Соборная мечеть в санкт-петербурге

Соборная мечеть Санкт-Петербурга: краткая история

Первое мусульманское поселение появилось в Санкт-Петербурге с момента основания города Петром Великим. Царь пригласил для строительства Города на Неве общину татар, основавших небольшое поселение. В 18-ом в. в городе появилось еще 3 общины мусульман. Поначалу верующие молились на дому.

В 1906 г. к губернаторскую канцелярию обратилась инициативная группа религиозных авторитетов, попросивших у властей города разрешения на строительство мечети. Инициатива была поддержана на само высоком уровне. На собранные верующими деньги был куплен участок неподалеку от Петропавловской крепости.

В 1908 г. был проведен конкурс проектов будущей мечети. Победителем конкурса оказался талантливый архитектор Н. В. Васильев. В 1910 г. был уложен первый камень в фундамент будущего храма. Строительство продолжалось почти 10 лет. Уже после революции, в 1920 г., состоялось открытие мечети.

Это было великолепное здание с двумя высокими минаретами и огромным золоченым куполом. Фасад мечети был расписан в восточной стилистике. Купол, главный вход, верхние части минаретов были покрыты изысканными золотисто-зелеными узорами. Узоры покрывали и внутренние стены храма. Внутри мечети у прихожан возникало ощущение, что они находятся не на земле, а на небе.

В 1940 году в соответствии с действовавшей на тот момент антирелигиозной политикой, мечеть была закрыта. В здании был размещен склад медикаментов. Архитектурный памятник постепенно приходил в упадок.

В 1955 году татарская община Петербурга обратилась к властям города с просьбой вернуть храм верующим. После длительных согласований и споров в соборе были возобновлены религиозные службы. В 1968 г. Соборная мечеть Петербурга была признана архитектурным памятником государственного значения, в ней начались восстановительные работы.

Найденные Н.В. Васильевым архитектурные решения поражают воображение. Украшенный узорами купол даже в ненастную погоду вносит в окружающий пейзаж яркие краски. Купол мечети имеет высоту в 39 м., высота каждого из минаретов – 48 м.

Храм уникален сочетанием восточного стиля и северного модерна. Основным строительным материалом стал финский камень. Васильев оттенил этот достаточно грубый материал изящным декором из керамики. Орнамент фасада Соборной мечети можно рассматривать, как произведение искусства.

Архитектор учел, что восточный храм окружен зданиями европейского вида: ему удалось гармонично вписать мечеть в окружающий пейзаж.

Внутренние интерьеры храма полностью соответствуют традициям исламского зодчества. В молитвенном зале находятся несколько высоких колонн из карельского мрамора, поддерживающих купол. В стене находится специальная ниша – поворачиваясь к этой нише, верующий поворачивается лицом к Мекке. Стены покрыты узорами, оригинальной мозаикой и орнаментом.

В центре потолка расположена огромная люстра с множеством ламп. На первом этаже находится молитвенное помещение для мужчин, на втором – для женщин. Мусульмане в любое время могут прочитать молитву согласно времени намаза в Санкт-Петербурге. На третьем этаже мечети располагается начальная школа.

В Санкт-Петербургской Соборной мечети могут одновременно молиться до 5 тыс. человек. На официальном веб-сайте можно найти расписание намазов.

Адрес и телефон Соборной мечети Санкт-Петербурга

Где находится Соборная мечеть Спб и как связаться?

Контакты:

  • Адрес: Кронверкский просп., 7.
  • Тел.: +7 812 233‑98-19.

Не забудьте поделиться расписанием у себя на странице или добавить в закладки, чтоб не потерять.

История создания

Возведение мечети в городе на Неве исторически обосновано: в строительстве Санкт-Петербурга участвовало немало работных людей исламской веры. Татарское поселение появилось в городе с момента его основания. К концу 18 столетия в Петербурге образовались еще три мусульманские общины. Постепенно назревала потребность в создании для них молитвенного сооружения.

https://youtube.com/watch?v=qeP6vjd4Pdw

Основные вехи

В 1881 году представители петербургских мусульманских общин подали прошение о возведении мечети. В Министерстве внутренних дел одобрили начинание, но официальное разрешение было выдано через 25 лет.

Все это время верующие собирали средства на будущий храм. В 1906 году начал свою работу строительный Комитет. Был проведен конкурс проектов и приобретен земельный участок вблизи Петропавловской крепости. Императорский указ 1908 года утвердил проект архитектора Николая Васильевича Васильева.

16 февраля 1910 года прошла официальная церемония закладки храма. К 1913 году сооружение было готово в черновом варианте, без отделки. 21 февраля при большом собрании прошло первое богослужение. Финишные работы закончились в апреле 1920 года. Купольное здание с двумя высокими угловыми минаретами предстало перед горожанами во всей своей красе.

Судьбоносные моменты

История мечети созвучна судьбе большинства петербургских соборов. В 1940 году храм закрыли. В пятничные и праздничные дни верующие возносили молитву на мусульманской стороне Ново-Волковского кладбища, а красивое культовое здание служило медицинским складом и постепенно ветшало.

Неоднократные прошения татарской общественности о возвращении мечети верующим были в 1955 году удовлетворены, и в соборе возобновились богослужения. В 1968 году культовое здание получило статус охраняемого государством памятника архитектуры. Храм пережил не одну реконструкцию, на его территории и сейчас проводятся реставрационные работы.

Режим работы

Храм открыт с 10 до 17 часов ежедневно, без выходных. В связи с проведением реставрационных работ график иногда сдвигается. Уточнить информацию можно на официальном портале мечети в режиме реального времени.

Вход

Гостями собора могут стать люди любого вероисповедания. Групповое посещение возможно только по согласованию с администрацией. В индивидуальном порядке вход не ограничен.

Посетители обязаны соблюдать простые правила

  • Не приходить в открытой одежде
  • Обязательно снимать обувь при входе
  • Отключать телефон
  • Громко не разговаривать
  • Не заходить за ограждения
  • Ни есть, ни пить во время визита
  • Не производить фотосъемку, аудиозапись, видеосъемку сотрудников, служителей и прихожан.

Для женщин прописаны дополнительные условия

  • Голову покрывать платком
  • Не входить в нижний мужской молитвенный зал
  • Посещать мусульманский храм в скромном наряде и без яркого макияжа

Все эти правила — проявление элементарного уважения к чувствам верующих. Визитеров с недостойным поведением просят покинуть территорию храма.

Оплата

За частное посещение плату не берут, но хорошим тоном считается добровольное пожертвование. Цена группового посещения формируется на договорных началах: каждый экскурсант делает личный материальный взнос в приемлемом для него размере.

Архитектура

Голубой купол, оттененный двумя стройными минаретами, вносит сочные, лучезарные краски в безмятежный петербургский пейзаж даже в серые, ненастные дни.

Сооружение достаточно монументально: 32 метра — в ширину, 45 метров — в длину. Главный купол возвышается на уровне 39 метров над землей, шпили двух минаретов уходят ввысь на 48 метром.

Однако уникальность храма не столько в больших габаритах, сколько в симбиозе северного модерна с традиционным восточным стилем. Строителям удалось гармонично соединить грубоватый финский облицовочный камень с живописным, утонченным керамическим декором и причудливыми орнаментами. Необыкновенный стильный образ настолько хорош, что при всей уникальности, естественность стилизации не вызывает сомнения.

Купольный барабан прорезан множеством проемов, что не типично для мусульманских сооружений. Сделано это для улучшения освещенности молитвенного зала в условиях петербургской, не всегда солнечной погоды.

Стены собора оформлены серым фактурным гранитом, роднящим необычное восточное здание с соседними сооружениями европейского стиля. Голубая керамика с бирюзовым отливом украшает входной портал и купол.

Необыкновенную живописность фасаду придают медальоны с цитатами из Корана, выведенные витиеватой арабской вязью. Изречения из священной книги украшают входные порталы и проемы между дверями.

К сожалению, множество декоративных керамических пластин повреждено или уничтожено в советское время. В ходе проводимых сейчас реставрационных работ утраченная майолика заменяется фарфором.

Внутреннее убранство

Традиции исламского зодчества полностью соблюдены в оформлении интерьера. Главный молитвенный зал с зелеными мраморными колоннами, поддерживающими купольные арки, полон легкости и торжественности. Смысловой акцент — вогнутая ниша в стене, ориентирующая верующих во время молитвы в сторону Мекки — декорирована изящной голубой керамикой.

В соответствии с канонами ислама в интерьере нет элементов с изображением людей и животных. Стены обильно украшены затейливым орнаментом. Пол устелен большим красивым ковром. Поражает воображение монументальная люстра в центре зала, расписанная цитатами из священного Корана.

Внутреннее пространство, как общепринято в любом мусульманском храме, поделено на зоны. Первый этаж занимает мужской молитвенный зал. На втором этаже находится женский зал. Третий этаж отдан под начальную школу. Конструктивно второй и третий этаж — это антресоли, встроенные в верхнее пространство основного зала.

Ремонтно-восстановительные работы

Прекращение работ в связи с началом 1-ой мировой войны, революция и последующая разруха, особенности северного климата, закрытие мечети и превращение здания в склад, артобстрелы и бомбежки во время Великой отечественной войны, суровые блокадные зимы негативно сказались на общем состоянии помещений соборной мечети.

В середине 1930-х гг. были зафиксированы первые выпадения облицовочных деталей с фасадов мечети. Татары собственными силами неоднократно ремонтировали крышу, делали внутренние косметические ремонты.

Решением Исполкома Ленгорсовета от 25 ноября 1968 г. здание мечети было взято под охрану государства как памятник архитектуры. В 1969 г. двадцатка заключила подрядный договор с Научно-реставрационными художественными мастерскими при Ленгорисполкоме на реставрационные работы, но выяснилось, что в городе нет необходимых мастерских. В 1974 г. мусульмане обратились в Ленгорсовет с просьбой оказать помощь в ремонте и получили ответ: «Исполком Ленгорсовета рассмотрел Ваше письмо от 16 августа 1974 г. Удовлетворить Вашу просьбу о выполнении реставрационных работ по Соборной мечети в настоящее время не представляется возможности из-за большого объема работ по городскому хозяйству».

В 1979 году обрушилась майоликовые изразцы купольного пространства мечети, тогда имам-хатыб Ленинградской Соборной мечети Жафяр Насибуллович Пончаев неоднократно обращал внимание чиновников Ленгорисполкома об аварийной ситуации общего здания мечети. В сентябре 1980 г

по распоряжению Исполкома Ленгорсовета началась подготовка к реставрации здания мечети в ЛенНИИпроекте (9-ая мастерская). В 1984 г. начались работы по демонтажу майолики купола, 12 изразцов были переданы на хранение в фонды Государственного музея истории религии. Специалисты приняли решение заменить керамическую майолику строительным фарфором. В работе использовалась глазурь Дулевского красочного завода (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Специалист треста Леноблреставрация керамист Михаил Николаевич Макаренко разработал технологию изготовления изразцов из строительного фарфора. В конце 1988 г. изразцами из строительного фарфора была облицована башенка одного из минаретов, подрядчиком работ выступило ГП «Полиформ». В мае 1994 г. создан Попечительский совет, возглавил который востоковед, доктор исторических наук Ватаняр Саидович Ягья, главный советник мэра, коренной петербуржец. В состав Попечительного совета вошли: почетный декан Восточного факультета СПбГУ, востоковед-иранист М. Н. Боголюбов — академик РАН; директор Государственного Эрмитажа исламовед М. Б. Пиотровский — член-корреспондент РАН; Р. К. Галиулин — президент фирмы «Ленстройинвест»; Л. К. Кошелев — глава администрации Петроградского района города; А. В. Лаврухин руководитель мастерской № 9 АО «ЛенНИИпроект» и др. В мае 2003 г. ремонтно-восстановительные работы были завершены. 23 июня 2003 г. накануне Петербургского сабантуя состоялась церемония открытия портала — главного входа в мечеть.

Поверхность стен в нижней части внутренних помещений мечети, решенной в виде панели, современные турецкие мастера покрыли тонким растительным орнаментом.

27 сентября 2012 г. обрушилась часть гранитной облицовки одного из минаретов. В 2013 году имам-хатыб Соборной мечети Равиль-хазрат Панчеев настоял провести обследование состояния минарет и всего здания. Специалисты КГИОП во главе с его председателем Александром Макаровым пришли к выводу о начале финансирования реставрационных работ и объявлении тендера. Осенью 2013 г. ООО «Профиль» приступил к ремонтным работам, в ноябре 2015 г. работы были завершены.

Планы на будущее

Прошла новость, что мусульманские религиозные деятели собираются построить самый высокий храм своей веры на Фарфоровском кладбище. Макушка минарета планируется высотой в 200 м, в комплекс должны входить культурный исламский центр с экскурсиями для подрастающего поколения. Место будущего строительства выбрано из соображений высокой плотности в районе населения, исповедующего ислам. Однако существует и огромное количество противников проекта. Основная загвоздка в том, что под застройку отведено старое кладбище – по закону на нем не может располагаться ничего, кроме скверов и парков, дабы не тревожить прах усопших.

Будет ли реализована идея мусульманских активистов — покажет время.

Богослужения

Одновременно совершать намаз в молитвенных залах могут около пяти тысяч мусульман. Расписание намазов публикуется на официальном портале. Несмотря на ремонтные работы, в Санкт-Петербургской мечети проводятся все установленные культовые обряды.

Помимо пятикратного повседневного богослужения проходят дополнительные духовные мероприятия:

  • каждый четверг проводится вечерний намаз в честь пятничного дня, за который Аллах дарит верующим новые блага
  • во время Рамадана совершается праздничный коллективный намаз, указанный в священных преданиях о пророке Мухаммеде
  • проходят образовательные занятия мусульманской начальной школы, где обучают арабскому, татарскому языку и основам ислама

История здания мечети

Практически с момента основание Санкт-Петербурга, в районе Петропавловской крепости образовалась татарская слобода и исламская община, которая к концу XIX века разрослась до 8 000 человек. Однако, несмотря на внушительное количество последователей ислама, ни одной мечети в городе не было. В 1881 году муфтий петербургских мусульман обратился к русскому правительству с ходатайством о постройке мечети. Несмотря на то, что этот запрос получил официальное согласие, средств на строительство выделено не было.

В 1906 году Петр Столыпин утвердил список комитета строительства Санкт-Петербургской Соборной мечети и санкционировал сбор пожертвований  в масштабах страны. Главный взнос в фонд строительства сделал Бухарский эмир Саид-Абдулла-Ахад-Хан, оплатив приобретение земельного участка между Кронверкским проспектом и Конным переулком, и с этого момента идея возведения мечети обрела реальные очертания. В 1908 году состоялся конкурс архитектурных проектов, на который было подано около 50 заявок. Победителем стал проект архитектора Николая Васильева, разработанный им в соавторстве со Степаном Кричинским (который входил в исламскую общину Петербурга) и Александром фон Гогеном.

Проект строительства мечети был одобрен правительством, но согласование его с Академией художеств было сопряжено с некоторыми трудностями. Не имея претензий к архитектурному проекту самого здания, академия не одобрила предполагаемое место строительства. Было высказано предположение, что мечеть в среднеазиатском стиле создаст определенный диссонанс с находящимися рядом зданиями, тяготеющими к европейскому стилю, и изменит исторический облик центра города. Столыпин принял к сведению рекомендации Академии художеств, однако счел недопустимым отозвать резолюцию на строительство мечети.

Подготовительные работы на купленном исламской общиной участке начались осенью 1909 года, а через полгода состоялась торжественная закладка мечети в присутствии высокопоставленных лиц. Первая, приуроченная юбилею дома Романовых, коллективная молитва в новой мечети состоялась в 1913 году. К тому моменту еще не завершились строительные работы, не говоря уже о внутренней отделке.

Процесс возведения мечети был ощутимо замедлен Первой Мировой войной, и завершился он только к 1920 году. В Священный месяц Рамадан, мечеть открыла свои двери для верующих, в ней стали регулярно проводиться религиозные обряды.

В 1924 году правительство конфисковало бОльшую часть внутреннего убранства мечети. А с 1940 года были прекращены богослужения, в здании устроили склад. По окончанию Великой Отечественной войны, исламская община, разросшаяся к тому времени до 15 000 человек, неоднократно обращалась в правительственные инстанции с ходатайством о возвращении зданию религиозных функций. Российских мусульман поддержали правительства разных стран мира (в том числе лично Джавахарлал Неру). В итоге,  в 1955 году мечеть снова перешла в ведение религиозной общины.

В конце 60х годов ХХ века зданию мечети был присвоен статус памятника архитектуры.

Информация о прогулке по мечете и экскурсоводах

Соборная мечеть Питера принимает всех желающих познакомиться не только с ее историей, но также поближе прикоснуться к религии ислам, которая для многих остается загадкой. Во время экскурсии, которая продлится около часа, посетители узнают:

  • Много интересных фактов об исламе и его развитии в Северной столице.
  • Истории, связанные с постройкой первой мечети Санкт-Петербурга.
  • Увидят своими глазами архитектурные ансамбли здания и все особенности, сопровождавшие постройку.
  • Гид расскажет, какое значение мечеть имеет для мусульманской общины.
  • Чем отличается обычный намаз от пятничного или праздничного? Об этом также можно узнать в ходе экскурсии.
  • Дополнительно можно узнать о том, что такое минарет, михраба, минбара и множество иной информации.

Все экскурсии проводятся членом союза краеведов города Санкт-Петербург Альмирой Наимовной Тагирджановой. Она закончила Университет Петербурга, является сотрудником газеты «Восточный Петербург» и активным деятелем объединения «Институт Петербурга».

Соборная мечеть

Общие правила для участников экскурсии

Посетить мечеть можно только при строгом соблюдении принятого на административном уровне режима поведения. Посетителям строго запрещается:

  • Самолично проводить экскурсию без специального разрешения на территории, относящейся к Соборной мечети.
  • Здесь нельзя использовать аппаратуру, позволяющую делать фотоснимки или совершать видеосъемку. Данный запрет относится ко всей территории, прилегающей к мечети, также нельзя фотографировать и снимать экскурсовода.
  • Любой шум на территории и внутри религиозного здания строго запрещен и может стать причиной, по которой человека попросят покинуть мечеть.
  • Девушкам и женщинам запрещается входить в мечеть с непокрытой головой.
  • Проникать за заграждения нельзя.
  • В мечеть можно заходить только разувшись.

Все желающие могут посещать проводимые на территории мечети выставки, если они совпадают со временем экскурсии. Мужчинам разрешается входить в храм без головного убора.

Обратите внимание! Хорошим тоном считается не перебивать экскурсовода, а интересующие вопросы задавать по завершении экскурсии. Также рекомендуется оставлять пожертвования

Фото и описание

Первый раз необходимость постройки мечети в Санкт-Петербурге обсуждалась еще в 1882 году. Граф Толстой, который в то время был министром внутренних дел, принял у себя муфтия Тевкелева – верховного руководителя мусульманской общины. Хотя вопрос о мечети был решен положительно, строительство тогда не началось. Прошло больше двадцати лет, прежде чем министерством внутренних дел было дано разрешение на учреждение специального комитета (1906 год). Этот комитет должен был организовать строительство соборной мечети в городе Петербурге. Планировалось строительство проводить на средства, пожертвованные мусульманами, проживающими на всех российских землях.

Кроме добровольных пожертвований деньги на счет комитета поступали и от продажи лотерейных билетов (была организована специальная лотерея); почтовых открыток (специальный тираж). В начале июля 1907 года царь Николай ІІ подписал разрешение на покупку земли под мечеть. Участок для строительства выбрали на Кронверкском проспекте.

Уже ближе к осени 1908 года проект строительства мечети был разработан и подписан. Над проектом работали: инженер С.С. Кричинский и художник-архитектор Н.В. Васильев. Общее руководство осуществлял академик А.М. Фон-Гоген. Стиль и внешний вид мечети походил на мечети и гробницы Средней Азии, внутренняя планировка соответствовала эпохе, в которой жил Тамерлан.

В середине февраля 1910 года произошла торжественная закладка первого камня мечети. По рассказам очевидцев над местом закладки первого камня поставили шатер. Рядом на столе положили инструменты из серебра, памятную доску с надписями на арабском и русском языках и беломраморные строительные камни. Все это было обнесено невысоким заборчиком. Строительство продолжалось три года. Мечеть торжественно официально открыли в 1913 году к празднованию трехсотлетнего юбилея царской династии Романовых, правда, отделочные работы внутри велись еще в течение нескольких лет.

Мечеть поражала своим величием и красотой. Местоположение мечети внесло некоторые коррективы в первоначальный план строительства. Так освещенность зала для молитв была увеличена за счет прорезания стен и барабана купола большим количеством световых проемов, а это не свойственно для восточной архитектуры. Облицовка стен была выполнена из серого гранита. Минареты, сам купол и портал покрыли керамической плиткой цвета небесной лазури. Керамика была изготовлена при активном содействии П.К. Ваулина (выдающийся в то время художник-керамист). Фасад был украшен надписями – изречениями из Корана. При отделке внутренних помещений учитывались традиции мусульман: колонны, поддерживающие арки купола облицевали мрамором зеленого цвета; галерею для моления женщин задрапировали тонкой кисеей. По законам шариата женщина не может молиться вместе с мужчиной, так как может своим присутствием отвлекать его от молитвы, поэтому женщины молятся в специальной галерее, которая находилась в торце молитвенного зала.

Рядом с мечетью возвели просторное помещение для ритуальных омовений. В этом помещении мусульмане проходят специальный сложный обряд, прежде чем войти в мечеть. Это помещение называется «Тахарат-Хана», что переводится на русский язык как баня или умывальня. Перед входом в мечеть мусульмане обязаны снять свою обувь и оставить ее в прихожей. Заходить внутрь зала для молитв обутым категорически запрещается.Как и многие православные церкви, в 30-х годах ХХ века мечеть закрыли и сделали из нее складское помещение. После войны мусульманам приходилось проводить богослужения на Волковском кладбище, где есть участок с татарскими захоронениями. В 1956 году мечеть возвратили верующим мусульманам. Большую роль в этом сыграла татарская общественность.

Примечания

  1. Загидуллин И. К., Исламские институты в Российской империи. Мусульманская община в Санкт-Петербурге XVIII- начало XX вв. Казань. 2003. C. 61
  2. Загидуллин И. К., Исламские институты в Российской империи. Мечети в европейской части России и Сибири. Казань. 2007. СC. 344—354.
  3. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, С. 39
  4. «Санкт-Петербургские ведомости», 23 февраля (8 марта) 1913, № 44, стр. 3.
  5. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 44-46.
  6. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, С. 80
  7. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 70-96.
  8. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 97-104.
  9. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 116—122.
  10. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 78-93.
  11. Тагирджанова А. Н., Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. СПб, 2014, СС. 105—115.

Возможность проведения экскурсий

В 2018 году ограничений по проведению экскурсий нет, но проводятся они строго по предварительной записи. Провести ознакомительную прогулку для большой группы туристов можно в любой день недели, кроме пятницы. Время согласовывается заранее и не должно совпадать с расписанием намазов.

Мусульманская мечеть в Санкт-Петербурге

Запись на экскурсионную прогулку проводится путем выполнения нескольких шагов:

  1. Составить заявку, где будет указано количество человек и время, удобное для посещения.
  2. Дождаться положительного ответа.
  3. Прийти в указанный срок во двор мечети, находящийся около входа в административное здание.
  4. Указать контактную информацию, по которой можно будет совершить обратную связь.

Письменную заявку нужно отправлять на адрес электронной почты 2339558@mail.ru. Ответ будет отправлен в течение нескольких дней. В письме будет указана информация по возможности проведения прогулки и контактная информация о гиде.

Архитектурные особенности

Соборная мечеть обладает лаконичными формами и настолько красива, что ее считают одним из самых колоритных памятников архитектуры Санкт-Петербурга. В мусульманском храме гармонично сочетаются традиции северного модерна и традиционного восточного стиля. Местный облицовочный камень прекрасно дополняют утонченные керамические изразцы и причудливая вязь.

Монументальное здание видно издалека. Соборная мечеть имеет длину 45 м и ширину 32 м. Главный купол поднимается на 39 м, а шпили двух минаретов – на 48 м. Храм разделен на три этажа. На самый верх ведет широкая мраморная лестница. Внутри могут разместиться до 5000 верующих.

Отделкой фасадов занимался Л. Максимов. В качестве прототипа он использовал декор знаменитых мусульманских мечетей – Шахи-Зинда и мавзолея Тамерлана Гур-Эмир. Для этого художник специально ездил в Самарканд и делал нужные замеры и эскизы.

Вид Соборной мечети с тыла

Высокий купол увенчан большим позолоченным полумесяцем. В ненастные серые дни он расцвечивает неброский питерский пейзаж сочными голубыми красками. Возле дверей у входа выложены даты закладки здания и полного окончания строительных работ.

Стены Соборной мечети отделаны фактурным серым гранитом. Входной портал и купол выложены изящной сине-бирюзовой керамикой. Яркие изразцы делают их похожими на небо. Фасады украшают живописные растительные мотивы. На медальонах, над входами и в проемах между дверьми приведены суры из Корана. Цитаты из священной книги мусульман выложены витиеватой арабской вязью.

К сожалению, в годы советской власти за мечетью не следили, поэтому многие декоративные пластины из майолики были утрачены. При реконструкции их заменили на изразцы из более долговечного и легкого фарфора. Сегодня большой фарфоровый купол Соборной мечети – единственный в своем роде в России.

Портал Соборной мечети

Соборная мечеть в годы советской власти


Мусульмане-татары у входа в Соборную мечеть Ленинграда (1926 год). Присутствуют в том числе женщины и дети. Большинство одето по-европейски

На основании постановления Исполкома и Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны 27 апреля 1918 г. был создан Комиссариат по делам национальностей Петроградской трудовой коммуны (Петрокомнац). Все документы Комитета по постройке соборной мечети были переданы в татарский отдел комиссариата. Председатель комитета Давлетшин писал: «Комитет располагает всего капиталом лишь в 11 782 руб. 68 коп., который расходуется им лишь на содержание и охрану мечети. Долгов разным лицам по счетам за строительные материалы числится за комитетом более 100 000 руб. …»

30 апреля 1920 г. строительные и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены. Для памяти потомков около дверей главного входа выложили две даты: день закладки и день полного окончания внутренних отделочных работ.

В мае 1921 г. от членов Комитета в Совет народных комиссаров поступило обращение с просьбой разрешить поездку в Финляндию для приемки работ, заказанных ещё до войны. Речь шла о гранитных блоках крыльца входа для женщин и для цоколя ограды по периметру участка. Сооружение крыльца закончили в конце 1921 г., а чугунную решетку установили на гранитный цоколь на кирпичном фундаменте в 1923 г.

В августе 1921 г. Петроградский отдел регистрации обществ и союзов потребовал перерегистрации мусульманского общества при Петроградской соборной мечети. Ответственными руководителями регистрируемого мусульманского общества были: Муса Бигеев, Лутфулла Исхаков, Самигулла Ахтямов, Фатих Юнусов, Сафа Арифуллин и Мухаммед-Алим Максутов. Общество при наличии «Устава Мусульманского Общества при Петроградской соборной мечети» зарегистрировали 8 октября 1921 г. В декабре власть приняла решение общество закрыть. Для руководства мечетью требовалось общим собранием прихожан 30 декабря 1921 г. избрать комитет из 20 человек (двадцатка), в который вошли М. Бигеев, Л. Исхаков, М.-А. Максутов и др.

Договор о передаче соборной мечети в бесплатное пользование мусульманской общине был подписан 27 октября 1927 г., а через полтора года по «Акту контрольно-технического осмотра соборной мечети» двадцатке предписали окрасить кровлю, исправить трубы, радиаторы центрального отопления, произвести внутренний штукатурно-малярный ремонт, исправить паркетный пол. В мае 1928 г. мечеть посетила делегация из Афганистана во главе с Амануллой-ханом.

В Ленинграде начался активный период деятельности самой массовой общественной организации «Союза воинствующих безбожников». Несмотря на то, что мечеть была действующей в начале 1930-х гг. районная администрация предоставила подвал мечети базе «Ленгорплодовощ» для хранения картофеля. В 1936 г. в подвале мечети хранили фрукты и при этом предупреждали двадцатку, что в случае невыполнения ремонта договор на пользование зданием будет расторгнут. Кроме косметического ремонта и ремонта крыши, требовалось восстановить мозаичную облицовку главного портала, верхнюю часть башен-минаретов, купол и парадный вход. Когда мусульмане отремонтировали 70 %, площадей, 10 июня 1940 г. Ленгорсовет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». В январе 1941 г. Управление делами искусств при СНК РСФСР сообщило, что против культурного использования бывшей мечети в Ленинграде не возражает, при условии «сохранения фасадов и внутренних архитектурных деталей». В мае 1941 г. Музею истории религии АН СССР по акту были переданы имеющие музейное значение вещи, а здание мечети передали Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.

На намаз татары отправлялись на Волковский проспект к мусульманскому участку Ново-Волковского кладбища. Устраивались между могилами, если их сгоняли с пустыря: до 400—500 человек в любое время года по пятницам и до 5 тысяч в дни рамазан-байрама и курбан-байрама.

Архитектурные и строительные особенности

Соборная мечеть не сразу получила свое название. Вначале ее называли «Татарской», а место, где она была расположена — «Татарстаном», что было вызвано многочисленностью и активной помощью татарской диаспоры при постройке мусульманского храма.

Санкт-Петербургская Соборная мечеть изначально планировалась как роскошно оформленное на восточный манер строение, что и было реализовано строителями под руководством опытных архитекторов:

  • Архитекторы в своем питерском проекте постарались полностью повторить особенности возведения купола мавзолея Гур-Эмир.
  • Узоры входного портала повторяют аналогичные в мавзолее Шахи-Зенды.
  • Маскировка купольного перекрытия была блестяще выполнена благодаря арочным сводам.
  • Стены Санкт-Петербургской мечети отделывались фактурным серым гранитом темного цвета, что придало ей особую монументальность и позволило гармонично влиться в общий архитектурный ансамбль города.
  • Главный купол и минареты, а также портал отделывались голубой плиткой небесного оттенка.
  • В центре зала висит монументальная люстра, не поддающаяся описанию. Она просто огромна и вся покрыта цитатами из Корана, написанными на священном для мусульман языке.
  • Декор колонн выполнялся из искусственного зеленого мрамора.
  • В торцевой части здания есть специальная галерея, закрытая специальным занавесом — это место молитвы для женщин, которые не допускаются в главный зал, чтобы не отвлекать мужчин от совершения поклонения Богу.

Питерская Соборная мечеть внутри

Обратите внимание! Согласно канонам ислама, нельзя делать изображение людей или животных, поэтому весь орнамент внутри здания состоит из узоров. Главным украшением Соборной мечети считаются майолики, — особый вид керамики, которая покрывается специальной глазурью

Но на сегодняшний день множество пластин повреждены либо утрачены в советский период, некоторые переданы музеям для хранения. Сейчас проводится реставрация всего здания, в ходе которой майолики будут заменены на технический фарфор

Главным украшением Соборной мечети считаются майолики, — особый вид керамики, которая покрывается специальной глазурью. Но на сегодняшний день множество пластин повреждены либо утрачены в советский период, некоторые переданы музеям для хранения. Сейчас проводится реставрация всего здания, в ходе которой майолики будут заменены на технический фарфор.

Дополнительная информация! Соборная мечеть в Питере — это не только крупный религиозный центр, она также является самой крупной во всей Европе и может принять на намаз до пяти тысяч мусульман единовременно.

Кроме обычных молитв, здесь проводится ряд дополнительных религиозных мероприятий:

  • На ее территории действует начальная школа — мектаб, где мальчики могут узнать основы ислама.
  • Вечерний намаз в четверг, посвященный пятничному дню, за который Аллах подарит верующим дополнительные воздаяния.
  • Во время месяца рамадан все могут прийти на дополнительный намаз — таравих, не являющийся обязательным, но упомянутый в хадисах пророка Мухаммеда.

Несмотря на реконструкционные работы, все религиозные обряды старейшая мечеть СПб проводит в полном объеме. Ввиду особого положения для экскурсионных походов следует предварительно согласовать мероприятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector