Корин, павел дмитриевич
Содержание:
- Мешок на случай ареста
- По горьковской путевке
- Горький в жизни художника
- Фамилия Корин в архивных записях
- Чаще называют
- Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
- Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
- Великие события на стенах московского метро
- Становление
- Портрет А.М. Горького, 1932
- Биография
- (1892—1967)
- Литературная сага[править | править код]
- Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
- Замысел главной картины
- Литература
- Внешность и личностные данные[править | править код]
Мешок на случай ареста
К 1936 году большинство этюдов к картине было готово. К этому времени Корин работает над эскизами «Уходящей Руси». Для картины в мастерской приготовили громадный холст (размером 551 на 941 сантиметр, больше ивановского полотна «Явление Христа народу»). На фоне холста Павел Дмитриевич иногда расставлял свои этюды, прикидывая композицию «Руси Уходящей». Постепенно складывался внутренний строй картины. Весь свой народ Божий — монахов, нищих и схимниц Корин решил разместить в Успенском соборе Московского Кремля, где, по его собственным словам, «они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом и торжественном порядке».
Интерьер Успенского собора в московском Кремле (с паникадилом). 1936. Холст, масло. Дом-музей П.Д.Корина — филиал Гос. Третьяковской галереи
Выбор собора не случаен — это национальная святыня, здесь веками венчали на царство русских царей, хоронили московских святителей. Но… 8 июня 1936 года умер Максим Горький. Корин остался без покровительства. Можно было начинать травлю.
Уже 8 декабря 1936 года Сталину поступил донос, касающийся Павла Корина. Его автор — заместитель заведующего культурно-просветительским отделом ЦК ВКП(б) Алексей Ангаров (Зыков) в своем послании писал: «Корин утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им, чтобы показать их обреченность. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Наоборот, передает ненависть этих людей, по его замыслу, сильных, волевых, преисполненных готовности умереть за свои идеи».
Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». В те годы он держал дома мешок с вещами на случай ареста. К счастью, ареста не последовало, за художником даже сохранили прекрасный дом — мастерскую на Пироговской. Незадолго до смерти Горького этюды «Руси» были куплены у Корина «Всекохудожником» — Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Теперь, опасаясь за судьбу своих работ, Корин решает их выкупить. Деньги за картины пришлось выплачивать в течение двадцати лет. «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни, — записывает Павел Дмириевич у себя в книжке. — В дальнейшем, когда писал портреты, эскизы, пейзажи — все они шли за долги. Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. Мне 45 лет».
В новой обстановке работать над картиной становилось все труднее и труднее. «Нужно полное спокойствие нервов, а его нет. Я нашел сюжет в 1925 году. Ношусь с ним с тех пор и должен писать», — горько признавался Павел Дмитриевич в разговоре с В. М. Голицыным.
Со временем появлялись другие заботы, возникали срочные заказы. В 1942 году Корин получает заказ и создает триптих «Александр Невский», воспевающий мощь и непоколебимость русских воинов. В послевоенное время рисует портреты выдающихся советских деятелей культуры и военачальников — писателя Алексея Толстого, маршала Георгия Жукова, актера Василия Качалова. Корин вписывается в советское искусство, получает признание. Его избирают действительным членом Академии художеств СССР, присваивают звание народного художника СССР. В начале 1950-х Павел Корин много работал в монументальной живописи, создав ряд витражей и мозаик для Москвы, в частности, витражи на станции «Новослободская» и мозаичные плафоны для станции московского метро «Комсомольская» Кольцевой линии.
Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942. Холст, масло 275х142. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова. 1945. Третьяковская галерея
Портрет Л.М. Леонидова. 1939. Холст, масло. 105х95. Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи
Портрет С.Т. Коненкова. 1947. Холст, масло 108х100. Государственная Третьяковская галерея
Портрет М.В. Нестерова. 1939. Холст, масло. 110х110. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А.Н. Толстого. 1940. Холст, масло. Государственный Русский Музей
Портрет Н.А. Пешковой. 1940. Холст, масло 140х126. Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи
Портрет художников Кукрыниксов. 1957-1958. Холст, масло 140х190. Государственная Третьяковская галерея
По горьковской путевке
О коринских этюдах по Москве пошли слухи, о них заговорили. Нестеров очень поддерживал общий замысел картины. Но настоящую путевку в жизнь дал картине Максим Горький. 3 сентября 1931 года — Корин отметил эту дату в своем дневнике. В этот день Горький с большой компанией неожиданно посетил его мастерскую. После его визита Корин записал: «Он подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Вы большой художник, Вам есть, что сказать». И начал широко и мощно помогать мне. Горький дал мне возможность побывать в Германии, Франции, Англии и Италии».
Портрет М.Горького. 1936-1937. Холст, масло 48х48,8. Государственный Литературный музей
Горький действительно организовал для Корина поездки за границу, дал возможность учиться на шедеврах европейской живописи, выхлопотал для художника большую мастерскую на Пироговской. Опять же, Горький предложил изменить первоначальное название задуманной картины «Реквием» на «Уходящую Русь», тем самым оградив Корина от возможных осложнений. Ведь в те годы многим казалось, что Корин в своих этюдах проповедует любовь к старой России и непонимание России новой. Почему же пролетарский писатель взял Корина под свое покровительство? Сам Корин уже после смерти Горького даст свою версию ответа, когда напишет о героях своей картины: «Люди эти — люди большой совести и большого духа, можно с ними не соглашаться, но в уважении им нельзя отказать. Горький был со мной согласен». Возможно, и так.
Портрет А.М.Горького» 1932 Холст, масло 251х172 Дом-музей П.Д.Корина — филиал Государственной Третьяковской галереи
Впрочем, нельзя исключать, что Горький видел в картине прежде всего обреченность дореволюционной России. Не случайно название, которое он дал работе Корина, наметило путь, по которому пойдет позднее советское искусствоведение — восхваление картины как антирелигиозной пропаганды: «Это был мир, который еще недавно владел сердцами миллионов русских людей, а ныне раздавленный, отброшенный революцией, агонизировал в предсмертных судорогах, отчаянно сопротивляясь новому… Они уходят из истории. Навсегда. Тени!» — писал о коринских героях С. Разгонов в 1982 году.
После посещения Горького Корин стал известен в правительственных кругах. В его мастерскую заходили бывший нарком просвещения Луначарский, нарком внутренних дел Ягода. Последний даже заказал Корину свой портрет.
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Фамилия Корин в архивных записях
- бесплатно
- бесплатно
- бесплатно
- бесплатно
- бесплатно
- бесплатно
Перейти к архивам
Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков. Подробнее… |
Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы. Подробнее… |
Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения. Подробнее… |
Не найдено ни одного объявления
Добавить объявление о поиске
Чаще называют
Женские имена
- Тамара (22%)
- Ольга (22%)
- Илона (11%)
- Людмила (11%)
- Наталья (11%)
- Роза (11%)
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси
В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.
Иеромонах Пимен (на переднем плане)
Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.
Великие события на стенах московского метро
И если этюды к «Руси уходящей» и портреты советских деятелей культуры можно увидеть только в музее, то есть работы, мимо которых ежедневно проходят миллионы жителей столицы и гости города, — это станции метро.
Московский метрополитен Павел Корин начал оформлять в 1950-е годы. На тот момент он уже двадцать лет был заведующим реставрационными мастерскими ГМИИ им. А.С. Пушкина.
По эскизам и под наблюдением Павла Корина на своде станционного зала «Комсомольской кольцевой» сделаны мозаики с изображением русских воинов — Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров, а также Орден Победы в переходе на радиальную ветку. За оформление «Комсомольской кольцевой» Павел Корин получил Сталинскую премию.
Мозаика на Комсомольской кольцевой. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
Для станции метро «Новослободская» Павел Корин нарисовал эскизы 32 витражей — они стали его первой работой в этой технике, и эскиз мозаичной картины «Миру — мир», на которой изображена мать с ребенком на руках.
Новослободская. Фото: Сергей Авдуевский / Москва меняется
«Рабочий и колхозница» на торцевой стене зала «Павелецкой» и мозаика с эмблематикой русского и советского оружия в вестибюле станции «Смоленская» — это тоже работы Павла Дмитриевича.
Нет сомнения — Павел Корин был выдающимся мастером монументального искусства, считая, что «великие события истории, изображенные на стене, дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами».
Становление
Окончив школу, шестнадцатилетний Павел Корин отправился в Москву, рассчитывая продолжить ученье. Пример для подражания он имел в своем близком родстве: Алексей Михайлович Корин, его двоюродный брат (правда, сильно старший), с успехом окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал «настоящим» художником.
В Москве Корин поступил в иконописную мастерскую, но учиться здесь ему было нечему, и он «прибился» к иконописной палате Донского монастыря
Вскоре состоялось едва ли не самое важное событие в жизни Корина — он познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Работая вместе с ним (в частности, над росписями Покровского храма Марфо-Мариинской обители, где пять лет спустя молодой палешанин уже самостоятельно будет расписывать крипту), он учился приемам монументальной живописи, и тяга к монументалистике сохранилась в нем на всю жизнь
От Нестерова Корин много почерпнул и в отношении портретного искусства, многие портреты его кисти отзываются нестеровским «послевкусием», хотя, конечно, прямое влияние учителя Корин, обладая большим и самобытным дарованием, преодолел. Под влиянием Нестерова он знакомился и с произведениями искусства — как древними, так и новыми. В особенности обогатили его, по собственному признанию, посещения Третьяковской галереи.
Из старых русских художников Корин более других ценил Александра Иванова. «Явление Христа народу» вместе с корпусом этюдов к нему были для Корина определенным эталоном
И это важно, если вспомнить о центральном произведении всей жизни мастера — «Реквиеме», по масштабности замысла приближающемся к «Явлению Мессии» и состоявшемся только в эскизах (а по мнению ряда искусствоведов, эскизы Иванова к «Явлению Христа» гораздо интереснее и важнее для развития русской живописи, чем само полотно)
Реставратор С. С. Чураков (он послужил моделью для молодого мирянина, изображенного в правой части «Руси уходящей»), учившийся у Корина уже в 1920-е годы, вспоминал, что тот «всячески пропагандировал Иванова, говоря, что он равен Рафаэлю», и приводил в связи с этим такой сюжет: «В те годы была выставка Аполлинария Васнецова. Все этюды Иванова были сняты, и развешаны работы А. Васнецова. Корин возмущался, ругался и всем ученикам своим запретил ходить на эту выставку, выразив таким образом протест против Аполлинария Васнецова».
Вернемся, однако, в дореволюционную пору.
Хотя ученичество у такого мастера, каким был Нестеров, стоило целого университета, Корин все же в 1912 году поступил в МУЖВЗ. Здесь его наставниками были К. А. Коровин, А. О. Пастернак, С. В. Малютин. А на летние каникулы он уезжал в Палех.
В 1916 году Корин окончил училище и тогда же посетил Ярославль и Ростов для изучения местных фресок — по желанию великой княгини Елизаветы Федоровны, пригласившей его работать над росписями крипты в Марфо-Мариинской обители.
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
Биография
Родился в семье палехских крестьян-иконописцев. Дед Николай Илларионович Корин владел мастерской иконописи и был известным мастером палехской миниатюры. Отец художника не поощрял занятий сына живописью. По началу Алексей Корин брал уроки у своего дяди, Д. Н. Корина, отца известных впоследствии живописцев Михаила, Александра и Павла Кориных. В 1875—1876 годах проходил обучение в школе при иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад). В 1876—1877 вопреки воле отца обучался в Москве в иконописной мастерской Шокорева (Шоколова). В 1884 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1889 году. Его учителями были известные педагоги: братья Сорокины, Перов В. Г. Прянишников И. М., Маковский В. Е. и Поленов В. Д.
В за картину «После обедни» Алексей Корин был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника. В этом же году с группой художников, среди которых был и Левитан И. И., выезжал на пленэр на Волгу, в город Плёс. В последующие годы часто жил и работал в Плёсе, многократно увековечивая его в своих произведениях.
С принимал участие в выставках художественного кружка «Среда», Московского общества любителей художеств. В был удостоен второй премии МОЛХ, в 1891 и 1892 — первых премий за портреты. В 1891 году впервые участвовал в выставке художников-передвижников. В 1892 году была написана картина «Больной художник», получившая высокую оценку таких мастеров как Репин И. Е. и Стасов В. В. В 1892 Третьяков П. М. приобретает для своей коллекции картину «Больной художник». С являлся членом ТПХВ, занимался организацией выставок Товарищества в Москве (1900 и 1902).
С жил в Москве, летние месяцы проводил в деревне Марьино под Клином в Тверской губернии. В 1894—1917 преподавал в МУЖВЗ, в начале 1900-х — в Центральном Строгановском училище технического рисования. Участвовал в организации художественного отдела Тобольского музея (1900), Вятского художественно-исторического музея (). В 1911—1912 выполнил роспись собора — памятника Александру Невскому в Софии, реставрировал иконопись и фрески Троице-Сергиевой лавры. В экспонировал свои произведения на Всемирной выставке в Риме.
Персонажи бытовых картин художника — реальные люди из его окружения. Это дед Корина Николай Илларионович в картине «За чайком», его теща Александра Флегонтовна Аммосова (урожд. Воскресенская, сестра архитекторов С. Ф. Воскресенского и Ф. Ф. Воскресенского) в картине «Опять провалился», также близкие и знакомые художнику люди изображены на картинах «Перед уходом в гимназию», «У открытого окна» и многих других.
После Октябрьской революции 1917 года окончательно поселился в деревне Марьино, где у него была своя мастерская. Участвовал во 2-й Государственной выставке картин 1918—1919 в Москве и 3-й Государственной выставке картин в Рязани.
После тяжёлой болезни, в 1923 году скончался в деревне Марьино, где и похоронен. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Плесском музее-заповеднике и других.
- Звания
коллежский советник
1892 — «определен правительственным Сенатом и утвержден в звании личного почетного гражданина (дворянин) за № 1616»
- Награды
- 1901 — удостоен «за службу» знаком Ордена Св. Станислава 3-ей степени;
- 1909 — награждён знаком Ордена Св. Анны 3-ей степени
- Премии
1890 — вторая премия МОЛХ, 1891 и 1892 — первые премии МОЛХ
(1892—1967)
Перед картинами Павла Дмитриевича Корина невозможно не остановиться: настолько властно притягивают к себе они внимание зрителя. Широкая, смелая манера письма, напряженный, насыщенный цвет, строгие композиционные ритмы, торжественные, словно чеканные формы заставляют вспомнить выразительные образы древнерусской живописи
П. Д. Корин
В одном из залов Третьяковской галереи находится его триптих «Александр Невский». Как мужественная, суровая песня грозных лет, прославляющая героизм и стойкость русского народа, его твердую решимость отстоять свою Родину в дни самых тяжелых испытаний, звучит это произведение. Оно было создано в 1942— 1943 гг., в дни великой Сталинградской битвы.
Корин родился в знаменитом селе Палех, в семье крестьянина-иконописца. Следуя традициям семьи, Павел Корин тоже учился иконописному мастерству. В 1911 г. он встретился с М. В. Нестеровым, и эта встреча оказала огромное влияние на его дальнейшую судьбу. По совету Нестерова Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916 г.
В конце 1920 г. художник начинает работу над большим полотном, которое назвал «Русь уходящая». Корин хотел создать грандиозную живописную эпопею уходящей в прошлое старой Руси, отразить великий перелом, совершавшийся в те годы в России. Картина осталась незавершенной. Прекрасные этюды к ней можно увидеть во многих музеях нашей страны, в мемориальном Музее-квартире П. Д. Корина в Москве.
П. Д. Корин. Отец и сын (этюд к картине «Русь уходящая»)1931. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
П. Д. Корин. Отец и сын (этюд к картине «Русь уходящая»)1931. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В 1932 г., находясь в Италии, Корин написал портрет А. М. Горького. Это произведение явилось началом целой серии портретов выдающихся деятелей советской культуры и искусства, знаменитых полководцев и ученых, написанных в 40—60-е гг.
П. Д. Корин. Александр Невский. Центральная часть триптиха.1942. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
П. Д. Корин. Александр Невский. Центральная часть триптиха.1942. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
За портреты художников Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), М. С. Сарьяна, Р. Гуттузо, актера и режиссера Р. Симонова в 1963 г. Корину была присуждена Ленинская премия. К этим выдающимся произведениям надо причислить также портреты М. В. Нестерова, пианиста К. Н. Игумнова, ученого-микробиолога Н. Ф. Гамалеи, актера Московского Художественного театра Л. М. Леонидова, маршала Г. К. Жукова.
П. Д. Корин. Портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова.1945. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
П. Д. Корин. Портрет Маршала Советского Союза Георгия Жукова.1945. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Интерес к монументальному искусству нашел свое отражение в циклах декоративных работ художника. В 50-х гг. он выполняет мозаичные плафоны и витражи на станциях Московского метрополитена имени В. И. Ленина — Комсомольская-кольцевая, Смоленская, Новослободская, мозаики в здании Московского университета на Ленинских горах.
Много сил отдал художник реставрации памятников отечественного и зарубежного искусства. Вместе с братом А. Д. Кориным и другими художниками реставрировал картины Дрезденской галереи.
Литературная сага[править | править код]
Корин и Висенна, иллюстрация Дениса Гордеева
Висенна встречает раненного в плечо Корина на развилке дорог при слиянии Ины и Яруги. Пока целительница занимается его раной, тот рассказывает, что на него напала некая старушка, которую он накормил по ее просьбе тем немногим, что имел сам. Корин, однако, сумел убить нападавшую, которая после смерти мгновенно обернулась в молодую девушку. Прочитав его мысли, Висенна убеждается в искренности воина, после чего использует некромантию, чтобы выбить из недавно погибшей информацию. Хтонический ритуал сильно пугает Корина, однако он быстро возвращает самообладание. Они вместе отправляются в ближайшую деревушку — посланная майенским друидским Кругом целительница кроме своих обычных функций имеет тайное задание разобраться с бандой, терроризирующей местное население и контролирующей перевал Камлат в горах Амелл.
Разузнав от солтыса деревни побольше о банде, которую составляют люди и враны, а также о руднике Амель, где добывают жадеит и яшму, единственная дорога к которому лежит через подконтрольный разбойникам перевал, где живет некий чудовищный костец, спутники двигаются дальше, разыскивая единственную в округе кузницу — местный кузнец Микула и попросил Круг о помощи. Уже на месте Корин и Висенна застают неравный бой между кузнецом и напавшими на него бандитами, однако опытный в бою Корин и Висенна убивают вранов. После боя Микула собирает в окрестных деревнях ополчение с намерением уничтожить бандитов, Корин помогает ему с составлением плана атаки, а магия Висенны сильно воодушевляет кметов.
На ночном биваке догадывающийся о способности Висенны читать мысли Корин сам рассказывает о том, почему присоединился к ней — ему, наемнику и убийце, по сути, все равно с кем драться, и он был бы не прочь получить пару камней из Амеля. Висенна тем не менее не отвергает его помощь и рассказывает, что не хочет гибели людей и не хочет одурманивать их магией, однако освободить перевал ей необходимо. Она также сознается во влечении к Корину, но из-за его резкости и отповеди теряет свой энтузиазм.
На следующий день ополчение встречает отряд бандитов во главе с оборотцем Кехлем, который сообщает им, что они намереваются покинуть здешние края с 1/20 от своей добычи, а своего командира, который начал бредить о мировом господстве, они связали и бросили в пещере, служившей им базой. Микула с неохотой пропускает их, после чего Висенна и Корин спускаются в пещеру. Наемник с грустью осматривает оставленное бандитами добро, однако все равно следует за чародейкой к командиру разбойников Фрегеналю, который оказывается павшим друидом, изгнанным из Круга. Висенна изучает его записи, с помощью которых он создал своего чудовищного костеца, и вынуждает Фрегеналя помочь им с помощью Эффекта Зеркала уничтожить монстра.
Корин и костец, Coupleofkooks
Уже на перевале, однако, друид обманывает их, ранит Висенну в голову и убегает, а из-за гряды выбирается костец. Появившийся Микула убивает Фрегеналя, и вместе с Корином они несут Висенну, понимая, что не успевают убежать от чудовища. От гибели их спасает вернувшийся Кехль: он яростно нападает на костеца, но его конь оказывает растерзан жвалами монстра, и он сам смертельно ранен. На выручку оборотцу спешат Микула и Корин, но даже вдвоем им не удается причинить монстру хоть какой-то серьезный вред и они вынуждены ретироваться. В этот момент пришедшая в себя стараниями Корина Висенна «переворачивает» созидающее заклинание Фрегеналя и взрывает костеца. Корин просит Висенну помочь умирающему Кехлю, но та утверждает, что работа его тела слишком отличается от человеческого и она бессильна. Тогда Кехль просит ее об ударе милосердия, и та, рыдая, исполняет его волю.
Через несколько дней Висенна в одиночестве едет на лошади по той же самой местности, где ранее встретила Корина, в то время как он поджидает ее, сидя у той же самой развилки. Он признается Висенне о своем влечении к ней, и они целуются.
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие — прощание с патриархом — олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Литература
- Михайлов Н. А. П. Корин. — М., 1982.
- Разгонов С. «Высота. Жизнь и дела Павла Корина». — М., 1982.
- Георгиевский А. С. Судьба и эпоха: Неизв. страницы жизни и творчества Павла Корина // Москва. 1989. — № 8. — С. 186—189
- Георгиевский А. С. П. Д. Корин // Художник. 1990. — № 2. — С. 26-27
- Карпова И. Русь Павла Корина. К 100-летию со дня рождения художника // София: журнал. 1992—1993. — № 4, (ноябрь-январь) — С. 7
- Георгиевский А. С. Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина // Лепта. 1993. — № 3. — С. 185—190
- Георгиевский А. С. Памяти художника: К 100-летию со дня рождения великого рус. художника Павла Корина // ЖМП. Офиц. хроника. 1993. — С. 44-45;
- Старовойтова А. Рус. патриархи XX в. в творчестве Павла Корина // Третьяковская галерея. М., 2014. — № 2 (43). — С. 20-27.
Внешность и личностные данные[править | править код]
«Я, Висенна, с малых лет знал, когда уже пора бежать, а когда еще рановато. Знание это я совершенствовал все годы на практике и поэтому теперь считаюсь бесстрашным».
— Корин
Высокий светловолосый и голубоглазый с продолговатым лицом и выдающимся вперёд подбородком, Корин описывается нетипично чистоплотным и с красивыми зубами. Он одет в рубаху, куртку, носит меч на поясе, скрепленном застежкой в виде драконьей головы.
«У господина Корина не хватает слов… Неслыханное дело!»
— Висенна
Корин грамотен, умен, догадлив, учтив и словоохотлив. Он уверен в себе, искренен, обладает своеобразным чувства юмора и незатейливым характером.