Большеохтинский мост

Дополнительная информация

История Ириновского проспекта восходит к последнему десятилетию XIX века. В 1892 году Санкт-Петербург (район Большой Охты) и деревню Ириновку в севере-восточном пригороде соединила узкоколейная железная дорога, построенная по инициативе барона  П.Л. Корфа. В Ириновке, принадлежавшей барону, в то время расширялось торфяное производство, развивалось и дачное строительство. Ириновский проспект проходил вдоль железной дороги до реки Охты, а узкоколейка пересекала реку выше по течению.

В XX веке ближе к нынешнему Объездному мосту располагалась деревянная переправа, по которой ходил трамвай. В 1983 году, после открытия нового моста по Ириновскому проспекту, на него были перенесены и трамвайные пути.

К юго-востоку от Ириновского моста расположено здание XVIII века, резко выделяющееся из современной застройки района Ржевка-Пороховые. Это усадьба Жерновка, памятник архитектуры федерального значения.

Не только необходимое звено

Большеохтинский мост в СПб является необходимым связующим элементом между двумя районами города. Однако, помимо этого, его по праву можно назвать выдающимся инженерным сооружением, а также памятником архитектуры.

На фото Большеохтинский мост выглядит весьма величественно и монументально. Его эстетическая красота особенно проявляется в ночное время суток, когда включается удивительная подсветка. А проходящие по Неве корабли и лайнеры лишь подчеркивают величие и замысел инженеров. Также не стоит забывать, что мост был построен более ста лет назад.

Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов России, в котором находится большое количество различных памятников архитектуры и искусства. Однако Большеохтинский мост смог не только великолепно вписаться в городской художественный ансамбль, но и стать самостоятельной достопримечательностью, которая радует многочисленных туристов, приезжающих полюбоваться на «Северную Венецию».

Разводные мосты Санкт-Петербурга

Сколько мостов разводят в Санкт-Петербурге? Из 18-ти разводных мостов регулярно разводятся лишь 12. К ним относятся 7 больших мостов через Большую Неву и Неву (Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский), 2 моста через Малую Неву (Биржевой и Тучков) и 3 моста через Большую Невку (Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский). Последние разводятся не по расписанию, а по предварительной заявке.

Отдельного внимания заслуживает Финляндский железнодорожный мост. По конструкции он напоминает Большеохтинский. Используется исключительно для железнодорожного транспорта: пешеходов на него не пускают, мост носит статус стратегического объекта и тщательно охраняется. График разводки для Финляндского железнодорожного моста устанавливается с началом периода навигации.

Очень редко и только по заявке разводятся мосты через Среднюю Невку — 1-й Елагин мост и 2-й Елагин мост, а также Большой Крестовский мост через Малую Невку.

В списке мостов, которые имеют разводной механизм, но не разводятся, значатся Ушаковский и Каменноостровский мосты.

Дворцовый мост

Символ города — разводной двухпролетный Дворцовый мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. Название Дворцовый мост получил из-за близости одноименной набережной и Зимнего дворца. Разводка Дворцового моста собирает массу зрителей, преимущественно туристов.

Краткое описание

Разводной Троицкий мост через Неву это третий по старшинству, второй по протяжённости и один из красивейших мостов в городе. Он относится к объектам культурного наследия РФ. Его ажурная конструкция, богатые украшения вызывают незабываемые впечатления днём, а ночью, когда включаются фонари и подсветки, его вид преображается — яркие тёплые огни, отражаясь в Неве, представляют собой потрясающее зрелище.

Он связывает два острова между собой — 1-й Адмиралтейский и Петроградский. Здесь проходит Пулковский меридиан, который до начала ХХ века в Российской империи служил для расчёта географической долготы на картах в качестве нулевого меридиана.

Основной материал прочной, монолитной и при этом достаточно лёгкой конструкции Троицкого моста — сталь. Применялись и другие материалы — со стороны правого берега построена каменная эстакада из 3-х пролётов. Средняя часть состоит из 5-ти пролётов  — это металлические конструкции, с консольно-арочными и консольно-балочными фермами. У левого берега расположен однокрылый разводной пролёт, который раньше был меньше, а после реконструкции его увеличили и сейчас его длина составляет 96,4 м. Всего у моста 10 пролётов. Ширину Троицкого моста после очередной реконструкции тоже увеличили до 23,6 м, его  длина 582 м.

История возведения переправы

Строительство моста недалеко от того места, где Большая Охта впадает в Неву было запланировано ещё в 1829 году Николаем II в процессе разработки планов по улучшению города. Но технологии на тот момент не позволяли, и протест паромщиков, что переправляли через реку с одного берега на другой, был велик.

Спустя 30 лет, в 1860 году, район Охты решили присоединить к городу официально. Вопрос о строительстве переправы возник снова, уже более остро, но дело не двинулось. Промышленные предприятия воевали за благоприятное для них расположение будущего строения, а лодочники продолжали настаивать на том, что в мосте нет необходимости.

Однако даже после этого еще три года не наблюдалось подвижек в решении вопроса с переправой. Датой принятия конечного решения о будущем строительстве считают 22 января 1900 года.

Сентябрь 1901 ознаменовался начавшимся конкурсом проектов будущей переправы. За год накопилось 16 работ отечественных и зарубежных мастеров, но ни один проект не прошел проверку и не был принят. Уже потом, вне конкурса Григорий Кривошеин и Владимир Апышков представили проект «Свобода судоходству», который разработали совместно.

Толчком к развитию событий послужила трагедия. Перед самой Пасхой весной 1907 года, выполняя перевозку с одного берега на другой затонул пароход «Архангельск», погибло около 30 человек. И уже 13 мая Николай II выпустил резолюцию, которая повелевала начать строительство как можно скорее.

Строительство доверили компании «Рудсзский и ко», которые обещали выполнить проект за три года. Инженером Большеохтинского моста и основным лицом, следившим за ходом строительства стал автор проекта – Г. Кривошеин.

Мост торжественно открыли для движения транспорта и пешеходов 26 октября 1911 года. Однако завершение строительных работ длилось вплоть до 1913 года.

С приходом к власти большевиков в 1917 году, повсеместно менялись наименовая и мост стал называться Большеохтенский. Но, в 1956 году, согласно изменениям в орфографии, название ещё подредактировали, изменив на «Большой Охтинский» или просто – «Большеохтинский».

В течение 60 лет мост исправно служил горожанам и не требовал капитального ремонта. Проводились только работы по осмотру сооружения на предмет слабых мест конструкции и небольшие ремонтные работы, не требующие закрытия переправы. И только в 1971 году ремонтные работы носили глобальный характер, а затем в 1980-х на мосту появились рельсы, установленные в связи с развитием транспорта и строительством развязки.

Под конец 21 века, в 93-97 годах был произведен повторный ремонт переправы, однако внешне мост не изменился. Также мосту вернули первоначальное название, но не официально, а сделав надпись на въезде: «Мост императора Петра Великого».

В 2000 году на мосту появилась подсветка, украшающая Большеохтинский мост ночью. А в 2005 году по мосту прекратили пускать трамваи, рельсы исчезли с дорожного полотна только в 2010 году. А уже в 2011 мосту исполнилось 100 лет. И городские власти по этому поводу открыли левобережную башню для посетителей на два месяца (октябрь – ноябрь). Многие пары приходили на свидание в башню Большеохтинского моста – места романтичнее и таинственнее сложно найти.

История

Исторический район Охта существовал задолго до основания Петербурга. На его территории были расположены различные поселения. Естественно, в 1829 году Охта считалась пригородом, и не так оживленным местом. Но, тем не менее, местные жители нуждались в переправе. После того как Петербург стал российской столицей, на территории Охты появились различные заводы, а также Охтинская верфь.

Промышленным предпринимателям, переправа была необходима как глоток воздуха. Николай Первый при составлении плана развития города, включил строительство моста. Однако из-за финансовых затруднений план переправы, так и остался на бумаге.

В 1860 году еще раз был поднят вопрос о сооружении переправы, но вновь не принес никаких результатов. В 1884 году 5 июня император утвердил приказ о соединении Охты к Петербургу. Такое знаменательное событие было решено укрепить строительством постоянной переправы между Охтой и Петербургом.

После того как было принято решение о строительстве моста, все предприниматели стали требовать, чтобы переправу соорудили именно возле их заводов.

История

Впервые идея о строительстве моста через Неву в районе Охты возникла в 1829 году. На Охте ещё до основания Санкт-Петербурга существовали многочисленные поселения, а после появления новой российской столицы район стал превращаться в промышленный центр. Здесь работали пороховые заводы, существовала Охтинская верфь. Однако в XIX веке эти земли не входили в состав Санкт-Петербурга, носили статус окраины. Для охтинских промышленных предприятий мост был необходим. В 1829 году при разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость строительства переправы из центра Санкт-Петербурга в рабочую Охту. Но средств на его создание в первой половине XIX века не нашли.

1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. 16 представленных проектов были отклонены из-за их несоответствия техническим условиям и строительство моста откладывалось. Только после трагического случая, когда весной 1907 года при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы.

Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым. Авторам было предложено доработать свой проект.
В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. В 1907 он был утверждён, строительство начато 26 июня 1909 года, накануне 200-летия Полтавской битвы, мост получил название «Мост Императора Петра Великого». Руководителем строительства стал Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод.

Переправа строилась быстро и была открыта 26 октября 1911 года. Руководил строительством сам автор проекта Г.Г. Кривошеин, разводной пролет и механизм развода выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.

Архитектурные критики начала XX века нашли повод упрекнуть российских инженеров: мол, сооружение на Охтинском мысу подозрительно напоминает Эйфелеву башню.

Во-первых, и символ Парижа, и памятник петербургского модерна построены из клепаных конструкций. Во-вторых, вес металла в обоих памятниках примерно по десять тысяч тонн. И потом длина Большеохтинского моста — 335 метров — примерно равна высоте Эйфелевой башни.

Негативные отзывы искусствоведов скоро растворились в неожиданной волне народной популярности. По городу прошел слух: дескать, одна из более чем миллиона заклепок моста отлита из чистого золота. С тех пор редкий прохожий не пытался поскоблить краску — почувствовать себя настоящим кладоискателем.

В советский период мост Петра Великого был переименован в Большеохтинский, по названию речки Большая Охта, которая впадает в Неву недалеко от моста.

В 1982—1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта — инженеры А. Д. Гутцайт, Р. Р. Шипов; архитекторы — Ю. Г. Шиндин, Н. А. Дибцев.
В это же время мост пришлось закрыть на капитальный ремонт. В процессе работ:

  • Было смонтировано более трёх тысяч тонн металлоконструкций,
  • Уложено более 48 000 квадратных метров асфальта и около 10 000 кубометров бетона,
  • В конструкции заменено более 25 000 высокопрочных болтов,Около 4 000 квадратных метров поверхности облицовано гранитом.

Несмотря на недостаток финансирования ремонт был завершён в 1997 году. Во время реконструкции на мосту была восстановлена ранее демонтированная надпись «Мостъ императора Петра Великаго», что породило слухи о переименование моста в мост Петра Великого.

Длина Большеохтинского моста достигает более трехсот метров, а ширина – более двадцати трех метров. В начале 90-х годов прошлого столетия Большеохтинский мост подвергся капитальной реконструкции, сохранив свой прежний внешний вид. 28 ноября 2000 году состоялось открытие художественной подстветки моста Петра Великого. Сегодня Большеохтинский мост выглядит особенно привлекательно в вечернее или ночное время, когда на его пролетных сооружениях включается художественная подсветка.

В 2005 на мосту прекращено трамвайное движение. А в октябре 2010 года с моста окончательно убрали трамвайные рельсы. В апреле 2011 года были начаты ремонтные работы, в том числе ремонт и окраска металлоконструкций и оформление подсветкой, которые планировалось завершить к концу ноября.

Интересные факты

  • Существует непроверенная информация, что под Троицким мостом осуществил свой знаменитый пролёт Валерий Чкалов. Во время съёмки художественного фильма «Валерий Чкалов» в 1940 году пролёт под мостом на самолёте был реально совершён — лётчик Евгений Борисенко повторил этот трюк, сделав несколько удачных дублей.
  • Рядом с Троицким, выше по течению расположен Литейный мост, известный своей скандальной историей, когда 14 июня 2010 года активисты музыкальной арт-группы «Война» изобразили на разводимой створке моста 65 метровый фаллос. При разведении моста он встал как раз перед Большим Домом ФСБ. Сначала лидеры этой акции были привлечены к административной ответственности и штрафу, а затем получили крупную денежную премию от министерства культуры РФ за победу в конкурсе современного искусства «ИННОВАЦИЯ».
  • Совсем рядом с Троицким мостом проходит набережная Лебяжьей канавки, где раскинулся Летний сад — одно из любимых и популярных мест отдыха в Санкт-Петербурге

История

Первым на этом участке Невы был установлен в 1803 году плашкоутный мост, т.е.плавучий, опирающийся на плоскодонные суда. Тогда он носил название Петербургский. Через 20 лет из-за того, что он в процессе эксплуатации пришёл в негодность и  не сочетался по стилю с местными архитектурными ансамблями, возникла необходимость его перестройки.

До строительства моста Александра Невского в 1965 году, одного из самых крупных железобетонных мостов в стране — длина с пандусами 905,7 м, он был самым длинным в северной столице. Троицкий мост с ажурными пролётами, пышными аристократическими украшениями известен не только своей красотой — у него богатая история. Несколько раз он перестраивался и реконструировался.

Возведение нового плашкоутного моста

С 1824 по 1927 год был построен новый плашкоутный мост с каменными устоями по берегам, с правого берега была сооружена дамба, глубоко впадающая в Неву. Вначале его планировали назвать Суворовским, так как поблизости находился памятник А. В. Суворову, но назвали Троицким, от расположенной рядом Троицкой площади.

Отличие от других плашкоутных мостов:

  • Много богатых декоративных украшений
  • Методом чугунного художественного литья изготовили перила, решётки, порталы, фонарные столбы
  • Много деталей были выполнены из меди
  • Отдельные элементы имели покрытие из сусального золота

В 1876 году здесь построили линию конно-железной дороги — это потребовало предварительных работ по укреплению конструкции моста. В мае этого же года открыли движение конки.

Постоянный мост

Плашкоутная конструкция не вполне устраивала по своему функционалу и поэтому со временем возникла потребность, для упрощения его эксплуатации и поднятия статуса этой местности, в создании постоянного моста.

С 1883 по 1897 год были рассмотрены множество вариантов, проведены городской думой два международных конкурса — в 1892 и 1896 годах на лучший архитектурный проект. В нём участвовали известные зарубежные и русские инженеры и фирмы. Несколько из них получили главные премии, первую — фирма А. Г. Эйфеля.

Только после долгих выборов, в феврале 1897 года, решили поручить строительство моста французской фирме — Батиньоль, с условием, что работы будут проводиться русскими рабочими и из местных материалов. Окончательный проект разрабатывали многие архитекторы и инженеры Санкт-Петербурга:

  • Ф. Г. Зброжек
  • Н. Б. Богуславский
  • Л. Н. Бенуа
  • А. П. Веретенников

Торжественная церемония закладки Троицкого моста состоялась 12 августа 1897 года  в присутствии императорской семьи. Полностью строительство закончилось в 1903 году. В марте этого года открыли пешеходное движение, а 16 мая была проведена торжественная церемония открытия моста в присутствии Николая II и императорской семьи.

Новые названия и реконструкции моста

В дальнейшем Троицкий мост несколько раз переименовывали и перестраивали:

  • в 1918 году после Октябрьской революции он назывался — мост Равенства
  • в 1934 году в память С. М. Кирова  — Кировский мост
  • в 1935 году двуглавых орлов и короны на обелисках сняли и заменили на символы новой власти — «серп и молот», пятиконечные звёзды
  • в годы Отечественной войны, во время блокады мост часто подвергался бомбардировкам, но, благодаря своей монолитной конструкции, выдержал
  • в 1965-1967 годах из-за открытия Волго-Балтийского пути для создания нормальных условий судоходству провели реставрацию моста — увеличили ширину разводного пролёта с бывших 22,8 метров до 43
  • в 1977 году провели капитальный ремонт и реконструкцию, расширив проезжую часть
  • 4 октября 1991 года восстановили название моста — Троицкий
  • 25 июля 1994 года восстановлены бронзовые мемориальные доски с фамилиями участников и датами закладки и окончания возведения моста
  • с 2001 по 2003 год проведён большой капитальный ремонт моста, восстановлены прежние декоративные элементы — короны, двуглавые орлы, монограммы, кованые перила.

История моста

В 1829 году, когда составлялся перспективный план города, император Николай I утвердил строительство переправы вблизи места впадения Охты в Неву. Но план не был воплощен, ограничились лодочным перевозом.

В 1860 году Охту решили сделать административным районом города. Тогда же было учреждено «Общество Охтинского, через Неву моста». Однако не было единого мнения, где должен быть построен мост: каждый промышленник доказывал, что мост необходим рядом с его предприятием, а паромщики, наоборот, не хотели терять работу, и чинили препятствия началу строительства.

5 июня 1887 года Городская Дума приняла решение строить мост от Смольного монастыря к верфи Крейтона. Но окончательное решение о строительстве постоянной переправы было принято только 22 января 1900 года.

В сентябре 1901 года Городская Дума объявляет международный конкурс на проект нового моста. На конкурс было подано 16 работ от инженеров из России, Франции, Германии, США, Голландии, Австро-Венгрии. Все проекты были отклонены по разным причинам.

В итоге был принят внеконкурсный проект под девизом «Свобода судоходству». Его разработали профессор Николаевской инженерной академии Григорий Кривошеин и военный инженер Владимир Апышков. Авторы предложили устроить разводной пролет посередине русла Невы, а дорожное полотно подвесить к нижней части мостовых арок.

13 мая 1907 года Николай II выпускает резолюцию: «Не затягивать строительство моста». И в сентябре того же года проект утвердили с небольшими доработками.

Город заключил договор с варшавским заводом «Рудзский и Ко.» на постройку моста за три года. Строительством руководил Григорий Кривошеин. Механизм разводного пролета изготовил Петербургский металлический завод. Для перевозки пролетных строений весом каждое по 3660 тонн были использованы корпуса старых броненосцев, превращенные в огромные понтоны с водной балластировкой.Торжественная закладка моста состоялась 26 июня 1909 года за день до празднования 200-летия Полтавской баталии. Поэтому мост был назван в честь Императора Петра Великого.

Переправа была торжественно открыта 26 октября 1911 года в присутствии министра внутренних дел Российской Империи Александра Александровича Макарова. Но некоторые строительные работы продолжались до 1913 года.

Мост Петра Великого стал первым мостом на Неве, который предоставил наибольшие удобства для судоходства, — трехпролетное сооружение с разводным двукрылым пролетом посередине и двумя пролетами у берегов. Боковые пролеты на момент открытия моста были самыми длинными в городе. Мост украшен гранитными башнями-маяками, которые ночью освещают судам подходы к мосту.

После революции 1917 года мост Петра Великого переименовали в Большеохтенский, а в 1956 году, по новым правилам орфографии, он стал Большеохтинским.

С момента постройки моста в основном производились работы по текущему его содержанию. Первый ремонт был проведен только в 1971 году. Затем, в первой половине 1980-х, когда на набережных создавали транспортную развязку, капитально отремонтировали и разводной пролет моста.

В 1993–97 годах проходила масштабная реконструкция разводного пролета и механизмов. При этом внешний вид, архитектура и габариты Большеохтинского моста полностью сохранились. Тогда же на мосту восстановили надпись «Мост императора Петра Великого».

В 2000 году состоялось торжественное открытие художественной подсветки.

В 2005 году на мосту прекращено трамвайное движение. Еще через 5 лет сняли и трамвайные рельсы.

В 2011 году Большеохтинский мост отпраздновал свое столетие. В октябре-ноябре юбилейного года левобережную башню моста на две недели впервые открыли для посетителей.

Разводка мостов в Санкт-Петербурге

Пожалуй, каждый житель России слышал про знаменитые разводные мосты культурной столицы и многие видели их своими глазами. Красивые разводные мосты Санкт-Петербурга особо привлекательны ночью, когда их освещает яркая иллюминация.

По сути разводка мостов имеет сугубо практические цели и предназначена для прохода судов по рекам. Однако зрелище это настолько завораживающе, что давно превратилось в популярный аттракцион. За несколько минут до разводки на Неве скапливается огромное количество теплоходов и катеров, с их палуб сотни пассажиров наблюдают как раскрываются пролеты.

Конечно, посмотреть на разведение мостов в Санкт-Петербурге можно и с берега, достаточно лишь выбрать удобную позицию и продумать обратную дорогу до дома или отеля.

Откуда посмотреть развод мостов в Санкт-Петербурге, какую экскурсию подобрать, можно ли увидеть разводку днем? Ответы на эти и другие вопросы ищите в обзорной статье Туристера.

Расписание разводки мостов в 2020 году

График разведения мостов в Санкт-Петербурге публикуется на сотнях сайтов, посвященных туризму и достопримечательностям города на Неве. Однако, пользоваться ими не всегда удобно, да и информация может быть устаревшей. Актуальные сведения доступны на официальном сайте компании СПб ГБУ «Мостотрест».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector