Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства MMoMa

Московский музей современного искусства или кратко — «MMoMa» стал первым в России музеем, который сосредоточился только на современном искусстве. Это стало возможно благодаря знаменитому скульптору и живописцу – Зурабу Церетели, который выставил на публику свою личную коллекцию, насчитывающую более 2000 работ художников 20 века. В ней были представлены работы Малевича, Шагала и Кандинского, а также картины зарубежных художников – Пикассо, Миро и Дали. Сейчас экспозиции музея представлены в четырех зданиях, а основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено по адресу – улица Петровка, 25. Также, у здания музея находится необычный двор, в котором можно посмотреть на многие скульптуры самого Зураба Церетели, а вход в него бесплатный.

Время работы: Понедельник – среда, пятница – воскресенье 12:00-20:00. Четверг 13:00-21:00. Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея. Третий понедельник каждого месяца — выходной.

Билеты: Единый билет на все площадки: 800 рублей – стандартный билет и 400 рублей – льготный билет. Билет в ММОМА на Петровке, 25 и Гоголевском, 10: 350 рублей – стандартный билет и 150 рублей – льготный билет. ММОМА на Тверской 9 временно закрыт на переэкспозицию. Во вторник третьей недели месяца – вход свободный.

Адрес: улица Петровка, 25, Ермолаевский переулок, 17, Гоголевский бульвар, 10 и Тверской бульвар, 9.

Филиал Ермолаевском переулке

Второе здание музея построено в стиле неоклассики в 1914 г. по адресу Ермолаевский переулок, 17. Его возвели для размещения Московского архитектурного общества на деньги членов организации. После 1932 г. строение перешло в собственность Союза художников. В декабре 2003 г. сооружение стало частью музея.

Описание музея

В здании создали образовательный центр для распространения знаний о современном искусстве среди людей. Здесь расположена библиотека с 10000 изданий. На третьем этаже находятся залы, где проходят тематические и исследовательские выставки.

Можно полюбоваться работами из частной коллекции мецената Дмитрия Волкова. Здесь представлены произведения А. Бартенева, И. Горшкова, Д. Каварги, И. Кориной, Г. Острецова, В. Пивоварова. Четвертый этаж предназначен для международных экспозиций. В здании создан Лекторий ММОМА для проведения гостевых лекций об искусстве.

Информация по режиму работы и стоимости

Площадка не работает в понедельник. В остальные дни она открыта с 12.00 до 21.00, кассы закрываются на полчаса раньше. Вход в здание бесплатный, но для посещения лекций покупают билет по 400 руб.

Что такое «99/19»

C 19 декабря второй и третий этаж корпуса ММОМА на Петровке, 25, объединяют все со всем: юбилейная выставка охватывает темы медиа и медицины, спорта и музыки, философии, моды, кино и десятка других дисциплин, а начинается с фразы «Все будет хорошо». Эти слова можно увидеть в инсталляции британского художника Мартина Крида, с 2010 года установленной на фасаде музея на Петровке. Крид стал одним из 20 кураторов-гостей, а в первый день работы выставки устроит перформанс Getting Changed — 19 декабря в 19:00 его можно посмотреть по регистрации и входному билету.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Spalding, 1997

Каждый «гостевой» сегмент выставки полон жемчужин из музейной коллекции, изобретательно структурирован и оформлен. Зал «Телевидение», например, Андрей Малахов вместе с Form Bureau, отвечавшими за архитектуру всего проекта, превращает в «гостиную» c мягким ковровым покрытием и диваном. Среди выбранных Малаховым авторов ищите Энди Уорхола, Кита Харинга, Фернана Леже, Виноградова и Дубосарского, Владислава Мамышева-Монро, Такаси Мураками и не только. «Музыкальный» зал Ильи Лагутенко переносит на «идеальную, — как пишут в ММОМА, — тусовку с ее карнавальным абсурдизмом, цветным диско-полом и стихийной образностью».

Александр Косолапов. Malevich sold here. 2001

Секция «Кино», возглавляемая Алисой Хазановой, превращена в черный лабиринт, самый крупный зал — «Театр» Кирилла Серебренникова — тоже выкрашен в черный. Что режиссер думает о происходящем, можно прочесть в его же записях мелом на стене, вокруг будут документальные фотографии Тимофея Парщикова, Георгия Первова и Сергея Чиликова, работы Александра Бродского, Фрэнсиса Бэкона и не только. Здесь затронут «ряд тех спорных тем, которые были актуальны для нас в последние двадцать лет и сегодня не утратили своей значимости», — уточняют в ММОМА.

Константин Звездочетов. Без названия. Из серии «Памяти «Мухоморов», 2005

Рядом с пространством «Мореплавание», в которое путешественник Федор Конюхов включил, например, работы Вячеслава Колейчука и Ильи Федотова-Федорова, ищите зал искусственного интеллекта — куратором стала голосовая помощница Маруся. В следующем зале «стол» накрывает шеф-повар Владимир Мухин: вокруг неоновые строчки, «выведенные» на стене Светланой Воронцовой-Вельяминовой, живопись Леонида Цхэ, работы Ирины Кориной и многое другое, это пространство о поиске себя и своего места в мире.

Юрий Викулин. Из серии «Поцарапки», 1989-1990

Искусство парфюмера с Фредериком Малем

Куратором зала «Парфюмерное искусство» выступил Фредерик Маль — французский предприниматель и основатель парфюмерного бренда. Его дед входил в число создателей Parfums Christian Dior, а мать работала в этой компании директором по развитию. Для самого Фредерика запах всегда связан с цветом, поэтому и площадку он оформил с акцентом на взаимодействие цвета, света и аромата.

По его задумке, в зале должно быть не очень светло, чтобы ничто не отвлекало гостей от знакомства с представленными работами. Еще одно обязательное условие — присутствие фирменного аромата.

Он любит смешивать — это касается как создания ароматов, так и коллекционирования предметов искусства. Абстрактные картины графика и скульптора Жоана Миро гармонируют с яркими полотнами Тамары Тер-Гевондян. Творчество этой художницы Маль открыл для себя во время работы над юбилейной выставкой ММОМА. Дополняет это все «Мебиус» Вячеслава Колейчука — кинетическая скульптура в виде металлической ленты без начала и конца.

Площадки Московского музея современного искусства: адреса

Коллекция размещается в 4-х отделах, расположенных в центре столицы. Кроме того, учреждению принадлежит еще несколько площадок. Главное здание музея находится в доме № 25 на Петровке, в особняке купца Губина. Сам дом является памятником архитектуры XVIII века.

Второе здание располагается на Ермолаевском переулке, в доме № 17. Дом известен тем, что ранее здесь функционировало Московское архитектурное общество, а позднее Московский союз художников.

ММОМА

С 2007 года Музей современного искусства Москвы открыл дополнительную площадку на Тверском бульваре, 9. Помещения используются, в основном, для выставок.

Музей современного искусства на Тверском бульваре, 9 временно закрыт на переэкспозицию!

Еще одна выставочная локация находится в здании архитектора М. Казакова, на Гоголевском бульваре, 10.

Коллекция, посвященная Зурабу Церетели, располагается в здании на Большой Грузинской улице, 15 в музее имени знаменитого архитектора.

Еще два учреждения — Музей современной скульптуры Вадима Сидура (Новогиреевская, 37А) и Музей-мастерская Налбандяна (Тверская, 8/2) также входят в структуру ММОМА.

ММОМА

Деятельность

Фотограф и художник Евгений Миронов на своей выставке «Построение метафоры» в ММоМА, 2014

Выставочная

Ежегодно ММоМА реализует более 70 различных проектов — выставок, ретроспектив, международных фестивалей. Выставочная стратегия музея включает в себя показы как начинающих авторов, так и крупных художников. Издательская, образовательная и научно-исследовательская деятельность музея направлена на то, чтобы приобщение к современному искусству стало доступным и интересным для широкого круга зрителей. С 2011 года в музее существует волонтерское движение, благодаря которому любой желающий может участвовать в деятельности ММоМА.

Образовательная

В образовательную программу ММоМА входят школа современного искусства, детская художественная студия «Фантазия» для детей с 5 до 12 лет, и лекторий, где проходят лекции по различным проблемам современной культуры, творческие встречи с художниками, круглые столы, мастер-классы, а также организовывает спецкурсы, посвященные темам современного искусства.

Ещё одним направлением работы музея является поддержка и вовлечение молодых авторов в художественный процесс. Для этого при музее была открыта школа современного искусства «Свободные Мастерские». Двухгодичный курс обучения в школе подготовлен для молодых художников и кураторов и включает лекции и практическую деятельность в творческих мастерских. В музее проводятся образовательные экскурсии для взрослых и детей по крупным выставочным проектам. В программу входят лекции по современному искусству, изучение художественного рынка, изучение новых технологий визуальных искусств, освоение интеллектуальных проблем современной культуры.

Научная

Интерьеры ММоМА на Петровке, 25. 2010-е

Исследовательская работа сосредоточена на изучении постоянной коллекции музея. При ММоМА работает библиотека с обширной подборкой книг по искусству русских и зарубежных авторов, а также функционирует научно-исследовательская лаборатория (НИЛ ММСИ) по изучению предметов искусства. Лаборатория является одним из лучших центров исследования предметов современного искусства в России.
Технико-технологические исследования предметов искусства позволяют решать следующие задачи:

  • оценивать стратиграфические системы живописи;
  • определять наборы материалов и технологических приемов;
  • проводить хронологические оценки нижней границы времени создания предмета.

Технологии, применяемые в лаборатории, позволяют экспериментальными методами определять различные компоненты живописи:

  • «исторические» и современные минеральные пигменты;
  • «исторические» органические связующие на основе природных материалов;
  • природные и синтетические органические полимерные материалы;
  • волокнистые материалы основ картин — холста, бумаги, картона, оргалита.

Помимо работы с произведениями из собственной коллекции, музей проводит научные исследования совместно с Третьяковской галереей, ГМИИ имени Пушкина и другими институциями.

Издательская

Издательская деятельность является одним из приоритетных направлений научно-просветительской работы Музея современного искусства, за время существования которого было выпущено более 200 книг. Среди них каталоги выставок и издания, посвященные коллекциям музея, монографии ведущих российских и зарубежных художников.

С 2003 года музей издает собственный журнал — «ДИ» («Диалог искусств»). Журнал стал преемником советского издания «Декоративное искусство СССР» (который в 2012 году вновь вышел в печать под названием «Декоративное искусство») и посвящен актуальным проблемам мирового художественного процесса. В «ДИ» публикуются критические эссе, обзоры выставок и других интересных событий в области современного искусства и культуры.

При музее также открыт фирменный книжный магазин, где представлена актуальная литература об архитектуре, дизайне, моде и изобразительном искусстве разных эпох, а также периодика на русском и английском языках.

Музейные площадки

Фасад здания ММоМА на Петровке, 25. 2010 год

Фасад здания музея в Ермолаевском переулке, 17. 2010 год

Фасад здания музея на Тверском бульваре, 9. 2014 год

Фасад здания музея на Гоголевском бульваре, 10. 2010 год

Петровка, 25

Основная статья: Особняк Губина

В здании, построенном в 1793 году по проекту зодчего Матвея Казакова, находится постоянная экспозиция Московского музея современного искусства. В XVIII веке здание служило главным домом городской усадьбы промышленника и купца Михаила Губина. С 1880 года в доме располагалась гимназия, в которой учились поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины. В 1920 году, бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии, коротому принедлежала весь советский период, а в 1995 году было передано в музейное назначение. Здесь сохранились росписи потолков, выполненные в классицистическом стиле, а также уникальные элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи. Помимо выставочных залов, в здании музея сейчас находится кафе и киоск книжного магазина.

Ермолаевский переулок, 17

Вторая площадка музея находится в Ермолаевском переулке. Здание было построено по проекту архитектора Дмитрия Маркова в стиле неоклассицизм в 1914 году для Московского архитектурного общества. Общество размещалось в здании до 1932 года, после чего было распущено. В советское время дом принадлежал Московскому союзу художников, здесь организовывались молодёжные выставки и располагались творческие мастерские.

3 декабря 2003 года здание было открыто для посетителей как выставочная площадка Московского музея современного искусства. Здание является объектом .

Тверской бульвар, 9

Доходный дом купца Ивана Коровина на Тверском бульваре был возведен по проекту архитектора Ивана Кондратенко в 1906 году. В 1914—1915 годах у певицы Зинаиды Синяковой (Мамоновой), жившей в одной из квартир этого дома, собиралась московская художественная молодежь. В её квартире бывали Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и другие. Лиля Брик писала, что в этом доме «родился футуризм». В советское время дом был разделен на коммунальные квартиры. В 1970—1980-х годах в полуподвале здания располагалась мастерская Зураба Церетели. А 7 февраля 2007 года в этом здании открылась новая выставочная площадка ММоМА.

Гоголевский бульвар, 10

Другая площадка — Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, находится на Гоголевском бульваре. Это здание было построено в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова. В настоящее время здесь проходят международные выставочные проекты, научно-практические конференции, симпозиумы.

Большая Грузинская, 15

В ноябре 2009 года музей-мастерская Зураба Церетели, которая находится на Большой Грузинской улице, открылась для посещения в качестве филиала ММоМА. Экспозиция мастерской включает более 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры мастера.

Управление

Посещаемость

Среднее количество посетителей MoMA увеличилось с 1,5 миллиона в год до 2,5 миллиона после новой реконструкции из гранита и стекла. В 2009 году музей зарегистрировал 119 000 членов и 2,8 миллиона посетителей по сравнению с предыдущим финансовым годом. В 2010 финансовом году MoMA привлекло рекордное количество посетителей — 3,09 миллиона человек; однако посещаемость снизилась на 11 процентов до 2,8 миллиона в 2011 году. Посещаемость в 2016 году составила 2,8 миллиона, по сравнению с 3,1 миллиона в 2015 году.

Музей был открыт каждый день с момента его основания в 1929 году до 1975 года, когда он закрывался один день в неделю (первоначально по средам), чтобы сократить эксплуатационные расходы. В 2012 году он снова открывался каждый день, включая вторник — один день, когда он традиционно был закрыт.

Прием

Музей современного искусства взимает плату за вход в размере 25 долларов за взрослого. После открытия Музея современного искусства стоимость посещения увеличилась с 12 до 20 долларов, что сделало его одним из самых дорогих музеев города. Тем не менее, он имеет бесплатный вход по пятницам после 17:30 в рамках программы Uniqlo Free Friday Nights. Многие студенты колледжей Нью-Йорка также получают бесплатный вход в музей.

Финансы

MoMA — это частная некоммерческая организация, седьмой по величине музей США по бюджету; его годовой доход составляет около 145 миллионов долларов (ни одна из которых не является прибылью). В 2011 году музей сообщил о чистых активах (в основном, в сумме всех ресурсов, которые он имеет в своих книгах, за исключением стоимости произведений искусства), чуть более 1 миллиарда долларов.

В отличие от большинства музеев, музей избегает государственного финансирования, вместо этого существует фрагментированный бюджет с полдюжиной различных источников дохода, не более одной пятой. Перед экономическим кризисом в конце 2008 года попечительский совет MoMA решил продать его акции, чтобы перейти на полностью денежную позицию. Кампания с капиталом 858 миллионов долларов профинансировала расширение в 2002–2004 годах, а Дэвид Рокфеллер пожертвовал 77 миллионов долларов наличными. В 2005 году Рокфеллер пообещал выделить дополнительно 100 миллионов долларов в фонд музея. В 2011 году агентство Moody’s Investors Service , рейтинговое агентство по облигациям, оценило новый долг на сумму 57 миллионов долларов в 2010 году с позитивным прогнозом и повторило свой кредитный рейтинг по облигациям Aa2 для соответствующего учреждения. Агентство отметило, что MoMA обладает «превосходной финансовой гибкостью с неограниченными финансовыми ресурсами на сумму более 332 миллионов долларов», а также имеет стабильную посещаемость и рекордные продажи в торговых точках по всему городу и в Интернете. Некоторые из проблем, которые отметило Moody’s, заключались в том, что музей полагается на туристическую индустрию Нью-Йорка в плане его операционных доходов, а также в большом размере долга. В то время соотношение долга к операционным доходам у музея составляло 2,4, но также было отмечено, что MoMA намеревалось погасить долг на сумму 370 миллионов долларов в следующие несколько лет. Standard & Poor’s повысило долгосрочный рейтинг музея, поскольку он извлек выгоду из сбора средств его попечителями. После покрытия расходов на строительство новых галерей, по оценкам Modern, около 65 миллионов долларов пойдут в фонд в 650 миллионов долларов.

MoMA потратил 32 миллиона долларов на приобретение произведений искусства на финансовый год, закончившийся в июне 2012 года.

В 2007 году в MoMA работало около 815 человек. Налоговые декларации музея за последние несколько лет свидетельствуют о том, что среди самых высокооплачиваемых сотрудников произошел переход от кураторов к руководству. Директор музея Гленн Д. Лоури заработал 1,6 миллиона долларов в 2009 году и живет в бесплатной квартире за 6 миллионов долларов над музеем.

MoMA был вынужден закрыться в марте 2020 года во время пандемии COVID-19 в Нью-Йорке . Ссылаясь на закрытие из-за коронавируса, MoMA уволило своих преподавателей искусств в апреле 2020 года. В мае 2020 года сообщалось, что MoMA сократит свой годовой бюджет со 180 до 135 миллионов долларов начиная с 1 июля. Финансирование выставок и публикаций было сокращено вдвое, а штат сокращен с от 960 до 800.

Главное здание на Петровке

Площадка на Петровке считается исторической и культурной ценностью. Первым владельцем земли был уральский купец Михаил Губин. Он построил в конце XVIII в. усадьбу. С 1823-1826 гг. проходила реконструкция здания, которое пострадало после оккупации города французами. В результате удалось восстановить украшенные росписью стены, потолки, лепнину и керамические печи.

Основателем учреждения стал Зураб Церетели, скульптуры которого украшают площадку возле здания. Во дворе стоят композиции “Руссо и Пиросмани”, “Горожане”, памятники художникам и актерам.

Основная экспозиция

Сначала в фонд музея вошло 2000 шедевров из личной коллекции скульптора. Со временем количество работ возросло до 12000.

Основная экспозиция включает произведения следующих авторов:

  • Василия Кандинского;
  • Марка Шагала;
  • Казимира Малевича;
  • Пабло Пикассо;
  • Эль Лисицкого;
  • Роберта Фалька;
  • Анри Руссо;
  • Нико Пиросмани;
  • Франсуазы Жило;
  • Хуана Миро;
  • Армана.

Нонконформизм представлен картинами Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Анатолия Зверева. Экспозиция содержит произведения Дмитрия Пригова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова.

На главной площадке музея выставлены работы Арнальдо Помадоро, Сальвадора Дали, Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Здесь проходили выставки Жака Лифшица, Антонио Гауди, Йоко Оно.

Как добраться

Музей размещен на ул. Петровка, 25 в Тверском районе столицы. Рядом находятся 3 станции метро: “Чеховская”, “Пушкинская” и “Тверская”. Дальше следует идти вдоль Страстного бульвара, затем сворачивают направо на улицу Петровка. Дорога до здания занимает 5-10 минут.

Дополнительная информация

Человек может приобрести комплексный билет (вход на все площадки) за 800 руб. Он действует 14 дней. Посещение главного корпуса на Петровке обойдется в 350 руб. В музее действуют скидки для льготных категорий населения (студенты дневной формы, пенсионеры, инвалиды III группы и дети до 18 лет). Для них стоимость билета уменьшается на 50%.

Бесплатно пропускают следующих граждан:

  • детей до 7 лет;
  • детей-сирот;
  • инвалидов I, II группы и сопровождающих лиц;
  • военнослужащих РФ;
  • владельцев медалей “За оборону Ленинграда”, “Житель блокадного Ленинграда”;
  • ветеранов и участников Великой Отечественной войны;
  • героев Советского Союза и РФ;
  • сотрудников музеев России.

Главное здание открыто со вторника по воскресенье с 12.00 до 21.00, понедельник – выходной день. Кассы закрываются за 30 минут до прекращения работы площадки. В третий вторник каждого месяца сделали свободный вход. В музее часто устраивают Ночь искусств, в рамках которой предлагают бесплатное посещение выставок на всех площадках.

Что об искусстве, ММОМА и девяностых говорят приглашенные кураторы

«ММОМА — место, где концентрируются объекты, отражающие современность и ее проблемы. Но одно имя лично для меня всегда идет отдельно — это имя Дмитрия Пригова», — говорила прима-балерина Диана Вишнева журналу Vogue. Об отношениях с искусством, воспоминаниях из девяностых и своем зале в ММОМА она рассказывает в январском номере Vogue наряду с двумя другими кураторами, Владимиром Мухиным и Андреем Артемовым. Накануне открытия Vogue.ru продолжил задавать им вопросы.

Сергей Головач. «Елена Нелидова. Из проекта «FISHionable People/ФИШенебельные Люди», 2005

Говоря о своем зале и его силе, Владимир Мухин хочет отшутиться цитатой из «Брата», но подтверждает: «Вообще, действительно, думаю, его сила в правде. И в том, что работы, которые я отобрал для него, вызывают вопросы». Вопросы для Владимира и есть самое главное. «Когда я или любой другой человек начинает задавать себе вопросы, происходит какое-то развитие, движение души, — продолжает Мухин. — При этом, я считаю, арт-объекты в моем зале вызовут и эмоциональный отклик. Не люблю, когда искусство слишком интеллектуально и сухо».

Леонид Цхэ. «Подготовка к вечерним торжествам», 2014

Еще один из кураторов-гостей — архитектор Ольга Трейвас — отмечает, что за последние 20 лет в своих вкусах «наконец пришла к развращению и чувству вседозволенности». Трейвас включает в свой зал работы Виктора Пивоварова, Ирины Наховой, Кирилла Кто, Вячеслава Колейчука и многих других художников разных эпох, подчеркивая, что в такой коллекции, как у ММОМА, не может быть фаворитов. «Особенно я в этом убедилась при подготовке юбилейной выставки, когда такие разные кураторы выбрали из коллекции вещи для своих залов, ни разу не поспорив из-за работы, — рассказала Ольга Vogue. — Отвечая за архитектуру, я попробовала вернуться к истокам в самом базовом смысле этого слова: построение любого объекта начинается с трехмерной сетки осей координат. Но это также и протосистема для создания элементарных, прикладных вещей. Через эту базовость и примитивность интересно взглянуть на архифутуристические вещи Нусберга, Родченко и Штейнберга».

Виктор Пивоваров. «Батон», 2002

Историк-медиевист Олег Воскобойников, специалист по культуре средневекового Запада, сделал акцент на теме человека земного и человека небесного — по мнению приглашенного куратора, это «объединяет искусство наших дней с искусством того тысячелетнего царства, которое мы называем Средневековьем»

Свой зал Воскобойников выстраивал, руководствуясь важной для него мыслью: искусство во все времена решает схожие задачи, рассказывает о связи человека, мира и божества. «В этом искусство отличается от многих других форм нашей деятельности, в этом оно противоположно как рутине, так и банальности, — объясняет Vogue Олег

— Я отобрал те картины современных художников и мастеров недавнего прошлого, которые позволяют проследить путь человека-странника на земле и его поиск неба. Он рождается, встает на ноги, учится, трудится в поте лица своего, влюбляется, ищет Бога или богов. И наконец возвращается на небо, присоединяясь к ангелам. Понятно, что подобный ход мысли весьма субъективен, но я вовсе не хочу навязывать его современному искусству в целом».

Михаил Гробман. «Ведьмачка (Бронзино, №3271)», 1997–2006

View on Instagram

По страницам прошлого с Олегом Воскобойниковым

Медиевист и переводчик Олег Воскобойников посвятил площадку диалогу современного и средневекового искусства.

Экспонатов в зале «История» не очень много

Важное место занимает «Композиция с лопатой» Андрея Гросицкого

Воскобойников предлагает посетителям обратить внимание именно на лопату: куратор отмечает, что труд стал одновременно и проклятием, и благословением человека, его судьбой, метафорой земного пути

«Когда я увидел фотографию этой картины, я понял, что лопата может многое зрителю рассказать, настроить его на нужный лад. В этой работе есть и оптимистичные ноты — несмотря на то, что это старая вековая лопата с обломанным черенком, в ней есть какая-то надежность, ощущение, что мы с ней не пропадем», — рассказал он.

Продолжают тему земного пути человека картины «Полет птиц внутри головы» Леонида Тишкова, «Ведьмочка» Михаила Гробмана, «Война» Бориса Анисфельда, «Автопортрет» Дмитрия Пригова и диптих Комара и Меламида, посвященный городским ангелам. Работа воплощает идею куратора о том, что «мы рождаемся для лопаты, а в конце возвращаемся на небеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector