Храм в филях может исчезнуть на наших глазах

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Ее архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Но известно, что Петр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиренсе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиренсы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый

Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Храм сильно пострадал во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

Другие церковные здания в Фили-Давыдково

Кроме собора Смоленского образа Богоматери, в архитектурном ансамбле находятся другие церковные здания, в частности, приписанный храм Георгия Победоносца при МЧС на западе на Давыдковской. Он построен по адресу: ул. Давыдковская, дом 7а. Дорога к святыне идет от станции метрополитена «Славянский бульвар», далее автобусами №104, 641 или 732 до остановки «Детский сад».

Собор Георгия Победоносца проводит следующие службы:

  • 8 часов — исповедь;
  • 9 часов — Божественная литургия, молебен, лития;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением великомученика Георгия Победоносца;
  • 17 часов — Всенощная, исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и праздники в 8 часов — Божественная литургия, в 17 часов — Всенощная.

При обители работает воскресная школа для детей и взрослых, которая проводит культурно-просветительские мероприятия. В ней изучают закон Божий, Священное писание, Катехизис, историю Русской религиозной мысли, историю Русской Православной Церкви, Церковно-Славянский язык и другие религиозные предметы. Кроме этого, факультативно преподается хоровое пение, совершаются паломнические поездки.

Педагоги воскресной школы осуществляют социальную и катехизаторскую работу. Вместе с воспитанниками они участвуют в организации и проведении викариатских Пасхальных и Рождественских торжеств, художественных конкурсах, ежегодных Георгиевских играх. На базе школы создан православный молодежный клуб «Акалуф».

Статус-кво

Строительство под стенами древнего храма – не единственная опасность, которая его подстерегает. Эксперты определяют современное состояние храма как «аварийное».

«Последнюю реставрацию проводили в 2000 году. Тогда же констатировали, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии», – говорит Сергей Клычков.

По его словам, проведению реставрационных работ мешает неопределенный статус храма. В 2013 году церковь Покрова в Филях получила статус федерального объекта культурного назначения. При этом процедура передачи памятника в федеральную собственность так и не была доведена до конца, и церковь Покрова по-прежнему находится на балансе города.

Сегодня в храме располагается филиал музея Андрея Рублева. Музей сохраняет верхний и нижний храмы. Верхний храм в летнее время открыт для посетителей, нижний храм распоряжением правительства Российской Федерации должен быть передан в пользование прихода. Но эта передача до сих пор не осуществлена, говорит отец Борис Михайлов. Приход имеет возможность служить в храме в определенные дни по соглашению с музеем.

Музей – пользователь памятника на правах охранно-арендного договора с Департаментом культурного наследия Москвы, говорит Сергей Клычков. Двойственный статус храма делает невозможным его передачу в оперативное управление музею и получение бюджетных средств на реставрацию памятника и развитие музейной зоны.

«Протечки и подсосы, вода. Вот основная проблема храма в настоящее время, – говорит отец Борис Михайлов. – Вчера мне показали нижний цоколь с внутренней стороны. И там везде желтые разводы – то есть вода всасывается и идет по камню. Он же там беленый, и хорошо видно, как происходит подсос – раз волна развода, два волна…»

По словам отца Бориса, ни священник, ни приход исправить эту ситуацию не могут: «Как приход мы зарегистрированы в этом храме с начала девяностых годов. Но до сих пор мы не можем реализовать свое право на служение в нем и участвовать в реставрационном процессе».

История

На месте современного здания до конца XVII века стояла деревянная церковь, построенная в честь окончания Смутного времени и в благодарность Богородице за спасение народа от кровопролития и раздоров.

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Автор проекта неизвестен. По одним данным это — Яков Бухвостов, по другим — зодчий Петр Потапов, создавший ансамбль Новодевичьева монастыря.

Здание Храма Покрова вмещало в себя летнее и зимнее помещения, а также колокольню. Престолы находились в обоих помещениях.

На первом этаже находится зимняя (отапливаемая) Покровская церковь.

На втором – летняя, церковь Спаса Нерукотворного. Своё название она получила в честь спасения Л.К. Нарышкина при стрелецком бунте.

Петр I неоднократно бывал здесь. Более того, он жертвовал на украшение собора щедрые деньги. А в 1703 году привез для него витражи.

Интересно, что, западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной.

Над внутренним убранством и декором работали лучшие мастера резьбы по камню. Роспись иконостаса выполняли царские мастера Оружейной палаты.

К сожалению, от первоначального интерьера зимнего храма сохранилось немногое. Большая часть погибла, после 1812 года, когда наполеоновская армия устроила там конюшни.

Верхний этаж практически полностью сохранился в первозданном виде.

Советское время

В 1941 году собор закрыли. При этом сняли купола и разобрали верхнюю часть здания. Иначе она могла использоваться немцами для наведения орудий. Однако бомбардировки избежать не удалось.

До 1943 года здесь располагался лазарет, потом склад бумажных изделий.

Реставрационные работы начались лишь с 1955 года и завершились к концу XX столетия.

В 1971 году собор отдали музею им. Андрея Рублева.

Такое положение дел не устраивало общину верующих, которая упорно добивалась возобновления богослужений под сводами храма. Усилия их даром не прошли. И к 1992 году в Покровском храме состоялось первое богослужение.

Позже был издан указ, официально разрешающий совместное использование.

Сейчас церковь Покрова в Филях — филиал центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и действующая церковь, в которой постоянно проходят богослужения.

Специфика собора

Что же собой представляет современный Храм Покрова?

Это пятиярусный собор. Помимо летней и зимней церкви здесь есть колокольня.

Автор оригинального резного убранства собора, а также ее иконостаса — Карп Золотарёв. Сохранились и иконы великого мастера Кирилла Уланова.

Первоначальный иконостас, расположенный в нижней церкви, трижды был изменен.

Из оригинальных элементов декора сохранились: иконы «Трех радостей», «Покров Богородицы» и несколько других, а также дубовый престол. На сводах здания можно увидеть роспись XVII-XIX веков.

Как добраться

Добраться до него можно на метро. Доезжаем до станции Фили, затем еще около 500 метров проходим пешком.

Сайт: www.pokrov-fili.ru

Адрес: Москва, ул. Новозаводская, 6

Где остановиться в Москве

Сейчас много вариантов жилья в Москве появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Запрет и возрождение

В июле 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, была совершена последняя служба перед закрытием храма. Для маскировки были разобраны главы и верхний ярус восьмерика, а нижний храм во время войны использовался как лазарет. С 1952 года началась реставрация церкви, продлившаяся с перерывами до 1980 года, когда церковь открылась как филиал Музея древнерусской культуры им. А. Рублева. Значимую роль в реставрации церкви Покрова сыграли И. Ильенко и Е. Михайловский. В храме сохранился дубовый престол – один из древнейших в России, а на сводах можно видеть фрагменты росписей, которым больше 200 лет.

С 1991 года при церкви возродилась община верующих, а с 2000 года храм находится в совместном пользовании музея и церкви. В нижнем храме проводятся богослужения, работает воскресная школа.

2016-2019 moscovery.com

Это интересно: Храм преподобного Серафима Вырицкого в Вырице — излагаем главное

Воскресная школа

22 июня, 2013 in Воскресная школа

 Общие сведения.

В Воскресной школесуществуют младшая (для детей от 6 до 9 лет) и старшая (от 10 до 14) группы. Занятия проходят по воскресеньям с сентября по июнь. Продолжительность занятий – 1,5 часа для младшей и 2 часа для старшей группы. Каждое занятие состоит из теоретической и прикладной частей. Они, как правило, связаны между собой. Так, дети младшей группы,закрепляют полученные знания, создавая аппликации или картины, иллюстрирующие пройденный материал (например, призвание Авраама, жизнь патриархов, исход из Египта и проч.)

Важной частью учебно-воспитательной программы «Филенка» является приобщение детей всех возрастов к традиционной народной культуре. На каждом занятии 15-20 минут отводится на разучивание народных игр, песен, считалок, поговорок

 

Учебную программу младшей группы составляет изучение истории Ветхого Завета, годового круга Праздников («Лето Господне»), основ Богослужения, таинств Православной Церкви.

Программа старшей группы более обширна: разработаны и проведены следующие тематические курсы:

— Новый Завет. История написания.

-История раннехристианской Церкви.

-Основы Церковнославянского языка.

-Литургика. Схемы и тексты Богослужений.

-Ветхий Завет в Богослужении. Тексты и толкования.

-Агиология.

Программа по традиционной народной культуре.

В 2012-13г был проведен ряд совместных мероприятий Воскресной школы и фольклорныхколлективов Москвы: «Народного Праздника», «Терема», коллектива «Рамада».

Это — Заговины на рождественский пост, где дети разучивали и демонстрировали движения народного танца, песни и традиционные игры. Масленица. Встреча с музыкантом-этнографом Михаилом Горшковым.

Ежегодно

Мы ставим спектакль на Рождество, отмечаем день рождения «Филенка», — третье воскресенье сентября, справляем масленицу и празднуем день славянской письменности и культуры в конце учебного года.

Наши педагоги.

Нечаева Елена Васильевна. Педагог-художник с огромным стажем. Закончила Художественно-графический факультет Московского Педагогического института в 1980г.

Член Российского фольклорного союза с 1989 года.

Участница ансамбля «Народный праздник» с 1982 года. В составе ансамбля неоднократно выезжала в фольклорные экспедиции в Сумскую, Харьковскую, Гомельскую, Брянскую, Витебскую и Смоленскую области. Приняла участие в записи 3 компакт-дисков ансамбля.

Участвовала в международных этномузыкальных проектах Сергея Старостина и др.

С 1987 года участвовала в работе молодежного фольклорного объединения «Ветка» в составе коллектива преподавателей.

Один из руководителей фольклорно-этнографической студии «Терем». Мастер по изготовлению традиционного костюма, поясов, кукол и т.д. Неоднократно проводила занятия на семинарах и фестивалях Российского фольклорного союза.

Преподавательскую деятельность в Церковно-приходской Воскресной школе начала в 1998г в приходе храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В «Филенке» — с момента его создания в 2002г.

На ее хрупких плечах держатся все прикладные занятия Воскресной школы, организация мастер-классов, знакомство детей с традиционной народной культурой, разучивание игр, песен, считалок, подготовка, оформление и проведение праздников ипаломнических поездок. А также изготовление обучающих пособий, оформление помещения школы, шитье костюмов к праздникам, выпечка Рождественских пряников и весенних «Жаворонков».

Теоретическую часть программы ведет Клодт Алла Георгиевна. Закончила сперва 1 мед. Институт по специальности «фармация»,затем, — Православный Свято-Тихоновский Университет по специальности «Теология». Общий стаж преподавательской работы с детьми разных возрастов, — 15 лет.

Наши паломничества.

Каждый год в сентябре и мае мы «паломничаем» по монастырям и храмам Москвы, находящихся, как правило, не очень далеко от Филей, вцентре, рассудив, что долгие дороги детям могут быть трудны, в то время как в непосредственной близости от нас находится великое множество неизвестных им Святынь.

Мы проложили маршруты по историческим местам центра Москвы, позволившие за один раз посетить несколько Храмов , поговорить с детьми об их непростых и очень разных судьбах, о святынях этих храмов, отметить художественное своеобразие каждого из них. Мы побывалив Зачатьевском , Донском, Новодевичьем, Иоанно-Предтеченском монастырях, были в Храмах Христа Спасителя, св. пророка Илии в Обыденском пер., св. вмц. Татианы, мал. Вознесения, бол. Вознесения, преп. Феодора Студита, Всех святых на Кулишках, Трех Святителей на Кулишках и во многих других.

Visits: 5 Visits: 267255

История нашего храма

  Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).

Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, «Нарышкинского барокко».

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1691—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским.

                               

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.

Автором строительства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская),но храм от этого не пострадал.

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходил тракт (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба состоялась 12 июля.  В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в восстановлении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан в аренду музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея, который открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1991 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, было совершено 14 октября 1992 года. Постановление 2000г. о передаче нижнего храма приходу в пользовани 13 апреля 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись нижнего храма относятся к ХVIII-XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и сохранились в целом иконы нижнего иконостаса.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

 Настоятели

священник Косьма (1689) — Кузьма Анциферов

священник Иоанн (1704) — Иван Александрович Анисимов

священник Пётр (1709—1737) — Пётр Родионов

священник Георгий (1770—1790) — Егор Петров

священник Георгий (1770—1797) — Егор Егоров

священник Иоанн (1704—1721) — Иван Андреев

священник Пётр (1742—1745) — Пётр Федоров

священник Никифор (1749—1783) — Никифор Галактионов

священник Пётр (1799—1811) — Пётр Сергеев

священник Григорий (1811—1825) — Григорий Гаврилов

священник Алексий (1825—1876) — Алексей Григорьевич Орлов

протоиерей Виктор (1876—1910) — Виктор Петрович Гурьев

протоиерей Пётр (1910—1918) — Пётр Алексеевич Никольский

протоиерей Александр (1916—1923) — Александр Александрович Левитский

священник Алексий (1918 — после 1925) — Алексей Сергеевич Недумов

священник Алексий (после 1925—1937) — Алексей Алексеевич Глаголев

(расстрелян на Бутовском полигоне 9. 10. 1937)

священник Василий (1935—1941)

протоиерей Борис Михайлов (1994 — 2014)

иеромонах Александр (Зарубин)  (2014 — наст. вр.)

Литература

Борис Михайлов «Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII—XX века»  2002 г.

Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с.,ил. — 200 000 экз.

Visits: 16 Visits: 267264

Церковь Покрова в Филях

Скрыть рекламу в статье

История почитания

Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную) церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром Нарышкинского стиля. Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны согласно документальным свидетельствам был построен в 1619 году по приказу государя великого князя Михаила Федоровича. Филевскими землями в то время владел князь Ф.И. Мстиславский.

Посвящение храма празднику Покрова связано с важным событием Смутного времени. 1 октября (по старому стилю) 1618 года войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства. Москвичи видели в победе над войском королевича Владислава знак особого покровительства Богородицы. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове. Попадает в этот ряд и Филевский храм.

11 июня 1689 года село Фили перешло боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному дяде царя Петра I по материнской линии. Получив Фили, новый хозяин начинает благоустраивать свои владения. Он возводит господский дом с башней и часами, а также хозяйственные постройки: скотный, конюшенный и солодовенный дворы. На территории усадьбы за господским домом был посажен фруктовый сад, а перед ним разбит один из первых в России регулярных парков, террасами спускавшийся к Москве-реке. Русло реки Фильки было перегорожено плотиной, а в парке создана система искусственных каскадных прудов.

Лев Кириллович Нарышкин, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет воздвигнуть храм, если избавится от смерти.

Важнейшим объектом строительства Нарышкинской усадьбы становится новый каменный храм. Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет воздвигнуть храм, если избавится от смерти.

Через семь лет, получив филевские земли, Лев Кириллович исполнил свое обещание и заложил новый каменный храм. Поскольку на территории усадьбы уже имелась Покровская церковь, в честь этого праздника освятили нижний, зимний храм. В его алтаре был установлен престол из деревянной церкви. В верхнюю, летнюю церковь была передана икона Спаса Нерукотворного, ставшая храмовой. Точные сроки строительства каменного храма неизвестны. Все документы погибли в большом пожаре, произошедшем в Филях в 1712 году.

Лев Кириллович Нарышкин, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, дал обет воздвигнуть храм, если избавится от смерти.

В 1812 году Покровская церковь в Филях сильно пострадала от французов, устроивших в ней конюшню, но была отреставрирована. В советское время ее хотели снести, чтобы построить гастроном, но позже просто закрыли. Во время Великой Отечественной войны в храме был лазарет, а затем – склад бумажных изделий. Реставрационные работы в церкви начались в 1955 году и продолжались вплоть до 80-х годов прошлого столетия.

Во время московской Олимпиады 1980 года здесь был открыт филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

После распада Советского Союза Русская Православная Церковь неоднократно пыталась вернуть храм в свое лоно, но встретила сопротивление сотрудников музея, которые полагают, что сохранить церковь в Филях в первозданном виде возможно только при квалифицированном уходе. Споры длятся до сих пор, но в 2000 году был достигнут частичный консенсус, и теперь в нижнем храме возобновлены регулярные богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трех радостей» и другие. Дубовый престол – один из древнейших сохранившихся престолов.

Оглавление книги

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

Самые яркие деятели искусства


Яков Бухвостов

Это во многом и определило специфику стиля, ориентированную на древнерусские традиции построения зданий, и дополненные деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества.

Среди русских мастеров эпохи барокко значатся имена двух крепостных мастеров:

  • Пётр Потапов, крепостной зодчий (Успенская церковь на Покровке); его мастерством восхищались даже Растрелли и Василий Баженов. Сам Наполеон восторгался живописностью Успенского храма. Во время Отечественной войны 1812 года он выставил вблизи церкви охрану, чтобы уберечь её от пожара. При этом Кремль он приказал сжечь.
  • Яков Бухвостов (церковь в Троице-Лыково и ещё 6 храмов), гениальный зодчий, самородок из народа. Именно он считается создателем нового русского стиля в архитектуре.

Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».

Необычный облик

Удивительно, но именно Церковь Покрова – единственное, что сохранилось от усадьбы Нарышкиных до наших дней. Она поразительно похожа на церковь Знамения на Шереметьевом дворе, которая находится в центре столицы (Романов переулок, д. 2, стр. 8). В этом районе тоже когда-то были владения Льва Нарышкина. Специалисты полагают, что эти два храма были созданы одним и тем же зодчим. Храм Покрова в Филях обладает необычными архитектурными формами. В плане здание храма – четырехлистник с тремя фигурными лестницами по сторонам. Кроме того, церковь относится к типу «иже под колоколы» ‒ когда колокольня размещается внутри церкви. Колокола висят в верхнем ярусе церкви. Храм в Филях имеет пять глав, хотя в силуэте доминирует центральный купол.

Интересно расположение глав – строго по сторонам света. Традиционно на Руси купола, наоборот, были расположены по диагоналям от сторон света – по углам перекрытий кровли. Эта и некоторые другие особенности говорят об украинском влиянии на архитектуру церкви. Зато красный кирпич и обильный белый декор свидетельствуют о том, что храм построен в стиле московского барокко. Его также называют нарышкинским барокко, поскольку многие храмы этого стиля были заказаны архитекторам представителям богатого рода Нарышкиных. Филевская церковь не исключение.

Снаружи церковь выглядит нарядно и празднично. Убранство интерьеров изначально было под стать внешнему виду. Верхний храм сохранил его практически полностью. Здесь можно увидеть золоченый резной алтарь, клирос и царскую ложу. Иконы писали мастера Оружейной палаты в Кремле. Из первоначального иконостаса XVII ‒ XVIII вв., выполненного К. Золотаревым, сохранились главная храмовая икона, «Покров Богородицы», и икона «Трех радостей». Интерьер нижнего храма сохранился хуже, поскольку сильно пострадал во время пребывания французской армии в Москве в 1812 г.

Четыреста червонцев, как говорят, пожертвовал на украшение храма еще царь Петр I. После победы в Нарве царь привез в подарок своему дяде Льву цветные витражи для его церкви. Лев Кириллович отблагодарил племянника по-своему: западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной, атрибутами императорской власти, а в лике архидиакона Стефана, запечатленного на вратах жертвенника, некоторым исследователям видятся черты молодого Петра I.

История стиля – нарышкинское барокко

Стиль “барокко” пышно расцвёл в Европе в XVII столетии, впервые заявив о себе в Италии ещё в предыдущем веке. Целью тамошних мастеров стало возвеличивание своей культуры путём привлечения в архитектуру излишней вычурности.

В Россию стиль барокко попал благодаря Петру I, «прорубившему», как известно, «окно в Европу», и дошёл с немалым запозданием, когда европейцы уже зажглись духом  неоклассицизма, классицизма и русского Ампира, примеры которого можно встретить повсюду. Зато русское барочное искусство заметно отличалось от западного, обретя свои архитектурные стили, одним из которых и стало нарышкинское барокко.


Церковь Спаса в Уборах

Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно на их территориях были возведены образцы храмов, заказанных им в этом направлении.

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector