Медный всадник

Этьен Морис Фальконе

Французский скульптор Морис Фальконе родился и умер в Париже. Он прожил 75 лет, став знаменитым в России как архитектор «Медного всадника». Дядя скульптора был мраморщиком, что стало основной причиной при выборе будущей профессии. В 28 лет Этьен Морис поступает в Парижскую Академию искусств, набравшись опыта предварительно у придворного художника-скульптора.

При дворе работы Фальконе очень ценятся, он становится любимчиком мадам Помпадур (фаворитки Людовика 15), которая заказывает ему множество мраморных статуэток. В 18 веке Париж утопал в европейском классицизме и стиле рококо. Тонкие изящные силуэты прекрасных девушек и ангелов были в большом ходу.

В период с 1750 — 1766 год художник создает много работ из мрамора, которые высоко ценятся в Париже. Сегодня их можно увидеть в самых знаменитых музеях мира. Но по-настоящему стоящим и значимым произведением для мастера стал заказ на монумент Петру Первому в Санкт-Петербурге. По рекомендации своего друга Дени Дидро, Фальконе отправляется в Россию. Ему предстоит самая важная работа в его жизни, которая продлится 14 лет. К сожалению, результат своего творения художник не сможет оценить. Из-за сложных отношений с заказчицей, Екатериной Второй, ему придется покинуть Петербург и не присутствовать на открытии. Однако Императрица вышлет ему памятную монету с изображением великого произведения скульптора.

Автор памятника «Медный всадник» навсегда войдет в историю России. Сегодня это одна из самых известных достопримечательностей Северной столицы.

Мечта Этьена Мориса Фальконе воплотилась в «Медном всаднике», это именно та работа, о которой художник мечтал всю свою жизнь. К сожалению, по возвращению на родину здоровье старого мастера ухудшилось. Петербургский климат никак не сопутствовал улучшению состояния. Во Франции Фальконе разбил паралич, который не позволил скульптору больше творить. По иронии судьбы, «работа жизни» художника стала его последним творением.

История

Идея установки масштабного памятника Петру I принадлежала известному дипломату 18-го века Дмитрию Голицыну и самой императрице Екатерине II. Вдохновил же их на это не кто иной, как французский философ Дидро, с которым императрица состояла в переписке. Для воплощения замысла в 1766 году из Парижа пригласили скульптора Этьена Фальконе, хоть и не имевшего прежде дела с высокими монументами, но прославившегося рядом живых небанальных работ.

Этьен Фальконе известен многими своими работами. Одна из самых популярных называется «Милон Кротонский»

Под мастерскую для создания макета Медного всадника выделили помещения Зимнего дворца, а помощником французскому мастеру стал архитектор Юрий Фельтен, до того уже работавший с другой знаменитостью — Растрелли. Курировал проект руководитель Академии художеств Андрей Бецкий, хотя Фальконе все вопросы предпочитал решать непосредственно с императрицей. В этом и лежал корень будущих проблем — считается, что Бецкий с самого начала почувствовал себя ущемленным из-за того, что автор статуи отказался обсуждать с ним свою работу.

Андрей Бецкий был назначен куратором проекта по созданию памятника, но имел разногласия и конфликты с архитектором

Впрочем, у Бецкого была своя не менее сложная задача: доставить в Санкт-Петербург огромную гранитную глыбу, найденную в селе Конная Лахта примерно в 15 км. от места установки Медного всадника. Ее транспортировка заняла почти год и потребовала строительства специального судна, которое доставило будущий постамент по реке.

Глыба, предназначенная для будущего памятника, называлась «Гром камень» и о его перевозке была написана не одна картина

В 1769 году Фальконе представил Екатерине II гипсовую модель скульптуры. И пусть она мало походила на то, что хотела видеть императрица, мастер все же приступил к отливке. Однако с этим возникла проблема: скульптор не решился сам отливать памятник, а опытные литейщики отказались от столь сложной задачи. Ведь чтобы сохранить равновесие, нужно было сделать переднюю часть монумента предельно тонкой и легкой. В результате Фальконе помогал русский мастер-пушечник Емельян Хайлов, который не только освоил технику литья, но как-то раз даже спас незавершенную статую во время пожара.

Емельян Хайлов продумал как лучше отлить фигуру Петра, и специально обучился этому мастерству для реализации задуманного

К моменту окончания работ отношения Фальконе и директора Академии художеств А. Бецкого окончательно испортились, и в их противостоянии императорский двор принял сторону последнего. Оскорбленный скульптор уехал во Францию, так и не увидев свое творение во всей красе. Установил же монумент российский архитектор Федор Гордеев, который занимался и лепкой змеи под ногами Медного всадника.

Медный всадник в Санкт-Петербурге, 17 век

Торжественное открытие состоялось в августе 1782 года. С тех пор скульптура пережила две реставрации в 1906 и 1976 годах и две мировые войны.

Винтажное фото 1968 года. У Медного всадника всегда достаточно посетителей, среди которых и жители города, и туристы

Интересно: Фальконе трижды пытался вылепить голову Петра I, но каждый слепок не встречал одобрения императрицы. В результате эту часть статуи создала юная ученица мастера — 17-летняя  Мари-Анн Колло. Считается, что в своей работе она руководствовалась посмертной маской Петра.

Секреты конструкции

Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.

Змея

Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Секрет отливки

Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.

Зрачки императора

Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.

Памятник в культуре

Попадая в один из самых красивых городов России и прогуливаясь по центральным и значимым местам, вы никогда не сможете обойти стороной Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

И сегодня он поражает своей красотой и величием. Многие россияне, никогда не посещавшие города на Неве, читали Пушкина, и «Медный всадник» знаком им по одноименному произведению.

Когда бронзовый монумент открыли, Екатерина Вторая приказала сделать памятные монеты. Позже юбилейные монетки с «Медным всадником» появятся и в нумизматике советского периода. В настоящее время мы можем увидеть нашего героя на 5 копейках.

В СПб «Медный всадник» — памятник номер один. Описание скульптуры, посвященной Петру Первому, часто встречается в рассказах и стихотворениях известных писателей и поэтов. Во все времена город неразрывно был связан со своим создателем и самым красивым монументом в его честь.

Не обошла стороной «Медного всадника» и филателия. Знаменитую скульптуру можно увидеть на марках 1904 года.

И, пожалуй, самое красивое воплощение в культуре — это яйцо Фаберже. Выполненный по заказу Николая Второго, этот шедевр было подарен царем своей жене на пасху. Сюрприз его заключается в том, что когда яйцо открывается, механизм поднимает золотую миниатюрную статую «Медного всадника».

Где находится памятник, знают не только горожане, но и гости Петербурга: Сенатская пл., Санкт-Петербург, Россия.

Просмотры: 55

Презентация на тему: Медный всадник

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.

Проект памятника Петру I разработал французский скульптор Э. Фальконе, которого пригласила в Петербург Екатерина Вторая. Этье Этьен Фальконе Екатерина Вторая

Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами . Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу.

Уникальность памятника состоит в том, что он имеет всего три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи)

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю.

История возникновения памятника

Необходимый для постамента гранитный монолит был найден в 13 км от Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень»

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь, где было решено установить памятник.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным рельсам, обитым медью. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей.

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года, где ей было суждено стать пьедесталом. Однако, памятник на ней появился лишь спустя 12 лет.

В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770″.

Фальконе создавал модель скульптуры около трёх лет. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Модель головы Петра Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила его ученица Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.

Несмотря на свое название, «Медный всадник» сделан вовсе не из меди, а из бронзы. В работу пущено было 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Отливка удалась не сразу: в самую решительную минуту расплавленный металл потек из глиняной формы. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской; но русский рабочий, литейщик Хайлов, не растерялся, и с опасностью для жизни стал собирать вытекший металл и снова вливать в форму. Изъян удалось исправить, на что потребовалось два года.

Торжественное открытие монумента состоялось 18 августа 1782 года. Вокруг него собралось 15 тысяч войск. Екатерина восхищалась Петром. Об этом нам говорит надпись на постаменте: «PETRO primo CATHARINA secunda — ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая».

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей . Медный всадник во время блокады ВОВ

В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

История создания памятника

Автором модели скульптуры является Этьен Морис Фальконе — скульптор, специально приглашенный в Россию из Франции. На время работы над моделью ему было отведено жилье вблизи дворца, находилось оно в бывшей конюшне. Его вознаграждение за работу, согласно контракту, исчислялось несколькими сотнями тысяч ливров. Голову статуи слепила его ученица Мари-Анна Колло, приехавшая в Россию вместе со своим учителем. В то время ей было чуть больше двадцати лет (а ее учителю — больше пятидесяти). За свою великолепную работу она была принята в Российскую академию художеств. Ей также была назначена пожизненная пенсия. В целом памятник является плодом работы нескольких скульпторов. Изготовление монумента было начато в конце 60-х годов XVIII века и окончено в 70-е годы.

Когда французский скульптор еще не создал модель конной статуи, в обществе существовали различные мнения относительно того, как именно должен выглядеть памятник. Кто-то считал, что скульптура должна изображать императора стоящим в полный рост; другие желали увидеть его в окружении аллегорических фигур, символизирующих различные добродетели; третьи вообще полагали, что вместо скульптуры должен быть открыт фонтан. Но приглашенный скульптор отверг все эти идеи. Он не хотел изображать никакие аллегорические фигуры, не интересен ему был и традиционный (для того времени) облик государя-победителя. Он считал, что памятник должен быть прост, лаконичен, а воспевать он должен в первую очередь не воинские заслуги императора (хотя скульптор признавал и высоко ценил их), а его деятельность в сфере законотворчества, созидания. Фальконе хотел создать образ государя-благодетеля, в этом он видел свою основную задачу.

Согласно одной из многочисленных легенд, связанных с памятником и историей его создания, автор модели скульптуры даже провел ночь в бывшей опочивальне Петра Великого, где призрак первого российского императора явился ему и задавал вопросы. О чем именно призрак спрашивал скульптора? Этого мы не знаем, но, как гласит предание, ответы показались призраку вполне удовлетворительными.

Существует версия, что бронзовый конь воспроизводит облик одной из любимых лошадей Петра Великого — Лизетты. Эту лошадь император купил у случайно встреченных барышников по баснословной цене. Поступок этот был совершенно спонтанным (очень уж императору понравилась бурая лошадь старинной карабахской породы!). Некоторые историки полагают, что Лизеттой он назвал ее в честь одной из своих фавориток. Лошадь служила хозяину десять лет, слушалась лишь его, а когда умерла, император велел изготовить чучело. Но на самом деле это чучело не имеет никакого отношения к созданию знаменитого монумента. Зарисовки для модели скульптуры Фальконе делал с орловских рысков из императорских конюшен, их имена были Бриллиант и Каприз. Гвардейский офицер садился на одного из этих коней, вскакивал на нем на специальный помост и поднимал коня на дыбы. В этот момент скульптор быстро делал необходимые наброски.

Памятник Петру Первому «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

6 оценило

Медный всадник — это памятник в Санкт-Петербурге, посвященный великому реформатору Петру Первому (Великому).

Памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору. Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции. Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России. Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц. Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Гром-камень под Медным всадником

Гром-камень под Медным всадником

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень». Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры

При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов

Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Памятник Петру 1 был открыт 7 августа 1782 года.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Описание памятника Петру «Медный всадник»

«Медный всадник» расположен в сердце города Санкт-Петербурга — на Сенатской площади. Данная достопримечательность окружена зданиями Синода и Сената, рядом с памятником можно увидеть Амералтейство и Исаакиевский собор. Практически каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото Медного всадника.

Название памятник Петру «Медный всадник» получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле памятник сделан из бронзы.

На постаменте выполнена надписи с одной стороны на русском и с другой стороны на латинском:

Характеристики памятника Петру

Характеристики «Медного всадника» :

  • вес — 8 тонн,
  • высота — более 5,
  • вес гром-камня — около 1500 тонн.
  • Россия
  • Санкт-Петербург

 Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Сенатская площадь

 Как доехать: станция метро Адмиралтейская

О памятнике

Этот памятник — одно из высших достижений европейского искусства XVIII в. Конная скульптура Петра связана с постаментом в форме взметнувшейся волны. Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. Его доставили к берегу Финского залива на бревенчатой платформе по двум специальным желобам, в которые были уложены 30 бронзовых пятидюймовых шаров. Платформа приводилась в движение несколькими воротами. Эта операция продолжалась 5 месяцев; осенью 1770 его доставили по воде на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на 26 сентября 1770. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Памятник создал французский скульптор Этьен Фальконе, специально приехавшим в Россию для работы над ним. Помощниками Фальконе были его ученица Мари-Анн Колло, вылепившая голову Петра I, скульптор Ф.Г. Гордеев, литейщик Е.М. Хайлов. Установка монумента проводилась под наблюдением архитектора Ю.М. Фельтена. Памятник был торжественно открыт 18 августа, 7-го по старому стилю 1782 самой Екатериной II.

Он занимает важное место на приневской площади между протяженными зданиями Адмиралтейства, Сената и Синода по сторонам и Исаакиевским собором сзади. Во время сооружения монумента площадь имела выход на наплавной Исаакиевский мост, связывавший Адмиралтейскую сторону с Васильевским островом, и таким образом движение коня находило продолжение в движении по мосту. Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи

Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента

Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи. Для того, чтобы скульптура приобрела устойчивость, мастера должны были облегчить ее переднюю часть, потому толщина бронзовых стенок передней части намного тоньше задних стенок, что значительно усложнило отливку монумента.

Надпись на постаменте гласит: «Петру I — Екатерина II, лето 1772» с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» (лат.) — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.

[]

// Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998, с. 329-341

Интересные факты и легенды

С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.

  • За монументом императора закрепилась слава своеобразного хранителя Санкт-Петербурга. Считается, что пока фигура находится на своем постаменте, городу не угрожает враг. Это подтвердилось во время Отечественной Войны 1812 года, при вторжении французов, и при блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну. Город не был сдан, несмотря на угрозу захвата. Основой для статуса хранителя города стала легенда, связанная с неким майором Батуриным. Во время нашествия Наполеона на Россию император Александр I, в намерении уберечь скульптуру Петра Великого, распорядился вывезти ее из города. Соответствующий приказ дошел до майора, которому приснился сон. Он поведал его Александру I и тот отменил указание о вывозе скульптуры. Во сне майору привиделась ожившая статуя Петра Великого, которая съехала со своего постамента, двинулась во дворец и обратилась к императору со словами о том, что пока его фигура стоит на своем месте, городу нечего бояться.
  • Сразу после открытия памятника среди некоторых последователей религии – старообрядцев произошла паника. Они увидели в скульптуре прообраз всадника Апокалипсиса, пророчившего пришествие Антихриста, смерти и страдания для всей России.
  • Еще одной распространенной легендой является история о том, что будущего правителя Павла I, сына Екатерины II, посетило видение Петра Великого на площади, где теперь установлен Медный всадник. Призрак Петра обратился к Павлу со словами о том, что тот увидит снова его на этом самом месте. Через полтора месяца после ужина, на котором Павел поведал эту историю, он получил письмо, сообщавшее об открытии монумента.
  • Существует интересное мнение относительно жеста руки Петра. Будто бы он указывает в сторону Швеции — государства, с которым велась давняя война. При этом в столице Швеции установлена статуя императора Карла XII, указывающего в направлении бывшей русской столицы.
  • После того, как Гром-камень извлекли из земли на месте его находки, яма заполнилась водой. Получившийся водоем получил название Петровский пруд. С 2011 года ему присвоили статус Особо охраняемой природной территории.
  • Для того, чтобы огромную гранитную глыбу можно было выгрузить с судна и сдвинуть на берег, корабль пришлось притопить, чтобы он сел на специальные сваи, установленные на дне реки.
  • За все время своего существования памятник подвергали реставрации всего два раза: в 1909 и 1976 годах.

 

Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору. Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции. Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России. Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц. Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»

Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.

Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.

Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.

…Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.

Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения. Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector