Загадки кораблика на шпиле адмиралтейства в санкт-петербурге

Памятник создателям подводных лодок

В сквере на углу улицы Степана Разина и Рижского проспекта, у южной проходной верфей установлен памятник создателям подводного флота России. Памятник создан по проекту и рабочей модели авторского коллектива: скульптора профессора Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица заслуженного художника России Анатолия Гордеевича Дёмы и архитектора доцента Вадима Петровича Тимонина. Авторское название работы «Подводный удар».
В композицию включен масштабный макет атомной подводной лодки проекта 671, подобные которой строились на этом предприятии, а также, на постаментах с памятными досками установлены подлинные корпуса морских мин на станках.
Работы проводились по инициативе Администрации ОАО «Адмиралтейские верфи», скульптора Демы А. Г., главного строителя АПЛ Ларина Б. В., Совета ветеранов подводного флота в период с 2005 по 2008 гг., при поддержке члена Морского собрания Санкт-Петербурга к.т.н. Ходырева В.Я.
Большую роль в установке памятника сыграло участие архитектора ПГС УКС Ильина В. А., конструктора Очередина В. Б., ГС АПЛ Ларина Б. В
.

История

Строительство верфи началось на левом берегу Большой Невы 5 ноября 1704 года.
К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие судна (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).

Спуск на верфях Николаем II на воду крейсера «Аврора» 11 (24) мая

В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.

В году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.

В – гг. верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.

До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.

Советское время

После революции верфи пришли в удручающее состояние.
Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей.
Единственным профильным заказом в период 1917–1921 годов стал правительственный заказ на достройку 500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской флотилии, завершённый к 1919 году.
На баржах были установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра 152 мм.

На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не улучшилась и на заводе осталось 1021 человек работников.
В 1921 году было принято решение произвести объединение Адмиралтейского завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению инициаторов реформы это должно было сократить административные расходы при отсутствии заказов.
С 28 октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода.
Оно получило название Адмиралтейский отдел Балтийского завода. За всю историю построено более 400 подводных лодок.

Основная статья: Судостроительный завод имени Андре Марти

В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок проекта 671.

Название в советское время: Дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени Ленинградское адмиралтейское объединение.

Адмиралтейский дом, с 5 ноября 1704 года
Галерный двор, с 1712 года Санкт-Петербургское адмиралтейство (Главное адмиралтейство), до 1861 года Галерный остров, с 1719 года
Галерная верфь, с августа 1721 года
Новое адмиралтейство, с 1800 года Литейно-механический завод Берда, с 1792 года
Адмиралтейский судостроительный завод, с 1908 года
Франко-русский завод, с 1891 года
Адмиралтейский судостроительный и башенный завод, с по 1914 годы
Охтинский снарядный цех в аренде у Адмиралтейского завода с 1 января по ноябрь 1921 года Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода, с 19 октября по 7 марта 1918 года
Адмиралтейский отдел Балтийского завода, с 28 октября по 1922 год
Отделение имени Андре Марти Балтийского завода, с по 1925 год Завод имени Карла Либкнехта, с по 1925 год
Судостроительный завод имени Андре Марти, с 13 января по 1936 год
Новое адмиралтейство, с 1 декабря 1926 года выделено для ликвидации
Завод вспомогательных механизмов «Судомех», с 13 июля по 1937 год
Завод № 196, с 1 января по 1966 год Завод № 194, с 1 января по 1957 год
Ново-Адмиралтейский завод, с 25 октября по 1972 год Адмиралтейский завод, с 21 декабря по 1972 год
Ленинградское адмиралтейское объединение, с 31 января по 1992 год
Государственное предприятие Адмиралтейские верфи, с 30 марта 1992 года

Необычные факты

  • Говорят, что Пётр Первый сам предложил первый проект верфи. Затем он стал там трудиться в качестве главного мастера. Имел жалование и работал весь день с 5 утра до 9 вечера.
  • Адмиралтейство – композиционный архитектурный центр Санкт-Петербурга. От него отходит трёхлучевая система улиц: Невский проспект и Вознесенский, а также Гороховая улица. Это место получило название «Адмиралтейский трезубец».
  • А. С. Пушкин прозвал знаменитый шпиль «Адмиралтейской иглой», и упомянул его в поэме «Медный всадник».
  • Под корабликом на верхушке есть золотой шар. При реставрации в 1928 г его открыли, и обнаружили газеты за 1886 г. Добавили туда свежих газет, при следующем ремонте положили ещё и бумаги о всех мастерах, которые здесь работали. Также ходит легенда, что в шаре лежит золотая кубышка и даже шкатулка Петра Первого.
  • Шпиль при реконструкции хотели уменьшить, но петербуржцы были против, и его наоборот удлинили. На позолоту потрачено 17,8 кг золота.

Скандалы

На Адмиралтейских верфях экономическая полиция нашла ущерб Минобороны на 100 млн рублей, в результате чего задержан заместитель главного инженера — начальник инженерного центра Емельченков Г.А.

Бывшего главного инженера предприятия Владимира Байкова обвиняют в краже денег при выполнении заказа Министерства обороны.

27.11.2018 произошел пожар на ледоколе «Виктор Черномырдин» на территории АО «Адмиралтейские верфи». Во время ЧП пострадали два человека. В больницу был госпитализирован сотрудник фирмы-подрядчика с ожогами рук. Площадь пожара составила около 100 квадратных метров. К ликвидации огня на строящемся ледоколе привлекли 35 расчётов и 139 человек. По факту пожара возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»)

По версии следствия, на ледоколе неосторожно работали с открытым огнём

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Адмиралтейство.

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Здание Главного Адмиралтейства.

2.Где находится?

Санкт-Петербург.

3.Каков тип здания?

Русский ампир.

4.В каком веке и году построено?

XVIII век.

1704-1706.

5.При каком правителе?

Пётр I ( 1682-1725).

6.В честь какого события построено здание?

Здание задумано как крепость, как верфь для строительства кораблей.

7.Кто строил здание?

Архитекторы: А.Д. Захаров, И.К. Коробов.

Скульпторы: С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов, Ф Щедрин.

8.Внутреннее убранство?

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

9.Каковы особенности постройки здания?

Высота- 72 метра, из них 23 м. – это шпиль.

Два П-образных корпуса- внешний и внутренний. В центре- башня со шпилем. Много скульптур.

10.Судьба здания сегодня.

С 2012  в здании находится  Главное командование ВМС России.

Интересные факты.

  • Сначала здание строилось по чертежам самого царя, затем архитектором был назначен А.Д. Захаров.
  • Адмиралтейство изначально представляло крепость, вокруг ограждённую земляным валом и рвом с водой; охраняли его пять бастионов. Перед крепостью было широкое свободное пространство, чтобы видеть противника (эспланада).
  • Первый спуск корабля состоялся 10 мая (29 апреля) 1706 г.
  • В 1711 году был установлен металлический шпиль с корабликом (автор – Харман ван Болос). Есть мнение что прообразом кораблика стал первый русский корабль «Орёл» ( 1667-1669, построенный при Алексее Михайловиче).
  • В 1732-1738 здание перестроили по проекту архитектора И.К. Коробова. В центре была построена башня с позолоченным шпилем («Адмиралтейская игла»), кораблик был вознесён на высоту 72 метра.
  • Пространство перед Адмиралтейством активно использовалось: здесь проводились учения солдат, устраивались народные гуляния и ярмарки.
  • Луг перед зданием был замощён лишь при Елизавете Петровне в последней четверти 18 века.
  • В 1806-1823 г. по проекту А. Захарова здание перестроено было почти полностью. Осталась лишь башня со шпилем. Вокруг был разбит бульвар (сейчас это Александровский сад). Здание рассматривалось как центральное городе, протяжённость главного фасада – 407 м. К нему тремя путями сходятся три главные магистрали.
  • Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. На фасаде изображены: греческая богиню правосудия Фемиду, нимфы, несущие глобусы, фигуры античных героев (Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра). Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Назначение Адмиралтейства.

  • До 1844 г. строились корабли. Далее в нём находились лишь учреждения.
  • С 1718 года в здании находилась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г.- Адмиралтейств-совет).
  • С 1709 по 1939 – Модель-камера (с 1805 – Морской музей).
  • С июня 1917 – Центрофлот , поддерживающий Временное правительство.
  • После революции – ВМРК – Военно-морской революционный комитет.
  • 1932-1933 – в здании находилось Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.
  • С 1933- 2008 – штаб Краснознамённой Ленинградской   военно-морской базы.
  • С 2012 – Главное командование ВМС России.

Такова большая и очень интересная история Адмиралтейства.

Поэт О. Мандельштам посвятил ему стихотворение.

Адмиралтейство.

В столице северной томится пыльный тополь. Запутался в листве прозрачный циферблат, И в тёмной зелени фрегат или акрополь Сияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство; Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно-построенный ковчег.  Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря, И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря!

<1913>

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П»,  главный фасад имел длину  425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик , Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено  каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы , несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами . Над ними — барельеф «Заведение флота в России» , на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником  раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Как добраться до Адмиралтейства

Адмиралтейство находится в самом сердце Санкт-Петербурга. Кроме осмотра местных достопримечательностей и архитектуры, сюда едут, чтобы посетить храм Святого Спиридона Тримифунтского. Добраться самостоятельно до этих мест можно несколькими способами.

Точный адрес: Адмиралтейский пр-д, 1, Санкт-Петербург, 190195.

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать 1 остановку до ст.м. Московская. Время в пути — 30 минут.

    Метро:по синей ветке (2 Парнас) от ст.м. Московская ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 минут.

    Автобус:маршрутом №22 ехать 3 остановки до Исаакиевской площади. Время в пути — 3 минуты.

    Пешком:350 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на северо-запад по трассе А-118, затем выехать на ЗСД в сторону Митрофаньевского шоссе и набережной реки Фонтанки. Расстояние — 23 км.

Как добраться от Московского ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №3 ехать 6 остановок до ул. Малая Морская. Время в пути — 16 минут.

    Пешком:450 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:по Невскому проспекту на северо-восток в сторону Сенатской площади. Расстояние — 4,5 км.

По плану Петра I

Первоначально первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное  место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.

По плану Петра I

План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное  сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.

Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.

Адмиралтейство на гравюре 1716 г.

Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.

Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.

1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора.  Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.

Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей. Уже через год было готово первое судно:  18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей. В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.

54-пушечный корабль «Полтава»

К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.

30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.

19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.

Инфраструктура района

Адмиралтейский район может похвастаться довольно развитой социальной инфраструктурой. Для проживающих здесь не будет проблемой устроить ребенка в школу или садик – на территории района действует 38 общеобразовательных школ и 2 лицея, а так же 78 садиков. Хватает и учреждений дополнительного образования.

Адмиралтейский район буквально наводнен высшими учебными заведениями: в списке и Технологический институт (Технический университет); и Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, и Университет аэрокосмического приборостроения, и Балтийский технический университет, и Высшее военно-морское училище – в общем, продолжать можно долго. Практически любой абитуриент сможет выбрать себе ВУЗ по душе в районе проживания.

С медицинской помощью тоже нет проблем – к услугам горожан 15 поликлиник, 4 городских больницы и 4 «неотложки» — центра скорой помощи.

В районе много разнообразных кафе, ресторанов и торговых центров – от дорогих до средних ценовых категорий. Активно развивается деловой сегмент — все больше появляется офисов и бизнес-центров. Также популярны среди инвесторов проекты, связанные с гостиничной и торгово-развлекательной индустрией. Уже активно действуют 4 торговых центра — сейчас в них нет свободных площадей под аренду, планируется строительство новых ТРЦ.

Адмиралтейский – район с неплохой транспортной доступностью, к примеру, наземным транспортом можно напрямую добраться до любой точки города. Но этот плюс перебивается дикими пробками в часы пик – и тогда стоит оставить машину и вспомнить о подземном транспорте – 3 линии и 10 станций метрополитена вносят свою лепту в организацию перевозок горожан.

На территории района находится 10 станций метрополитена (Пушкинская, Технологический институт (I и II), Балтийская, Сенная площадь, Фрунзенская, Спасская, Садовая, Звенигородская, Адмиралтейская) и два действующих вокзала (Балтийский и Витебский). Варшавский вокзал ныне не действует, после реконструкции превращен в торгово-развлекательный комплекс, а на путях открыт Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова.

Балтийский вокзал. Фото by zadorin.val (https://fotki.yandex.ru/users/zadorin-val/)

Использование наземного транспорта сопряжено с рядом неудобств, ведь пробки были, есть и остаются одной из главных проблем района. Кое-где наоборот – практически пешеходная зона, что немало огорчает жителей домов, к примеру, на Рижском проспекте  – трамвайные пути давно демонтированы, а до ближайшей станции метро путь не близкий.

Интересные факты:

Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I. Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.

В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров. Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.

Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.

Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.

Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах. Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений). Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.

Протяженность главного фасада здания — 407 метров.

Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1-2.

Здание Главного Адмиралтейства на карте:

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Как добраться:
Здание находится на 2-м Адмиралтейском острове между Адмиралтейской набережной и Александровским садом.

Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Дворцовая площадь», «Адмиралтейский проспект».

Адмиралтейство в XIX веке

Адмиралтейство в начале XIX века

К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре  столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров. Он блестяще справился со своей задачей:  перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.

До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.

Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер. Конструкция коробовской башни осталась цела.

Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.

Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва. В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг. Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».

Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.

В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.

7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи:  здесь дежурил часовой.

После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.

«Люблю тебя, Петра творенье…»

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла… (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

В 1872 году морское училище было переведено в Кронштадт.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector