Здания сената и синода
Содержание:
Кабинет Ленина
Экспозиция «Кабинет Ленина»
После смерти Ленина его рабочий кабинет в Кремле был надолго закрыт, но сохранялся в неприкосновенности. В 1955 году он открылся в качестве музея как «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле». Музей соседствовал с помещениями Правительства СССР. Коллекция насчитывала более 40 тыс. единиц хранения. Это был один из самых популярных ленинских музеев, его посетило более 2 млн человек.
В 1994 году по распоряжению Правительства Российской Федерации в связи с реконструкцией здания Сената и размещением в нем резиденции Президента России коллекция музея была передана в Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские». Ныне кабинет воссоздан в здании дачи на территории усадьбы «Горки».
До 1955 года для желающих увидеть место работы вождя экспонировалась копия кабинета в одном из залов музея Института Ленина при ЦК ВКП(б), затем копия была воссоздана к открытию Центрального музея В. И. Ленина в 1936 году.
Архитектура и архитекторы
В 1780 году бывший дворец Бестужева-Рюмина решили перестроить под руководством архитектора Ивана Старова. Большие изменения претерпел фасад здания и его внутренние интерьеры, они приобрели классицистические черты. Однако через некоторое время стало понятно, что старое строение уже изношено, не выдерживает критики. Попытки укрепить его к положительным результатам не привели.
Судьбу здания решил в 1827 году император Николай I. Он принял решение о полной перестройке дворца.
Через два года старое здание дворца было снесено. Началось строительство корпуса для Сената. Помехой для воплощения проекта Карла России стал дом купчихи Кусовниковой, который оказался в зоне застройки. Владелице была предложена огромная по тем временам сумма из государственной казны в 600 тысяч рублей. После покупки купеческий дом снесли, на его месте в 1830 году началось строительство корпуса Синода.
ana_grid
major_fon_skripka
ph_s_zadvorok_tvoego_goroda
kirillvn
sssavina
saint_petersburg__spb
anastas_tarasovaa
Строительством архитектурного ансамбля по проекту Росси руководил Александр Штауберт. Сам Карло России в этот период был занят на другом объекте. Работы продолжались шесть лет. Новое здание Сената и Синода в стиле ампир было декорировано:
- античными скульптурами
- колоннами
- горельефами
- барельефами
Над их созданием трудились целая группа известных скульпторов того времени:
- Павел Соколов
- Василий Демут-Малиновский
- Николай Токарев
- Иван Леппе
- Петр Сенцов
- Николай Устинов
- Степан Пименов
Большое значение придавали и внутренней отделке здания. По чертежам Александра Штауберта мебель изготовили известные мастера Петр Гамбс и Андрей Тур. Росписью залов занимались Барнаба Медичи, Федор Рихтер и другие художники. Всеми мраморными работами руководил итальянский скульптор Трискорни. Сейчас внутреннее убранство зданий дошло до нас частично, в сохранности остались росписи потолков и стен, лепные элементы.
Описание
Два тождественных по архитектурному оформлению здания в стиле позднего классицизма — здания Сената и Синода построены в первой половине XIX века по проекту архитектора К.И. Росси Росси Карл (Карло) Иванович Крупнейший архитектор Петербурга в первой трети XIX века. По объему созданного Карл Иванович Росси превосходит всех своих современников. Работал в стиле позднего классицизма….. Здания строились в период с 1829 по 1836 годы. На этом месте в середине XVIII века, около 1744 года был построен дом в стиле барокко для А. П. Бестужева-Рюмина, перестроенный в 1763 году архитектором А. Ф. Вистом. В нем разместился один из высших правительственных органов — Сенат, располагавшийся до того на Васильевском острове. В конце XVIII века здание было перестроено в духе русского классицизма предположительно архитектором И.Е. Старовым Старов Иван Егорович …. В 1823 году архитектором А.Д. Захаровым Захаров Адриан Дмитриевич … было закончено возведение монументального здания АдмиралтействаАдмиралтейство. 1806—1823, и возникла потребность в преобразовании трех центральных площадей города: Дворцовой, Адмиралтейской (на которой в конце XIX века был разбит Александровский сад) и Сенатской (ныне площади Декабристов). Архитектурное оформление существовавшего к тому времени здания Сената перестало соответствовать масштабам и парадности центральной части города и нуждалось в реконструкции. На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен — часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Сената. Строительными работами по проекту К.И. Росси Росси Карл (Карло) Иванович Крупнейший архитектор Петербурга в первой трети XIX века. По объему созданного Карл Иванович Росси превосходит всех своих современников. Работал в стиле позднего классицизма…., а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт. Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией «Правосудие и благочестие», символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С.С. Пименов Пименов Степан Степанович …, Демут-Малиновский Демут-Малиновский Иван Васильевич … и П. Соколов. Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры «Гениев, держащих закон». На самом аттике расположены три барельефа — «Закон Божий», «Закон естественный» и «Закон гражданский». Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф «Закон гражданский». Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф «Закон Божий», посвященный Синоду. В правой части — барельеф «Закон естественный», посвященный Сенату. С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции. Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают
Кабинеты дворца и их хозяева
Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.
Императорские кабинеты
После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.
Кабинет Ленина
В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.
Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.
Кабинет Сталина
В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.
Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.
Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.
«Безликий» кабинет Хрущева
В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.
Кабинет Брежнева
Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.
В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.
Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.
Кабинет Горбачева
Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.
Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.
Кабинет Ельцина
Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.
Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.
После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.
Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.
31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.
Архитектурные особенности
Президентская библиотека, 2012 год
Зал заседаний Совета Безопасности России, 2012 год
Экспозиция «Кабинет Ленина», 2014 год
Сенатский дворец стал крупнейшим реализованным проектом Матвея Казакова. Согласно замыслу архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие. Их воплощение он находил в классических формах античности. Этим объясняется лаконичность здания, с помощью которой Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади Москвы.
Сенатский дворец представляет собой трёхэтажную постройку, имеющую форму равнобедренного треугольника. Его внешний периметр составляет 450 метров, внутренний — 360. Наружные фасады здания имеют три ризалита, выделенных пилястрами дорического ордера. Первый и цокольный этажи рустованы, что придаёт зданию свойства монументальности и единства объёма. Углы сооружения срезаны и обработаны ризалитами, в решении которых использован мотив триумфальных арок, повторяющийся в центре всех трёх фасадов. Во внутренний двор со стороны Сенатской площади ведёт въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном. Дворец венчает зелёный купол в виде полусферы, под которым расположен Екатерининский зал.
С наружной стороны на вершине купола до 1812 года находилась скульптурная конная группа, изображавшая Георгия Победоносца. Во время оккупации Москвы по распоряжению Наполеона статую сняли и увезли во Францию.
Интерьеры
Резиденция президента состоит из двух частей: деловой и представительской. Деловая часть включает в себя рабочий и представительский кабинеты, зал заседаний Президентского совета, библиотеку, помещения Совета Безопасности. Представительская часть состоит из парадной анфилады залов, где проходят международные встречи и протокольные мероприятия. Все комнаты расположены вдоль наружных фасадов и соединены сквозными коридорами, идущими по периметру внутренних дворов.
Представительский кабинет президента, оформленный в бело-зелёных тонах, размещается в Овальном зале. В нём проводятся встречи и переговоры, вручаются государственные награды. Помещение украшает малахитовый камин, декорированный зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке, а также четыре высокие скульптуры: Петра I, Екатерины II, Николая I и Александра II. Хрустальные люстры зала выполнены по рисункам Казакова.
В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — Купольный зал Сената, или Екатерининский. Это один из обширнейших круглых залов Москвы: его диаметр составляет 25 метров, а высота 27 метров. Прежде он предназначался для дворянских собраний. Украшают зал 24 коринфские беломраморные колонны и барельефы в античном стиле. Простенки между окнами купольной части заполнены гипсовыми медальонами с барельефными изображениями русских князей и царей, выполненными с мраморных оригиналов скульптора Федота Шубина, украшающих с середины XIX века здание Оружейной палаты. В простенках между колоннами установлены восемнадцать горельефных панно работы Гавриила Замараева на аллегорические сюжеты, сочинённые Гавриилом Державиным и Николаем Львовым. Они отражают государственную деятельность Екатерины II, прославляют законность, правосудие, просвещение. Вся декоративная лепнина выполнена И. Юстом, Арнольди и другими лепщиками. Свод купола украшен кессонами, придающими ему глубину. В зал ведёт Шохинская лестница, отделанная мрамором и гранитом. Её основание украшают два торшера, а пролёты — скульптуры богини правосудия Фемиды.
Рабочий кабинет президента выполнен в стиле классицизм с круглой ротондой, украшенной бронзовой люстрой. Рядом с ним расположена Голубая гостиная с бело-золотой мебелью. Зал аудиенции, выполненный в светлых тонах с позолотой, украшен портретами российских императоров, мрамором, камином классических форм. Завершает анфиладу представительских комнат Банкетный зал, выдержанный в светло-жёлтых и голубых тонах. Установленная в нём мебель была создана по сохранившимся чертежам XVIII столетия.
Каминный зал и Гостиная используются для проведения совещаний и подписания государственных документов. В Столовой проходят неофициальные завтраки и обеды, рабочие встречи президента России с руководителями различных государств. На третьем этаже северо-восточной части здания расположена Президентская библиотека. В книжных шкафах собраны энциклопедии, справочники, законодательные акты. В этом помещении хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу во время вступления в должность.
Как чиновники дворян выжили
«Как всё хорошо! Какое искусство! Это превзошло мои ожидания, — осмотрев Сенат, оценила труды Казакова Екатерина. — Нынешний день ты подарил меня удовольствием редким. С тобою я сочтусь, а теперь вот тебе мои перчатки, отдай их своей жене и скажи, что это в память моего к тебе благоволения». К перчаткам архитектору положили пожизненную пенсию в 2400 рублей. Каменщики на стройке получали от 10 до 36 рублей.Мебель в рабочем кабинете президента — из морёного дуба. Две хрустальные люстры украшены объёмными бронзовыми медальонами с гербами Российской Федерации. Фото: РИА Новости
Тем временем в Екатерининском зале должны были проходить и заседания московского дворянства. Впрочем, собравшихся тут два раза дворян из Сената быстро выжили чиновники. И даже парадный Екатерининский зал оказался до потолка заставлен пыльными архивными шкафами. Кстати, во время наполеоновского нашествия на 300 подводах из Сената в Нижний Новгород эвакуировали лишь самые важные документы. На остальных наполеоновские вояки спали и топили ими печи: в здании «квартировали» аж два полка. Отступая, французы сняли с Сената статую Георгия Победоносца, а весь Кремль заминировали, но большую часть запалов наступавшие русские войска успели потушить. Статую — новую — поставили на Сенат уже в 1995 г., на то же место, куда её определил и сам Казаков: на купол (17) Овального зала. Сегодня это Представительский кабинет (12). Авторскую копию статуи (1), подаренную президенту Ельцину, передали на хранение в Президентскую библиотеку (9).Гостиная — часть анфилады представительских залов резиденции. Её составляют Представительский кабинет (12), Гербовый зал (13), который от Гостиной отделяет небольшой Кабинет аудиенций. С другой стороны от Гостиной анфиладу продолжают Зал аудиенций (14) и Банкетный зал (15). Фото: РИА Новости
После революции, в 1918 г., на место департаментов и присутственных мест в Сенат въехало советское правительство. На третьем этаже здания были оборудованы рабочий кабинет и квартира Ленина и Крупской (10). Здесь же жила сестра Ленина — Маняша.
Архитектурные особенности
Сенатский дворец — самая крупная постройка, возведенная по проекту М.Ф. Казакова. По замыслу зодчего большое здание призвано было стать символом закона, идеалов гражданского общества и мощи российского правосудия. Именно поэтому автор проекта выдержал дворец в строгих традициях классицизма. Проектируя высокий округлый купол, архитектор стремился сделать Красную площадь еще более выразительной. И, надо сказать, его задумка вполне удалась.
В плане дворцовое здание представляет треугольник. Два поперечных корпуса делят внутреннюю территорию на три похожие между собой части. Строгие наружные фасады обладают характерными для классицизма выступами — ризалитами, которые выделяют пилястры дорического ордера. Цоколь дворца и его первый этаж отделаны выразительным рустом, придающим зданию строгость и основательность. Оригинально выполнены и углы здания. Они срезаны и декорированы ризалитами в форме триумфальных арок. Этот же мотив находит повторение по центру трех фасадов дворца.
От Сенатской площади через триумфальную арку попадают во внутренний двор дворца. Торжественный въезд декорирован строгим портиком и треугольным фронтоном, а также оформлен колонами ионического ордера. Над этой аркой расположен купол одного из представительских помещений, которое носит название «Овального зала».
История
Карта комплекса Капитолия с красным зданием Дирксена в правом верхнем углу.
Накануне вступления Америки во Вторую мировую войну , в 1941 году, Сенат США уполномочил архитектора Капитолия подготовить планы строительства второго здания Сената. Расширение роли федерального правительства на национальном и международном уровнях начиная с 1930-х годов поставило новые проблемы для действий сената, что, в свою очередь, потребовало увеличения помощи со стороны персонала и создало переполненные условия в Капитолии и первоначальном здании офиса Сената. Когда Вторая мировая война задержала реализацию планов Сената по строительству, космические проблемы стали все более актуальными. Вскоре после войны Конгресс Соединенных Штатов принял Закон о реорганизации законодательства 1946 года , чтобы модернизировать и оптимизировать свою деятельность и предоставить сенаторам и комитетам профессиональную кадровую помощь. Для размещения дополнительного персонала сенат арендовал помещения в близлежащих зданиях. Более того, с ожидаемым принятием Аляски и Гавайев в качестве штатов четырем новым сенаторам также потребуются офисные помещения. По мере того, как нарастала потребность в дополнительных помещениях, Сенат в 1948 году приобрел участок, на котором построил второе офисное здание, чтобы разместить увеличившийся штат.
Архитекторы-консультанты, Отто Р. Эггерс и Дэниел Пол Хиггинс из фирмы Eggers & Higgins из Нью-Йорка , составили план семиэтажного здания, облицованного белым мрамором, которое будет расположено через Первую улицу от Старого здания сената ( Сенат Рассела). Офисное здание ) и по диагонали через территорию Капитолия от Сенатского крыла Капитолия. Хотя новое здание было более обтекаемым и менее богато украшенным, оно было спроектировано так, чтобы гармонировать с Капитолием и первым офисным зданием Сената. На бронзовых перемычках между окнами третьего и четвертого этажей были изображены сцены из американской промышленности: судоходства, сельского хозяйства, производства, горнодобывающей промышленности и лесозаготовки. Под западным фронтоном нового здания находится надпись: «Сенат — живой символ нашего Союза Штатов».
Хотя Сенат утвердил планы нового здания в 1949 году, строительство было отложено до 1956. К тому времени возросшие затраты на строительство привели к некоторому сокращению первоначального проекта, включая ликвидацию запланированного центрального коридора. 13 июля 1956 года под наблюдением архитектора Капитолия Дж. Джорджа Стюарта члены Комиссии по зданию сената заложили краеугольный камень, а 15 октября 1958 года открылось новое офисное здание.
Здание Дирксена было спроектировано так, чтобы соответствовать эпохе телевидения , с залами для заседаний комитетов, оборудованными трибунами, которые лучше подходили для слушания свидетельских показаний, чем сидение за столами для совещаний, как это делалось в предыдущих залах комитетов, как в Капитолии США, так и в здании Рассела Здание Сената . В 1970-х годах было построено третье офисное здание Сената, Офисное здание Сената Харта, рядом со зданием Дирксена на месте, изначально предназначавшемся для зеркального отображения Офисного здания Сената Дирксена. Здания Харта и Дирксена соединены между собой, и между ними можно пройти почти так же легко, как если бы они были одним строением.
Медный всадник
Рядом с Исаакиевским собором (Сенатская пл.) находится известный всей стране памятник императору Петру I (Медный всадник). Он стал символом Санкт-Петербурга, его воспели в стихах многие поэты, запечатлели на холсте или бумаге целые поколения художников.
Идея поставить в Петербурге величественный памятник основателю города принадлежит императрице Екатерине II.
Для этого даже объявили конкурс в России и во Франции. В результате изучения представленных эскизов императрица выбрала работу скульптора Этьена Фальконе. После приезда в Россию он изготовил из гипса модель памятника в натуральную величину и после окончательного утверждения принялся за работу с бронзой.
Модель головы первого русского императора исполнила ученица мастера Мари Анн Колло, а змею, попираемую конём, создал русский скульптор Ф.Г. Гордеев. Отливку памятника осуществил артиллерийский литейщик Емельян Хайлов при участии самого Этьена Фальконе.
Ещё до начала всех работ скульптор вместе с помощниками занялся поиском подходящего камня для постамента, для чего дали даже объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Нужную скалу нашли в районе Лахты. Огромный гранит с названием «Гром-камень» везли в Санкт-Петербург девять месяцев. Постамент установили на своё место 11 октября 1770 г., но дальнейшая работа затянулась на 12 лет.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 г., в день 20-летия правления императрицы. Скульптора Фальконе в России уже не было, и заканчивал все работы архитектор Ю.М. Фельтен.
Скульптор изобразил здесь царя-реформатора и строителя новой России.
Царь покоряет неприступную скалу, символизирующую неимоверные препятствия на пути прогресса. В ногах мощного скакуна извивается змея, это «враги», побеждённые императором-созидателем и реформатором.
На постаменте – простая надпись на русском языке и латыни: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782», «Petro Primo Catharina Secunda MDCCLXXXII». Медный всадник стал первым конным памятником в нашей стране.
Исаакиевский мост
Исаакиевский наплавной мост — это первый и единственный мост через Неву, разбиравшийся в зимнее время. Он соединял Васильевский остров с Адмиралтейским. Название моста происходит от Исаакиевской церкви, которая находилась на месте памятника Петру I. Такие мосты также называли плашкоутными, плашкоут — небольшое грузовое судно, которое использовали, как опору для наплавного моста.
Интересно, что основатель Санкт-Петербурга был против мостов, переправа между островами города осуществлялась водным транспортом, преимущественно на лодках. Мосты в городе разрешалось возводить только в случае крайней необходимости. По мнению Петра I мосты мешали судоходству, частые наводнения и штормы могли повредить их, а самое главное — император воспринимал Петербург, как Северный Амстердам, и приучал горожан перемещаться на судах.
Первый мост был построен после смерти Петра в 1727 году. Постоянные мосты в Петербурге начали строить только в середине XIX века. В 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки — на место существующего сейчас Дворцового моста. На старое место он был передвинут в 1912 году из-за строительства постоянного Дворцового моста. Исаакиевский мост освещался керосиновыми фонарями, от чего и сгорел дотла в 1916 году, больше не восстанавливался.
Рядом со зданием Сената на набережной Невы сохранились гранитные ступени, куда весной после ледохода подводился мост. Такие же ступени сохранились на противоположном берегу Невы — перед дворцом князя Александра Меншикова
Интерьеры резиденции Президента
Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.
Деловая часть:
- рабочие кабинеты
- зал заседаний Президентского совета
- библиотека
- помещения Совета Безопасности
Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.
Рабочий кабинет Президента
Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.
Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.
В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.
Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.
В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.
Библиотека президента
Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.
Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.
Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.
Зал заседаний Совета безопасности
Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.
Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.
Представительский кабинет президента
За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).
Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.
Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.
Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.
Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.
Структура сената
Структура сената включала:
- присутствие, представляющее общее собрание сенаторов, где проводились обсуждения важных тематических вопросов и принимались решения в соответствии с голосованием;
- канцелярию, управляемую обер-секретарем и состоявшую из секретного, разрядного, приказного, губернского и др. столов.
Контролировать деятельность сената должен был изначально генерал-ревизор, а в дальнейшем — обер-секретарь при сенате. Также для надзора за функционированием всех учреждений были созданы такие должности, как обер-прокурор и генерал-прокурор.
Замечание 1
После реформы в 1718 году, сопровождаемой ликвидацией большинства приказов, на их месте возникли новые органы управления, названные коллегиями, в чьем составе пребывали 4 советника и столько же заседателей, президент и вице-президент, переводчик, подьячие. В том же году в реестр коллегий были внесены: военная, иностранных дел и адмиралтейская коллегия.
Реформы Петра I и дальнейшая судьба сената
Направленность проводимых реформ характеризовалась укреплением роли государства, централизацией властных структур и выстраиванием четкой системы управления под руководством монарха.
Замечание 2
Именно учреждением Сената завершилась деятельность Боярской Думы, а сам сенат при этом превратился в действующий на постоянной основе высший правительственный административный орган с полномочиями в решении вопросов внешнеполитического и внутригосударственного характера, организации судебной деятельности, контроля функционирования госучреждений, налогового и финансового контроля.
Первой реформой Петра I была военная, совершенная в период 1699-1705 гг. , когда была введена рекрутская система комплектования армии с пожизненной службой для мужского населения.
В 1718 году в целях улучшения функционирования управленческого аппарата им были совершены попытки введения регулярной полиции с возложением на нее конкретных задач в виде борьбы с преступностью, контроля за пожарной безопасностью и общественным порядком и многие другие.