Музей-усадьба остафьево

Остафьево

Музей-усадьба Остафьево расположена в Подольском районе Московской области. Князь Андрей Иванович Вяземский купил эту усадьбу в 1792 г. в честь рождения сына Петра, будущего поэта и литературного критика, друга А. С. Пушкина. Около ста лет поместье принадлежало семье Вяземских, а в конце 19 в. перешла к Шереметевым — последним владельцем усадьбы стал зять П. А. Вяземского граф Сергей Дмитриевич Шереметев.

26 мая 1899 года усадьбу впервые открыли для широкой публики как пушкинский музей. Возможно, статус музея и спас Остафьево после революции 1917 г.: в то время как абсолютное большинство дворянских усадеб было разграблено и разрушено, литературный музей продолжал жить, а его первым директором и хранителем был бывший владелец, Павел Шереметев. В 1927 г. его выгнали с должности за дворянское происхождение, а в тридцатые годы 20 века музей ликвидировали, и возродился он только в 1988 г. Впрочем, в запустении здание тоже не было: добротно построенный красивый дом недалеко от столицы переходил от ведомства к ведомству. Здесь размещался военный госпиталь, а после Великой Отечественной сюда переехал дом отдыха Совета министров СССР. Сейчас мы можем увидеть усадьбу уже не в том виде, который она имела при Вяземских и Шереметевых — в 1950-х ее перестроили, и в результате часть архитектурных особенностей оказалась утрачена, планировка сильно изменена, а где-то, наоборот, добавили новые элементы, например каменную балюстраду и остекление колоннады.

С 1988 г. Остафьево вернули музейный статус, но за это время множество экспонатов пропало, было продано или передано на хранение в другие музеи. Часть из них вернули в усадьбу, и сейчас их можно увидеть в экспозиции. С 1995 г. Остафьево вошло в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Остафьево (усадьба в Подмосковье)

Дополнительные материалыПросмотреть Путеводитель по Москве на карте большего размера

Подмосковная усадьба князя Петра Андреевича Вяземского и его потомков, в которой жил и работал Н. М. Карамзин. Здесь часто бывал в гостях А.С.Пушкин. В коллекции представлены семь автографов Пушкина из коллекции кн. П.П. Вяземского.

Сейчас Остафьево — музей. В экспозиции музея рассказ о Карамзине, В.А. Жуковском, история усадьбы Остафьево, выставка «300 лет медали в России».

В Остафьево располагается большой парк и пруды.

В помещении музея есть кафе.

Как добраться

из Москвы электропоездом Курского направления или маршрутным такси №422 от метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции Щербинка, далее автобусом №1045 до остановки «Музей Остафьево»;

из Подольска автобусом №1045 до остановки «Музей Остафьево».

из Москвы по Варшавскому шоссе до г.Щербинка, далее проехать аэропорт;

из Подольска по проспекту им.Ленина до поворота на ул.Подольская (АТП-6) по указателю «Музей-усадьба «Остафьево».

У музея находится небольшая стоянка. Автомобили можно также поставить вдоль дороги у музея.

Достопримечательности

Главный дом с двумя флигелями — здесь располагается музей. Вход в музей через правый флигель. В этом флигеле можно увидеть уменьшенную копию усадьбы в границах и виде 19 века.

В экспозиции представлены материалы связанные с усадьбой Остафьево, владельцев усадьбой и их гостей. Так, здесь долгое время жил и работал историк Николай Карамзин.

Хранилище старинных монет и медалей находится в отдельно стоящем здании Кабинет медали» (находится слева от главного дома).

В парке находятся:

Беседка Храм Аполлона и горбатый мостик

Памятник Пушкину А.С. (1913 г.)

Памятник Жуковскому В.А. (1913 г.)

Памятник Вяземскому П.П. (1914 г.)

Рядом с усадебным комплексом (на другой стороне автомобильной дороги) находится Церковь Троицы Живоначальной (1781 г.).

Очерки из экспозиции

Старинные часы из коллекции П.П. Вяземского

Старинный канделябр из коллекции П.П. Вяземского

Усадьба Остафьево

Усадьба была заложена в середине XVIII века промышленником К.М. Матвеевым, а к концу века эти земли купил один из самых пресвященных людей своего времени князь А.И. Вяземский в честь рождения своего любимого сына Петра. При нем то и был построен усадебный дом и церковь, тогда же появился и знаменитый Остафьевский парк. Если верить легенде, то в проектировании усадьбы принимал участие сам хозяин.

Вообще об усадьбе Остафьево существует много легенд и преданий, связанных с ее историей. Самая популярная из них гласит, что Петр Андреевич Вяземский решил, назвать усадьбу первым словом, которое произнесет его друг А.С. Пушкин, который приехал к нему с визитом. Когда великий поэт приехал в усадьбу, лакей Вяземский поинтересовался, что делать с багажом Пушкина, на что тот ответил коротко: «Оставь его, братец!». Так и появилось название Остафьево. Легенда конечно очень забавная, но мало что имеет общего с историей, так как одноименное село вместе с крепостными душами было куплено отцом Вяземского в 1792 году, когда А.С. Пушкин еще даже не родился.

Усадебный комплекс

Предполагается, что над архитектурным ансамблем работал Иван Старов. В период с XVIII по XIX век было построено:

  • дворец из двух этажей с флигелями, который является основным зданием,
  • открытая колоннадная галерея,
  • лиловая аллея и пруд,
  • памятники Карамзину, Петру и Павлу Вяземским, Пушкину и Жуковскому.

Также на территории усадьбы есть березовая роща и аллея из липы, которые открыты для посещения туристам.

Внутри усадьбы особый интерес вызывают:

  • овальный зал и вестибюль, где находятся различные произведения искусства, антикварная мебель и оригинальные статуи (данные помещения служили для приема гостей)
  • библиотеки владельцев Остафьево
  • гостиная с произведениями искусства художников различных эпох
  • большая столовая, увешанная оружием и меблированная предметами интерьера, произведенными в Германии
  • спальные апартаменты второго этажа.

Рекомендуется посещать все эти комнаты с экскурсоводом, который расскажет об исторических особенностях каждого помещения.

Реставрация и новые экспозиции

Кабинет Медали, 2014 год

В результате первого этапа реставрации, завершившегося в 2002 году, были восстановлены западный флигель и фондохранилище музея. В 2005 году отреставрировали восточный флигель и смотровую террасу. В 2006 году в музее открыли Кабинет медали, в котором собраны более двадцати тысяч медалей, медальонов, плакет с эпохи правления Петра Великого и до наших дней.

К 2016 году реставраторам удалось восстановить интерьеры усадьбы XIX века, какими они были при Вяземских: овальный зал, анфиладу дворцовых помещений, залы для приёма гостей, спальни, будуар. Были восстановлены изразцовые печи, фрагменты лепнины и росписи, открыты окна и дверные проёмы, заложенные в советское время. Также реконструировали земляную плотину на реке Любуче, построенную в середине XVIII века коллежским асессором Матвеевым недалеко от усадебного дома.

К 250-летию Карамзина в музее открылась постоянная экспозиция «Карамзин. Жизнь и труды», которая занимает 11 залов в западной анфиладе второго этажа. Кабинет писателя восстановлен соответственно описанию Михаила Погодина, который приезжал в усадьбу в 1844 году: белые оштукатуренные стены, сосновый стол у окна, несколько козел с разложенными книгами. Единственный подлинный предмет в кабинете — конторка начала XIX века, переданная в музей Василием Павловичем Шереметевым в 1962 году.

Музей также является площадкой для музыкальных и литературных мероприятий. Ежегодно в Остафьево проходят пушкинские праздники, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», концерты и спектакли.

Фамильное захоронение Морозовых

Адрес: Старообрядческая улица, дом 31а (Рогожское кладбище)

Дата постройки: конец XIX — начало XX века

Лауреат конкурса в 2016 году.

Рогожское кладбище было основано в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве. С тех пор некрополь включает в себя фамильные захоронения староверов, в том числе богатейших купцов России. К их числу относится и знаменитый род Морозовых. Усыпальница членов этой семьи огорожена чугунной узорчатой оградой.

В 1861 году, с началом семейных захоронений, здесь был установлен белокаменный резной мемориальный крест. На участке погребены глава знаменитого купеческого рода Морозовых Савва Васильевич с супругой Ульяной Афанасьевной, их сыновья Иван и Тимофей с супругой Марией Федоровной, внуки и другие члены семьи. После реставрации комплексу художественных надгробий был возвращен исторический облик.

Самый знаменитый из семьи — это Савва Тимофеевич Морозов, предприниматель и меценат. Он управлял одним успешным и прогрессивным производством в России конца XIX века — Никольской мануфактурой. Морозов лично следил за состоянием рабочих на своей фабрике — например, стал платить работницам пособие по беременности. Также он выделял средства на стипендии студентам столичных и зарубежных вузов, оказывал большую помощь Московскому художественному театру, в том числе был инициатором строительства нового здания в Камергерском переулке, а также поддерживал движение большевиков, финансировал издание газеты «Искра».

Савва Морозов скончался в мае 1905 года в Каннах от пулевого ранения в грудь.

Согласно официальной версии, он покончил с собой. Однако до сих пор некоторые считают, что это было убийство.

Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас»

Адрес: поселение Рязановское, село Остафьево

Дата постройки: 1801–1807 годы

Лауреат конкурса в 2017 году.

Усадьба Остафьево принадлежала знаменитым семьям Вяземских и Шереметевых и связана с именами многих выдающихся деятелей культуры. Здесь бывали Николай Гоголь и Александр Грибоедов, Денис Давыдов и Евгений Баратынский. С 1804 по 1815 год в Остафьеве жил историк Николай Карамзин. Он был женат на дочери владельца поместья князя Андрея Вяземского — Екатерине и именно здесь писал «Историю государства Российского». В Остафьеве Пушкин читал Петру Вяземскому стихотворения, созданные болдинской осенью.

В начале XIX века в усадьбе был возведен дворец в стиле зрелого классицизма, в тот же период создавался и парковый ансамбль. В конце XIX века владельцем Остафьева стал граф Сергей Шереметев. В 1899 году — к столетию со дня рождения Пушкина — он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. После революции Остафьево национализировали, но музей сохранили. Однако спустя несколько лет здесь организовали санаторий.

При современной реставрации было решено ориентироваться на первоначальный проект.

«Многое пришлось воссоздавать с нуля. Все было переделано, галереи застроены. Обычно на памятниках мы находим следы отделки. Здесь она была утрачена полностью. Вся штукатурка, весь декор были сбиты, и следов почти не осталось. В одном из залов — в большой гостиной — мы нашли один фрагмент штукатурки со следами живописного орнамента. Это была отправная точка», — рассказывает руководитель проекта реставрации Евгений Журин.

В работе специалисты использовали старые фотографии, аналоги и чудом сохранившийся проект рубежа XVIII–XIX веков, автор которого неизвестен. Можно только предполагать, был ли это Иван Старов, Матвей Казаков, Николай Львов или кто-то еще. По проекту были воссозданы планировка, лепной декор фасадов, а также бельведер, разобранный еще в середине XIX века. Восстановлены интерьеры эпохи князей Вяземских: парадная анфилада залов, личные комнаты владельцев, овальный зал («розовая ротонда»).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов Как 200 лет назад: в усадьбе Остафьево восстановят историческую березовую рощу

Архитектурный облик усадьбы

Двухэтажный дом-усадьба начала XIX в. в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта неизвестен, как неведом и архитектор, спроектировавший близлежащую Свято-Троицкую церковь.

Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, 2 моста, один из которых – мост-плотина.

По парадной лестнице гости попадали в вестибюль дома – картинную галерею с шедеврами живописи XV-XVI вв., обустроенной П. Вяземским.

В Овальный зал можно было попасть из вестибюля. По обе стороны от зала находились большая столовая, персональные библиотеки и кабинеты всех Вяземских. Гостиная, спальни. Фамильная библиотека семьи к концу XIX в. насчитывала 22 тыс. томов.

Второй этаж – комната Н.Карамзина, где на протяжении 12 лет он написал 8 томов «Истории государства Российского» и тематические «музейные» комнаты.

Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80‑х прошлого века стало Литературно-историческим Музеем. А в 1995 г. Музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» внесли в список объектов культуры и истории федерального уровня. Территория парка занимает около 22 га. Постоянно проводятся работы по реставрации, но музей и парк принимают посетителей.

Кабинет Медали представляет тематическую экспозицию «300 лет истории медали в России», об этапах реставрации рассказывает экспозиция «На диво будущим векам», об архитектурных находках – «То день, то новый дар».

Среди уникальных коллекций музея – собрание журналов, книг, альманахов первой половины XIX в., гербарий Е.П. Шереметевой.

Музей также является площадкой для музыкальных и литературных мероприятий. Ежегодно в Остафьево проходят пушкинские праздники, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», концерты и спектакли.

Проводятся экскурсии «Пушкин и Остафьево», «С.Д. Шереметев – основатель общедоступного музея», «Церковь живоначальной Троицы в Остафьеве», «Пушкин. Вяземский. Гоголь» и др.

На территории усадьбы в 1781 году Анной Григорьевной — вдовой Козьмы Матвеева был построен Храм Святой Троицы. Выполнен в стиле раннего классицизма, Сложен из красного кирпича с белокаменными элементами декора и увенчан куполом с четырьмя люкарнами. У входа находились могилы малолетних сыновей Петра Андреевича.

Вяземские жертвовали для храма деньги, иконы, кресты, платили жалованье церковнослужителям. По инициативе графа Шереметева при храме был организован хор мальчиков. В церкви хранились иконы Св. Великомученицы Екатерины, а также Св. Петра и Павла, пожертвованная Дмитрием Столыпиным.

В 1930‑е годы храм был разорён. Пропали главы с крестами, колокола, были утрачены внутреннее убранство и росписи. Помещение в разное время использовалось под столовую, рабочие цеха местного промкомбината, даже пионерлагерь. В 1991 году церковь передали РПЦ.

Краткая история

Доподлинно известно, что данное название появилось благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Когда Петр Вяземский пригласил его к себе в гости, то решил назвать имение первым словом, которое произнесет поэт при выходе из кареты.

Петр Вяземский

С 1751 года усадьба начала приобретать современный вид. Тогда ее выкупил купец Матвеев. Так, он определил основные композиции архитектурного ансамбля, которые были изменены Вяземским только в XIX веке. Купец снес старинные постройки, а на их месте построил просторный дворец с флигелями. К сожалению, сегодня их убрали, а на их месте находится памятный знак из восьми книг, вылитый из бронзы.

При Андрее Вяземском усадьба начала приобретать известность. В это время ее посещали Жуковский, Карамзин, Василий Пушкин, и другие известные люди того времени. После смерти Андрея Вяземского, его сын Петр продолжил приглашать российских светил: Пушкина, Грибоедова, Гоголя, и многих других.

В 1888 году Шереметьев купил усадьбу и создал в ней музей дворянской культуры, превратив его в здание общественного пользования.

После революции 1917 года усадьбу национализировали, однако музей сохранили. Символично, что его директором стал представитель дворянской семьи — Павел Шереметьев. В марте 1918 года была выдана охранительная грамота музею, а в 1923 году вся территория Остафьево стала неприкосновенной.

В 1930 году статус музея был утрачен, а все архивы и ценности распределили между другими действующими музеями. Во время войны тут находился госпиталь для раненых солдат, а с 1947 года здания стали использовать как дом отдыха для высокопоставленных чиновников СССР.

В 1950 году была проведена реконструкция усадьбы, при этом ее облик значительно изменился. Вернули статус музея усадьбе только в 1988 году. Таким образом, многие предметы интерьера и документы, которые хранились в государственном архиве и различных музеях, были возвращены обратно.

Инфраструктура

Кроме возведения жилых зданий, на территории ЖК «Остафьево» ГК «Самолет» запланировала строительство 16 детских садов, 11 школ, 131 детской площадки, поликлиники, торгового центра и других объектов социальной инфраструктуры. Для комфорта жителей комплекса на площади 6 га также будет обустроен парк отдыха, предназначенный для прогулок и семейного времяпрепровождения.

На момент строительства первой очереди ЖК «Остафьево» воспользоваться объектами социальной инфраструктуры возможно только в близлежащих населенных пунктах. Примерно в 30 минутах ходьбы на территории поселка Щербинка находятся школа и детский садик. В селе Остафьево есть еще одна школа, а также магазины и медицинское учреждение.

Плюсы и минусы объекта ЖК «Остафьево»

Анализ информации о расположении участка, инфраструктуры, ценах на квартиры, условиях покупки жилья и других факторов позволяет определить плюсы и минусы объекта ЖК «Остафьево» компании Самолет Девелопмент.

Плюсы:

  • относительная близость к «старой» Москве;
  • московская прописка;
  • можно добраться разными видами транспорта;
  • строительство собственной инфраструктуры;
  • отделка квартир;
  • высокие потолки;
  • более дешевое жилье (на 200-300 тыс. руб) в сравнении с конкурентами.

Минусы:

  • добираться до Москвы общественным транспортом с пересадками;
  • близкое расположение аэропорта как источника шума;
  • недостаток инфраструктурных объектов в первое время;
  • в часы пик возможны пробки 8-9 баллов при выезде на МКАД;
  • нет выбора вариантов отделки;
  • квартиры продаются только с отделкой.

Фреска «Народное гулянье в Киеве»: куда уходят краски

Адрес: станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена

Дата создания: 1953 год

Лауреат премии в 2013 году.

Тема оформления станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии метрополитена посвящена будням Советской Украины: на пилонах центрального и боковых залов размещены сюжетные панно в стиле соцреализма. На торцевой стене станции — масштабное (24,5 метра) панно «Народное гулянье в Киеве», посвященное празднованию 300-летия воссоединения Украины и России. В 2010 году из-за сильной течи стена пришла в аварийное состояние, и фреска практически полностью осыпалась.

Работы по воссозданию начались в 2011-м. Специалисты руководствовались первоначальным проектом: в архиве Музея архитектуры имени А.В. Щусева нашли негатив исторической фотографии 1954 года. Она стала основой для воссоздания фрески. Это историческое фото отличалось от снимков 2000-х годов, так как в 1960–1970-х годах на панно проводились многочисленные обновления и записи, исказившие его колористику и композицию.

«На станции провели работы по усилению металлоизоляции торцевой стены и воссозданию штукатурного слоя. Одновременно в мастерской выполнена первая полная реконструкция фрески в масштабе 1:1. Специалистами по свету была воссоздана освещенность фрески в условиях метро. Работы велись круглосуточно, от пассажиропотока реставраторы были отделены глухой перегородкой, которая была установлена в двух метрах от панно. Такого расстояние недостаточно для восприятия целого и создания произведения монументальной живописи. Поэтому законченная фреска № 1, выполненная в мастерской, была распилена на части и привезена на станцию. Точно копируя эти фрагменты, специалисты воссоздавали итоговую фреску № 2. Часть работ проводилась в ночное время — это было связано с правилами техники безопасности при эксплуатации объекта с насыщенным пассажиропотоком», — рассказывает руководитель реставрационных работ по живописи Михаил Симагин.

Так как условия в метро не являются лучшими для хранения живописи, реставрационная комиссия решила реконструировать панно силикатными красками.

«Такие материалы хорошо зарекомендовали себя на практике. По сути процесса они похожи на фреску: по мере “кремнизации” краска становится единым целым со стеной, но также позволяет стене дышать, что и обеспечивает долговечность работы», — добавляет Михаил Симагин.

А в 2015–2016 годах мастера вернули первоначальный вид еще 49 панно и обрамляющим их картушам, воссоздав утраченные фрагменты живописи и декора. Воссоздание и тонировка композиций выполнялись в авторской манере и технике фреска темперой на основе найденных исторических материалов в Главном государственном архиве и фототеке Музея архитектуры.

История усадьбы Остафьево

Усадьба на этом месте, располагавшемся в те времена в селе с названием «Климово, Нечаево тож», была основана в XVII веке политическим деятелем Прокопием Ляпуновым. После смены нескольких владельцев, в 1751 году усадьба была выкуплена у князя Якова Алексеевича Голицына купцом Козьмой Матвеевичем Матвеевым, который заслужил исключительное (для лица, не принадлежавшего к высшим сословиям) право на приобретение «деревень» — земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево.

В течение нескольких последующих лет имение, ставшее именоваться с тех пор Остафьево, отстраивалось Матвеевым. Композиция усадьбы, заложенная купцом, во многом сохранилась до наших дней, несмотря на последующие перестройки.

Следующим владельцем Остафьево стал Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. Именно при владении рода Вяземских был построен главный дом (дворец с флигелями), сохранившийся до наших дней, разбит парк, а усадьба приобрела славу «Русского Парнаса». В эти годы Остафьево посещали многие известные личности тех лет, в числе которых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и Н. М. Карамзин, живший и создавший здесь первые восемь томов своего сочинения — «История государства Российского» — с 1804 по 1815 годы.

Sonic_off

В годы владения усадьбой Петром Вяземским Остафьево стало одним из центров культурной жизни России. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», ставились театральные постановки. Сам будучи поэтом, Петр посвятил этому месту множество стихотворений, в том числе «Деревня» (1817), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом» (1863).

В 1865 году, после смерти Петра, имение унаследовал его сын — Павел, который также был литератором и страстным коллекционером. Он собрал здесь ценную коллекцию произведений живописи, графики, прикладного искусства, выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Андреевича Вяземского.

В 1888 году Остафьево перешло во владение следующего мужчины из рода Вяземских — Петра Павловича, который спустя 10 лет продал его мужу своей сестры — графу Шереметеву — в связи с тем, что жил в Петербурге и не имел возможности заниматься ведением дел в имении.

Сергей Дмитриевич Шереметев, историк и член Российской академии наук, стремился сохранить усадьбу и ее творческую и культурную атмосферу. Уже через год после приобретения, в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей, который стал один из первых музеев, посвященных великому поэту. В 1911–1914 годах Шереметевы в память известным личностям, посещавшим некогда усадьбу — Карамзину, Пушкину, Жуковскому, а также ее знаковым владельцам — Петру и Павлу Вяземским — установили в парке мемориальные бюсты. Открытие памятников происходило в торжественной обстановке и в присутствии многочисленных приглашенных гостей.

Sonic_off

Пушкин в Остафьево

Особое место среди всех гостей занимает великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин. Усадьба Остафьево считается одним из самых интересных пушкинских мест Подмосковья, наряду с Захарово и Большим Вяземами.

Если первая легенда, связывающая Остафьево и Пушкина, вызывает вопросы, то вторая выглядит весьма правдоподобной. Александр Сергеевич очень любил прогуливаться по липовой аллее, ведущей от дома вглубь парка. Именно он ей дал название «Русский Парнас», которым потом стали называть и всю усадьбу. По этой же аллее любили гулять и сами хозяева знаменитого дома и их именитые гости, и надо сказать, что мы их прекрасно понимаем — место очень красивое и приятное.

Пушкин приезжал в Остафьево трижды, и самым продолжительным оказался его первый визит с 1 по 5 июня 1830 года. Кстати, самого Вяземского в то время «не было дома», он находился в Петербурге, так что принимала великого поэта жена князя Вера Федоровна, с которой Пушкин обсуждал подробности будущей свадьбы с Натальей Гончаровой.

В декабре того же года состоялся второй визит Пушкина в усадьбу Остафьево и продлился всего два дня. Третий приезд оказался еще короче, всего один день — 4 января 1831 года. В общей сложности А.С. Пушкин провел в Остафьево всего 8 дней, но они настолько вошли в историю, что усадьба стала одним из самых посещаемых пушкинских мест Подмосковья.

После смерти Пушкина, которая стала потрясением для Вяземского, его вдова передала часть вещей великого поэта в мемориальную комнату, которая находится в кабинете Карамзина, где он останавливался во время своих визитов. В 1913 году Шереметьевы установили в усадебном парке памятник великому поэту, который можно увидеть на фото выше. В то же время были установлены памятники и двум другим поэтам: П.А. Вяземскому и В.А. Жуковскому.

Третьим владельцем усадьбы стал Павел Петрович Вяземский, который организовал в Остафьево мемориальные комнаты в честь Карамзина, Пушкина и своего отца Петра Вяземского. Новый князь был страстным коллекционером, поэтому в годы его владения усадьбой здесь появилось много живописи, графики и предметов прикладного искусства.

После смерти князя Павла Петровича владельцем Остафьево стал его сын Петр Павлович, для которого содержание усадьбы было не по карману, поэтому он продал поместье мужу своей сестры, графу С.Д. Шереметьеву. Он и стал последним законным владельцем знаменитой усадьбы. В 1899 году он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей.

После 1917 года музей в усадьбе Остафьево был сохранен, а в марте 1923 года объявлен памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Но в 1930 году его ликвидируют, часть богатой коллекции перемещается в другие музеи, а другая часть продается с молотка. В годы войны в нескольких километрах от Остафьево находился военный аэродром, а на территории усадьбы был разбит госпиталь. В хвойной роще Остафьевского парка были установлены зенитные орудия. В 2012 году во время реставрации были найдены фрагменты зениток, сейчас эти места огорожены ленточкой.

С 1947 года в Остафьево находился дом отдыха Совета министров СССР, в результате усадьба подверглась серьезной перепланировке: колоннады застеклили, внутренние помещения флигелей и самого дома перестроили под нужды санатория. И только спустя 60 лет после закрытия музея, в 1988 году, усадьба Остафьево на правах филиала Государственного музея А.С. Пушкина вновь приобрела статус музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector