Храм святителя николая в толмачах

Храм святителя Николая в Толмачах

Это случается всего один раз в год для того, чтобы прихожане храма и паломники во время праздничных богослужений могли поклониться почитаемому образу.

Храм святителя Николая в Толмачах

Храм открыт с 09.00 до 20.00.

Расписание богослужений в храме святителя Николая в Толмачах:

4 июня в Духов день престольный праздник храма начало Литургии в 9.00,.  В 15.00 накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери — акафист с водосвятием. В 17.00  Всенощное бдение.

5 июня Праздник Владимирской иконы Божией матери. Литургия в 09.00

Доступ к иконе продлится до 16.00 5 июня.

Храм с 1 по 5 июня будет открыт с 9.00 до 20.00

Храм святителя Николая в Толмачах находится при Третьяковской галерее, и имеет статус храма-музея. В нем созданы все условия для хранения уникальных икон. На постоянной основе в храме находится почитаемая Владимирская икона Божией Матери.

Однако, поклониться «Троице», приложиться к ней, помолиться перед ней удается в храме только раз в год.

По словам главного хранителя Третьяковской галереи Татьяны Городковой это событие сложно переоценить.

Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи: «Это всегда очень волнующее событие, поскольку «Троица» — икона древняя, очень хрупкая, состояние ее сохранности таково,  что оно требует постоянного и очень внимательного, вдумчивого контроля со стороны и хранителей Третьяковской галереи и, конечно, реставраторов.

Икона Андрея Рублева по летописи была написана для Троице-Сергиевой Лавры, которая является духовным центром русской жизни. Соответственно самая главная икона Лавры очень дорога для каждого верующего русского человека. С другой стороны этот образ имеет и необъятную духовную глубину.

Протоирей Андрей Румянцев, клирик храма св. Николая в Толмачах: В иконе Святой Троицы мы видим полноту христианского представления о Боге, о мире и о месте человека в этом мире».

Говоря об этом мире и о значении в нем рублевской «Троицы», Татьяна Городкова заметила, что этот образ давно стал значимым уже не только для русских людей.

Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи:  

«Я могу, как хранитель, сказать, что «Троица» преподобного Андрея Рублева, конечно, давно уже переросла пределы отношения к ней как к иконе. Потому, что она является не только признанным величайшим достижением древнерусской живописи, но является неотъемлемой частью как нашей культуры, так и мировой культуры в целом».

Фото Михаила Моисеева:

Расписание богослужений

Вход в храм осуществляется через дверь в главном здании Третьяковской галереи, расположенную чуть левее колокольни. Перед тем как подняться наверх, необходимо оставить верхнюю одежду в гардеробе.

Для посетителей Государственной галереи храм Николы в Толмачах открыт в любой день, кроме понедельника, с 12-00 до 16-00. Пройти внутрь можно через главный въезд в Третьяковскую галерею, который хорошо заметен, и потому его нельзя спутать ни с каким другим.

В выходные дни, а также во время Великих праздников, Божественная литургия начинается в 9-00, а перед Всенощным бдением – в 17-00.

По пятницам в 17-00 читается акафист Владимирской иконе Богородицы (но не во время Великого поста).

В дни икон Богородицы в 8-00 проводится утреня, а после нее – Божественная литургия.

Также при храме работает церковная библиотека. Расписание работы библиотеки:

  • суббота — с 15-30 до 17-00
  • воскресенье — после окончания Божественной литургии и до 14-00.

1993 г.

Февраль. Е.М. Махалов выполнил проект мраморной купели в подклеть храма. В качестве основной идеи был заимствован образ херсонесской купели, с места крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Апрель. Для восстановления центрального иконостаса подобраны и отданы на реставрацию иконы из запасников Третьяковской галереи. Реставрацию проводили сотрудники галереи.

Июль. Сергеем Ильичем Четверухиным, сыном отца Илии, издана книга «Толмачи».

Октябрь. Отдано на реставрацию сохранившееся паникадило трапезной храма.

Паникадило трапезной

Закончен третий ярус колокольни.

Колокольня в октябре 1993г.

22 ноября. По предложению Московской Патриархии и правительства Москвы вышло распоряжение Президента России «Об использовании в богослужебных целях Владимирской иконы Богоматери». В соответствии с распоряжением икона оставалась в коллекции Государственной Третьяковской галереи, но было сформулировано требование для обеспечения сохранности иконы при ее перемещениях на богослужения о создании специального переносного киота с соответствующими климатическими условиями.

Ноябрь. Закончен проект центрального иконостаса. Несмотря на то, что сохранился первоначальный проект иконостаса, выполненный Ф.Шестаковым, его необходимо было переделать под новый формат икон. От первоначального иконостаса сохранилось лишь несколько икон местного яруса, поэтому необходимо было подобрать иконы, которые по стилю письма подошли к сохранившимся иконам. Эта задача была решена научным сотрудником ГТГ Г. В. Сидоренко. В собрании галереи находился иконостас, принятый из разрушенного Космодемьянского храма на Большой Полянке, выполненный той же артелью мастеров, что центральный иконостас Никольского храма. Отличие было лишь в том, что в историческом иконостасе помещалось на четыре иконы больше в каждом ярусе. Для этих целей и пришлось создавать новый проект иконостаса.

Калька с рисунком иконостаса из фототеки музея архитектуры

Старый иконостас

Современный иконостас

Декабрь. Из состава приходской общины создан приходской совет: настоятель храма, староста и казначей. Члены общины и первые прихожане, подготовили часть храма для совершения первых богослужений: установлен престол и деревянная солея. На месте, где впоследствии должен быть возведен иконостас, повесили фотокопии икон, а перед ними лампады.

18 декабря. С утра отец Николай малым чином освятил престол центрального алтаря (сошествия Святого Духа на апостолов), четверик и колокола. Были установлены аналой и подсвечники. Привели в порядок вход через южные двери четверика. Снаружи, на временный дощатый забор наклеили указатели входа в храм и расписание богослужений. В 13 часов 45 минут колокольным звоном после 64-летнего перерыва началось первое всенощное бдение в честь престольного праздника Святителя Николая Чудотворца.

<<Назад       Вперед>>

Большую роль в жизни Никольского храма оказала семья Третьяковых

В 1851 году в Лаврушинский переулок приезжает семья Третьяковых. А в начале 60-х годов в усадьбу Демидовых приезжает графиня Мария Федоровна Сологуб. Именно благодаря приехавшим сюда людям, храм Николая получал необходимую помощь и поддержку.

Семья Третьяковых. Фото: hramvtolmachah.ru

На средства Третьякова была отстроена центральная часть алтаря. Также был выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас. Стоит отметить то, что композиция многих росписей сохранилась даже до наших дней.

В храм в Толмачах стали приходить многие известные люди. Сам Третьяков посещал праздничные литургии, и очень огорчался, если кто-то из сотрудников частных галерей отсутствовал на божественной литургии.

Также стоит отметить и то, что немалые усилия приложила и Мария Федоровна Сологуб, которая купила усадьбу Демидовых начале 60-х годов.

В это время к ней приезжает множество родных и близких, которые также способствовали развитию христианской философии, которая была основана на глубокой укорененности в преданиях церкви.

Журнал Душеполезное чтение, который организовали духовники из Никольского храма в Толмачах. Фото: hramvtolmachah.ru

В 1860 году настоятель храма отец Василий вместе со священником Алексеем и Василием Лебедевым основали журнал душеполезное чтение. В этом же занятии помогал и диакон Федор Соловьев, который в будущем стал известным старцем.

Так как он рано овдовел, он направлял все свои духовные силы на развитие христианского просвещения. В 1770 году он даже издал свою книгу, где рассказывает историю храма.

История

Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

В 1697 году был возведён каменный храм, его автор — «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящён в честь Сошествия Святого Духа, а Никольский перенесён в трапезную.

С 1697 по 1770 год церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

В 1770 году в трапезной сооружён Покровский придел на средства вдовы купца первой гильдии И. М. Демидова.

В 1834 году перестроена трапезная по проекту архитектора Фёдора Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию митрополита Филарета» и возведена новая колокольня.

Храм в 1883 году. Фотография из альбома Николая Найдёнова

В 1856 году был обновлён четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Третьяковой с сыновьями.

После 1894 году в храм поступила библиотека древних рукописей восточных подвижников, собранная Феофаном Затворником и купленная после его смерти у наследников московским купцом Лосевым.
В 1889 году в храм назначен священником Димитрий Косицын.
В 1902 году настоятелем храма стал Михаил Фивейский.

В июне 1919 года прихожане избрали настоятелем храма Илью Четверухина. В 1929 году храм закрыт.

В 1993 году храм был передан Русской православной церкви. По словам протоиерея Николая Соколова, «здание принадлежало музею, в нём находились различные службы Третьяковской галереи. Когда построили новый депозитарий, то отсюда выехали все. Три года храм стоял бесхозным. Не надо объяснять, что в девяностые годы значило „открыты окна и двери“. Всё, что можно: кирпичи, мрамор, пол, — всё было снято и вынесено».

8 сентября 1996 года главный престол храма освящён патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году завершена реконструкция, заново возведена колокольня и восстановлено пятиглавие четверика, воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

Синодик храма

Павел Третьяков — прихожанин храма, основатель картинной галереи.

Русской православной церковью в XXI веке были канонизированы:

  • преподобный Алексий Зосимовский (1846—1928) — Фёдор Соловьёв, прослуживший в храме диаконом 28 лет;
  • мученик Николай Рейн (1892—1937) — прихожанин храма;
  • священномученик Илья Четверухин (1886—1932) — последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах: что рядом?

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Третьяковская галерея ~ 0,1 км. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке ~ 0,3 км

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке ~ 0,3 км

Церковь Воскресения Христова в Кадашах ~ 0,3 км

Памятник Анне Ахматовой ~ 0,4 км

Улица Большая Ордынка ~ 0,4 км

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах ~ 0,4 км

Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах ~ 0,4 км

Лужков мост ~ 0,4 км

Просветительские курсы «Основы Православия»

Занятия проходят с октября по май по адресу: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1, в «Культурном центре в Толмачах» Государственной Третьяковской Галереи.

Двухгодичный курс лекций адресован желающим получить базовые знания по таким предметам, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, История Церкви, Догматическое богословие, Литургика, Церковно-славянский язык.

Занятия длятся 1,5-2 часа и состоят из двух частей. Первая часть — лекция по изучаемой теме. Вторая часть строится в форме беседы и ответов преподавателя на вопросы, интересующие слушателей, в том числе, не связанные с темой лекции.

Занятия бесплатные.

На лекции приглашаются все желающие. Начать обучение возможно с любого занятия.

В первый год читаются лекции по Догматике, Ветхому Завету и Литургике. Во второй год – по Новому Завету, Литургике, Истории Церкви, Церковно-славянскому языку.

Преподаватели:

1. Куприянов Федор Алексеевич, доцент Сретенской духовной семинарии.

2. Николаева Анна Владимировна, богослов, преподаватель с многолетним стажем.

Программа двухгодичного курса лекций «Основы Православия» 

Вводная часть

Бог и Его свойства.

Символ веры.

Догматы и богословские мнения.

Божественное откровение. Священное Предание и Священное Писание. Библия.

Священное Писание Ветхого Завета

Сотворение мира.

Грехопадение.

Жизнь первых людей. Патриархи.

Моисей и исход из Египта.

Ветхозаветный закон.

Завоевание земли обетованной.

Судьи.

Цари: Саул, Давид и Соломон.

История Иудейского и Израильского Царств.

Пророки. Мессианские пророчества.

Маккавеи. Всеобщее ожидание Христа.

Священное Писание Нового Завета

Взаимосвязь четырех Евангелий. Евангелисты.

Рождество Христово. Бегство в Египет и детство Спасителя.

Крещение и искушение в пустыне.

Ученики Иисуса Христа.

Нагорная проповедь.

Чудеса Христовы.

Притчи.

Преображение.

Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.

Воскресение Спасителя, явления ученикам, Вознесение.

Сошествие Святого Духа.

История апостольской проповеди.

История Христианской Церкви

История Вселенской Церкви до 1054 года. Вселенские соборы.

История Русской Православной Церкви.

История Римо-католической Церкви.

История Протестантизма и современных тоталитарных сект.

Литургика

Храм и его устройство.

Таинства и обряды. Посты.

Священнослужители и церковнослужители.

Священные облачения.

Книги, используемые за богослужением.

Богослужебные круги (годовой, седмичный, дневной).

Всенощное бдение (Вечерня и Утреня).

Литургия. Часы.

Основы церковно-славянского языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector