Школа математических и навигационных наук

Nav view search

Навигация

  • Навигацкая школа
  • Сведения об образовательной организации
  • Большой университет
  • Факультеты
  • об университете

    • Сведения об образовательной организации
    • Миссия
    • Обратиться к ректору
    • Информационный портал Университета
    • Стратегический план развития университета
    • Ученый совет
    • Политика в области качества
    • История
    • Телефонный справочник
    • Архив новостей
    • Электронный деканат
  • образование

    • Профессионально-общественная аккредитация
    • Студентам
    • Выпускникам
    • Преподавателям и сотрудникам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Магистратура
    • Образовательный портал
    • Профессиональная переподготовка
    • Наши специальности
    • Юридическая клиника
    • Библиотека
    • Абитуриентам
    • Центр дистанционной профессиональной переподготовки

    Факультеты

    • Эксплуатации водного транспорта и судовождения
    • Судомеханический факультет
    • Институт морского транспортного менеджмента, экономики и права
    • Факультет среднего проф. образования и довузовской подготовки
    • Заочный факультет
  • международная деятельность

    • Международное сотрудничество
    • Иностранным студентам
    • Международные проекты
    • Сотрудникам ГМУ
    • Студентам ГМУ
  • наука

    • Научно-исследовательская деятельность
    • Результаты научной деятельности
    • Научные направления
    • Диссертационный совет
    • Авторам публикаций
    • Аспирантура
    • Конфернеции, конкурсы, гранты
    • Научные исследования и разработки
    • Патентное обеспечение
    • Журналы университета
  • культура и спорт

    • События
    • Культура
    • Спорт
    • Молодежная организация
    • Фотогалерея
    • Музей
    • Галерея памяти
  • контакты

Церемония посвящения новоиспеченных ушаковцев

Курсантские билеты и памятные юбилейные значки получили около 1000 новоиспеченных ушаковцев. Церемонию посвящения проводили поэтапно, сразу в нескольких аудиториях, и даже по времени группы были разделены, чтобы выполнить все требования Роспотребнадзора. Более того, приняли решение провести ритуалы в течении нескольких дней.

Шхуна ровесников

Вечная память героям! Именно этим девизом руководствуются наши курсанты из команды литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников», приводя в порядок могилы ветеранов Великой Отечественной войны. В это раз ребята, в свой выходной день, организовали субботник на кладбище в районе Мысхакского шоссе.

День ходьбы

Дистанцию длинной в 2020 метров ушаковцы прошли вместе со всем городом, олимпийскими чемпионами, руководством Олимпийского комитета России, ведущим спортивным журналистом страны Дмитрием Губерниевым!

В университете создан интернациональный клуб

Одна на всех «Планета»! В нашем университете создан интернациональный клуб, главными участниками которого стали иностранные курсанты. Название выбрали, действительно, объединяющее, можно даже сказать, общее – «Планета».

Встреча курсантов с ИНОК ТМ

Руководство судоходной компании ИНОК ТМ встретилось с курсантами. Открыл эту встречу ректор нашего университета, доктор технических наук, профессор Сергей Кондратьев. Он подчеркнул, что, общаясь с курсантами, поднимая самые различные темы, чаще всего ребята обращаются к нему с просьбой, организовывать как можно больше встреч с потенциальными работодателями.

Транспортное образование и наука 2020

Курсанты и аспиранты ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова приняли участие в молодёжном блоке форума «Транспортное образование и наука 2020».

«Нижегородская навигацкая школа» в публикациях DK.RU

Проверять, где живут и подрабатывают пенсионеры России, в 2021 году ПФР не станет
Постепенный рост заражений. За сутки выявлен еще 471 случай COVIDРоссияне массово экономят на новогодних подарках. К чему надо подготовиться бизнесу
ВТБ: в ноябре нижегородцы стали на 15% чаще ходить в музеи

ВТБ начинает продавать ОСАГО онлайн

ВТБ обновил платформу небанковских сервисов для предпринимателей
«Безумно хотелось помочь». Михаил Шаров заявил, что брал взятки, чтобы спасти торговлю

Новый подход к аналитике и безопасности. Как работает многокамерная видеоаналитика
«Бизнесу интересно продавать за границу». Директор ЦРЭ — о росте экспорта в регионеОт таблицы в Exсel к «цифровому заводу». Опыт автоматизации «Русполимета»Вложили в свои проекты более 21,8 млрд руб. Представляем героев номинации «Инвестор года»Производство DoorHan открылось в Нижнем Новгороде. ФОТОРЕПОРТАЖЗаработать на солнце. Как устроена одна из крупнейших солнечных электростанций РоссииОни меняют город. Герои номинации «Застройщик года» по версии DK

«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям
«Пол руководителя в бизнесе не важен

Важно, чтобы у него были мозги, интуиция и смелость»«В России сыр — это то, что можно положить на бутерброд». Как открыть сыроварню

ОПЫТВложить миллионы в бизнес, который окупится только на пенсии, и кайфовать: реальный кейс«Говорили, что мы сумасшедшие». Как семья из России ведет бизнес в Сербии«Работать самому в 50 лет — это странно». Как 18-летние делают бизнесКак перейти от сервиса к продуктам и запуститься в режиме локдауна? ОПЫТ

«Каждый врач знает: его «смена» может длиться сутками и днями»
Менять работу раз в год и делать параллельно много дел — для наших детей это будет нормой
«Любой скажет: 2020 год не очень. Но давайте просто снизим уровень ожиданий»
«В природу вторгаться надо по минимуму. Рестораны, отели — только за территорией парка»
«Смена начинается в 8 утра. А заканчивается… как получится». Главврач о работе с COVID
Двадцать три дня изоляции. Директор турагентства — о том, как переболела COVID в Турции
«Инвестпрограмма этого года не скорректирована, в силе и планы на 2021 год» — «Т Плюс»
Отмена ЕНВД в 2021 году. Какой режим налогообложения выбрать
«Заберем деньги у богатых и отдадим больным деткам. Не государство, а Робин Гуд какой-то»
«Государство получало дивиденды от брака по расчету с бизнесом. Но времена изменились»
«Главное — на что ты настроен: свесить лапки и ныть или искать новые возможности»
«Меры поддержки привели к тому, что приходится призывать людей работать за МРОТ»
«Работодатели относятся настороженно». Нанимать ли на работу бывших бизнесменов?
Медик, журналист или чиновник? Бизнесмены — о том, кто достоин звания «Человек года-2020»

Лайфхаки

Итоги года: ни повышения, ни новых проектов. Что делать, если карьера встала
Страдают от пандемии не все. Акции каких компаний взлетят после новогодних праздников
«Времена непростые, все в стрессе. Это нормально». 9 способов сберечь ментальное здоровье
«Что в вас особенного?». Джефф Безос нанимает только тех, кто верно ответит на три вопроса
«Этот год не описать одним словом». Оксфордский словарь не смог выбрать слово 2020 года
«У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд
«Дипломы вуза станут рудиментом уже через 5 лет, роботы заменят 2 млн айтишников»

Обучение[править | править код]

Монета Банка России Навигацкая школа (3 рубля, серия «Наука»)

  • Нижняя школа — младшие классы, обучение чтению и письму, арифметике, геометрии, тригонометрии.
  • Верхняя школа — старшие классы, обучение немецкому языку, математике, морским, инженерным и артиллерийским наукам.

Преподавателиправить | править код

  • Генри Фарварсон (Henry Fargwarson) — шотландец, профессор Абердинского университета, специалист в математике, астрономии и морских науках. Поступил на русскую службу в 1698 году;
  • Стефан Гвин (Stephan Gwyn; в ряде источников Степан Гвын) — англичанин;
  • Ричард Грейс (Richard Gries) — англичанин;
  • Леонтий Филиппович Магницкий — автор первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …» (1703 год), учитель арифметики, геометрии и тригонометрии;
  • Яков Иванов, Парфён Васильев обучали словесной и письменной науке;
  • Иван Никитин, Никита Харитонов (ученик Ивана Никитина), Спиридон Пичурин, Михаил Борисов (пушкарский сын, воспитанник этой же школы) — арифметике;
  • Яган Адлер, Пётр Гран — геометрия, тригонометрия, артиллерия, фортификация;
  • Сержант Иван Рыбников (в дальнейшем подпоручик), оберфейерверкер Шелонковский;
  • поручик Ушаков — артиллерийские и инженерные науки.

Ученики и процесс обученияправить | править код

В школу велено было принимать «сыновей дворянских, дьячих, подьячих, из домов дворянских и других чинов» от 12 до 17 лет, впоследствии принимались и 20-летние.

В Навигацкой школе были дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр..

  • с 1 августа по 28 сентября 1701 года набрано 180 человек
  • к 19 ноября 1701 года набрано 250 человек;
  • к 1 апреля 1704 года — 300 человек;
  • 1706 год — 129 человек;
  • в августе 1710 года — 52 человека;
  • сентябре 1710 года — 76 человек;
  • октябре 1711 года — 89 человек.

Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10-15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку, не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы. Так, ученик П. Фёдоров был выпущен из школы канониром, «понеже грамота ему в ученье не далась»; ученику К. Дружинину «учинен трактамент против неучёных сержантов».

• • •

Таким образом, из четырех навигационных школ, открытых в Сибири
целенаправленно (двумя парами, с разницей в полтора десятка лет), под конкретные
исследовательские экспедиции, только две (самые молодые из них) — Иркутская и
Нерчинская — с начала и до конца сумели выполнить первоначально поставленную
задачу: обеспечивать экспедиционные нужды подготовленными на месте кадрами. Все
четыре школы вынуждены были учить сибирских детей обычной грамоте и готовить,
помимо моряков, специалистов для горного и военного ведомств. И только одна из
них — Охотская — смогла дорасти до специализированного штурманского училища.
Таковы основные итоги самого первого (начального и неразумно прерванного)
периода развития морского образования в восточной части России…

2

Тем временем в 1736 году в Якутске тоже открывается навигацкая школа. Но за три
года в нее так и не удалось затащить ни одного ученика, пока в 1739 году советник
Адмиралтейства Ларионов не набрал насильно 110 казачьих детей, из которых к 1744
году остались в учебе лишь 25.

Еще через два года школу эту закроют из-за нефинансирования, но в 1766 году в
нее вновь наберут 40 учеников — из дворянских и казачьих детей. К 1777 году в
школе остается всего 22 курсанта (14 из которых — в старших классах навигации),
науки преподает один-единственный учитель — штурманский ученик Турчанинов,
сведущий в арифметике и геометрии, но навигацию знающий слабо, лишь до ведения
морского журнала. В 1783 году финансирование опять будет прекращено, с передачей
Якутской школы в ведение Иркутского приказа общественного призрения. В 1791 году состоится последний (срочный) выпуск ее учеников, а в 1792-м школа будет
окончательно закрыта…

27 августа 1748 году очередной охотский начальник премьер-майор Афанасий Зыбин
просит Сибирский приказ «для обучения команд Охоцкого порта служащих детей
цифири и некоторой части геометрии прислать в Охоцк одного человека студента
искусного и те науки знающего снабдя его книгами арихметикой и геометрией и с
принадлежащими к тому инструментами… дабы здесь команд Охоцкого порта служителей
дети без обучения не остались дураками, и по употреблению в службе ея
императорского величества могли всегда годны быть.»

В 1754 году по распоряжению сибирского генерал-губернатора В.А. Мятлева на
средства Амурской (Нерчинской секретной) экспедиции создаются школы навигации и
геодезии в Иркутске и Нерчинске – для подготовки морских кадров «так, чтобы они,
будучи в обучении, могли для надобных здесь к мореплаванию служителей вступить в
навигацкие науки». Собственно, именно эти-то школы и стали первыми по-настоящему
мореходными учебными заведениями Восточной России.

В Нерчинской навигацкой школе в августе 1756 года числилось 35 учеников, а уже
через год — 59! Поначалу в ней преподавал Ф.И. Соймонов, с 1756 до марта 1759 года
— «подмастерье в поручичьем чине» Юсупов, потом — Бритов (оба до того были
учителями Иркутской школы). В августе 1765 года Нерчинскую школу закрыли, влив 39
ее учеников в Иркутскую, а Бритова назначили директором последней.

Иркутская школа навигации и геодезии, открытая на базе существовавшей еще с
40-х годов школы для подготовки геодезистов, фактически стала первой, готовившей
штурманов торгового флота. Директором ее был назначен чиновник 7-го класса
Есипов, науки преподавали: подпоручик А. Юсупов, прапорщик И. Бритов, штурман М.
Татаринов да три японца, обучавшие будущих мореходов Восточного океана своему
языку. Пятеро из 11 выпускников этой школы уже в 1758 году были направлены
штурманами в Охотск (в следующем году еще 11 из 39 ее выпускников отправятся на
охотские суда) — для практического обучения. С той самой поры в Охотском порте и
начинается собственно морское образование…

С помощью генерал-губернатора Василия Алексеевича Мятлева народная школа в
Охотске в 1756 году наконец-то реорганизуется в навигацкую, как это и было
задумано еще Берингом для его 1-й Камчатской экспедиции. Отчетом 1767 года
зафиксировано, что в Охотске производится денежное содержание 15 штурманским
ученикам по 54 руб. годовых, 6 навигацким по 18 руб., 5 ученикам (лекаря?) по 12
руб. 60 коп., 2 ученикам (ластовых судов?) по 120 руб., 2 парусным ученикам по
30 руб. и 1 блоковому ученику — 72 руб. В 1772 году Сенатом было предписано
вытребовать к имеющимся в Охотске 3 штурманам, 3 подштурманам, 2 штурманским
ученикам и 3 навигацким ученикам потребное число штурманских учеников из
Якутской навигацкой школы. Спустя еще четыре года в Охотске числится по описи
«учеников навигацкой школы — 20, школьников — 20».

По представлению нового командира порта отставного капитан-лейтенанта Саввы
Ильича Зубова в 1777 году утверждается новый штат Охотской навигацкой школы, на 20
учеников (с производством им жалованья по 54 руб. в год каждому), и школа
укомплектовывается по этому штату. Через 7 лет первый комендант (а не начальник)
Охотска полковник Козлов-Угренин по ходатайству мирового судьи Коха просит
иркутского губернатора прислать для навигацкой школы учителя, книги и
инструменты, а сам тем временем, «чтобы не довести до упадка этого полезного
учреждения, назначил в нее учителем штурманского ученика Должантова».
Губернатор, естественно («по неимению денежных средств»), переправляет это дело
в Сенат, и только с Высочайшего разрешения (!) после 1 января 1790 года начинаются
ежегодные правительственные ассигнования 4274 руб. на содержание «этого
полезного учреждения».

История

Рисунок из «Военной энциклопедии»

С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д..

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

На основании указа царя Петра I от 16 () января 1712  года школа расширена, образованы дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы).

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 () января 1712  года.

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреемство с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

Список учреждений, претендующих на правопреемство

По флотской линии

  • Морской шляхетский корпус (1752—1802)
  • Морской корпус (1802—1867)
  • Морское училище (1867—1891)
  • Морской кадетский корпус (1891—1916)
  • Морское Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Училище (1916—1918)
  • Курсы командного состава флота (1918—1919)
  • Училище командного состава флота (1919—1922)
  • Военно-морское училище (1922—1926)
  • Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1926—1998)
  • Военно-морской институт (1998—2001)
  • Морской корпус Петра Великого (с 2001 года), также Первый филиал ВУНЦ ВМФ ВМА (Военный учебный научный центр военно-морского флота — Военно-морская академия им. адмирала флота Советского Союза Кузнецова Н. Г.)

По артиллерийской линии

  • Михайловское артиллерийское училище
  • Михайловская военная артиллерийская академия
  • Военная академия РВСН имени Петра Великого
  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Прекращение деятельности

В 1783 году в школе начали преподавать губернский землемер И. Протопопов и штурман А. Пушкарёв — автор первой карты Байкала. Со временем приём новых учеников прекратился, а в 1795 году оставшиеся 22 ученика были переведены в Главное народное училище. В 1812 году школа была подчинена генерал-губернатору и в том же году упразднена по указанию генерал-губернатора И. Б. Пестеля.

В 1813 году школа вновь начала работать в виде геодезических классов. Потребность в специалистах существовала, в 1830-е предлагалось создать геодезическое училище, но средств на это не выделялось. В 1835 году Государственный совет принял решение навигацкую школу в Иркутскe закрыть, а взамен принять 9 человек для Сибири в Константиновский межевой институт.

Школы, открытые по замыслу Екатерины II, должны были охватить все городское население, но на самом деле этого не случилось. Главные народные училища были открыты в 1789 г. в Тобольске, Барнауле и Иркутске. Малые народные училища открылись в период с 1789 по 1797 г. в Тюмени, Туринске, Красноярске, Верхнеудинске, Кузнецке, Томске, Нарыме и Енисейске, но некоторые из них просуществовали недолго, из-за отсутствия средств на их содержание и недостатку учителей. Обязанные содержать училища приказы общественного призрения и городские думы почти везде отказывались давать средства. Учителя для этих училищ брались большей частью из духовных семинарий. Учащихся приходилось привлекать принудительными мерами, но и при этом училища пустовали. В 1803 все восемь сибирских училищ насчитывали только 331 ученика.

Особенности учебного процесса

Процесс обучения осуществлялся в рамках школ нижнего и верхнего уровня:

  • первая объединяла младшие классы, где учили грамоте, чтению, арифметическим навыкам, давали знания в области геометрии и тригонометрии;
  • вторая была представлена старшими классами, в которых учились немецкому языку, математике, а также получали инженерные, артиллерийские и морские знания.

В школе учились дворянские дети, сыновья дьяков и подьячих в возрасте 12-17 лет. Позже поступать на учебу разрешили юношам до 20 лет. Обучение в Навигационной школе прошли представители всех знатных родов России.

Продолжительность учебы не была зафиксирована, однако в среднем ученики с учетом практики обучались 10-15 лет. Особенность учебного процесса была в том, что каждый учащийся проходил курс индивидуально, без привязки к другим ученикам. Если юноша не демонстрировал успехов в обучении, то его определяли в столярные или токарные мастерские.

Выбери ответ

История

В 1695—1696 годах, в ходе Русско-турецкой войны (1686—1700), Петром I были предприняты Азовские походы. После завоевания крепости Азов боярская дума обсудила рапорт царя об итогах походах и решила начать строительство армейского флота (военно-морского флота) 20 () октября  года. Для организации флота были необходимы морские специалисты, которых Пётр I и его сподвижники набирали во время Великого посольства среди иноземцев.

3 января 1698 года в Посольский приказ в Москве с проезжим листом от венецианского резидента в Польше прибыли венецианцы Матвей Меланкович и Иван Кучица. Меланкович имел 20-летний опыт службы капитаном в венецианском флоте, неоднократно принимал участие в боях с турками.

По указу князя Ф. Ю. Ромодановского венецианских капитанов направили в распоряжение Володимерского Судного приказа, который дал указание главе Иноземского приказа боярину А. С. Шеину организовать в России первую навигацкую школу. В указе говорилось: «…для учения корабельному морскому ходу, и карте, и компасом выбрать из иноземцев 10 человек добрых и человечных, грамоте умеющих».

21 января 1698 года состоялся первый набор из 10 московских «детей иноземцев». 1 февраля А. С. Шеин сообщил начальнику Володимерского Судного приказа адмиралтейцу А. П. Протасьеву, который руководил постройкой судов в Воронеже, о том, что принято ещё восемь учеников: «подполковника Ларионов сын Лоренца Карп, маеорские — Иванов сын Борондского Михайлов, Гаврилов сын Бидора Иван, ротмистра Яковлев сын Гадорского Никита, капитана Иванов сын Гранбова Иван, порутчиковы — Иван сын Кипа Андрей, Кашпиров сын Филаткина Карлус, Кондратьев сын Ленерма Иван». Пётр I, вернувшись из заграницы в Москву в феврале 1698 года, повелел обучать не «новокрещенов», а русских людей. 1 апреля в навигацкую школу приняли первых 10 российских учеников. Среди них: Дмитрий Дивин, Богдан Оладин, Федор Козлов, Иван Огарев, Василий Прошкин и другие.

Обучение в школе началось в конце апреля 1698 года в Москве. С начала занятий трое учеников сбежали, убоявшись сложности обучения на итальянском языке и суровости будущей профессии. Был проведён дополнительный набор из «школьных учеников, которые навычны итальянскому языку» (из учеников Славяно-греко-латинской академии).

По указу от 31 марта 1698 года Шеин должен был направить Меланковича «для строения на реке Миусе карабелной пристани морского каравана, а учеников морского воинского ходу и карте и компасом учить под Азовом». На Миусе с начала 1698 года строилась гавань, а затем начали строить пристань в Таганроге. В конце мая 1698 года ученики и их учитель Меланкович отбыли под Азов, где и начала работу первая навигацкая школа, именуемая в истории Азовской. Точное место расположения школы не известно.

В Азовской навигацкой школе учились жители Азова и Троицкого, которые также обучались мореходству. Для практических занятий из Воронежа были переданы школе карбасы и лодьи, из Астрахани был направлен кормщик Иван Молот. К концу года морскому делу в школе обучалось уже более 100 учеников.

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры «Курска»

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина «П-13»

Мина типа «Р» — «Рыбка»

Мина типа «С»

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины «Ремин» и БИД

Мины «Мираб» и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Мина АМД-4

Мина МДТ

Мина ИГДМ

Мина «Лира»

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-57

53-61

СЭТ-40

ОМС «Посейдон» («Статус-6»)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

З-д «Двигатель» 1852-1917

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 «Поиск»

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

История

В 1753 году губернатор Сибири В. А. Мятлев обратился в Правительствующий сенат с просьбой об учреждении навигацких школ в Нерчинске и Иркутске, чтобы «обучать навигации и геодезии детей дворянских, сыновей боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих сколько признано будет нужно…».

25 июня 1753 года Сенат на основе предложений П. И. Шувалова и В. А. Мятлева принял решение о Нерчинской секретной экспедиции (1753—1765 гг.) для формирования в Нерчинске речной флотилии, изучения устья Амура, строительства порта и в дальнейшем — для исследования Тихого океана. Тем же решением определялось создание навигационных школ в Сибири — «для введения в Иркуцке, а больше в Нерчинске навигацкой науки по тому его ген-лейтенанта представлению школу ныне завесть, в которой обучать навигации тамошних служилых людей детей». Регламентом определялось содержать Иркутскую школу из 50 и Нерчинскую школу из 70 учеников в возрасте 12-20 годов.

Подготовку Нерчинской секретной экспедиции и организацию навигацких школ возглавил бывший моряк вице-адмирал в отставке Ф. И. Соймонов, который в декабре 1753 года был утверждён Сенатом на должность экипажмейстера экспедиции. 1 августа 1754 года была открыта Иркутская навигацкая школа, а в 1755 году — в Нерчинске.

Адмиралтейская коллегия направила из Морской академии в школы двух учителей навигации с семьями: Афанасия Семыкина (умер в дороге) и Ивана Бритова, «которые будут учить навигации в Иркутске и в Нерчинске тамошних служилых людей детей». Учителям был определён размер годового жалованья: в Нерчинске — 115 руб., в Иркутске 120 руб.

Указом Адмиралтейств-коллегии от 14 августа 1755 года вместо умершего учителя Семыкина был назначен геодезист «подмастерье в поручичьем чине» Алексей Юсупов. С ним из Санкт-Петербурга были отправлены: 2 арифметики, 180 досок аспидных, 200 шкал планных, 100 шкал гантирных, 50 секторов, 20 книг о пользовании секторами, 200 меридиональных таблиц, 100 плоских и меркаторских карт, 2 сборника «элементов эвклидовых с архимедовыми теоремами», 4 книги полного собрания о навигацких науках в трех частях с фигурами, 2 измерительных цепи, 2 теодолита, 200 циркулей и 200 логарифмов. Половина этих учебников и инструментов была оставлена в Иркутске, а другая с учителем Юсуповым отправлена в Нерчинск.

Набор учащихся в Нерчинскую школу в первоначальный период решался сложно, поскольку приказные избы давали недостоверные списки детей. Ф. Соймонов, добиваясь точных сведений, арестовал в наказание воеводу В. Губина. В 1755 году в школе насчитывалось 35 учеников. В программу подготовки учащихся входили арифметика, черчение, геометрия, геодезия, архитектура, судостроение и мореходство. Ф. Соймонов лично преподавал в Нерчинской школе до августа 1756 года. На преподавательской должности его сменил А. Юсупов, а школой, в которой уже обучалось 59 человек, стал руководить сын Ф. Соймонова — Михаил Соймонов.

В марте 1757 года Ф. Соймонов назначенный сибирским губернатором, покинул Нерчинск. Руководство школой он поручил А. Юсупову, однако тот плохо занимался делами школы и был замечен в пьянстве. В 1758 году Юсупова сменил начальник Нерчинской экспедиции капитан якутского полка П. Бегунов. В марте 1759 года Бегунов передал дела преподавателю Иркутской школы геодезисту прапорщику Ивану Бритову. В 1764 Нерчинскую секретную экспедицию перевели в Иркутск, в связи, с чем в 1765 году было принято решение о закрытии Нерчинской навигацкой школы. По предписанию Иркутского генерал-губернатора И. Бритов сдал имущество школы Нерчинской воеводской канцелярии и с 39 курсантами переехал в Иркутск вместе с книгами и оборудованием, где принял руководство Иркутской навигацкой школы.

За время существования Нерчинской школы с 1755 по 1765 годы в ней обучалось 140 человек, из которых 3 поступили в секретную экспедицию, 6 человек были отправлены в Охотск на штурманскую работу, 36 определены в горное ведомство, 23 — в драгуны, 13 — на нерчинские заводы, 7 из-за неспособности к наукам отданы в мастеровые, 8 отчислены по болезни, 5 умерли, а 39 были переведены в Иркутскую школу навигации и геодезии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector