер и других родственниц. Таким образом, монастырь не только защищал обитателей, но и для многих из них служил «элитной» тюрьмой.

Сама Соломония надолго в Новодевичьем не осталась: свою жизнь она закончила в монастыре в Суздале. Русская православная церковь причислила ее к лику святых как преподобную Софию Суздальскую.

Обзор комплекса

По проекту монастырь задуман как огромный комплекс с собором и церквями, парком, кладбищем, огородами и жилыми зданиям, хозяйственными постройками.

Церкви комплекса

Первое строение Воскресенского Новодевичьего монастыря – церковь в честь иконы Казанской Божьей матери внешне напоминает Софийский собор. Здание украшают большие полукруглые окна. На низких барабанах – урезанные купола. Центральный барабан, украшенный мозаикой в голубых тонах, завершается куполом, который по кругу опоясывают вытянутые окна.

Внутреннюю центральную часть церкви окружают массивные колонны из красного мрамора, отделанные золотистыми капителями. Интерьер поражает обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В главном приделе – двухъярусный иконостас, отделанный золотом. Слева от алтаря – рака с частицами мощей святого Иллариона.

В революционные годы в разграбленной церкви устроили склад. В период богоборчества ее собирались взорвать: внутри здания приготовили лунки для взрывчатки, но по неизвестным причинам план не воплотился в жизнь.

С южной и северной стороны Воскресенского собора – две одинаковые церкви: Трех Святителей и Афонская. У церквей – 5 золоченых куполов и колокольня в виде шатра. В храме Трех Святителей – икона Богородицы «Благоуханный цвет», одна из самых почитаемых в России.

В церкви иконы Ватопедской Богоматери, построенной в 1852 году, – православная святыня, икона «Отрада и Утешение», хранящаяся в храме по сей день. Три церкви: пророка Илии с дубовым иконостасом, в честь иконы «Всех скорбящих радость» и Марии Магдалины уничтожены в 20-е годы XX века.

В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году возвели кладбищенскую Скорбященскую церковь, которая славилась красивейшей иконой – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году храм закрыли, а через 5 лет снесли.

Колокольня

В 1895 году возведена 50-метровая четырехъярусная монастырская колокольня. В первом ярусе – парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе – надвратная церковь преподобного Исидора Пелусиота. В верхних этажах – звонницы, венчает колокольню объемный луковичный золотой купол. В 1920 году колокольню снесли, соорудив на ее месте проезжую часть.

Новодевичье кладбище

Сначала на маленьком церковном кладбище хоронили только представителей дворянского сословия. С 1845-1934 годы на Новодевичьем кладбище захоронили 25 000 человек – много известных людей. Здесь похоронены Некрасов и Тютчев, Майков и Врубель, Головин, врач Боткин.

Во времена гонения на православную веру высокохудожественные скульптурные памятники и захоронения разграбили и уничтожили безбожники. Кладбище напоминало каменоломню: разобрано 400 ценнейших надгробий.

Часовни и храмы снесли. В 1933 году кладбище закрыли. В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище. В 1995 году Новодевичий Некрополь становится памятником федерального значения. Здесь наведен порядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector