Вклад ломоносова в литературу и русский язык

Достижения Ломоносова в области географии, геологии, минералогии

Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».

Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути.

Но давайте обобщим главные достижения Ломоносова в естественных науках:

  • Разработал атомно-корпускулярную теорию и предвосхитил современную теорию химического строения вещества.
  • Открыл закон сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций.
  • Заложил основы физической химии как науки.
  • Внедрил исчисляемость и измеряемость результатов исследований в химии.
  • Изучил растворимость солей, кристаллизацию и свойства соляных растворов.
  • Разработал теорию теплоты.
  • Изучил свойства атмосферы и открыл существование атмосферы у поверхности Венеры.
  • Внес вклад в понимание электрической природы грозовых разрядов.
  • Разработал новые приборы для проведения опытов и измерений.
  • Усовершенствовал телескоп для астрономических наблюдений.
  • Разработал «ночезрительную трубу», т.е. прибор ночного видения.
  • Сконструировал прототип подъемного летательного аппарата вертолетного типа.
  • Сконструировал оптический батоскоп для исследования морских глубин.

Вклад Ломоносова в развитие гуманитарных наук и системы образования в России как таковой – это тема для отельной статьи. Отметим только, что самым выдающимся достижением является личный вклад Ломоносова в создание Московского университета. Ломоносов в соавторстве с меценатом Иваном Шуваловым подготовил, выражаясь современным языком технико-экономическое обоснование необходимости открытия университета в Москве. Московский университет был открыт в 1755 году.

Самые проницательные читатели наверняка спросят: а где же обещанный секрет такой потрясающей личной эффективности и результативности Ломоносова? Прежде всего, этот секрет заключается в проактивности и любознательности, которые подвигали Ломоносова брать любые доступные знания и браться за любые актуальные исследования.

И, конечно, успеху во многом способствовала его ориентация на практику. Во все времена «пробить» финансирование научных исследований, которые могут принести реальную отдачу, было проще, чем выпросить деньги на некие мертвые теоретические выкладки. Вот такой он был, Ломоносов: «универсальный» человек, сделавший уникальный вклад в отечественную науку!

А вообще, сегодня у каждого есть возможность развить свои способности до потрясающего уровня, используя для этого самые разные инструменты. Мы предлагаем вам прокачать свой мозг с помощью программ «Когнитивистивка» и «ТРИЗ на практике», а также познакомиться с советами и упражнениями для развития мозга.

Желаем удачи и ждем на наших уроках!

Элементы «Риторики»

Этот блок включает в себя три части:

  1. «Об изобретении».
  2. «Об украшении».
  3. «О расположении».

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: «Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

О лингвистической деятельности в целом

Михаил Васильевич привнес значительный вклад в развитие лингвистики. Несмотря на свою погруженность в специальные знания, он находил время и для филологических работ. По возвращении в Россию, в 1757 году он издал первую российскую грамматику, где раскрыл орфоэпические и грамматические нормы языка на основе полученных наблюдений за живой речью

Важно заметить, что первым, кто подошел к описанию грамматических особенностей русского, был Ломоносов. Как лингвист он занялся этим с научной точки зрения, именно им были также впервые рассмотрены понятия морфологии, синтаксиса и словообразования

На основе его «Российской грамматики» были впервые изданы учебники русского языка.

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Творчество

Длительное обучение не прошло для Ломоносова бесследно. Ряд его открытий и теорий на несколько веков опережали свое время. К примеру, молодой ученый понял, что вся материя состоит из молекул. Они же в свою очередь – из атомов. Так возникла корпускулярно-кинетическая теория.

За всю свою жизнь Михаил Ломоносов разработал 10 разных оптических приборов, которым на тот момент не было аналогов.

Интересные факты о Ломоносове в том, что Ломоносов усовершенствовал телескоп. Его разработкой пользуются до сих пор. Прибор помог ученому сделать ряд открытий.

Ломоносов предположил, что на Земле существует Антарктида. В тот период никто не знал о материке.

Ломоносов был выдающимся энциклопедистом. Он собирал и систематизировал огромное количество информации.

Ломоносов был одним из основателей физической химии.

Именно Михаил Ломоносов ввел аббревиатуру в русском языке.

Ломоносов разработал теорию электричества и теорию света и цвета.

Ученый открыл закон сохранения материи и стал автором теории атмосферных вертикальных течений.

Ломоносов изучал землетрясения и устройство нашей планеты. И очень в этом преуспел.

В возрасте 45 лет Михаил Ломоносов стал канцлером.

Жизнь и работа в России

Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.

Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.

К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.

В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.

В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.

В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».

В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».

1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.

В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».

Огромное значение для развития российской науки имели его работы:

  • «О слоях земных»;
  • «Краткое описание разных путешествий»;
  • «Древняя Российская история»;
  • «Первые основания металлургии или рудных дел»;
  • «О пользе книг церковных в российском языке».

Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Обучение в Петербурге и Германии

В 1736 Ломоносову чрезвычайно везет: он входит в число 12 наиболее перспективных учащихся Славяно-греко-латинской академии, посланных в Петербург на обучение при Академии наук. Уже из Петербурга, в сентябре того же года, он попадает в Германию, в Марбург, где ему надлежит изучать химию, физику, горное дело, естественную историю, механику, гидравлику, гидротехнику у Христиана Вольфа. В 1739 русские студенты переведены во Фрайберг, где их обучение продолжает горный советник Генкель.

Любопытно, что прикладная немецкая наука не отвлекает Ломоносова от занятий русской словесностью: он размышляет о законах «российского стихотворства» и пишет работу о стихосложении и сочиняет свою великолепную «Оду на взятие Хотина», посвященную доблести сражавшихся в Турции русских войск. Историк литературы и критик С.П. Шевырев оценил это произведение чрезвычайно высоко: он охарактеризовал все, существовавшее в русской поэзии до нее так: «нескладица и нестрой».

Достаточно комичный факт: во время пребывания в Германии Ломоносов приглянулся вербовщикам прусской армии — это был последний год правления короля Фридриха Вильгельма I, любившего набирать полки из рослых призывников. Их называли «потсдамскими великанами», «рослыми парнями». Когда своих не хватало, охотно вербовались иностранцы. Иногда как Ломоносов — против своей воли. Однако это дает представление о его росте и сложении!

Достижения в области географии

По признанию Ломоносова, больше всего его влекла география, так как открытия тут были осязаемы, можно было отыскать новые неизведанные ранее земли, открывая их и расширяя границы России. В 1758 году он возглавил географический департамент в созданной им академии наук. Там ученый занимался описанием земель и составлял точные карты. Эта работа не была до конца завершена, но в последующем его труды легли в основу «Атласа России», изданного в 1792 году. Ломоносов сделал для географии больше, чем многие другие исследователи до него.

В 60-х годах XVIII века этот учёный увлекался изучением строения земли. Это позволило заложить фундаментальные основы в географии. В 1763 году Ломоносов напечатал работу под названием «О слоях земных». В этой рукописи он излагал свои взгляды и делал предположения о залежах полезных ископаемых в недрах, делился догадками о возможном поиске ценных руд и драгоценных металлов.

Известно, что именно Ломоносов заложил основы геоморфологии. Это изучение рельефа, а также влияния внешних и внутренних сил при изменении поверхности земли. Михаил Васильевич первым из учёных выдвинул теорию, что подъём и опускание коры возможно из-за движения огромных тектонических плит. В последующем его предположение было научно доказано лишь в конце XIX века.

Рождение и детство

Михаил Васильевич Ломоносов родился на территории современной Архангельской области в деревне Мишанинской 19 ноября 1711 года. Родители мальчика были зажиточными людьми. Отец занимался выловом рыбы, то есть был помором, как ранее называли людей подобной профессии. Звали отца Василием Дорофеевичем, мать — Еленой Ивановной.

Если верить людям, которые лично знали Михаила, он отзывался об отце как о добром, но крайне невоспитанном и необразованном человеке. Мать Ломоносова умерла рано, мальчику тогда было всего 9 лет. В скором времени отец женился во второй раз, но супруга умерла после трех лет совместной жизни.

Горевал Василий Дорофеевич недолго, через несколько месяцев, вернувшись с очередного похода в море, он женился в третий раз. Супруга его была до свадьбы вдовой и имела скверный характер, поэтому Михаил, которому на тот момент было 13 лет, сразу почувствовал свою неприязнь к женщине. Однако сделать ничего мальчик не мог, поэтому старался усмирить свой нрав, чтобы ужиться с мачехой.

Выход в море почти всегда сопровождался опасностями, что закаляло не только дух мальчика, но и развивало его физические силы. К 18 годам он стал в меру высоким и сильным юношей, ловким и бесстрашным. Наблюдение за дикой природой и борьбой стихий дало толчок к развитию в Михаиле творчества. Он мог подолгу смотреть на волны, плещущиеся о берег, на заход солнца в летний период, на шторм, который сносил все на своем пути. Эти природные явления не пугали будущего ученого, он видел в них красоту и таинственность, находил покой в наблюдении за борьбой ветра и воды.

Принадлежность Михаила к поморам не была подтверждена им лично. Он утверждал, что относится к крестьянскому сословию. Но ломоносовцы XIX века к столетию смерти ученого издали его биографию кратко, самое главное, Ломоносова отнесли к поморам. Эта работа была написана талантливым историком Ламанским Владимиром Ивановичем, она оказала существенное влияние на все последующие описания жизни великого учёного.

Достижения Ломоносова в области химии

Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.

В эпоху Ломоносова понятия «молекулы» не было, поэтому он ввел в рабочий оборот термин «корпускулы», что, в принципе, одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что, цитируем: «Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом». Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших научных достижений Ломоносова.

Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.

Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.

Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.

Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.

Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:

  • Растворимость солей при разных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

В итоге Ломоносов установил факт понижения температуры раствора при растворении солей и снижения точки замерзания соляного раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало физической химии как науки. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья

Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать «умильным». Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

Корпускулярно-кинетическая теория

В 1741 г. в своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов изложил свою корпускулярную теорию строения вещества. Согласно этой теории, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек. Эти частички неделимы и способны сцепляться друг с другом. А все свойства веществ зависят от свойств этих частичек. Мелкие частицы Ломоносов назвал элементами, а крупные – корпускулами. Вещества различны, потому что корпускулы различаются по своему составу и соединению. Не правда ли, очень похоже на современную атомную теорию строения вещества? Только в теории Ломоносова атомы – это элементы, а молекулы – корпускулы.

Ломоносов считал, что все корпускулы движутся по законам механики. А так как движение корпускул влечёт за собой изменения веществ, то и химические превращения следует изучать физическими и математическими методами.

С помощью своей корпускулярной теории Ломоносов опроверг существовавшую до середины XVIII в. теорию, согласно которой тепло распространялось и передавалось с помощью некой огненной материи, называемой «теплородом». В своей научной работе «О причине теплоты и стужи» Ломоносов писал, что тело может быть горячим или тёплым, потому что в нём происходит внутреннее движение частиц, из которых это тело состоит. И если движение этих частиц полностью прекращается, то наступает наибольшая и последняя степень холода, то есть абсолютный нуль.

Вклад в родной язык

Вклад Ломоносова в литературу и русский язык невозможно оценить. Он предложил разделить русский язык на три стиля: низкий, посредственный и высокий. Высокий стиль должно использовать для написания, как говорил сам М.В. Ломоносов, од, стихотворений, других литературных произведений, праздничных речей и так далее. Посредственный или средний стиль люди использовали бы для дружеских переписок, для писем близким людям. Низкий — стал бы применяться для рассказа каких-то совершенно обычных вещей, для написания различного рода комедий или песен. Ломоносов очень грамотно и равномерно распределил все новые и старые нормы русского языка, предлагая очень правильный вариант его использования.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

Как учёный-естествоиспытатель:

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше

Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

В оптике и приборостроении

Проект морского телескопа

Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. Он сконструировал и построил несколько принципиально новых оптических приборов, создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой». Она предназначалась для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.13 мая 1756 г. он демонстрировал её на заседании Академического собрания (этот проект вызвал ряд возражений со стороны академиков С. Я. Румовского, А. Н. Гиршова и Н. И. Попова, а академик Ф. У. Т. Эпинус пытался доказать «невыполнимость на практике» этого изобретения), но Ломоносов до конца своих дней продолжал заниматься созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи. Им разработан и построен оптический батоскоп, а также «горизонтоскоп» — большой перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов стоит у истоков русской теоретической оптики. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори: новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

Химия и физика

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал «Слово о пользе химии». В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области — атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector