Музей-усадьба «архангельское»

Пейзажный парк

Пейзажный парк

Пейзажный парк

Пейзажный парк

Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны были украшены лентами розариев, в центре Аполлоновой рощи была устроена так называемая Аполлонова звезда – восемь аллей сходились в центре к бюсту покровителя муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды – финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

Усадьба Архангельское — архитектура

Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы — О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является  итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец «Каприз» и павильон «Чайный домик», в восточной — беседка «Розовый фонтан». К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель,  Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение — Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909–1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.

История музея усадьбы

Исходя их упоминаний в летописях, относящихся к концу XVI в. (годы правления царя Ивана IV Грозного), на месте современной усадьбы располагалось село Уполозы. Название произошло от фамилии владельца тех земель – им был А. И. Уполоцкий.

В 1667 г. здесь, на месте старой деревянной церквушки, был возведен белокаменный храм, названный в честь Михаила Архангела. Тогда и произошло переименование местности – из Уполозы в Архангельское. В те годы эта территория была во власти боярина Одоевского.

После продажи усадьбы вдовой Голицына ее приобрел князь Николай Юсупов. При нем дворец обрел тот облик, который могут лицезреть современные посетители. В строительстве и отделке усадьбы принимали участие такие мастера, как Бове, Жуков и Тюрин.


При князе Н. Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом.

Последней владелицей имения из рода Юсуповых стала княгиня Зинаида Николаевна. Она завещала усадьбу в собственность государства. По ее посмертной воле в 1920-х гг. в здании дворца был открыт музей.

Усадьба Архангельское — история

Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.

Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев.  При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма — усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу.

Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 — начале 20 века  имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.

Музей-усадьба сегодня

В настоящее время «Архангельское» переживает большой подъем. Помимо дворцовой коллекции, где вы можете найти живопись, графику, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, в усадьбе работает прекрасный фотофонд.

Ежегодно проходят разнообразные выставки, интересные лекции, экскурсии, множество массовых мероприятий и концертов. Один из крупнейших — летний фестиваль «Усадьба. Джаз».

Усадьба участвует в ежегодном проекте «Ночь музеев».

Конечно, невозможно обойти вниманием и сам парк, куда с удовольствием приезжают гулять, как москвичи, так и гости столицы. В парке есть даже своя экотропа

На территории усадьбы работают бесплатные зоны wi-fi интернета. Лучшее качество связи около основного Дворца, Малого дворца, Конторского флигеля и некоторых других крупных объектов комплекса.

Для тех, кто проголодался, усадьба предлагает несколько кафе, ресторанов, небольшой продуктовый магазин, палатки с мороженым и снеками. На территорию можно проходить и со своей едой и устроить аппетитный пикник где-нибудь на поляне парка.

Планируя поездку в усадьбу «Архангельское», можно сразу посетить и другое интересное место неподалеку — музей техники Вадима Задорожного.

Oleg N.

Музей и достопримечательности Архангельского

Сердце музея-усадьбы — Большой дворец, построенный по проекту парижского архитектора Герна. Здесь торжествуют гармония и симметрия, строгие пропорции и правильные формы. Композиционный центр здания — ротонда с высокими окнами, а его главное украшение — многочисленные колонны, образующие портики и колоннады.

Дворцовые интерьеры украшают картины знаменитых европейских художников 17–19 веков — Ван Дейка, Тьеполо, Буше, Робера. В парадных залах первого этажа соседствуют античные скульптуры и статуэтки, изготовленные в «Фарфоровом заведении» Юсуповых на территории поместья. В усадебной библиотеке собрано 16 тыс. книг 16–19 столетий.

Дворец окружен просторным парком, объединившим разные эпохи и стили. К зданию примыкают террасы, созданные по образцу итальянских садов времен Ренессанса. По обе стороны от террас разбит английский пейзажный парк, перед дворцом простирается Большой партер и аллеи французского парка с ротондами, фонтанами, скульптурами и мемориальными колоннами.

Над Москвой-рекой высится старейшее здание усадьбы — Церковь Архангела Михаила, построенная в 17 веке. Последнее же сооружение архитектурного ансамбля возвели в начале 20 столетия: это неоклассическая Колоннада, где сейчас проходят выставки и концерты.

Императорская аллея

С конца XVIII века путешественник, подъезжавший к усадьбе Архангельское с севера, сворачивал на прямую, как стрела, въездную дорогу, получившую в середине XIX столетия название Императорская аллея. Эта дорога, по замыслу архитектора, совпадала с главной композиционной осью всей усадьбы «север – юг». Сначала это была просека, прорубленная через Быкову рощу. Ею пользовались при строительстве Дворца. Позднее подъездная дорога была покрыта колотым гранитом, уложенным торцом «в расклин». В настоящее время историческая кладка в значительной степени утрачена и скрыта под несколькими слоями асфальта. Ширина Императорской аллеи составляет 7,5 –8 м. В начале XIX столетия вдоль дороги ко Дворцу были высажены сосны в несколько рядов, а непосредственно перед Дворцом был устроен аванкур – поляна, украшенная деревянным трельяжем, скульптурами и имевшая по своей кромке обходные дорожки. В трельяжной изгороди были образованы три прохода – центральный (въездная дорога, позднее Императорская аллея) и два боковых. За пределами деревянной решётки трельяжа была посажена двурядная живая изгородь из акации жёлтой.

Экспликация

Картина

Императорская аллея

За прошедшие столетия многое изменилось в облике Императорской аллеи – деревья высоко поднялись и разрослись, утратив свой декоративный вид, и почти закрыли перспективу на въездные ворота и бельведер Дворца, когда-то открывавшуюся от Ильинского шоссе. Полукруглая площадка перед въездными воротами и флигелями заросла малоценной растительностью. Трельяжи утрачены, как и двурядная живая изгородь из акации жёлтой. Разросшаяся древесная растительность создала сильное затенение. Быкова роща остается важным мемориальным объектом усадьбы, несмотря на значительные изменения ландшафтного облика, – происходит распад старовозрастных насаждений и смена пород деревьев, спущен пруд-копань. В настоящее время, ведутся реставрационные работы в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», которые имеют целью воссоздать эту часть территории на период расцвета усадьбы – на 1820–1830-е годы (разработан проект реставрации Императорской аллеи и приспособления к современным условиям Быковой рощи). В ближайшее время в роще будет создан «Парк усадебных затей». Ждём Вас в гости.

Фролова Анна Владимировна, Ландшафтный архитектор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» 

Коллекции музея-усадьбы «Архангельское»

Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.

В коллекцию Юсупова входят:

  • 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
  • более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
  • издание трактатов Цицерона;
  • коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
  • экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.

Быкова роща

Быкова роща («Быкуша») высажена в период владения Голицына Николая Алексеевича (конец XVIII в.) и является значимой частью западных рощ пейзажного парка.

Сейчас общая площадь Быковой рощи составляет – 33,5 га. В конце XVIII в. в роще были вырублены две взаимно пересекающиеся просеки. Одна, из которых сохранилась частично в восточной части рощи и является аллеей из формованной липы (сохранились единичные экземпляры липы мелколистной со следами стрижки).

А вторая аллея – это сохранившаяся просека, которая является главной композиционной осью и одновременно Императорской аллеей ориентированной с севера на юг. Ширина главной подъездной дороги составляет 7,5 – 8 м. Вдоль аллеи были высажены сосны в несколько рядов, а в советский период была подсажена живая изгородь из акации жёлтой (не сохранилась). Начиналась главная ось симметрии от подъездной липовой аллеи, ведущей через рощу к главным въездным воротам с аркой и продолжалась, как и сегодня, через овальный зал дворца, террасы, большой партер в сторону Лохина острова через старицу Москвы-реки.

Императорская аллея во времена Юсупова Николая Борисовича заканчивалась аванкуром (полукруглая площадка перед въездными воротами и флигелями). Диаметр открытого пространства был равен ширине дворцового ансамбля с обходными дорожками, но отстояло оно от фасада на некотором расстоянии, что давало зрителю дополнительное пространство для обзора архитектуры зданий. Поляну окружал трельяж – деревянная решётка. Внутри трельяжное пространство было замкнутым, но в нём было три прохода – центральный (главная Императорская аллея) и два боковых входа. По периметру трельяжа была высажена двурядная живая изгородь из акации жёлтой. На поляне расставляли шатры, где проводили праздники (рис. 1). Со временем поляна заросла, а трельяжи были утрачены.

В 2019 г. в роще была выполнена работа по реставрации Императорской аллеи и приспособлению Быковой рощи к современным условиям, а именно: проложены новые маршруты и восстановлена дорожно — тропиночная сеть, установлены деревянные скамьи, урны, проведено освещение, высажены древесно-кустарниковые насаждения, проведены санитарно – оздоровительные мероприятия.

Фролова Анна Владимировна, Ландшафтный архитектор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» 

История создания

Исторически въезд в усадьбу осуществлялся по Императорской аллее, ведущей от Московской дороги к дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX века появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в ряд террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка – это сеть боскетов и шпалер, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, композиционно напоминает Парадный двор, но по отделке она ближе к дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы расположена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение мастера XVIII века, замыслом восходящее к творениям Микеланджело. На балюстраде верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и нижнюю террасу парка, окаймляющую верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам нижней террасы. По обе стороны от фонтана – мраморные скамьи, за ними – две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку – копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории частей света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные египетские гермы словно охраняют вход в грот со статуей Венеры Медицейской.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 метров) нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из дикого камня, напоминающие о бренности мира, представленного мраморными изваяниями.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце XVIII – начале XIX века, насчитывает около двухсот произведений и является уникальным собранием. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII столетия с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в мастерских Сантино Петровича Кампиони в Москве и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

Немного истории

Архангельское впервые упоминается в документах 16 века, а три следующих столетия поместье принадлежало князьям Одоевским, Голицыным и Юсуповым. Архитектурный ансамбль складывался на протяжении 200 лет, представ во всем блеске в начале 19 века. Строительство дворца и переустройство парка началось в 1784 г., при Николае Голицыне, не дожившем до окончания работ. Его вдова продала усадьбу князю Николаю Юсупову, который разместил во дворце богатейшее собрание произведений искусства. Во время войны с Наполеоном раритеты вывезли в Астрахань, имение было разграблено, а в 1820 г. пострадало от сильного пожара. Восстановленное Архангельское стало единым комплексом, которым Юсуповы владели более 100 лет. После революции в усадьбе открылся историко-художественный музей.

В разные годы в Архангельское приезжали Пушкин и Карамзин, Серов и Коровин, Стравинский и Бенуа. Гостями Юсуповых не раз становились и русские императоры.

Архангельское

Примечания

  1. , с. 18.
  2. Усадьба переходила как приданое, сначала дочери Ф. И. Шереметева, Евдокии — к Н. И. Одоевскому; затем дочери Одоевского (Марфы или Прасковьи?) — Черкасскому.
  3. В литературе на русском языке его часто именуют Жан-Жако Герном, однако в нотариальных ведомостях Парижа в 1782 г. он был записан именно как Жак-Жако.
  4. В 2003 году во время реставрационных работ под фундаментом дворца была найдена закладная доска, гласящая, что князь Николай Алексеевич Голицын начал его строительство в 1784 году
  5. Парушева Вера Георгиевна. «Я вдруг переношусь во дни Екатерины…» : Николай Алексеевич Голицын и его усадьбы/ В.Г. Парушева. — Москва: Русский Мир, 2015 . — 784 с.( Семейные хроники: Голицыны ), стр. 680
  6. Парушева Вера Георгиевна. «Я вдруг переношусь во дни Екатерины…» : Николай Алексеевич Голицын и его усадьбы/ В.Г. Парушева. — Москва: Русский Мир, 2015 . — 784 с. ( Семейные хроники: Голицыны ), стр. 534
  7. Парушева Вера Георгиевна. «Я вдруг переношусь во дни Екатерины…» : Николай Алексеевич Голицын и его усадьбы/ В.Г. Парушева. — Москва: Русский Мир, 2015 . — 784 с.( Семейные хроники: Голицыны ), стр. 685
  8. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, . — С. 358. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  9. . Храмы России. Дата обращения: 18 марта 2013.
  10. deadOKey. . deadokey.livejournal.com (5 марта 2018). Дата обращения: 26 февраля 2019.
  11. . cbr.ru. Банк России.
  12. . cbr.ru. Банк России.
  13. . cbr.ru. Банк России.
  14. . Президент России. Дата обращения: 26 февраля 2019.
  15. . сайт «Независимая газета» (04.06.2020).
  16. . сайт журнала «ЭкоГрад» (08.06.2020).
  17. . Президент России. Дата обращения: 26 февраля 2019.
  18. Петров В., Куксин С. . Российская газета — Столичный выпуск № 6040 (64) (25 марта 2013). Дата обращения: 1 апреля 2013.
  19. . Ренова. Дата обращения: 1 апреля 2013.
  20. . Газета.Ru (27 марта 2013). Дата обращения: 1 апреля 2013.
  21. . РИА Новости Недвижимость (27 марта 2013). Дата обращения: 1 апреля 2013.

Оранжереи

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» – монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 года). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г. Дрегалов выстроил две беседки-миловиды (не сохранились; в 1970-е реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период. В 1827 году между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

По сохранявшейся с XVIII века моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь – Диана, Артемида, Гера, Церера… Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

Театр Гонзаги

Один из немногих элементов парка, дошедших до нас в его первозданном виде, является театр при усадьбе, который декорировал итальянский художник Пьетро ди Готтардо Гонзага, по заказу Юсупова. Поздние реконструкции не изменяли облик театра, до нас дошли подлинные декорации здания. Только в 1817 году князь решил обновить интерьеры, но по чертежам того же художника. В 1818 году усадьба увидела тот театр, чей облик можем видеть мы и сегодня. Сейчас здесь стоит часть машинерии, которая сохранилась с тех времен, она использовалась для смены декораций. Также сохранилось несколько занавесов, которые создавал лично Гонзага. 

Декорации театра Гонзаги. Фотография: @sallykosh

Большой дворец

Большой дворец – главный господский дом, место общения хозяев и воплощение их культуры. Спроектированный французским архитектором Шарлем де Герном, дворец расположен в центральной части усадьбы, куда ведут густые лесные аллеи.

История появления

Строительство, начатое в 1784 году князем Голицыным, продолжалось 40 лет. Обилие застекленных дверей и огромных окон – свидетельство того, что это летний дворец. Граф Юсупов коллекционировал все прекрасное и усадьбу Архангельское устроил под стать французскому дворцу: благоустроил изящный дом и облагородил огромный тенистый парк с пышными аллеями.

Богатый владелец распорядился доставить сюда специально написанные для дворца картины и античные скульптуры, гобелены и фарфор, хрустальные люстры и бра, зеркала и мебель. Для Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. Интерьер дома расписывали знаменитые художники и архитекторы.

Архитектурные особенности Большого дворца

На территорию дома ведет массивная триумфальная арка. У центрального входа во дворец – вазы на постаментах, статуи собак и скульптуры в каменных нишах. Дверные створки – в решетчатых переплетах.

Во всех фасадах здания – многочисленные колонны, которые придают монументальному строению легкость и изящество. В центре главного фасада – портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем. Центр здания выделен ротондой с высокими и длинными упирающимися в пол окнами, которые открывали настежь летом, распахивая дом солнцу и зелени.

Две мощные колоннады из 14 пар колонн охватывают парадный двор и объединяют его со стоящими впереди флигелями. Окруженный колоннами парадный двор похож на огромный зал под открытым небом.

От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.

Особенность дворца – неодинаковая высота его этажей. На первом, более высоком, размещена анфилада роскошных парадных залов, на втором – скромно обставленные жилые комнаты. В двух флигелях – крепостной театр, картинная галерея, библиотека и кухня.

Интерьеры особняка

Внутри дворца всюду чувствуется великолепие и изящный вкус хозяина. Обильное освещение делает эффектными росписи на стенах. На потолках – массивные люстры с тремя ярусами свечей, выполненные из бронзы с позолотой.

Главным украшение залов – коринфские колонны. Салатовая расцветка стен сочетается с желтоватыми камнями стволов колонн. Лестничные марши украшены египетскими статуями.

Парадные залы призваны демонстрировать богатство, знатность и роскошь хозяина. Парадная спальня для сна не использовалась, здесь принимали близких друзей. Красочно и торжественно декоративной росписью оформлен Овальный зал, где устраивались торжественные приемы высоким гостям.

Парадная столовая – Египетский зал – своеобразная коллекция фарфора. На открытых полках – японские и китайские вазы, подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной золоченой бронзы. В столовой граф разместил крупнейшие шестиметровые полотна картин. На дальней стене – портрет юного Бориса Юсупова в татарской национальной одежде и верхом на коне.

В Императорском зале – мраморные бюсты Екатерины II и Петра I, которых почитали хозяева дворца.

Экскурсии

Дворец доступен для экскурсий в течение всего года. Например, вы можете посмотреть парадный двор и парадные залы дворца, послушать об истории этих мест в рамках экскурсии «Архангельское. Парадные залы дворца». Продолжительность экскурсии 1 час 15 минут.

Большая часть парковых экскурсий по террасам, садам, Пушкинской аллее доступны только в летнее время.

Для неорганизованных, сборных экскурсионных групп экскурсии проходят со среды по воскресенье с 11 до 16 часов (зимой до 15 часов), если есть свободный экскурсовод. Такая экскурсия оплачивается во дворце.

Все подробности об экскурсиях и бронировании можно узнать на официальном сайте усадьбы.

Архангельское и его владельцы

Первое упоминание об усадьбе под именем Уполозы относится к XVI веку, владел ею московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий. В начале XVII века после долгой польской интервенции и «великого голода» подмосковные деревни продавались владельцами за бесценок. Продал усадьбу и Уполоцкий.

Хозяином имения стал Федор Иванович Шереметьев – воевода и боярин. Он служил Лжедмитрию и Василию Шуйскому. После окончания Смутного времени помогал в избрании на царство Романовых. В 1613 году он привез из Ипатьевского монастыря Михаила Романова в Москву, где его венчали на царство. Позднее он же выручил из польского плена отца Михаила – митрополита Филарета, позднее – патриарха.

Во второй половине XVII века имение перешло к княжескому роду Одоевских. Князь приказал в 1660 году возвести в имении вместо ветхой деревянной церкви Михаила Архангела каменный храм. С тех пор усадьбу именуют «Архангельское». Вокруг поставили рубленные из бревен жилые хоромы и хозяйственные постройки – скотный двор, мельницу и амбары.

В 1780 году новым владельцем Архангельского стал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Князь заказал французскому архитектору проект нового дворца. К строительству подключился итальянец Джакомо Тромбара. В Архангельском создали террасы, разбили клумбы и установили скульптуры.

Привезенный из Швеции инженер построил на реке Горятинке две плотины. Затопленные луга превратились в пруды-резервуары, из которых вода по системе труб поступала в парк, оранжереи и на огороды. В парке оборудовали фонтаны, во дворец и хозяйственные постройки провели водопровод.

В 1810 году роскошную усадьбу купил граф Николай Юсупов. Клан Юсуповых был сказочно богат. Юсуповы – владельцы 23 имений и дач, домов в Петербурге и Москве. Хозяева нескольких фабрик, сахарного завода и рудников, они купили Архангельское для того, чтобы хранить здесь предметы искусства, которые всю жизнь собирал Николай Борисович Юсупов, страстный коллекционер и любитель прекрасного.

С началом войны с Наполеоном Юсупов отправил часть коллекции в Астрахань, другую часть спрятал. Усадьбу грабили солдаты Наполеона, многое растащили и разбили крепостные. Большой урон нанес пожар 1820 года, после которого граф потратил огромные деньги, чтобы восстановить усадьбу.

Над реставрацией трудились известные архитекторы и художники, так что Архангельское превратилось в единый дворцово-парковый комплекс. Расчистили и облагородили парк, комнаты усадьбы расписали в модном стиле – ампир, который отличается великолепием и монументальностью.

Зеркала в высоту стен, большие окна, обилие хрусталя и изысканная мебель подчеркивают легкость и воздушность дворца. Хозяин сделал свой великолепный дом местом торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры и дворяне, известные деятели культуры. Владели Юсуповы усадьбой до Октябрьской революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector