Храм великомученицы варвары на варварке

Фрагмент крепостной стены Китай-города

Завершая прогулку по Варварке, обязательно стоит пройтись вдоль Китайгородского проезда, где сохранился участок фортификационного сооружения, построенный в начале XVI века под руководством итальянца Петроко Малого. Сооружение возведено для укрепления Китай-города и сохранилось лишь фрагментарно на этом участке. На всей протяженности китайгородского укрепления видны бойницы, на части стены есть зубцы «ласточкин хвост» — результаты восстановительных работ.

Кроме осмотра отреставрированного участка можно прикоснуться к настоящей Китайгородской стене. Как? Для этого необходимо спуститься в подземный переход на углу улицы Варварки и Китайгородского проезда. Здесь открыт для просмотра прекрасно сохранившийся фундамент башни Китай-города. Надпись на мемориальной табличке гласит: «Белокаменное основание Варварской башни Китай-города важнейшего оборонного сооружения Москвы».

Закончилась наша прогулка по Варварке. Небольшой экскурс в историю московского средневековья удался именно на этом участке старинной московской улицы. И даже современная атрибутика городской жизни не мешает почувствовать боярский дух и соборную духовность того времени, реконструировать события и узнать тайны исторического прошлого Москвы.

Святая великомученица Варвара: житие

Святая Великомученица Варвара

Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.

Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.

Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей — Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного афонского старца Иосифа Ватопедского есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая великомученица Варвара

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – архимандрит Тихон (Агриков). Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, — говорит она, — все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, — говорит она, — дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это — прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, — говорит она о святой девице, — зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – гонений за веру и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Как добраться

Православное здание окружают многочисленные памятники: В. Котельникову, Максиму Горькому, Водовозу. Также неподалёку находится Казанский государственный аграрный университет. До храма удобно добираться от основной достопримечательности татарской столицы — кремля. Сделать это можно, воспользовавшись автобусом, такси или автомобилем.

На автобусе: вам нужен транспорт № 22, 28а, 70 или 89. Выходите на остановке «Улица Толстого». От неё до здания вас будет разделять расстояние в 400 метров. Чтобы его преодолеть, идите прямо по ул. Карла Маркса, пока слева не появится нужный вам объект.

Расписание транспорта в Казани

На метро: ближайшая станция метро — «Площадь Тукая». Можно доехать на этом виде транспорта, а потом пройтись пешком или сесть на троллейбус № 7, 3 или 8.

Пешком: если позволяет время и есть желание, прогуляйтесь пешком. От кремля расстояние составит чуть больше трёх километров, от парка Тысячелетия Казани и того меньше — около двух километров. Прогулка позволит оценить не только популярные достопримечательности, но и менее известные.

От парка Тысячелетия Казани:

От кремля:

На автомобиле: от железнодорожного вокзала города автомобилист доберётся за 13 минут, от аэропорта — за полчаса (по Р239).

От ж/д вокзала:

От аэропорта:

На такси: к вашим услугам службы Uber, «Максим», «Яндекс. Такси», «Лидер», «Такси № 1», «Такси Татарстан», «Столица» (большинство вызывается с помощью мобильных приложений или сайта).

Храм Святой великомученицы Варвары в Казани на панораме Google: вид снаружи

Видео о Варваринской церкви в Казани:

«Храм растаскивали гусеничными бульдозерами»

В агрогородке Райца есть школа, сельсовет, правление колхоза, магазин. В общем, такое же местечко, как и много других в Беларуси. Но у дороги, на высоком холме — храм, возведенный в необычном стиле. Он чем-то напоминает готические мавританские соборы, но в момент его постройки, до увлечения белорусской знати Средневековьем, оставалось еще как минимум 70 лет. Именно в конце 19-го века на наших землях начали появляться костелы, построенные в неоготическом стиле. К тому времени в Райце уже несколько десятилетий существовал этот, опередивший свое время, храм. Именно он — главный герой этой истории. А еще — отец Алексей Шишкир. Совсем молодой, очень скромный и улыбчивый.

Около костела сладко пахнет липовым цветом и сухой травой. Отец Алексей убирает скошенное разноцветье. Внизу, на дороге, ни одной машины. Тишина. Только лягушки в пруду да ветер в кронах деревьев. Закроешь глаза — и как будто перенесешься в прошлое, с которым здесь неразрывная связь. Хоть нет уже ни потомков князей Дуниных-Раецких, ни богатого убранства в храме, ни усыпальницы, которую засыпали строительным мусором. Зато есть люди, которые хотят восстановить (и восстанавливают!) храм в первозданном виде и сохранить память о событиях давно минувших дней.

Церковь святой великомученицы Варвары была построена в 1817 году как католический храм и панская усыпальница. Внутри, как вспоминают местные, были фрески, иконы и витражи. На входной башне — механические часы. А еще — пять колоколов, которые во время Первой мировой войны вывезли куда-то в Россию. На крыше стояла большая статуя Девы Марии, хотя старожилы говорили, что это была святая Варвара. Однажды в статую ударила молния, оставив ее без головы. А потом ее и вовсе куда-то убрали. В народе говорили — на реставрацию. Оказалось, что, разбитая, она все это время лежала в склепе под костелом. Совсем недавно отец Алексей стал находить ее части.

После восстания 1863 года костел передали православной церкви. В дворянском роде Раецких все перемешалось. Были тут и ярые сторонники царя, и калиновцы, и священники, и светские щеголи. А еще Марыля Верещако — любовь всей жизни Адама Мицкевича.

В усыпальнице на горе были похоронены 10 представителей рода, но кто точно — неизвестно. Судьба храма, как и усыпальницы, — незавидная.

— Во время войны в храм попал снаряд. Потом церковь подожгли. Местные говорят, что это были партизаны. А до этого немцы разрешили вынести оттуда всю утварь. Что не было вынесено — сгорело. Потом она так и стояла, разрушаясь. Службы проходили в нижнем храме — двухэтажном здании рядом. В 1959 году было принято решение церковь разобрать. К этому времени крыши тут практически не было. Местные мне рассказывали, что сюда, наверх, приехали гусеничные тракторы и тросами просто растаскивали здание, ухватившись за оконные решетки, — говорит отец Алексей.

Храм начали строить во второй половине XII века, первое название – церковь на Псковской горке

В 1677 г. название церкви уже звучало: «что на пяти улицах Трегубова». После реставрации и расширения, в XIX веке, за храмом закрепилось официальное название: «храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия», а расположенные недалеко ворота Китай – города стали называть не Варварскими, а Покровскими.

Сейчас его название звучит как: «Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке».

Фасадная вывеска на храме Великомученика Георгия Победоносца. Название храма не раз менялось, даже сейчас есть упоминание первого — «На Псковской горке»

Сама церковь на Псковской горе возводилась постепенно, на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века и по необходимости, так как очередным пожаром был уничтожен старинный храм XIII века, принадлежавший Марии Гоптяевой, тещё Великого князя Василия Тёмного.

Основное здание храма возводили во второй половине XII века, а колокольню и трапезную пристроили через 150 лет, в начале XIX столетия. От старой церкви осталась каменная подклеть, на которой и построили новую пятиглавую каменную церковь.

В 1657 году либо в 1658 году (данные источников расходятся)  главный престол храма освятили в честь Покрова Богородицы, а дополнительный — в честь Георгия Победоносца.

Церковь мученика Георгия возводилась постепенно, в течение IX веков

В 1812 году, во время войны с французами, храм сильно пострадал и реставрировался семь лет, на средства купца Петра Фёдоровича Соловьева. Были заново выстроены колокольня, трапезная и Георгиевский придел.

В 1839 году  Соловьевой М. Н. — вдовой купца, в трапезной устроен придел Петра Митрополита.  Окончательно завершился ремонт в 1856 году.

В 1930 году церковь в Москве закрыли по «просьбе» профсоюза совторгслужащих для размещения в ее стенах Дома пионеров. Последний настоятель, протоиерей Николай Казанский, сумел спасти древнюю храмовую икону Георгия.

В 1960-х годах в отреставрированном здании разместился выставочный зал.

При Советской власти кресты были сняты, а сам храм закрыт.

Долгое время он пустовал. Здание требовало ремонта и его до 1979 года никак не использовали. Начиная с 1980 года, в храме устраивали этнографические выставки, а верующим его возвратили в 1991 году.

Для Богослужений церковь открылась в 1995, а окончательный вид она приобрела после последней реставрации, в 2015 году.

Благодаря таким церквям, как Храм Георгия Победоносца на Псковской горе, в описаниях столицы появились эпитеты златоглавая и белокаменная Москва.

Старый Гостиный двор (Ильинка, 4)

Гостиный двор в наше время – престижный выставочный центр столицы. Огромная площадь с гранитной отделкой в 13 тысяч м², вместительным амфитеатром, рассчитанным на одновременное посещение 450 зрителями, стала излюбленным местом великосветских мероприятий, таких как Неделя Моды. Это один из лучших павильонов Европы. Одновременно он является объектом наследия федерального уровня.

Строительные работы Гостиного двора по проекту Джакомо Кваренги начались в 1790 году и продолжались в течение сорока лет. Архитектурный памятник классицизма позже несколько раз реконструировался. В него были вложены усилия целой плеяды мастеров своего дела – от легендарных Казакова и Гиппиуса до современных архитекторов нашего времени.

Несмотря на столь обширные преобразования, Старый Гостиный двор с момента первого упоминания о нем в XV веке в качестве «купеческого двора» и сегодня не теряет своей купеческо-торговой сущности. Посещение его можно превратить в увлекательное путешествие за покупками, совмещая культурные и чисто прагматические интересы.

История

Первая церковь

В XIX веке Веве был среди русской аристократии популярным курортом, где живали, среди прочих, П. А. Вяземский и Ф. М. Достоевский. Желание построить храм в этой местности возникло у приезжавших из России ещё в середине XIX века. 9 (21) декабря 1870 года князья В. Гагарин, А. Трубецкой, В. М. Голицын, граф П. А. Шувалов, А. Бибиков и А. Юревич обратились с просьбой установить в дипломатическом представительстве в Веве старую походную церковь.

С целью покрытия расходов на передачу и установку старой церкви и для обеспечения духовенства русские стали собирать средства. 29 декабря 1870 (10 января ) митрополит Исидор (Никольский) разрешил перенос храма, который состоялся 22 мая (3 июня) 1871 года. Богослужения совершались в зимний период. Храм находился в одном из залов гостиницы «l’Angleterre»; 1 (13) ноября 1874 года церковь была перенесена в дом Гунтерт (rue du Simplon).

Современный храм

20 сентября (2 октября) 1872 года при родах скончалась Варвара Петровна Орлова (жена генерала Давида Орлова) вместе с новорождённой дочерью Марией. В память о покойной её отец — граф Пётр Павлович Шувалов — решил построить церковь.

В 1873 году граф попросил разрешение на строительство церкви в Веве за свой счёт. Для храма он передал землю, которой он владел, и иконостас с утварью семейной часовни, находившейся первоначально в Палермо, а затем Париже. При этом строительство православного храма было признано важным для противодействия протестантской и католической пропаганде.

5 (17) мая 1873 год было разрешено строить храм с условием, что он будет приписан к Женевской церкви, при этом проведение богослужений в храме не скажется на выполнении настоятелем основных обязанностей.

Проект храма был подготовлен в 1874 году архитектором И. А. Монигетти. В том же году произошла закладка храма. За строительными работами наблюдал техник Жан-Самуэль Кезер-Доре (фр. Jean-Samuel Késer-Doret).

Церковь Святой Варвары была освящена 1 (13) октября 1878 года.

Храм был приписан к Женевской церкви. Богослужения совершались 15 раз в год, преимущественно в будние дни. В 1879 году церковь была принята в ведение Министерства иностранных дел.

В первые годы существования церкви в Веве был отмечен целый ряд конфликтов между протоиереем женевского храма Афанасием Петровым с одной стороны, и старостой храма князем Андреем Трубецким, поддерживаемым российским дипломатом в Берне, с другой стороны. Конфликт был связан с вопросом об управлении церковью и проявлялся в сложной переписке между различными сторонами с взаимными обвинениями, при участии Святейшего Синода и Министерства иностранных дел.

В этот период радикально изменился политико-социальный состав россиян, приезжающих на берег Женевского озера: здесь проживали, как правило, революционно настроенные иммигранты. Количество прихожан храма резко снизилось.

В конце 1880 года храм был закрыт на непродолжительное время, вскоре 20 января (1 февраля) 1881 года скончался староста храма князь П. Трубецкой.

Впоследствии храм оставался приписным к храму в Женеве. Во второй четверти XX века церковь перешла в юрисдикцию Русской православной церкви за границей.

В 2005 году была проведена реставрация храма.

29 декабря 2008 года в церкви состоялось Чрезвычайное епархиальное Собрание Западно-Европейской епархии, на котором были избраны делегаты на Поместный собор Русской православной церкви.

В июле 2018 года были предприняты значительные реставрационные работы, необходимые для обеспечения сохранности здания: а именно, чистка фасадов паром и реставрация, а также позолота купола. Реставрационные работы ведут специалисты, зарекомендовавшие себя в воссоздании памятником истории и архитектуры.

Храмы Зарядья: расписание богослужений

Богослужения совершаются сейчас практически во всех церквях Зарядья — кроме одной: Зачатия святой Анны (это храм, который расположен рядом с павильоном у Набережной).

Литургии служатся во все дни, кроме понедельника и вторника (если только не случается большого Церковного праздника)

При этом, службы чередуются от храма к храму: сегодня в одной церкви, завтра — в другой.

В воскресенье Литургии проходят одновременно в нескольких храмах.

Полностью расписание богослужений — во сколько и в какой церкви — можно посмотреть на официальной странице храмов Зарядья.

В общем: будете в Москве (или живете в ней), обязательно приходите в парк! И не только церкви смотреть, а вообще погулять — по дорожкам, посмотреть на растения, на реку и на всё вокруг

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Воскресная школа

При церкви действует воскресная школа. Первые занятия были проведены в 1998 году. На сегодняшний день здесь занимается около 50 человек. Группы формируются, исходя из возраста учеников: три детские группы (младшая, средняя и старшая) и одна взрослая. Все занятия проводят семь педагогов. Интересно, что в их числе и самые первые ученики воскресной школы.

Хор

Все богослужения, которые проводятся в храме, сопровождаются хоровым пением. Группа состоит из восьми-девяти человек. Все певчие имеют музыкальное образование. С 2010 года ими руководит регент Марина Яковлева. На праздничных богослужениях здесь можно услышать произведения следующих композиторов: Чеснокова, Денисовой, Христова, Ипполитова-Иванова, Архангелького, Турчанова.

Страница Варваринского храма в Казани в ВК

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Варварка, 15)

Недалеко от Варварских ворот, где заканчивается улица Варварка, расположен достаточно редкий образец посадского храма. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, упоминание о которой содержится в документальных свидетельствах начала XVII века. Через столетие, в XVIII веке, на средства московского фабриканта здесь возводится Климентовский придел в честь Папы Римского.

С 1920 года храм использовался не по назначению, его оригинальное убранство было фактически уничтожено. Лишь в 1991 году принято решение об исторической реконструкции, которая началась в 2009 года. Сегодня храм остается недействующим и находится в процессе восстановления.

История церкви Святой великомученицы Варвары в Казани

Современное здание храма появилось здесь в 1900-х годах. С тех пор он пережил не одну реставрацию.

К сожалению, история не сохранила точную дату строительства самого первого Варваринского храма в Казани. По имеющемуся свидетельству (в качестве него выступает антиминс, датированный 1781 годом) православная святыня была возведена в 80-х годах XVIII века. Предание гласит, что в качестве строительного материала для религиозного сооружения использовался загородный дом местного вице-губернатора Кудрявцева.

Первоначально церковь представляла собой так называемый летний вариант (не отапливалась). Ещё одна местная легенда гласит, что храм использовался для нужд Арского кладбища. С появлением церкви во имя Ярославских чудотворцев Варваринский храм становится самостоятельным зданием. Чуть позже одним из его приделов станет храм во имя Жён-Мироносиц.

В 1900-х годах из-за ветхости здание пришлось перестраивать. В качестве денежных средств использовались пожертвования прихожан и самого прихода. С 1918 по 1930 годы настоятелем храма был профессор Казанской духовной академии Николай Петров. Чуть позже протоиерей был арестован с формулировкой «за антисоветскую деятельность». В январе 1930 года Варваринский храм в Казани закрыли. Этому способствовала публикация статьи под названием «Очаг мракобесия» в местной газете «Красная Татария». Прихожанам удалось спасти икону Святой Варвары и изображение Жён-Мироносиц.

Что только не располагалось в здании церкви с 1930 по 1994 годы: здесь был и клуб рабочих трамвайного парка, и мастерская по изготовлению протезов, и кинематограф, и кафедра местного химико-технологического института.

В 1994 году постройка вновь стала принадлежать храму. Однако долгие годы неправильной эксплуатации нанесли зданию серьёзный урон — пришлось проводить восстановительные работы.

Первую службу после 64-летнего перерыва здесь провели в декабре 1994 года. Литургия была приурочена к престольному празднику. Возглавил богослужение архиепископ Казанский и Татарский Анастасий.

Алексей Кокунин

Палаты бояр Романовых и Знаменский монастырь (Варварка, 8-10)

Путешествие в средневековую Москву будет неполным, если не посетить отреставрированный в 2018 музейный комплекс Старый Государев двор. Здесь можно получить полную картину жизни московских бояр на переломе двух эпох – средних веков и нового времени. Важнейшая часть музея это Палаты бояр Романовых – единственная сохранившаяся боярская усадьба царского рода.

Здесь, по некоторым данным, появился на свет первый из династии Романовых – Михаил Федорович, а его воцарение стало поводом именовать Палаты Государевым Двором. Сейчас палаты охраняются как объект наследия федерального значения, в них расположен музей московского боярства XVI- XVII веков.

На территории Старого Государевого Двора сохранился собор от бывшего мужского Знаменского монастыря. Главный храм построен в традициях православия во второй половине XVII века. Проект разработан архитекторами Анисимовым и Григорьевым. Сегодня это действующий храм, в нем проводятся церковные службы.

«Задорно катались на гробах»

Гробница тоже была разграблена практически полностью. Местные рассказывали, что детьми в 60-х годах повытаскивали гробы и задорно катались на них с холма. А еще, конечно, тут искали панское золото — вывернуто было все, а кости некогда уважаемых панов просто сбрасывали в кучу.

Сейчас в подполе — строительный мусор, который туда забросили рабочие в 2000-х годах во время реставрации.

—  Мы постарались немного разобрать подвал — стали находить остатки костей, старый кирпич, какие-то цветные осколки.

О храме отец Алексей говорит с любовью и какой-то необычной нежностью. Показывает старые кирпичи, найденные в траве, старинную плащаницу, которая уже рассыпается от старости, но которую приходится использовать в богослужениях. На новую просто нет денег.

Священник признается — мечтает восстановить храм, каким он был когда-то и каким его изобразил Наполеон Орда.

— Приход у нас небольшой — на службе может быть и два человека, и пятнадцать. Я, конечно, очень прошу прихожан жертвовать деньги на храм, но это очень маленькие суммы. Каждый год местный СПК перечисляет нам по 10 миллионов. Для нас это просто огромные деньги, которые очень выручают.

По шажкам, по крупицам отец Алексей, как и его предшественники, старается храм восстановить, но признается, что это очень трудно. Храм нуждается в помощи как материальной, так и в консультативной — не помешало бы, чтобы храм осмотрели специалисты: историки, архитекторы, профессиональные строители.

Одна стена в храме постоянно сырая — ее затеняют деревья, которые, по-хорошему, надо бы срубить. Аллею столетних лип здесь, конечно, оставят.

С крыши башни в непогоду стекает вода — по стенам пошли трещины и разводы. Что с ними делать, отец Алексей не знает.

Необходимо почистить и подвалы. Но там надо организовать настоящие научные раскопки, и священник очень хотел бы, чтобы сделали это историки или археологи. Денег же, чтобы пригласить профессионалов, у прихода попросту нет. Все до копейки священник отдает на храм — и даже бывает должен строителям.

— Все, что я хочу, — сохранить то, что не разрушено, и почтить память тех, кто строил храм. Вот и все. Оказалось, что в этом местечке есть даже мои родственники — прабабушка была отсюда. Я это узнал только тогда, когда приехал сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector