Биологический музей тимирязева в москве

Музей сегодня

С годами музей развивался и сейчас в залах музея на площади 900 м² размещена обширная экспозиция, самая крупная в России: «Природа и человек», «Мир животных», «Мир растений», «Физиология и анатомия животных», «Физиология растений», «Эволюционная теория», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение и эволюция человека». Проводятся экскурсии и практические занятия с микроскопами для школьников и студентов по примерно 100 темам. Предметы фондов, сотрудников, идеи и программы Биологического музея можно встретить на Фестивале науки МГУ имени М. В. Ломоносова, «Детской площадке» Московского международного открытого книжного фестиваля, фестивалях и субботниках журнала «Seasons», фестивале малых детских издательств «Книжный фонарь», книжном фестивале nonfiction и др.

Украшением музея стали природно-ландшафтные диорамы «Птичий базар», «Смешанный лес», «Песчаная пустыня» и другие, созданные в 1950-х годах под руководством одного из крупнейших советских художников диорам Е. И. Дешалыта.

В 1997 году была создана «Комната открытий» — первая в России интерактивная экспозиция по биологии. Здесь посетители всех возрастов могут потрогать и взять в руки различные предметы, попробовать на вкус экзотические фрукты, определить по запаху пряности, измерить свой рост и вес, рассмотреть под микроскопом мелкие природные объекты и под руководством научного сотрудника выполнить специально разработанные задания.

В 2008—2016 годах Биологический музей инициировал и организовывал межмузейный проект «Семейное путешествие». На прилегающих к зданиям участках с 2013 года создана открытая ландшафтная экспозиция с альпийскими горками, дендрарием, открытой экспозицицией, где представлены в том числе растения Красной книги г. Москвы.

В течение года по выходным и в каникулы на территории музея проводятся интерактивные занятия, игры-квесты на биологическую тематику, такие как: «Семейный лабиринт», «День воды», «День птиц», «ДиноСафари», «БукашкиFEST», «Ночь в музее», «Ночь искусств», «День бабочки» и др.

Музей сотрудничает со многими научными, творческими и общественными организациями, принимает участие в федеральных биологических и экологических программах.

Проект Б. М. Завадовского «Выход музея на улицу»

Музей на Миусской площади

На несколько лет, пока музей находился в стенах Свердловского университета, сквер Миусской площади стал частью экспозиции музея, был превращён в живой постоянный уголок.

В отчёте музея за 1928—1929 уч. год читаем:

Были организованы зеленые насаждения, демонстрирующие модели и правила организации семипольных и восьмипольных севооборотов, высевали культуры наиболее ценных технических лекарственных и медоносных трав, организовали мичуринский уголок, демонстрировали методику искусственного опыления и прививок у растений.

Несколько лет сквер Миусской площади являлся образцово-показательной базой для совместной работы Биологического музея и педагогов окружающих школ со школьниками-юннатами по организации проблемно-тематических насаждений. Завадовский считал, что подобные уголки природы следует устраивать в рабочих районах, используя зелёные площади скверов и парков, и надеялся, что Миусский сквер станет примером для организации биологических уголков и в Москве, и в других городах, и даже в республиках Союза.

Переезд музея в усадьбу Щукина на Малой Грузинской улице

В конце 1934 года, по ходатайству А. М. Горького, музей получил в распоряжение комплекс зданий на Малой Грузинской улице, дом № 15.

Эти здания в псевдорусском стиле были построены для размещения большой частной коллекции известного московского собирателя и коллекционера Петра Ивановича Щукина.

Пётр Иванович Щукин (1853—1912) — один из четырёх братьев-коллекционеров Щукиных — десятилетиями собирал древнерусские памятники, исследовал влияние восточных культур на русскую культуру. В 1891 году Щукин приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице и пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга для проектирования музейных зданий. Щукин и Фрейденберг изучали образцы русской провинциальной «краснокирпичной» архитектуры в Ярославле и других городах Севера.

В 1893, за 16 месяцев, было завершено первое по очереди здание — в глубине участка, тёмно-красного кирпича, под высокими щипцовыми крышами. В 1896 году коллекция открылась публике; вскоре здание оказалось мало для растущей коллекции. Позднее Щукин нанял Адольфа Эрихсона и В. Н. Башкирова, которые в 1896—1898 годах построили второй, больший по площади корпус, выходящий на красную линию улицы. Оба корпуса были соединены подземной галереей. По проекту Эрихсона в те же годы была построена ограда с парадным входом. В 1905 году архитектор Ф. Н. Кольбе выстроил на том же участке одноэтажный корпус музейного склада в традиционном стиле московских палат XVII века.
В 1905 году Щукин передал коллекцию, землю и здания со всей обстановкой Историческому музею. Он оставался хранителем коллекции, приобретал новые экспонаты, оплачивал все расходы по содержанию музея и лично проводил экскурсии до своей смерти в 1912 году. После этого музей на Малой Грузинской был закрыт, а в 1917 году щукинскую коллекцию вывезли в Исторический музей. C 1918 года в зданиях размещался Музей старой Москвы.
С 1934 года в здании располагается Биологический музей имени К. А. Тимирязева. Позже, вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея. Архитектурному комплексу с 1995 года официально присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.

Наблюдение за опытным ульем

В связи с переездами музея на новое место, а затем и т. н. реконструкцией Москвы, работа на Миусской площади была прервана. Эту работу перебросили в другие уголки Москвы, развернули в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

Публичные опыты со свеклой

В парке начиналось всё с небольших по масштабу физиологических демонстраций. Посетители парка получили возможность видеть в ходу замечательные опыты с изолированными органами: сердцем и ухом кролика, фистульных собак, оперированных по методам академика И. П. Павлова, опыты по эндокринологии, микроскопические демонстрации и т. д. Эти опыты вызвали большой интерес и живой отклик у посетителей.

В 1939 году открылся филиал выставки в Сокольническом парке культуры и отдыха, в 1940 году небольшой павильон, посвящённый вопросам эволюции, был открыт в Краснопресненском парке. К этой работе привлекались и другие организации: Антропологический музей, Планетарий.

На выставках в основном было 3 отдела:

  1. «Эволюция живых организмов». Экспозиция в форме стендов раскрывала темы изменчивости, естественного и искусственного отбора, нецелесообразности в природе, доказательств эволюции, происхождения человека. Имелся стенд: «Живая природа в руках человека».
  2. «К. А. Тимирязев — великий русский учёный, революционер». Климент Аркадьевич был представлен с разных сторон: как дарвинист, как физиолог растений, как учёный и общественный деятель.
  3. «Основные законы работы тела человека и животных». Эту тему раскрывали следующие стенды: «Учение о железах внутренней секреции», «Современная наука о жизни и смерти», «Нервная система», «И. П. Павлов и пищеварение», «Витамины».

Работа в парковых павильонах проходила, как правило, с мая по сентябрь, в остальное время, особенно зимой, активно работали выставки-передвижки в рабочих клубах, на предприятиях Москвы и области. Передвижные выставки организовывались по общим проблемам биологии, по сельскохозяйственной тематике. Так, в мае 1939 г. музей организовал выставку по основам эволюционного учения в фойе театра «Наука и Знание» на Арбате.

История создания

Основатель музея Б.М. Завадский начал работу по сбору его многообразных фондов в 1920 году. Собственную исследовательскую деятельность крупный учёный сочетал с работой по просвещению населения. Самым значительным его трудом в области популяризации науки стал созданный биологический музей.

В 1921 г. для создания первой экспозиции учёному были выделены два зала в университете на Миусской площади. Открытие и присвоение музею имени выдающегося учёного Тимирязева состоялось в 1922 году.

Борис Завадский

Завадский полагал, что музей не может ждать посетителя, он должен выйти в массы для просвещения населения. Осуществление задачи учёный видел в организации основной экспозиции на прилегающих к музею парках и улицах. Парк рядом со зданием Свердловского университета стал продолжением экспозиции. Он превратился в обучающий «живой уголок», демонстрирующий севооборот, особенности выращивания различных культур. Завадский был уверен, что аналогичные обучающие уголки необходимо организовывать во всех парках столицы.

Постоянно расширяющиеся фонды не умещались в ограниченном пространстве залов университета. В 1934 году при участии Максима Горького музею было предоставлено несколько живописных, старинных зданий на Малой Грузинской улице. Работа на Миусской площади была прекращена и переброшена в другие московские парки и скверы. Основные работы развернулись в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Фонды и экспозиции с 1934 года и до сегодняшнего дня находятся в задании бывшего Щукинского музея, прекратившего своё существование после 1917 года. Позже, к одному из зданий  была пристроена просторная оранжерея.

Клубы и кружки при музее

В настоящее время при музее существует несколько клубов: «Цветоводы Москвы», «Биофитум» (разведение комнатных растений), «Московский клуб любителей кактусов», «Вторая жизнь цветов» (клуб любителей аранжировки сухих растений).

Более 10 лет при музее работает палеонтологический кружок, в котором одновременно занимаются ребята разного возраста (с 5 по 11 класс). Программа рассчитана на два года, в течение которых ребята знакомятся с базовыми основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других геологических дисциплин, изучают особенности палеоэкологии и палеофаунистики Подмосковья и некоторых других регионов России, обучаются умению вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты, получают практические навыки проведения полевых исследований.

Помимо теоретических занятий члены палеонтологического кружка регулярно совершают однодневные выезды в Подмосковье на геологические разрезы, где можно воочию увидеть и собрать разнообразную ископаемую фауну. В летние каникулы юные палеонтологи отправляются в более дальние экспедиции для знакомства с ископаемыми других регионов России.

История создания

Работа по созданию биологического музея началась осенью 1920 года, когда Завадовский Б. М. был приглашён на должность профессора, заведующего кафедрой биологии Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова.
Завадовский был крупным специалистом в области физиологии и эндокринологии, учился у основателя российской школы молекулярной биологии и генетики Н. К. Кольцова, а также выдающегося физиолога И. П. Павлова. Исследовательская работа в его жизни тесно переплеталась с популяризацией науки. Им было написано более 30 научно-популярных книг и брошюр, таких как: «Невидимые друзья земледельца», «Как мы питаемся. Научные основы питания», «Проблема старости и омоложения в свете учения о внутренней секреции», «Происхождение домашних животных». Самым большим подспорьем в деле популяризации научных знаний стала организация Биологического музея.

Основой послужили «Музей живой природы» доцента А. Л. Бродского, коллекция анатомических и зоологических препаратов.
Весной 1921 г. под музей было выделено два зала в университетском здании на Миусской площади. Официальное открытие состоялось на торжественном собрании студентов и преподавателей 7 мая 1922 года. Тогда же он получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Б. М. Завадовский считал одним из своих учителей по университету Шанявского.

Музей, по мнению Завадовского, не мог оставаться пассивным в ожидании своего посетителя, но должен был уметь сам войти в гущу масс, стать органической частью самой структуры города. Выполнение этой задачи Б. М. Завадовский видел в непосредственном продолжении музейной экспозиции на окружающие зелёные насаждения площади и улицы своего города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector