Краткая история большого театра

Залы Большого театра

Постановки Большого театра можно увидеть на трех действующих сценах: Исторической, Новой и Бетховенском зале.

Историческая сцена

Адрес: Театральная площадь, 1.

Количество мест: 2500.

Основная сцена Большого театра — его главная гордость. Отреставрированный зал, вновь открывшийся в 2011 году, отличается роскошным оформлением и великолепной акустикой (улучшена). Именно на Исторической сцене можно увидеть всю балетную и оперную классику.

Новая сцена

Адрес: Большая Дмитровка, 4, стр. 2.

Количество мест: 928.

Новая сцена открыта в 2002 году, премьерной для нее стала опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Оформление плафона зрительного зала выполнено по эскизам Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Полностью репертуар Большого театра исполнялся на Новой сцене с 2005 по 2011 год — в период реконструкции основной сцены.

Сейчас на этой сцене ставятся оперные и балетные, другие музыкальные постановки из основного репертуара.

Бетховенский зал

Адрес: Театральная площадь, 1

Количество мест: 320.

Бетховенский зал Большого театра располагается в главном здании, на минус первом этаже. Этот зал обеспечивает качественную акустику для камерных концертов и сольных выступлений. Интерьер выполнен в стиле рококо (но чаще говорят — эпохи Людовика XV). Особенность современного Бетховенского зала после реконструкции — возможность трансформироваться в банкетный или танцевальный зал.

Все схемы залов на официальном сайте ГАБТ

Музей

Музей ГАБТ создан в 1918 году — по инициативе Дирекции и Управления гостеатрами. Первая экспозиция, познакомиться с которой зрители могли во время антрактов, была представлена в залах бельэтажа в 1921 году.

Постепенно музей вырос в крупный научно-исследовательский центр. Сейчас его фонды насчитывают свыше 200 тысяч историко-художественных и значимых документальных памятников. Гордость коллекции — собрание эскизов декораций и костюмов, сами оригинальные костюмы и реквизит.

Посмотреть выставки музея можно в фойе Большого театра (временные экспозиции), а также в рамках передвижных тематических выставок в других музеях. Контакты музея — на сайте театра.

Репертуар Большого театра

За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.

Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.

Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.

Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.

В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.

Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).

В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.

Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.

Сцена, балет «Раймонда», Андрей и Валерия

Опера

Оперная классика в актуальном репертуаре Большого театра: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Идиот», «Травиата», «Кармен», «Богема», «Дон Карлос» и другие произведения.

Музыкальные представления для детей в оперном репертуаре — «История Кая и Герды», «Байки о Лисе, Утенке и Балде» и «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (6+). Большинство классических постановок доступны школьникам с 12–16 лет.

Современная опера: «Билли Бадд».

Информация на официальном сайте:

  • Оперный репертуар
  • Оперная труппа

Балет

Превосходный классический балет в Большом театре — это «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» (варианты — в редакции Григоровича либо Ратманского), «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Баядерка», «Корсар», «Кармен-сюита» и другие.

Балетные постановки по произведениям современных авторов: «Легенда о любви», «Нуреев», «Пламя Парижа», «Ундина», «Русские сезоны» (на музыку Леонида Десятникова).

Информация для зрителей на официальном сайте:

  • Балетный репертуар
  • Балетная труппа

Концерты

В афише Большого театра камерные концерты есть каждую неделю. Гости театра cмогут услышать великолепное исполнение сочинений Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха и Л. Бетховена, Ж. М. Равеля; побывать на выступлениях контрабасистов, квартета виолончелей, арфы, духовых инструментов, вокальных вечерах. В камерном формате проходят и выступления детей-артистов Большого театра.

  • Камерные концерты (отдельная афиша)
  • Гала-концерты

Бетховенский зал, Андрей и Валерия

Большой театр на английском

«Современник»

Московский театр «Современник» основан в 1956 году группой выпускников Школы-студии МХАТ во главе с Олегом Ефремовым. Сами артисты-основатели называли себя «детьми XX съезда».

Театр был крайне популярен в Москве и за ее пределами, «Современник» прекрасно знали и любили за рубежом. После ухода из театра О. Ефремова труппа объединилась под руководством режиссера Галины Волчек и директора Олега Табакова и не сдала позиций. «Современник» был и остается по сей день любимым театром многих москвичей и гостей столицы.

Почти 40 лет у руля «Современника» стояла Галина Волчек.

С ее именем связаны творческие победы и безупречная репутация театра. При ней ушли в мир иной все артисты-основатели. Г. Волчек ушла последней, как капитан со своего капитанского мостика. Место руководителя занял известный режиссер и педагог В. Рыжаков.

В труппе — М. Неелова, Л. Ахеджакова, В. Гафт, Ч. Хаматова, С. Юшкевич, И. Стебунов и др.

Адрес: Чистопрудный бульвар, 19.

Здание Малого: сегодня

В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.

Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).

На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.

Половые органы Аполлона

После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число «обязательных» к посещению туристами.

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро «Театральная» Замоскворецкой линии.

Опера и балет

С историей Большого театра тесно связаны десятки имен, оставивших ярчайший след в мировой культуре: Ю. Григорович, В. Васильев, М. Плисецкая, Г. Уланова, Е. Максимова, М. Лиепа, Г. Вишневская, З. Соткилава и множество других звезд оперы и балета.

Главенствующее место в современном репертуаре занимают шедевры русского оперного театра XIX и XX веков.  Здесь можно услышать такую фундаментальную классику, как  «Борис Годунов»  Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковую даму» Петра Чайковского, «Царскую невесту» и «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова, одну из самых значительных опер XX века – «Катерину Измайлову» Дмитрия Шостаковича  и др. Кроме этого на сцене идут шедевры мировой оперной классики: «Травиата», «Богема», «Кармен», «Манон Леско» и др.

У постоянной оперной труппы Большого театра исключительно сильный состав солистов. Одновременно театра активно привлекает к выступлению  звезд мировой величины, в первую очередь, выдающихся соотечественников, среди которых: Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько, Екатерина Губанова.

В балете свою задачу Большой видит в эталонном исполнении классического репертуара. Сегодня здесь идут балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Драгоценности» Джорджа Баланчина, «Онегин» на музыку Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Легенда о любви» Арифа Меликова и др. Самая именитая прима-балерина Большого театра – Светлана Захарова. Она единственная среди русских артистов была удостоена звания «этуаль» балетной труппы миланского театра Ла Скала. Другая всемирно известная прима — Мария Александрова.

Для постановки спектаклей Большого театра приглашаются именитые европейские дирижеры, режиссёры, художники, сценографы и артисты. На сцене Большого проходят гастроли ведущих музыкальных театров мира (La Scala, Лондонского Королевского театра, Гамбургского театра и др.).

МТЮЗ

Московский Театр юного зрителя, созданный в 1920 году, прошел путь всех ТЮЗов страны.

Он был создан для детей и практически всю свою историю занимался постановками именно детских спектаклей. При этом здесь начинали творческий путь знаменитые впоследствии Р. Быков, И. Чурикова, Л. Ахеджакова, ставили спектакли режиссеры Б. Голубовский, Ю. Жигульский, П. Хомский.

История МТЮЗа круто изменилась в 1987 году, когда руководить театром стала Г. Яновская. Она резко изменила репертуарную политику, занялась приглашением интересных молодых режиссеров. Чуть позже к постоянным постановщикам МТЮЗа присоединился К. Гинкас.

Сегодня МТЮЗ — один из самых интересных режиссерских театров столицы. В репертуаре спектакли для самых маленьких зрителей и авторские постановки Яновской и Гинкаса. Спектакли театра неоднократно становились лауреатами престижных театральных фестивалей.

В труппе — И. Ясулович, В. Баринов, И. Гордин, О. Мысина.

Адрес: Мамоновский перулок, 10.

Фойе и залы

  Главное фойе или «Белое» – самое большое и роскошное фойе театра. До наших дней сохранился подлинный декор 19 века (лиры, растительные орнаменты и узоры). Роспись фойе выполнена в технике гризайль – так, что зрителю узор кажется объемным. Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.

  В главное фойе ведет шикарная Парадная лестница, украшенная великолепными алебастровыми вазами. К сожалению, вазы были утрачены, а те, что мы видим сегодня, – копии. Однако сама лестница, ее формы и оформление сохранились со времен Кавоса.

  С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще роскошные залы!

  Круглый зал, или Малое императорское фойе, в 19 веке использовался для балов и приемов. Зал имеет форму квадрата, однако его потолок – это ротонда, отсюда и название зала. В круглом зале очень интересная акустика. Если встать в центре, то вы легко услышите шепот находящихся в зале людей.

  За Круглым залом идет Большое Императорское фойе. Стены фойе в конце 19 века к коронации Николая II были обтянуты атласной тканью цвета «раскаленного чугуна». До наших дней дошло 60% ткани, остальное было утрачено во время чистки либо в советское время. Во время реставрации был также восстановлен позолоченный лепной декор зала.

Экспозиционный и Хоровой залы находятся с другой стороны Белого фойе. Здесь была восстановлена первоначальная роспись в технике гризайль времен Кавоса, однако сделать это было довольно сложно, так как оригинальная надпись была закрашена в 50-е годы 20 века.

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже – от 750 до 4000 рублей.

«Гоголь-центр»

В 2012 году в Московском театре им. Гоголя сменился художественный руководитель. Им стал режиссер Кирилл Серебренников, который сразу заявил о расформировании труппы и создании на базе театра «Гоголь-центра».

Скандал вышел невероятный. Театр им. Гоголя пытались защищать, но Серебренников и его идея победили. Теперь на месте не самого успешного московского театра — современный театрально-культурный центр, где не только создают и играют спектакли, но и показывают фильмы, проводят концерты и выставки, читают лекции.

Спектакли ставят российские и зарубежные режиссеры. Ставят ультрасовременные тексты и классические произведения, с которых Серебренников умело снимает наросты традиционных толкований и пыль времен.

Серебренников сделал «Гоголь-центр» местом притяжения молодых московских театралов.

В труппе — С. Брагарник, Ю. Ауг, И. Оболдина и многие другие. Активно сотрудничают с «Гоголь-центром» Алла Демидова и Вениамин Смехов.

Адрес: ул. Казакова, 8А.

История и архитектура

Начало Большому театру было положено губернским прокурором князем Петром Урусовым, получившим от императрицы Екатерины II привилегию содержать «театральные всякого рода представления». Дата высочайшего соизволения — 28 марта 1776 года — и считается датой основания Большого театра.

Первое театральное здание открылось на берегу реки Неглинной 30 декабря 1780 года, располагалось на улице Петровка и получило название «Петровский театр». Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными элементами было возведено в рекордные по тем временам сроки — всего за 5 месяцев — и при этом стало крупнейшим в Москве публичным театром. В зале размещались партер, три яруса лож, а также галерея. Число зрительских мест предположительно составляло от 800 до 1000. По большей части театром руководил компаньон Урусова — Майкл Меддокс: при нем за 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.

По истечении личной привилегии театр с накопившимися по нему долгами в 1796 году был передал Опекунскому совету. В 1805 году здание Петровского театра сгорело, труппа была вынуждена выступать на временных сценах. В 1808 году по проекту К. И. Росси построен новый театр — Арбатский, который простоял совсем недолго — сгорел в пожаре войны 1812 года.

Следующее здание Петровского театра — по переработанному О. И. Бове проекту А. А. Михайлова — торжественно открылось 6 января 1825 года. По размерам монументальное здание значительно превосходило предшественников, и потому новый театр, высота которого составила 37 метров, назвали Большим Петровским. Однако премьерный показ все же пришлось повторить: открывшийся театр не смог вместить всех желающих. Здание было главной театральной площадкой столицы на протяжении почти 30 лет: сгорело в марте 1853 года вместе с уникальными театральными машинами, инструментами и всем реквизитом.

Для восстановления Большого театра был выбран проект А. К. Кавоса. Здание вновь построили за три года с сохранением объема и планировки. При этом архитектор изменил пропорции, увеличив высоту здания, а также авторски переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Колонны портика были сохранены. Над портиком установлена бронзовая квадрига работы П. К. Клодта. Театр открыл свои двери 20 августа 1856 года.

Историческая сцена, восстановленный зал (фото — 2017 год), Андрей и Валерия

Тыльную сторону здания перестроили в 1886–1893 годы по проекту Э. К. Гернета, и колонны оказались спрятаны в складских помещениях.

В 1894–1898 года под зданием заменили фундамент, так как к тому времени по стенам пошли трещины. Вынужденная мера не остановила усадку здания.

В 1920-е годы была укреплена полукольцевая стена зрительного зала, заменен занавес и перепланированы внутренние помещения. Последняя мера была направлена на ликвидацию ранговой иерархии зрителей.

Знаменитый роскошный занавес из парчи украсил Большой театр в 1955 году и оставался главным оформлением сцены на протяжении 50 лет. Возвращен в отреставрированном виде после масштабной реконструкции исторической сцены 2005–2011 годов.

Главная люстра Большого театра, Наталия Коннова

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65, с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Привалов Александр . Об акустике Большого театра // Эксперт. — № 37 (918). — 2012. — 17 сентября.
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
  • Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Чулаки М. Я был директором Большого театра. — М: Музыка, 1994. 135 с.; ил., ISBN 5-7140-0469-8
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия «Мастера Большого театра»).
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Большой театр в Москве — история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза.

Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома  и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло.  Новое здание, построенное под руководством  К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821–1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания  «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Студия театрального искусства

Студия театрального искусства — СТИ — возникла в 2005 году на основе выпускного курса С. Женовача, который и стал художественным руководителем нового театра.

В 2008 году СТИ получила свое театральное здание. Это историческое здание, в котором изначально располагалась золотоканительная фабрика семьи Алексеевых. В семье этой родился Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). Он-то именно здесь и открыл свой первый театр для рабочих. Здание отреставрировано, в нем сохранены старые стены, своды и большие окна.

СТИ — многократный участник и частый лауреат премии «Золотая маска».

В 2018 г. С. Женовач стал руководителем МХТ им. Чехова, сохранив за собой обязанности худрука СТИ.

В афише театра лучшие произведения русской и мировой литературы и драматургии. Спектакли СТИ — это предельно точное следование за автором, тонкий вкус и изысканный стиль постановок.

Адрес: ул. Станиславского, 21, стр. 7.

Эскадрилья Малого театра

Памятная доска, посвященная жизни театра в годы Великой Отечественной войны, — первое, что видят зрители, сдав одежду в гардероб. Артисты Малого внесли свою лепту в Победу: одни отправились на фронт с оружием в руках, а другие показывал спектакли — в землянках, на палубах военных кораблей, в поле, в лесу. Бывало, что представление прерывалось сигналом к бою, и тогда зрители-солдаты поднимались с мест, а через какое-то время возвращались — те, кто мог. Артисты отказывались от премий, а на собранные деньги строили самолеты, которые называли эскадрильей Малого театра.

Еще во время войны у театра появился филиал — здание на Большой Ордынке. Первый спектакль — «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector