История, загадки и обзор храма василия блаженного

Под счастливой звездой

В общем-то, у этого храма оказалась счастливая судьба: за 456 лет он выстоял, невзирая на все угрозы, что несли войны, стихийнее бедствия и смена политического строя. Он не раз горел, но его все время реставрировали. Он пережил нашествие Наполеона, который на него заглядывался и даже хотел забрать в качестве трофея, разобрав по кирпичикам, в Париж. А когда пришлось экстренно бежать, то приказал взорвать его. Уберегло чудо: фитили потушил внезапный ливень.

Наибольшие разрушения принесли события 1917-ого года. От снарядов пострадал свод, окна были выбиты, на полу лежали сугробы, а все ценное конфисковано или разграблено. Могли бы взорвать, как это практиковалось большевиками повсеместно, но, отыгрались лишь на настоятеле этой церкви, которого расстреляли вместе с другими неугодными новой власти. В 1928 году приняли решение признать сооружение памятником архитектуры и взять его под государственный надзор. С тех пор он входит в филиальную сеть Государственного исторического музея.

В сталинский период правления на храм покушалось высшее руководство партии. Говорят, что с тех времен сохранился план Красной площади без древнего собора. Молва распространила историю, как вождь народа на демонстративный жест своего приближенного, снявшего с карты Москвы картонную копию храма, рассердился и сказал, чтоб тот поставил его на место. А вот колокола были сняты и долгое время не могли решить, что с ними делать. Хотели переплавить, да видно передумали, может поэтому они сохранились. Эта коллекция из 14 разнокалиберных колоколов – одна из самых редких в мире. Среди них есть и древние: отлитые еще при дворе Ивана Грозного.

Музей потихоньку комплектовал фонды, проводились экскурсии, но в целом, сил хватало лишь на то, чтобы поддерживать его состояние. Огромную роль в его сохранности играли энтузиасты-музейщики.

Закрытым собор был на протяжении всей Великой Отечественной войны, и только на 800-летие столицы – через два года после Победы – открыл свои двери. Надо отметить, что в послевоенный период популярность музея росла.

Начиная с 50-х годов реставраторы расчищали внутренние стены Покровской церкви, где и были обнаружены надписи о дате завершении строительства и другие. Тогда же покрыли медью купола, и они до сих пор остаются прочными. Еще через десять лет на внешней галерее под толстым слоем краски нашли фреску с орнаментами, по которой смогли восстановить первоначальную роспись храма. Она получила название «ковровая».

В начале 90-х годов здание включили в мировой перечень культурного наследия ЮНЕСКО, с чего и началось его возрождение.

Основные реставрационные работы на всем памятнике архитектуры окончены только в 2011 году – это был юбилейный год, церковь отметила 450-летие.

Реставрационные работы ведутся до сих пор, но это знаковое сооружение продолжает работать. Туристам показывают практически все помещения, прихожане ходят только в действующий храм. Православной церкви и музейщикам удалось поделить между собой функции.

Сегодня на фоне древнейшей классики фотографируются десятки миллионов туристов ежегодно. И если б у Собора был свой Инстаграм, то по количеству подписчиков он был бы в топе. Хотя по известности он, итак, бьет рекорды, становясь в один ряд с Эйфелевой башней и Египетскими пирамидами.

Архитектура

Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.

Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.

Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.

Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.

Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.

Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.

Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.

Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.

Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.

Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь  этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Описание храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного включает в себя девять церквей, стоящих на одном фундаменте и соединенных обходными переходами. Каждая из этих церквей посвящена в честь определенного празднества. Полный перечень церквей выглядит следующим образом: центральная — Покровская, с востока — Троицкая, с юго-востока — Александра Свирского, с юга — Николая Чудотворца, с юго-запада — Варлаама Хутынского, с запада — Входа Господня в Иерусалим, с северо-запада — Св. Григория Армянского, с севера — Св. Адриана и Наталии, с северо-востока — Иоанна Милостивого. Православные праздники во всем их разнообразии могут проводиться как в честь событий, так и в честь святых апостолов, светителей, равноапостольных князей, к ним же относится празднование храмовых святых, почитание икон, мощей и не только. Именно этим и объясняется столь различное именование церквей по сути цельного храма.

Собор Василия Блаженного в Москве — Россия

Купола собора Василия Блаженного на всех восьми церквях представляют собой так называемые луковичную форму, каждая из которых отлична от другой. Такими куполами увенчаны восемь церквей, сгруппированных вокруг центральной девятой церкви, купол которой представляет собой шатер с небольшой главкой. Именно с расцветкой, рисунком и характером отделки куполов и ассоциируется у большинства туристов этот архитектурный ансамбль в центре столицы. А купола собора Василия Блаженного в свою очередь и являются тем магнитом, который через фотографии, открытки, марки, игрушки и иную сувенирную продукцию притягивает к себе интерес мировой общественности.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Построен храм из довольно редкого в то время кирпича. Высота его составляет 65 метров, что до конца XVI века являлось высочайшим зданием города Москвы. Характерной чертой, которую отмечают многие архитекторы, специалисты и просто любители, является то, что Покровский собор в Москве не обладает ярко выраженным фасадом. То есть, с любой стороны он выглядит фантастически красиво, и с любой стороны кажется, что именно это и есть фасад здания. В отделке его использовано значительное количество деталей из обожженной глины, чаще всего тесавшиеся из камня и которые, являясь отличительной чертой именно храма Василия Блаженного в Москве, больше нигде не встречаются.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Фундамент храма монолитный и не располагает подвальными помещениями. Стены основания достигают толщины 3 метров и перекрываются сводами. В высоту помещения достигают 6,5 метров. Особая, уникальная в своем роде конструкция, оснащенная узкими отверстиями и выполненная из так называемого дышащего кирпича, позволяет сохранить особый микроклимат практически в любое время года. Тем не менее, все церкви были холодными, богослужения там совершались только в летний период и по большим праздникам зимой. Путешествуя по храму, ясно чувствуется архитектурный ритм, потрясающая смена объемов, которая создается разными размерами церквей, проходов и объединяющих их площадок. Внутренние помещения очень разнообразны. Такое разнообразие ширины и высоты помещений, вкупе создает общую картину лабиринта.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Переживший множество невзгод, расхищений, попыток сноса и подрыва, пожаров и реставраций, храм Василия Блаженного в Москве по прежнему твердо стоит на своем месте, и более того, к нему с неугасаемым интересом стекаются толпы посетителей со всех уголков мира для того, чтобы собственными глазами и объективами фото и видеокамер засвидетельствовать живую историю христианского православия, которая получила начало более 450 лет назад. Вероятнее всего, именно особый духовный смысл, зашифрованный в соборе, и является универсальным ключом, открывающим сердца людей.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector