Воскресенский новодевичий монастырь в санкт-петербурге
Содержание:
- При Воскресенском Новодевичьем монастыре действует Новодевичье кладбище
- Полезная информация для туристов
- Деятельность прихода
- История монастыря[править]
- История
- Архитектура женского Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выдержана в псевдорусском стиле
- Как добраться
- Архитектура монастыря
- Оборонительное значение Новодевичьего монастыря
- История
- Монастырские храмы
- Время для посещения обители
- Происхождение монастыря
При Воскресенском Новодевичьем монастыре действует Новодевичье кладбище
На территории Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге работает основанное ещё в 1845 году православное кладбище.
Оно расположено в восточной части монастыря. Здесь похоронены известные в городе и России люди: Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, М.А. Врубель, С.П. Боткин и т.д.
Надгробие русского поэта Н.А. Некрасова на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. На территории Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге работает кладбище. Некрополь отрыт ещё в 1845 году. Здесь похоронены многие выдающиеся люди
После Октябрьской революции во времена гонений на Православную Церковь многие могилы на кладбище уничтожили. Все находившиеся на кладбище церкви и часовни снесли. Фиксировались даже случаи гробокопательства, когда мародёры пытались отыскать в могилах драгоценности.
Полезная информация для туристов
Православный монастырь восстановлен и открыт для верующих и туристов. В обители работают швейная мастерская, богадельня и церковная лавка, воскресная школа и детский приют. Монастырь владеет Свято-Троицким скитом в деревне Жуки Псковской области и храмом Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в поселке Лисино-Корпус, который находится недалеко от Санкт-Петербурга.
Церковные службы проходят каждый день – со вторника по пятницу в 7:00 и 17:00, по субботам – в 9:00 и 16:00, в воскресные дни – в 7:00, 9:40 и 17:00, а по понедельникам в 9:00 и 17:00.
Крест-фонтан на территории монастыря
Деятельность прихода
Воскресенский Новодевичий монастырь занимается активной просветительской и духовной деятельностью. При обители работает Князь-Владимирская воскресная школа, в которой воспитанники изучают Закон Божий и осваивают хоровое пение. Каждое утро в домовой церкви дети вместе с родителями и педагогами посещают службу. Так начинается день маленьких христиан. Также школьники принимают активное участие в театральных постановках на детских площадках.
Приют «Благодать» оказывает поддержку молодым мамам с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В основном сюда попадают женщины, которые выпустились из приютов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Их истории разные, но всех объединяет то, что в их жизни возникли трудности, преодолеть которые в одиночку почти невозможно. Строгих ограничений по сроку пребывания в приюте нет. Кто-то возвращается к самостоятельной жизни спустя пару месяцев, а кому-то требуются годы.
В богадельне немощные женщины преклонного возраста и престарелые сестры получают должный уход и кров над головой.
Важно! В медицинском центре «Белая Роза» женщины имеют возможность на бесплатной основе пройти обследования по выявлению онкологических заболеваний. Вовремя обнаружив опасность для здоровья, они получают необходимое лечение и восстанавливаются
С 2003 года здесь также проводят мероприятия, направленные на помощь алкоголикам и наркозависимым людям. Группу самопомощи курирует духовник.
История монастыря[править]
Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля и является одним из значительных памятников древнерусского искусства в Москве. Стены и башни монастыря были построены в XVI-XVII вв., большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко 2-й пол. XVII в. и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».
Успенский трапезный храм перестроен в нач. XIX в.: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.
Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). А при Иване IV в Новодевичий монастырь поселились его ближайший родственницы, и за обителью окончательно закрепился статус придворной.
30 апреля в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (Удельная), вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни.
В во время опричного террора Иулиания утопили вместе с Ефросиньей Старицкой по приказу царя.
В в монастырь вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея.
В в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана IV — царевича Ивана Ивановича. Елена Шереметьева находилась в московском монастыре? как вдовствующая «царица», практически ни в чем себе не отказывая.
В январе , на девятый день после смерти мужа — царя Федора I Иоанновича — из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова — царица Ирина Федоровна Годунова (в иночестве Александра), бывшая в то время единственной наследницей престола. Ее уход в монастырь был равносилен отречению, но обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с ней за стенами монастыря укрывался и ее брат — Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ просить Годунова на царство.
22 февраля в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на царство, но после торжественного въезда в Москву он вернулся в Новодевичий монастырь, где провел Великий пост и Пасху. И во все время царствования Бориса Годунова монастырь пользовался его особым расположением.
Во время смут монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за трон и важным стратегическим объектом для военных и политических сил. Обитель нередко страдала от этого. Но с воцарением Михаила Федоровича Романова началось восстановление Новодевичьего монастыря, его освободили от податей в казну, а у московских царей устанавливается традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии, приезжать на богомолье в монастырь.
В в монастыре размещал своих воинов князь Шуйский, готовившийся к сражению с крестьянским войском Ивана Болотникова.
— после стрелецкого бунта по приказу Петра I заточили царевну Софья и насильственно постригли в монахини под именем Сусанны. Позже сюда же были заточены ее сестры.
В в монастыре открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Петр I для этого специально выписывал мастериц из Брабанта.
В — Новодевичий монастырь был фактически упразднен.
В монастырь окончательно закрыт советской властью. В его стенах организован «Музей царевны Софьи и стрельцов».
В музей преобразован в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь».
В период с по располагался Епархиальный совет и покои митрополита Серафима.
В — на территории бывшего монастыря функционировал «Музей раскрепощения женщин».
C является филиалом Государственного исторического музея.
29 декабря Успенский храм был возвращен Церкви и освящен.
В В западной части трапезной палаты устроен крестильный храм.
В в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке.
С и по сей день при Успенском храме находится кафедра митр. Крутицкого и Коломенского.
В был учрежден женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея.
В день престольного праздника в в соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию.
В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление.
История
До 1906 года на территории Новодевичьего монастыря находилась старинная деревянная церковь, вместо которой решили построить большой каменный храм. Закладка новой кирпичной церкви состоялась в начале лета 1918 года при участии митрополита Антония. Проект собора разработал архитектор Василий Косяков. Средства на строительство храма выделили купцы Кашинцев и Пантелеев. Церковь также сооружалась на монастырские пожертвования. Ее строительство было завершено в 1912 году, после чего группа художников под руководством Фомы Райляна начала расписывать интерьер храма, но в 1915 году эти работы были приостановлены из-за недостаточного финансирования. Собор освятили только после Октябрьской революции. В двадцатых годах минувшего века для богослужений в Новодевичьем монастыре использовали старую и новую церкви.
Закрытие храма произошло летом 1927 года. Через два года собор был отдан под складские помещения. Во второй половине сороковых здание церкви стало механическим цехом Всесоюзного научно — исследовательского института электромашиностроения.
В 1992 году Казанский храм в Новодевичьем монастыре был передан Московскому Патриархату. Весной состоялось освящение придела во имя Державной иконы Божией Матери, после чего в соборе начались реставрационные работы, которые длились до 2004 года. Саму церковь освятили во имя Казанской иконы Богородицы.
Архитектура женского Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выдержана в псевдорусском стиле
Архитектурный ансамбль монастыря создан по образцу построенной в 1840-х годах Николаевской военной богадельни. Она построена в подмосковном селе Измайлово и её корпуса пристроены с севера и юга к пятиглавому Покровскому собору.
Именно поэтому монастырские кельи расположены буквой «П». При этом её передняя сторона выходит на Московский проспект. В центре же расположен Воскресенский собор — доминантна монастыря.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге построен в псевдорусском стиле.
Современный вид Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Построена обитель в псевдорусском стиле в два этажа. В центре монастырского комплекса стоит Воскресенский собор
Архитектурный стиль зданий обители характеризуется как псевдорусский.
Представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия на основе использования традиций древнерусского зодчества и народного искусства в сочетании с элементами византийской литературы.
Кельи выстроены в два этажа, а цвет стен зданий — жёлто-розовый. Окна келий сгруппированы по три, при этом в центре располагается декоративное «глухое» окно.
Они имеют арочную форму и поэтому их наличники выступают в качестве распорок для стрельчатых арок русского типа.
Архангельский собор Московского Кремля. Храм выстроен в русском стиле. Для него характерны: инкрустация и позолота, национальные орнаменты в колоннах, карнизах и фризах. При этом отсутствует смешение с другими архитектурными стилями или же стилизация, что характерно для псевдорусского стиля
По бокам от центрального Воскресенского собора выстроены две церкви: с южной стороны — Афонская церковь, с северной стороны — церковь Трёх Святителей.
По своему архитектурному стилю с основными зданиями монастыря контрастирует Казанская церковь. Её построили в начале двадцатого века в неовизантийском стиле.
Как добраться
Нынешнее местоположение Воскресенского женского монастыря: город Санкт-Петербург, проспект Московский, д. 100.
Доехать можно на метро до станций «Московские ворота» и «Фрунзенская». В первом случае следует идти влево от станции, во втором — направо.
В наше время обитель продолжает реставрироваться, но при этом активно помогает мирянам и щедро делится своими духовными дарами с верующими. Остаётся надеяться, что в скором будущем удастся полностью восстановить утраченное величие Новодевичьего монастыря, который в прошлые века был главным религиозным украшением города.
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге
Архитектура монастыря
Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней
стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта
монастыря —
Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким
арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском
стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи
выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки,
при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они
имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых
арок русского типа, завершающих каждое окно.
По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые
церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх
Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует
недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей
закрыта на реставрацию.
С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует
Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А.
Косяковым.
Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А.
Блока «Возмездие»:
Без названия — spbpda @ Flickr
Оборонительное значение Новодевичьего монастыря
Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.
В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.
По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.
Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.
Часовня Прохоровых
Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.
Мавзолей Волконских
В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.
На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.
В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.
С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.
Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.
История
?ыл основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь
Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за
овладение
Смоленском.
Novodevichy Convent — anton khoff @ Flickr
В Смоленском соборе монастыря в 1598 году Борис Годунов принял
избрание на царство. Здесь принимали постриг только знатные женщины
— представительницы боярских родов и царской семьи. В Новодевичьем
была пострижена вдова царя Василия Шуйского Мария Петровна
Буйнова-Ростовская, здесь приняла постриг дочь царя Михаила
Феодоровича царевна Татиана, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина
Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия. Для многих из них
Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была
заточена царевна Софья насильственно пострижена в монахини под
именем инокини Сусанны, после стрелецкого бунта. В 1698 году
опальная царевна Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в
монахини и сослана в
Суздальский Покровский монастырь. В 1727 году император Пётр II
разрешил ей вернуться и поселиться в Новодевичьем монастыре в
палатах, которые впоследствии и получили название Лопухинского
корпуса.
Novodevichy Convent, Moscow — Richard and Gill @ Flickr
В 1812 году отступавшие из
Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но,
по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили,
подведённые к пороховым погребам.
В апреле 1908 года настоятельницей монастыря была определена
игумения Серпуховского Владычного монастыря Леонида (Любовь
Петровна Озерова), из дворян, тётка Сергея Симанского — будущего
Патриарха Алексия I. Скончалась в январе 1920 года, на 93-м году;
памятник на её могиле был поставлен в 1955 году её племянником —
серый мраморный крест по левую сторону от центральной дорожки,
ведущей от монастырских врат к Смоленскому собору.
DSC_4967 — guywong @ Flickr
Последняя перед закрытием монастыря игумения — Вера
(Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на
Даниловском кладбище.
Moscow 02.23.05 16.50 Img0537 — PabsV @ Flickr
В 1922 году монастырь был закрыт; на территории был устроен
Музей раскрепощённой женщины, преобразованный в 1926 в
историко-бытовой художественный музей «Новодевичий монастырь», с
1934 филиал
Государственного Исторического музея).
Осенью 1943 года в монастыре были открыты Московские
богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт,
позже преобразованные в Московские Духовные Академию и Семинарию и
переведённые в
Троице-Сергиеву Лавру.
Moscow 02.23.05 17.07 Img0541 — PabsV @ Flickr
В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный
храм.
Moscow 02.23.05 17.16 Img0552 lomo — PabsV @ Flickr
C 1964 года на территории монастыря находится резиденция
митрополитов Крутицких и Коломенских.
В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в
ведения митрополита Крутицкого.
Moscow 02.23.05 16.26 Img0529 — PabsV @ Flickr
На территории монастыря устроен некрополь. Здесь похоронены
сёстры Петра I, С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, Д. В.
Давыдов, И. И. Лажечников и др. За южной стеной монастыря
расположена основная территория Новодевичьего кладбища.
Novodevichy Cemetery — @KlaasdeBoer @ Flickr
Новодевичий монастырь, включенный ЮНЕСКО в список всемирного
наследия человечества, считается одним из старейших и красивейших
монастырей России.
Монастырские храмы
Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».
Воскресенский собор
Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Е. Ефимова. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены – все это указывает на влияние византийской архитектуры. Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц.
Воскресенский собор возводился 12 лет
Келейные церкви
Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная – Трех Святителей, южная – Афонская. Проектировщиками являются Н. Е. Ефимов и Н. А. Сычев. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г., а 28 июля 1854 г. торжественно освятили при участии Николая I.
Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.
Кладбищенская церковь Илии Пророка
На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом. Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас.
Кладбищенская Скорбященская церковь
Эту святыню постигла аналогичная участь – большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.
Казанская церковь
В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. А. Косякова. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура. Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами.
Монастырская колокольня
Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта. Здание датируется 1985 г. и построено по аналогичному проекту со звонницей Иоанна Великого. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых.
Время для посещения обители
Монастырь и храмы вы можете посетить, как принято в православной традиции — бесплатно. Только не забывайте про правила поведения на территории обители и свой внешний вид. Вход открывается с началом богослужений.
Литургии совершаются ежедневно:
- в будние дни в 7:00,
- в субботу в 9:00,
- в воскресенье и Праздники — в 9:40.
Также вы можете подать различные требы в свечном ящике монастыря. Ещё я хочу заметить, что в храме всегда находится дежурный священник, которому вы можете задать свои вопросы, побеседовать, что-то обсудить.
Если вы просто хотите осмотреть монастырь, пройти по Новодевичьему Некрополю, посетить могилку странницы Дарьюшки и увидеть скульптурный Образ Христа, то это можно сделать в любой день. Я бы выбрала время с 10:00 до 17:00.
Происхождение монастыря
История основания Новодевичьего монастыря восходит к 1524 году, во времена правления великого князя Василия III. В 1514 году, после двух русско-литовских войн, Смоленск был присоединен к России и данный монастырь был назван Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Новодевичий монастырь служил данью этому историческому событию. Во время осады Москвы (1610-1612) монастырь был опустошен, но впоследствии цари династии Романовых полностью восстановили его.
Несомненно одной из знаковых исторических фигур монастыря была княгиня и регентша России (с 1682 по 1689 год) Софья Алексеевна, умершая в Новодевичьем монастыре в 1704 году, куда она была вынуждена бежать. Она стала монахиней и после смерти была похоронена в Смоленском соборе.
Во время ее регентства архитектурная группа монастыря была усовершенствована путем строительства трех церквей, колокольни, трапезной и нескольких палат. Это был один из периодов расцвета Новодевичьего монастыря.
Еще один примечательный эпизод произошел в 1812 году, когда французские наполеоновские войска заняли монастырь и хотели разрушить Смоленский собор и Успенскую церковь, но план не был приведен в действие.
В XVIII веке Новодевичий монастырь прилагал большие усилия к благотворительной деятельности для девочек-сирот, здесь была даже больница и два приюта для престарелых монахинь. Кроме того, были проведены значительные реставрационные работы. Также было запланировано новое кладбище, вне территории нынешнего.
После Октябрьской революции 1917 года церковное имущество было конфисковано, а в 1922 году большевики упразднили монастырь. В 1929 году была закрыта Успенская церковь, где до тех пор жили монахини. Ближе к середине 20-го века, монастырь и его церкви были восстановлены для служб и прочих религиозных целей.
В 1994 году церковная жизнь возобновилась, и монахини вернулись. В 2004 году архитектурный ансамбль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в 2010 году российское правительство передало пользование монастырским комплексом Московской епархии Русской Православной Церкви.
В 2016 году Банк России выпустил монеты номиналом 50 рублей (из серебра и золота), посвященные монастырю. Новодевичий монастырь отметит свое 500-летие в 2024 году, для чего в комплексе проводятся реставрационные мероприятия и благоустройство.