Гид по петербургу

История

Строительство

В середине XIX века земельное владение № 28 по улице Сергиевской (современной Чайковского) занимал двухэтажный особняк в стиле «второго барокко», построенный в 1858—1860 гг. по проекту архитектора А. К. Кольмана для греческого консула И. Е. Кондоянаки.

В 1896 году участок вместе с домом за 300 тысяч рублей выкупил коллежский советник Александр Фердинандович Кельх, кавалер многочисленных орденов и помощник директора Учительской семинарии Военного Ведомства. Средства на покупку были взяты из приданого его супруги Варвары Петровны Кельх, урождённой Базановой, внучки крупного сибирского золотопромышленника И. И. Базанова и наследницы его колоссального состояния. В 1899 году владение переписали на её имя. Для перестройки особняка Александр Кельх пригласил архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина. По их проекту главное здание надстроили третьим этажом, переоформили фасады и интерьеры. В 1903 году к работам присоединился архитектор Карл Шмидт: под его руководством во дворе был построен готический павильон и окончательно сложился ансамбль отделки внутренних помещений.

В 1904 году Варвара Петровна эмигрировала в Париж, оставив особняк супругу и детям. С 1905-го на приисках Кельха снизилась добыча, и постепенно состояние семьи начало истощаться. Оформив развод в 1910 году, в 1914-м Александр Кельх продал особняк потомственному почетному гражданину Ивану Михайловичу Александрову, члену совета Торгового общества взаимного кредита.

Советские годы

После революции особняк был национализирован. 17 марта 1919 года в нём открылась Школа экранного искусства, одним из выпускников которой стал кинорежиссёр Сергей Васильев. Затем здесь размещался райком КПСС Дзержинского района, позже — отделение ЮНЕСКО. 1 июня 1998 года особняк был передан СПбГУ. 1 декабря 1999 года в особняке был открыт Дом юриста, организованный совместно Юридическим факультетом университета и Ассоциацией юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Современность

В 2010 году особняк Кельха закрыли на реставрацию, годом позже здание передали Министерству Юстиции. В 2016 году началось восстановление дворовых фасадов, были проведены работы по усилению фундамента.

Город

Тайны дворов особняка Кельха

8 июня 2016 17:52

версия для печати

В Петербурге отреставрируют дворовые фасады одного из красивейших зданий города – особняка Кельха, что на Чайковского, 28. Хозяин так и не сумел пожить в этом доме, но оставил нам роскошный двор.

Фото: Галина Артеменко

На реставрацию из городского бюджета выделено 80 млн рублей. Госзаказчиком стала подведомственная КГИОП структура – СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», госконтракт по результатам конкурса заключен с ЗАО «Ремфасад».

В среду 8 июня 2016 года журналистам показали, каково состояние двух дворов уникального федерального памятника. Если в целом особняк Кельха, где располагается Дом Юриста выглядит неплохо – там проводились с 2009 по 2012 год реставрационные работы, то внутренний фасад и внутренние дворики с павильоном, созданные в  стиле модерн и неоготическом стиле, находятся в предаварийном состоянии.

Хотя в упадке есть что-то романтическое – эти усыпанные белыми розами кусты шиповника, пробившиеся сквозь камень бывшего фонтана, осыпающиеся горгульи и гномы, эта мраморная девушка среди роз, которую, кстати, притащили сюда в советское время…романтика умирания имперской столицы здесь все еще длится и длится, просто двадцатые годы минувшего века какие-то.  Хотя, если зайти в павильон, то обнаружишь свалку мусора и метлу – изнанку романтической разрухи.

Глава КГИОП Сергей Макаров не уверен, что мраморная девушка – копия с венецианской скульптуры Кановы – сохранит за собой место в павильоне, ведь изначально ее тут не было. Возможно, ей найдут другое место. Совершенно точно известно, что и некогда бывший здесь фонтан восстанавливать не будут. Слишком много хлопот с водоподводящей системой. Но хорошо, что приведут в порядок этот петербургский тайный уголок.

И, кстати, как пообещал Макаров, он станет доступен для посещения – ведь особняк Кельха, как и другие пятьдесят культурных объектов, где располагаются разнообразные учреждения и куда простому смертному запросто не попасть, вошел в программу «Открытый город» — финансируемую Смольный и инициированную ВООПиКом. В рамках программы, которая вот-вот заработает – осталось дождаться постановления городского правительства – предусмотрены экскурсии по таким вот тайным прекрасным петербургским местам. К тому времени, глядишь, и дворики отреставрируют.

Сергей Макаров припомнил, что в двадцатые годы годы в особняке располагался Институт экранного искусства, здесь снимали первый советский агитационно-пропагандистский фильм под символическим названием «Уплотнение» (автор сценария Анатолий Луначарский).  Он, кстати, там и играет сам себя.

Сюжет прост – в порядке уплотнения в одну из комнат квартиры профессора переселяют из сырого подвала слесаря с дочерью. Квартиру начинают посещать рабочие завода. Гостей становится всё больше, и вскоре профессор приступает к чтению популярных лекций в рабочем клубе. Младший сын профессора и дочь рабочего, полюбив друг друга, решают пожениться. Старший сын профессора, юнкер, относится к переселенцам с открытой враждебностью, в конце фильма его арестовывают. Сохранилась лишь часть этого фильма, но корреспондент MR7 посоветовал главе КГИОП после открытия дворика сделать показ фрагментов исторической картины – это было бы символично.

Вообще-то сама история владельца особняка – барона Кельха  так и просится, чтобы про нее написали, а еще лучше –сняли кино. Александр Фердинандович – один из богатейших людей России был женат на экстравагантной Варваре Петровне (из семьи золотопромышленников, владельцев Ленских приисков).

Когда дошли руки до перестройки особняка, она пожелала: «Необходимо, чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно «готичным» или, скажем, «возрожденческим». Сделайте нечто разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало».

Дух, действительно, захватывает  — насколько прекрасен особняк. Но вот супруги Кельх – их жизнь не сложилась, в 1904 году Варвара Петровна, покинув мужа и двух дочек, обосновалась в Париже. Кельх продал особняк, разорился, женился на портнихе, работал на своем бывшем заводе в Сибири простым рабочим, в 20-е годы вернулся в Ленинград, торговал на улице папиросами, в тридцатые – как положено, арестован, умер в лагере.

Варвара Петровна в 1928 году продала вывезенную из России коллекцию яиц Фаберже, ей удавалось каким-то образом поддерживать в Москве свою престарелую мать и даже бывшего мужа. Похоронена Варвара Петровна на кладбище Сен- Женевьев-де-Буа.

Весь набор стилей

Планы помещений особняка претерпели лишь небольшие изменения. Но внутренние интерьеры были полностью переделаны под вкусы новых хозяев. Интересно, что на конечном этапе реконструкции дома Варвара Петровна стала резко недовольна результатами и неожиданно сменила архитектора. Заканчивать работы позвали Карла Шмидта, который ранее построил здание ювелирной фирмы Фаберже. Именно он пристроил изящный дворовой корпус и конюшни. Флигелю архитектор придал строго готические черты, а конюшни же выполнены в стиле модерн.

Внутренние интерьеры особняка неожиданно поражают богатством отделки, где каждый зал выполнен в мельчайших деталях в определённом стиле. Наряду с ренессансом и готикой в дизайне используется стиль рококо. При этом каждое помещение особняка Кельха производит очень целостное в стилевом плане ощущение.

За старинными дубовыми дверями особняка находится вестибюль, который оформлен четырьмя живописными полотнами конца XIX века с романтическими пейзажами. Парадная лестница выполнена из белого мрамора и оформлена резьбой. В центре потолка находится световой фонарь с витражом с полихромной арабесковой композицией. В нишах одной из стен установлены мраморные скульптуры «Пробуждение» и копия «Венеры Италийской».

Каждый коридор, лестница, помещение особняка Кельха уникальны и отличаются разнообразием стилей оформления. Здесь можно встретить сложнейшие резные орнаменты на камне и дереве, изысканный лепной декор, сияющие густыми красками витражи, уникальные скульптурные композиции и камины.

В недрах особняка расположена целая бронированная комната размером в 30 метров. Её стены толщиной в метр, а на дверях сейфовые замки. Сейчас там хранится архив, а раньше содержались пасхальные яйца работы Фаберже. Семья Кельха знаменита в мире тем, что имела вторую после царской семьи коллекцию драгоценных яиц. Александр Кельх был постоянным клиентом фирмы Фаберже, заказывал пасхальные яйца, столовые приборы и драгоценные украшения.

Особняк барона Штиглица

Один из особняков на Английской набережной, визуально отличавшийся от остальных, принадлежал барону Штиглицу. Он был возведен по проекту архитектора А. Крокао в стиле итальянского палаццо. После смерти барона особняк перешел по наследству его приемной дочери, которая его продала. Дом был куплен по случаю женитьбы Павла Александровича Романова на греческой принцессе Александре Георгиевне. Он затеял некоторые изменения в интерьерах особняка, в том числе была пристроена церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.

Внешний вид особняка барона Штиглица остался таким, каким он был изначально, а вот интерьеры очень обветшали, многие из них были утрачены. Однако по картинам Луиджи Премацци, которому барон заказал сохранить внутреннее убранство на полотнах, видно, насколько это был роскошный и при этом утонченный дом.

После революции у здания неоднократно менялись владельцы, пока в 1968 году его не взяло под охрану государство. Планировалось затеять реставрацию, но распад СССР этому помешал. Сейчас особняк находится в собственности у Государственного университета, и есть надежда, что в обозримом будущем его все-таки восстановят и откроют для экскурсий. По последним данным это может случиться в 2020 году.

Особняк Румянцева

На Английской набережной стоит великолепный особняк с фасадом, украшенным 12 колоннами. Когда-то построенный здесь дом принадлежал семье Голицыных, но в 1802 году его купил государственный деятель Н. П. Румянцев. Он был очень образованным человеком, ценившим искусства. Из разных поездок Николай Петрович привозил картины, книги, манускрипты, статуэтки и многое другое. Все это бережно хранилось. Именно он заказал реставрацию своего дома у архитектора В. А. Глинки, превратив его в тот особняк, который стоит по сей день.


Фасад был украшен портиком с колоннами, над которыми расположился фронтон с потрясающим горельефом. На нем скульптор И. Мартос изобразил Аполлона, Мнемозину и 9 Муз.

Но через 30 дней музей перебрался в Москву, а хозяева особняка стали меняться, пока в 1938 году здание не передали Музею истории Ленинграда. Сейчас он носит название Музей истории Петербурга, и в особняке Румянцева располагается один из его филиалов. Здесь проходят разные мероприятия, временные и постоянные выставки, концерты. Здесь так же на регулярной основе проводятся экскурсии, во время которых посетители могут увидеть внутренние убранства и послушать историю особняка и его владельцев.

Экскурсии в заброшенные особняки

Если провести опрос среди туристов и жителей города, многие из них признаются, что очень любят посещать заброшенные здания. Ощущение таинственности, чего-то запретного и опасного будоражат кровь, а находки, которые можно сделать в таких местах кажутся особенно ценными. Но так ли просто туда попасть и как это можно сделать?

Особняк Нобеля

Это одно из когда-то красивейших, но заброшенных сегодня мест в Санкт-Петербурге. Особняк, выполненный в стиле классицизма с элементами эклектики, напоминает своим внешним видом итальянское палаццо эпохи Возрождения. Выполненный из желтого кирпича с элементами красного цвета по всему периметру здания, построен он был в 1876 году архитектором Карлом Андерсоном для семьи Нобеля.


Здесь не только проживала одна из богатейших семей города – здание так же использовали в качестве конторы Механического завода, открытого Людвигом Нобелем.

Однако после революции Нобели были вынуждены покинуть страну, а особняк перешел в руки новой власти. Здесь был и клуб, и библиотека, и заводоуправление. Здание стоически вынесло революцию и войну, а вот 90-е годы его погубили. Завод разорился, и содержать особняк было некому.

Сначала отключили коммуникации, а в последствие обвалилась и крыша. Сейчас оно заброшено, окна заколочены, а внутри полная разруха. Официально особняк является закрытым, но периодически любители организуют массовые вылазки с экскурсией внутрь особняка.

Особняк Брусницыных 

 

Особняк неоднократно перестраивался, и самые глобальные изменения были выполнены архитектором А. И. Ковшаровым в 1882 году. Здание выполнено в стиле эклектики.


Особую ценность представляют внутренние помещения, сосредоточенные в его восточной части: парадная столовая в духе ренессанса, танцевальный или Белый зал в стиле Людовика XV, курительная комната в мавританском стиле, гостиная с элементами рококо и бильярдный зал с потолком под дерево

С особняком связана одна таинственная легенда. Говорят, что когда-то сюда было выписано зеркало из Италии, которое когда-то находилось рядом с прахом графа Дракулы. И все, кто в него смотрелся, испытывали неприятные ощущения и начинали плохо себя чувствовать, а с некоторыми случалась настоящая беда. Тогда зеркало сняли со стены и спрятали в кладовой, но даже после этого оно не оставляло в покое посетителей особняка.

Правда это или нет, сейчас узнать, к сожалению, не получится, потому что экскурсии в особняк временно прекращены.

Где можно записаться на экскурсию

После посещения таких культурных мест как Эрмитаж или Екатерининский дворец, каждый желающий может посетить практически любое заброшенное место, действуя при этом на свой страх и риск. Есть даже целое направление, которое занимается посещением и исследованием таких мест – сталкерство. И чаще всего именно они и их отдельные представители организуют экскурсии в наиболее интересные и безопасные для посещения места.

Но есть организации, которые предлагают подобные услуги. Например, на сайте o-leningrade.ru можно оставить свои данные, и с вами свяжутся, чтобы пригласить на экскурсию по заброшенным местам города. А в группе Привалов.нет — vk.com/spb_travel часто размещают предложения по экскурсиям в те места, куда трудно попасть. Здесь же вы можете узнать, когда будет возможность посетить какое-либо закрытое или заброшенное место.

Особняк Кельха

Еще одно место в городе, привлекающее туристов своим необычным внешним видом, находится по адресу улица Чайковского 28. Особняк необычен сочетанием множества архитектурных стилей:

  • готика
  • барокко
  • французский ренессанс
  • арт-деко

Свой небанальный вид дом получил после работы над ним архитектора Карла Шмидта, к которому обратилась Варвара Кельх. Большие пилоны, объемная кровля, оформление цветным песчаником – внешний облик говорит о поздней эклектике, в то время как внутреннее убранство поражает смешением стилей.

Разноцветный мрамор, лепнина, скульптуры, орнамент, бронза, витражи, камины и старинная мебель – все это можно увидеть в старинном особняке. Здесь есть резные деревянные стены, кожаные обои, лестничные перила, оформленные невероятным узором, барельефы, роспись. Глядя на все это великолепие, становится ясно, что хозяева не жалели денег на обустройства жилища. Особой роскошью отличаются Белый зал и столовая в готическом стиле.

Сюда приходили все представители интеллигенции Петербурга того времени. Однако буквально через 3 года Варвара Петровна разводится с супругом и уезжает в Париж, а он продает дом. В итоге особняк долгое время переходит из рук в руки. Сначала здесь был институт кинематографии, затем Комитет КППС, центр поддержки ЮНЕСКО, а в 1998 году юридический факультет Государственного университета. Через 12 лет начались реставрационные работы, а сам особняк передали Министерству Юстиции. Сейчас полюбоваться на него можно снаружи.

Фото и описание

В Санкт-Петербурге, на улице Чайковского (бывшая Сергиевская), стоит особняк, хозяином которого был золотодобытчик, предприниматель, потомок обрусевших немцев, Александр Фердинандович Кельх. Строение, в силу некоторых особенностей, отличается от прочих особняков и жилых домов, которые располагаются на этой улице. Фасад лицевой стороны особняка выполнен в стиле французского ренессанса, дворовые же фасады несут черты готического стиля. В мотивах богато оформленных интерьеров, (помимо готики и ренессанса), угадывается стиль рококо.

Авторство разработки проекта особняка и отделки его внутренних помещений принадлежит архитекторам Василию Ивановичу Шёне и Владимиру Ивановичу Чагину. Проект утвердили в 1896 году, а уже во время постройки особняка в проект вносились существенные изменения, вследствие чего, пришлось заново его утверждать в 1903 году, когда строение было уже частично выстроено. Фасад дома с лицевой стороны отделан песчаником – цокольный этаж облицован розовым, остальные этажи – светло-желтым.

Внутреннее убранство особняка детально проработано и исполнено в исключительно сложной технике. В оформлении гармонично переплелись различные приемы и стили: лестница парадного входа в характерном стиле Возрождения, подробно детализованная композиция в готическом стиле украшает столовую с витражами, гостиная в манере рококо. В отделке интерьеров использованы скульптура, резьба, лепнина.

Интересен с точки зрения целостности и завершенности архитектурного решения и дворик дома. Служебный (конюшенный) флигель завершает дворовую перспективу. Кирпичные стены, которые решено было не штукатурить, контрастируют с искусно выполненной декорацией и ажурным павильоном в готическом стиле. Над проходом, на заднем дворе, возвышается арка в том же готическом стиле.

Заслуживают внимание эффектно выполненные кабинет, вместивший огромный камин, парадная лестница, гостиная, украшенная лепным плафоном, богатая готическая отделка столовой. Александр Кельх покупал для оформления особняка большое количество декоративных изысканных предметов великих мастеров

К примеру, пасхальные яйца, которые Кельх заказывал у Карла Фаберже, во всей России могли позволить себе лишь нефтепромышленник Людвиг Нобель, император и А.Ф. Кельх. Для жены Кельха Фаберже самолично проводил отбор редких драгоценностей

Александр Кельх покупал для оформления особняка большое количество декоративных изысканных предметов великих мастеров. К примеру, пасхальные яйца, которые Кельх заказывал у Карла Фаберже, во всей России могли позволить себе лишь нефтепромышленник Людвиг Нобель, император и А.Ф. Кельх. Для жены Кельха Фаберже самолично проводил отбор редких драгоценностей.

Судьба Кельха представляет особый интерес. Кельх после Октябрьской революции не покинул Россию, а предпочел остаться и работал в Сибири обыкновенным рабочим, на бывшем своем заводе. Позже, в 20-х годах, Кельх вернулся в Санкт-Петербург. Но попытки устроиться на работу не увенчались успехом, он вынужден был продавать сигареты на улице, нищенствовать. Кончилось все тем, что Кельха арестовали в 1930 году и выслали в сталинские лагеря. В наше время на многих аукционах можно встретить драгоценности из богатой коллекции Александра Кельха.

Особняк Кельха подвергся сильному разрушению в блокадные годы, однако был восстановлен в 44-45 годах прошлого века. Центр ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге находился в особняке в 1990-е годы.

В разные годы советского периода в здании располагались различные организации. Например, с 1919 года здесь работало первое в мире учебное заведение кинематографии, в котором актерскому мастерству и режиссуре обучались многие деятели культуры. Так, в 1924 году институт закончил Васильев Сергей Дмитриевич, позже создавший легендарный советский кинофильм «Чапаев». В то время здание не отапливалось, и учащиеся называли особняк «Ледяным домом».

Описание

Лепной декор фасада, 2013

Фасады

При перестройке особняка в конце XIX века заказчица Варвара Кельх поставила архитекторам следующую задачу: «Чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно „готичным“ или, скажем, „возрожденческим“. Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало». Зодчим в полной мере удалось выполнить её требования: после перестройки фасады получили фантазийное эклектичное оформление, а каждое из внутренних помещений выдержано в уникальном стиле — от готики до барокко.

Фасад здания по красной линии улицы выдержан в стиле французского ренессанса, основной материал облицовки — песчаник красного и светло-серого цветов. Дворовый фасад оформлен иначе — в готическом стиле, центральным стилевым элементом сада стал ажурный павильон работы архитектора Карла Шмидта. Проездные ворота выложены светло-серым и желтоватым известняком. Общая композиция фасада по красной линии была симметричной — над воротами и входом находились эркеры под треугольными фронтонами, однако правый эркер был разрушен бомбой во время Великой Отечественной войны и не был восстановлен в дальнейшем.

Интерьеры

Наибольшую ценность имеют интерьеры особняка: каждое помещение выдержано в уникальном стиле, от готики до барокко, однако зодчим удалось объединить их в гармоничный ансамбль. В отделке использовали только дорогие натуральные материалы: от мрамора разных оттенков до дуба и позолоты. Все залы обильно декорированы лепниной, резными и скульптурными композициями, многие предметы интерьера были заказаны в мастерской Фаберже. Особняк Кельха по роскоши опережал многие дворцы аристократов, каждое помещение словно стремилось поразить входящего богатством и изяществом отделки. Уже в вестибюле расположены четыре живописные полотна и парадная беломраморная лестница, которая эффектно контрастирует с коричневыми и розовыми деревянными стенными панелями. Лестницу украшают резные мраморные перила и пьедесталы с вазами и скульптурами.

Одним из наиболее значительных залов стала готическая столовая, находящаяся на втором этаже дворового флигеля. Вся мебель, резные панели стен и двери в ней выполнены из ореха, сложный наборный паркет содержит стилизованные фигуры львов и орлов. Потолок зала разбит на пять арок, каждая из которых поддержана консолями с фантазийной лепниной. Восемь витражных окон по периметру зала были выполнены в рижской мастерской Эрнеста Тоде. Для обогрева объёмного помещения был установлен массивный трёхъярусный камин, который топили целыми поленьями. Обеденная группа была рассчитана на 32 персоны, заказанный для неё столовый сервиз стал самым дорогим творением фирмы Фаберже из серебра.

Белый зал расположен в середине основного корпуса получил своё название по светлой мраморной облицовке, он оформлен в стиле «второго рококо» со множеством лепных элементов, массивными зеркалами, светильниками из золочёной бронзы. Скульптурный десюдепорт над входом изображает античный сюжет — богиню Амфитриту в окружении морских существ. Выразительный камин Белого зала оформлен скульптурной композицией работы Марии Диллон. Топку в форме раковины окружают волюты, над которыми находится скульптура «Пробуждение весны» — романтическая композиция с амурами, путти, цветами и голубками. Весь потолок Белого зала занимает живописное панно «Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие зависть».

Лента новостей

  • 08:44 Пострадавшим от взрыва во Всеволожске оказался ребенок

  • 08:20 Петербург попал под влияние «Ундины»

  • 07:56 «Теперь переживаем за дом»: рабочие уронили трубу в Невском районе

  • 07:29 Мужчина умер во время задержания в Петербурге

  • 06:48 Пять квартир пострадали от взрывы в жилом доме во Всеволожске

  • 29.11.2020 Взрыв прогремел во Всеволожске, спасатели не могут добраться до эпицентра

  • 29.11.2020 Дозы «ЭпиВакКороны» поступят в гражданский оборот в декабре

  • 29.11.2020 Собчак покритиковала Петербург за культурную жизнь без коронавирусных ограничений

  • 29.11.2020 Дзюба вернет статус капитана команды весной следующего года

  • 29.11.2020 «Кислорода, который раньше закупали на месяц, теперь хватает на три дня»

  • 29.11.2020 Петербуржцев предупредили, что снега на Новый год ждать не стоит

  • 29.11.2020 Автомобиль сбил человека на пешеходном переходе на Одоевского

  • 29.11.2020 Центр «Велес» забрал на лечение молодого льва

  • 29.11.2020 Петербуржцев ожидает частичное затмение в понедельник

  • 29.11.2020 Петербург поставил абсолютный рекорд по числу госпитализаций

Две свадьбы и покупка дома

Семья Базановых – богатейших золотопромышленников Восточной Сибири имела в конце XIX века капитал в десятки миллионов рублей. После смерти в 1892 году главы рода – Петра Ивановича всё это достались его жене Юлии Базановой и дочери Варваре. Мать и двадцатилетняя дочь жили в основном в Москве, где давно занимались благотворительностью. Юлия за свою долгую жизнь потратила на постройку больниц и библиотек, помощь учебным заведениям, а также обучение сибирских студентов в Москве миллионы рублей. За что даже получила портрет императора Николая II с собственноручной подписью в качестве подарка за труды.

В Москве купчиха Базанова познакомилась с Фердинандом Кельхом, который занимался народным образованием. Делал он это так успешно, что получил множество орденов и баронский титул. Бизнес всегда тянулся к аристократии, вот и Юлия Базанова решила обзавестись для династии дворянским титулом. Для этого она организовала в том же 1892 году свадьбу Николая Кельха, старшего сына барона со своей дочерью Варварой.

Но счастье молодожёнов было недолгим, спустя два года Николай скоропостижно умирает. Сразу после похорон Александр Кельх, средний сын барона, делает предложение Варваре, и та соглашается на свадьбу. Так внезапно молодой корнет стал управляющим огромного состояния своей жены. На тот момент оно состояло не только из золотых приисков, но и заводов, и большого Ленско-Витимского пароходства.

Александр Кельх, оставаясь на военной службе, проживал в Петербурге на Большой Морской, 53. Молодая жена же осталась жить с матерью в Москве на Моховой, 6. Через пару лет после свадьбы, в 1896 году, семья Кельхов решила обзавестись собственным жильём и приобрела двухэтажный особняк у греческого консула Ивана Кондоянаки. Дом на Сергиевской (Чайковского) улице, 28 был выкуплен за 300 тыс. рублей и записан на имя Варвары Петровны.

Культура

Особняк Кельха с тайными комнатами можно увидеть виртуально

29 октября 2020 17:45

версия для печати

Петербургский университет запустил виртуальный тур по одному из красивейших зданий города — особняку Кельха.

Фото: Wikipedia / Vitold Muratov

Особняк в 1858 году построил почетный петербуржец Иван Кондоянаки, а в 1895 году здание продали супругам Кельх. Новые владельцы затеяли грандиозную реконструкцию.

Им хотелось, чтобы особняк поражал масштабностью, организацией пространства и смешением архитектурных стилей. Внутри здания построены секретные комнаты, а помещения обильно декорированы лепниной и скульптурными изображениями.

В начале XX века Александру Фердинандовичу Кельху пришлось продать особняк. В советский период здесь размещались партийные учреждения и киношкола. После реставрации в 1990-е годы особняк передали СПбГУ.

Посетители тура увидят убранство Малой (Розовой) гостиной и бильярдной, где отдыхали Кельхи, а также панорамы Белого танцевального зала — здесь установлен мраморный камин «Пробуждение весны», созданный первой русской женщиной-скульптором Марией Диллон, необычный «средневековый» двор особняка, Готическую столовую с трехъярусным камином и витражами.

Вообще-то сама история владельца особняка — барона Кельха — так и просится, чтобы про нее написали, а еще лучше — сняли кино. Александр Фердинандович — один из богатейших людей России был женат на экстравагантной Варваре Петровне (из семьи золотопромышленников, владельцев Ленских приисков).

Когда дошли руки до перестройки особняка, она пожелала: «Необходимо, чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно „готичным“ или, скажем, „возрожденческим“. Сделайте нечто разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало». Дух, действительно, захватывает — насколько прекрасен особняк.

Но вот у супругов Кельх жизнь не сложилась, в 1904 году Варвара Петровна, покинув мужа и двух дочек, обосновалась в Париже. Кельх продал особняк, разорился, женился на портнихе, работал на своем бывшем заводе в Сибири простым рабочим, в 20-е годы вернулся в Ленинград, торговал на улице папиросами, в тридцатые — как положено, арестован, умер в лагере.

Варвара Петровна в 1928 году продала вывезенную из России коллекцию яиц Фаберже, ей удавалось каким-то образом поддерживать в Москве свою престарелую мать и даже бывшего мужа. Похоронена Варвара Петровна на кладбище Сен- Женевьев-де-Буа.

Петербургский университет уже запустил семь виртуальных туров по своим «заповедным» местам — от здания Двенадцати коллегий до Дворца Бобринских, тур по особняку Кельха стал восьмым.

Исторические корни

С середины 18 века улица Чайковского была заселена мало. Здесь в основном были пустующие участки земли, которые раздавались выдающимся деятелям. Один из таких участков получил в дар купец Бротер, который на тот момент занимал пост бургомистра. Он передал землю своей дочери, но дом на этом месте так и не появился, и такое положение вещей сохранялось вплоть до конца 18 века. В конце 1790-х хозяева менялись постоянно, и имя первого человека, построившего каменное основание с деревянным вторым этажом, в истории не сохранилось.

В 1858 году дом с землей по улице Чайковского покупает Григорий Кондоянаки (консул Греции). По проекту А. Кольмана здесь возводится красивый особняк в стиле барокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector