Храм святого мартина исповедника на таганке: история, адрес, лучшие советы перед посещением

Кем был Мартин Исповедник

Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии

и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал вРиме Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.

Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.

Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров

, в греческую колониюХерсонес Таврический . В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.

Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.

Святыни храма

Главной святыней является Грузинская икона Богоматери. Роспись была вывезена персидским шахом Аббасом во время нашествия агарян на Грузию в XVII столетии. Впоследствии ее купил русский купец и перенес в Красногорский мужской монастырь. Здесь сразу же начали совершаться многочисленные чудеса. По благословению Патриарха Филарета икону крестным ходом обносили по монастырям и городам Святой Руси.

Многочисленность случаев исцеления подвигла москвичей сделать точные копии росписи, три из которых прославились чудотворениями.

Эти списки были распределены между Алеексеевским женским монастырем, храмом Живоначальной Троицы в Никитниках и собором Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Третья копия иконы снискала особое почитание в простом народе и среди высочайших особ.

Императрица Анна Иоанновна перевезла список в Санкт-Петербург, где украсила его дорогим окладом из драгоценных камней. Перед росписью неоднократно произносил молитвы Александр I. Узнав, что рама была разграблена, он приказал выставить охрану вокруг святого образа. В 1991 году икона была перенесена в храм святого Мартина Исповедника на Таганке.

Пресвятая Богородица помогает всем приходящим и нуждающимся в Ее благодати. Этот образ особенно популярен у женщин с бесплодием. Поработав над восстановлением и благоустройством собора, многие семейные пары, лишенные возможности иметь детей, обзаводятся потомством.

В церкви также находится мощевик, в котором хранятся частица Животворящего Креста Господня и частицы мощей:

  1. Святых: святителя Мартина Исповедника (в самом центре), Блаженной Матроны, святителя Тихона.
  2. Преподобных: Никодима, Лонгина, Серафима, Дамиана, Анатолия, Григория, Саввы.
  3. Митрополитов: Московских святителей Иннокентия, Филарета, Филиппа.
  4. Киево-Печерских подвижников.
  5. Святого праведного старца Алексия Мечева.
  6. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
  7. Святых младенцев, Иродом убиенных.

Советы перед посещением

Духовенство храма дает несколько советов верующим при посещении Храма Святого Мартина Исповедника в Москве:

  • Входить в церковь следует с радостью, благоговением и кротостью.
  • При входе нужно совершить три поясных поклона, а в пост — три земных.
  • Во время богослужения не стоит ставить свечи и прикладываться к иконам, лучше сделать это заранее, до начала службы, чтобы не мешать никому из присутствующих. Чтение Евангелия, молитва «Единородный Сыне», часть литургии со слов «Иже Херувимы» — моменты особенного сосредоточения, когда запрещается ходить по храму.
  • Церковная свеча — это символ нашего горения перед Господом, поэтому и она заслуживает благоговейного отношения. Зажигать ее следует от соседней, и опалив основание, поставить в подсвечник.
  • Приветствовать знакомых следует скромно, поклоном.
  • Во время молитвы не стоит с интересом разглядывать окружающих, а лучше вникать в ход богослужения, чтобы песнопения исходили из сердца.
  • Детям следует привыкать к разумному поведению в храме, в чем немаловажна роль родителей. Запрещено принимать пищу в храме. Если ребенок заплачет, следует вывести или вынести его со службы.
  • Деньги на свечи следует готовить заранее, дома.
  • Покидать службу до окончания считается грехом, если это произошло, стоит исповедаться.
  • Женщинам приходить на службу рекомендовано без косметики. Принимать причастие с накрашенными губами запрещено.
  • Если кто-то из верующих в храме сделал замечание, не стоит расстраиваться, а лучше со смирением принять упреки.
  • Мобильный телефон должен быть выключен.

Ранние годы

Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.

Начало служения

В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.


Святой Мартин Исповедник

Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.

Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.

Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.

Падение

Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.

Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.

Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.


Икона святого Мартина, папы Римского

Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.

Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.

Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Смерть

Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.

Дорогие братья и сестры, по благословению Святейшего Патриарха, с 6 июня наш храм открыт, богослужения совершаются по прежнему расписанию.

Роспотребнадзор разработал рекомендации по постепенному открытию религиозных учреждений для совершения богослужений, таинств и церемоний, соответствующий документ имеется в распоряжении «Интерфакса».

Открытие для прихожан храмов, мечетей, синагог и других культовых учреждений предлагается проводить в три этапа.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

На всех этапах развития эпидемической ситуации Роспотребнадзор рекомендует ограничить участие в богослужениях, обрядах и церемониях, проводимых в помещениях, лиц из группы риска, то есть тех, кому больше 65 лет, либо они страдают хроническими заболеваниями. На всех этапах должно сохраняться обязательное ношение защитных масок. Священнослужителям рекомендовано надевать маски во время таинства исповеди. Остается и требование социального дистанцирования не менее 1,5 метра между людьми в помещениях и на территории религиозных организаций, с соответствующей разметкой. В этом же ряду и другие санитарные меры, такие как регулярное проветривание, антисептическая обработка рук при входе и пр.

ВНЕ СЛУЖБЫ

Рекомендации предусматривают открытие приходских храмов (других религиозных организаций) для индивидуального посещения граждан вне времени совершения богослужений. Эту будет возможно при стабилизации показателей заболеваемости и уровне охвата населения тестированием на COVID-19 не менее 70 на 100 тыс. населения (исходя из среднего значения за предыдущие 7 дней). В этих случаях во внебогослужебное время предлагается ограничить число лиц, одновременно присутствующих в храме: не более двух человек для храмов площадью до 100 кв. метров, пять человек для храмов площадью от 100 до 400 кв. метров и 10 человек для храмов площадью свыше 400 кв. метров. При определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения. При упомянутых выше условиях возможно совершение в храмах частных треб (отпевания, венчания, крестины и другие) при ограниченном присутствии близких людей.

ЭТАПЫ

При переходе региона к первому этапу снятия ограничительных мер в храмах площадью не более 400 кв. метров рекомендуется совершать богослужения внутри храма в присутствии не более одного человека на 4 кв. метра, в храмах площадью более 400 кв. метров допустимо одновременное нахождение до 100 человек. В регионах, перешедших ко второму этапу снятия ограничительных мер, в храмах площадью не более 800 кв. метров может быть не более одного человека на 4 кв. метра, площадью более 800 кв. метров — до 200 человек. На третьем этапе число присутствующих лиц в помещениях религиозных организаций не ограничивается. На протяжении первого-третьего этапов те, кто не попал в храм, могут находиться на прихрамовой территории с соблюдением социальной дистанции.

В монастырях рекомендовано допускать открытие для посещения верующими «одного храма при условии исключения нахождения посетителей на остальной монастырской территории и ограждения пути доступа от монастырских ворот до входа в храм».

Ранее председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов сообщил «Интерфаксу», что уже ведется работа по подготовке открытия храмов в Москве, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, достигнув соглашения с патриархией. В свою очередь, источник в Русской православной церкви подтвердил «Интерфаксу», что рабочая группа при патриархе обсуждает сроки открытия храмов для прихожан и формат их работы в ближайшее время. «Предполагается, что этапы постепенного возвращения полноценной богослужебной жизни будут соотноситься с тремя этапами послабления санитарных мер, обозначенных Роспотребнадзором», — сказал собеседник агентства.

Православные церкви в Москве и Подмосковье были закрыты с началом Страстной недели — 13 апреля, и с тех пор богослужения в них совершались только в присутствии духовенства. Ранее были закрыты мечети и синагоги столичного региона. Аналогичные ограничительные меры были введены во всех регионах страны с неблагоприятной эпидемической обстановкой.

Интересные факты

: неверное или отсутствующее изображение Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
  • На здании висят таблички с дореволюционными названиями улиц: Большая Алексеевская и Малая Алексеевская.
  • Даже авторов городских планов вводит в заблуждение упоминание Папы Римского в названии церкви, так что на схемах, вывешенных на остановках в районе Таганки, церковь обозначена как католическая.
  • Под храмом бьёт родник, из которого и берут воду для освящения.
  • Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли.

История храма

Великий князь Василий III венчался на престол в день, когда церковь поминала Марина Исповедника – 14 апреля 1502 года. В память об этом торжественном событии новый правитель Руси велел заложить в главном городе государства храм Мартина Исповедника. Старая церковь простояла 300 лет, и была за ветхостью разобрана.

Каменный храм начали возводить в 1791 году на деньги прихожанина и богатого чаеторговца Василия Яковлевича Жигарева. Строительство приурочили к приезду в Россию императора Священной Римской империи Иосифа II, а проект здания разработал талантливый зодчий и мастер классицизма Родион Родионович Казаков.

Необычная церковь была закончена в 1806 году и освящена митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Благодаря выгодному расположению на холме, она стала архитектурной доминантой Таганки и Заяузья.

Любопытная история произошла с храмом в 1812 году, когда в Москве стояли войска Наполеона. Маршал Мюрат был настолько поражен красотой церкви, что выставил перед входом в нее вооруженный караул с офицером. Охрана защищала храм от мародеров, а при отступлении французов мюратовские солдаты сдались в плен русской армии.

Как и другие здания в Москве, храм сильно пострадал во время большого пожара. Когда французы оставили город, в церкви Папы Мартина провели благодарственное богослужение в честь избавления Москвы от неприятеля. Обгоревшие фасады пришлось восстанавливать более 10 лет.

На протяжении всего XIX столетия при храме существовали общество помощи бедным, церковно-приходская школа, богадельня и народное училище. Церковь была холодной. В ней не топили, поэтому богослужения шли только в теплое время года. В 1904 году церковный староста, состоятельный купец Сергей Андреевич Александров пожертвовал деньги, на которые была обновлена живопись на стенах и устроены калориферные печи.

После революции старинный храм разделил судьбу многих святынь Москвы. Когда в стране проводили кампанию по изъятию церковных ценностей, из ризницы вывезли более 14 пудов серебра. Вооруженные отряды забрали богослужебную утварь и оклады древних икон. Все внутреннее убранство храма, включая алтарь и придельные иконостасы, было полностью уничтожено.

В 1931 году церковь закрыли для богослужений. Опустевшее здание заняла киностудия документального кино. Потом в бывший храм вселилась Книжная палата, которая использовала помещения для книжных фондов. Долгое время территория вокруг была обнесена глухим высоким забором. Сквозь щели виднелся обветшавший фасад и большая надпись на фронтоне с названием храма.

В 1980-е годы здание занимал вычислительный центр одного из научно-исследовательских институтов. Когда в стране начались перемены, количество верующих выросло. Единственный действующий храм на Таганке – Успения Богоматери в Гончарах не справлялся с потоком прихожан. Было принято решение вернуть Церкви храм Папы Мартина. В 1991 году сюда перенесли чудотворный образ Божией Матери Грузинская.

Через пять лет реставраторы и волонтеры разобрали шесть перегородок из железобетона, которые были построены в годы советской власти. Постепенно были восстановлены настенные росписи, перестелены полы, заменены оконные переплеты, отопление и кровля. В храм вернулся иконостас, который несколько десятилетий хранился в стенах Донского монастыря. Наконец, в 1998 году прошло торжественное освящение старинной церкви.

Наполеоновское нашествие

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма — такой европейский — спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.

Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет — до 1823 года — продолжалась реставрация церкви, а особенно — пострадавшей облицовки храма.

Архитектура

Церковь в городской среде конца XIX века

Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Знаток московской архитектуры Марина Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве»..

Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 м. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 м.

Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.

Что есть что в церкви

Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды. Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника РПЦ родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет она была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. И вот в 1990 году храм Мартина Исповедника освятили. Тогда же из Музея Архитектуры вернули оригинальный иконостас.

Сейчас в храме святителя Мартина хранятся мощи и рубашка святой Матроны, как и в Покровском монастыре.

Страны

Абхазия * Австралия * Австрия * Азербайджан * Албания * Алжир * Ангола * Андорра * Аргентина * Армения * Афганистан * Багамские острова * Бахрейн * Беларусь * Белиз * Бельгия * Бенин * Болгария * Боливия * Босния и Герцеговина * Бразилия * Ватикан * Великобритания * Венесуэла * Венгрия * Вьетнам * Гана * Гватемала * Германия * Греция

* Грузия * Дания * Египет * Зимбабве *Израиль * Индия * Индонезия * Иордания * Ирак * Иран * Ирландия * Исландия * Испания *Италия * Казахстан * Камбоджа * Камерун * Канада * Кения * Кипр * Киргизия * Китай * Колумбия * Конго * Косово * Коста-Рика * Куба * Латвия * Ливан * Литва * Лихтенштейн * Люксембург * Маврикий * Мадагаскар * Македония * Мальта * Марокко * Мексика * Молдавия (Молдова) * Монако * Монголия * Нигерия * Нидерланды * Новая Зеландия * Норвегия * ОАЭ * Пакистан * Палестина * Папуа — Новая Гвинея * Парагвай * Перу * Польша * Португалия *Россия * Румыния Сан-Марино * Северная Корея * Северный Кипр * Сербия * Сирия * Словакия * Словения * США * Таджикистан * Таиланд * Танзания * Тунис * Туркмения * Турция * Уганда * Узбекистан *Украина * Уругвай * Филиппины * Финляндия * Франция * Хорватия * Черногория * Чехия * Чили * Швейцария * Швеция * Эквадор * Эстония * Эфиопия * ЮАР * Южная Корея * Япония

Храм Мартина Исповедника на Таганской

Храм Мартина Исповедника находится в 10 минутах ходьбы от станций метро «Таганская» и «Марксистская», недалеко от Садового кольца.

Его архитектурой принято восхищаться. И с точки зрения именно архитектуры — это безусловный шедевр. Настоящий классицизм. Собор и сейчас смотрится роскошно, а представляете, как он возвышался когда-то «тогда» — когда не было ни машин, ни высоких построек?

Это один из немногих храмов, который освящен в честь святого Западной Церкви. Святитель Мартин Исповедник был римским папой (еще до раскола Церкви на православие и католичество). Его помнят, как принципиального борца с ересями за чистоту веры. За это он и пострадал.

Храм возвёл в конце XVIII века архитектор Родион Казаков. Церковь Мартина Исповедника, как и почти любая в Москве (да и на Руси), строилась на деньги меценатов — в данном случае купца Василия Жигарева, который позже стал главой Москвы. Росписывал храм итальянский художник Антонио Клаудо.

По стилю архитектуры, храм Мартина Исповедника, скорее, напоминает питерский. Та же тяга к колоннам и «латинским» мотивам. Хотя, дело не в колоннах, а в общем ощущении масштабности. Этот храм построен в веяниях своего конкретного времени, но не в русских традициях. Это неплохо, конечно же — просто вопрос вкуса и отношения к традициям.

В советское время храм Мартина Исповедника был закрыт. В нем размещались и архив студии документального кино, и — в 80-х — вычислительный центр НИИ.

Храм Мартина Исповедника был возвращен Церкви в 1996 году. Вот так он выглядел за пару лет до этого:

Внутри храма Мартина Исповедника на Таганке в Москве

Внутри храма Мартина Исповедника все говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений.

Особое внимание привлекает купол храма — это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льется в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде

Росписью храма занимался итальянский живописец Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII — начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах, построенных до XVIII века.

Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Петр. При возвращении храма верующим была открыта фреска «Вход Господень в Иерусалим» работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней.

Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули в храм. Позолоченная алтарная преграда в нем выполнена в форме триумфальной арки. Согласно архивным сведениям, эта триумфальная арка зафиксирована по документам на 1809 год, то есть она была еще до Отечественной войны 1812 года.

Боковые приделы выглядят чуть скромнее главного, их форма более традиционна для православных храмов. С правой, южной, стороны расположена трапезная, которая соединяется с колокольней длинным притвором.

Основной объем храма освящен в честь Вознесения Господня. Южный придел — во имя святителя Мартина, а северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящен придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».

К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но все же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить свое наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации.

Деятельность прихода

Многие годы священники храма занимаются как духовной деятельностью (при храме имеется воскресная школа), так и социальной (при участии прихожан и волонтеров организуются мероприятия для детей сирот).

Святыни и престольные праздники

К основным святыням храма относят:

  • список с Грузинской иконы Божией матери, творящий чудеса;
  • святые мощи Мартина Исповедника, святителя Тихона, преподобного Никодима и многих других известных православных святых;
  • частица святых мощей и погребальная рубашка матушки Матроны Московской.


Киот с чудотворной Грузинской иконой Пресвятой Богородицы

Один из главных престольных праздников храма связан с почитанием Грузинской иконы Богоматери, проходящий ежегодно 4 сентября.

Время работы

Храм Мартина Исповедника на Таганке открыт для прихожан ежедневно с 7.30 утра и до 19.30. Ежедневно проходят службы — в 8 утра и в 17.00 вечером. По выходным — в 10.00 и в 17.00.

Интерьеры и святыни

Интерьер храма производит такое же сильное впечатление, как и само здание. Под тихими сводами горят свечи, и сверкает позолота. Посетители могут увидеть старинный резной иконостас, который в годы гонений на верующих находился в московском Музее архитектуры

. Алтарная преграда имеет оригинальную форму триумфальных ворот и посвящена победе России над французами.

Внутри сохранились оригинальные настенные росписи начала XIX века, которые сделал Антонио Клаудо. Фрески в итальянском стиле отличаются от того, что принято изображать в православных храмах. Под барабаном можно увидеть несвойственные для православия сюжеты – апостола Петра, пророка Моисея и множество фигур вокруг.

Главной святыней храма считается список с чудотворной иконы Богоматери Грузинская. Кроме того, в церкви находятся мощевики с частицами мощей христианских святых и погребальная рубашка, в которой похоронили блаженную Матрону.

«Необычный» храм. Но почему?

Некоторое время назад мы сделали текст, в котором рассказали про три «архитектурных слоя», которые формируют исторический облик Москвы.

Эти три «слоя»:

  • Доходные дома конца XIX-начала XX века — ими «усеяны» множество улочек внутри и возле Садового кольца.
  • Сталинская архитектура, которая определила собой контуры современного города. Колоссальные здания вдоль проспектов, набережных. Высотки и т. д.
  • Дореволюционные церкви.

Возможно, историки архитектуры и специалисты не согласятся, но кажется, что у московских церквей есть какой-то свой собственный «московский» стиль. Чаще всего, они не впечатляют размерами, в очертаниях большинства нет тяги к какому-то эпическому масштабу — хочется, даже сказать, что они вроде как «сельские». И без них московские улицы в центре (и не только) не были бы собой.

Вот, например, храм Воскресения Словущего недалеко от Тверской:

Или храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах:

Или Троицкий храм Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

Или храм Живоначальной Троицы в Хохловском переулке:

Или церковь на Смоленской:

Конечно, не все столичные церкви такие. Во-первых, в Москве есть самый высокий в мире православный храм — Храм Христа Спасителя. Кстати говоря, когда он был построен, очень многие считали, что таких размеров собор не совсем уместен в Москве — Москва «другая».

см. также: самые большие православные храмы в мире

см также: храм Христа Спасителя— история и факты

Во-вторых — храмы, которые возводятся на улицах Москвы сейчас — многие из них тоже очень большие.

Но и из старых — «приходских» — построек можно встретить церкви, которые вроде как и не из Москвы. Такие они и по архитектуре необычные, и по размерам. Например, вот этот храм Мартина Исповедника на Таганской:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector