Успенский собор московского кремля
Содержание:
- Использование
- Фрески
- Усыпальница
- Иконостас
- Архитектура Успенского собора Москвы
- Беды Успенского собора Московского кремля
- История
- «Леса вот-вот снимут»
- Под сенью Успенского собора
- Новая жизнь Успенского Собора
- Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве
- История
- Успенский собор Ивана III в Московском Кремле
- Архитектура
- Из истории Успенского собора
- Интерьер и внутреннее убранство
Использование
Коронации и венчания
Коронация Николая II, 1896
Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.
В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.
Некрополь
Схема расположения захоронений в соборе
С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и
Гвоздь Господень. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове.
В стенах храма погребены:
- Митрополиты Киевские
- Святитель Пётр
- Святитель Феогност
- Святитель Киприан
- Святитель Фотий
- Святитель Иона
- Митрополиты Московские
- Святитель Филипп I
- Святитель Геронтий
- Симон
- Святитель Макарий
- Святитель Филипп II
- Патриархи Московские
- Иов
- Гермоген
- Филарет
- Иоасаф I
- Иосиф
- Иоасаф II
- Питирим
- Иоаким
- Адриан
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Julia Alisova
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Усыпальница
С года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.
Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
В усыпальнице собора были погребены :
Митрополиты Московские
- Феогност (+ 1353)
- Киприан (+ 1406)
- Фотий (+ 1431)
- Филипп I (+ 1473)
- Геронтий (+ 1489)
- Симон (+ 1511)
- Макарий (+ 1563)
Патриархи Московские
- Иов (+ 1607)
- Филарет (+ 1633)
- Иоасаф I (+ 1640)
- Иосиф (+ 1652)
- Иоасаф II (+ 1672)
- Питирим (+ 1673)
- Иоаким (+ 1690)
- Адриан (+ 1700)
Иконостас
Иконостас собора был создан в году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Архитектура Успенского собора Москвы
Собор выполнен в технике смешанной кладки: основные объемы возведены из тщательно отесанных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28x16x7 см. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон. В соборе три входа-портала, главный — западный.
На фресках XVII века представлено 249 композиций, количество изображенных фигур —2066.
Успенский собор Московского Кремля — трехнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «запад — восток». Кладка храма состоит из небольших блоков белого камня. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определенной приземистости постройки.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишен пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» ее плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.
В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, форма капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д.
Арочные перспективные порталы окружают собор с трех сторон: южной, северной и западной. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества XII—XIII веков, и для раннемосковского зодчества XIV — первой половины XV столетий. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствие киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерно московского мотива, как “дыньки” на полуколоннах обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.
Восточные алтарные выступы (апсиды) — скругленные, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объемно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие еще в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богородицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот прием и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».
Аркатурно-колончатый фриз Успенского собора восходит к прообразу во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменные легким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить прием перехвата колонок узкими поясками, широко распространенный в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи.
Беды Успенского собора Московского кремля
Однако, согласно неумолимому закону жизни, со всякой радостью соседствует печаль. Успенский собор, всецело поддерживаемый и светской, и церковной властью, а также облагодетельствованный дарами знати, видел не только торжество, но переживал и беды.
Так, в 1493 году два пожара, зажженных молнией, повредили его кровлю. Возгорания неоднократно случались и впоследствии. Особенно губительными стали для храма «большие» пожары 1547 и 1682 годов. В их всепоглощающем пламени, которое не щадило даже негорючие элементы, погибло белокаменное убранство барабанов. Обгорели также мощные архивольты закомар и аркатурно-колончатый фриз над западной папертью, пострадала сама паперть.
Вообще, западная сторона собора, наряду со сводами, оказалась самой слабой частью во всем здании. По причине неравномерной осадки фундаментов она находилась в аварийном состоянии на протяжении всего XVII века. А своды храма, угрожавшие падением, были разобраны «до единого кирпича» еще в 1624 году. На следующий год мастера Д. Талер и Б. Огурцов заново сложили их по измененному рисунку, учтя образовавшиеся в верхнем ярусе деформации. Ко всему прочему, тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.
Непростым было экономическое положение Успенского собора в трудный «бунташный» XVII век. В то же время считается, что к 1670-м годам храм сумел полностью оправиться от разорения предшествующего времени, главным из которых являлась Смута, разразившаяся в начале столетия. Как всегда, большую роль сыграла поддержка верхов государства.
На протяжении XVIII—XIX веков — как правило, в связи с очередными коронационными торжествами — собор неоднократно приводился в порядок и ремонтировался. Реставрационные работы затрагивали как внешний его облик (замена облицовки, чистка стен, перекладка оконных проемов), так и внутреннее убранство.
Реставрационные работы проводились в течение 1882 года. Их основной задачей являлось восстановление главного иконостаса собора, укрепление его деревянных конструкций и создание нового серебряного оклада, вывезенного французами в Отечественную войну 1812 года.
3 января 1918 года Успенский собор вместе с принадлежащими ему реликвиями и ценностями был национализирован. Правда, богослужения продолжались в нем еще несколько лет — духовный центр соседствовал с оплотом советской власти.
С 1922 года началась современная история храма — уже как музея.
История
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения
Росписи — годов и грандиозный иконостас года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В году научная реставрация была завершена.
21 ноября года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .
Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.
Богослужения в соборе возобновились в году.
Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г. |
«Леса вот-вот снимут»
Солнечный, яркий день на Свияжске незадолго до Лазаревой субботы — белоснежные храмы и купола, сверкающие на солнце, идеально чистый монастырский двор Богородице-Успенского монастыря, приготовленные к посадке цветов газоны. На Успенском соборе, который много лет был закрыт на реставрацию, еще видны леса.
«Из реставрационных работ в Свияжском монастыре нам осталось установить иконы на «кокошниках» (архитектурные элементы, — прим. ред.). Видите, в «кокошниках» есть ниши, там были иконы, в советские годы они были утрачены, но, к счастью, сохранились дореволюционные фотографии и описания», — поясняет наместник Свято-Успенского монастыря игумен Симеон (Кулагин).
По его словам, новые иконы для собора написали московские мастера. На будущей неделе иконы разместят на «кокошниках» и сразу же разберут леса, они сейчас нужны только для установки икон. «Мы надеемся, что на Светлое Христово Воскресенье собор уже будет открыт для посещения», — говорит наместник и уточняет, что богослужения в нем пока не будут совершаться, храм еще не освящен.
Летом планируют совершить освящение, дату назначит митрополит Казанский и Татарстанский владыка Феофан. Вообще, учитывая особый статус памятника, богослужения в нем будут совершаться нечасто и только летом. В теплый период он будет открыт и для посещений. В свое время Успенский храм строился как летний собор и в нем нет отопления.
«Мы надеемся, что на Светлое Христово Воскресенье собор уже будет открыт для посещения», — говорит игумен Симеон
Статус Успенского собора как памятника ЮНЕСКО диктует некоторые ограничения при посещении — это необходимо для сохранности фресок, регламент посещения сейчас согласовывается с комитетом по охране памятников. Предварительно можно сказать, что будет запускаться одна группа раз в полчаса.
«Перед тем, как паломники или туристы попадут в собор, они должны будут посетить наш церковный музей, где им расскажут об уникальности фресок, отреставрированных благодаря Фонду «Возрождение», об основах православной веры и монашеской жизни. После этого подготовленными люди заходят в собор, где у них будет достаточно времени рассмотреть этот уникальный памятник всемирного значения», — рассказывает игумен Симеон.
Фотографировать в соборе будет разрешено, но только без вспышки, — она тоже может повредить фрескам. Посещение и музея, и собора будут бесплатными — такова позиция монастыря. Собор, построенный в XVI веке, давно уже нуждался в реставрации, и она началась еще в XIX веке, продолжилась в веке XX. Но наиболее полноценная, исторически обоснованная реставрация Успенского собора началась только с приходом на остров Фонда «Возрождение». Шла она почти 10 лет. Фресками занимались лучшие московские реставраторы, один из них — крупнейший специалист Валерий Косушкин.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Новая жизнь Успенского Собора
Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.
Вход в собор с Соборной площади
Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве
- История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты.
Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.
- Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
- Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне.
С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей.
С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века. - С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.
История
Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.
Успенский собор в Москве, 13 век
К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.
В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий
В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.
Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков
В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.
Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами
Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.
Успенский собор Кремля, 1913 год
Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.
Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина
Успенский собор Ивана III в Московском Кремле
Сохранившиеся свидетельства о возведении первого Успенского собора в Московском Кремле весьма необычны — ни одно древнерусское строительство не удостоилось такого подробного описания в летописях.
Предварительные работы при возведении Успенского собора начались осенью 1471 года, когда управлявший в то время Русской Церковью митрополит Филипп повелел готовить камень для будущей постройки. Возможно, на это решение повлиял большой пожар, пронесшийся огненным вихрем по Кремлю годом раньше и повредивший древнее здание.
Впрочем, один лишь пожар вряд ли мог стать главной причиной столь мощной перестройки. Одновременно были проведены обмеры Успенского собора во Владимире, выбранного в качестве образца для московского храма-тезки, после чего мастеровые приступил к рытью котлована и возведению новых фундаментов. Закладка фундаментов в апреле 1472 года сопровождалась большим торжеством, в котором приняли участие и глава Церкви, и глава государства.
На начальном этапе строительные работы, которыми руководили зодчие Кривцов и Мышкин, шли одновременно с разборкой стен старого Успенского собора. Дело в том, что новый соборный храм, хотя и возводился на том же самом месте, что и его предшественник, заметно превышал его своими размерами.
29 мая 1472 года состоялась торжественная церемония — эксгумация, или, говоря церковным языком, обретение мощей захороненных в прежнем соборе митрополитов. Внимательный летописец, описав состояние обнаруженных мощей, ядовито заметил в адрес горе-современников, почитавших только угодников с нетленными мощами: «Занеже кой толко не в теле лежить, тот у них и не свят, а того не помянуть, яко кости наги истачають исцелениа».
К концу весны 1474 года здание поднялось до уровня сводов. Наверное, в великокняжеских и митрополичьих покоях уже подумывали о скором освящении храма, но 20 мая произошла беда: из-за слишком большой нагрузки северная стена рухнула, «утянув» за собой своды, часть столпов, хоры и половину западной стены. Согласно некоторым сведениям, здание не выдержало произошедшего тогда в Москве землетрясения.
По счастливой случайности, никто не пострадал. Разрушение строящегося храма вызвало решительные действия Ивана III. Он велел разобрать завалы и отправил в Италию посольство с целью приглашения оттуда авторитетного архитектора. Одновременно Иван III обратился за мастерами и во Псков, зодчие которого особенно славились на Руси в XV столетии.
Через год в Москву прибыл известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.
Архитектура
Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.
Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.
Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.
Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.
Архитектура собора, Владимир
В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:
- четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
- четырехскатной кровлей;
- приделом во имя Георгия Победоносца;
- шлемовидными главками (ранее были луковичные).
Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.
Из истории Успенского собора
Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.
В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин — происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV–XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви — митрополитов и патриархов.
Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911–1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.
Интерьер и внутреннее убранство
Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.
В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.
В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.
Внутреннее убранство, Андрей и Валерия
Святыни
В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:
- Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
- Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
- Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
- Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.
В храме находятся иконы:
- Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
- Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
- Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.
Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii
В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).