Здание главного штаба

Учебные заведения, готовящие офицеров штаба

Сегодня в России существует несколько высших учебных заведений, которые отвечают за подготовку будущих офицеров Генерального штаба. Основным из них остаётся московская Военная академия Генерального Штаба ВС РФ, которая располагается на проспекте Вернадского. Это учебное заведение с богатой историей, среди выпускников которого есть много знаменитых военачальников — генерал армии П. Грачёв, маршал В. Куликов, космонавт Г. Титов, генерал-полковник Б. Громов. В составе академии находится 3 факультета и 12 кафедр, которые обучают искусству командования и военной стратегии. Отличительной чертой этой академии является богатая библиотека, состоящая из редких и антикварных изданий отечественной и зарубежной военной литературы.

Военная академия Генерального штаба ВС РФ в Москве

Прочие военные учебные заведения занимаются обучением будущих офицеров-специалистов различных центров, отделов и служб Генерального штаба ВС России. Выпускники Санкт-петербургской Военной Академии связи продолжают службу в рядах управления связи Генштаба. В Костроме находится Военная академия РХБЗ, являющаяся также крупным научно-исследовательским центром. В Краснодаре существует Высшее военное училище, которое находится в подчинении Восьмого отдела Генерального штаба. Выпускники будут заниматься защитой государственной тайны в рядах армии.

В Тюмени находится Высшее военно-инженерное училище. Чтобы попасть в отдел радиоэлектронной борьбы или службу связи, необходимо поступать в Военно-инженерное училище радиоэлектроники в Череповце или в кадетское училище IT-технологий при Академии связи в Санкт-Петербурге. С полным списком образовательных организаций Генерального штаба можно ознакомиться здесь: http://vagsh.mil.ru/edumap.

Генеральный штаб ВС РФ является центральным органом командования армией. В его составе функционируют современные управления и службы, готовые бороться с угрозой иностранного вмешательства или вторжения, а потому служба в Генштабе остаётся популярной и востребованной среди выпускников офицерских училищ и высших учебных заведений.


Автор статьи:

Никифоров Владислав

Примечания

  1. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: КГИОП-Стройиздат, 1972. — С. 65
  2. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 73
  3. ЦГИА, ф. 468. Оп. 35, д. 101
  4. Чернега А.В.  (недоступная ссылка). Прогулки по Санкт-Петербургу. walkspb.ru. Дата обращения: 7 марта 2018.
  5. Весь Петроград, 1922. Список переименованных улиц. — стлб. 747—748.
  6.  (недоступная ссылка)
  7. Гликин А. А. Классический Петербург и творчество Карло Росси в контексте современного традиционализма: Дисс… канд. филос. наук. — СПб., 2010. — С.70
  8. Тарановская М. З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник. — Л.: Стройиздат, 1980. — С. 74
  9. ЦГИА, фонд 468. Оп. 34, д. 98
  10. .
  11. .

Расписание работы

Музей открыт для посещения ежедневно с 10.30 до 21.00 по средам и пятницам (приобрести билеты в кассах можно до 20.00), в остальные дни до 18.00 (кассы до 17.00). Музей закрыт по понедельникам, 1 января и 9 мая. Об изменениях в режиме работы музея сообщается администрацией на официальном сайте Генерального штаба Эрмитажа.

Главный штаб Эрмитажа

С 1 мая по 30 сентября 2018 года для посетителей с билетами, купленными в терминалах Большого Зимнего дворца, вход через Салтыковский подъезд. Так же, для посетителей с интернет-билетами и подарочными картами, членов творческих союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ, членов ICOM организован отдельный вход в главный музейный комплекс, осуществляющийся черед Шуваловский проезд.

Важно! Билеты приобретаются в кассах музея и действительны только в день посещения

  • 700 рублей— входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты, а именно Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода;
  • 400 рублей -входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты, а именно Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • 300 рублей— входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа, а именно, либо: Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»;
  • Бесплатно проходят дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

Важно! Цены актуальны на сентябрь 2018 год и предоставлены официальным сайтом Генштаба Эрмитажа. В музее предусмотрен день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей — первый четверг каждого месяца и 7 декабря

В музее предусмотрен день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей — первый четверг каждого месяца и 7 декабря.

Примечания

  1. ↑ Генеральный штаб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Генеральный штаб Российской армии: история и современность. — М. Академический Проект, 2006. — 480 с. — С. 20—26.
  3. Военная энциклопедия «Российские военачальники», издание И. Д. Сытина, репринтное издание СПб, 1996 г., том I,С.22

  4. s:Письмо Ивана Ивановича Германа Павлу I
  5. Илл. 25. Генеральный Штаб. Генерал в походной форме, Штаб-Офицер в обыкновенной форме и Обер-Офицер в парадной форме. прик. по воен. вед. 1882 г. № 31 и 64. // Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: в 3 т.: в 21 вып.: 187 рис. / Сост. в Техн. ком. Гл. интендантского упр. — СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, 1881–1900.

Что ждёт посетителей в Главном штабе Эрмитажа?

Обращает на себя внимание и интерьер самого здания. Дизайнерские решения современны и необычны, планировка будет комфортна для всех категорий посетителей

Музей оснащён всем необходимым, оборудован лифтами и подъёмными устройствами.

К экспозициям из вестибюля ведёт просторная, светлая парадная лестница с дорожкой цвета изумруда. Внутри музея создаётся ощущение прогулки по дворам, куда выходят окна разных домов. Этакий городской квартал внутри здания. Большие и светлые экспозиционные залы соединены стеклянными мостиками. Стеклянные вставки на полу встречаются часто, что придаёт ещё больший интерес прогулке по музею и изучению его коллекций.

На первом этаже находится зона отдыха, здесь расположены кафе. Здесь же можно посмотреть VR фильм об истории Эрмитажа. Роль экскурсовода по эпохам исполнил Константин Хабенский. Современные технологии создают полный эффект присутствия и глубокого погружения. Просмотр фильма оплачивается отдельно от входного билета в музей.

Кроме того, на первом этаже расположен лекторий, где проводятся различные культурные мероприятия, читаются лекции. Здесь же находится книжный магазин с различными книгами, посвящёнными искусству живописи. Лекторий – это образовательная площадка, настоящая находка для тех, кто интересуется искусством, желает расширять свои знания, познавать неизведанное.

На верхних этажах Главного штаба располагаются постоянные выставки. Так, на втором этаже находятся следующие экспозиции:

  • Искусство эпохи модерна.
  • Выставка, освещающая историю работы Министерства финансов России, некогда находившегося в этом здании.

На третьем этаже можно полюбоваться такими экспозициями:

Залы памяти Карла Фаберже, где, помимо прочего, представлены миниатюры Императорских регалий. Творения Фаберже были особенно отмечены на всемирной выставке в Париже, где мастеру были оказаны различные почести, в том числе ему был присвоен орден Почётного легиона.
Выставка «Под знаком орла

Искусство ампира», название которой показывает важное значение этой хищной птицы как символа власти, закона, верховенства, в эпоху ампира.
Западноевропейское искусство XIX века.
Выставка «Музей гвардии. XVIII век», где находится макет памятника А.В

Суворову, оригинал которого петербуржцы и гости города встречают на Суворовской площади, что возле Марсова поля.
Выставка, рассказывающая о работе Министерства иностранных дел Российской империи.

На четвёртом этаже представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов. Здесь гостей ждут шедевры таких мастеров живописи, как Клод Моне, Сислей, Писсарро, Эдгар Дега, Гоген, Ренуар. Здесь же можно увидеть картины Ван Гога, которые пользуются особенной популярностью и собирают огромное количество посетителей. Кроме того, сюда, в Главный штаб, переехали полотна Анри Матисса и Пабло Пикассо.

Подробнее о постоянных и временных выставках можно узнать на сайте Эрмитажа, где представлена подробная информация о коллекциях музея и его событиях.

Несомненно, Главный штаб Эрмитажа — обязательный для посещения экспозиционный комплекс. Это современный музей, собравший шедевры известнейших мастеров искусства, которые, действительно, стоит увидеть.

Арка Главного штаба[ | код]

Арка Главного штаба представляет собой не просто проездную, а триумфальную арку — монумент, посвящённый победе России в Отечественной войне 1812 года. Композиция из двух арок восходит к древнегреческим дипилонским (двойным) воротам — фортификационному сооружению, своеобразной ловушке: если враг брал приступом первые ворота, то оказывался в западне — узком коридоре между первыми и вторыми воротами. Римляне строили тетрапилоны — сооружения на перекрестках дорог, имеющие арочные проезды на четыре стороны. В Риме, на Бычьем Форуме, сохранилась четырёхпролетная арка Януса, посвященная «божеству входов и выходов», покровителю путников и дорог (IV в.). Именно такая арка изображена на одной из декораций Дж. Валериани к постановке оперы «Селевк» (1744), которая, в свою очередь, послужила мотивом для картины А. И. Бельского «Архитектурный вид» (1789). Картину мог видеть К. И. Росси, который, безусловно, хорошо знал античную архитектуру. Таким образом, арка Главного штаба является результатом свободной интерпретации конкретного типологического мотива античной архитектуры .

Главной темой всего ансамбля стал триумф России в Отечественной войне. Эту тему Росси раскрыл с помощью скульптурного убранства — скульпторов русского классицизма С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского, работавших по рисункам Росси.

В первом проекте 1819—1820 годов Росси предложил строгое, лаконичное решение, соответствующее эстетике раннего александровского классицизма: щит с гербом Российской империи, две женские фигуры щитодержателей и знамёна на аттике арки. Новый император Николай I (с 1825 года) пожелал видеть нечто более пышное и торжественное. Следующий проект был утвержден 18 марта 1827 года. Статичную геральдическую композицию заменила скульптурная группа: колесница богини Виктория, держащая в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Другие статуи: молодого и старого воинов, расположенные ниже, вначале предусматривавшиеся в нишах, Росси вывел из плоскости стены и установил на постаментах. В результате композиция обрела бóльшую скульптурность, что способствует ее лучшей зрительной связи с декором растреллиевского здания Зимнего дворца.

Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. Помимо естественного для искусства классицизма и ампира обращения к композиции древнеримской триумфальной арки Росси использовал рисунки из коллекции Ш.-Л. Клериссо, сделанные непосредственно в Риме. Коллекцию ранее, в 1780 году, приобрела императрица Екатерина II. Росси специально изучал собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже.

В первой половине XIX века все здания, спроектированные и построенные К. И. Росси, были окрашены в серый и белый цвета. Колесница Виктории была позолочена. Ныне существующая жёлто-белая окраска следует канону, введённому императором Александром II, утвердившему «гербовые цвета» для всех эмблем и флагов: чёрный, жёлтый и белый: как на императорском штандарте: чёрный орел на желтом фоне. В указе 1865 г. эти цвета названы «государственными» .

Наиболее выразительна композиция, созданная Росси, со стороны Дворцовой площади. С высоты 36 м, на вершине арки парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Вся композиция выражает идею воинской славы. Триумфальная арка главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Это событие было приурочено к возвращению в столицу гвардии, воевавшей на южных рубежах России с Османской империей.

Исторические изображения

Проект здания Главного штаба. . Первый вариант. Вид с Большой Морской улицы. Литография К. Беггрова

Проект здания Главного штаба. . Первый вариант. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова

В 1917 году

Строительство купола над библиотекой Главного штаба. 1902—1905

Подчеркнутая строгость и лаконичность

Нижний ярус здания облицован как рустованный цоколь. На двух первых этажах стены гладкие. Третий этаж – парадный: его окна обрамляют неброские сандрики и наличники. Три портика коринфского ордера как бы прерывают собой кажущийся бесконечным фасад здания. Оба корпуса соединены торжественной аркой, композиция которой впоследствии была дополнена Александровской колонной. Они вместе образуют дугу, общая протяженность которой 580 метров. Здание Главного штаба возводилось десять лет, то есть по 1829 год.

Со стороны проспекта к нему пристроили флигель, где размещалась одно из старейших научных объединений страны – Императорское Вольное экономическое общество. Флигель заменил собой старое здание на углу Невского, существовавшие до 1840-х годов. Для его фасада архитектор Иван Денисович Черник нашел решение, гармонировавшее с общим стилем здания Главного штаба. Такой подход был типичен для того времени – времени расцвета классицизма – когда архитекторы создавали не обособленные друг от друга здания и сооружения, а целые ансамбли. Архитектурный облик генштаба воплотил в себе глубокое патриотическое начало. Повод для этого был более чем значимый: победа в Отечественной войне 1812 года.

В особенности темой эпохальной победы над Наполеоном пронизано оформление арки. Связав ею два крыла апартаментов Генерального штаба, Росси применил тот же самый прием, что использовался при возведении триумфальной арки Адмиралтейства. Над последней работали скульпторы Семен Пименов и Василий Демут-Малиновский. Росси пригласил их поработать и над обликом арки здания штаба. 24 октября 1828 года грандиозное сооружение было торжественно открыто.

Экспозиция, посвященная Министерству финансов

Выставка была открыта в 1016 году и сегодня располагает тремя отреставрированными залами. В них размещается коллекция редких монет и медалей, бюсты политических деятелей, работы художника Батиста Скотти.

Обратите внимание. Первоначально Главный штаб строился для двух министерств России

В них проводились светские приемы и встречи с иностранными послами. После реставрации кабинеты решили превратить в постоянные экспозиции.

Кроме постоянных коллекций на территории Главного штаба в определенные дни можно посетить временные выставки с работами современных художников. Учтите, что во всех залах разрешено фотографироваться на фоне экспонатов.

Насладиться величием Главного штаба, а также других зданий Эрмитажа можно, заказав экскурсию с гидом по залам музея на портале «Спутник». На выбор представлены входные билеты без очередей, обзорные экскурсии по главным экспозициям, а также прогулки с гидом по залам, посвященным французскому импрессионизму и постимпрессионизму. Заказать билет можно прямо на сайте либо в офисах Санкт-Петербурга.

Если вам интересна история и достопримечательности всей Северной столицы, то рекомендуем перейти в наш раздел с экскурсиями по Петербургу.

После революции и в наши дни

После большевистского переворота в бывшем Главном штабе разместился народный комиссариат иностранных дел Советской России. Позже сюда переместили городское отделение милиции. В 1993 году восточный корпус передали Государственному Эрмитажу, он стал его выставочным комплексом.

В 2001 году на триумфальную колесницу попала петарда: празднование Нового года омрачилось пожаром. В 2013 году в том же восточном крыле была завершена масштабная реконструкция и уже в июне 2014-го монументальное здание открыли для посетителей. Здание Главного штаба включено в перечень объектов культурного наследия РФ.

Экспозиции выставляются сегодня в исторических парадных залах бывшего внешнеполитического ведомства дореволюционной России и личных апартаментах самого долгого его руководителя, предпоследнего канцлера империи графа Карла Васильевича Нессельроде.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, № 6/8.

Зимний дворец

  Александровская колонна – монументальный памятник на Дворцовой площади

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Экскурсионная информация

Экскурсионные билеты предоставляются в день посещения музея в кассах.

В Главном штабе Эрмитажа предоставляются следующие виды экскурсий:

  • экскурсии для индивидуальных посетителей по установленному графику экскурсий;
  • экскурсии для групп до 7 человек на русском или иностранном языках вне существующего графика экскурсий;
  • экскурсии для групп до 25 человек по предварительным заявкам тематические и авторские экскурсии

На заметку! Экскурсионное бюро Эрмитажа ответственно за представления и заказ обзорных и тематических посещений на различных языках. Посещения проводятся под руководством опытных сотрудников Эрмитажа, программа визита составляется Отделом туризма, сотрудник которого будет сопровождать вас в момент посещения.

Музей Главного штаба в Санкт-Петербурге создает все необходимые условия для беспроблемного посещения людей с ограниченными возможностями. Для согласования индивидуальных условий посещения нужен официальный запрос.

В музее осуществляется прокат аудио-гидов на различных языках. Так же выпущено официальное приложение «Аудиогид по Эрмитажу», которое регулярно пополняется новыми экскурсиями. В Главном вестибюле можно получить планы каждого этажа музея и информационные брошюры.

Для посетителей организованы зоны отдыха и кафе, книжные киоски и магазин, которые открыты в часы работы музея. В специализированных художественных магазинах в музее вы можете найти различную литературу об искусстве, множество репродукций известнейших картин, украшения, предметы для декора дома и канцтовары с символикой музея.

Интерьер Главного штаба и экспозиции

Для детей и взрослых предоставляются мультимедийные компьютерные программы по искусству, интерактивные посещения и возможность окунуться в виртуальную реальность и увидеть экспозиции музейного комплекса через специальные очки. Более того, музей регулярно принимает экспозиции посвященные современному искусству. СПб Главный штаб музей — важнейшая площадка для проведения таких выставок.

В эрмитажных залах можно организовать постановочную костюмированную и свадебную съемку для индивидуальных посетителей по предварительному согласованию с администрацией Государственного Эрмитажа. Билет на право проведения фотосъемки для группы не более 5 человек (при наличии входных билетов) стоит 5000 рублей. Обязательно следование инструкции проведения во избежание повреждения интерьеров музея: штативы должны быть оборудованы защитными насадками, исключается применение специального света, в том числе вспышки.

Зимний дворец

Здание Зимнего дворца имеет четыре флигеля и внутренний двор, выходит фасадами на Дворцовую площадь, Адмиралтейство (Дворцовый проезд) и Неву. Главный фасад обращен к площади, по центру его располагается арка парадного проезда. Фасады дворца богато украшены колоннами, скульптурой, лепниной. В Зимнем дворце насчитывается более тысячи комнат и более сотни лестниц. По указу Николая I от 1844 года высота гражданских построек в пределах города не должна была превышать высоту здания дворца. Благодаря этому сегодня, находясь на крыше любого здания в центральных районах можно охватить взглядом весь город.

За время своего существования Зимний дворец много раз менял расцветку фасадов. Изначально это была охристая желтая окраска с белым декором наподобие западноевропейских дворцов. После пожара 1837 года, при котором выгорели все оригинальные интерьеры дворца, фасады были окрашены в светлые тона. С конца XIX века по 1920-е годы здания на Дворцовой площади были окрашены в кирпично-терракотовый цвет, а в годы Великой Отечественной войны дворец был замаскирован с помощью серой краски. Привычный современным гостям и жителям города изумрудный цвет фасадов дворца появился при реставрации уже в послевоенное время. По сути, такая расцветка противоречит изначальным пространственно-архитектурным замыслам.

На сегодняшний день споры о том, какого цвета все же должен быть Зимний дворец, до сих пор не прекращаются.

В 1762 году строительство Зимнего дворца закончилось. Среди ведущих архитекторов был объявлен конкурс на проектирование генерального плана города в целом и будущей площади в частности. Проект-победитель русского архитектора Квасова, по которому была определена общая геометрическая планировка площади, был утвержден в 1765 году.

Watch this video on YouTube

К 1775 году на углу Невского проспекта и Дворцовой площади по проекту архитектора Валлен-Деламота было построено здание Вольного экономического общества, а рядом с Зимним дворцом по проекту Фельтена был возведен павильон Малого Эрмитажа.

В 1779 году был объявлен новый конкурс на застройку площади напротив дворца, по результатам которого лучшим был признан проект Фельтена. В соответствии с ним в 1779-1784 годах по условной дуге в южной части площади были построены дома фаворита Екатерины II генерал-поручика Ланского и петербургского генерал-губернатора Брюса. Позднее, к 1829 году, эти дома вошли после перестройки в ансамбль здания Главного штаба, созданный по проекту архитектора Росси. По его замыслу два крыла были соединены аркой, благодаря чему эта часть площади получила архитектурную завершенность и торжественность.

От квартирмейстеров до Полевого штаба РККА: история русского генштаба

На протяжении столетий роль командования в сражениях неоднократно менялась. В средние века функции штаба выполняли отдельные люди, как правило, крупные военачальники и главнокомандующие. Со временем возникала необходимость в разделении сфер ответственности — и именно это дало начало появлению квартирмейстеров, в чью компетенцию входило не только стратегическое планирование битв, но и вопросы обустройства солдат.

Штабные должности в России длительное время возглавлялись исключительно квартирмейстерами, а сам штаб долго не был оформлен в виде самостоятельного органа и находился в подчинении военного ведомства. Указ Петра I от 1711 года предписывал учредить специальную структуру, которую возглавил князь А. Шаховской. Однако само название «генеральный штаб» появилось позднее, уже во времена Екатерины II. Датой создания русского главного штаба принято считать 1763 год. Императрица существенно расширила сферу компетенции этого органа. Согласно её указам, в мирное время штабу предписывалось проводить оборонные и подготовительные мероприятия в ожидании очередного военного столкновения.

Рисунки униформы штабных офицеров XIX века

Незадолго до начала Первой Мировой войны Генеральный штаб был отделён от военного министерства.  Его возглавил независимый гражданский чиновник. Ситуация изменилась, когда разразилась война. Возникла необходимость вернуть Генштаб под эгиду министерства обороны и поручить вопросы боевого командования и планирования непосредственно военному министру. Примерно в это же время появилась и ставка верховного главнокомандующего. Ее задачей было наблюдение за ходом сражений и разработка стратегии. Тогда же окончательно оформилась первоначальная структура Генерального штаба. Он включал в себя такие службы и отделы, как:

  • генеральное квартирмейстерство;
  • отделы военного снабжения и службы обустройства и быта солдат;
  • мобилизационные комиссии;
  • отделы военного сообщения, связи и топографических наблюдений;
  • комитеты Генштаба;
  • крепостную комиссию.

В таком виде штаб существовал до самого окончания войны и начала революционных событий. С приходом большевиков к власти прежний орган командования был упразднён, а на его месте создан Всероссийский главный штаб. Несколько лет спустя его объединили с Полевым красноармейским штабом, и получившийся в результате слияния орган командования стал основным центром управления Рабоче-Крестьянской Красной армии. Главный штаб был реорганизован в 1924 году и обрёл ряд дополнительных функций и задач. Ещё через десять лет его переименовали в Генеральный штаб Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Историческое здание Генштаба на Дворцовой площади (Санкт-Петербург)

Александровская колонна

В 1834 году по указу императора Николая I и проекту архитектора Монферрана в центральной части площади был воздвигнут памятник, посвященный победе Александра I над Наполеоном в войне 1812 года – Александровская колонна. Иногда ее называют Александрийский столп – по строчке из стихотворения Пушкина «Памятник».

Монумент представляет собой гладко отполированный гранитный ствол из монолитного куска розового гранита высотой более 25 метров и весом более 600 т. За счет разницы в нижнем и верхнем диаметрах и благодаря точным инженерным расчетам колонна держится в вертикальном положении исключительно под собственным весом и не имеет никаких креплений. Фундамент под колонной создан из гранитных блоков, в его центре хранится шкатулка с памятными монетами 1812 года. Пьедестал также был сделан из нескольких кусков гранита, а после установки колонны оформлен барельефами. На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом работы скульптора Орловского.

К 1843 году в восточной части по проекту Брюллова было возведено последнее здание площади – здание штаба Гвардейского корпуса.

В начале XIX века фортификационные сооружения Адмиралтейства были разобраны. Долгое время на территории между Адмиралтейством и Зимним дворцом располагалась Разводная площадь, на которой происходила смена караула. В конце XIX века по проекту Крамского здесь был разбит сквер с фонтаном, который был реконструирован в 2008 году и существует и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector