Музей архитектуры им. а.в. щусева

Экспозиция

Собрание музея было сформировано из подлинных проектов, гравюр, рисунков, фотографий, переданных из Государственного музейного фонда, Эрмитажа, Государственного исторического музея, а также частных коллекций. Фонд обмерных чертежей памятников русской архитектуры был создан из коллекций Московского археологического общества и Центральных государственных реставрационных мастерских.

В сентябре 2020 года открылась постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвящённая результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи, частично спасённой в 1940 году из затопленного Троицкого Макарьева монастыря и долгие годы хранившейся в фондах музея. Экспозиция посвящена как истории разрушенного Троицкого Макарьевого монастыря, так и этапам спасения и реставрации уникальной стенописи. Фрески в соборе монастыря были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском кремле и Звенигороде.

Советское время

В послереволюционные годы архитектор входил в ряды самых востребованных специалистов своей области. Именно по проекту Алексея происходила реконструкция столицы. Однако его архитектурное видение сильно отличалось от изначального проекта Сталина: Щусев был настроен сохранить Красную площадь и многие другие исторически значимые места.

В 1924 году Алексея стали сильно критиковать за то, что он пытался внести изменения в генеральный план реконструкции советской столицы. Возможно, архитектор попал бы под машину репрессий, но ему удалось этого избежать благодаря своему проекту по постройке Ленинского мавзолея.

Уже после его постройки Щусев создал проект Центрального Дома культуры для железнодорожников. В это же время по эскизам Алексея были сделаны пристройки к Третьяковской галерее, которые помогли расширить ее масштабы.

По проекту Алексея при сотрудничестве с другими выдающимися архитекторами было построено здание Народного комиссариата земледелия.

Именно в советские годы по проектам и эскизам Алексея Щусева было возведено сооружение, сильно отличавшееся от остальных по внешнему виду и форме. Оно было огромным и имело полукруглую форму, что особенно заметно, если смотреть на него с высоты. Таким зданием стал жилой дом, построенный на Ростовской набережной.

В создании проекта гостиницы «Москва», который сначала не понравился советскому правительству, пригласили поучаствовать и Щусева. После того, как он добавил всего несколько лаконичных деталей во внешний декор здания, проект был моментально одобрен.

Говоря о советском периоде работы архитектора, надо сказать, что он сделал очень много: по его проектам были созданы Москворецкий мост, здание посольства СССР в Бухаресте, оперный театр в Ташкенте, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси и многое, многое другое.

Датский музей дизайна

Копенгаген, Дания

С первых дней существования основной целью музея являлось повышенное внимание к качеству в дизайне, идее, идущей от природной датской основательности, любви к минимализму, простоте и функции. Основанный в 1890 году Конфедерацией датской промышленности и фондом Ny Carlsberg Museumslegat и через пять лет открытый для публики, музей дизайна задумывался как источник вдохновения для местных производителей и ремесленников

Мысль подкупала своим простосердечием: доступ к лучшим дизайнерским образцам должен был подвигнуть датчан на усовершенствование своего мастерства и поднять уровень развития промышленности. И цель была достигнута. Прошло немного времени, и датский дизайн сильно пошатнул позиции мировых лидеров

Основанный в 1890 году Конфедерацией датской промышленности и фондом Ny Carlsberg Museumslegat и через пять лет открытый для публики, музей дизайна задумывался как источник вдохновения для местных производителей и ремесленников. Мысль подкупала своим простосердечием: доступ к лучшим дизайнерским образцам должен был подвигнуть датчан на усовершенствование своего мастерства и поднять уровень развития промышленности. И цель была достигнута. Прошло немного времени, и датский дизайн сильно пошатнул позиции мировых лидеров.

Здание музея расположено в самом сердце Копенгагена, в нескольких шагах от Новой гавани в здании в стиле рококо 1757 года постройки, где прежде находился госпиталь короля Фредерика V.

Залы тематических выставок архитектурного музея

Продольное расположение залов архитектурного музея наглядно иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Габариты выставочных помещений позволяют не перегружать пространство экспонатами. Информация подается дозированно.

Используется и другое построение экспозиции, когда она организована из параллельных стендовых панелей, расположенных под углом к стенам помещения. На черном фоне выставочных щитов графические и живописные экспонаты хорошо различимы и удобны для восприятия посетителей. Использование интерактивных способов демонстрации расширяет наглядность и повышают доходчивость информации.

Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями. Центральный участок двухуровневого потолка расписан красочным орнаментом, в середине перекрытия зала размещена хрустальная люстра.

В залах тематических выставок достаточно редки сопутствующие экспонаты других форм, кроме графики и живописи. В одном из помещений можно видеть шикарное кресло, однако инородным предметом оно здесь не выглядит. Да и тема текущей выставки – театральные декорации, и такой элемент сценического оформления вполне допускает. Основная же масса экспонатов представляет построение сценического пространства различных театров и их художественное оформление.

Причудливая планировка усадьбы Талызиных сохранена и даже способствует более удачному размещению экспонатов. Некоторые элементы воссозданы чисто символически, например – неприметны печи с белым кафельным покрытием, которые в старину обычно покрывали узорными цветными изразцами. Зато сразу бросаются в глаза рыцарские доспехи в одном из залов архитектурного музея.

Посетителям подобные контрастные по тематике экспонаты отнюдь не мешают, позволяя перевести дух от тематической выставки.

Музей MAK

Вена, Австрия

Причиной основания Музея прикладного искусства МАК, Museum Fur Angewandte Kunst, послужил визит известного искусствоведа и профессора венского университета Рудольфа Айтельбергера в Лондон в середине XIX века, где он в первую очередь отправился по музеям. Именно Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) вдохновил австрийца на открытие чего-то похожего в Вене. Воплощение идеи в жизнь началось в 1852 году с санкции императора Франца Иосифа, данной на создание Императорского и королевского Австрийского музея искусства и промышленности, а затем и постройки в 1872 году здания на Рингштрассе по проекту архитектора Генриха фон Ферстеля.

Любители Востока найдут китайский фарфор и японские лакированные изделия в постоянной экспозиции «Азия». Секцию, посвященную современному дизайну, где в частности выставлены знаменитые диваны Франца Веста и мебельные гарнитуры Германа Чеха, доверили оформить американскому минималисту Дональду Джадду.

MAXXI

Местоположение: Италия, Рим

Адрес: Via Guido Reni, 4a, 00196 Roma RM, Italy

Стиль здания:

Сайт музея:

Первый национальный музей современного искусства и архитектуры построила в Риме . Сверхсовременное здание контрастирует с обликом города, однако при взгляде с высоты видно, что музей встраивается в планировку Рима и течение его реки. Крылья музея заканчиваются панорамными окнами.

Главные элементы здания — бетонные изогнутые стены, парящие в воздухе черные лестницы и открытый потолок, пропускающий дневной свет. Стены музея меняются по ходу своих изгибов, в некоторых местах перетекая в полы. Критики сравнивали стены MAXXI с треками для бобслея. Сама Хадид говорила, что хочет, чтобы стены музея «раскручивались, как лента в воздухе». Некоторые называют план музея «самым гипнотическим и манящим с тех пор, как больше 50 лет назад Фрэнк Ллойд Райт раскрыл свои, казалось бы, невыполнимые чертежи для нью-йоркского музея Гуггенхайм».

Погружение в музей начинается с огромного вестибюля, растянувшегося на всю высоту здания. На первом этаже можно выбрать свой путь: между галереями, лестницами или же лифтами. Две из этих дорог ведут в сердце выставочного пространства, третья же выходит из основного объема музея и ведет посетителя по застекленной дорожке, позволяя взглянуть на галереи со стороны. 

«Для меня это все равно что стоять на римской Пьяцца-дель-Пополо», — говорит Хадид. «Когда смотришь на север, площадь расходится на три улицы, предлагающие неожиданный и захватывающий выбор направления. Однако все три дороги ведут к одной и той же точке». 

MAXXI построен в районе Фламинио, где в последние годы проходит программа реновации публичных пространств. Например, здесь возведен Аудиториум Ренцо Пиано. MAXXI встраивается в плеяду объектов обновленного города. Музей заполняется по мере того, как протекает XXI век.

Архитектурные экскурсии

Хотя музей находится в стадии реновации, это не означает что все его экспонаты стали недоступными. Музейные работники проводят интересные экскурсии по улицам столицы и показывают туристам уникальные памятники архитектуры Москвы.

У путешественников и москвичей популярны экскурсии по переулкам Арбата, где можно увидеть немало зданий, построенных в традициях авангарда. Много туристов приходит на экскурсии, посвященные архитектурным стилям Москвы, сталинскому плану по реконструкции Тверской улицы и новой архитектуре в районе Остоженки.

Посетителям нравятся экскурсии, рассказывающие об истории строительства первой ветки московского метро, биографии московского архитектора Федора Шехтеля и неосуществленных планах строительства Большого Кремлевского дворца, которые разрабатывал известный зодчий екатерининских времен Василий Иванович Баженов. С актуальным расписанием экскурсий всегда можно познакомиться на сайте музея.

Ранние работы

Первой работой, которая была выполнена по эскизу Щусева, стала маленькая часовня, построенная на кладбище Александро-Невской лавры.

На самом рассвете 20-го века Алексею поручили составление плана по реставрации храма Святого Василия, который находился в Овруче. Работа прошла успешно, Щусева даже наградили, официально дав ему звание академика за отлично выполненное поручение.

Еще одной ранней работой начинающего архитектора можно назвать проект, который предполагал самостоятельное создание иконостаса. Сегодня работу Щусева можно увидеть в Киево-Печерской лавре, в Успенском соборе.

Самым важным проектом, порученным Алексею и решившим его дальнейшие развитие в архитектурном направлении, стал заказ княгини Елизаветы Федоровны. Сегодня эту работу можно увидеть хорошо сохранившейся: Марфо-Мариинская обитель в Москве по-прежнему прекрасна.

Музей сэра Джона Соана / Sir John Soane’s Museum

Местоположение: Великобритания, Лондон

Адрес: 13 Lincoln’s Inn Fields, Holborn, London WC2A 3BP

Стиль здания: Неоклассицизм

Сайт музея: soane.org

Один из старейших музеев архитектуры находится в Лондоне. , великий британский архитектор неоклассицизма, превратил в музей собственный дом. Он наполнил его коллекцией картин, скульптур, моделей зданий, архитектурного декора с давно утерянных памятников. Соан также построил картинную галерею Далвич, которая стала прототипом для многих галерей современного искусства, например, Центра Гетти в Калифорнии.

Когда в 1806 году Соана назначили профессором архитектуры в королевской Академии, он задумался о том, чтобы обустроить в своем доме музей для студентов. В его коллекцию попали  тысячи объектов: от предметов эпохи Древнего мира до моделей современных зданий. Один из самых заметных экспонатов — саркофаг египетского фараона Сети Первого. Это самый дорогой предмет в коллекции. Когда в марте 1825 года саркофаг прибыл к Соану, он устроил трехдневное празднование, на котором присутствовало 890 человек.

Музей отличается особенными пространством. Внутри здания — множество ниш, секретных дверей, двойных стен со спрятанными внутри картинами. Архитектор страдал от катаракты и поэтому придумывал новые приемы освещения пространства. Благодаря его изобретениям дом залит светом, преломляющимся в цветных витражных окнах и множестве зеркал. В музее сохраняют атмосферу времен жизни владельца: табличек почти нет, свет приглушен, а стойка информации и кафе отсутствуют.

Каждая комната дома представляет собой своеобразное произведение искусства. Соан постоянно менял экспозицию, добавляя новые предметы и подчеркивая качества разных объектов неожиданными сопоставлениями. В комнате моделей архитектор поставил модели своих построек рядом с моделями античных зданий, послуживших для него источником вдохновения.

Именно в музее Соана появилась первая в Великобритании галерея современной скульптуры. Она располагалась в маленьком помещении, которое отходило от главной лестницы здания и называлось Tivoli Recess. Миниатюрную галерею в 1918 году превратили в служебный туалет, а в 2001 году восстановили.

Сегодня музей широко известен своими программами реставрации. Например, в рамках проекта Opening up the Soane пространство дома реконструируют в соответствии с изначальной задумкой мастера. Это становится возможным благодаря тому, что дом есть на множестве акварелей XIX века.

В комнатах восстановили оригинальные цветовые схемы и расстановку предметов интерьера. Также отреставрировали три внутренних дворика, обустроенных Соаном, а в одном восстановили его пастиччио — колонну из архитектурных фрагментов.

Музей архитектуры в Москве

Местоположение: Россия, Москва

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25, Москва

Стиль здания: Классицизм

Сайт музея:

В 1934 году в Москве появился закрытый музей при Академии архитектуры СССР. Он разместился в Донском монастыре. Первая выставка музея состояла из фрагментов разрушенных памятников, стоящих под открытым небом. Постройки монастыря и сохранившийся некрополь XVIII – XIX веков тоже стали ее частью.

После Великой отечественной войны в усадьбе Талызиных на Воздвиженке открылся Республиканский музей русской архитектуры — публичный музей, исследовательский центр архитектуры и градостроительства. Тогда же с подачи директора — Щусева — в коллекцию попали и объекты советской архитектуры. Усадьба же — памятник классицизма XVIII века, построенный Матвеем Казаковым — стала экспонатом музея, как Донской монастырь для музея при Академии. В 1964 году два музея архитектуры объединили.

В 1991 году Донской монастырь вернули РПЦ. Музей же архитектуры срочно отправили на Воздвиженку, в усадьбу Талызиных, которая к тому моменту находилась в состоянии, близком к аварийному. Из-за нехватки места постоянную экспозицию пришлось закрыть. 

Спас музей Давид Саркисян, который возглавил его в 2000 году и превратил всеми забытый культурный объект в новаторскую институцию. Он сохранил исторические интерьеры усадьбы Талызиных, поменял аббревиатуру ГНИМА на МУАР. У музея не было денег на реконструкцию флигеля усадьбы, и тогда директор придумал превратить его в особенное выставочное пространство — «Руину». Уже после смерти Саркисяна «Руину» реконструировало бюро «Рождественка», сохранив задумку директора — «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

В 2012 году, спустя два года после смерти Саркисяна, в МУАРе открылась инсталляция «Кабинет Давида». Ее спроектировало московское бюро Меганом: архитекторы вручную перенесли все объекты из бывшего кабинета директора в климатический бокс. Кабинет Саркисяна представлял собой огромную коллекцию артефактов, реликвий и повседневных предметов, помещенных в обычное рабочее пространство. Его называли тотальной инсталляцией, «негласным центром архитектурного сообщества». Сейчас кабинет можно посетить на втором этаже «Руины».

«Рем Колхас напрашивался к нему делать выставки, Заха Хадид слала ему по пять эсэмесок в день. И уж все эти иностранцы рассказывали друг другу, что в Москве есть несколько достопримечательностей: Кремль, Мавзолей, храм Василия Блаженного и кабинет Давида Саркисяна», — рассказывал архитектурный критик Григорий Ревзин.

Если вас заинтересовало изучение архитектуры, посмотрите нашу , которые помогут разобраться в этой области. Подробнее про разные стили можно почитать в нашей статье про ключевые направления современной архитектуры.

Музей Vitra

Вайль-на-Рейне, Германия

Вайль-на-Рейне, симпатичный городок в сельской местности на границе Германии и Швейцарии, известен во всем мире не только расположенным там мебельным предприятием, но и как местонахождение уникального собрания архитектурных творений Фрэнка Гери, Захи Хадид, Николаса Гримшоу, Тадао Андо, Ренцо Пьяно, Алвару Сизы, бюро SANAA, Бакминстера Фуллера, Жана Пруве. Однако жe кроме коллекции зданий от знаковых архитекторов президент компании Vitra Рольф Фельбаум, человек с неистощимой энергией, с 1977 года собирает все ключевые объекты мирового дизайна, созданные с 1800 года по настоящее время. И это свыше двадцати тысяч предметов мебели, светильников и архивных уникатов, подписанных Чарлзом и Рей Имз, Вернером Пантоном, Александром Жираром, Джаспером Моррисоном, Алваром Аалто, Хеллой Йонгериус, Томом Диксоном, Герритом Ритвельдом, Людвигом Мис ван дер Роэ, Эйлин Грей, Ле Корбюзье, братьями Кампана, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсассом, Филиппом Старком, Мартеном Басом.

Vitra Campus располагает зданием музея. В 1989 году его построил Фрэнк Гери. Но внутренние пространства здания в духе конструктивизма, первой постройки калифорнийского архитектора в Европе, используются под большие выставочные проекты, в то время как выдающаяся коллекция мебели пребывала вне общественного поля и почти не экспонировалась. Прошлым летом проблема площадей была решена. Архитектурное бюро Herzog & de Meuron построило новое здание, получившее название Schaudepot. Монолитный объем с треугольным фронтоном и фасадом без окон, сложенный из кирпичей ручной формовки, органично вписался в композицию архитектурного ансамбля и вступил в диалог с соседними постройками: пожарной станцией Захи Хадид и фабрикой Алвару Сизы. Внутри выставлена практически вся знаменитая коллекция, но также нашлось место и для временных выставок.

Структура

Дом Мельникова, 2016 год

Экспозиционное пространство флигеля «Руина», 2002 год

Лекторий, 2012 год

Музей Мельниковых

Основные статьи: Музей Мельниковых и Дом Мельникова

Дом Мельникова был построен в 1927—1929 годах как квартира и мастерская для архитектора Константина Мельникова и его семьи. Отличительной особенностью здания стала его форма — на примере этого проекта архитектор воплотил в жизнь идею возведения круглой постройки. Мельников завещал свой дом детям — Виктору и Людмиле. После смерти архитектора в здание заселился Виктор Мельников, из-за чего в 1988 году Людмила подала на брата в суд с требованием присудить ей половину дома-мастерской с правом проживания. Мосгорсуд удовлетворил иск и присудил Людмиле ½ здания, однако без права проживания в нём. В 2005-м Виктор Мельников завещал передать государству как дом, так и творческие архивы Константина Мельникова с условием создания в помещениях музея. Соответствующее постановление Минкульта вышло в 2014 году. Однако с начала 2010-х в здании на основании прописки проживала внучка архитектора Екатерина Каринская, которая отказывалась покинуть помещения и в 2014 году заявила о взломе исторической двери сотрудниками Щусева, которые пытались пробраться в дом. Последовали суды о законности проживания внучки Мельникова в его здании. В 2016 году руководство Музея Щусева заявило об урегулировании юридического конфликта и включении дома Мельникова в качестве филиала. Вторая внучка архитектора Елена Мельникова стала куратором мемориальной экспозиции музея.

Флигель «Руина»

В 1991 году в состав музея вошло здание бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных. Изначально в нём планировалось расположить фондохранилище для экспонатов Донского монастыря. Однако музей не нашёл финансирование для переоборудования здания под хранение документов, а в середине 1990-х годов из-за пожара пострадала крыша

В 2009-м директор музея Давид Саркисян организовал в полуразрушенном флигеле выставку, чем привлёк внимание. Вторая временная выставка, организованная в 2012 году, была посвящена деятельности архитектурного бюро «Руина»

Через два года бюро взялось за реставрацию флигеля, получившего в итоге такое же название.

Особенностью процесса реконструкции здания стало сохранение аутентичных материалов, открытых сводов XVIII века, наслоений краски на стенах, оригинальной штукатурки и старой укладки. Интерьер и экспозиции можно рассмотреть со специальных дорожек — новый пол в здании укладывать не стали.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа — это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила — это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.
Директор музея Елизавета Лихачёва

Во флигеле представлен законсервированный кабинет бывшего директора Давида Саркисяна, а на втором этаже оборудован лекторий, вмещающий до 100 человек. Лекторий Музея архитектуры был создан одновременно с Музеем академии архитектуры СССР в 1934-м. В первые годы существования лекторий был выездным: многие ведущие специалисты выступали с речами на заводах и фабриках. Работа лектория не прекращалась даже во время Великой Отечественной войны. После объединения двух музеев в 1964 году лекторий получил постоянный зал в усадьбе Талызиных. С того момента основная работа была направлена на освещение исторического процесса развития русской архитектуры. В музее выступали с лекциями архитекторы Михаил Посохин и Константин Мельников. После переноса экспозиции древнего зодчества из Донского монастыря в усадьбу Талызиных лекционный зал был также отдан под размещение фондов из-за недостатка помещений. По этой причине лекции проводились раз в неделю среди экспозиции главного здания. Лекторий в «Руине» открыли в 2011 году.

Другие помещения архитектурного музея

После посещения тематической выставки и постоянной экспозиции можно пройти во внутренний двор, посетить реставрационные мастерские и продолжение экспозиции в здании Аптекарского приказа. При переходе встретятся реконструируемые конструктивные части зданий, типа храмового купола, и завершаемый макет многоэтажного дома – башни. Здесь же макет опорного сооружения под куполом цирка для выступления гимнастов. Можно реально оценить разнообразие проявлений архитектуры как вида искусства, красоту отдельных элементов зданий.

Под открытым небом, на специальных стеллажах с укрытием от осадков расположены отдельные элементы архитектуры, образцы материалов и изделий. Значительную часть составляют пластины с рельефными изображениями, предназначенными для декоративного оформления архитектурных объектов

Это запасники реставрационных мастерских, которые работают при хранилище с момента его основания как необходимое и крайне важное подразделение

В штате реставраторов мастера работы с различными материалами, владеющие всеми изобразительными методами и средствами. Они осуществляют как текущее обслуживание экспонатов, так и восстановление поврежденных или утраченных фрагментов и деталей.

Одно из зданий, отнесенных к ведению архитектурного музея – палаты Аптекарского приказа, учреждения со своей интересной историей. Говоря современными терминами, это был орган управления и регулирования медицинской деятельности со времен Ивана Грозного.

В ведении Аптекарского приказа было признание трав и корней лекарственными, организация сбора лечебного сырья и искусственное выращивание. Также учреждение проверяло уровень знаний дипломированных докторов и аптекарей, обследования в целях судебной медицины и другие функции.

Конструкция трапезной Аптекарского приказа, сохранившейся до наших дней, базируется на белокаменных подвалах с мощными сводами крестового строения,  Над перекрытием были возведены  массивные палаты трапезной, используемые архитектурным музеем для организации выставочной деятельности.

Даже посещение во время демонтажа одной из выставок дает возможность увидеть и оценить уникальность конструктивных элементов старинного здания. Однако после сооружения подземного тоннеля новой ветки метрополитена необходим повышенный надзор за состоянием даже столь мощного сооружения.

Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Единственным значимым отличием являются верхние чердачные окна под коньком,  тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами. Одинаковы размеры и оформление оконных проемов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.

При всей исторической ценности основная привлекательность архитектурного музея имени Щусева заключается в его экспонатах, иллюстрирующих историю зодчества за длительный исторический период. Жемчужина коллекции – модель Большого Кремлевского дворца, не осуществленная, но гениальная задумка великого российского зодчего Баженова.

Экспозиции и выставки музея архитектуры имени Щусева

Коллекции музея отражают богатую историю архитектуры в России. Наиболее ценными экспонатами являются фрески Троицкого монастыря XVII века, коллекция мебели XIX века, авторские макеты и модели архитектурных сооружений

Среди экспонатов выделяются своей исторической важностью личные архивы известных архитекторов, большая коллекция строительных материалов, авторская графика архитектурных объектов XVIII–XX веков

Выставочные пространства музея архитектуры имени Щусева расположены в доме усадьбы Талызиных-Устиновых, в трапезной палате XVII века, где раньше располагался Аптекарский приказ, и в реконструированном Флигеле «Руина».

Официальная группа Музея архитектуры А. В. Щусева ВКонтакте

Постоянные экспозиции

Во внутреннем дворике расположена экспозиция, которая открыта для посещения в часы работы музея, «Барельефы Триумфальной арки Осипа Бове». Сами Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте были воссозданы в 1962 году. Некоторые подлинные детали барельефов не стали использовать в реконструкции, теперь они доступны для посетителей на территории Скульптурного дворика музея. Здесь же выставлены садово-парковые скульптуры, а также решетки оград, созданные с XVIII до XX веков.

Еще одна постоянная экспозиция музея знакомит гостей с одной из самых масштабных в мире архитектурных моделей — Большого Кремлевского дворца. Она была выполнена в конце 1770-х годов выдающимся русским архитектором Василием Баженовым. Представляет собой модель грандиозного дворца, который должен был быть построен на территории Московского Кремля. Является одним из ценнейших памятников русского классицизма XVIII века. Строительство дворца началось 1 июня 1773 года, однако через два года, по приказу Екатерины II, строительство было прекращено, так и не осуществившись.

Официальная группа Музея архитектуры А. В. Щусева ВКонтакте

Выставки

В течение года музей архитектуры организует выставки, посвященные истории мировой и отечественной архитектуры. Проходят выставки, посвященные новым тенденциям современной архитектуры, живописи, искусства и другим смежным дисциплинам.

Одна из них, «Эпоха модерна», открывает посетителям многочисленные предметы из музейного фонда, созданные в конце XIX — начале XX веков. Это рисунки и чертежи знаменитых столичных зданий, таких как Московская Городская Дума, ГУМ, а также оригинальный макет куполов Храма Христа Спасителя. Гости узнают, какие строительные материалы были использованы при возведении этих зданий, а также осуществленные инженерные приемы.

Афиша выставок на 2020 год музея архитектуры имени Щусева

Официальная группа Музея архитектуры А. В. Щусева ВКонтакте

Национальный строительный музей

Вашингтон, США

Кирпичное викторианское здание музея, спроектированное инженером-строителем Монтгомери Мейгсом в 1837 году, горожане отчего то невзлюбили и нещадно критиковали. Постройку окрестили «красным сараем Мейгса» и дело чуть было не дошло до сноса, но обошлось. Тут открылся Национальный строительный музей, зайдя в который вы как будто тут же оказываетесь в сказочном дворце. Большой зал — огромное пространство, залитое солнечным светом, окруженное со всех сторон аркадными галереями и окнами под высоким потолком. Колоссальная коринфская колоннада обнимает интерьер. На терракотовом фризе изображены марширующие войска времен Гражданской войны. Сам зал используется для временных экспозиций, всегда добивающихся wow-эффекта и вызывающих незабываемое визуальное впечатление. В 2015 году дизайнеры Snarkitecture погрузили музей в пляжную атмосферу с океаном из миллиона полупрозрачных пластиковых шариков. Прошлым летом бюро James Corner Field Operations создало здесь ледниковый ландшафт, установив под крышей тридцать «айсбергов». Недавно чикагская студия Gang Architects выстроила здесь грандиозную инсталляцию под названием «Улей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector