Святой феодор стратилат. храм феодора стратилата на ручью
Содержание:
- Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.
- Архитектура[ | код]
- Праздник Покрова Божией Матери
- Улица, где живут достопримечательности
- Далее по теме:
- Как добраться до грузинского храма в Москве
- Топонимика, общественные организации, личности
- Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье
- Примечания
- Торговое подворье
- Кратко о жизни князя Меншикова
- Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью
- Кратко о Феодоре Стратилате
Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.
Согласно традиции православной церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаит. Он был храбрым, красивым юношей, исповедовавшим христианство. В довольно молодом возрасте он поступил на службу в римскую армию. В правление императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне увидели, что те, кто уверовали в Спасителя, с радостью принимают мученическую смерть за веру. Тогда язычники стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением у народа. С этой целью были убиты Сорок Севастийских мучеников и несколько других важных сановников из окружения Ликиния.
Архитектура[ | код]
Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты.
При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око, на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году.
В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавших угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила, а над западным входом — композиция «Вознесение Христово». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах. Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий.
Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов. В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами.
Праздник Покрова Божией Матери
14 октября 2020 года – праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Основанием послужило чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии святого Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Когда варвары-язычники осадили Константинополь, жители города собрались во Влахернский храм молить Бога о защите от врагов. Во время богослужения в церкви чудесным образом явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает Константинополю свою защиту, покрыла молящихся своей ризой – распростерла над верующими свой головной покров. Заступлением Царицы Небесной город был спасен, а неприятель в страхе бежал от стен Константинополя.
В храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии совершена Божественная Литургия. Богослужение совершил ключарь храма — иерей Сергий Неретин.
Улица, где живут достопримечательности
Дома, рассказывающие истории
Вообще Архангельский переулок интересен не только этими достопримечательностями. За всё время своего существования он четырежды менял своё название. Сначала это был переулок Котельников, так как там проживали мастера по изготовлению котлов. Потом названия менялись достаточно часто: Гавриилов, Меншиков, Телеграфный переулок. И вот сейчас Архангельский.
Протяжённость его небольшая — всего около 500 метров. Но некоторые из расположенных здесь зданий связаны со знаменитыми людьми своего времени. Так, например, в самом начале улицы стоит дом (под №1), который выходит своими сторонами сразу на 3 переулка: Архангельский, Сверчков и Армянский. В нём одно время проживал наш знаменитый писатель Юрий Нагибин. На стене дома не так давно появилась посвящённая ему мемориальная доска.
В построенном в 1907 году доме под номером 7 проживал революционер Павел Дауге. Осенью 1913 года здесь бывал Владимир Ульянов (Ленин).
Интересна история дома №13 по Архангельскому переулку: жилой дом Фроловых-Бари. Сейчас это 5-ти-этажное здание.
Но можно различить, что основанием его служит 2-х-этажный особняк, сверху которого уже позже, в 1940-х годах были надстроены дополнительные 3 этажа с эркерами и балконами.
Первоначально дом был построен в 1836 г. В 1884 году его приобрела семья купца Фролова. В 1902 г. владельцем особняка стал известный предприниматель Александр Бари. В 1918 году дом был национализирован. А в 1918-1934 годах в этом здании жил и работал уникальный учёный, инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов. Да, да, тот самый создатель Шуховской башни.
Этот дом №13 в Архангельском пер. признан памятником истории и культуры, о чем свидетельствует специальная табличка. Она расположена на боковой части дома со стороны Кривоколенного переулка.
Около храма Архангела Гавриила застройка улицы жилыми домами настолько плотная, что кажется, как будто между ними и прохода нет. Но каждый дом имеет свою многолетнюю историю.
Рядом с Меншиковой башней — храм Феодора Стратилата. Тут же находится двухэтажный дом с мезонином. Это дом причта, для служителей этого храма. Правда, сейчас тут расположен бутик-отель «Меншиков». Уж не знаю, может, он как-то делится помещениями с церковным причтом. Ну или полностью занимает все помещение.
Княгиня-благотворительница
И ещё об одном строении в Архангельском переулке хотелось бы рассказать более подробно. В доме под номером 17 когда-то размещался приют для детей из бедных семей. Это украшенное орнаментом здание из красного кирпича, похожее на двухэтажный русский терем, было построено в 1892 году.
В его стенах раньше располагался детский приют Елизаветинского благотворительного общества. Его основательницей и главной попечительницей стала тогда 28-летняя великая княгиня Елизавета Фёдоровна (после своей смерти причисленная к лику святых).
Торжественное открытие приюта произошло при личном присутствии великой княгини. Устав этого благотворительного общества был подписан императором Российского государства Александром 3.
По примеру детского приюта в Архангельском переулке стали появляться такие же благотворительные организации и при других церковных приходах Москвы. Вскоре число таких благотворительных комитетов для помощи детям достигло 238.
При этом ни одно из них не финансировалось государством. Все организации существовали за счёт пожертвований, сборов от концертов, спектаклей, членских взносов. Сама Елизавета Фёдоровна пожертвовала в фонд бедных детей более 60 тысяч рублей из личных денег.
25 лет проработало Елизаветинское благотворительное общество, вплоть до революции 1917 года. За это время, согласно архивным документам, этой организацией была оказана материальная помощь вдовам, оставшимся с детьми без поддержки мужа на сумму в 120 тысяч рублей, 6 тысяч детей проживали в приютах и примерно 4 тысячи детей получали пособия. Всего же, на благотворительные цели Елизаветинское сообщество потратило более миллиона рублей.
Сейчас в здании продолжается служение людям: в настоящее время там открыта поликлиника (детское отделение). А над красно-кирпичным зданием приюта, оформленным в неорусском стиле, возвышается красавица-Башня, которая в народе именуется Меншиковой. А слева на фотографии виден кусочек колокольни храма Федора Стратилата, о котором шла речь в этой статье.
Вот такой относительно небольшой переулочек Москвы — Архангельский. А сколько с ним связано удивительных и познавательных историй!
Далее по теме:
-
30.01.2014 15:45
По завершении визита в Русскую Православную Церковь Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн отбыл на родину
-
30.01.2014 15:43
Совместное заявление Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
-
30.01.2014 15:43
Завершился визит Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна X в пределы Русской Православной Церкви
-
30.01.2014 10:30
Состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна с министром иностранных дел России С.В. Лавровым
-
29.01.2014 15:26
Предстоятель Антиохийской Православной Церкви посетил Посольство Сирии в Москве
-
29.01.2014 01:06
Предстоятель Антиохийской Православной Церкви поклонился святыням храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
-
29.01.2014 00:33
Состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна с председателем Совета Федерации России В.И. Матвиенко
-
28.01.2014 22:29
Предстоятель Антиохийской Церкви посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московские духовные школы
-
28.01.2014 19:39
Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн: Мы, христиане Востока, крепко держимся за свою землю, в которую проросли корнями
-
28.01.2014 10:55
Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили Подворье Антиохийской Церкви в Москве
-
28.01.2014 10:45
Слово Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна на открытии XXII Международных Рождественских чтений
-
28.01.2014 00:16
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXII Международных Рождественских чтений
-
27.01.2014 16:49
Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XXII Международных Рождественских чтений
-
26.01.2014 18:53
Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
-
26.01.2014 18:51
Слово Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X после Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
-
26.01.2014 18:31
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 26 января 2014 года
-
26.01.2014 14:35
Совместное обращение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей к участникам Международной конференции по Сирии «Женева-2»
-
26.01.2014 02:49
Состоялась братская беседа Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей
-
26.01.2014 02:12
Предстоятель Антиохийской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Патриарха Московского и всея Руси
-
25.01.2014 17:01
Начался официальный визит Блаженнейшего Патриарха Антиохийского в пределы Русской Православной Церкви
Как добраться до грузинского храма в Москве
Точный адрес церкви: Москва, ул. Большая Грузинская, 13.
Как добраться на общественном транспорте? Можно воспользоваться метро, ближайшая станция – «Баррикадная». В этом случае 820 метров придется пройти пешком. Можно выйти на станции «Краснопресненская» – до храма 860 м. Рядом расположены остановки автобусов и троллейбусов: в 250 м – ул. Климашкина, в 230 м – Зоологический переулок 8. Чуть дальше находится метро «Улица 1905 года», от него пешком придется пройти около 1 километра.
Ориентироваться можно на Московский Зоопарк и Грузинскую площадь. Возле собора расположено здание мастерской Церетели, рядом с которым установлено множество скульптур под открытым небом.
А прямо возле входа на Георгиевское подворье находится небольшой сквер, в центре которого установлен памятник великому грузинскому поэту и мыслителю Шота Руставели.
Как проехать на личном автомобиле? От Садового кольца нужно ехать 350 м. по ул. Баррикадная в сторону ТТК, затем перед Московским зоопарком свернуть на ул. Большая Грузинская, затем – прямо 500 метров, поворот налево на Зоологический переулок. Храм будет с правой стороны. Ориентируйтесь на дорожный указатель: храм великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.
Рядом находится платная и бесплатная парковка, хотя найти свободное место можно не всегда.
Координаты храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах в Москве: 55.76586, 37.57657.
На карте Вы можете определить точное местонахождение Грузинского Георгиевского подворья в Москве на Большой Грузинской улице (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение).
Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.
Я побывала в храме Георгия Победоносца в Грузинах 27 октября 2019 года. А рядом с Грузинской церковью в Москве расположен восхитительный готический Римско-католический кафедральный собор, но только уже на Малой Грузинской улице.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Топонимика, общественные организации, личности
Населённые пункты:
- В Великом Новгороде есть улица под названием Стратилатовская, которая названа по одному из двух в городе храмов в честь Фёдора Стратилата.
- Также в Великом Новгороде в честь святого именовался Фёдоровский ручей в центре города, сейчас — улица Фёдоровский ручей. На улице находится старинная церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1360 год).
- В Московской области существовало село Стратилацкое (с 1574 года до середины XVII века, сейчас — Середа).
- На Кипре есть деревня Айос Феодорос.
Корабли и суда
По указу князя Г. А. Потёмкина была заложена серия из 6 46-пушечных фрегатов. Фрегат Фёдор Стратилат был заложен в конце 1788 года. Строители М. Иванов и А. С. Катасанов. Спущен на воду 09 апреля 1790 года, вошел в состав Черноморского Флота.
Общественные организации:
- Фонд Святого Феодора Стратилата — это организация, которая вместе с сёстрами Спасо-Богородицкого монастыря (под Вязьмой) работает над «Электронным помянником». Это общенародная информационная база молитвенной памяти воинов, погибших в Великую Отечественную войну, которая по готовности будет доступной через интернет.
- В Костромской области при Алексеевском храме города Шарья действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата.
Феодор Стратилат считался небесным покровителем не только деятелей науки и искусства, но и целых деревень:
- Ярослав Всеволодович (1191—1246) — сын Всеволода Большое Гнездо, князь переяславский, великий князь киевский, великий князь владимирский.
- Фёдор I Иоаннович (1557—1598) — царь всея Руси и великий князь московский, третий сын Ивана IV Грозного.
- Фёдор Головин (1650—1706) — русский дипломат и государственный деятель времён Петра I.
- Село Большое Колычёво — имение служилых, военных людей.
Феодор Стратилат несёт Феодоровскую икону в Кострому
Кроме этого, Феодор Стратилат особо почитается в городе Костроме, это связано восстановлением города после нашествия хана Батыя в 1230-х годах.
В 1239 году Ярослав Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.
Феодор Стратилат становится покровителем города, и именно в эту церковь помещают чудесно обретенную икону Божьей матери, которая с этого момента именуется Феодоровской иконой.
В 1597 году над Святыми воротами Ипатьевского монастыря был выстроен двухшатровой храм, освященный в честь мученицы Ирины и святого великомученика Феодора Стратилата.
Это было связано с бездетностью царской четы Феодора Иоанновича и Ирины Ирины Годуновой.
В этом же монастыре в 1613 году происходило Призвание на царство Михаила Фёдоровича.
По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери.
Монастырь был особо почитаем как «Колыбель Дома Романовых», а храм Феодора Стратилата до октябрьской революции 1917 года был главным собором Костромы.
Во времена советской власти происходили гонения на церковь.
Храм был разрушен, упоминание святого в светской жизни исключалось.
После распада СССР, в Костроме была увековечена память Феодора Стратилата:
- В 1994 году на воинском кладбище была возведена часовня по проекту архитектора Л. С. Васильева.
- В 2002 году был установлен памятник на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Он был освящен в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
- В 2004 году в связи с 260-летием Костромской епархии была учреждена медаль святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя богохранимой Костромы.
Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье
В 1551 году недалеко от Поганого (ныне Чистого) пруда был заложен деревянный храм во имя архангела Гавриила. В 1657 году храм впервые числится каменным. Нынешний храм построен в 1704-07 года архитектором И.П. Зарудным по заказу А.Д. Меншикова. Был самым высоким зданием Москвы, высота со шпилем 81 м. Стены внутри и наружи украшены белокаменным декором. С 1923 по 1947 год был закрыт. В 1960-х годах в храме установили иконостас XIX века из разрушенного храма Петра и Павла в Преображенской слободе.
Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 года архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. В 1860-1869 годах был построен северный придел во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Ралрсть».Закрыт в 1930-е годы, четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли.
В 1947 году в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.
Историческая справка: Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связуют многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий.
В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве.
В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.
Настоятелем подворья был назначен архимандрит Василий Самаха. В 1962 году его сменил архимандрит Алексий Абдель-Карим. В 1971 году представителем Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси был назначен архимандрит Макарий Тайяр.
9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья Священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон Сайкали (впоследствии епископ Филиппопольский), кандидат богословия Московской духовной академии. Заботами епископа Филиппопольского Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей.
Храм Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе: храмовой день – празднование Собора Архангела Гавриила 26 июля.
Храм святого великомученика Феодора Стратилата: храмовой день – празднование памяти великомученика Феодора Стратилата 21 февраля.
Настоятель подворья – Митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали).
Адрес: 101000, Москва, Центр, Архангельский пер., 15а
Телефон: 623-46-05
Моб. тел. дежурного священника: 8 (495) 623-46-05
|
|
← | → |
Примечания
-
↑
(недоступная ссылка). Альманах «На память будущему» (2014). Дата обращения: 30 марта 2018. - ↑ Передача подворий автокефальным Православным Церквам // Журнал Московской Патриархии. — 1948. — № 8. — С. 66—68.
- , с. 51.
- , с. 142.
- ↑ Букин А. Любимая игрушка светлейшего князя // Наше время. — 2004. — № 214.
- . Moscow.org. Дата обращения: 30 марта 2018.
- , с. 131.
- ↑
- ↑ Пятнов П. Меншикова башня – «сестра башни Ивана Великого» // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 3. — С. 98—101.
- , с. 87.
- , с. 206.
- , с. 97.
- , с. 144.
- ↑ (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (7 октября 2013). Дата обращения: 30 марта 2018.
- , с. 22.
- . Храмы России. Дата обращения: 30 марта 2018.
- ↑ , с. 209.
- , с. 132.
- , с. 36.
- , с. 146.
- ↑ . Узнай Москву. Дата обращения: 30 марта 2018.
- Постернак К. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вест. правосл. Св.-Тихоновского гуманит. ун-та. Серия 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. — 2013. — № 2(11). — С. 115—127.
- , с. 53.
- , с. 247.
- , с. 249.
Торговое подворье
Старый английский двор
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора.
Торговое подворье (купеческое подворье) — в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров, а священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял доворы и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья.
Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами, которые строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы — нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить Старый английский двор в Китай-городе.
Кратко о жизни князя Меншикова
В конце 17 века князь Меншиков за 2 тысячи рублей приобрёл в районе Мясников участок земли и построил для себя роскошный дом.
Александр Данилович Меншиков — личность уникальная. Он жил более 3 веков назад, а мы до сих пор знаем (в разной степени, конечно), кто это был такой, и личность эта неизменно вызывает у нас определённую долю уважения.
Споры историков вокруг его имени не умолкают до сих пор. Родился он 6 (16) ноября 1673 года. Например, не выяснен до конца вопрос о его происхождении. По одной версии, он является выходцем из белорусских или литовских дворян. Другая легенда говорит о бедной семье, в которой родился будущий друг и советник Петра 1. И якобы в детстве он занимался тем, что ходил по улицам и продавал пирожки, когда работал у пекаря.
Ещё говорят, что он был безграмотным и совсем не умел писать. Это тоже неоднозначная и спорная версия. Но, как бы то ни было, доподлинно известно, что среди множества писем царю или кому-бы то ни было ещё нет ни одного документа, написанного собственной рукой графа. Так что, миф это или быль — не доказано до сих пор.
Исторические факты говорят о том, что в 14 лет он стал денщиком у Петра Первого, то есть, его слугой. Но, со временем, благодаря своему уму, смекалке и юмору смог стать другом царя и сделать блистательную карьеру.
Перечисление всех его регалий займёт много времени. Вот лишь некоторые из них: граф, князь Священной Римской империи, генералиссимус морских и сухопутных войск, адмирал, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Он принимал участие, практически, во всех крупных сражениях во времена Петра Первого как на суше, так и на море.
Александр Данилович лично участвовал во многих битвах Северной войны. Его отличала смелость, острый ум, интуиция и неиссякаемая энергия. Все эти качества, слитые в одном человеке, позволяли говорить о нём как о незаурядном полководце, прекрасном стратеге. Так, например, в битве под Полтавой под князем было убито наповал 3 лошади. Сам же Александр Данилович оставался невредим — сама судьба хранила этого человека.
В битвах на территории Польши он воевал вместе с другим сподвижником Петра Первого Яковом Брюсом. Они были очень похожи такими чертами характера как смелость, преданность царю и Отечеству и быстро стали друзьями.
Меншиков имел огромное влияние на Петра Великого, его слово при принятии важных государственных решений, было вторым после царя (а после его смерти и первым). Кроме того, будучи действительно верен царю и умея хранить тайны, он был верным другом и советником во всех личных делах Петра.
Нисколько не умаляя заслуг князя Меншикова, невозможно не сказать ещё об одной черте характера Александра Даниловича Меншикова. Он очень любил деньги. И не просто любил, а всеми способами старался приумножить личный капитал.
Кроме того, что он получал огромные суммы и подарки в виде земель, поместий и крепостных за участие в военных битвах, граф обманом приобретал земли, деревни, укрывал беглых крестьян и раскольников, собирая с них плату за своё молчание и проживание этих людей на своих землях.
И, конечно, злоупотребления властью и казнокрадство. Именно эти черты характера графа, в принципе, и явились причиной судебного разбирательства, начатые в 1715 году. По его итогам, у графа Меншикова было изъято 13 миллионов (!!!) рублей, вдобавок двести пудов золотой и серебряной посуды и другого имущества. Также огромное количество крепостных, участков земли и домов.
Дело о злоупотреблениях тянулось много лет. В 1727 году граф Меншиков был сослан в Сибирь, где, вскоре, и умер в возрасте 56 лет. Это произошло в 12 ноября (23 ноября по новому стилю) 1729 года.
И ещё хотелось бы отметить один нюанс
Обратите, пожалуйста, внимание: правильно писать и говорить именно Меншиков, а не Меньшиков. Уж, извините, но я знаю, что многие произносят эту знаменитую фамилию с мягким знаком
Это неверно. Откуда я это знаю? Скажу по секрету: сама так говорила некоторое время назад пока не стала копаться в этой очень интересной теме.
Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью
Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью в деталях устроен довольно необычно, что сообщает храму своеобразную уникальность.
Строитель церкви максимально придвинул «несущие» столпы к стенам, стараясь высвободить как можно больше площади для молящихся. При этом ориентация наоса оказалась как бы «поперечной», он вытянулся по оси «север — юг», что в крестово-купольном храме выглядит странно, тем более что в нашем случае квадрат храма на самом деле слегка вытянут как раз в продольном направлении, с запада на восток. Ранее, когда церковь была действующей, этот эффект проявлялся еще ярче, так как восточный рукав креста был скрыт высоким иконостасом, а с запада тоже имелась визуальная преграда, суживающая подкупольное пространство, — в качестве таковой выступала алтарная стена расположенного на хорах Покровского придела, которая вместе с участками западной стены поперечного нефа образовывала единую плоскость.
Автор Феодоровского храма как будто сознательно «разбивал» пространство нижнего яруса на отдельные помещения, связанные друг с другом лишь проходами, — это больше касается, разумеется, пространства под хорами, сформированного по «зальному» принципу. При таком построении освещения, даваемого узкими окнами-бойницами, не хватало; известно, что в XVII столетии освещать помещение скудному солнечному свету помогали девять светильников; столь разветвленной «световой схемы» в других новгородских храмах не имелось.
Слева от собственно алтаря находится жертвенник, справа — диаконник. Оба они соединены с наосом арочными проходами, но если жертвенник не имеет отдельного перекрытия, то диаконник представляет собой довольно низкое помещение с коробовым сводом. Уменьшение диаконника по высоте позволило устроить над ним, в юго-восточном углу храма, небольшой придел на хорах, который был освящен во имя небесного патрона заказчика церкви — святого Симеона Столпника Дивногорца.
На хоры ведет лестница, расположенная в северо-западном углу. Обширные хоры церкви Феодора Стратилата на Ручью покоятся — в отличие от большинства новгородских храмов, где в качестве пола полатей использовался деревянный настил, — на каменных сводах нижнего яруса.
В Симеонов придел над диаконником из центральной части хор можно было попасть по деревянному переходу, вытянувшемуся вдоль южной стены храма.
Гораздо необычнее был устроен Покровский придел в центре хор — такое его расположение можно считать уникальным, от подкупольного пространства его отделяла довольно высокая, почти в три метра, каменная преграда.
Если попытаться мысленно реконструировать весь интерьер Феодоровского храма таким, каким он был в первые столетия его существования, — со всеми этими перегородками, прекрасными иконостасами, переходами, малыми изолированными помещениями, то поневоле признаешь— выглядела тогда церковь внушительно. Да еще со стенами, сплошь расписанными замечательными фресками!
Над фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью явно работали несколько изографов. Один из них расписывал купол храма и совершенно очевидным образом копировал манеру Феофана Грека.
Рука второго мастера опознается во фресках верхнего регистра декорации наоса; стилистика этих изображений наиболее близка стилистике волотовской росписи — настолько, что можно предположить участие волотовского мастера в украшении Феодоровского храма и составление именно им иконографической программы росписи. Оставаясь в рамках концепции исихазма, художник уходит от повышенной экспрессии и «сиюминутности» духовного озарения — в сторону большей камерности, интимности и, если можно так выразиться, ранимости.
Наконец, третий мастер наверняка вышел из волотовской школы, но он пишет несколько суше, графичнее, живопись в его фресках как бы отступает на второй план — при том, что «идеологически» его творения звучат вполне в унисон с художественным ощущением его учителя. И это есть воспринятое Русью духовное завещание Византии, которой вскоре было суждено исчезнуть с карты мира. Все это очень близко кругу преподобного Сергия Радонежского, сложившемуся около этого времени. И из этого же корня выросло великое искусство преподобного Андрея Рублева.
Кратко о Феодоре Стратилате
Изначально Стратилатовская церковь задумывалась как колокольня при Гаврииловской церкви и была освящена во имя Фёдора Тирона. Позже на деньги, пожертвованные директором почтамта Ключарёвым, к ней пристроили придел во имя Феодора Стратилата, а потом и весь храм был переосвящён и стал именоваться Стратилатовским.
Иногда путают Феодора Стратилата и Феодора Тирона из-за схожести историй их жития и некоторых нюансов перевода греческих текстов. Это неудивительно, ведь оба этих святых родились и жили в одной и той же местности почти в одно и то же время, оба убили в своё время с Божией помощью громадных змеев, спасая людей и оба считаются покровителями воинов. Но, тем не менее, это два совершенно разных человека, о чем свидетельствует даже перевод: Стратилат переводится как «военный управляющий», а Тирон означает «новобранец».
Если говорить более или менее кратко, Фёдор Стратилат состоял на службе в императорской армии. После того, как он в одиночку с молитвой во имя Иисуса Христа убил огромного змея, который пожирал людей и животных, Феодор был назначен военачальником (это слово в греческом языке означает “стратилатом”) в древнегреческий город Гераклея.
Там он не переставал проповедовать Евангелие, прославляя имя Иисуса. Видя перед собой безупречный пример горячей веры стратилата (что значит военачальника) Феодора, многие в те дни приняли христианство.
В это время в стране правил император Ликиний. Люто ненавидя новую веру, он предпринял преследование христиан и решил начать с тех, кто имел авторитет у людей. Прослышав про Феодора, он позвал его к себе во дворец. Но Феодор Стратилат ответил, что не может оставить военную службу, так как обстановка не позволяет ему отлучиться. Он, в свою очередь, пригласил императора в свой дом, пообещав принести жертву языческим богам.
Ликиний ответил согласием. Тогда Феодор собрал у себя все золотые и серебряные статуи языческих богов, которые только смог найти в своём городе, разбил их и осколки раздал всем нуждающимся.
Узнав об этом, Ликиний пришёл в бешенство. По его приказу Феодора схватили и подвергли жестоким пыткам. После этого солдаты императора распяли на кресте его истерзанное тело и оставили там на ночь. Ночью Господь сделал так, чтобы тело Феодора полностью исцелилось, и он смог сойти с креста.
Утром жители Гераклея увидели святого живым и невредимым. Это стало для них ещё одним доказательством всемогущества христианского Бога. Испуганный император Ликиний, увидев вмч. Феодора живым и без единой царапины на теле, приказал его схватить и казнить: отрубить ему голову. Что и случилось 8 февраля 319 года.