Храм архангела михаила на девичьем поле

Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным

Ангел Господень сказует слово от Господа, ко мнящимся верным християном, а страха Божия не имущим, глаголя сице: горе человеку тому, иже гнев имея на кого любо, или сварився, или бився с кем, или кому зло сотворив, или на кого зло каково в сердце имея, а не простясь с ним, идет в церковь Божию, противяся верным и кротким человеком, имже наследовати землю обетованную обещано и покой.

Или аще свещу, или просфиру, или ино кое приношение принесет, или дору яст, или Евангелие целует сый в злобе, достоин есть таковый муце вечней, и смоле присно кипящей, и огню негасимому.

Горше же того, и велми горее убийства, и душегубства, и еретичества, и всякого зла злее, и всякия пагубы пагубнее, егда кто приступает к Пречистому Телу и Крове Христове, а гнев держа на кого, или сварився, или бився, или кого оклеветал, или кого свадил с кем, или помня зло на кого, то неумолим суд таковый восприимет, и без милости муку вечную, лучше бы таковому не родитися: горши бо жидов, и еретик осудится, зане недостойне приемлет Пречистое Тело и Кровь Господню.

Егда бо кто приступает ко Пречистому Телу и Крови Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, вземлющаго грехи всего мира, и слыша глаголемая: вонмем, святая святым: се бо речено есть о причащении Святых Таин, рекше достойным и верным человеком: и сый недостоин приступает к Пречистым Тайнам Христовым, тогда небо и земля, и преисподняя вся потрясутся, и превышния небесныя силы вся вотрепещут, и вся мысленныя воинства страхом одержими бывают, видяще человеческое естество, на земли всяку неправду деющее.

Слышасте любимии ангелову повесть, сказану святым Василием. Слышасте ли, како святии ангели не согрешше трепещут и боятся, то како мы грешнии убежим вечных мук, толика наказание и учения не слушающе, толика страха и боязни не ужасающеся.

Но се вам буди известно слово Господне, еже рече: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего.

Се же есть воля Божия, еже имети страх Его в сердцы своем, и еже имут ангели Его, смирение, покорение, кротость, беззлобие, благоумие, трезвение, послушание, внимание, и прочая вся добрая дела: та бо суть ангельская дела. Да аще быхом братие и мы таковая имели дела, то далече бы отбегли от нас вечныя муки, и Царство Небесное недалече бы от нас было, и со ангелы вкупе радовалися быхом

А се суть сатанина дела, и слуг его, гордость, величание, презорство, злое непокорство, и нечистое пиянство, со всякою злобою, ихже ради сатана отпаде славы Божия, окаянным несмысльством: егоже гордость и величание приемше жидове, не яша веры Сыну Божию, и муце вечней достойни быша, со учителем своим дияволом, егоже учения нам не буди прияти братие.

Но буди нам прияти учение пророческое, и апостольское, и отеческое, и о том учении получити жизнь вечную, и Царство Небесное, со всеми сотворшими волю Божию, и ходившими по заповедям Его: да и мы братие потщимся тому учению последовати. («Златоуст», сл. 41-е).

История постройки

Церковь возводили в период с 1894 по 1897 гг., главным архитектором этого проекта был А. Мейснер. В 1911 г. к центральной части пристроили два дополнительных придела. Южный освятили в честь князя А. Невского, северный — во славу великомученицы Екатерины.


Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле в Москве

Новоявленная церковь стала домовой, её основными прихожанами были врачи клинического городка МГУ, студенты, больные и рабочий персонал. Однако сюда все чаще приходили православные верующие с близлежащих улиц. Здесь молились о тех людях, кто пожертвовал большое количество денег на строительство хороших лечебных заведений на Девичьем поле.

  • В 1903 г. в часовне Д. Прилуцкого, которая располагалась в конце главной аллеи медицинского городка, совершили дополнительные модификации, чтобы в ней было просторнее и удобнее проводить ритуал отпевания. Идея эта зародилась у местного купца Д. Сторожева, который подал прошение о разрешении для перестройки за счет собственного финансирования. Он хотел, чтобы родственники почивших в стенах больницы могли без лишних затрат денег и времени совершить обряд отпевания сразу после Божественной Литургии. Вопрос рассматривал Священный Синод, задумку благословили уже после того, как благотворитель Д. Сторожев скончался.
  • В 1903 г. архитектор Б. Кожевников сумел расширить изначально небольшую часовню и установил с востока алтарь. Освящение в честь святого Дмитрия проходило в день, когда Вселенская Церковь вспоминает имя преподобного Сергия Радонежского, высокочтимого всем русским народом.
  • Божий дом расположен рядом с центральным входом в клинический городок, недалеко от здания акушерства. Изначально новорожденных сразу же крестили в храме архистратига Михаила. По замыслу проектировщиков, церковь становилась прообразом начало жизни, как в физическом отношении, так и в духовном.
  • В конце же центральной аллеи клинического городка находилась поминальная церковь, освященная во славу Д. Прилуцкого, где производился ритуал отпевания умерших в больницах. Таким образом, этот бульвар называли «аллеей жизни», она символично начиналась и заканчивалась православной постройкой.

Интересно! Местность под названием Девичье поле знакома русскому народу с давних времен. Предание гласит: в период монгольского ига ханы силой собирали здесь девушек Отечества и пленили лучших в качестве дани. Отсюда и пошло название местности.

В 1456 г. здесь проходил крестный ход с иконой Богоматери «Одигитрия» из Благовещенского Кремля в родной для неё Смоленск. По этому случаю в столице основали Новодевичий монастырь.

История храма

Церковь в деревне Тропарево была построена в 1694 году и освящена во имя Архангела Михаила, или как его еще называют, Архистратига Михаила — военачальника ангельских небесных сил.

25 октября (по старому стилю) 1694 года церкви выдали антиминс, который в православной церкви является документом, разрешающим совершать литургии. Антиминс кладется на престоле в алтаре и служит обязательным атрибутом при совершении полной литургии.

Церковь была деревянная, ее дважды перестраивали. Последняя перестройка была в 1669 году. Потом, церковь сгорела и на ее месте в 1694 году построили каменную. Строительство велось на средства Новодевичьего монастыря, в чьих владениях находилась и деревня Тропарево. Церкви присвоили статус храма и освятили его во имя святого Михаила Архангела.

В войну 1812 года церковь не очень сильно пострадала и продолжала свое существование. В 1823 году храм архистратига Михаила в Тропареве был отремонтирован.

После революции 1917-го храм закрыли. Годы Советской Власти уничтожили храм: храмовые ценности были разграблены, внутреннее убранство испорчено или уничтожено, звонницы разрушены, колокола сброшены и похищены (за исключением одного, который был припрятан местными жителями), ограду снесли. Долгие шестьдесят лет церковь пробыла в таком состоянии. Какое-то время здание использовалось под зернохранилище, а потом для складирования декораций киностудии «Мосфильм».

В 1964 году были начаты работы по обследованию и реставрации куполов храма. В 1970 годах начались работы по полному восстановлению храма. Во время восстановительных работ был укреплен фундамент здания, устранены пробоины и трещины в стенах, перекрыта крыша, купола позолочены. В сарае были найдены царские врата восемнадцатого века. Их реставрировали и возвратили храму Колокола отлили заново, за исключением одного, который был чудом сохранен народом.

В 1988 году, в честь празднования тысячелетия крещения Руси, храм был возвращен Московской патриархии. Церковь во имя Михаила Архангела была освящена в 1989 году 23 февраля.

Архитектура храма

Архитектурный стиль храма повторяет стиль Новодевичьего монастыря. Это заметно в сочетании «украинского» сельского церковного зодчества с храмовой архитектурой «нарышкинского» барокко. Здание выполнено из красного кирпича, пятиглавое, композиция симметричная с трехэтажной шатровой колокольней. Фасад богато оформлен: на окнах резные наличники, углы оформлены колонками, колокольня выполнена в стиле московского узорочья, барабаны восьмигранной формы, купола и кресты позолоченные.

Из следующей статьи Вы узнаете, в каком храме Санкт-Петербурга хранятся мощи святой Татианы.

Внутреннее убранство

Купол внутри здания богато украшен фресками с изображением ликов святых. На алтаре иконы двенадцати апостолов, Матери Божией и других святых.

Святыни храма

Церковь богата своими иконами. Здесь имеются списки с известных икон, таких, как «Донская Божия Матерь» и «Смоленская Божия Матерь» (Одигитрия).

В храме имеются также специально написанные для храма иконы, а также иконы, переданные в дар:

  • Архангел Михаил.
  • Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, которая приняла постриг в Успенском монастыре после смерти своего мужа.
  • Божия Матерь Достойно есть.
  • Божия Матерь Неупиваемая Чаша.
  • Святитель Николай Чудотворец.
  • Святой Великомученик и Победоносец Георгий.
  • Святая Блаженная Матрона Московская.

Имеется уникальная икона XVIII века с ликами святых и крестом мощевиком, в который вшиты мощи святых, изображенных на ней: апостолов Петра, Павла и Иакова; архидиакона Стефана; святителей Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца и других.

На официальном сайте храма можно узнать, в какие дни вспоминаются имена этих святых.

Современное состояние

Церковная жизнь в стены храма Михаила вернулась в начале 90-х гг. XX столетия. Деятельным инициатором этого процесса стар профессор М. Пальцев, который предложил передать два православных строения в управление РПЦ. После этого в зданиях начались восстановительные работы.

В 1997 г. на торжество 100-летия клинического городка церковь архистратига Михаила посетило российское правительство. В этот же период патриарх Алексий II провел малый обряд освящения реконструированной церкви.

Великое освящение прошло в 2002 г., этот день ознаменовал возвращение много претерпевшего православного храма Вселенской Церкви.


Богослужение в Храме Михаила Архангела на Девичьем поле

Божий дом не потерял свой индивидуальный характер, сюда по-прежнему приходят пациенты клиник, врачи, студенты медицинского университета и простые прихожане. «Аллея жизни» также была полностью реконструирована. Община оказывает помощь сиротским приютам, многодетным семьям и людям, попавшим в неблагоприятную обстановку.

Чудов монастырь

Знаменитый по своей истории Чудов монастырь в Московском Кремле был основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды, Джанибека, прозревшей молитвами Алексия. В 1501-1503 годах древнюю церковь Архангела Михаила сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.

Монастырь связан с историей Лжедмитрия I, который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.

Про Чудов монастырь упоминает в своем «житии» и св. свщмч. Аввакум, рассказывая о начале гонений на старообрядчество:

Таже Никон в памяти пишет: «Год и число. По преданию де святых отец и апостол, не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Мы же, сошедшиеся со отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам скрылся в Чюдов, седмицу един в полатке молился. И там ему от образа глас бысть во время молитвы: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!»

В 1930 году Чудов монастырь был уничтожен. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван по приказу безбожных властей в ночь на 17 декабря 1929 года под предлогом освобождения места для размещения военной школы, где  должны были проходить обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок в настоящее время находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве). 

Общецерковное почитание Архангела Михаила

Св. Архангел Михаил является высшим чиноначальником всех небесных сил бесплотных. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божия — сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя; теперь же, после отпадения евреев, он стал хранителем Нового Израиля, т.е. всего православного христианства.

Михаил же начальник сый небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов. Первый бо ангелом, и вместо денницы поставлен бысть. Его же света не стерпе видети, спадый денница (пролог, 8 ноября).

Свт. Григорий Великий пишет, что в то время, как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

По общепринятому церковному преданию считается, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Известны и другие многочисленные примеры явления чудодейственной помощи св. Архангела в Ветхом Завете.

В Новом Завете особенно значимое упоминание об Архангеле Михаиле приводится в Откровении св. Иоанна Богослова:

Св. Архангел Михаил почитается также покровителем душ умерших, здесь известен иконографический сюжет, показывающий св. Архангела с весами, измеряющими души человеческие. По преданию, ему дана будет власть, чтобы пробудить последней трубою всех от века усопших для предстояния на Страшном Суде Христовом. 

Особенности архитектуры

По утверждению известного историка и краеведа М. Ильина, общая композиция церкви в Тропарево – Никулино подобна многим другим рядовым храмам того времени.

Но ее зодчему захотелось применить некоторые эффектные нововведения. Этим объясняется использование приемов и форм московского барокко применительно к этому строению. Так оно стало более парадным, торжественным на вид.

Форма колокольни Михайловского храма является характерным образцом восьмигранника, что типично для шатровых колоколен XVII в. Она создана в виде центрической площадки, где предусмотрено легкое прорезанное окошко небольшой формы в виде восьмигранного шатра.

На сегодняшний день не сохранилось ни колонок на опорах столбов, ни декоративных наличников. Колокольня располагалась так, как требовали принятые тогда каноны – строго над центром западного входа в здание.

Между небом и землей: архитектура храма, в котором ощущается благодать

Вид с квадрокоптеров на храм Архистратига Михаила в Ореанде открывается просто потрясающий. Белоснежная обитель с зеленой скатной крышей и со сверкающими на солнце золотыми куполами окружена живописными горами, лесами и лазурным морем.

Вокруг обители изящным серпантином вьется старое Севастопольское шоссе, огибающее православную святыню Южного берега Крыма, как корму корабля.

Венчают церковь Архангела Михаила в Ореанде пять глав разного диаметра. Световые барабаны с арочными окнами украшены треугольными фронтонами, которые опираются на белоснежные колонны с капителями. Барабаны увенчаны пятью позолоченными куполами, каждый из которых имеет свое значение.

Центральный и самый большой купол символизирует Иисуса Христа, пришедшего на землю, чтобы спасти грешных людей, а четыре купола вокруг него знаменуют апостолов-евангелистов: Матфея, Иоанна, Луку и Марка. С восточной стороны к храму примыкает полукруглая апсида, в которой находится алтарь.

Возле центрального портала в храм (так называются входные двери) находятся две ростовые иконы из мозаики. На иконе справа изображен архангел Михаил, могущественный предводитель небесного воинства, выгнавший павшего архангела Денницу из рая и низвергший его в ад за кощунственную попытку стать Богом.

Как раз в честь этого могущественного небесного воина и назван храм в Ореанде. На иконе слева изображен святитель Николай Чудотворец, известный христианский святой, который исцелял людей от душевных и телесных недугов, помогал нищим, путешественникам и детям, а также защищал оклеветанных людей еще при жизни.

После своей блаженной кончины святой продолжает помогать всем без исключения людям, которые обращаются к нему за моральной, материальной или лечебной помощью. Всего у храма два портала: центральный и дополнительный.

Деревянные арочные окна светло-коричневых тонов, гармонирующие с корой хвойных и лиственных деревьев, окружающих обитель, завершают общий архитектурный стиль крестово-купольного храма Михаила.

В нескольких шагах от церкви находится звонница, по стилю и цвету повторяющая центральную главу церкви, только в отличие от главы она имеет четыре больших открытых арочных проема, каждый из которых размером с портал.

Еще чуть поодаль располагается воскресная школа, в которой преподается курс богословских предметов, а также функционируют различные кружки по лепке, рукоделию, домоводству, церковному пению, английскому языку и многим другим дисциплинам.

Через дорогу от храма на краю отвесной скалы располагается изысканная белоснежная ротонда, позолоченный купол которой увенчан грозной бронзовой скульптурой архангела Михаила с золотым мечом в правой руке.

Эту величественную скульптуру соорудил известный мастер из Евпатории Василий Василюк. Ротонда служит великолепной смотровой площадкой, с которой открываются чудесные виды на горы, поселок, море и на церковь Архистратига Михаила.

Окормляет всю эту рукотворную храмовую красоту большой крест с распятием Иисуса Христа, установленный на выступе высокой скалы с западной стороны церкви. Крест этот был водружен на скалу в Страстную седмицу Великого поста спустя десять лет после торжественного чина освящения обители.

Кстати, у храма Архистратига Михаила есть одна интересная особенность. Во время пения церковного мужского хора в горах создается сильная акустика, которая бывает только в концертных залах или амфитеатре.

От этого хор братии приобретает особенную возвышенность и слышен за сотни метров вокруг. Такой эффект создается за счет окружающих обитель скал, которые отражают пение и придают ему монументальность.

Древняя молитва Архангелу Михаилу

Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме:

Господи, Исусе  Христе, Великий  Царю  Безначальный, Невидимый  и  Несозданный, седяй  на   престоле  со  Отцем  и  со  Святым  Духом  славимый  от  небесных  сил  бесплотных, посли , Господи, Архангела  Своего  Михаила  на  помощь  мне  грешному  рабу  Твоему  (имя  рек), избавитимися  врагов  моих  видимых  и  невидимых. О, великий  архангеле  Михайле, излей  миро  благо  на  рабе твоем  (имя  рек), ты  бо  еси  демоном  сокрушитель  и  бесам  прогонитель, избави  мя  лукавых  козней  навета  и  стужения  человек  лукавых, призри  на  мя  недостойного  раба  твоего  (имя  рек)  и  запрети  им  всем  врагом  борющимся  со  мною, видимых  сотвори  яко  овец, а  невидимых  яко  прах  пред  лицем  ветра. О  великий  святый  архангеле  Михайле, первый  княже  и  воеводо  ангелом  и  архангелом, херувимом  и  серафимом  и  всем  небесным  силам  безплотным, буди  помощник  мне  грешному  рабу  твоему  в  бедах  и  скорбех  и  в  печалех, и  на  распутиях, на  морях  и  на  реках, и  по  сухому  пути  тихое  пристанище  буди  и  спутие, пособи  и  укрепи  и  избавимися  прелести  диявольския.О  великий  архангеле  Михайле, услыши  глас  раба  твоего  (имя  рек), молящегося  тебе  и  призывающего  имя  твое  святое,  и  услыши  молитву  мою, ускори  на  помощь  мою, и  победи  вся  сопротивляющиеся  мне  и  прожени  от  мене  всякие  нечистоты  и  нечистыя  духи, силою  честнаго  и  животворящего  Креста  Господня  и  святаго  и  тридневнаго  Воскресения, и  молитвами  Пресвятыя  Владычицы  нашея  Богородицы  и  присно  Девы  Марии, и святых  ангел  и  архангел, херувимов  и  серафимов  и  всех  святых,  всегда  ныне  и  присно  и  во  веки  веком. Аминь. 

Расписание богослужений 1 – 31 декабря 2020 г

Число/день недели

Праздник,

 день памяти

Время/вид богослужения

1 Вторник

Мчч. Плато́на и Рома́на

18-00 мч. Платону, акаф ист страстотерпцу царю Николаю

2 Среда

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

8-00 Полиелейная Утреня, часы, исповедь, Литургия

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

3 Четверг

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.Прп. Григория Декаполита (816).

18-00 Всенощное бдение, исповедь

4 Пятница

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

8-00 Часы, Литургия

5 Суббота

Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318).

8-00 часы, Литургия, Панихида

18-00 Всенощное бдение, исповедь

6 Воскресенье

Неделя 26-я по Пятидесятнице, гл. 1-й. Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263).

9-00 Часы, Литургия

7 Понедельник

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

8 Вторник

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311).

18-00 Молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма, Крестный ход

 ( Седьмая годовщина установки Креста и начала молитвы в Аннино)

9 Среда

Прп. Алипия столпника (640).  Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731).

18-00 Канон свт. Иннокентию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

10 Четверг

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

11 Пятница

18-00 Канон сщмч Серафиму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

12 Суббота

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI).

8-00 часы, исповедь, Литургия, Панихида

18-00 Всенощное бдение, исповедь

13 Воскресенье

Неделя 27-я по Пятидесятнице гл. 2-й. Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).

9-00 Часы, Литургия, 

Приходское собрание

14 Понедельник

Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Пе́рсянина.

18-00 Канон пророку Науму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

15 Вторник

18-00 Канон пророку Аввакуму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

16 Среда

8-00 Молебен, Панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

17 Четверг

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

18 Пятница

18-00 Всенощное бдение, Акафист свт. Николаю, исповедь

19 Суббота

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 

8-00 Часы, Литургия,

панихида

20 Воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. гл. 3-й. Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Прп. Нила Столобе́нского

9-00 Часы, Литургия,  

21 Понедельник

Прп. Кирилла Челмогорского (1367). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). 

18-00 Канон прп. Патапию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

22 Вторник

Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р. Х.). 

Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».

18-00 Канон прав. Анне, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

23 Среда

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754).

8-00 Молебен панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма, Крестный ход

24 Четверг

18-00 Канон прп. Даниилу, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

25 Пятница

8-00 Утреня, Часы, Литургия

26 Суббота

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304).

8-00 часы, исповедь, Литургия, Панихида

18-00 Исповедь, Всенощное бдение

27 Воскресенье

Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. гл. 4-й. Мчч. Фирса, Левкия и Каллини́ка (249–251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феоти́ха (286–287).

9-00 Часы, Литургия

28 Понедельник

Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II).  Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929);

18-00 Канон сщмч Илариону, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

29 Вторник

Прп. Софии Сузд. (1542). 

18-00 Канон пророку Аггею, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

30 Среда

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

История храма Архангела (Архистратига) Михаила в Тропарево

В это время в самом Новодевичьем монастыре строительство в самом разгаре.

Неудивительно, что новой сельской церквушке также было уделено внимание, поэтому внешне она не была похожа на деревенские храмы. Есть даже предположение, что в строительстве Новодевичьего монастыря и храма в Тропареве принимал участие один зодчий – Осип Старцев

Есть даже предположение, что в строительстве Новодевичьего монастыря и храма в Тропареве принимал участие один зодчий – Осип Старцев.

Поскольку в конце 17 века в стиле архитектуры наметился переход от т.н. «украинского стиля» к стилю «нарышкинского барокко».

Изменения эти не могли не затронуть и новый храм в Тропареве: привычные для православной церкви формы здесь соседствуют с архитектурой западной — пышным декоративным оформлением и строительством в несколько ярусов.

Долгое время храм поддерживался в отличном состоянии, так как само село Тропарево, согласно летописным данным, на тот момент являлось самой богатой вотчиной Новодевичьего монастыря.

1812 год мог обойти стороной церковь в Тропареве, ведь французы шли по дороге, находящейся в некотором удалении от святыни.

Тем не менее, храму Архангела Михаила был нанесен ущерб, который, однако, никак не сопоставим с тем, что учинили советские власти.

Именно в Советское время Тропаревская церковь пострадала гораздо сильнее.

Ограду снесли, колокола сбросили, внутри церковь разорили и все убранство уничтожили.

Почти полвека в таком виде простоял храм.

Периодически стены храма архангела Михаила в Тропарево использовались для хозяйственных нужд: там хранили сначала зерно, а затем декорации для «Мосфильма». И только в 70-х годах двадцатого столетия началась реставрация храма в Тропарево.

Сначала его отремонтировали снаружи, а когда в 1989 г. церковь освятили, то начались и внутренние работы.

Людям удалось зайти в храм за 2 дня до его освящения. Верующие разобрали завалы, вынесли горы мусора, соорудили временный иконостас для освящения, которое состоялось 23 февраля.

Храм архангела (архистратига) Михаила в Тропареве пребывал в состоянии ужасающем, однако именно этот день 1989 года принято считать началом возрождения святыни.

Постепенно церковь Архангела Михаила приобрела былые черты.

Чудом было возвращение одного из колоколов, которые в советское время сбросили безбожники. Жительница Тропарева, прихожанка храма, тогда подобрала один из них и бережно хранила его все эти годы, чтобы затем вернуть на прежнее законное место.

Сегодня храм Архангела Михаила в Тропареве считают одним из лучших на окраине столицы.

Он простой и великий одновременно, изящный и в то же время скромный.

Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех

День воспоминания о совершенном Архангелом Михаилом чуде был настолько значимым, что Византийская Церковь уже в самое раннее время установила для него специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. К этому дню в служебных минеях было приурочено чтение древнего литературного памятника «Сказание о чуде в Хонех», отредактированного в X в. Симеоном Метафрастом. В настоящее время по уставу служба этого праздника шестеричная: кроме минеи, читается канон в Октае, Великое Славословие на Утрени не поется. Минейный канон архангелу Михаилу от 6-го сентября вычитывается также дополнительно и 8-го ноября, на день его собора, большинство стихерных песнопений общие для двух праздников.

Чиноначальник вышним силам, Михаил предстатель Божественным чином днесь, к торжеству нас призва, иже всегда с нами ходя, и сохраняя всех от всякого дияволя обстояния. Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей вземше, чистыми помысла и совестию благою, архангелов собор почтем. Той бо Богу непрестанно предстоя, и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим (стихера дню). 

Современность церкви

Верхняя Ореанда с великолепными пейзажами давно привлекает и туристов Ялты, и художников, и поэтов. С появлением храма сюда едут и паломники, ведь за истекшие годы на церковной территории образовался храмовый комплекс.

Здесь открылась воскресная школа для изучения Закона Божьего, театральная студия, постановки которой ставятся как в школьном актовом зале, а и в разных крымских городах. К концу подходит возведение еще одного храма, посвященного св. Николаю Чудотворцу. В нем сделан баптистерий для совершения таинства крещения с возможностью полного погружения крещаемого в воду. В Свято-Николаевской церкви установили иконостас, приобрели для нее иконы и всю необходимую утварь. В скором времени ее освятят и она откроет дверь для прихожан.

М.П. Карашкевич продолжает благотворительные дела. Благодаря ему на церковной территории воссоздали ротонду, которая служит смотровой площадкой. Со временем на ее куполе установили бронзовую статую архистратига Михаила, автор которой Василий Степанович Василюк – скульптор, заслуженный художник Крыма.

С ротонды открываются прекрасные виды на море и горы – с любого ракурса получаются прекрасные фото. Поэтому здесь собираются желающие сфотографироваться на фоне живописной природы и местной достопримечательности – храма.

Сегодня на приходе служат два священника: о. Евгений (Лившук), настоятель, и о. Иоанн (Загорулько). При нем создан мужской хор, пение которого собрало многочисленные отзывы. Во время богослужения песнопения слышно даже прогуливающимся по Царской тропе. Дело в том, что окружающие скалы отражают звук и создают необыкновенную акустику. Следовательно, получился своего рода нерукотворный «концертный зал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector