Дервиз, павел григорьевич фон

Варенёк: про усыпальницу и благотворительность жены Павла фон Дервиза

В.Н. фон Дервиз с дочерью Варварой фотография, 1870-е гг.

А что же Дервиз? Дочка его, Варенька, упала в Лугано с лошади, и эта травма послужила толчком к развитию страшной семейной болезни. Её отправили в Германию, но, несмотря на усилия врачей, справиться с болезнью не удалось. Варвара Павловна фон Дервиз умерла в Бонне в 1881 году, в возрасте шестнадцати лет. Павел Григорьевич был безутешен. Он поехал забирать тело дочери, но по дороге скончался от сердечного приступа прямо на железнодорожном вокзале. Он действительно очень ее любил. В Москву привезли хоронить сразу два гроба.
И тогда же, в 1881 году, вдова фон Дервиза, Вера фон Дервиз, передала Щербатову еще 220 тысяч рублей — для того, чтобы из деревянной Троицкой церкви построить каменную, с фамильной усыпальницей. Церковь в псевдорусском стиле, украшенную по фасаду изумительными изразцами, строил архитектор А. Попов. Уже в 1883 году она была освящена.

Церковь св. Троицы; фото диакона Андрея Радкевича

На внутреннее убранство — а надо сказать, что оно было роскошным (внутри церковь была украшена итальянским мрамором и изразцами) вдова потратила еще 300 тысяч рублей. Несмотря на то, что церковь очень маленькая (все-таки она домовая и больничная), она оказалась невероятно красива. Одноглавая, с примыкающей шатровой колоколенкой, она была обнесена изящной оградой с большими чугунными воротами. Здесь же была сделана фамильная усыпальница, в которую перенесли прах старшего сына Владимира (из Петербурга), Григория Ивановича и Павла Григорьевича. Кстати, это не единственное, что сделала Вера фон Дервиз в память о дочери. В 1881 году на Старой Басманной, она открыла частный пансион на 16 девочек – «Варенёк», который потом вырос в одну из лучших частных гимназий.

Усыпальница основателей больницы находится под храмом.

В 1898 году она купила старую усадьбу в Гороховом переулке, и попросила у министерства образования разрешение на преобразование своего пансиона в женскую гимназию с пансионом (для сирот), имени В.П. Фон Дервиз. По ее просьбе гимназия называлась так: “Женская гимназия Министерства Народного Просвещения с пансионом имени Варвары Павловны фон Дервиз”. Так же она пожелала, чтобы: «В зале гимназии должен быть поставлен портрет моей дочери. На фотографии актового зала видно, что поставлено два портрета: Варвары Павловны и Веры Николаевны. В день рождения дочери должны быть совершены панихиды по усопшей дочери, а в день ее Ангела 4 декабря — годовые акты. … В число гимназисток могут быть приняты лишь дети христианского вероисповедования, принадлежащие к образованным и воспитанным семействам». В ней училась Марина Цветаева и Рина Зеленая.

Во дворе женской гимназии памяти Варвары фон Дервиз существовал изумительный розарий (в теплицах) и маленький «Сад» для прогулок с двумя беседками. Сад описали в своих письмах ученицы гимназии Рина Зеленая и Марина Цветаева.

В 1924 году вышел указ о закрытии церквей при больницах, поэтому и церковь, и склеп ждала аналогичная бахрушинскому склепу судьба. Сначала в храме была организовано общежитие, потом клуб. В усыпальнице устроили склад, а в шестидесятые годы разместили бойлерную больницы, которая там до сих пор и находится.

Примечания

  1. Антонов В. В. Род Дервизов в Петербурге и в России // Культурно-исторический альманах «Фонтанка» — 2009. — № 4.
  2. В дальнейшем, уже будучи почётным членом Петербургской консерватории, он пожертвовал ей 230 тысяч рублей неприкосновенного капитала с правом расходования процентов согласно его указаниям.
  3. В частности, он взялся за сомнительное дело разработки серебряных руд в Семипалатинске, заменив несостоятельного В. А. Шереметева.
  4. Эта история в своё время вызвала общественный интерес, отразившийся, в частности, в письмах А. Ф. Кони.
  5. Опус № 41, 1896)
  6. П. И. Юргенсон издал его романс «Как любила я летнюю пору».
  7. Ранее С. П. Дервиз купил у Маковского его картины «Дети на жниве» и «Смерть Иоанна Грозного»; последнюю желал купить П. М. Третьяков, для чего его брат, Сергей Михайлович, 6 апреля 1888 года встречался с художником в Париже — см. Юденкова Т. В. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — С. 279. — 392 с. — ISBN 978—5—904508—19—7.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2013.

Лучшая в Европе детская больница

Фон Дервиз не строил больницу сам — как Бахрушины, например. Он передал деньги (400 тысяч рублей) московским властям, и жестко оговорил условия своего пожертвования. Одним из них (и самым простым) было имя больницы

Павлу Григорьевичу было важно, чтобы больница носила имя святого покровителя его покойного сына Владимира, чтобы тут была домовая церковь Святого Владимира, которая одновременно была бы семейным склепом фон Дервизов.
Вторым условием было устройство и система функционирования лечебного заведения. Она должна была быть организована по примеру Санкт-Петербургской детской больницы герцога Петра Ольденбургского с учетом новых тогда санитарных требований

Дело в том, что все больницы (а детей в то время лечили во взрослых больницах) представляли собой единый комплекс с общими палатами. Такое понятие, как карантин, отсутствовало по определению. И это при том, что дети, в отличие от взрослых, болеют специфическими детскими инфекциями: скарлатиной, корью… А детская смертность носит чудовищные масштабы. Однако больница Петра Ольденбургского на Лиговском проспекте, открытая в 1869 году, была заведением нового типа. Герцог не только выделил на нее деньги, но и патронировал заведение. Прежде, чем построить больницу, он отправил в Европу будущего главного врача больницы Раухфуса.

В Германии, где очень плотно занимались вопросами педиатрии (практически все педиатры России были немцами) было создано учение о гигиене. Его создателем был Эрисман, который впоследствии стал главным гигиенистом России. Со специалистами-гигиенистами как раз и познакомился Раухфус. Он изучил как устроены больницы Германии. Вернувшись в Россию и руководствуясь полученным опытом, он построил больницу в Санкт-Петербурге. Главная особенность ее заключалась в том, что больничные корпуса стояли отдельно друг от друга, а также отсутствовали общие палаты. Это позволяло не дать распространиться инфекции, и обеспечить быстрое выздоровление пациентов.

В Москве, на Малой Бронной, с 1842 года уже существовала детская больница Московского воспитательного дома. Она располагалась в усадьбе вдовы Неклюдовой, но имела всего один корпус, то есть не вполне соответствовала санитарным нормам, и была рассчитана всего на сто коек. К тому же несколько раз в больнице были пожары. После очередного, в 1880 году, она была закрыта. Одним словом, письмо фон Дервиза и его предложение о строительстве образцовой больницы была для московских властей как нельзя кстати.

Третьим, и последним требованием Павла Григорьевича к строительству больницы, было оговоренное число пациентов. Больница должна быть рассчитана на 180 коек, сто из которых (бесплатные) предназначались для сирот и детей беднейших родителей. Другое дело, что капитал на содержание больницы, как это было принято, Павел Григорьевич не оставил.

Стройка под расчёт

Все труды по строительству больницы легли на плечи московского городского головы князя Александра Алексеевича Щербатова. Уже в 1874 году проект по строительству был утвержден Думой, сформирован специальный комитет, и строительство началось. Щербатов был человеком рачительным, и очень скрупулезно отпускал деньги на строительство больницы. Он постоянно отчитывался за каждую потраченную копейку. Любопытно, что итоговая смета на строительство составила 399142 рубля, то есть ровно столько, сколько было выдано фон Дервизом.

Под больницу были выделены земли в районе Сокольников, в березовой роще на набережной Яузы. Участок был куплен городскими властями за 85 тысяч рублей у купца Фёдора Гучкова, и присоединен к имеющимся городским владениям. Напротив, через большой пруд, находилась вотчина Романовых-Юрьевых (село Покровское-Рубцово принадлежало Романовым еще задолго до того, как они стали царями), здесь стоял любимейший дворец Елизаветы Петровны. Впоследствии он был перестроен архитектором А. Поповым и приспособлен под нужды «Покровской общины сестер Милосердия», в котором формировались принципы работы младшего медперсонала. Это любопытно еще и потому, что тот же архитектор принимал участие в строительстве церкви св. Троицы при Владимирской больнице.

Церковь св. Троицы; фото диакона Андрея Радкевича

За два года (а открытие больницы св. Владимира состоялось 15 июля 1876 года), было построено восемь кирпичных корпусов. В трех основных каменных комплексах располагались: хирургического и терапевтическое, амбулаторное и диагностическое отделение, а также отделение для больных корью. Всё оборудование и оснащение (водяное отопление, канализация) было самым современным. Ведь больницу строил (и вообще, предложил проект строительства) петербургский архитектор профессор Р.А. Гедике. Содействовал ему в этом главный врач больницы Петра Ольденбургсокго Карл Раухфус. Во-первых, у последнего был опыт строительства петербургской больницы. Во-вторых, многие конструктивные решения в планировке он предлагал, как действующий врач, как человек, который на опыте знает, что и как должно располагаться в больнице.

/ru.wikipedia.org/

Больница св. Владимира — корпус имени кн. А. А. Щербатова, 1913 год. /ru.wikipedia.org/

/ru.wikipedia.org/

Было построено также пять деревянных отдельно стоящих больничных корпусов, предназначенных для отделений скарлатины, оспы, и дифтерии. Остальные здания, а в общей сложности их было двадцать, являлись хозяйственными постройками: пекарня, кухня, корпуса для проживания врачей. Последние жили здесь на полном обеспечении — имея, таким образом, возможность постоянно находиться рядом с пациентами.

В каждом корпусе палаты были рассчитаны на двух пациентов с общей площадью до 60-ти квадратных метров. Обязательно имелась внутренняя рекреация и веранда, на которой выздоравливающие могли гулять и играть. Сначала дети начинали гулять на верандах, а потом в березовой роще, воздух которой способствовал быстрой поправке пациентов. И действительно, в этом лесном массиве, с поднимающейся от реки Яузы прохладой, не было привычного городу сухого воздуха.

Вообще, в этом районе (у Яузы) рождался больничный городок. Позже рядом была построена городская больница для взрослых, а через дорогу, на Стромынке, возникла Бахрушинская больница, Боевская богадельня.

После того, как строительство завершилось, Городская Дума под влиянием Щербатова приняла решение взять на себя все расходы на содержание больницы. Таким образом, больница стала полностью бесплатной.

Был создан Попечительский совет, в который входили великосветские дамы: княгиня А.В.Трубецкая, графиня Л.В.Комаровская, графиня Н.П.Стенбок и другие. Они патронировали лечебное заведение и следили за всеми расходами. Многие знатные особы и состоятельные купцы содержали именные койки в больнице. В частности, Боев на свои средства содержал сразу несколько коек, о чем сохранились архивные документы: прошения в городскую Думу. Вообще, в XIX веке это было принято. Многие, не афишируя свою причастность, инкогнито, содержали койки в богадельнях и больницах. И эти пожертвования никак не были саморекламой, скорее естественной надобностью богатых не быть безучастными к обездоленным, и жить по евангельскими заповедями.
В больнице работали педиатры, которые по сути создали российскую школу педиатрии и хирургии. В большинстве своем они были выходцы из Санкт-Петербурга, которые переводились в Москву из больницы принца Ольденбургского.

История семьи фон Дервиз

Знатное немецкое семейство Визе еще при Петре III переехало в Россию. Члены семейства быстро адаптировались на русской земле, активно участвовали в политической жизни страны, упорно трудились и заработали честным трудом немалое состояние, занимались благотворительностью. За свои заслуги глава семьи Иоганн-Адольф Визе получил дворянский титул и приставку к фамилии «Фон Дер».

Среди потомков Иоганна-Адольфа в истории сохранилось имя Павла Григорьевича фон Дервиза. Он был известным рязанским предпринимателем, который прославился своим успехом в строительстве железных дорог. Им были построены железные дороги от Москвы до Рязани и от Рязани до Козловки.

Любимое дело обогатило Павла Григорьевича – он стал одним из самых богатых людей России. В то время семейство фон Дервизов владело имениями в Рязанской области, Москве, Санкт-Петербурге и даже имело недвижимость за рубежом (в Швейцарии и Франции).

Однако вскоре семью одолевают невзгоды – двое детей Павла Григорьевича погибают от костного туберкулеза. Павел не смог пережить потерю, вскоре он сам скончался от сердечного приступа. Часть колоссального состояния Павла и роль хозяина семейства переходит к старшему сыну – Сергею. Именно он тогда решает купить село Кирицы и вкладывает большую часть наследства в строительство усадьбы.

Декор и оформление интерьера усадьбы

Особняк был спроектирован архитектором Шехтелем в стиле итальянского Ренессанса. В центре двухэтажного здания – ризалит с примыкающим к нему парадным крыльцом. С двух сторон от него расположились полукруглые пандусы с большими светильниками в виде женских фигур. Фасад поместья украшен различными элементами архитектуры ренессанса – лепнина, сдвоенные арки. Отделан фасад крупным рустом, а цоколь выполнен из гранита.

Роскошное декоративное убранство усадьбы фон Дервиза представляет собой гармоничное сочетание элементов и мотивов разных стилей – восточного, классического и готического. Богатство отделки и стилевое разнообразие достигается за счет использования в оформлении интерьера картин, витражей, резьбы по дереву, шелковых тканей и лепнины.

На первом этаже расположены гостиная и столовая. В оформлении использованы резные деревянные панели и роспись, а витражные окна выполнены по авторским рисункам самого архитектора Шехтеля.

На втором этаже расположился белый парадный зал, украшенный позолоченной лепниной и живописным плафоном. Парадная лестница выполнена из мрамора, а стены лестничной площадки украшены пейзажными картинами и светильниками в виде статуй. Над лестницей расположено витражное окно с изображением фамильного герба фон Дервизов.

В особняке есть особенная гостиная – ее называют китайской или восточной. Изысканность декора и восточный колорит ей придают шелковые ткани на стенах, орнамент, расписные деревянные панели, а также потолок, украшенный стилизованной росписью в виде дракона. Есть в поместье и зимний сад – угловая комната на втором этаже, декорированная большими витражами со световым фонарем.

Семья

На портрете кисти Серова

1-я жена: Стефанида Андреевна Ларионова (7.05.1834 — 6.08.1875, Петербург)

Дети:

  • Варвара (22.02.1858—1943); её, муж — полковник Дмитрий Фёдорович Руднев (1849—1894); их дочь — известный музыкальный педагог С. Д. Руднева
  • Владимир (9.05.1859 — 13.04.1937) — художник. Женат на Надежде Яковлевне Симонович (1866—1907); их дочери — художница М. В. Фаворская (1887—1959) и пианистка Е. В. Дервиз (1889—1975)
  • Борис (род. 13.07.1860) — чиновник, умер холостым
  • Георгий (род. 7.11.1862) — офицер, в молодости покончил с собой
  • Лев (род. 13.02.1865)— юрист
  • Валериан (22.01.1870—1917) — математик, случайно погиб во время боев в Москве в октябре 1917 года. Его жена, Аделаида Яковлевна Симонович, — на картине В. А. Серова 1889 года, находящейся в Русском музее. Таким образом, две двоюродные сестры Серова были замужем за двумя сыновьями Дервиза. Серов написал портреты своих кузин, их мужей и детей, а также самого Дмитрия Григорьевича (однако этот портрет утерян).
  • Александр (27.08.1873—1929) — надворный советник

2-я жена (1905): София Жозефина (София Викторовна) Эбер (ум. 1915)

Информация для туристов

Несмотря на то, что усадьба открыта для публики, её посещение организованными туристическими группами рекомендуется заблаговременно согласовывать с администрацией. Если экскурсию не одобрили (такое редко, но всё-таки случается), можно воспользоваться услугами туристических фирм, в этом случае вам подберут транспорт и порекомендуют экскурсовода.

Также нужно принять во внимание то, то прогуливаясь по территории усадьбы, вы можете встретить больных детей на инвалидных колясках, проходящих здесь реабилитацию. Не стоит этого бояться и обращать излишнее внимание.. Адрес: Рязанская область, Спасский район, с

Кирицы.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы.

Вход свободный.

На собственном автомобиле до села можно добраться по трассе М-5 «Урал», следует ориентироваться на указатель «Санаторий Кирицы». Село расположено в 200 км от Москвы и в 60 км от Рязани.

Координаты: N 54° 17.548′ E 40° 21.350′.

Рядом с усадьбой есть автомобильная парковка.

Кроме этого, через Кирицы проходит несколько автобусных маршрутов, в пригородной кассе рязанского автовокзала вам нужно купить билет на любой из автобусов, которые следуют в Сапожок, Сараи, Шилово или посёлок Лесной. Учтите, что уехать обратно гораздо сложнее, поскольку в Кирицах нет автовокзала, поэтому вам придется положиться на удачу и тормозить мимо проезжающие автобусы (обычно это удаётся, правда, до позднего вечера прогулку всё же лучше не затягивать). Решивших воспользоваться электричкой ждёт достаточно утомительная дорога пешком, так что это не самый удачный выбор.

Коллекции

  • Состоял почётным членом Общества поощрения художников, С. П. Дервиз заказывал портреты и картины художникам — членам Общества. Это обогатило собрание, начатое ещё его отцом; оно включало произведения И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, К. Е. Маковского и произведения западноевропейской живописи.
  • В 1951 году была обнаружена коллекция автографов, которую начал собирать П. Г. Дервиз, а продолжил — сын.
  • Часть коллекции фарфора Дервизов была приобретена Л. К. Зубаловым, купившим у С. П. Дервиза его московский дом; впоследствии она вошла в собрание музея-усадьбы Кусково.
  • «Смерть Ивана Грозного» Константина Маковского — полотно из собрания С. П. Дервиза.

Биография

Усадьба в селе Кирицы.

Происходил из дворянского рода Дервиз. Отец — Павел Григорьевич фон Дервиз.

Детские годы прошли в Ницце и в Лугано, где отцом были выстроены виллы. Там он получил хорошее домашнее образование. После трагической смерти отца, вернувшись в Россию, он сдал в 1882 году экзамен в 4-й Петербургской гимназии и поступил в университет. Проучился три года, причём два — на юридическом факультете и один — на историко-филологическом. В 1884 году, с достижением совершеннолетия, он стал стал распоряжаться значительными средствами, оставшимися от отца. К 25-летнему юбилею Русского музыкального общества пожертвовал 200 тысяч рублей. Однако его безрассудная расточительность привела к возобновлению опеки над ним со стороны брата отца, Д. Г. Дервиза, хотя вскоре Александр III утвердил новое решение, отменяющее её; в 1888 году, касаясь ситуации в правлении Рязано-Козловской железной дороги, Н. Ф. фон Мекк писала П. И. Чайковскому: «…все эти расходы делаются за счёт этого несчастного Сергея Дервиза, и что его тот господин, который устраивается на его счёт, доводит до разорения…».

В 1888 году С. П. Дервиз занял место председателя правления общества. В этом же году он первый раз женился, на певице Анне Карловне Якобсон (Якоб) и, имея намерение поселиться в имении «Кирицы» подал прошение о причислении его к рязанскому дворянству. В 1889 году, архиепископом Рязанским Феоктистом, в имении была освящена домовая церковь.

Замок барона фон Дервиза

В 1899 году участвовал в основании Инзерского горного общества, которым были построены Инзерский чугуноплавильный (1893) и Лапыштинский заводы.

В Санкт-Петербурге он сблизился с композитором А. С. Аренским, который впоследствии посвятил ему четыре фортепианных этюда. Благодаря советам Аренского Дервиз стал хорошим пианистом, даже сочинял музыку на собственные стихи. В 1889 году С. П. Дервиз сделал пожертвование в пользу нуждающихся студентов Московской консерватории. В следующем году он вошёл, в качестве почётного члена, в состав дирекции консерватории вместо С. М. Третьякова.

К 1890 году он, вместе с матерью и второй женой, Мариной Сергеевной Шенинг, поселился в Петербурге — в доме, отделанном архитектором П. П. Шрейбером (Английская набережная, д. № 34). Эффектные живописные панно, написанные для особняка К. Е. Маковским, в 1889 году выставлялись в Обществе поощрения художеств.

Весной 1892 года С. П. Дервиз экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Московского университета и получил диплом 1-й степени.

В 1895—1900 годах служил чиновником особых поручений при министре юстиции; в 1901 году переходит в министерство финансов. За это время получает ордена Св. Станислава 2-й степени (1894), Св. Анны 2-й степени (1896); в 1901 году — орден Св. Владимира 4-й степени (1901).

В источниках часто указывается, что С. П. Дервиз окончил московскую консерваторию, однако архивные документы не подтверждают этого. Достоверным же является тот факт, что в 1900 году С. П. фон Дервиз подарил Московской консерватории орган, выполненный в мастерской Аристида Кавалье-Колля и удостоенный на Парижской выставке Гран-при и золотой медали.

Владел имениями: Старожилово Пронского уезда (1200 дес. земли); Кирицы Спасского уезда (2500 дес. земли); Карловка Сапожковского уезда (3000 дес. земл); имел 10000 дес. в Киевской губернии; 53000 дес. в Верхне-Уральском уезде Оренбургской губернии; два каменных дома в Санкт-Петербурге (Галерная улица, д. № 33 и Английская набережная, д. № 34); дом — в Москве (Садовая-Черногрязская улица, д. № 6).

Уже после событий 1905 года С. П. фон Дервиз решил покинуть Россию и стал распродавать свою недвижимость. В 1908 году уехала во Францию жена с сыном; Сергей Павлович, распродав свои имения и особняки, уехал следом. Жил на вилле Медитерран в Каннах.

Похоронен в семейном склепе-часовне на местном кладбище; здесь же был похоронен и сын, Сергей Сергеевич (1899—1938), на котором прекратилась эта ветвь Дервизов.

С. П. Дервиз — один из учредителей Русского торгово-промышленного банка (1889), спасский уездный предводитель дворянства (1900—1907), член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; член рязанской ученой архивной комиссии (с 5 марта 1899), почётный попечитель Рязанской мужской гимназии (с 12 марта 1887) и почётный блюститель Рязанской Мариинской женской гимназии (с 9 октября 1891); почётный член Тамбовского Попечительства детских приютов (с 18 декабря 1893); почётный смотритель Спасского городского трёхклассного училища; четырежды избирался мировым судьей Спасского уезда (1890, 1893, 1896, 1899).

Был почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества (с 1899).

Строительство усадьбы фон Дервиза в Кирицах

Для строительства усадебного дома и всех прилегающих к нему строений был привлечен молодой и амбициозный архитектор Шехтель Федор Осипович. Ему была дана полная свобода для творчества. Федор отлично справился с поставленной задачей и смог в полной мере реализовать свои идеи. Так, в 1889 году была построена в Рязанской области усадьба фон Дервиза.

Это был двухэтажный дворец невероятной красоты, украшенный арками, башнями со шпилями и ажурными балкончиками. От усадебного дома вниз к оврагу каскадом спускались две лестницы, которые соединялись на широкой террасе. Ниже террасы располагались цветники. Далее внизу можно было увидеть фруктовый сад, пруд и мельницу.

Неподалеку от усадьбы был возведен знаменитый Мост любви, а также Красные ворота – две декоративные башенки, соединенные мостиком. К нижним прудам спускалась ограда с башенками в готическом стиле, а к реке спускалась ограда, стилизованная под средневековую крепостную стену. От хозяйственного двора усадьбу отделяла чугунная узорчатая ограда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector