История кинематографа в россии: основные этапы развития

Содержание:

Высокие и широкие технологии

Сделать кинопоказ как можно более эффектным — вполне понятное желание тех, кто хочет повысить кассовые сборы. А за высокотехнологичные фильмы зрители готовы платить, ведь по телевизору такого эффекта не будет. То, что огромный экран нравится публике, стало понятно еще в 1929 году, во время первых форматных экспериментов Fox Grandeurи Magna. Но тогда 35-мм пленка была доступнее и проще в техническом исполнении.

Первой широкоэкранной системой стала «Синерама» 1952 года. Она применялась не только в развлекательных целях, но, по слухам, и для обучения военных

Второй скачок популярности относится к 1952 году, когда была создана панорамная кинематографическая система «Синерама», широкоэкранный «Синемаскоп» и другие. Позже, в 1970-х, вышли проекционные системы OMNIMAXи IMAX (Image Maximum). Пленка подается в гигантский проектор весом полторы тонны горизонтально. Большой формат кадра для IMAX имеет размеры 69,6 на 48,5 мм и дает высокое разрешение и качество картинки. В этом формате снимаются почти все суперблокбастеры.

1950—1960-е годы

повсеместного обновления кинематографатеорию авторского кино

Краткий обзор эссе Андре Базена «Что такое кино?»

  • возникают как оппозиция традиционному, устаревшему «папочкиному кино» и строятся на его отрицании;
  • ставят целью переосмысление форм, методов и задач киноискусства;
  • испытывают влияние документалистики (с которой часто и начинаются);
  • фильмы, как правило, не требуют больших бюджетов;
  • в социалистических странах становятся следствием общей либерализации, но развиваются в борьбе с цензурой.

Сцена из фильма «Загадочный пассажир» (1959)

Сцена из фильма «Безумный Пьеро» (1965)

британская «новая волна» — как и французская, формировалась в среде кинокритиков вокруг специализированного журнала Sight & Sound. Реалистическое кино, обращенное к обыденной жизни «рассерженных молодых людей», простых представителей низов. Ключевой жанр — бытовая драма или «драма кухонных моек». Режиссеры и фильмы: Тони Ричардсон («Оглянись во гневе», «Одиночество бегуна на длинную дистанцию»), Линдсей Андерсон («Такова спортивная жизнь», «Если…»), Карел Рейш («В субботу вечером, в воскресенье утром»), Ричард Лестер («Вечер трудного дня»);

Сцена из фильма «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962)

Фильм «Маргаритки» (1966)

Сцена из фильма «Скупщик перьев» (1967)

https://youtube.com/watch?v=iWcH9ed6EQc

Фильм «Женщина в песках» (1964) мастера авторского киноСтэнли КубрикМикеланджело АнтониониСерджио ЛеонеИнгмар БергманРоман Поланскистудия HammerФранкенштейнебондианы

Сцена из фильма «Доктор Ноу» (1962) пеплумаБен-Гура

Трейлер фильма «Клеопатра» (1963) независимоемалобюджетное кинохудшего режиссера в историиотцами независимого киноФрэнсис Форд КопполаМартин Скорсезеавангардные бессюжетные эксперименты

Устройство кинотеатра

Кинотеатр «Ленинград» в Москве

В современных кинотеатрах часто имеется несколько зрительных залов, обязательна система кондиционирования воздуха, а современные звуковоспроизводящие системы состоят из множества раздельных звуковых каналов (подробнее см. Dolby Surround, Dolby Digital, THX). При проектировании зданий для кинотеатров одной из главных задач считается достижение наилучших акустических характеристик кинозала для качественного звучания. В кинотеатрах обычно также имеются фойе для зрителей, гардероб, буфет, служебные помещения. Ранее кинотеатры СССР были довольно крупными и вмещали до 2500—4000 зрителей единовременно. В конце 1980-х годов в Советском Союзе насчитывалось более 5000 кинотеатров. По другим данным в период в СССР было 4800 кинотеатров и 150 тысяч киноустановок в посёлках городского типа и сельской местности.

Современные кинозалы рассчитаны на меньшее количество зрителей, обычно по 200—300 посадочных мест в одном кинозале. Часто это является следствием реконструкции крупных советских кинотеатров, разделённых на несколько мелких залов, заполнить которые гораздо легче.
На 2008 год в России насчитывалось 7111 кинотеатров, 5651 из которых находился в сельской местности. Современным оборудованием в 2010 году было оснащено 847 российских кинотеатров, насчитывавших на тот момент 2324 кинозала.

Стереокино? Не, не слышал

Начнем с того, что 3D в кинематографе не существует. В классическом понимании технология 3D вообще никак не может относиться к фильму с эффектом объемного изображения. То, что применяется сейчас при съемках фильмов, есть не что иное, как моделирование трехмерных объектов с помощью компьютерной графики, которые, впрочем, в конечном итоге всё равно будут плоскими.

То, что мы привыкли называть «3D-кино» (вернее, нас приучили к этому маркетологи), на самом деле является стереокинематографом, и появилось это еще на заре индустрии кино. Легче всего понять суть стереокинематографа, вспомнив стереонаушники. У нас есть два уха, мы вкладыванием в них два наушника – левый и правый, которые настроены таким образом, что наш мозг, соединяя полученную слева и справа информацию, будет «думать», что перед нами — звуковая сцена, обладающая объемом и глубиной. Причем если мы уберем один наушник, то сразу весь эффект стерео пропадет. То же самое со стерео – или 3D – кинематографом: на экран проецируются сразу две картинки, одна предназначена для правого глаза, другая — для левого. Специальные очки, которые нам любезно выдаются при входе в кинозал, разделяют изображение, и каждый глаз видит то, что должен увидеть, и передает картинку в мозг. Мозг же, не понимая, что его обманывают самым прогрессивным способом, соединяет полученную информацию и сам достраивает в нашем сознании объемное изображение. Тут справедлив тот же фокус, что и с одним наушником: если мы закроем один глаз, даже будучи в очках, весь эффект 3D пропадет, потому что эта технология рассчитана на бинокулярное зрение.

Еще одно важное отличие стереоизображения от реального 3D – принудительная фокусировка. То есть, например, если ваш домашний 3D-принтер «напечатал» вам замок Винтерфелл, то вы можете сами решить, будете ли вы фокусировать свой взгляд на башенках, которые дальше от вас, или же на крепостной стене, которая ближе

В стереокинематографе зрители всецело зависят от оператора (как и в обычном кино): следуя задумке режиссера, оператор сам решает, что будет сейчас в фокусе, первый ли план, или второй, и мы не можем сами выбрать предмет для фокусировки. Отчасти поэтому у некоторых людей после просмотра 3D-фильмов (особенно с некачественной картинкой) возникает головная боль: глаза, пытаясь уследить за навязанным фокусом, устают от излишнего напряжения, а мозг, понимая, что его обманывают, совершает в два раза больше работы, выстраивая в сознании более-менее приемлемое объемное изображение.

Алексей Дунаевский. «Каннский кинофестиваль: 1939-2010»


«1959. На фестивале состоялось собрание двадцати молодых режиссёров, объявивших себя «новой волной». По его итогам было издано коммюнике о «полном согласии в целом и полном несогласии в деталях, которое пока не позволяет прийти к четкому решению. Ясно одно: мы хотим снимать фильмы, а не делать карьеру в кино». Подписано: Шаброль, Трюффо, Годар, Вадим, другие. Бывший председатель жюри Жан Кокто демонстративно прогуливается в компании бунтарей Франсуа Трюффо и Жан-Пьера Лео».

Справочник Алексея Дунаевского посвящен относительно узкой теме – истории Каннского кинофестиваля, которая раскрыта чрезвычайно подробно. В книге перечислены все номинанты и призеры конкурсных программ фестиваля, участники специальных показов, ретроспектив и выставок в период с 1939 по 2010 гг. Автор не просто вспоминает всех президентов жюри, но и кратко знакомит с биографией каждого. А к фильмам, завоевавшим гран-при, прилагаются описания и списки наград, полученных на других фестивалях. Есть множество и других полезных бонусов: принцип отбора и структура фестиваля, ироничные заметки из фестивальной жизни, статистика и достижения отечественного кинематографа в Канне и др.

Технологии кинопоказа

Киноустановка кинотеатра, использующего киноплёнку, состоит не менее, чем из двух кинопроекторов для обеспечения непрерывности демонстрации фильма. Каждый кинопроектор называется «постом» и все имеющиеся посты централизованно управляются специальной автоматизированной системой кинопоказа, обеспечивающей незаметность переходов между отдельными частями фильма для зрителя. Современные многозальные мультиплексы широко применяют бесперемоточные платтеры, позволяющие демонстрировать фильмы любой длительности одним постом без перезарядки. В сочетании с централизованным управлением кинозалами и высоким уровнем автоматизации кинопоказа это позволяет обслуживать весь мультиплекс одним киномехаником. Подавляющее большинство кинотеатров оснащаются кинопроекторами, рассчитанными на киноплёнку шириной 35 (99 % коммерческих кинотеатров мира (которые ещё не перешли на цифру) используют 35-мм кинопленку, остальные 70 мм или IMAX формат или OMNIMAX).

Примечания

  1. РГИА СПб., ф. 427, оп. 4, д. 109; «Искусство кино», 1995, № 3.
  2. РГИА СПб., ф. 427, оп. 4, д. 110; «Искусство кино», 1995, № 3.
  3. , с. 7.
  4. «Петербургская газета», 1896, 4 мая
  5. «Русский листок», 1896, 7 мая.
  6. «Новости дня», 1896, 7 мая.
  7. Зоркая Н. М. . Серебряные девятьсот десятые. Портал «Слово». Дата обращения: 26 октября 2012.
  8. «Нижегородский листок», 1896, № 182, с. 31
  9. Анна Ковалова. . Ровесники » ИСТОРИЯ КИНО: Штудии. «Сеанс», № 41/42. Дата обращения: 26 октября 2012.
  10. Дюшен Б. Беглые воспоминания. — «Киноведческие записки», 2003, № 64. С. 175
  11. «Русский листок», 1896, 2 (14) сентября.
  12. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — (Второе издание). — М.: Аграф, 2007. — С. 176—177. — ISBN 978-5-7784-0247-8.
  13. Светлана Сковородникова. . «Киноведческие записки» Номер 64 (2003). Дата обращения: 26 октября 2012.
  14. М. Алейников. Яков Протазанов. — М.: Искусство, 1961. — С. 52.
  15. М. Алейников. Яков Протазанов. — М.: Искусство, 1961. — С. 53.
  16. «Кино-журнал», 1913, № 17
  17. Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С. 56—57.
  18. В. П. Михайлов. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С. 236—261.
  19. С. С. Гинзбург. Кинематография дореволюционной России. — М.: Аграф, 2007. — С. 8—9.
  20. Иванова В., Мыльникова В. и др. Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919). — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — ISBN 5-86793-155-2.
  21. ↑ , с. 129.
  22. // Библиография периодических изданий России, 1901—1916. — Л.: ГПБ, 1959. — Т. 2: И—П. — С. 162—163.
  23. ↑ , с. 315.
  24. , с. 315—325.
  25. , с. 118—119.
  26. ↑ , с. 121—123.
  27. ↑ , с. 120.
  28. .

Дисциплины

Дореволюционное кино

Французский период и рождение российского кино. Первые отечественные фильмы – «Понизовая вольница» и «Оборона Севастополя». Первые продюсеры – А. Дранков, А. Ханжонков – и первые звезды – В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский, В. Каралли. Анимационная революция В. Старевича. Живописно-изобразительное и психологическое направления в игровом кино. Е. Бауэр и Я. Протазанов. Ялтинский период.

Советское кино

Типажно-монтажное и психологически-бытовое направления в кинематографе 20-х годов. Соцреализм и сталинский классицизм в кино. Кинематограф оттепели и «длинные семидесятые». Киноперестройка и кооперативное кино 80-х.

Российское кино конца 20 века

Российское кино 90-х как отражение политических перемен, перестройки общества и переосмысления ценностей. Разрушение государственной системы кинопроката. Ключевые имена и фильмы эпохи.

Кинематограф западной европы

Раннее кино Италии, неореализм и «эпоха титанов». Французский психологический реализм и новая волна. Новое немецкое кино. Испанское кино франкистского периода и «кинематограф поколения». «Драматургия кухонных моек» и «рассерженные молодые люди» британского кино.

Кинематограф северной европы

«Нордический характер» скандинавского кино. Кинематограф Швеции: В. Шёстрём, А. Шёберг, И. Бергман: опыт демонстрации работы человеческого сознания на киноэкране.
Кинематограф Дании: К. Т. Дрейер. Движение «Догма-95» — последняя кинореволюция ХХ века: Л. фон Триер, Т. Винтерберг.

Кинематограф восточной европы

Взаимоотношения с советской культурой и кинематографом. Поиск нового героя. Польская школа и «кинематограф морального беспокойства»: А. Вайда, Р. Полански, К. Кеслёвский, Е. Кавалерович, А. Мунк.
Чешская новая волна: М. Форман, В. Хитилова, И. Менцель, Я. Шванкмайер.
Кино Венгрии: И. Сабо и М. Янчо.

Американское кино

Немое кино и рождение голливудской студийной системы. «Независимые» и социальный реализм. Конкуренция с телевидением и закат классического Голливуда. Новый Голливуд и «эра блокбастеров».

Кинематограф японии

Влияние театральной традиции и художественной культуры Японии на развитие кино. Два важнейших жанра раннего японского кино — «гэндайгэки» и «дзидайгэки». Независимое кино 50-х и 60-х. Венецианский вояж «Расемона» и открытие японского кинематографа западным миром. К. Мидзогути, Я. Одзу, А. Куросава, К. Синдо, Н. Осима.

Современный кинопроцесс

Ключевые тренды, фигуры, фильмы современного кинопроцесса. Инфантилизация киноаудитории, диджитализация и демократизация кинопроизводства, расцвет «кино на коленке». Перспективы развития кинематографа.

Роковые сороковые года – 1941-1949

Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный». Предполагался выпуск второй серии этого фильма, однако он был запрещен Сталиным.

Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. К концу 40-х отслеживать каждую картину было достаточно сложно, поэтому советская власть придерживалась принципа: лучше меньше, да качественнее, чтобы в лучших традициях «соцреализма». Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Развитие кинематографа в России в те года основывалось на культе личности Сталина.

Творческие кадры

Операторы

Главной фигурой на съёмочной площадке в начале XX века был не кинорежиссёр, а кинооператор. В России операторов называли «засъёмщиками». Профессия была дефицитная, кинооператоров постоянно не хватало. Состав операторов пополнялся иностранными специалистами, приезжавшими из Франции (Ж. Мейер и Л. Форестье), Германии (В. Сиверсен) и др. Отечественные операторы приходили в кинематограф в основном из фотографии, некоторые из которых становились выдающимися мастерами, например, А. Левицкий и П. Новицкий. В операторское дело приходили также киномеханики (Д. Сахненко), мальчики, работавшие на киностудиях (Г. Гибер), лаборанты (А. Рылло) и др.

Режиссёры

Поначалу режиссёры занимались организационными вопросами на съёмочной площадке, а творческим процессом руководили операторы. Но постепенно в руках постановщика сосредотачивается вся творческая работа. Он готовит актёров к съёмке, обсуждает её ход с оператором, осматривает декорации. В конце концов режиссёр выдвигается на первую позицию в процессе создания фильма.

В кинематографе постоянно работало около тридцати режиссёров. Большей частью они были людьми образованными, кто-то пришёл в кино из театральной среды. Отдельно от всех стоял первый русский кинорежиссёр В. М. Гончаров, работавший до начала кинематографической карьеры железнодорожным чиновником. На основе его сценария был снят первый игровой фильм «Понизовая вольница». Свою режиссёрскую карьеру Гончаров начал, сняв картину «Смерть Иоанна Грозного». Наибольшего рассвета его кинематографическая карьера достигла в период сотрудничества с А. А. Ханжонковым.

Одним из плодовитых режиссёров Российской империи был П. И. Чардынин, снявший свыше ста картин. В кинематограф пришёл из театра, снявшись в фильмах Гончарова «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия». Дебютировал режиссёром в 1909 году фильмом «Власть тьмы». Чардынин ставил салонные мелодрамы, комедии, фарсы, экранизации литературных произведений.

Не менее востребованным режиссёром, снявшим до иммиграции из России около 80 работ, являлся Я. А. Протазанов. Сначала работал как сценарист. Режиссёрский дебют состоялся в 1909 году фильмом «Бахчисарайский фонтан». В 1914—1915 годах сделал ряд картин «Русской золотой серии». Лучшими работами раннего периода творчества Протазанова, по мнению Н. М. Зоркой, являются фильмы «Пиковая дама» и «Отец Сергий». Эти работы отличаются «высокой режиссёрской и операторской культурой, психологической глубиной актёрской игры».

Выдающимся стилистом российского немого кино считается Е. Ф. Бауэр. Проявил себя во многих профессиях: работал художником-карикатуристом, сочинял сатирические заметки для прессы, проявил себя как мастер художественной фотографии, а в театре работал постановщиком, импресарио и мастером сценографии. Первой работой в кино стало создание декораций для фильма «Трёхсотлетие дома Романовых». В дальнейшем работал постановщиком, и за свою карьеру в кинематографе снял более 80 фильмов.

Создателем первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации, стал российский режиссёр В. А. Старевич. В старших классах увлекался фотографией и энтомологией, что повлияло на его творчество в дальнейшем. Используя муляжи жуков и технику покадровой съёмки, в 1910 году Старевич снял первый кукольный фильм «Lucanus Cervus». Уолт Дисней о творчестве Старевича сказал, что «этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий».

Также из ряда других режиссёров выделяются В. Туржанский, Ч. Г. Сабинский, В. Р. Гардин, В. К. Висковский.

Актёры и актрисы

С расширением производства художественных фильмов актёры и актрисы начали играть существенную роль в привлечении зрительской аудитории. Кинопроизводители стали чаще приглашать исполнителей, ставшими любимцами публики. На афишах стали крупно печатать фамилии актёров, хотя имена режиссёров нередко вовсе не указывали. Все актёры были театральными исполнителями, не оставившими сцены ради экрана. В справочнике В. Е. Вишневского «Художественные фильмы дореволюционной России» упомянуто 297 имён: 177 актёров и 120 актрис. Популярные актёры исполнили за свою карьеру в России от 30 до 60 ролей, а «рекордсмен» И. И. Мозжухин сыграл около 100 ролей.

  • Александра Гончарова
  • Андрей Громов
  • Ольга Гзовская
  • Софья Гославская
  • Вера Каралли
  • Вера Холодная
  • Витольд Полонский
  • Иван Перестиани
  • Борис Глаголин

Защищая с камерой в руках

Вторая мировая война наложила отпечаток на все советское кино. Страна не опустила руки, и кинематограф продолжал развиваться, укрепляя дух населения. В художественных фильмах обычно раскрывалась тема героической борьбы против агрессора, а на фронтах сражений велись съемки документального кино.

Советский режиссер, один из основателей и теоретиков документального кино Дзига Вертов (Давид Кауфман), придумал метод съемки на скрытую камеру

Работники искусства принимали участие в борьбе так, как умели: защищать свою страну необязательно с оружием в руках. Иногда больше жизней можно сохранить, держа обычную кинокамеру. Оборонный антифашистский репертуар не просто существовал, но и был полезен людям, в течение 1418 дней жившим в страшных условиях войны.

В 1943 году «Разгром немецких войск под Москвой» был удостоен премии «Оскар» как лучший документальный полнометражный фильм.

Единственным советским фильмом, получившим главный приз Каннского фестиваля, стала драма «Летят журавли», вышедшая в 1957 году. Никите Хрущеву фильм не понравился. Он был возмущен и даже обозвал главную героиню «патлатой шлюхой» за распущенные волосы и то, что она позволяет себе ходить босиком

Одно сплошное телевидение

Кино отлично чувствовало себя почти сто лет. Зрители ходили в кинотеатры, ели попкорн и знали свое место, как в прямом, так и в переносном смысле. Но потом череда мощных ударов загнала прежний кинематограф в угол ринга.

Первым ударом стало распространение телевидения. Оно привело к маленькой революции в кино: телевидение увело большое количество зрителей. Гораздо проще было остаться дома и посмотреть бесплатное ТВ, чем платить деньги за показы.

Несколько последующих «ударов» обрушились один за другим. Все они связаны с домашними кинопросмотрами. В 1990-м видеомагнитофон могли позволить себе многие. Десятилетием позже «видики» оказались на помойках и были заменены DVD-плеерами. А с увеличением скорости передачи данных через Интернет даже необходимость покупки физического носителя информации отпала. Телевидение и Интернет стали серьезными конкурентами киноискусства в культурно-экономическом плане.

Есть спрос — есть и предложение. Волна пиратских кассет, затем дисков и, наконец, торрентов и онлайн-просмотров сделала свое дело. Она унесла людей из кинотеатров, и они осели дома. А оторвать рядового зрителя в тренировочных штанах от дивана, заставить прийти в кинотеатр и купить попкорн, тем самым заплатив за хлеб и зрелища, теперь могут только суперблокбастеры, которые не так приятно смотреть на маленьком экране.

1930-1950-е

сталинского кинематографатехническая база кинематографаэвакуировать

Фильм «Новый Вавилон» (1929) общественные дискуссии и специальные постановлениясоцреализм

Фильм «Танька-трактирщица» (1929) игровой звуковой фильм

Фильм «Симфония Донбасса» (1930) отечественный цветной фильмвнутрикадрового монтажа и глубинной мизансценыМастера авангарда адаптируютсяМихаил РоммКинорежиссер Леонид Луков / Фото: Михаил Филимонов / РИА Новости Система жанров

  • современная драма и мелодрама, часто с производственным, а также шпионским мотивом («Встречный», «Аэроград», «Крестьяне», «У самого синего моря», «Чудесница», «Семеро смелых», «Комсомольск», «Новая Москва», «Большая жизнь», «Валерий Чкалов», «Мечта», «Сельская учительница», «Смелые люди»);
  • советская комедия Григория Александрова («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна»), Ивана Пырьева («Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки»), Игоря Савченко («Гармонь», «Случайная встреча»), Константина Юдина («Девушка с характером», «Сердца четырех»), Татьяны Лукашевич («Подкидыш»), Семена Тимошенко («Небесный тихоход»); комедия часто является музыкальной;

Кадр из фильма «Небесный тихоход» (1945) / Фото: «Ленфильм»

  • историко-биографические драмы, утверждающие культ выдающейся личности в истории («Александр Невский», «Иван Грозный», «Минин и Пожарский», «Петр Первый», «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Мичурин», «Мусоргский»); в рамках этого жанра формируется «лениниана», серия картин о Владимире Ленине (часто актер Борис Щукин): «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918», «Человек с ружьем»; а после войны складывается «сталиниана», где на первый план выходит Иосиф Сталин (часто актер Михаил Геловани): «Клятва», «Победа над Берлином», «Незабываемый 1919 год»;
  • историко-революционные картины («Чапаев», «Щорс», трилогия о Максиме, «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики») ; поджанр — истерн, советская вариация вестерна («Тринадцать»);
  • экранизация классики, часто с утверждением «свинцовых мерзостей прошлого» («Гроза», «Бесприданница», «Маскарад», «Детство Горького»; «Великий утешитель», «Пышка»);

Фильм «Детство Горького» (1938)

  • военное кино («Если завтра война», «Фронтовые подруги», «Машенька», «Парень из нашего города», «Два бойца», «Зоя», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика», «Звезда», «Падение Берлина»); в годы войны популярность получают «Боевые киносборники» — киноальманахи из новелл на военную тематику. Жанр в период войны становится более экспрессивным и натуралистичным в связи с влиянием фронтовой кинохроники и необходимостью активного воздействия на зрителя («Убийцы выходят на дорогу», «Она защищает Родину», «Радуга», «Сталинградская битва»);
  • детские фильмы («Новый Гулливер», «Дети капитана Гранта», «Джульбарс», «Тимур и его команда», «Жила-была девочка»); отдельно стоит выделить сказки Александра Роу («По щучьему велению», «Конек-Горбунок», «Кащей Бессмертный»), Александра Птушко («Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко»), Михаила Шапиро и Надежды Кошеверовой («Золушка»).

Фильм «Джульбарс» (1935) фронтовая кинохроникапервый «Оскар»звезд советского экранаКадр из фильма «Подкидыш» (1939) / Фото: «Мосфильм» запретов

Фильм «Гвоздь в сапоге» (1932) РепрессииЕще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Александр Невский» (1938) / Фото: РИА Новости

05. «Кино Европы: режиссерская энциклопедия»

«Пазолини снял более двух десятков картин (в том числе документальных и короткометражных), и практически каждая из них взрывала привычную эстетику, ломала стереотипы мышления. В «Аккаттоне», «Овечьем сыре» и «Маме Роме» он рассказывал о деклассированных обитателях римского дна, «отверженных» буржуазного общества, но рассказывал с мощью трагика. Он видел не только их деградацию, но и скорбь попранного человеческого достоинства, смерть, надежду на искупление. Истовый ортодокс неореализма и самый радикальный из «левых», Пазолини пытался примирить в своих лентах коммунистические и христианские идеалы».

Энциклопедия создана коллективом авторов из отдела Европейского кино НИИ киноискусства Минкульта РФ. В ней охвачен период от зарождения кино до 2001 года и представлено более двухсот персоналий из различных стран Европы. Авторы попытались описать общую картину развития европейского кинематографа, поэтому выбрали тех режиссеров, которые так или иначе влияли друг на друга, формируя различные течения такие, как неорализм, французская «новая волна», польская школа, новая чехословацкая волна» и другие. Для каждого режиссера, представленного в книге, имеется аналитическая статья с упоминанием событий личной жизни, с полным списком фильмов на русском языке и языке оригинала, а также краткая библиография.

Ещё старейшие кинотеатры Москвы

«Художественный электро-театр» открылся в Москве в 1909-ом году и известен нам сегодня как кинотеатр «Художественный» на Бульварном кольце, на Арбатской площади.

Фото — ноябрь 2018

Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально построили специально для размещения в нём кинотеатра, тогда как другие кинотеатры впоследствии размещали в переоборудованных помещениях. «Художественный» в 1914 году вмещал до 900 зрителей (один зал, естественно).
В 1909 году «Художественный» посетил Лев Николаевич Толстой.
В 1955 году кинотеатр «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром Москвы.

Сейчас (с февраля 2014) кинотеатр находится на реконструкции, после которой «Художественный» превратится в крупный культурный центр кино.

Второй из трёх старейших кинотеатров Москвы был построен в 1912 году на Чистопрудном бульваре, а сейчас в этом здании работает театр «Современник». «Кино-театр Колизей» открылся для зрителей 15 августа 1914 года. Колизей был кинотеатром «первой категории», где демонстрировались лучшие фильмы того времени. В здании было два больших фойе и кинозал. Принадлежал богатому российскому меховщику А. П. Гуськову.
После закрытия кинотеатра и длительной реконструкции здание в 1974 году было передано театру «Современник».
Адрес: Москва, Чистопрудный бульвар, дом 19А.

Ещё один ровесник Первой мировой войны — кинотеатр «Форум» на Садово-Сухаревской улице, 14, также был одним из трех первых «электротеатров» наряду с «Колизеем» и «Художественным».
«Форум» был построен в 1914 году по заказу состоятельной мещанки Матрёны Степановой архитектором Ф. Н. Кольбе в неоклассическом стиле.
В 1994 году здание было передано в аренду на 25 лет частному предприятию «Алла», принадлежащему певице А. Б. Пугачевой. Предполагалось создание культурного центра, однако в 2002 году в здании произошёл пожар и кинотеатр был практически разрушен. В 2013 году фасад строения был признан памятником регионального значения и власти объявили о начале восстановительных работ.
В настоящее время «Форум» затянут строительной сеткой. В прошлый раз кинофильм тут показывали 24 сентября 1994 года.


Изображение: кинотеатр «Форум» в документальном фильме «Путешествие по Москве» (Творческое объединение «Экран» реж.В.Тур, М.Кожин)

Люди соскучились по большому экрану

— На карантине смотрели какие-нибудь фильмы?

— Я специально не злоупотреблял этой историей. Есть картины,которые мне нравятся,я их пересмотрел дома. Это «Завтрак у Тиффани», «Терминал», «Зеленая миля». А так в свободное время больше предпочитал совершать прогулки.

— Думаю,люди уже «наелись» маленькими экранами и хотят посмотреть кино на большом.

Допустим,вы хотите побывать в Эрмитаже. И для этого вам сейчас необязательно ездить в Санкт-Петербург,можно просто зайти в телефон и устроить себе онлайн-экскурсию.

В Барнауле открылся первый кинотеатр IMAX.

Анна Зайкова,altapress.ru

Но ведь лучше увидеть музейные экспонаты собственными глазами,послушать лекцию экскурсовода,постоять в живой очереди за билетом… Та же история и с кино. Компания приятного человека,запах попкорна,мягкие кресла — вот ради чего ходят в кинозалы ценители большого экранного кино.

— Не было желания устроить во время карантина открытые кинозалы? У той же «Арены», например.

— Честно,не хотим. И на это есть свои причины.

Во-первых,нам тогда бы пришлось показывать то,что уже давно ушло с больших экранов,что уже многие посмотрели.

Во-вторых,это не самая уютная история для сибирских реалий. На улице — комары и мошки. Если переместиться в машину — придется завести ее,чтобы включить кондиционер или обогреватель. И нюхать CO2 не только своего,но и десятка близстоящих автомобилей. Оно вам надо?

Яков Кац,владелец сети «Киномир»

Анна Зайкова

Открытый кинотеатр — это скорее напоминание о кинозале,чем реально удобная и практичная вещь для зрителя и качественная для бизнеса.

К тому же у нас в городе уже были попытки открыть автокинотеатры. К сожалению,они не увенчались успехом.

— Какие фильмы вы сами ждете больше всего?

— Как предприниматель,я в первую очередь хочу увидеть на экранах блокбастеры. Будет вдвойне здорово,если они превзойдут прогнозы и ожидания. Как,например,прошлогодние «Джокер» и «Холоп», которые собрали большую кассу,хотя от них этого никто не ожидал.

Фильм «Довод» Кристофера Нолана

kinopoisk.ru

Жду «Довод» Нолана — верю,что на него хорошо пойдут люди. Я сам люблю фильмы про Бонда,надеюсь,новый фильм о нем и поработает шикарно,и быстро не уйдет с экранов.

Надеемся на анимацию и ужастики — барнаульцы эти жанры очень любят и с охотой ходят на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector