Архангельский собор кремля

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Архангельский собор — памятник архитектуры в Московском Кремле.


Вид на собор сверху

Каждый собор Московского Кремля имеет свое собственное предназначение, Архангельский собор является усыпальницей русских царей и великих князей. Он интересен не только с исторической точки зрения, но и с архитектурной, поскольку является уникальным образцом русского зодчества.

В середине XIII столетия появилась церковь из дерева в честь Архангела Михаила во время правления Русью Михаила Ярославича, брата Александра Невского. В XIV столетии в период правления Ивана Калиты строился новый собор из белого камня. Считалось, что его построили из признательности того, что Русь спаслась от голодной смерти из-за летнего недорода хлеба.


Внутри Архангельского собора

С другой стороны упоминалось, что Русь убереглась от черной смерти — чумы. Это был наибольший кремлевский собор, высота которого достигала 20-ти метровой отметки. Собор ещё строился, когда смерть настигла Ивана Калиту, его первым захоронили под аркой возводящегося собора. С того времени собор оказался гробницей московских князей вместе с их близкими родичами.

Осенью в 30-е гг. 20 века собор освятили. В начальный период XVI столетия церковное здание пришло в ветхое состояние. По проекту итальянского зодчего Алевиза Нового приняли решение построить новое здание после сноса старого. Святители, проводившие поминальные церемонии, прощались там с царями и князьями. Собор многократно реставрировали. В XVIII столетии он реставрационные работы проводились два раза, потому что собор был в полуразрушенном положении. В конце XVIII столетии архитектор Баженов предложил усилить конструкцию храма с помощью придела с юга.

После пожара в Москве в 1812 году, Архангельский собор, как и другие кремлевские храмы ремонтировали и восстанавливали. Покрытия и декор иконописных работ были разрушены французами. А сами образа нижних рядов служили для сидений и лежанок. По окончании военных действий началось восстановление интерьера собора и иконостаса. Вновь соорудили узорные царские ворота. С середины 50-х гг. XX столетия начал свою работу соборный музей. Реставрационные работы продолжились в 80-е гг. XX столетия. Произведён ремонт иконостаса и гробниц, а также интерьера и экстерьера. В XIX столетия с севера храма перенесли пристройку священномученика Уара вместо снесённой церкви Рождества Иоанна Предтечи.


Вид на фасад Архангельского собора

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток — запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер  храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма

Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет

Это правило действует только для граждан России.

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски

Что посмотреть в Архангельском соборе

Во время экскурсии в Московский Кремль, в первую очередь, стоит обратить внимание на внешние архитектурные особенности храма:

— Собор построен из белого камня и имеет пять куполов. Его высота составляет 21 метр. Центральная глава располагается над амвоном, малые купола установлены над алтарной частью храма.

— На фасаде можно видеть пилястры и карнизы, выступающие в качестве украшения и визуально разделяющие стену на два этажа. В нижнем ярусе выделяются мощные декоративные арки.

— Во внешнем убранстве собора четко прослеживаются традиции итальянского зодчества эпохи Ренессанса – растительные капители ордерных пилястров, выполненные в виде полукруглых фронтонов закомары с «раковинами», и сочетание круглых окон различных размеров.

Главный портал располагается в углублении внушительной ширины, имеющем форму мощной арки с росписями на потолке. Он декорирован растительным каменным орнаментом и увенчан резными акротериями – насадками на вершине фронтона.

Интерьер Архангельского собора способен впечатлить любого почитателя древнерусской живописи:

— На столпах и стенах первого яруса располагаются портреты русских князей. Среди шестидесяти изображений легко узнаваемы Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий III.

— Потолок купола и стены центрального барабана содержат росписи на библейские темы, малые купола – портреты архангелов, святых угодников и сцены из жизни Архангела Михаила.

— Композиции Богородичного цикла иконописцы разместили над алтарем. Особенно величественно выглядит фреска «Успение Богородицы».

— В западной части храма можно увидеть цикл художественных росписей на тему «Символы веры».

— Самые старые фрески и настенные росписи, сохранившиеся в Архангельском соборе, датированы XVII веком.

В некрополе Архангельского собора насчитывается 54 захоронения. Самым первым в храме был похоронен заложивший его Иван Калита. В приделе для царской усыпальницы, пристроенной в XVI веке, погребены цари Иоанн Грозный и Федор Иоаннович и безвинно убиенный царевич Иоанн Иоаннович.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Датировка

Точных сведений о дате постройки собора не сохранилось.
Датировка храма определяется двумя показателями: историческими сведениями и архитектурными особенностями сооружения. Определение времени постройки храма осложнено многочисленными реконструкциями храма, существенно изменившими его первоначальный облик.

В 19 — начеле 20 в. дата строительства храма определялась в широких пределах — от времени княжения Великого князя рязанского Олега Ивановича (1350—1402), до середины 16 века. В качестве аргумента более раннего времени постройки приводилось упоминание о захоронении в Архангельском соборе в 1481 году епископа Феодосия, а в 1496 г. — епископа Симеона. В частности архимандрит Макарий в 1863, ссылаясь на эти сведения, высказал первое обоснованное предположение о времени постройки храма определив его в промежутке от конца 15 века до 1517 года, то есть во время Великих Рязанских князей.

Первое документально подтверждённое сведение о храме относится к 1532 г.
, уже упомянутое ранее дарение колокола епископом Ионом.
Этому периоду постройки не противоречит и сама архитектурная конструкция. Четырёхстолпные трёхапсидные одноглавые храмы со столпами, смещёнными к восточной части здания строились в России в 15 — 19 столетиях.
Со временем сформировалось две основных точки зрения на время создания Архангельского собора Рязанского кремля: по одной это конец 15 века, по другой — первая половина 16 века.

Сторонником первой точки зрения в частности является М. А. Ильин, который в 1950-е годы утверждал, что сохранившиеся первоначальные формы собора подражают раннемосковской архитектуре рубежа XIV—XV веков. По его мнению сдвинутые к востоку столпы собора характерны для русских построек XV века, а в качестве аналога внешнего оформления он приводил примеры Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, созданного в 1422 году и собора Андроникова монастыря, построенного в 1427 году. В качестве аргумента приводился и политический мотив, определявший внешний облик храма. М. А. Ильин писал:

Этой же точки зрения первоначально придерживался и искусствовед Вагнер Г. К., а также реставратор памятников архитектуры Е. Михайловский. Более того, даже назывался наиболее вероятный год постройки — 1475 год.

В пользу датировки храма концом 15 века служит и политическая ситуация в Рязанском княжестве. Начало 16 века — трудное и неспокойное время княжения малолетнего князя Ивана Ивановича. Рязань не располагала средствами для строительства столь значимого сооружения. Последовавшая затем борьба за сохранение независимости, тюремное заключение князя и утрата самостоятельности также позволяет усомниться в строительстве храма в этот период. Другое дело конец 15 века — время последнего расцвета Рязанского княжества.

Второй точки зрения придерживался российский историк А. Г. Мельник, определявший первую четверть 16 века наиболее вероятным временем постройки храма. Его сравнение Рязанского храма с наиболее схожими по архитектуре строениями среди которых Борисоглебский собор Ростовского Борисоглебского монастыря (1522—1523), Троицкий собор Данилова монастыря (1530—1532), храм Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря (1531—1534)
указывает на первую половину 16 века.

Этому же времени постройки храма соответствует и наличие элементов декора, носящих следы итальянского влияния.
Речь идет о наружном цоколе, в виде аттической базы, с декоративным поясом в основании закомар в виде антаблемента. Данный ренессансный элемент декора никогда не применялся в русском зодчестве. По утверждению А. Г. Мельника он был привнесен в русскую архитектуру итальянскими архитекторами, работавшими в России на рубеже XV—XVI веков и впервые появляется у московского Архангельского собора (1505—1508), построенного итальянцем Алевизом Новым. По мнению А. Г. Мельника интервал с 1520—1530 г. является наиболее вероятным временем постройки храма.

Таким образом, с большой долей вероятности, Архангельский собор был построен в период между 1475—1530 гг.
В качестве компромисса между различными точками зрения, может быть принято итоговое высказывание Г. К. Вагнера, касающееся эпохи создания собора:.

Архангельский собор

Архангельский собор расположен в южной части Соборной площади, напротив Благовещенского собора. В крупных княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя Святого Архангела Михаила — покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. Вот и в Москве первый собор Кремля был воздвигнут в честь святого Архангела Михаила. Известно, что ещё в XII веке на месте нынешнего Архангельского собора находилась деревянная церковь Михаила Архангела. В 1333 году по приказу Ивана Калиты в Кремле был возведен белокаменный храм в память избавления Руси от эпидемии чумы.

В 1505 году храм разобрали, с тем, чтобы возвести на его месте новое здание — еще лучше прежнего. Постройкой храма руководил итальянский зодчий Алевиз Фрязин. За три года он возвел новый Архангельский собор, поражающий очевидцев своей красотой. Новое здание храма стало великолепным образцом архитектуры, воплощенной в лучших традициях древнерусского зодчества и венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля.

Собор увенчали пять сверкающих куполов: золоченых и серебряных. Одним из новшеств, примененных зодчим, стали белокаменные раковины в отделке собора. Порталы храма были обильно украшены резным растительным орнаментом.

Главной святыней храма является икона «Михаил Архангел с житием». Эта икона стала символом защиты русского народа и Русской земли от вражеских нашествий, а по своим художественным достоинствам она считается одним из высших достижений древнерусской иконописи. Нынешний иконостас является уже вторым (первый иконостас погиб в пожаре 1547 года), он создан в 1680-1681 годах.

Храм живописно расписан сложными декоративными орнаментами, радующими глаз своими яркими красками. В живописи Архангельского собора представлена целая портретная галерея великих князей Киевской Руси… Образы этих славных воинов объединены между собой в единую красочную процессию, устремляющуюся к алтарю. Росписи Архангельского собора также включают в себя и композиции на тему подвигов Архангела Михаила.

Архангельский собор еще со времен своего основателя — Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница — Ивана Калиты, умершего в 1342 году, — находится у южной стены собора. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III, Иван Грозный, его сыновья и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного — царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная осень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид. Погребения в соборе продолжались до Петра I.

В средней части собора находятся захоронения первых царей династии Романовых. В настоящее время в архангельском соборе проводятся торжественные богослужения. Он, как и в прежние времена, поражает великолепием своего убранства – луковичными куполами, фасадами, украшенными пилястрами, декоративными арками, богато декорированными порталами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector