Спасская башня московского кремля

Часы и куранты на Спасской башне Московского Кремля

Первые часы на Спасской башне были установлены  в 1491 году. В дальнейшем они неоднократно менялись и реставрировались. Так, в 1625 году  под руководством английского мастера Христофора Галовея были сделаны новые, которые исполняли музыку. В 1705 году по указанию Петра I часы были переделаны по немецкому образцу с циферблатом на 12 часов. В 1851–1852 гг. на 8–10 ярусах установили куранты, исполняющие поочередно «Марш Преображенского Полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского. Эти мелодии звучали до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана мелодия Интернационала.

В 1999 году стрелки и цифры позолотили. Куранты стали исполнять государственный гимн России. Высота римских цифр часов составляет 0,72 метра. Длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,27 м. Часы заводятся с помощью трёх электромоторов. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Циферблаты имеют диаметр 6,12 м и выходят на четыре стороны.

Немного о Казани

Казань – один из центров духовной жизни страны. Более 1000 лет назад началась история этого великолепного города, в котором развитая современная инфраструктура прекрасно соседствует с сохранившимися старинными архитектурными и историческими объектами.

Казань сочетает в себе разные религии, демонстрируя многоликость всей России. Центр города представляет собой великолепный архитектурный ансамбль со старинными храмами, мечетями XVI-XIX веков и многочисленными памятниками культуры.

Одним из самых примечательных исторических мест является Казанский кремль, вход в который совершается через Спасскую башню. Кремль Казани – самое посещаемое туристами место.

В статье представлена небольшая информация об удивительной истории Спасской башни, но прежде, в общих чертах немного о самой крепости.

Спасская башня в 18-19 веках

С 18 века на Спасской башне появились часы – сначала оснащенные звоном,  а в конце века им на смену приходят музыкальные часы, которые издавали мелодию каждый час.

Емельяна ПугачеваВойска Пугачева нанесли городу в 1773 году существенный урон. Художник Моллер

В середине 19 века, после передачи Спасского надвратного храма военному ведомству, были проведены серьезные восстановительные и ремонтные работы, в результате которых храмовое помещение значительно расширилось и плотно примкнуло к башне. На время этих ремонтных работ основная храмовая икона Спаса Нерукотворного была перенесена на южную, тогда не проездную стену, смотрящую на Гостиный двор, где она и осталась впоследствии еще очень долго. Чтобы верующие имели доступ к святыне, находящейся под навесом, архитектором Шмидтом полукругом с двух противоположных сторон были устроены лестницы. 

 В середине 19 века образ Спаса Нерукотворного был помещен на южную сторону башни

А почти 100 лет спустя (в начале 20 столетия) на основе проекта архитектора Ф.Н. Малиновского  импровизированная галерея превращается в несколько вычурное шатровое сооружение часовни, построенное в эклектическом стиле. До революции все казанские школьники твердо верили, что свеча, поставленная у образа Спаса в данной часовне, обязательно поможет при сдаче экзаменов, и накануне этих школьных испытаний к Спасу стояла целая очередь из учащихся.

Спасская часовня в виде шатра появилась с южной стороны башни в начале 20 века

В 50-е годы 19 века был заложен средневековый коленчатый проезд на территорию Кремля в связи с утраченной военной необходимостью. Ему на смену пришла стрельчатая арка, пробитая в кремлевской стене слева от башни. Над новым въездом размещается герб Казани, а позднее икона Казанской богоматери.

На  внутренней территории Кремля сооружается лестница, ведущая от Спасо-Преображенского монастыря прямо в надвратный Спасский храм. В конце 19 века ров, разделяющий Кремль и Площадь 1 Мая (тогда — Ивановскую), был засыпан. Спасская башня стала составляющей частью архитектурного ансамбля Ивановской площади.

Из истории Спасской башни Московского Кремля

В 1491 году при князе Иване III для укрепления северо-восточной части города была сооружена Спасская башня. Строительство выполнил архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала она называлась Фроловской, по имени церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, расположенной рядом. Сооружение было в два раза ниже, чем сейчас. Многоярусный верх и каменный купол в готическом стиле были возведены значительно позже — в 1624–1625 гг. английским архитектором Христофором Галовеем и русским мастером Баженом Огурцовым. Указом царя Алексея Михайловича 16 апреля 1658 года башня была переименована в Спасскую. Такое название она получила, поскольку через нее шла дорога к Спасо-Смоленскому храму. Есть мнение, что название она получила в честь иконы Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.

Спасские ворота — самые главные из Кремлевских ворот. Мужчины снимали головные уборы перед образом Спасителя со стороны Красной площади. Через них нельзя было проезжать верхом. По легенде, когда Наполеон проезжал через эти ворота, ветер сорвал с него треуголку. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. Воины уходили отсюда на решающие битвы. На протяжении многих лет Спасские ворота открывались очень редко, только в исключительных случаях, например, для проезда кортежа президента. С августа 2014 года через ворота можно выйти на Красную площадь. Попасть в Кремль по прежнему можно только через Кутафью башню.

Спасская Башня — квадратная в основании и имеет 10 этажей. Ее высота — 71 метр. В середине 17 века на ней была помещена фигура двуглавого орла — герба России. Эксперты считали, что образ Спасителя над ее воротами безвозвратно потерян. Предположительно в 1937 году, в год юбилея революции, икона Спасителя, как и другие надвратные образы, была замурована. Но недавно она была найдена. По инициативе Фонда Андрея Первозванного 29 июня 2010 года специалисты начали ее реставрацию. Икона хорошо сохранилась. Ее сюжет посвящен избавлению Москвы от нашествия хана Мехмет-Гирея. Тогда, в 1521 году, преподобные Сергий и Варлаам просили Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмет-Гирей отступил. Икона страдала и от пожара и во время войны с Наполеоном. После восстановления будет проводиться ее реставрация.

Организация

Первым музыкальным руководителем фестиваля в 2007-2016 годах был начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер, заслуженный деятель искусств России, генерал-лейтенант Валерий Халилов (погиб в авиакатастрофе близ Сочи 25 декабря 2016 года). Музыкальный руководитель фестиваля в 2019 году — начальник Военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-майор Тимофей Маякин.

Общественный совет «Спасской башни» возглавляет первый заместитель председателя Государственной думы РФ Александр Жуков; руководителем дирекции является Сергей Смирнов.

Сам фестиваль и все сопутствующие мероприятия проводятся полностью за счет спонсорских средств и продажи билетов.

За всю историю военно-музыкального фестиваля в нем приняли участие более 160 оркестровых коллективов из 54 стран.

Фестивалю посвящен документальный фильм «Спасская башня». 10 лет в ритме марша» (2017, режиссер-постановщик Андрей Бутенко).

История строительства

Башни строились в целях укрепления оборонительной линии стен средневекового Кремля. На месте современной Спасской башни, прежде возвышалась Фроловская стрельница (надвратная башня или барбакан), сделанная из белого камня (14 в.). В 60-х гг. 15 столетия, во время реконструкции, ее украсили барельефами, изображающими Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца.

В 1491 г. по решению московского Великого князя Ивана III, барбакан заменили полноценной башней. Постройка была доверена итальянскому зодчему Пьетро Антонио Солари. При составлении плана, архитектор использовал в качестве примера здания в Европе. У башни правильная прямоугольная форма основания. К ней примыкает барбакан, предназначенный для защиты въездных ворот.

Проход ограничен с двух сторон подъемными решетками – герсами. Они позволяли изолировать, прорвавшихся врагов в замкнутом пространстве. Верхняя галерея служила для обстрела захватчиков. Дополнительным способом обороны являлся деревянный мост, который поднимался в случае опасности и закрывал собою вход в башню.

Спасские ворота являлись главным входом в Кремль. Прохождение через них сопровождалось особым ритуалом. Всаднику полагалось сойти с коня и пройти пешком с непокрытой головой. Если мужчина забывал снять шапку , то на него налагалась епитимья – 50 земных поклонов.

Спасские ворота использовались во время торжественных церемоний :

  • коронации российских монархов
  • встрече иноземных посольств
  • проводов войсковых соединений
  • крестных ходов

Примечания

  1. Александр Гамов. . Комсомольская правда (9 декабря 2016). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  2. . РИА новости (1 января 2017). Дата обращения: 22 декабря 2017.
  3. ↑ , с. 107.
  4. Марина Лысцева. . ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  5. Ольга Яковлева. . Литрес (15 мая 2015). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  6. ↑ . РИА новости (26 апреля 2008). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  7. , с. 184.
  8. ↑ , с. 187.
  9. ↑ . РИА Новости (26 декабря 2015). Дата обращения: 1 декабря 2017.
  10. Анна Семенова, Яков Лысенко. . Газета.ру (9 декабря 2016). Дата обращения: 10 декабря 2017.
  11. ↑ , с. 17.
  12. , с. 186.
  13. , с. 39.
  14. , с. 108.
  15. ↑ , с. 190.
  16. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  17. , с. 188.
  18. ↑ , с. 191.
  19. , с. 450—451.
  20. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  21. , с. 192.
  22. ↑ , с. 193.
  23. Александр Гамов. . Комсомольская правда (15 июля 2013). Дата обращения: 11 января 2016.
  24. , с. 45.
  25. ↑ , с. 338.
  26. Надежда Кузьмина. . Аргументы и факты (21 мая 2015). Дата обращения: 15 декабря 2017.
  27. ↑ . Издание «ВВП». Дата обращения: 10 сентября 2020.
  28. Ева Меркачева. . МК (29 октября 2014). Дата обращения: 1 декабря 2017.

  29. . ТАСС (4 ноября 2020). Дата обращения: 14 ноября 2020.
  30. . Российская газета (4 ноября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  31. ↑ . Первый канал (4 ноября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  32. . Российская газета (4 ноября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  33. . Радио Спутник (4 ноября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  34. . Life (4 ноября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  35. . Новости Первого канала (30 декабря 2006). Дата обращения: 31 декабря 2019.

Боровицкая

Боровицкая башня

Боровицкая башня ( русская : Боровицкая башня ) является угловой башней с сквозным проходом на западной стороне Кремля. Он назван в честь Боровицкого холма , одного из семи холмов, на которых стоит Москва . Башня была построена в 1490 году на месте старых кремлевских ворот швейцарско-итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин, от fryaz или fryag, как тогда называли итальянцев) по приказу русского Василия III . В 1658 году по приказу русского царя Алексея I башня была переименована в Предтеченскую (от русского слова предтечапредтеча , предтеча ) в честь церкви Иоанна Предтечи , которая была позже разрушена при строительстве Оружейной палаты Кремля ( Оружейная палата). ). Однако новое имя так и не стало популярным. В 1812 году башня была повреждена взрывом, устроенным отступающей французской армией . В 1817-19 годах башню реставрировал архитектор Осип Бове . В 1935 году Советы установили красную звезду на вершине башни. После закрытия Спасских ворот на Красной площади для движения транспорта в конце 1990-х годов Боровицкие ворота стали основным проездом для транспортных средств. Вместе со звездой его высота составляет 54,05 метра (177,3 фута).

Географические координаты: .

«Спасская башня — 2018»

Одиннадцатый фестиваль «Спасская башня» был проведен в российской столице с 24 августа по 2 сентября 2018 года. Его основной темой был офицерский бал. В вечерних представлениях приняли участие 22 оркестра, два танцевальных коллектива и две роты почетного караула из 11 стран (России, Великобритании, Испании, Италии, Мексики, Монако, Мьянмы, Нидерландов, Омана, Швейцарии и Шри-Ланки). За ними с трибун наблюдали 90 тыс. человек. Впервые были вручены призы зрительских симпатий. Их обладателями стали оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта Валерия Халилова и ансамбль барабанщиц пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ, а также оркестр на велосипедах «Крещендо» из Нидерландов.

Современная жизнь Спасской башни

Шли века…Крепость постепенно теряла свое оборонительное значение и становилась центром политической, экономической, культурной, духовной жизни Российского государства. Интересна и современная жизнь башни.

С нижней площадки уже многие десятилетия проводятся фото-, кино-, видеосъемки всех массовых мероприятий, проходящих на Красной площади. С верхнего гульбища открывается прекрасный вид на постройки Кремля и Замоскворечье, непрерывная цепь крепостных стен, башен и монастырей московского Кремля.

В общественном сознании московский Кремль со Спасской Московского Кремля башней стал символом всей России. Часы на Спасской башне отсчитывают ход истории нашей страны.

https://youtube.com/watch?v=dJw3uKlkv_Q

Часы

Первые куранты появились на башне после реконструкции в XVIII веке. Массивный часовой механизм с боем весил 3 тонны имел необычную конструкцию. Стрелки часов стояли неподвижно, а циферблат вращался вокруг своей оси. В 1780-е годы на башне установили более легкие часы с традиционной конструкцией циферблата.

Сегодня на здании красуются современные электронно-механические часы с классическим дизайном. Три часовых механизма весят по 20 кг. Стрелки с серой окантовкой выполнены из легкого алюминия. Часовая стрелка имеет длину 1,68 м, а минутная – 2,2 м. Раньше отладкой курантов занимался часовщик-смотритель, но в век высоких технологий с этой работой легко справляется компьютер.

Когда кремлевские куранты начинают свой бой, включается светомузыкальное шоу «Малиновый звон». Одновременно со звуками медленно вспыхивают и гаснут красные прожекторы, которые окрашивают белые стены башни в яркий малиновый цвет. Оригинальная иллюминация очень красива днем, но еще более впечатляет в темное время суток.

Часы на Спасской башне

Всемирно известные часы на Спасской башне — московские куранты, были пристроены на башню в XV веке. Для снабжения башни курантами, был приглашен знаменитый толковый мастер и механик из Англии — Кристофер Галлоуэй.

Умелец снабдил часовой механизм музыкой. Часы показывали время дня и ночи. И Циферблат был снабжен буквами кириллицы и цифрами в арабском измерении. Конструкция была достаточно чудная — вертелся циферблат, тогда как стрелка оставалась на месте, значения в результате верчения сами пододвигались к ней.

Великий реформатор царь Петр приказал изменить куранты в немецком стиле, он считал, что это оптимальный вариант. А в 1770 году на башне были вставлены английский часы, привезенные из Грановитой палаты, исполнявшие немецкую песенку.

В XIX веке куранты наконец приобрели тот самый вид, который существует и поныне. Авторами проекта являлись братья-фабриканты Бутенопы, именно на их фабрике и были выполнены главные часы страны. Установлены они были на трех уровнях башни — 8,9 и 10-м. С того момента куранты стали издавать две мелодии — в 12 часов Марш Преображенского полка, а в 6 часов — неофициальный гимн России того времени.

Во время боев Октябрьской революции, башенные часы были перебиты случайным снарядом и не работали год. Позже, по приказу В.И.Ленина куранты были восстановлены, и музыку в них заложили уже революционную.

Спасские куранты

На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.

Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.

За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.

С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.

Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.

Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером. Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.

Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.

В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.

Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.

Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.

Коротко о возникновении Спасской башни Казани

Возведена башня в XVI веке именно в том месте, где самим Иваном Грозным после взятия Казани был установлен боевой флаг. Возвели это сооружение те же псковские зодчие Яковлев Постник и Ширяй Иван, построившие храм Василия Блаженного на столичной Красной площади.

Над этим главным проездом выставлялась икона Спаса Нерукотворного, которая была скопирована с царского знамени. В связи с этим башне и было присвоено такое наименование. Сегодня тот образ находится на Арском кладбище, в церкви Ярославских Чудотворцев.

Изначально крепость имела 13 мощных каменных башен, из которых на сегодня сохранилось лишь 8. И самой нарядной и представительной по праву является двухъярусная белокаменная Спасская башня.

Мелодии для курантов

В начале XVII века для курантов было подготовлено 13 колоколов, часть из них была куплена в Голландии, часть — отлита в России. Однако неизвестно, на какую именно мелодию был в то время запрограммирован музыкальный механизм курантов на Спасской башне. Есть упоминания о том, что в 1770 году после реставрации кремлевские куранты стали исполнять мелодию популярной немецкой песенки «Ах, мой милый Августин». Во время реставрации и реконструкции курантов середины XIX века по указанию императора Николая I были набраны новые музыкальные мелодии российских композиторов.

Выбор мелодий для курантов всегда имел важное государственное значение. Так, император Николай I поставил условие — не набирать на музыкальном барабане государственный гимн «Боже, Царя храни»

Император для исполнения кремлевскими курантами утвердил мелодии молитвы «Коль славен наш Господь в Сионе» и старинный «Преображенский марш», которые кремлевские куранты исполняли вплоть до 1917 года.

Выбор высшего руководства советского государства выпал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал» и революционный похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1932 году по указанию генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина было отменено исполнение похоронного траурного марша и действующим остался только один музыкальный механизм курантов. В 1938 году прекратилось и исполнение курантами «Интернационала» из-за износа музыкального механизма. К тому же было признано, что для исполнения «Интернационала» колокола Спасской башни не совсем подходят по тональности, и на расстоянии происходит искажение мелодии. Поэтому было принято решение остановить музыкальный барабан главных часов страны.

В 1970 году была предпринята попытка настроить старые музыкальные механизмы курантов для исполнения новой мелодии — гимна СССР, но она оказалась неудачной. Существующие на звоннице колокола Спасской башни не обеспечивали удовлетворительного звучания.

В 1995 году была поставлена задача вернуть кремлевским курантам музыкальное звучание к моменту вступления в должность президента Бориса Ельцина на новый срок. Для исполнения были выбраны два произведения Глинки — «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотическая песня», которая с 1993 года по декабрь 2000 года являлась официальным гимном РФ. В 1996 году на церемонии вступления в должность Ельцина после более полувекового молчания вновь заиграли кремлевские куранты, для чего были внесены существенные изменения в механизм.

В 1998 году была проведена техническая экспертиза устройства воспроизведения мелодий курантами, которая выявила множество проблем. Так что уже в 1999 году пришлось воссоздавать старый музыкальный механизм курантов. В 2000 году обновленные кремлевские куранты вновь зазвучали. Вместо «Патриотической песни» они заиграли гимн России, принятый в 2000 году.

Однако специалисты замечают, что точного попадания звучания колоколов в эталонную мелодию достичь так и не удалось. Из-за этого в начале 2000-х годов стали исполняться небольшие фрагменты мелодий Гимна России и «Славься» Глинки. Но из-за ограниченного состава колоколов и несовершенства механического устройства колокольной игры эти мелодии звучат невыразительно, и лишь знатоки могут угадать мотив по кратким колокольным темам.

На начало 2020 года на звоннице Спасской башни находились 13 колоколов. Кремлевские куранты — единственные полностью механические музыкальные часы в мире и одни из самых древних в Европе. Значительная часть колоколов — это произведения мастера-литейщика времен царствования императрицы Екатерины II Семена Можжухина.

Наедине с орлом

В октябре 2012 года вместе с реставратором Д.Е. Яковлевым мы два дня (работы проводились рано утром) осматривали блоки с площадки механического подъемника. Детально фотографировали, обмеряли… Визуальный осмотр позволил выявить детали, не видимые с земли. Выяснилось, что блоки, скорее всего, находятся на своих первоначальных местах, причем блок с двуглавым орлом со всех сторон окружен первоначальной кладкой1.

К сожалению, подтвердились и опасения, возникшие при изучении фотографий, — герб со львом и змием в аварийном состоянии, нижняя часть скульптур уже частично разрушена. Несколько крупнейших ученых-медиевистов (В.Л. Янин, Н.А. Макаров, А.А. Зализняк, Е.Н. Носов, П.Г. Гайдуков, А.А. Гиппиус, Вл.В. Седов, Л.А. Беляев) обратились к директору ФСО Е.А. Мурову. И вскоре комендант Кремля С.Д. Хлебников сообщил мне, что получено распоряжение включить гербы в программу реставрации стен и башен Кремля…

Каждый раз, проходя мимо Боровицких ворот, киваю, как старому знакомому, удивительному двуглавому орлу. Возможно, он открыл нам еще не все свои тайны…

Примечание

1. Петров Д.А., Яковлев Д.Е. Белокаменные гербы на Боровицкой башне Московского Кремля. Результаты предварительного осмотра. // Российская археология, 3. 2014. С. 147-155; см. также: Петров Д. Об итальянских гербовых щитах 1490 г. на Боровицкой башне. // Russica Romana. Anno XIX, 2012. Р. 9-32; Петров Д.А.О датировке гербовых щитов 1490 г. на Боровицкой башне Московского Кремля.// «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании » Материалы XXV международной научной конференции. Москва, 31 января — 2 февраля 2013 г. М., 2013. С. 471-476; Д.А. Петров. Скульптура на гербах Боровицких ворот Московского Кремля. // Лазаревские чтения. 2013. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 6 (XXXVII). М., 2020. (в печати).

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Часовенки Спасской башни

Исстари Спасская башня почиталась святыней, и возле нее очень часто происходили молебные действия и крестные ходы. В более отдаленные времена все действа вершились прямо под открытым небом, но со временем были выстроены 2 часовни для удобства и защиты от погодных условий.

В часовне Спасской главной священной иконой являлась икона Христу Спасителю. Богато украшененая святыня располагалась прямо против входа. В часовенке имелось множество икон ангелов Господних, Божьей Матери, и всех святых, с лампадами и свечами. Место почиталось Чудотворным и привлекало сюда большое количество молящихся.

В часовне Смоленской Находились 2 главные иконы комплекса — Спасителю Нерукотворному и Смоленской Божьей Матери, окруженные иконами с ликами святых — Архангела Михаила и Гавриила. На противной стене находилась икона Казанской Богоматери.

Над входом размещалась икона Спаса, а с уличной стороны икона Благой вести, очень почитаемой в народе.

В период с XV века до 30-ых годов прошлого столетия, Спасскую башню украшал на самом шпиле золотой двуглавый орел, который, как и все остальные исторические предметы был часто заменяем.

Во времена же Советской власти орла было приказано убрать, и на его место были водружены звезды украшенные самоцветными камнями.

В конце 30-ых годов звезды из самоцветов были заменены на Большую рубиновую звезду, которая была снабжена механизмом вращения и подсвечивалась лампами.

Спасская башня и ворота тесно вплетены в известный по всему свету облик Москвы и Красной площади, и своей красотой и великолепием заставляет трепетать сердца и задумываться об истории и судьбе нашей необъятной Родины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector