Останкино (усадьба)

Закат

Некоторые крепостные театры не дожили даже до начала XIX века — причиной их закрытия послужил траур, объявленный в связи с кончиной Екатерины II в конце 1796 года и растянувшийся на несколько месяцев.

Сильно усложнила жизнь владельцев театров политика взошедшего на престол Павла I. Император распорядился, «чтобы не были представляемы никакие пиесы, которые не играны на больших (казенных. — Прим. mos.ru) театрах и которые через цензуру не прошли». Для надзора за этим на любом спектакле должен был присутствовать полицейский пристав. Также был введен налог с «публичных увеселений и позорищ (зрелищ. — Прим. mos.ru)», под которыми подразумевались все спектакли как общественных, так и частных театров. Фиксированную сумму требовали даже с тех театров, которые ставили спектакли лишь для увеселения гостей хозяина, не взимая платы за вход.

Тем не менее крепостные театры в России существовали вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. Артисты получили возможность уходить от хозяев, переходить в другие труппы и создавать свои собственные. Некоторые театры начали работать самостоятельно, но большинство опустело.

История КСПК «Останкино»

Останкино — один из старейших московских парков, расположенный на территории дворцово-паркового ансамбля XVIII—XIX веков.

История этих мест уходит корнями в далекое прошлое, согласно историческим документам в XVI в. на этой территории находилось село «Осташково» (с 1710 г. стало носить привычное всем название Останкино).

В 1585 году село принадлежало дьяку Василию Щелканову который состоял на видной государственной должности — Хранителя государственной печати. При нем была выстроена небольшая деревянная церковь и выкопан пруд, вокруг которого насажены кедровые и дубовые рощи, которые сохранились до настоящего времени.

В 1743 году единственная дочь и наследница князя А.М.Черкасского (канцлер Российской империи), Варвара Алексеевна (1711-1767) — одна из богатейших невест Москвы выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. В качестве приданного к роду Шереметевых переходит и усадьба Останкино.

В XVIII—XIX веках был окончательно сформирован облик приусадебного Останкинского парка. Увеселительный сад был организован на основе нескольких элементов ландшафтной архитектуры: регулярной части с двумя аллеями, партера, опоясанного аллеями «берсо» и насыпной горки Парнас. Вторая часть парка— Прибавочный сад— был выполнен в английском пейзажном стиле, в нём были проложены дорожки и устроены павильоны и беседки. Для прогулок и катания на лодках в парке были обустроены пруды. Шереметевы часто устраивали представления и праздники, неоднократно усадьбу посещали представители царской фамилии: императоры Павел I (1797), Александр I (1801 и 1817), Александр II (1856 и 1858).

После Октябрьской революции 1917 года Останкино перестало быть владением Шереметевых, а с 1918 года дворец становится Государственным музеем творчества крепостных.

В советское время (1932-1990 гг.) парк Останкино носит название ЦПКиО им. Ф. Э. Дзержинского. Парк благоустроили по проекту архитекторов Виталия Долганова и Юрия Гриневицкого, на территории парка были обустроены читальные веранды, открытые эстрады, павильоны.

В 1976 году парк был включен в состав ВДНХ, а в 1991 году переименован в Останкинский.

В 2014 году Останкинский парк открылся после генеральной реконструкции. Согласно плану, территория получила исторический облик архитектурного ансамбля XVIII—XIX веков, но была полностью приспособлена под нужды современного города. В парке проложили велодорожки, вдоль аллей установили лавочки, беседки, гамаки, оборудовали площадки с тренажерами, лодочную станцию, танцплощадку, стадион. В парке находится конный клубы. Для детей предусмотрены современные детские площадки.

Другие достопримечательности Москвы, Россия

Красная площадь

4 отзыва

Московский Метрополитен

3 отзыва

Храм Василия Блаженного

3 отзыва

Торговый Дом ГУМ

5 отзывов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

4 отзыва

Царицыно Музей-Заповедник

4 отзыва

Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

Стены и башни Московского Кремля

2 отзыва

Воробьевы горы

Алмазный Фонд

Ботанический Сад МГУ

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

Музей космонавтики

2 отзыва

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Мавзолей Ленина

Москвариум

Московский зоопарк

Третьяковская галерея на Крымском валу

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку «Миловзор» и декоративные скульптуры

Усадьба Кусково — из истории

Первые упоминания об имении относятся к 16 веку. Около четырехсот лет, вплоть до 1917 года, имение принадлежало роду Шереметевых. В начале 17 века здесь были деревянная церковь, боярский двор. Расцвет имения пришелся на 18 век, когда ей владел Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого фельдмаршала Б.П. Шереметева, героя Полтавской битвы. Начиная с середины 18 века, создается прекрасный ансамбль с дворцом, большим парком и прудами. Здесь проходили пышные приемы гостей, на которых иногда собиралось  до 30 тысяч человек. Для веселья были построены павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. Последним владельцем ансамбля до 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев. После революции имение было национализировано.  В 1919 году она стала Государственным музеем. С 1938 года музей был объединен с единственным в  России музеем керамики.

Таинственный театр Дурасова

Вокруг крепостного театра была выстроена и усадьба Николая Алексеевича Дурасова (1760–1818) в Люблине. Здания крепостного театра и театральной школы начала XIX века сохранились с утратами и перестройками.

О том, как был устроен театр Дурасова и кто блистал на его подмостках, известно мало. До наших дней не дошло даже портрета этого помещика. Его усадьба в Люблине, как и усадьба Шереметева в Останкине, была устроена не для проживания, а для развлечения. Косвенно это подтверждается еще и тем, что во времена Дурасова ни в усадьбе, ни в ближайшей округе не было церкви. Значит, хозяин и его гости приезжали сюда только для того, чтобы посмотреть представление и вернуться обратно в Москву.

В лучшие годы в театре Дурасова было около сотни крепостных актеров. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков, который одновременно преподавал в школе при Петровском театре (будущем Большом). История театра в Люблине, как и многих других, закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников.

Коллекция и выставки Шереметьевского дворца

Фонды усадьбы хранят тысячи экспонатов, объединенных в коллекции. Среди них: архитектурная графика (собрание проектов, чертежей второй половины XVIII- начала XIX вв.); бумажные обои из парадных залов дворца; коллекция вееров; около 4 тысяч книг и документов; коллекция светильников и других осветительных приборов; напольные, настенные, каретные и другие виды часов; изделия из фарфора и стекла (посуда, украшения); собрание фотодокументов из архива семьи Шереметьевых; коллекция мебели; собрание живописи, акварельных рисунков, икон и скульптур работы русских и европейских художников, крепостных мастеров. Узнать больше о коллекциях Останкинского музея можно на сайте учреждения.

Беседка «Миловзор», Yokki

Реставрация музея в Останкино

С 2013 года по настоящее время Шереметьевский дворец и парк находятся на реставрации. Работы планируется закончить в 2020 году. Поскольку усадьба построена из сосны, основной задачей реставраторов является восстановление деревянных перекрытий, замена основообразующих элементов конструкции.

Выставки

На время проведения реставрационных работ усадьба не доступна для посещения. Однако, сотрудники музея организовывают выездные выставки и групповые занятия. Увидеть выставки музея Останкино можно в залах Музея музыки в Санкт-Петербурге, в Музее керамики, в усадьбе Кусково, в Оперном доме Царицына и на других площадках.

Анонс выставок Музея Останкино в 2020 году

Vtorou

Парк Останкино в Москве

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка «Парнас», «Собственный садик» и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники — лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы

Храм Троицы Живоначальной в Останкине, фотография 1888 года

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557005№ 7710557005

Храм Живоначальной Троицы — старейшее строение, сохранившееся в усадьбе. В сентябре 1678 года по челобитной князя Михаила Черкасского патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Постройка выполнена в стиле русского узорочья, её стены украшены орнаментом из красного кирпича и тёсанного камня. Особенностью церкви является девятиярусный резной иконостас. В настоящее время в храме располагается подворье патриарха..

Дворец

Сцена XVIII века, 2004

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557001№ 7710557001 — Дворец Объект культурного наследия № 7710557006№ 7710557006 — Хозяйственный флигель
Шереметевский дворец в Останкино, построенный из сибирской сосны с наружной штукатуркой и украшенный внутренней декоративной отделкой, является образцом архитектуры классицизма. Во всех парадных залах, фойе и холлах представлены произведения искусства. Стены дворца изнутри обиты бархатом и атласом и украшены золочёной резьбой. Облик дворца дополняют колонны, лоджии и барельефы.

Вспоминая об останкинском дворце, неизвестный английский путешественник писал:

…по фантастичности своей он напоминал одну из арабских ночей. В отношения блеска и великолепия он превзошел все, что только может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника.

Центральное место во дворце занимал театральный зал, при его проектировании за образец брались лучшие европейские театры. Зал соединялся с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для театральных постановок и прочих увеселительных мероприятий. На данный момент дворец является единственным в России и одним из немногих в Европе театральным зданием конца XVIII века, в котором сохранились сцена, зрительный зал, гримировальные комнаты, театральная машинерия.

Парадный двор

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557002№ 7710557002 — Ограда парадного двора
Небольшой парадный двор усадьбы вместе с примыкающими флигелями по оформлению напоминают сценическое пространство. Ограда парадного входа дворца была установлена в 1827 году, и является важным элементом паркового ансамбля XVIII века.

Парк

Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино, 2010

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557003№ 7710557003 — Парк «Увеселительный сад» Объект культурного наследия № 7710557004№ 7710557004 — парк пейзажный с прудами

Организация парковой зоны при усадьбе была начата в середине XVIII века и окончательно сформировалась на рубеже XVIII—XIX веков. Останкинский парк состоял из Увеселительного и Прибавочного садов, которые представляли собой соответственно «английскую» пейзажную и регулярную «французскую» части.

В 1932 году на территории бывшего парка графов Шереметевых был организован Парк культуры и отдыха имени Феликса Дзержинского. В 1991 году ПКиО было возвращено историческое название — парк Останкино.

Архитектурный комплекс

Останкино – усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы

Храм Троицы Живоначальной в Останкине, фотография 1888 года

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557005№ 7710557005

Храм Живоначальной Троицы — старейшее строение, сохранившееся в усадьбе. В сентябре 1678 года по челобитной князя Михаила Черкасского патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Постройка выполнена в стиле русского узорочья, её стены украшены орнаментом из красного кирпича и тёсанного камня. Особенностью церкви является девятиярусный резной иконостас. В настоящее время в храме располагается подворье патриарха..

Дворец

Сцена XVIII века, 2004

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557001№ 7710557001 — Дворец Объект культурного наследия № 7710557006№ 7710557006 — Хозяйственный флигель
Шереметевский дворец в Останкино, построенный из сибирской сосны с наружной штукатуркой и украшенный внутренней декоративной отделкой, является образцом архитектуры классицизма. Во всех парадных залах, фойе и холлах представлены произведения искусства. Стены дворца изнутри обиты бархатом и атласом и украшены золочёной резьбой. Облик дворца дополняют колонны, лоджии и барельефы.

Вспоминая об останкинском дворце, неизвестный английский путешественник писал:

…по фантастичности своей он напоминал одну из арабских ночей. В отношения блеска и великолепия он превзошел все, что только может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника.

Центральное место во дворце занимал театральный зал, при его проектировании за образец брались лучшие европейские театры. Зал соединялся с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для театральных постановок и прочих увеселительных мероприятий. На данный момент дворец является единственным в России и одним из немногих в Европе театральным зданием конца XVIII века, в котором сохранились сцена, зрительный зал, гримировальные комнаты, театральная машинерия.

Парадный двор

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557002№ 7710557002 — Ограда парадного двора
Небольшой парадный двор усадьбы вместе с примыкающими флигелями по оформлению напоминают сценическое пространство. Ограда парадного входа дворца была установлена в 1827 году, и является важным элементом паркового ансамбля XVIII века.

Парк

Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино, 2010

 памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710557003№ 7710557003 — Парк «Увеселительный сад» Объект культурного наследия № 7710557004№ 7710557004 — парк пейзажный с прудами

Организация парковой зоны при усадьбе была начата в середине XVIII века и окончательно сформировалась на рубеже XVIII—XIX веков. Останкинский парк состоял из Увеселительного и Прибавочного садов, которые представляли собой соответственно «английскую» пейзажную и регулярную «французскую» части.

В 1932 году на территории бывшего парка графов Шереметевых был организован Парк культуры и отдыха имени Феликса Дзержинского. В 1991 году ПКиО было возвращено историческое название — парк Останкино.

Парк Останкино

Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».

При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.

Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.

Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.

Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.

Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.

По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.

За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.

Останкинский Парк зимой

Зимой график работы в Останкинском Парке ничем не отличается от летнего. Единственное «но» – банкетные шатры и лодочная станция уже не будут доступны клиентам. Зато, наоборот, откроется каток в СК «Останкино». Массовые катание украсит визит Деда Мороза, Снегурочки и веселых аниматоров. Они будут с вами все новогодние каникулы. Также как массовики-затейники и прочие артисты, готовящие программу для описанных выше элитных ресторанов. К знакомому (по летнему туру) пони владельцы пристегнут небольшие сани. В детских «игральнях» особой популярностью станут пользоваться именно горки. На главном входе появится праздничная Елка, украшенная игрушками и гирляндами. Соответствующее освещение порадует вас и на здешних столбах. Закрытые объекты общепита будут функционировать в прежнем порядке. А киоски предоставят чай! «Запоет» концертами, состоящими из добрых песен, Эстрада. Аренда велосипедов сменится на прокат коньков и лыж (в СК «Останкино»). 

 Отдых в Останкинском Парке плавно перетекает в путешествие по Ботаническому саду. К слову, его курирует администрация только что описанного природно-исторического комплекса. Встреча с очередной порцией прекрасного может произойти на следующий день. Тут есть, где переночевать (отели на Гостиничной улице). А нам остается добавить: на другой стороне огромного Дворцового (Останкинского) резервуара хорошо просматривается одноименная телебашня. Ну и кадр! В планах у дизайнеров создать Сад Чувств, Аллею Мебиуса и пляж (на одном из прудов).

2

Флора

Останкинский Парк возник из того же массива южной тайги, что и соседние зеленые комплексы. То есть Ботанический сад, Леоновская роща, парк Будущего. А также дендрарии по Яузе, отделенные от них современными кварталами и инфраструктурой (Свибловский, Олонецкий и Лосиный Остров). Речь идет о реликтовых зарослях березы, сосны, осины, черной ольхи лишь с небольшой примесью ели. Светлохвойная чаща. Речь и о более чем столетней дубраве (названной в честь обозначенной выше дворянской династии). Чуть позже названная знать высадила сибирские кедры и лимонные деревья. А далее (уже при большевиках) здесь появились голубые ели, липы и тополя. Разумеется, лимонники и колумбарии сохранились лишь в открытых и закрытых пространствах соседнего Ботанического сада (в укрытых площадках и в оранжереях). Но уже в постперестроечное время специалисты по ландшафтному убранству каждое лето облагораживают означенный московский пятак новыми цветниками, напоминающими целые художественные композиции. Конкурс проводится в удобном месте. На рубеже описываемой территории, Главного ботанического сада и ВДНХ. Среди шедевров были «танки» и «терема»… На водных урезах с 18-го века прижились большие «плакучие» ивы.     

Служение славе всероссийской

После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.

Парки Усадьбы Кусково

Французский регулярный парк украшен скульптурами и включает в себя основной архитектурный ансамбль с павильонами Грот и Оранжерея, Итальянский и Голландский домики и Эрмитаж. Французский парк — это единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с 18 века. Мы видим цветники партера и зал торжеств под открытым небом, точные линии зеленой архитектуры и  каменную оранжерею. В восточной и западной частях парка находятся небольшие пруды. А рядом на берегах находятся два небольших ансамбля — Итальянский и Голландский. Главными сооружениями английского парка Гай был Дом Уединения, служивший жильем графской семье. В Запрудном парке располагался зверинец.

Убранство в постройках Усадьбы Кусково

Во Дворце сохранились подлинные элементы интерьеров: уникальный паркет и мраморные камины, живопись и лепнина,  огромные зеркала и другие украшения. Мебель украшена золоченой резьбой. Стены — шёлковой обивкой. Над созданием интерьеров работали русские вольные и крепостные мастера, а также иностранные художники и скульпторы. Декоративное убранство интерьеров состоит из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства. Это — уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и хозяев имения.

В Голландском домике собраны изделия из фарфора: посуда, вазы и другие предметы, а также множество различных картин. В комнатах первого этажа находились редкие картины из бисера и цветного мрамора, античные скульптуры и другие ценности.  Грот состоит из центрального зала, северного и южного кабинетов. Центральный зал расписан под розовый и зеленый мрамор. Для кабинетов  выбраны соответственно теплый и холодный тона. На стенах изображены морские пейзажи, которые украшены ракушками. Можно видеть изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других морских обитателей.

Из истории села Останкино

На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия «Лосиный остров», «Лось», «Медведково».

Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI — нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева — князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской — единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

История усадьбы

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию, и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector