Музей-усадьба «архангельское» в подмосковье

Дворцово-парковый комплекс: парки и усадьбы

Версаль – роскошный дворцово-парковый комплекс в предместье Парижа с огромным дворцом, садами, фонтанами и роскошными интерьерами. Подмосковным Версалем называли современники Архангельское, а ее владельца посещали знаменитые гости:

  • художники Маковский. Серов и Коровин;
  • почетные гости – представители императорской семьи;
  • Пушкин, Герцен, Огарев;
  • Карамзин, Вяземский;
  • Бенуа, Стравинский, Игумнов.

Усадьба «Архангельское» с очаровательными лужайками и ухоженными аллеями объединяет несколько великолепных парков:

  1. Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Здесь скульптуры 14 львов, 4 собак, 28 бюстов, 2 гладиаторов.
  2. Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями.
  3. Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.

Парк, усадьба которого делится на две части – регулярную и пейзажную – обрамляет дворец с парадным двором. Парк рождался вместе со строительством дворца и постоянно совершенствовался. Безупречный по композиции, он отражает вкусы разных эпох.

На краю обрыва над Москвой-рекой устроены две оранжереи, рядом с ними – «Римские ворота», дань модному в то время увлечению античными руинами. Вниз к реке ведет широкая лестница. Всюду – ухоженные тропинки, аллеи и беседки, дополняющие парковый ансамбль.

Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас. Основная часть парка занята аллеями и проспектами со стрижеными деревьями, а также многочисленными мраморными изваяниями, оттеняющими зелень своей белизной.

Верхняя терраса перед дворцом – Парадный двор, в центре которого скульптура «Геркулес и Антей». На балюстраде верхней террасы – мраморные вазы, лестница, спускающаяся к нижней террасе, оформлена женскими фигурами, львами и собаками. Она ведет к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Джиромелло.

Основная часть парка – Большой Партер, прямоугольное пространство, окруженное подстриженными деревьями и скульптурами. Здесь 4 мраморные вазы и 20 скульптур. В разные стороны от Большого Партера расходятся 8 широких липовых аллей, образующих над головами посетителей «потолок». Аллеи сходятся в центре к покровителю муз – Аполлону.

На площадке, позади партера, – цветник с фонтанами и огромная статуя Геркулеса и Флоры. По сторонам – небольшие рощицы из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. При Н. Б. Юсупове у стены нижней террасы в вольере гуляли фазаны и павлины, верблюды и ламы, редкие породы кур и индеек, в прудах разводили осетров.

Справа от дворца – английский пейзажный парк, напоминающий лес с высокими деревьями, соединенными в живописную композицию. На краю леса устраивали теплицы, где круглый год выращивали финики и ананасы, землянику и огурцы.

В усадьбе Архангельское гостили 5 российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II.В честь приезда каждого государя в парке устанавливали колонну с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке.

А.С. Пушкин увековечил память о хозяине Юсупове в «Послании к вельможе». Позднее, в 1903 году, в честь поэта в парке установили памятник.

Усадьба Архангельское — музей

В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.

Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б. Тьеполо и Ю. Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.

Усадебный парк в Архангельском

Усадьба была заложена в 60-е гг. XVII в. боярином Одоевским. В XVIII в. она долго принадлежала Голицыным, а затем перешла к Юсуповым (в 1810 г.). Основная застройка продолжалась с 1780 по 1831 г. по проекту французского архитектора де Герна. Сейчас во дворце размещается музей и санаторий. Перед дворцом разбит регулярный парк, террасами спускающийся к Москве-реке. Террасы украшены многочисленными скульптурами, лестницами и боскетами из стриженых лип. Регулярный парк переходит в сосново-березово-липовый лес. Состояние насаждений хорошее, что безусловно является следствием заботливого тщательного ухода. В парке насчитывается 22 интродуцента и 15 местных видов.

Среди интродуцентов преобладают лиственные растения. В хорошем состоянии находятся девять старых сибирских пихт (высота 24 м, диаметр ствола 39 см), аллея лиственницы сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 110 см) и пять экземпляров сосны веймутовой (высота 20 м, диаметр ствола 41 см). Наилучшего развития из местных растений достигли: береза плакучая (высота 26 м, диаметр ствола 70 см), ель обыкновенная (высота 28 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 43 см) и липа мелколистная (высота 25 м, диаметр ствола 44 см). Все они обильно плодоносят и встречаются в большом количестве. Для дальнейшего улучшения состояния насаждений необходимо в новых загущенных посадках провести выбраковку неполноценных экземпляров. Усадьба охраняется государством.

История

Первые упоминания об усадьбе появились в летописях XVI века.

Благоустроенная парковая территория, какой мы знаем ее сейчас, стала проявляться после 1790 года. Начало этому было положено итальянским архитектором Джакомо Тромбара. Его проект включал в себя строительство двух террас напротив главного дворца. Террасы украшала мраморная балюстрада, великолепные вазы и цветочные композиции, античные скульптуры.

Общий стиль паркового ансамбля ближе всего к классицизму. Усадьбу нередко сравнивают с Версальским дворцом в Париже.

Светлана Большакова

Накануне войны с Наполеоном усадьба стала местом хранения ценнейшей коллекции искусств, принадлежащей большому знатоку прекрасного князю Николаю Юсупову. Однако начавшаяся война смешала все планы: коллекцию срочно вывезли из усадьбы и разместили в Астрахани. И это оказалось очень правильным решением. За время войны мародеры вынесли из усадьбы все, что еще представляло хоть какую-то ценность. Беды, к сожалению, на этом не закончились: еще несколько лет спустя на усадебной территории случился страшный пожар. После всех этих несчастий «Архангельское» долго и тщательно восстанавливали, пригласив лучших архитекторов и мастеров.

Усадьба принимала у себя в гостях Пушкина, Герцена, Карамзина, Вяземского, Бенуа, Стравинского и многих других известных людей различных эпох. Здесь нередко бывали сановные особы, императоры и члены их семей.

Пришедшая в 1917 году советская власть экспроприировала усадьбу. Два десятилетия территория усадьбы была историко-художественным музеем. Затем, к 1937 году вместо усадебных оранжерей был построен Центральный военный клинический санаторий «Архангельское». После Великой Отечественной войны территорию отдали под нужды спортсменов: здесь разместилась футбольная и хоккейная база ЦСКА. С 90-х годов XX века усадьба «Архангельское» получила статус дворцово-паркового комплекса и открыта для посещений. Это единственная из сохранившихся неподалеку от Москвы усадеб, которую можно считать ярким примером русского усадебного стиля целой эпохи.

Наталия Коннова

Архитектурный ансамбль усадьбы

Элементы усадебного комплекса появились в разные времена, однако сейчас составляют единое целое:

  • Большой дворец;
  • Малый дворец «Каприз»;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Храм-усыпальница Юсуповых;
  • Храм-памятник Екатерине II;
  • Театр Гонзага;
  • Чайный домик;
  • Святые ворота;
  • Конторский флигель;
  • Кладовая над оврагом;
  • Розовый фонтан.

Светлана Большакова

Коллекции музея в Архангельском

Собрание картин в музее усадьбы – одно из наиболее значительных среди российских коллекций западноевропейской живописи. Наибольший интерес для любителей изобразительного искусства представляют полотна эпохи Возрождения и картины, написанные в XVII-XVIII веках, – «Жертвоприношение Авраама» Аллори, «Отдых на пути в Египет» мастерской Веронезе, «Встреча Антонио и Клеопатры» Тьеполо, работы Тасселя, Лоррена и пейзажи Дюге.

Коллекция скульптуры в имении насчитывает несколько сотен великолепных работ европейских мастеров. Среди самых знаменитых – «Меркурий» мастерской Болоньи, «Диана-купальщица» Фальконе; «Парис» Антонио Кановы, с которым князь Н. Б. Юсупов был знаком лично. Древнейшие шедевры античной скульптуры датированы I в. н. э.

Экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства разнообразны и по предназначению, и по стилю, и по техническому воплощению. В музее представлены старинные кареты и мебель, которой пользовались владельцы усадьбы. На стендах вы увидите посуду и каминные часы, туалетные принадлежности и ковры, канделябры из серебра и кованные настольные украшения. Экспонаты сделаны из металла и дерева, поделочного камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.

Императорская аллея

С конца XVIII века путешественник, подъезжавший к усадьбе Архангельское с севера, сворачивал на прямую, как стрела, въездную дорогу, получившую в середине XIX столетия название Императорская аллея. Эта дорога, по замыслу архитектора, совпадала с главной композиционной осью всей усадьбы «север – юг». Сначала это была просека, прорубленная через Быкову рощу. Ею пользовались при строительстве Дворца. Позднее подъездная дорога была покрыта колотым гранитом, уложенным торцом «в расклин». В настоящее время историческая кладка в значительной степени утрачена и скрыта под несколькими слоями асфальта. Ширина Императорской аллеи составляет 7,5 –8 м. В начале XIX столетия вдоль дороги ко Дворцу были высажены сосны в несколько рядов, а непосредственно перед Дворцом был устроен аванкур – поляна, украшенная деревянным трельяжем, скульптурами и имевшая по своей кромке обходные дорожки. В трельяжной изгороди были образованы три прохода – центральный (въездная дорога, позднее Императорская аллея) и два боковых. За пределами деревянной решётки трельяжа была посажена двурядная живая изгородь из акации жёлтой.

Экспликация

Картина

Императорская аллея

За прошедшие столетия многое изменилось в облике Императорской аллеи – деревья высоко поднялись и разрослись, утратив свой декоративный вид, и почти закрыли перспективу на въездные ворота и бельведер Дворца, когда-то открывавшуюся от Ильинского шоссе. Полукруглая площадка перед въездными воротами и флигелями заросла малоценной растительностью. Трельяжи утрачены, как и двурядная живая изгородь из акации жёлтой. Разросшаяся древесная растительность создала сильное затенение. Быкова роща остается важным мемориальным объектом усадьбы, несмотря на значительные изменения ландшафтного облика, – происходит распад старовозрастных насаждений и смена пород деревьев, спущен пруд-копань. В настоящее время, ведутся реставрационные работы в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», которые имеют целью воссоздать эту часть территории на период расцвета усадьбы – на 1820–1830-е годы (разработан проект реставрации Императорской аллеи и приспособления к современным условиям Быковой рощи). В ближайшее время в роще будет создан «Парк усадебных затей». Ждём Вас в гости.

Фролова Анна Владимировна, Ландшафтный архитектор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» 

Экскурсии

Дворец доступен для экскурсий в течение всего года. Например, вы можете посмотреть парадный двор и парадные залы дворца, послушать об истории этих мест в рамках экскурсии «Архангельское. Парадные залы дворца». Продолжительность экскурсии 1 час 15 минут.

Большая часть парковых экскурсий по террасам, садам, Пушкинской аллее доступны только в летнее время.

Для неорганизованных, сборных экскурсионных групп экскурсии проходят со среды по воскресенье с 11 до 16 часов (зимой до 15 часов), если есть свободный экскурсовод. Такая экскурсия оплачивается во дворце.

Все подробности об экскурсиях и бронировании можно узнать на официальном сайте усадьбы.

Немного истории

Архангельское впервые упоминается в документах 16 века, а три следующих столетия поместье принадлежало князьям Одоевским, Голицыным и Юсуповым. Архитектурный ансамбль складывался на протяжении 200 лет, представ во всем блеске в начале 19 века. Строительство дворца и переустройство парка началось в 1784 г., при Николае Голицыне, не дожившем до окончания работ. Его вдова продала усадьбу князю Николаю Юсупову, который разместил во дворце богатейшее собрание произведений искусства. Во время войны с Наполеоном раритеты вывезли в Астрахань, имение было разграблено, а в 1820 г. пострадало от сильного пожара. Восстановленное Архангельское стало единым комплексом, которым Юсуповы владели более 100 лет. После революции в усадьбе открылся историко-художественный музей.

В разные годы в Архангельское приезжали Пушкин и Карамзин, Серов и Коровин, Стравинский и Бенуа. Гостями Юсуповых не раз становились и русские императоры.

Архангельское

История

Несколько лет село Архангельское проживало обычной жизнью небольшого подмосковного имения. В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна вернула усадьбу сенатору, сыну Д. М. Голицына, Алексею Дмитриевичу Голицыну. Но большой дворец с парком начал строить его сын, князь Николай Алексеевич Голицын. При нём возвели Большой дом и дворец Каприз, к которому примыкало специально построенное здание Библиотеки. Также были проведены большие работы в парке. На плотине у места впадения речки Горятинки в реку Москву была установлена гидравлическая машина, поставляющая воду в парк.

Работы велись медленно и до конца жизни князя Н. А. Голицина так и не были закончены. Его вдова была вынуждена продать усадьбу князю Николаю Борисовичу Юсупову, богатейшему человеку, имевшему ко времени покупки Архангельского более 20 тысяч крепостных и довольно много имений по всем губерниям России.

Усадьба досталась Юсупову не в лучшем виде, пришлось вложить немало средств в отделку дома и благоустройство парка. В 1812 году после завершения основных работ, в Архангельское перевезли картинную галерею. Однако вскоре коллекцию пришлось спасать. К Москве подошли французы. Большую часть предметов отправили в Астрахань, что-то спрятали в подвалах, что-то увезли в другие имения князя. Когда французы ушли, в усадьбе вновь начались работы по строительству. Но в январе 1820 года в Архангельском случился пожар. Дворец сильно пострадал.

Залы дворца заново расписали в традициях позднего классицизма, для чего пригласили жившего в Москве французского живописца Николя де Куртеиля. Современный облик ансамбль принял в 1830 году, после масштабной перестройки.

Крестьяне собрались на праздник в усадьбе Архангельское (фотография конца XIX в)Цирковое представление в имении

После смерти Николая Борисовича Юсупова его наследники стали уделять Архангельскому меньше внимания. Многое из богатейших коллекций вывезли в петербургский дворец Юсуповых.

Княгиня З.Н. Юсупова с крестьянами в «Архангельском»  (фото начала ХХ века)

  • Последней владелицей усадьбы была Зинаида Николаевна Юсупова, правнучка Н. Б. Юсупова. При ней Архангельское вновь стало популярным, сюда приезжали многие известные люди своего времени. Однако веяния моды начала XX века не обошли стороной владения Юсуповых. Интерьеры парадных залов претерпели некоторые изменения. Они полностью потеряли строгость классического интерьера, хотя и сохранили знаменитую роспись.
  • В 1903 году здесь была заложена Пушкинская аллея и возведён скульптурный мемориал в честь поэта. Спустя пять лет после трагической гибели старшего сына Юсуповы приняли решение о строительстве на территории усадьбы храма-усыпальницы Колоннады. В 1916 году её строительство было завершено, но это сооружение никогда не использовалось по прямому назначению — в 1919 году Юсуповы покинули Россию.

Пушкинская аллея

Дворец

Большой дом строг и элегантен: белокаменные наличники, колонны портика и белокаменный пояс вот и все украшение главного фасада дворца. Боковые фасады живописнее и богаче. Фигуры мраморных львов замерли у дверей на боковых выходах. Колонны украшают двери. Южный фасад дома также обрамлен колоннами, но уже декоративными, выступающими из стены на часть своего объема, очерчивая овальный выступ. Создается впечатление, что центральная часть паркового фасада — это беседка.

Залы дворца полностью сливаются с архитектурой всей усадьбы. Особенно это ощутимо летом, когда двери и окна открыты. Посетители сначала попадают в вестибюль торжественный и монументальный. Такое впечатление достигается высотой зала и плоскими колоннами-пилястрами в окружении расписных стен и скульптурного убранства.

В центр дворца Овальный зал из вестибюля нужно пройти через отреставрированный аванзал. А отсюда на второй этаж по лестницам оригинальной конструкции. Раньше на втором этаже находились жилые покои и семейная библиотека. Сейчас в этих помещениях работают выставки.

Посетители музея могут увидеть следующие помещения:

  • Императорский зал;
  • Салоны с полотнами Юбера Робера;
  • Антиковый зал;
  • Зал Тьеполо;
  • Столовая со стилизованными изображениями египетских богов;
  • Салон парадная гостиная;
  • Музыкальный салон и Салон Ротари;
  • Кабинет князя.

Музей и достопримечательности Архангельского

Сердце музея-усадьбы — Большой дворец, построенный по проекту парижского архитектора Герна. Здесь торжествуют гармония и симметрия, строгие пропорции и правильные формы. Композиционный центр здания — ротонда с высокими окнами, а его главное украшение — многочисленные колонны, образующие портики и колоннады.

Дворцовые интерьеры украшают картины знаменитых европейских художников 17–19 веков — Ван Дейка, Тьеполо, Буше, Робера. В парадных залах первого этажа соседствуют античные скульптуры и статуэтки, изготовленные в «Фарфоровом заведении» Юсуповых на территории поместья. В усадебной библиотеке собрано 16 тыс. книг 16–19 столетий.

Дворец окружен просторным парком, объединившим разные эпохи и стили. К зданию примыкают террасы, созданные по образцу итальянских садов времен Ренессанса. По обе стороны от террас разбит английский пейзажный парк, перед дворцом простирается Большой партер и аллеи французского парка с ротондами, фонтанами, скульптурами и мемориальными колоннами.

Над Москвой-рекой высится старейшее здание усадьбы — Церковь Архангела Михаила, построенная в 17 веке. Последнее же сооружение архитектурного ансамбля возвели в начале 20 столетия: это неоклассическая Колоннада, где сейчас проходят выставки и концерты.

Музей в Архангельском

Революционные события 1917 года изменили жизнь всей страны. Собственность реквизировалась в пользу молодого государства, и Архангельское не стало исключением. Спустя два года после установления советской власти в усадьбе был открыт музей. Первые посетители переступили порог его залов 1 мая 1919 года.

Основу коллекции Музея-усадьбы «Архангельское» составило собрание предметов искусства князя Н. Б. Юсупова. Его потомки бережно сохранили коллекцию живописных работ, скульптуры, великолепные образцы декоративно-прикладного искусства и тысячи томов старинных и редких книг, которые князь собирал всю жизнь. Немалую роль в сохранении ценностей и организации музея сыграли бывшие служащие Архангельского. Они добились охранной грамоты от Революционного комитета Москвы.

20-е годы прошлого века стали для усадьбы непростым испытанием. Один из дворцовых флигелей превратили в приют для беспризорников, в здании усыпальницы собиралась комсомольская ячейка, а в 1933 году усадьбу и вовсе передали Наркомату военно-морских дел. В усадьбе открылся дом отдыха для военных, для чего многие постройки были переоборудованы в жилые корпуса.

И все же музей смог устоять и сохранить главные архитектурные памятники и основную часть дворцового парка. В послевоенные годы в усадьбе проходили масштабные реставрационные работы, открывались экспозиции выставки в Колоннаде и храме Архангела Михаила, восстанавливались здание театра и исторический облик парка.

История создания

Исторически въезд в усадьбу осуществлялся по Императорской аллее, ведущей от Московской дороги к дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Аллея подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX века появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в ряд террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка – это сеть боскетов и шпалер, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, композиционно напоминает Парадный двор, но по отделке она ближе к дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы расположена скульптурная группа «Геркулес и Антей» – произведение мастера XVIII века, замыслом восходящее к творениям Микеланджело. На балюстраде верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и нижнюю террасу парка, окаймляющую верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам нижней террасы. По обе стороны от фонтана – мраморные скамьи, за ними – две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку – копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории частей света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные египетские гермы словно охраняют вход в грот со статуей Венеры Медицейской.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 метров) нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из дикого камня, напоминающие о бренности мира, представленного мраморными изваяниями.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце XVIII – начале XIX века, насчитывает около двухсот произведений и является уникальным собранием. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII столетия с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в мастерских Сантино Петровича Кампиони в Москве и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector