Дом, которого нет: история особняка на садовом кольце

Особняк Дерожинской (Посольство Австралии), Кропоткинский пер., 13.

Особняк Дерожинской построен Шехтелем в 1901–1903 годах для дочери фабриканта Бутикова Александры Ивановны Дерожинской. Особняк выстроен в стиле модерн. В грандиозном двухсветном зале зодчий поместил огромный камин из камня и дерева. Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – полтора человека в высоту. Шехтель заключил очаг в огромный деревянный портал, сверху в нем вырезаны деревья с кроной.


В спальне хозяйки также расположился белый мраморный камин, декорированный изящными волнообразными линиями.
В столовой камин облицован яркой зеленой плиткой, хорошо сочетающейся с деревянной отделкой комнаты. В оформлении камина Шехтель применил необычное решение – он устроил вокруг него дубовый сервант.

Работы Шехтеля в других городах

1883-1889 г.г. – Усадьба Кирицы С.П. фон Девиза Рязанская область, Спасский район
1883-1889 г.г. – Усадьба Соха П.П. фон Дервиса Рязанская область, Старожиловский район
1883-1889 г.г. – Усадьба Старожилово дом управляющего Ф.П.Фон Бергольца в имении П.П. фон Дервиса пос. Старожилово, Рязанская область
1887 г. – Часовня Михайловской церкви (не сохранилась) г.Таганрог
1888 г. – Дом А.А.Шилова Пруссы Коломенский район, Московская область
1888-1890 г.г. – Дом Локалова село Великое, Ярославская, 14, Гавроло-Ямский район, Ярославская область
1888 г. – Дом Иродова село Великое Гаврилов-Ямский район, Ярославской области
1900 г. – Особняк П.М. Мальцева г. Балаково, Коммунистическая, 5
1906-1912 г.г. – Храм во имя Пресвятой Троицы г. Балаково, ул. Ленина, 1
1908 г. – Здание Зимнего театра г. Краснодар, ул.Красная, 55, совместно с А.А.Козловым
1909-1913 г.г. – Особняк В.М. Сурошникова г. Самара, ул. Пионерская, 22
1911-1912 г.г. – Дом Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 39а
1912 г. – Особняк Рейнеке г. Саратов, ул. Соборная, 22
1912 г. – Особняк Е.И.Шаронова г. Таганрог, ул. Фрунзе, 80
1913-1916 г.г. – Банк Рукавишниковых г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, 23
1914 г. – Библиотека им. А.П.Чехова г. Таганрог, ул. Петровская, 92

Историческая справка:

1859 г. — родился 26 июля в Петербурге
1871 г. – зачислен во второй класс Мужской гимназии в г. Саратове (учился не больше года)
1865 г. – семья переехала в Саратов
1873-1875 г.г. – училище при Тираспольской римско-католической гимназии (г.Саратов)
1875-1878 г.г. – обучался в училище живописи, ваяния и зодчества,( отчислен за плохую посещаемость)
1880-1890 г.г. – работал в театре с художником К.Ф. Вальцем (Большой театр) и с антрепренером М.В. Лентовским (народный театр “Скоморох”)
1894 г. – получил диплом техника-строителя
1896 г. – преподавал композицию в Строгановском художественно- промышленном училище
1899 г .– один из основателей Московского литературного кружка
1900 г. – за участие во Всемирной выставке в Париже награжден серебряной медалью
1901 г. — на Международной выставке в Глазго построил четыре павильона Русского отдела
1901г. – удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга
1902-1903 г.г. – участник выставки Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля в Москве
1906-1922 г.г. – председатель Московского архитектурного общества (МАО)
1908 г. – член комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почетный член общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа
1914 г. – принял православие, при крещении дано имя Федор
1921-1923 г.г. – председатель Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе
7 июля 1926 г. – умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Парадный вход, Анна Абросимова

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

Молельня, Лариса Киселева

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Боковой фасад, Андрей и Валерия

Советские годы

После революции многие архитекторы не могли найти место в изменившихся условиях. А вот о Федоре Шехтеле так сказать нельзя. В советские годы он продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕМАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Последний его реализованный проект — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (существовала до ВДНХ). Также Шехтель вернулся к работе в театре, реализовал несколько проектов для МХАТа, участвовал в реконструкции здания театра, работал для Малого театра. Однако здоровье Федора Осиповича ухудшалось, работать становилось все сложнее. В 1926 году архитектор умер.

«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)». Федор Шехтель.

Модерн

Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.

Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.

От национализации до реконструкции

В 1917 году скоропечатню Левенсона постигла участь большинства частных владений — её национализировали и передали Всероссийскому земскому союзу. В 1923 году здесь разместилась 16-я типография Мосполиграфа. Новые хозяева, вооружившись лозунгом «Мы наш, мы новый мир построим» и не обращая внимания на выверенный замысел Шехтеля, построили на участке ещё несколько производственных корпусов. Величественный облик архитектурного ансамбля исказился: сначала уплотнился изнутри, а потом стал разрастаться в стороны, захватив даже владение 11 в Малом Козихинском переулке.

В 1942 году 16-ю типографию закрыли, и на её месте сменялись одно за другим разные казённые учреждения. Буржуазные эстетические пережитки были им безразличны, и интерьер постепенно исчезал, успешно приближаясь к безликой норме большинства советских контор.

Казалось бы, обратный переход комплекса в частные руки в начале 1990-х годов должен был остановить «стирание» шедевра, но проведённая реконструкция ему только поспособствовала. При замене межэтажных перекрытий здание утратило почти все оригинальные элементы — полы, потолочные балки, карнизы и лепнину. Фасад тоже значительно видоизменился, стал проще и лаконичнее.

Бывшая скоропечатня превратилась в деловой центр — совокупность наёмных помещений. Многие арендаторы даже не подозревали, что его интерьер когда-то не уступал внешним очертаниям в изысканности, лёгкости и великолепии.

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

Спальня, Лариса Киселева

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931–36 гг.

Элемент декора, Лариса Киселева

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Примечания

  1. Ирина Левина. . um.mos. Дата обращения: 10 июля 2017.
  2. Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9.
  3. ↑ , с. 72.
  4. . . livejournal.com (10 ноября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017.
  5. Дмитрий Опарин. . Большой город (26 апреля 2013). Дата обращения: 10 июля 2017.
  6. shellbars. . progulkipomoskve (1 июня 2014). Дата обращения: 10 июля 2017.

  7.  (недоступная ссылка). Узнай Москву (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017.
  8. toptigki. . livejournal.com (26 мая 2012). Дата обращения: 10 июля 2017.
  9. , с. 77.
  10. Кириченко Е.И. Архитектурное Наследие. Федор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с. — ISBN 978-5-902887-08-9.
  11. ↑ , с. 14-23.
  12. Светлана Волкова. . Комсомольская правда (30 марта 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
  13. . Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Дата обращения: 10 июля 2017.
  14. , с. 503.
  15. , с. 38.
  16. , с. 154.
  17. , с. 110-120.
  18. , с. 358.
  19. , с. 431.
  20. ↑ . Телеканал ”Россия Культура” (22 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017.
  21. . Российская академия художеств (20 октября 2009). Дата обращения: 10 июля 2017.
  22. Наталья Сергеева. . Известия (22 декабря 2010). Дата обращения: 10 июля 2017.
  23. . Институт стратегии развития образования Российской академии образования (26 октября 2015). Дата обращения: 10 июля 2017. (недоступная ссылка)
  24. . facebook.com (22 июня 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.
  25. . vk.com (20 мая 2017). Дата обращения: 10 июля 2017.

Дома и здания работы архитектора Федора Шехтеля в Москве:

  • Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, 14 (реконструкция)
  • Особняк Щаповых по улице Бауманская, 68 (участие в проекте А.С. Каминского)
  • Банк Рябушинского на Биржевой площади, 1 (реконструкция)
  • Клиническая больница по улице Будайская, 2
  • Усадьба Миндовской во Вспольном переулке, 9
  • Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28
  • Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13
  • Выставочный зал и электротеатр Лианозова в Камергерском переулке, 3А (реконструкция)
  • Ярославский вокзал на Комсомольской площади, 5
  • Особняк Дерожинской-Зиминой по улице Кропоткинский переулок, 13
  • Больница Захарьина на Куркинском шоссе, 29
  • Особняк Коншина-Манташева на Ленинградском проспекте, 21
  • Усадьба Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке, 10
  • Усадебный комплекс Зарина-Кузнецова на проспекте Мира, 41
  • Особняк Кузнецовой на проспекте Мира, 43
  • Усадебный комплекс Салтыковых-Чертковых по улице Мясницкая, 7
  • Торговый дом Кузнецова по улице Мясницкая, 8/2
  • Многоквартирное здание Строгановского училища по улице Мясницкая, 24
  • Театральное здание для Г. Парадиза на улице Большая Никитская, 19
  • Особняк Рябушинского по улице Малая Никитская, 6/2
  • Особняк Кана на Садовой-Кудринской, 2/62
  • Памятник Н.В. Гоголю во дворе усадьбы на Никитском бульваре, 7
  • Здание купеческого общества на Новой площади, 6
  • Дом Аршиновых по улице Большая Ордынка, 32
  • Особняк Кириевских-Карповой на Большой Ордынке, 41
  • Особняк Морозова в Подсосенском переулке, 21
  • Часовня-памятник семье Морозовых по улице Преображенский вал, 17А
  • Особняк Левенсона на Пречистенской набережной, 35 (реконструкция)
  • Типография Рябушинского в Большом Путинковском переулке, 5
  • Торговое здание Гальперина по улице Пятницкая, 13
  • Фасад и интерьер здания по улице Рождественка, 11/4
  • Рождественский монастырь по улице Рождественка, 20 (пристройки)
  • Оформление интерьеров дома Ушкова на Рождественском бульваре, 10
  • Собственный особняк на Большой Садовой, 4
  • Особняк Протасова-Малич на Садовой-Самотечной, 6
  • Особняк Дервиза на Садовой-Черногрязской, 6
  • Особняк семьи Харитоненко на Софийской набережной, 14
  • Усадьба Морозовой-Рейнбот по улице Спиридоновка, 17
  • Гостиница «Боярский двор» на Старой площади, 8
  • Дом Аршиновых в Старомонетном переулке, 31, строение 7
  • Торговый дом «Аршинов и Ко» в Старопанском переулке, 5
  • Часовня при храме Петра и Павла в Старосадском переулке, 7/10
  • Особняк Смирнова на Тверском бульваре, 18
  • Здание «Товарищества скоропечатни Левенсона» в Трехпрудном переулке, 9
  • Училище евангелической церкви в Большом Трехсвятительском переулке, 4
  • Храм во имя Покрова Богородицы в Турчанинов переулке, 4
  • Иконостас храма во имя Иоанна Предтечи в Черниговском переулке, 2
  • Дача Левенсона в Чоботовском проезде, 4

 
 

 
 

 
 

 
 

 

Типография Левенсона

Смотреть на здание нужно с угла, центрального фасада нет. Это флоральный модерн – кривые линии, много цветов, объёмы здания отдельно, а декор фасада отдельно. Щипцовая крыша напоминает Ярославский вокзал, а он сам – работы Фёдора Шехтеля на выставке 1901 года в Глазго, на которой архитектор построил несколько павильонов с такой крышей и дальше повторял это раз за разом – это у него как автограф

Обратите особое внимание на чертополох в декоре. Чтобы понять его значение, нужно знать две вещи

Первое – это типография. Второе – в то время модерн активно развивался в Эльзасе – провинции то Франции, то Германии, которая стремилась к независимости. Чертополох в Эльзасе и эльзасском модерне был символом независимости. Владелец типографии, заказавший оформление с чертополохом, тоже как бы говорит, что она неподвластна цензуре.
Внутри есть лестница с текущими мраморными перилами, отсюда «растут ноги» у перил знаменитой лестницы особняка Рябушинского, к которой Шехтель всю свою жизнь шёл с тех пор, как в особняке Морозовой придумал в центр здания поставить лестницу и вокруг неё по спирали нанизывать помещения. Сейчас в этих помещениях офисы.

Типография Левенсона.

Василий Кузьмичёнок

Фото:

Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10

Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы. Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу

.

В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Эрихсон! Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн – это его работа. Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу.

Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая – всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины!

Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Корева. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал. Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево! Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» – это фамилия первой владелицы особняка, «М» – фамилия второго. Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле – загадка.

Особняк Зинаиды Морозовой (Дом приемов МИД), Спиридоновка, 17

Особняк Зинаиды Морозовой – это настоящий готический замок, построенный зодчим, а в любом уважающем себя замке должен быть рыцарский зал и огромный камин. Есть он и в особняке Морозовой. Архитектор выстроил этот особняк в1893-1898 годах по заказу Саввы Морозова. Дом стал подарком жене Саввы Морозова, Зинаиде, на юбилей свадьбы.

Интерьеры особняка восхищают и поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель соединил готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. В столовой Шехтель поместил «рыцарский» камин, вырезанный из гиганта песчаника. На камине вырезаны средневековые рыцари, по бокам украшен масками грешников.


В других помещениях архитектор спроектировал камины с облицовкой из дерева: в красной гостиной, в бильярдной комнате на 2-м этаже, а также в малой готической гостиной (или курительной), той самой, где находятся три панно Михаила Врубеля – «Утро», «Полдень» и «Вечер».

Печальное завершение жизненного пути

Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).

Особняк Смирнова, Тверской бульвар, 18.

Особняк Смирнова – это особняк водочного короля России П.П. Смирнова. Особняк был перестроен Шехтелем в начале 20 века из более старой усадьбы, которая была известна еще с конца 18 века. Главным условием заказчика было не трогать габариты усадьбы и планировку внутренних помещений. В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время.
В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами.

Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение – рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага.

Цены на билеты в 2020 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 350 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 150 руб.;
  • для студентов и учащихся — 200 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 450 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000–5000 руб.. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб. 

В тарифную стоимость экскурсий не входит цена билетов на посещение музея-квартиры Горького. Они приобретаются дополнительно для каждого участника.

Несколько категорий граждан имеет право на бесплатный вход при наличии соответствующих документов. Подробную информацию о тарифах можно узнать на официальном сайте.

Морозов

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.

Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Знаменитая лестница Шехтеля, Sveta Yastrebkova

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

Витраж, Лариса Киселева

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

Лампа-медуза, Лариса Киселева

От скромного начинания до масштабного бизнеса

Об Александре Левенсоне известно немного — даже год его рождения точно не установлен. Достоверно лишь то, что он был успешным бизнесменом. Он открыл типографию в 1881 году, приобретя по случаю у Набилковского училища небольшую печатную машину, ручной станок, резак и принадлежности для набора (составления макетов). Изначально предприятие разместилось в доме Левенсона-отца, известного московского врача, в Рахмановском переулке возле Петровки.

Начав с изготовления визитных карточек и коммерческих счетов, Левенсон постепенно перешёл к крупным заказам, первым из которых стало издание газеты «Новости дня». Чтобы расширить деятельность типографии, основатель превратил её в долевое предприятие — товарищество. Среди партнёров он привлёк купца, издателя и мецената Л.А. Карзинкина. В 1890 году скоропечатня имела капитал в размере 210 тысяч рублей и имущество общей стоимостью более 100 тысяч рублей.

Вскоре стало очевидно, что солидному предприятию нужно представительное помещение. По задумке хозяина, оно должно было стать комбинацией «последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Для фабрики Левенсон приобрёл участок на углу Трёхпрудного и Мамоновского переулков. Первым делом там снесли все деревянные усадебные строения.

Проведя конкурс, Левенсон выбрал проект Фёдора Шехтеля, который представил план целостного и оригинального комплекса из административного здания и примыкающих производственных построек. По некоторым данным, заказчик и исполнитель нашли общий язык благодаря происхождению — оба были обрусевшими немцами. «Замок» вырос быстро: в январе 1900 года утвердили проект, а в сентябре в фабричном корпусе уже установили типографское оборудование. На Петровке — уже на самой Петровке, а не в переулке! — в доходном доме Коровина (дом 19) разместилась дополнительная контора для приёма заказов и торговли писчебумажными товарами. Вероятно, в память о начале большого дела.

«Русско-немецкое» сотрудничество получило продолжение: в 1901 году архитектор построил на участке ещё один производственный корпус, а через несколько лет добавил ему третий этаж и соединил с первым корпусом на уровне второго этажа. Шехтель приложил руку и к личному дому Левенсона — перестроил для него особняк на Пречистенской набережной (дом 35).

Благородный вид средневекового замка, уютные интерьеры и гостеприимство хозяина привлекали в скоропечатню Левенсону разных людей. Именно здесь в 1901 году собрались представители московской журналистики, чтобы обсудить предстоящее празднование 200-летия периодической печати в России. Впоследствии это здание неоднократно посещали ведущие отечественные издатели и типографы.

Скоропечатня в Трёхпрудном отдавала предпочтение выпуску художественных изданий высокого качества — альбомов, открыток, театральных афиш и программ, в том числе для императорских театров. С 1899 года Левенсон также редактировал и печатал газету «Ежедневное либретто», в которой наравне с новостями культуры размещалось много рекламы. Примечательно, что там попадались и объявления конкурентов.

О признании заслуг детища Левенсона и его продукции высочайшего уровня, помимо звания поставщика императорского двора, говорят многочисленные награды. В 1895 году Министерство финансов присудило издательству большую серебряную медаль, через год жюри парижской выставки, посвящённой столетию литографии, — золотую. В 1900 году, вновь на Всемирной выставке во французской столице, типография Левенсона удостоилась сразу трёх наград: управляющий мастерскими получил золотую медаль, управляющий литографией — серебряную, а его помощник — бронзовую.

Работы Шехтеля в Москве

1889 г. – Первый собственный дом на Петербургском шоссе 20, Москва (не сохранился)
1890-1902 г.г. – Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая II и императрицы Александры Федоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского на углу 1-ой Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека (не сохранилась)
1894-1898 г.г. – Особняк Морозова на Спиридоновке, 17
1895 г. – Дом Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. – Мраморный иконостас Храма усекновения главы Иоанна
Предтечи под Бором в Черниговском пер, 2
1896 г. — Собственный особняк О.Ф. Шехтеля в Ермолаевском переулке 28, при участии А.Д. Адамовича
1898 г. – Особняк М.В. Малич ул. Садовая-Самотечная, 6 (в 1905 г перестроен)
1898 г. – Торговый дом товарищества М.С. Кузнецова, ул. Мясницкая, 8/2
1899 г. — Спасская церковь в Иваново- Вознесенске, контролировал строительство архитектор П.Г.Беген (не сохранилась)
1899 г. – Конторские помещения Торгового дома В.Ф. Аршинов и Кo, Старопанский пер., 5
1899 г. – Торговый дом В.В. Аршинова, ул. Большая Ордынка 32
1895-1897 г.г. — Особняк Кузнецовой на проспекте Мира 43
1897- 1907 г.г. – Церковь Преподобного Пимена Великого (Живоначальной Троицы). Нововоротниковский пер., 3
1900-1902 г.г. – Особняк С.П. Рябушинского, ул. Малая Никитская, 6/2
1900 г. — Типография А.А. Левенсона. Трехпрудный переулок, 9
1901 г. – Перестройка особняка А.А. Левенсона, Пречистинская набережная, 35
1901-1902 г.г. – Особняк А.И.Дерожинской. Кропоткинский пер. 13
1901 г. – Дом Московского общества страхования от огня и гостиница Боярский двор. Старая площадь, 8
1901 г. – Доходное владение Н.С. Кана. Садовая-Кудринская, 2/62/36 первое и второе строение
1902 г. – с марта по октябрь перестройка Московского Художественного театра Камергерский пер., 3
1902-1904 г.г. – Ярославский вокзал. Комсомольская площадь 5 ( в
1906-1907 построено новое здание вокзала, в три раза больше) 1903-1904 г.г. – Банк Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского на Биржевой площади
1904-1906 г.г. – Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища ул. Мясницкая, 24
1905 г. – Дом А.И. Аршиновой, В.В. Аршинова Старомонетный переулок, 31
1905-1907 г.г. – Дом причта при Старообрядческом храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Турчанинов переулок, 4 (перестроена в 1911 г. )
1907-1909 г.г. – Типография Утро России П.П. Рябушинского в Большом Путинковском переулке, 3
1908 г. – Торговый дом И.М. Гальперина. Пятницкая, 13 (магазин Крестовникова)
1909 г. – Собственный особняк Ф.О. Шехтеля с флигелем-мастерской. Большая Садовая, 4
1909-1911 г.г. – Торговый дом Купеческого общества в Малом Черкасском пер., 2/6
1909-1914 г.г. – Ансамбль больницы Г.А.З ахарьина. Куркинское шоссе, 29, совместно с И.Э. Грабарем
1912 г. – Перестройка кинотеатра Художественный на Арбатской площади, 14
1913 г. – Особняк И.И. Миндовской. Вспольный пер., 9
1914-1915 г.г. – Выставочное здание и Электротеатр. Камергерский пер., 3а (с 1924 школа-студия МХАТ)
1923 г. – Павильон Туркестана на Всероссийской Сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду

Начало

Судьба, казалось, продолжала испытывать Шехтеля на прочность. Закончить образование он не смог, был отчислен «за плохую посещаемость». В то время серьезно болела его мать, и, видимо, с этим были связаны неуспехи в учебе.

Образование осталось незаконченным, однако работал Федор Осипович много: иллюстрировал книги, делал театральные декорации, создавал эскизы костюмов, работал над архитектурными проектами. Только вот возводить здания по ним в черте Москвы пока было невозможно: у архитектора ведь не было диплома. Хотя заказчики к Шехтелю обращались самые именитые: семья Морозовых, князь Голицын и другие.

Он сотрудничал с ведущими архитекторами своего времени — Каминским, Терским, Чичаговым, и вместе с ними создал ряд выдающихся проектов. В частности, Шехтелю принадлежит авторство фасада нынешнего театра имени Маяковского (ранее — театр Георга Парадиза), а также он принимал участие в подготовке проекта Московской городской думы. Многие его постройки 1890-х годов выполнялись в русском стиле, тогда это было модно, но главным материалом служило дерево, поэтому до наших дней они не дошли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector