Ворота и арки в городах россии

Содержание:

Занимательные факты

История о достопримечательности даётся кратко в википедии. Но в некоторых книгах можно отыскать и другую интересную информацию о Триумфальной арке:

  • В период советской власти москвичи называли богиню Нику «бабой с калачом», поскольку им была ближе русская женщина с традиционной выпечкой, а не богиня из древнегреческого мифа.
  • Когда арку реставрировали в 2012 году, работники нашли записку от 1968 года. Её автором был Фёдор Давыдов. Он написал, что был последним работником, который ушёл после воссоздания памятника.
  • После ремонта арки в 2012 реставраторы заложили капсулу времени потомкам. Они указали имена всех 232 человек, которые занимались работами. Откроют капсулу в 2062.
  • В 1832 году на мероприятие по открытию Триумфальных ворот пригласили митрополита Филарета, чтобы он освятил памятник. Но он не стал этого делать, поскольку украшавшие арку скульптуры изображали языческих богов.
  • Монумент считается главным символом Филёвского автобусно-троллейбусного парка.
  • Недалеко от арки расположен каток с искусственным льдом, который популярен среди московских детей и молодёжи.

Описание Триумфальной арки

Арка стоит на дуге Кутузовского проспекта – улице, названной именем полководца, который был главным организатором изгнания врага.

Во времена создания арки Москва не была такой многоэтажной, как сейчас, и сооружение превосходило размерами окружающие строения. При ее восстановлении в конце 20 века нужно было найти место, где она гармонично впишется в городской ансамбль, и будет производить должное впечатление.

Высота ворот – 28 метров, створы окружены 12-ю чугунными колоннами. Фигуры русских воинов охраняют ворота. Над аркой сверху – богиня победы, управляющая колесницей с шестью запряженными конями.

Сооружение украшают горельефы с большим количеством тщательно выполненных фигур. На них изображены русские воины в античных одеждах, бьющиеся с врагами.

Античные одежды соседствуют с русскими, соединяя традиционный стиль римских триумфальных арок с победой России. На одном из изображений фигура Александра I в римской тоге.

Над пролетом арки – гербы всех русских городов, внесших вклад в борьбу с врагом. Все детали горельефов тщательно проработаны и выполнены с большим чувством.

Текст Николая I, дважды выбитый на арке, в одном месте был заменен словами Михаила Илларионовича. Это часть приказа войскам от декабря 1812 года, где он называет каждого сражающегося спасителем Отечества.

Современную конструкцию выполнили из железобетона и облицевали белым камнем. Контрастное сочетание камня и черного чугуна придает торжественный и величественный вид памятным воротам.

Отметим! Несмотря на старание при разборе арки, часть элементов оказалась утеряна. Теперь уже советские строители проявляли чудеса умения и профессионализма, чтобы по литографиям, рисункам и оставшимся частям восстановить первоначальный облик строения.

Последняя реставрация арки

В 2012 году в России отмечали 200-летний юбилей победы в Отечественной войне. Перед торжеством Триумфальную арку в столице снова отреставрировали. Московский мэр Сергей Собянин сказал, что ворота находятся в плачевном состоянии и требуют масштабных ремонтных работ.

Реставрация памятника была поручена казённому учреждению «Мосреставрация». Облезшую облицовку полностью заменили на новую. Стены из камня и группы скульптур были тщательно очищены. Венчавшую ворота колесницу с шестью лошадьми и фигурой в виде богини победы Ники сняли, однако её вернули на место 31 мая.

Ремонт московской достопримечательности обошёлся в 231,5 млн руб. После реставрации красивая и чистая арка смотрелась как новая. Очередное торжественное открытие выпало на 4 сентября 2012 года. На мероприятии присутствовал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Александровская триумфальная арка в Краснодаре


Памятник императрице Екатерине II и Александровская триумфальная арка в Краснодаре. Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Новые ворота

Спустя 10 лет конструкция заметно обветшала, и было решено ее снести, о чем приняли соответствующее постановление. Генарал-губернатор Милорадович М. А. добился высочайшего разрешения на возведение мраморной триумфальной арки, «дабы память благодарственную увековечить». Новые Нарвские триумфальные ворота планировалось создать на небольшом удалении от моста (через р. Таракановку по Петергофской дороге). В комитет по строительству под предводительством Милорадовича входил президент художественной академии Оленин А. Н., который предложил сохранить основной мотив арки Кваренги в будущем сооружении. Скульптор Нарвских триумфальных ворот Стасов последовал совету, воплотив в проекте пожелания Оленина, лишь увеличив размеры монумента и изменив элементы декора.

Дата начала строительства – 5 августа 1827 г. В этот день принялись за устройство котлована под фундамент будущих ворот. А 26 августа, в годовщину Бородинской битвы, состоялась закладка монумента триумфа. Присутствовало на церемонии почти 9 тысяч ветеранов.

Нарвские триумфальные ворота в Петербурге: история

Впервые идея создания монумента возникла 14 апреля 1814 года, после известия о возвращении из Парижа русских героев. Это сообщение поставило точку в победном завершении войны с Наполеоном. Город готовился торжественно встречать победителей, и по инициативе генерала С. К. Вязмитинова на срочно созванном заседании Сената была утверждена установка арочных ворот на пути, по которому в Петербург будут прибывать гвардейские войска.

Проектировать триумфальную арку взялся архитектор Стасов В. П. – академик архитектуры Императорской академии художеств. Но поскольку времени оставалось мало, решили видоизменить въездные ворота у Калинкина моста, перестроив их и украсив скульптурным декором. Реконструкцию доверили Кваренги Д. – гениальному итальянскому зодчему, имевшему смелость ослушаться короля Италии и остаться в России в сложный для нее военный период.

Пилоны арки вместили названия всех воевавших гвардейских полков, а широкую аттику украсили признательной надписью на латинице и русском языке. С обеих сторон арки были выстроены зрительские трибуны. Для императорской семьи возвели специальные галереи.

Деревянная арка (1814)

13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.

В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.

7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных манифестаций, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.

Москва, 1896. Тверская застава, разукрашенная для коронации последнего царя unknown, Public Domain

История

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа в его борьбе против французов.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

горельеф — «Освобожденная Москва»

—выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Архитектурно-декоративная композиция

Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.

30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.


Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.


Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Триумфальные Ворота (Триумфальная Арка)

Монументальные Триумфальные Ворота (Триумфальная Арка) в Москве – одна из достопримечательностей столицы. Этот памятник восстановили в 1966-1968 годах и ныне он находится на Кутузовском проспекте столицы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».

Авторы Триумфальных ворот

Авторы первоначального проекта памятника — архитектор О.И.Бове, скульпторы И.П.Витали и И.Т.Тимофеев. Копия ныне существующих ворот создана по проекту коллектива архитекторов (И.П.Рубен, Г.Ф.Васильева, Д.Н.Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В.Я.Либсона.

Описание памятника

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная. Имеет две арочные опоры-пилоны. Вокруг них авторы расположили двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено на Запад, ко въезду в Москву. Между колоннами имеются ниши. В них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов в древнерусских доспехах. По периметру карниза расположили гербы административно-территориальных единиц страны, жители которых принимали участие в борьбе с французскими оккупантами. Там же поместили медальоны с инициалами Императора Николая I. Сверху установили сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках и военными трофеями у ног.

Верх Триумфальной арки

Авторы памятника увенчали арку шестеркой коней, запряжённых в колесницу с крылатой Богиней Победы. В правой руке Богиня держит лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде Триумфальных ворот размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптурные композиции

Две главные скульптурные композиции Триумфальной арки — это горельефы «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва».

Горельеф «Изгнание французов»

Первая композиция изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Под натиском русских воинов враг бежит, бросая оружие. Русский воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, который он занёс над поверженным врагом.

Горельеф «Освобождённая Москва»

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На гербе авторы изобразили фигуру святого Георгия Победоносца, который разит копьём дракона. Фигура женщины олицетворяет Москву. Она облачена в сарафан и мантию, на голове — небольшая корона. Правой рукой женщина тянется к императору Александру I. Вокруг авторы разместили изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече, женщины, старца и юноши. Все перечисленные герои расположились на фоне зубчатой стены Московского Кремля.

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами.

Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства.

И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова.

На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода.

На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава».

А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.


Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Скульптурные композиции и декор

Красота и изящество памятника, несмотря на его монументальность, поражают. Венчающий арку скульптурный ансамбль исполнен талантливейшими мастерами своего времени: шестерка лошадей — Клодтом П. К., фигура Победы — Пименовым С., колесница – Демут-Малиновским В. И. Скульптурная группа представляет легкую повозку, управляет которой богиня победы Ника с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, символизирующими славу мира.

Ниши пилонов украшают фигуры древнерусских воинов-богатырей в одежде, исполненной по подлинным образцам. По карнизу ворот расположены крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира. Увековечили и имена гвардейских полков – участников сражений в войне 1812 года. На западном фасаде золотыми буквами выведены названия кавалерийских соединений, на восточном – пехотных. По краю фронтона перечислены главные сражения.

Подчеркивая доминирующее положение монумента, площадь вокруг него постепенно снижается. Поэтому главенствующее положение в перспективе занимают Нарвские триумфальные ворота, архитектор и скульптор которых добивался именно такого эффекта.

Александр Первый — царь-победитель

Дело в том, что именно по Лифляндской или Нарвской дороге в Петербург из Заграничного похода с гвардией и полками столичного гарнизона возвращался император Александр I. Это знаменательное событие петербургское общество решило отметить особенно, подготовив к встрече монарха грандиозную триумфальную арку.

Архитектор Кваренги — автор проекта арки — задумал её в классических пропорциях римской арки: один пролёт, мощное монументальное основание, поддерживаемое парами колонн и колесница, запряжённая шестёркой лошадей, венчающая сооружение.

Деревянные ворота были возведены всего за месяц и готовы в конце июля 1814 года, о чём свидетельствовала соответствующая надпись: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».

В этот день Преображенский, Семёновский и Егерский полки только что вернувшиеся из Парижа торжественным маршем прошли под сводом арки и вошли в столицу спустя 28 месяцев отсутствия. Нижним чинам было выдано по рублю серебром, чарке вина и фунту мяса, офицеры присутствовали на торжественном обеде по случаю возвращения.

Ещё трижды в 1814 году под Нарвскими воротами проходили полки-победители: 6 октября павловцы и финляндцы, 18 октября — полки конной гвардии, 25 октября — гвардейские казаки. С течением лет ворота стали неотъемлемой частью городского ландшафта, однако время брало своё: в 1824 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович рапортовал императору Александру о том, что деревянные ворота пришли в негодность и даже опасны, так как могут внезапно обрушиться, причинив ущерб.

Генерал предлагал возвести их в камне, что и было осуществлено, правда, когда ни Александра I, ни Милорадовича уже не было в живых. Закладка каменных ворот состоялась 26 августа 1827 года в день 15-летней годовщины Бородинского сражения в торжественной обстановке и при присутствии самого Николая I и 9 тысяч гвардейцев — ветеранов Отечественной войны и Заграничного похода.

За перестройку ворот взялся архитектор Стасов, несколько изменивший конструкцию Кваренги, сохранив пропорции и основной замысел предшественника. Вопреки желанию Александра I, намеревавшегося перенести каменные ворота на место тех, что были построены при Екатерине, Стасов воздвиг арку совсем рядом с первоначальной.

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.

После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector