Высоко-петровский монастырь
Содержание:
- Сретенский монастырь
- История Выского-Петровского монастыря
- Новодевичий монастырь
- Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра
- Святыни
- Андреевский монастырь
- Архитектурный комплекс монастыря
- Заиконоспасский монастырь
- Использованные материалы
- Настоятели, наместники
- Симметрия в царстве аркад
- Судьба обители в XX веке
- Где находится Высоко-Петровский монастырь
- Старые храмы и монастырские постройки
- Покровский монастырь
Сретенский монастырь
Сретенская обитель была возведена в конце XIV века князем Василием I в честь чудесного избавления Москвы от нашествия войск Тамерлана. В XVII столетии монастырь был перенесен на нынешнее место на Большую Лубянскую улицу.
Архитектурный ансамбль монастыря создавался на протяжении веков, однако ныне его доминантой является Собор Новомучеников и исповедников Российских, построенный несколько лет назад. Более старый Сретенский собор, возведенный в середине XVII века, является ярким образцом московской архитектурной школы того времени. В убранстве собора сохранились аутентичные росписи и декор.
Внутреннее убранство Сретенского собора
История Выского-Петровского монастыря
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.
Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».
Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.
Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов
Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны
Собор Петра Митрополита, Яндекс
Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.
Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.
Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.
Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь — самый известный монастырь Москвы, чей архитектурный ансамбль признан достоянием всего человечества и вошел в список Всемирного наследия в качестве шедевра человеческого созидательного гения. Архитектурная композиция обители представляет собой превосходный образчик стиля московского барокко.
Несмотря на статус действующего, Новодевичий монастырь находится в совместном управлении РПЦ и Государственного исторического музея. Также в стенах обители действует Церковный музей. Монастырь можно посетить с экскурсией, в ходе которой посетители могут познакомиться с историей обители и осмотреть ее основные шедевры. Заказать её можно на нашем сайте:
Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра
По преданию, монастырь был основан в 1315 году – так что на следующий год можно, пожалуй, праздновать юбилей. Однако первоначальные – деревянные – постройки здесь не сохранились.
6 сентября – в осенний день памяти святителя Петра — юбилей праздновали другой: полтысячелетия исполнилось древнейшему из здешних храмов, сохранившихся до наших дней.
Парадоксально, но долгое время храм святого Петра-митрополита принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали.
Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину).
А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» — следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона.
Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей.
Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля.
Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни.
О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на недавно открытую подземную часть церкви святой Варвары на Варварке.
Древняя атрибуция, впрочем, совершенно не отменяет того факта, что алевизовский Петровский храм мог послужить вдохновением для создателей образцов позднего барокко – симметричных «тортиков», вроде Покрова-в-Филях.
Дело в том, что в проекции Петровский храм представляет собой октаконх – симметричный восьмилепестковый цветок
Это хорошо видно снаружи, если обратить внимание на тёмную черепицу кровли,. и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри
и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри.
В XVII веке, помимо росписи, храм обзавёлся также системой каменных внешних желобов-сливов. Так что теперь он стоит как бы в углублении, по форме также напоминающем цветок.
Святыни
На территории обители находится семь церквей, в которых хранится большое количество христианских святынь.
В начале XX столетия в монастырском комплексе хранилось три экземпляра древнего Евангелие, серебряные жертвенные кресты, частицы от Гроба и Креста, мощи Феодора Стратилата, Иоанна Воина, святого Анастасия, а также многие списки знаменитых образов Богоматери.
Иконостас церкви Толгской Божией Матери Высоко-Петровском монастыре
Ризницу разграбили в советское время, новые реликвии появились здесь только после возвращения комплекса в управление РПЦ.
Главной святыней называют чудотворные останки преподобного Петра, принявшего участие в основании обители. Высочайшего почитания также достойна икона этого святого с частицей его мощей.
Андреевский монастырь
Андреевский монастырь — одна из главных мужских обителей столицы. Монастырь, основанный в середине XVII века, был упразднен в XVIII столетии и был передан в гражданское управление. Сейчас он передан обратно РПЦ — в его стенах расположено несколько учреждений Священного Синода: библиотека, информационный отдел и Учебный комитет.
Из архитектурного ансамбля монастыря до наших дней дошли Церковь Андрея Стратилата, Собор Воскресения Словущего и Колокольня Иоанна Богослова. Памятники гражданской архитектуры ныне заняты учреждениями Синода.
Сейчас здесь проходят ежедневные служения, а также организована воскресная школа Андреевского монастыря для детей от 7 до 16 лет.
Архитектурный комплекс монастыря
После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.
В архитектурный комплекс входят храмы:
- Собор святителя Петра, митрополита Московского;
- Собор Боголюбской иконы Божьей Матери с усыпальницей Нарышкиных;
- Храм преподобного Сергея Радонежского с трапезной;
- Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы;
- Храм Толгской иконы Божьей Матери;
- Храм святых апостолов Петра и Павла;
- Часовня Казанской иконы Божьей Матери.
Собор святителя Петра, митрополита Московского
Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.
Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.
Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.
Собор Боголюбской иконы Божьей Матери
Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.
Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.
Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.
Церковь преподобного Сергея Радонежского
Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.
Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.
В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.
Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.
Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.
Храм Толгской иконы Божьей Матери
Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.
Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.
Храм святых апостолов Петра и Павла
Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.
Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.
Часовня Казанской иконы Божьей Матери
В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.
До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.
Заиконоспасский монастырь
Заиконоспасский монастырь — действующая обитель, основанная Борисом Годуновым на рубеже XVI и XVII столетий. Монастырь вошел в русскую историю в качестве прародителя отечественной науки и просвещения. Именно в его стенах во второй половине XVII века был открыт первый «вуз» страны — Славяно-греко-латинская академия.
Из архитектурного ансамбля прошлого здесь сохранились собор, братский корпус и часть хозяйственных построек, а также здание Коллегии Славяно-греко-латинской академии. Несмотря на действующий статус обители, часть зданий занята сторонними организациями, поэтому доступ в них ограничен.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Московского Патриархата
-
Исторический очерк на сайте монастыря
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
-
Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),
Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),
Настоятели, наместники
- Петр (между 1437 — 1461)
- Иов (между 1437 — 1461)
- Сергий I (1506)
- Иона (1535 — 1544)
- Петр (1597 — 1600)
- Александр (1634 — 1637)
- Евфимий (1641 — 1642)
- Пафнутий (1644 — 1645)
- Галактион (1647 — 1648)
- N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
- Моисей I (1655)
- Феодорит (1666 — 1668)
- Сергий II (1673 — 1675)
- Моисей II (1676 — 1682)
- Иосиф (1685 — 1688)
- Иов (1690 — 2 мая 1694)
- Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
- Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
- Пахомий (1735 — 1757)
- Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
- Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
- Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
- Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
- Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
- Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
- Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
- Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
- Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
- Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
- Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
- Григорий (Воинов) (1873 — ?)
- Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
- Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
- Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
- Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
- Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
- Лаврентий (Некрасов) (1908)
- Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
- Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
- Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)
закрытие монастыря
- Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
- Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
- Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
- Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)
Симметрия в царстве аркад
Вслед за Нарышкиными эстафету ктиторства в Высоко-Петровском монастыре подхватывает Пётр I. Хотя, можно предположить, что мистические отношения царя с монастырём были не совсем гладкими.
Дело в том, что небесным покровителем будущего императора был другой Пётр – апостол. В честь апостолов Петра и Павла монастырь, собственно, когда-то хотели освящать, и в части бумаг XIV столетия именуется он «Петропавловским». Однако ранняя канонизация святителя Петра эти планы изменила.
Так московский монастырь стал святительским, апостольское же посвящение мы увидим только в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
Но пока на дворе 1690-е, и в монастыре реализуется иная, «московская» программа царя Петра. Серьёзным её событием, как помним, стало бегство Петра в Троице-Сергиев монастырь, благодаря которому он спасся от стрельцов царевны Софьи.
В память об этом царь возводит в Высоко-Петровском монастыре Сергиевскую Трапезную церковь.
Своим появлением это сооружение неожиданно изменяет весь ансамбль древней обители.
Расположившись с южной стороны старого монастырского двора, новый храм оказывается симметричен ансамблю, который составили вместе старая Боголюбская церковь и надвратная монастырская колокольня.
Красный цветок Петровского храма оказался смысловым центром этого четырёхугольника.
Новыми красками заиграли в этом барочном ансамбле и итальянские мотивы.
Из-за перепада высот, который в древности, впрочем, не был столь значительным, Сергиевский храм был помещён на высокую аркаду. Но такая же аркада, сейчас частично погружённая в землю, есть и под храмом Боголюбским.
Более того, есть сведения, что когда-то стена с аркадой была и с восточной, заалтарной стороны монастыря.
Заветная мечта сотрудников «Архнадзора» состоит в том, чтобы провести в монастыре большие археологические работы, понизить уровень почвы до бывшего когда-то, чтобы красотой древних арок можно было любоваться вновь.
Судьба обители в XX веке
К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.
В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом — спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье. К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной
К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье. В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры. До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.
Где находится Высоко-Петровский монастырь
Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.
Точный адрес — ул. Петровка, 28/2.
Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.
Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.
Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста — сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом — вправо по Петровке.
Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года — Фирсановский, по имени его основателей) — это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.
В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.
Старые храмы и монастырские постройки
В центре обители стоит самый древний монастырский храм — небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.
Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные — они появились в 1990-е годы.
Церковь Петра и Павла
Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.
С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.
С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.
Церковь Толгской иконы Божией Матери
С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.
В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.
Покровский монастырь
Покровский монастырь — старинная обитель, открытая в середине XVII века. Первоначально был мужским, после возрождения 1994 году получил статус женского монастыря.
Архитектурный облик обители определяют стены и Храм Воскресения Словущего, возведенные в XVII веке. Главной святыней обители считаются мощи святой Матроны Московской. Ежедневно сюда приходит множество страждущих, чтобы поклониться святой Матроне и попросить ее о заступничестве.
Это очередь к иконе Матроне Московской. По преданию она исцеляет женщин и дарует детей тем кто давно их ждёт
По будням в монастыре проводятся экскурсии для паломнических групп продолжительностью в 30 минут. Запись на экскурсии проводятся в виде прошения на имя настоятельницы обители.