Музыкальное путешествие
Содержание:
- Музей-квартира Гольденвейзера
- Музейная деятельность
- Архитектура
- История
- Музей музыкальной культуры в Москве: экспозиционные залы
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
- Формирование коллекции
- Изменения
- Классические музыкальные инструменты музея Глинки
- Собрание музыкальных инструментов
- Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки
- От шарманки до синтезатора
- Основные экспозиции
- Филиалы музея
- Музей Глинки
- Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева
- Музыкальные инструменты восточных стран
Музей-квартира Гольденвейзера
Александр Борисович Гольденвейзер – российский и советский пианист. Он занимался преподавательской деятельностью, писал музыку, участвовал в общественной жизни. Один из друзей Л. Н. Толстого (в основу дружеских отношения легла игра в шахматы), который присутствовал при его смерти и на его похоронах.
В создании музея участвовал лично: предоставил свои архивы, библиотеку, а его квартира стала после 1955 года «Музеем истории фортепианного искусства».
Современная музей-квартира Гольденвейзера делится на две части: «мемориальную» – здесь посетитель знакомится с историей музыканта и того времени, а в отдельном салоне проводятся концерты, которые носят название «Музыкальные вечера в доме Гольденвейзера».
В «музыкальной» комнате находятся уникальные экспонаты: рояли, на которых играли А. Скрябин, С. Прокофьев, Н. Метнер, А. Гедике и С. Рахманинов.
Сам дом интересен тем, что был построен специально для творческих работников СССР в 1940 году по проекту архитектора А. Мордвинова. И уже в 1941 году пианист Гольденвейзер получил здесь квартиру.
Как доехать
Находится в непосредственной близости от метро «Пушкинская».
При поездках на личном транспорте стоит учесть, что стоимость парковочного места в этом районе – от 50 до 380 рублей.
Есть автостоянки на Малом Палашевском и Сытнинском переулках, Страстном бульваре.
Режим работы:
- понедельник – не работает
- вторник – 11:00–18:00
- среда – 11:00–18:00
- четверг – 12:00–21:00
- пятница – 12:00–21:00
- суббота – 11:00–18:00
- воскресенье – не работает.
Кассы работают по следующему графику:
В понедельник, вторник, среду, субботу и воскресенье начало работы – в 11 часов.
В четверг и пятницу – с 12 часов.
Продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия выставок.
Музейная деятельность
Реставрационная
Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» ВМОМК им
Глинки — Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы Фридриха Ладегаста (нем.)русск. (1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого.
Научная
Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи».
Просветительская
В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует Московский оперный клуб, который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года обосновался в Музее имени Глинки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов.
Концертная
Скрипка XVIII века, коллекция музея
В рамках Международного конкурса имени Чайковского в музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров.
Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган фирмы «Шуке-Потсдам», электроорган фирмы «Ямаха», клавесин фирмы «Аммер» и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой фирмы «Делейка». Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах.
Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста.
За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы» (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» (2016).
Архитектура
Еще в 1712 году фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву Петр I пожаловал участок на берегу реки под строительство. Тогда река называлась Безымянный Ерик, теперь она известна как Фонтанка. Вдоль ее берега в середине 1750-х годов был возведен двухэтажный с мезонином каменный дворец, получивший название Фонтанного дома. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский в сотрудничестве с Федором Аргуновым. Это был нетипичный для Санкт-Петербурга вид усадебного строения в стиле барокко.
Здание обращено фасадом к Фонтанке и разместилось в глубине усадебного двора. Фронтон дворца украсил герб Шереметевых. Уже в конце 1830-х годов со стороны набережной были установлены ворота с графским гербом владельцев и ограда с чугунным узором по проекту Доменико Квадри.
С тех пор во дворце сменилось несколько поколений графской семьи. За два столетия внутренние интерьеры дворца и усадебные постройки несколько раз перестраивались трудами известных архитекторов Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Иеронима Корсини, Николая Бенуа и других.
Здесь появились флигели:
- Фонтанный
- Певческий
- Больничный
- Летний дом
- Садовый павильон
- Каретные сараи
Многие усадебные постройки были утрачены в самом начале 20-го столетия, это Эрмитаж, оранжерея, многие другие уникальные постройки.
История
Усадебным домом владел представитель графского рода Шереметевых до революционных событий 1917 года. Затем дворец был национализирован, и на 14 лет стал Музеем дворянского быта. Тогда собрание музея представляло собой частные коллекции графской семьи, собранные за два столетия:
- живопись и иконопись
- бронзу и серебро
- скульптуры
- фарфор
- рукописи
- оружие
- старинную мебель
- монеты
- книги и открытки
- ноты
В 1931 году ценнейшие экспонаты Шереметевского дворца отправили в столичные музеи, а сразу после окончания Великой Отечественной войны здание и все усадебные постройки передали НИИ Арктики и Антарктики. Научное учреждение находилось там до 1988 года. За это время дворцовые интерьеры подверглись серьезной перепланировки и фактически были уничтожены. Только через год во дворце Шереметевых начали реставрацию, постепенно стали возрождать залы в усадьбе.
Сейчас в Шереметевском дворце открыта для посещения анфилада воссозданных залов и жилых апартаментов. В них собраны экспонаты, рассказывающие о графском роде Шереметевых — портреты, фотографии, вещи, мебель, все это отражение их приверженности к театру и музыке. В усадьбе графов была замечательная домовая церковь и домашний театр. Великолепие интерьеров дворца удивляет посетителей, а такие жемчужины как Этрусская гостиная, Белый концертный зал, Красная гостиная – восхищают.
Музей музыкальной культуры в Москве: экспозиционные залы
Ядром коллекции, выставленной в основном здании, являются музыкальные инструменты. Первая экспозиция на эту тему была создана еще в 1985 году и несколько раз модифицировалась. Гости музея увидят более 700 народных и профессиональных музыкальных инструментов. Всего представлено 5 залов с тематическими экспозициями.
Зал № 1. Музыкальные инструменты народов РФ. Здесь можно увидеть традиционные русские инструменты, упоминаемые в сказках и сформировавшие ряд стереотипов о нашей стране. Это гусли, гудки, сопели и, конечно, балалайка. Часть предметов была найдена на раскопках в древнем Новгороде. На выставке представлена уникальная балалайка известного музыканта В. В. Андреева, созданная С. И. Налимовым.
Среди инструментов есть и семиструнные гитары, принадлежавшие когда-то прославленным певцам и музыкантам — Ф. И. Шаляпину, Н. Н. Кручинину и др.
Большой интерес представляют народные инструменты народов России — кантеле, шыбр, крезь, кюсле, топшур, зурна, бызаанчы, шаманские бубны и другие — струнные, духовые и ударные.
Зал № 2. Музыкальные инструменты народов Европы. Посетители познакомятся с народными инструментами Румынии, Венгрии, Швеции, Италии, Финляндии, Франции, Белоруссии и других стран — гитарами, цитрами, мандолинами.
Есть здесь и витрина с коллекцией музыкальных инструментов народов Средней Азии и Казахстана. Это одно из первых собраний Российского национального музея музыки.
Зал № 3. Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки. Одна из самых занимательных коллекций музея, где можно увидеть необычные инструменты, не получившие большой популярности за пределами своей страны и потому незнакомые широкой аудитории. Это губной орган шэн из Китая, кото из Японии, вина из Индии, волынка пиоб мхор из Шотландии, ударные инструменты из Африки и пр.
Зал № 4. Профессиональные музыкальные инструменты европейской традиции. Коллекция состоит из инструментов, используемых в оркестрах — это скрипки, клавесин, флейты, виолы, различные духовые и клавишные. Особую ценность представляют скрипка работы знаменитого мастера Антонио Страдивари и спинет М. Ядра.
Зал № 5. Механические и электромузыкальные инструменты первой половины XX века. Кроме различных звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов в зале можно увидеть терменвокс, созданный Л. С. Терменом, а также другие советские инструменты — синтезаторы и экводины. Также к обзору представлены предметы из коллекции барабанщика Ришада Шафи.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
- Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летиюФ. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского».
- Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музейА. П. Чехова».
- Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Доходный дом Любощинских-Вернадских» «Музея истории литературы ХХ века», в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб — официально признанным в советскую эпоху (В. В. Маяковский, А. В. Луначарский) и — в той или иной мере — отрешенным от читателя — (О. Э. Мандельштам, А. Платонов, М. А. Булгаков), а также авторам Русского зарубежья (А. М. Ремизов. А. Н. Вертинский).
- Создание на базе комплекса зданий в Шелапутинском переулке многофукционального фондово-экспозиционного музейного комплекса «Морозовский квартал», включая Музей звучащей литературы.
- Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век».
- Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. ДаляНационального выставочного центра «Десять веков российской словесности», в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.
Формирование коллекции
Фортепиано «Орфика» XVII века, коллекция музея
Коллекция музыкальных инструментов складывалась из ряда более мелких собраний. Ведущим направлением в первое десятилетие стало этнографическое. В этом проявилось влияние и продолжение традиций коллекционирования, развивавшегося на основе научных экспедиций в разные страны мира. Прежде всего речь о коллекции Эйхгорна. Также этнографическую ценность имеют инструменты, поступившие из Московской консерватории и Всесоюзного Дома народного творчества. В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии, музеев Кремля, Музея культуры народов Востока, Музея имени Андрея Рублева и других.
Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары «цыганки Тани», Андремя Сихры, Ивана Ром-Лебедева, Федора Шаляпина, фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева, рояли Николая Метнера, Сергея Прокофьева, скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других.
В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину, Союзу композиторов, коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран.
Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль фирмы «Лихтенталь» (Санкт-Петербург, 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» (Вена, первая треть XIX века), украшенный росписью рояль фирмы «С. Эрар» (Париж, вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины, пошетты, виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков.
В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы, копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках.
Изменения
На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени — приобретением новых экспонатов. В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.
В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.
Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.
Классические музыкальные инструменты музея Глинки
Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.
Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.
Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.
Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.
Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.
С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.
Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.
Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.
С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.
Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.
Собрание музыкальных инструментов
На первом этаже дворца представлено большое собрание редчайших музыкальных инструментов. Их здесь более 3 тысяч. Даже человека далекого от искусства изумляет их красота и звучание. Ведь в каждом зале этой экспозиции звучит мелодия, демонстрирующая представленные в экспозиции инструменты.
В коллекции музея представлены работы известных отечественных и зарубежных мастеров со всего мира. Особенное впечатление производят колокола из России и единственные в своем роде роговые инструменты. Имеются здесь инструменты, принадлежавшие выдающимся композиторам, например, скрипка Михаила Глинки.
Музей музыки хранит коллекции редких инструментов императорской династии:
- виолончель Николая II
- олифанты, принадлежавшие Николаю I
- флейты Александра I
- медные корнеты Александра III
Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки
Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.
Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.
В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.
От шарманки до синтезатора
Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.
Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.
Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.
Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.
Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.
Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,
Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.
Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.
Основные экспозиции
Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.
В первом зале посетители могут увидеть русские народные инструменты. Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.
В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн — капельмейстер Туркестанского военного округа.
Другой удивительный экспонат – это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты — вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века – всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.
Филиалы музея
Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.
- Музей-квартира Александра Гольденвейзера (Тверская улица д. 17, кв. 110), самый первый филиал музея, существует с 1959 года.
- Музей-квартира Николая Голованова (Брюсов переулок д. 7, кв. 10), открылся в 1974 году.
- Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, д. 25-27), открылся 23 сентября 1988 года.
- Музей С. С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6/5), существует c 2008 года.
- Музей «Петр Чайковский и Москва» (Кудринская площадь д. 46/54), открылся 18 мая 2007 года.
- Дом-музей Сергея Танеева (Малый Власьевский переулок д. 2/18 стр. 3), в стадии создания.
Музей Глинки
Главное здание возводилось специально для музыкального музея. Учитывалось и то, что в состав экспозиции входили не только документы, нотные записи, личные вещи, но и инструменты знаменитых российских музыкантов, для хранения которых требуются особые условия.
Общее количество экспонатов – не менее одного миллиона единиц, – и все они относятся к истории творчества отечественных деятелей искусств. Есть коллекция первых российских виниловых пластинок – их здесь около 60 тысяч единиц.
Рукописи нот знаменитых композиторов также доступны для посетителей: оригинальные документы, написанные собственноручно Глинкой, Рахманиновым, Глазуновым, Шостаковичем, можно увидеть лично.
В здании есть собственная студия звукозаписи и концертные площадки – Прокофьевский зал и клуб-гостиная, где часто дают концерты.
Как доехать
Адрес музея Глинки: улица Фадеева дом 4.
Ближайшее метро – «Маяковская». Если идти пешком, то нужно проследовать по Оружейному переулку и свернуть на соответствующую улицу (общий путь – 700-800 метров, займет несколько минут).
При поездке на личном автомобиле следует учитывать, что парковка в центре города обойдется примерно в 60 рублей/час (два места на улице Фадеева и одно – на Тверской-Ямской).
Основная деятельность:
- выставки личных вещей деятелей искусств, музыкальных инструментов, фотографий
- концерты, лекции и творческие вечера, посвященные музыкальному творчеству в прошлом и настоящем
- уникальные проекты, например, «Звучат инструменты..», в котором слушатели могут познакомиться с голосами старинных скрипок и виолончелей
- «Ночь искусств» – специальная программа для любителей музыки
- новогодние «елки» для детей.
Часы работы главного здания музыкального музея:
- понедельник – не работает
- вторник – 11:00–19:00
- среда – 11:00–19:00
- четверг – 12:00–21:00
- пятница – 12:00–21:00
- суббота – 11:00–19:00
- воскресенье – 11:00–18:00.
Стоимость разового билета:
- полная – 300 рублей
- для льготников – 250 рублей.
Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева
Сергей Прокофьев. Сонет (Керенскому). Российский национальный музей музыки, Москва
Сонет композитора Сергея Прокофьева посвящен военному министру Александру Керенскому. В 1917 году молодой Прокофьев был уже известен в России и за рубежом как автор Классической симфонии и Скифской сюиты, нескольких сонат и концертов, фортепианных и вокально-инструментальных пьес. При этом он числился санитаром Красного Креста при Главном управлении в Зимнем дворце. Когда вышел приказ Керенского о дополнительной мобилизации (шла Первая мировая война), Сергей Прокофьев обратился к Александру Бенуа с просьбой оформить отсрочку призыва. Художник подключил к делу Максима Горького, который написал министру письмо. Прокофьев должен был лично его передать его министру, но не успел: застал Александра Керенского уже на выходе из Адмиралтейства.
Через адъютанта Керенского Сергей Прокофьев все же получил отсрочку. Он сочинил ироничное стихотворение-сонет, которое отправил своей подруге, арфистке Элеоноре Дамской, знакомой с министром. В сонете Прокофьев намекает на ее восторженное отношение к Керенскому.
Музыкальные инструменты восточных стран
Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.
Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.
Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.
Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек
Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности
Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.