Площадь 3 вокзалов в москве. путешествие во все уголки страны

Инфографика

Площадь построена в виде прямоугольника, который вытянут с запада на восток. С северной стороны свободное пространство украшено фронтонами Ленинградской и Ярославской станций. С противоположного южного края размещается Казанский вокзал. На восточной стороне площади берет свое начало Краснопрудная улица, которая отделяется от Каланчевской по насыпному валу с железнодорожными путями.

С боку насыпи видна гостиница «Ленинградская», выходящая своим фронтоном на местность. С Комсомольской пл. соединяются Рязанский пр. и пр. Комсомольской площади.

Таким образом, пространство ограничено объектами:

  • гостиницей Ленинградская;
  • зданиями трех вокзалов;
  • выходом станции метрополитена Комсомольская;
  • театрально-концертным залом ЦДКЖ;
  • торговым центром Московский;
  • небольшим общественным садом;
  • монументом Павлу Мельникову;
  • Центральным Таможенным Управлением.

Белорусский вокзал

На площади Тверской заставы находится еще один вокзал Москвы из списка – Белорусский. В соответствии с наименованием, пункт связывает столицу России с городами Белоруссии, а также с Литвой и некоторыми странами Восточной Европы. Объект считается исторически значимым: в 1941 году это был пункт, с которого отправлялись воевать и защищать свою Родину солдаты. Позднее на фоне постройки были сняты несколько фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.

Что касается стиля, сооружение сочетает в себе элементы классицизма и готики. По цвету для покраски стен была выбрана спокойная гамма зеленоватых оттенков. Сейчас внутри, помимо касс и залов ожиданий, размещен музей. Как и другие вокзальные помещения Москвы, это было реконструировано и усовершенствовано. Качество обслуживания посетителей находится на высоком уровне.

Ленинградский и Ярославский вокзалы

Оба здания расположены на Комсомольской площади, там же, где и Казанский вокзал. Ленинградский специализируется на северо-западном направлении. В частности, перевозит людей в Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, а также в крупные города других государств: Таллин и Хельсинки. Строение является памятником архитектуры. Из списка жд вокзалов Москвы этот был построен первым. Причина – в необходимости связать два крупнейших города железнодорожной линией.

В северной столице создали идентичное московскому строение в стиле классицизма. Корпус двухэтажный, композиционно симметричный. В центральной части на крыше находится небольшая башенка с часами. Последняя реконструкция завершена в 2013 году. В результате появились более современные интерьеры, в помещениях находятся фуд-корты, многочисленные магазины, сервисный центр.

Одно из самых необычных по конструкции зданий – Ярославский вокзал. Выполнен в неорусском стиле по проекту двух архитекторов: Ф. Шехтеля и Л. Кекушева. Во внешнем оформлении можно заметить традиционные элементы русского зодчества. Это узорные украшения, небольшие башенки, арки.

Сооружение своим видом напоминает терем. Из материалов же использовались, в основном, железобетон и облицовочные плиты. Со станции можно добраться до Сибири, Урала и Дальнего Востока. Именно с этой точки начинается ветка Транссибирской магистрали, самой протяженной дороги на планете.

Легенда о старце

Московские вокзалы — притон для маргиналов, путан, лиц без определённого места жительства, цыганок, желающих вам погадать на картах, шарлатанов, аферистов, бандитов, воров, карманников и прочих деградирующих людей. Они хотят лёгкого заработка и ищут приезжего, чтобы его развести на деньги и лишить всех ценностей и документов. Вот так и разбиваются мечты о красивой жизни в Москве, стоит только наивному провинциалу покинуть перрон и на секунду зазеваться…Такая уж там царит атмосфера…


одна из легенд про это злачное место

На площади часто случаются необъяснимые вещи, пропадают без вести люди при довольно странных обстоятельствах. Некоторые даже видели странного, постоянно крестящегося человека в лохмотьях. Говорят, что это и был тот путник, возложивший проклятье на монастырь. Он всё пытается вымолить прощение и очень раскаивается за содеянное.

Как доехать до трех вокзалов?

Если едете на метро, то нужно выходить на станции «Комсомольская» Кольцевой или Сокольнической линии. Перечислим эти объединенные 3 вокзала в Москве. Какие именно? В настоящее время поездные информаторы в подвижном составе объявляют, что на «Комсомольской» находятся вокзалы Ленинградский, Ярославский и Казанский, а также железнодорожная платформа Каланчевская.

Нужно учитывать, что выходить в город из метро желательно на соответствующей станции. В каком смысле? Например, на Ленинградский и Ярославский вокзал, а также на Каланчевскую лучше выходить со стороны Кольцевой линии. Выход со станции метро один, не заблудитесь. А вот на Казанский вокзал ближе выйти только с Сокольнической, а именно при выходе из первого вагона со стороны севера. На Сокольнической линии тоже есть короткий путь, если садиться со стороны бульвара Рокоссовского в последний вагон.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, или, как его тогда называли, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала только до Сергиева Посада, где находилась Троице-Сергиева лавра, был построен рядом с Николаевским примерно десять лет спустя. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на 1-й Мещанской, на месте университетского Ботанического сада. Но университет не согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалы на Каланчевском поле. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 года совершил молебен и освятил вокзал, здание которого было поначалу неприметным.

Позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями Русского Севера, и вокзал, вернее его фасад, в 1902 году полностью перестроили. Автором этого, весьма необычного здания был Федор Шехтель, который делал проект для тогдашнего владельца дороги – Саввы Мамонтова, но строил уже для государства (Мамонтов к тому моменту разорился). И если Николаевский вокзал – это однофасадное здание и обход его по периметру не дает новых впечатлений, то Ярославский – это уже всефасадность, многообразие, которое принесла эпоха модерна. Автором проекта вокзала, в котором считывается силуэт русского храма, главный акцент был сделан на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.

Общие сведения

Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы. Не являются тупиковыми Курский и Белорусский, отчасти Савёловский, через который проходят две нетупиковые линии с Белорусского вокзала на Рыбинск.

Курский вокзал обслуживает два железнодорожных направления от Москвы (Курское и Горьковское), также два магистральных направления (Рязанское и Казанское) обслуживает Казанский вокзал (место соединения двух магистральных направлений находится в городе Люберцы у границы с Москвой), остальные — по одному направлению (одноимённые, кроме Смоленского направления с Белорусского вокзала).

Со всех вокзалов отправляются пригородные электропоезда (электрички). Два вокзала, Курский и Белорусский, пропускают транзитные поезда дальнего следования.
С трёх вокзалов (Киевский, Павелецкий, Белорусский) существует движение электропоездов-«аэроэкспрессов» до аэропортов («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево»).

Со всех вокзалов есть пересадка на станции Московского метрополитена, при этом Кольцевая линия связывает все вокзалы, кроме Рижского и Савёловского, которые в перспективе будут связаны Большой кольцевой линией.

Три вокзала (Казанский, Ленинградский, Ярославский) расположены рядом (на Комсомольской площади — «площади Трёх вокзалов»). С некоторых вокзалов (Савёловский, Рижский, Казанский, Ленинградский, Ярославский) есть пересадка на платформы железнодорожных станций других направлений.

Прилагательные из названия большинства вокзалов (за исключением Ленинградского, Савёловского и Белорусского) входят в названия их железнодорожных станций вида Москва-*-*ая. В названиях большинства из этих станций при вокзалах (кроме Рижской и Бутырской) присутствует слово «пассажирская».

Существует также Правительственный вокзал вблизи Комсомольской площади, где на платформе Москва-Каланчёвская также ранее был Императорский спецвокзал.

История площади трёх вокзалов

В наши дни территория трёх вокзалов называется Комсомольской площадью. Это официальное название. До 1932 года площадь именовалась Каланчёвской.

Ленинградский вокзал

Самый старый из всех вокзалов Москвы. Официально признан памятником архитектуры.

Станция метро «Комсомольская» — одна из самых загруженных станций в Москве, расположена рядом с Ленинградским.

Вокзал строился в стиле позднего классицизма. Вмещает в себя 10 путей, пять из которых отведены для поездов дальнего направления.

Казанский вокзал

Был построен в 1862 году и носил название Рязанский, так как располагался возле дороги, которая вела в Рязань. Здание Казанского изначально было деревянным, и только в 1864 году архитектором М.Ю. Левестамом было возведено каменное здание, которое впоследствии перенесло множество перепланировок и усовершенствований. От строения Левестама до наших дней дошло только веерное депо, выполненное в стиле классицизма.

В 70-е годы вокзал был реконструирован, произошло множество перепланировок. Появились подземный переход и новые корпусы.

Ни на одном современном вокзале Москвы нет таких высоких потолков и обширных помещений, строение выполнено в неорусском стиле.

Станция метро «Комсомольская» находится вблизи Казанского.

Ярославский вокзал

В 1862 году было построено небольшое здание. Ярославский изначально был назван Московско-Троицкой железной дорогой. В 1902 году за работу над зданием взялся Шехтель Ф.О. под руководством Саввы Мамонтова, выбрав неорусский стиль архитектуры. Ярославский, так же как и Казанский, перетерпел уйму перестроек и реконструкций.

Соединяет Москву, Сибирь, Дальний Восток, Урал, Север, а также со столицами Китая и Монголии.


по Кольцевой и Сокольнической линиямсоединены между собой подземными переходами

С появлением Ярославского преодолевать расстояния жителям дальних уголков России стало гораздо проще.

Непременно посетите Комсомольскую площадь, если будете прогуливаться по столице. Она восхитит вас архитектурным великолепием и роскошью форм, расскажет вам о царской России и оставит неизгладимое впечатление в вашей памяти на долгие годы.

Площадь трех вокзалов в Москве

Watch this video on YouTube

Легенды Комсомольской площади

Среди людей, изучающих аномальные зоны, Комсомольская площадь известна как место с особой энергетикой. Эта теория подтверждается не только высоким числом криминальной публики, которая собирается на вокзалах (аферисты и жулики, попрошайки и бомжы, проститутки и карманные воры). В истории площади тоже хватает зловещих случаев, которые за столетия успели обрасти легендами.

Предания гласят, что в XIV веке здесь высился мужской монастырь. В одну ненастную ночь, когда хлестал страшный ливень, одинокий путник попросил в монастыре приюта, но испуганные монахи отказали ему в крове. Странник в гневе проклял монастырь, и вскоре здание разрушилось. Место стали обзывать проклятым и обходили его десятой дорогой (скептики утверждают, что жители избегали этой местности из-за ее болотистости).

Триста лет на этих местах не строили ничего, хотя пытались по-соседству разрабатывать песчаные карьеры, но рабочие покрылись непонятными язвами, и разработки пришлось прекратить. Царь Алексей Михайлович построил тут путевой дворец, но останавливался в нем всего один раз, а в XIX веке здание сгорело. Пожар также уничтожил в 1812 году стоявший здесь Артелерийский двор, на котором по непонятной причине взорвались снаряды. Все эти несчастные случаи народ приписал действию проклятия.

Итальянский антрепренер посмеялся над суеверными москвичами и с широким размахом возвел на проклятом месте театр, который сгорал дотла целых три раза. В наше время в районе трех вокзалов периодически происходят хрональные аномалии, время то замедляется, то происходит скачок на несколько часов, без вести исчезают люди.

Парапсихологи все эти чудеса объясняют тем, что здесь в одну точку сходится много железнодорожных дорог, трамвайных путей и линий метро – это и порождает энергетические аномалии. Так это или нет, пока доподлинно неизвестно. Но верно, что Комсомольская площадь – крупнейший транспортный узел столицы. Кроме того, это место славится зданиями самых разных стилей, каждое из которых – архитектурный памятник.

Видео:

Курский и Павелецкий вокзалы

Более современный облик имеет здание Курского вокзала. Несмотря на то, что сам пункт отправления появился в XIX веке, новый проект был реализован в 1970-х. Старый корпус был выполнен из дерева и находился в несколько другом месте. Называли его тогда Нижегородским.

Современное строение сделано в стиле постконструктивизма, где бетон сочетается со стеклом. Дополняет конструкцию 9-метровый козырек «гармошкой». Когда-то это был крупнейший из списка вокзалов Москвы объект. Перевозки осуществляются в южных направлениях. Именно отсюда можно уехать в Белгород и на Северный Кавказ, а также в пригород.

Особое внимание уделяется системе безопасности на станции. На территории есть зоны отдыха и ожидания – обычные и залы бизнес-класса

Также по направлению на юг можно уехать с Павелецкого вокзала. Оттуда следуют поезда в Среднюю Азию и в Поволжье. Кроме того, вблизи находится отправной пункт аэроэкспресса, который перевозит пассажиров в аэропорт Домодедово. В годы советской власти в течение нескольких лет вокзал называли Ленинским. Именно сюда прибыл поезд, который перевозил тело Владимира Ильича в столицу.

Площадь трёх вокзалов: Казанский, Ярославский, Ленинградский

Комсомольская площадь или попросту площадь трех вокзалов – одна из самых знаменитых в Москве. Здесь огромное количество шедевров архитектуры разных стилей. Выдающиеся архитекторы Москвы – К.А. Тон, Ф.О. Шехтель и А.В. Щусев – строили на этой площади вокзалы: Ленинградский, Ярославский и Казанский. И ведь очень трудно отдать предпочтение какому-то одному – все как на подбор. А в считанных минутах ходьбы от вокзалов притаилась станция «Каланчевская» – бывший Императорский вокзал, обслуживавший поезда царя Николая II и его семьи. В советское время площадь украсили вестибюль станции метро «Комсомольская» и Дом культуры железнодорожников.

Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Конкурс на его строительство был объявлен в 1910 году. Наиболее интересным оказался проект академика архитектуры А.В. Щусева (1873-1949 гг.), который перенёс главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчёвской площади. Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчёвскую площадь, и Москву. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, венчала башня княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком. Рядом — громадные часы со знаками зодиака, над которыми установлен колокол. Рядом с перронным залом — зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом. Просветы в нём расписаны в восточном стиле.

Ленинградский вокзал — самый старый вокзал Москвы. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург–Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Проектировал здания вокзалов в обеих столицах выдающийся архитектор, автор Храм Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты в Кремле — Константин Андреевич Тон (1794-1881 гг.).

По объему пригородных пассажирских перевозок Ярославский вокзал один из крупнейших в России. Отсюда начинается самая длинная железнодорожная магистраль мира Москва-Владивосток (9302 км). Как известно, Антон Павлович Чехов отсюда отправлялся на Сахалин. Ярославский вокзал связывает Москву с районами русского Севера, Урала, Сибири.

Здесь же – памятник В.И.Ленину у Ярославского вокзала, памятник П.П.Мельникову (первому министру путей сообщения), улица Краснопрудная, здание гостиницы «Лениградская» (миниатюрная сталинская высотка), одна из крисивейших станций метро Москвы – Комсомольская.

Всего 15 минут на электропоезде от станции Маленковская можно доехать до Казанского вокзала и в одном месте осмотреть множество достопримечательностей. Станция Маленковская находится в 10 минутах ходьбы от южного выхода станции метро ВДНХ.

Площадь трех вокзалов — от истории к современности

Появление площади на месте бывшего Каланчевского поля было обусловлено активным железнодорожным строительством в XIX веке. История этого места складывается из тесно переплетающихся историй трех вокзалов.

Ленинградский вокзал

Построенный в 1851 году Ленинградский вокзал — старейший в Москве. За свою бытность он сменил несколько названий. Был Петербургским, Николаевским и Октябрьским.

Его возведение стало необходимостью после того, как Николай I подписал указ о строительстве железной дороге, связывающей Москву и Петербург. После окончания работ она стала самым длинным двухпутным полотном в мире.

Проектов конечной станции железнодорожного пути было несколько, даже проводился конкурс архитектурных решений. Победителем стал проект Константина Тона.

Согласно ему, центральную часть занимал большой, богато оформленный вестибюль. Не уступали ему и другие помещения с дубовым паркетом, тяжелыми дверями из массива дерева, каминами и мраморными печами. На первом этаже, помимо пассажирских залов, располагались и императорские комнаты, на втором — служебные квартиры.

За годы существования Ленинградский вокзал пережил не одну реконструкцию. Первую — в 1934 году, когда увеличили площадь билетных касс, оснастили помещение для справочного бюро и сберкассы. Через полтора десятилетия приступили к обновлению интерьеров.

Семидесятые годы XX века ознаменовали коренные изменения Ленинградского вокзала. К нему пристроили дополнительный корпус, разместили там несколько новых служб, медпункт, гостиницу. Также были оборудованы входы в метро, два новых кассовых зала. От старого здания остался лишь фасад.

В 2013 году пассажиропоток на Ленинградском вокзале составил 650 миллионов человек. Ежегодно он увеличивается на 10-20%.

Ярославский вокзал

Если Ленинградский вокзал Москвы считается старейшим, то Ярославский (бывший Троицкий и Северный) — самым крупным по объему совершаемых перевозок.

Первое здание пассажирского терминала построили в 1862 году. На тот период времени железная дорога соединяла столицу с Сергиевым Посадом. Постепенно длина путей была увеличена, а с ней расширялся и изменялся вокзал.

Первоначально архитекторы разработали проект двухэтажного здания строгой геометрии. Внутри оно представляло собой просторный павильон, который вел пассажиров к платформам. В дополнительно пристроенных корпусах находились: зал ожидания, багажное отделение. Также в станционный комплекс входило паровозное депо и вагонный сарай.

Реализация второго проекта в начале 1900-х годов ознаменовало масштабную перестройку вокзала, который уже не справлялся с пассажиропотоком. Для работ использовали новые на то время материалы — железобетон, стальные металлоконструкции, облицовочную плитку. Вновь отстроенное здание было выдержано в неорусском стиле и значительно превосходило старое по размерам.

Масштабную реконструкцию Ярославского вокзала провели в 1995 году: перепланировали основные помещения под увеличившийся пассажиропоток, расширили зал ожидания, отремонтировали галерею и колонный зал.

Современное здание выдержано в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества. С платформ вокзала отходят как пригородные, так и поезда дальнего следования, в том числе, и международные.

Казанский вокзал

Казанский вокзал (бывший Рязанский) на Комсомольской площади появился в 1862 году. Это была довольно простое деревянное здание, которое уже в 1864 году заменили на каменное — тесное и скромное по архитектуре. Единственным украшением служила небольшая башня с часами.

Как и в случаях с двумя другими вокзалами, увеличение пассажиропотока потребовало масштабной реконструкции терминала. При этом выбор проекта затянулся на несколько лет, а утвердили его окончательно только в 1913 году. По замыслу архитекторов новое здание на Площади трех вокзалов должно было быть изысканным, как внутри, так и снаружи.

Деревянные постройки снесли, главный корпус электрифицировали, сделали выход на станцию метро «Комсомольская», построили просторные пассажирские залы. Все эти работы завершили к 1926 году.

В девяностые годы XX века Казанский вокзал претерпел еще одну реконструкцию. Ему обновили фасад, перепланировали внутренние помещения, добавили залы ожидания, пристроили новые корпуса. Торжественное открытие нового терминала состоялось в 1997 году.

Сегодня это красивое и прекрасно технически оснащенное здание, выдержанное в псевдорусском стиле.

Литература

  • Васькин А. А., Назаренко Ю. М. Чемодан. Вокзал. Москва. Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М: Компания Спутник, 2006. — 214 с.
  • Кружков Н. Н. Высотки сталинской Москвы. Наследие эпохи. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014. — 365 с.
  • Курлат Ф.Л. Москва. От центра до окраин: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 150. — 476 с.
  1. Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: Москвоведение, 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • П. В. Сытин. Из истории московских улиц (очерки). — М.: «Московский рабочий», 1958.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Архитектурный ансамбль площади

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запад на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении. От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал. С востока площадь переходит в Краснопрудную улицу. На Комсомольскую площадь выходят Рязанский проезд (между Казанским вокзалом и линией Алексеевской соединительной ветки) и Проезд Комсомольской площади (между зданием таможенного управления и Ленинградским вокзалом).

Центральное таможенное управление

Объект культурного наследия федерального значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации — «Ансамбль площади, XIX—XX вв. — Здание Московской таможни XIX в.». Построено в 1850—1853 годах. Архитектор К. А. Тон.

Вестибюль станций метро «Комсомольская»

Совмещённый вестибюль станций метро «Комсомольская» Сокольнической линии и «Комсомольская» Кольцевой линии располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

Он представляет собой большое двухэтажное здание крестообразной формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны. С ноября года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Казанский вокзал

Казанский вокзал

Первое здание вокзала, который тогда назывался Рязанским, было деревянным и открылось в 1862 году. В 1864 году было построено каменное здание вокзала (автор проекта первоначального здания вокзала — арх. М. Ю. Левестам. Здание много раз перестраивали, и когда в 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, могущего вмещать в себя большее количество пассажиров. Однако только в 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. По условиям объявленного конкурса, его участники должны были сделать проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии. Новое здание строилось в 1913—1940 годах по проекту А. В. Щусева.

Казанский вокзал — сложная композиция с элементами псевдорусского стиля и модерна, в которой нарочито нарушена симметрия и в которой разновеликие массы архитектурных объёмов соединены друг с другом. Архитектор, желая согласовать постройку с двумя уже имевшимися построенными и в то же время придать ей индивидуальность, представил вытянутые в линию корпуса с разнообразными по функциям помещениями в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с островерхими кровлями, часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда.

Центральный дом культуры железнодорожников

Построен в 1925—1926 годах по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции

Универмаг «Московский»

Вид на универмаг «Московский» ()

Построен в 1979—1983 годах по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова.

Памятник П. Мельникову

1 августа 2003 года в центре площади открыт памятник Павлу Петровичу Мельникову — первому министр путей сообщения Российской империи, одному из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Памятник изготовлен по проекту Салавата Щербакова на средства Министерства Путей Сообщения России.

Гостиница «Ленинградская»

Архитекторы: Поляков Л. М., Борецкий А. Б.. Инж. Мятлюк Е. В. 1949—1954 гг.

Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940—50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

Здание является доминантой всего архитектурного ансамбля площади, завершая её перспективу с юго-западной стороны и образуя единую пространственную композицию с вокзалами. Ближе всего по стилю здание гостиницы Казанскому вокзалу, поскольку в экстерьере используются мотивы русского барокко

Здание представляет собой столпообразный объём на широком основании, занимающий важное в градостроительном отношении место.

Ленинградский вокзал

А в XVIII веке это место называлось Каланчевским полем. Поле было обширным – от Земляного вала и до Красного пруда. На южной окраине его стояло болото, откуда вытекал ручей, а на северо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланча над деревянным зданием царского путевого дворца Алексея Михайловича, который так и назывался – Каланчевский. Вслед за ним и поле стали называть Каланчевским, а потом и площадь получила то же название.

После постройки в XVIII веке Камер-Коллежского вала эта территория вошла в состав Москвы. По южному краю поля проходила дорога от Мясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во Владимирскую землю, а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранились орудия и проходили учения артиллеристов. Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшая к Земляному валу, так же как и площадь, получила название Каланчевской. Она образовалась, когда в конце XVIII века перевели с Чистых прудов лесной ряд и построили лавки для торговли стройматериалом. Лесной ряд начал исчезать лишь с появлением Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала, и улицу начали застраивать жилыми домами.

Архитектурная застройка просторной Каланчевской площади тесно связана со строительством вокзала для железной дороги, которая в 40–50-х годах XIX века должна была соединить Петербург и Москву. Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Петербуржско-Московская железная дорога была самой длинной в мире двухпутной дорогой.

Проект строительства обоих вокзалов и в Москве, и в Петербурге был поручен придворному архитектору и любимцу императора Николая I Константину Тону, создателю русско-византийского стиля. Тон в то время вел активное строительство в Кремле – Кремлевский дворец, воссоздание колокольни Ивана Великого, Оружейная палата. Он также был автором проекта храма Христа Спасителя. Строить два практически одинаковых вокзала в Москве и Петербурге ему помогал архитектор Рудольф Желязевич.

В Москве Тон разработал архитектурный план Каланчевской площади, согласно которому на ее северной границе планировалось строительство вокзала, с башней с часами и богатым декором, а по бокам должны были расположиться еще два здания с более скромной отделкой – таможня и жилой дом, который так и не построили. Строительство здания вокзала было окончено в 1849 году, а дорогу, которая обошлась бюджету в 67 млн рублей, открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы.

С 1855 года, после смерти императора, и железная дорога, и вокзал стали называться Николаевскими в его честь. Дорогу переименовали в 1923 году, она стала называться Октябрьской, а вскоре переименовали вокзал, уже в Ленинградский.

Когда Россия вступила в период индустриализации, которой способствовало масштабное строительство железных дорог, везде появлялись вокзалы, и рядом с Николаевским вокзалом вскоре появилось еще два.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector