Расписание богослужений

Приближенный к царю

Когда Феодору исполнилось двадцать шесть лет, слух о благонравии юноши, принадлежа­щего к одной из знатных фамилий, достиг царского двора. Имя Феодора Колычева стало известным самому великому князю Василию (25 марта 1479 — 3 декабря 1533 гг.). Но вскоре князь умер. И только после воцарения  его сына — Иоанна IV (25 августа 1530 — 18 марта 1584 гг.) Феодор был призван на службу к царскому двору вместе с другими  боярскими детьми.

За свои прекрасные качества он был скоро приближен к государю, который вскоре полюбил Феодора. И эта привязанность постоянно усиливалась. Какая блестящая карьера ожидала впоследствии этого молодого придворного! Но не могли прельстить Феодора его успехи в придворной жизни. С раннего детства научившись смирению, послу­шанию и целомуд­рию, Феодор был уже недалек от решимости посвятить всего себя служению Богу. Именно поэтому он не вступал в супружескую жизнь в том возрасте, в котором, по обычаю времени, вступали другие. И вот вскоре настал час, когда сам Бог призвал его к жизни лучшей. Правление Елены Глинской (ок. 1508 — 4 апреля 1538 гг.), матери Иоанна IV, полно было смутами и раздорами среди бояр. Само­властие ее любимца, князя-временщика Телепнева-Оболенского (ум. 1539 г.), вызвало против себя возмущение государева дяди — князя Андрея Ивановича Стариц­кого (5 августа 1490 — 11 декабря 1537 гг.).

В его поддержку выступили вместе с другими и некоторые из бояр Колычевых. Мало того что дело князя Андрея не увенчалось успехом, так еще он был заключен в темницу, где и умер. Его приверженцы также подверглись жестоким казням. Эти несчастные события не могли не подействовать на впечатлительную душу Феодора. Он стал жалеть, что ранее не уединился от мирской жизни. Тут же он решил удалиться от мирской суеты. Еще в раннем детстве он слышал о Соловецком острове. Именно туда решил уйти Феодор. А было ему уже тридцать лет.

История церкви

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков, были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля. На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа. В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750—1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня. В 1777 году настоятель церкви Максим Дионисиев писал московскому митрополиту Платону:

Колокольня церкви Святителя Филиппа

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор Семён Карин. Работы велись 10 лет. Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона, и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован, и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф. Степанова при Филипповской церкви построили богадельню. В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Кроме неё, в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви).

Церковь была закрыта в 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви, за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья. К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Убийство опального митрополита

Прошло около года, как святой Филипп был в заточении. В декабре 1569 года царь Иоанн Грозный двинулся с войском на Новгород, чтобы покарать его за мнимую измену. Когда же при­близился к Твери, вспомнил о заключенном здесь митрополите Филиппе и послал к нему злейшего из своих опричников, Малюту Скуратова, якобы за благословением.

Филипп, предчувствуя свою кончину, говорил окружающим: «Настало время совершения моего подвига; отшествие мое близко». И, приобщившись Святых Таин, спокойно ждал своего конца. Малюта вошел в келию и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыко, подай благословение царю идти в Великий Новгород».

Зная, зачем пришел посланец царский, святой Филипп ему ответил: «Делай то, зачем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий». Тут же опальный митрополит обратился к Богу с молитвой.

Малюта взял подушку и задушил ею святого Филиппа. Потом поспешно вышел из кельи и, сообщив о смерти его настоятелю и братии, стал уко­рять их в небрежении к узнику, который будто бы умер от чрезмерного угара в келье. Малюта приказал вырыть глубокую яму за алтарем соборной церкви и там погребсти многострадальное тело святителя Христова. Не было при этом ни звона колоколов, ни благоухания фимиама, ни, быть может, самого пения церковного, ибо злой опричник спешил скрыть следы своего преступления. И как только могила была сравнена с землей, он немедленно уехал из обители.    

Но скоро гнев Божий постиг гонителей замученного митрополита. Малюта Скуратов в скором времени был убит. Гнев царя постиг всех пастырей, клеветавших на Филиппа, мучивших его, отвернувшихся от него в дни тяжких испытаний.

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

Это интересно: митрополит Филипп, живший в первой половине XVI века, прославился благодаря обличениям опричников Ивана Грозного: отправленный в ссылку, он был убит Малютой Скуратовым в келье.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Церковный суд над митрополитом Филиппом

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь митрополита-исповедника была решена. Но Иоанн Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Это было 4 ноября.

В назначенный час прибыли сам государь и невинно обвиняемый перво­святитель; облаченный в святительские одежды, предстал он на суд. Началось чтение доносов, но обвинителей налицо не было, ибо царь побоялся дать свя­тому очную ставку с клеветниками. По прочтении доносов остановились, чтобы выслушать обвиняемо­го. Филипп, считая излишним оправдываться, ибо знал, что его участь уже заранее решена, обратился к царю с такими сло­вам:

Сказав эти слова, святой Филипп снял с себя знаки своего достоинства и хотел удалиться, но царь остановил его, сказав, что ему должно еще ожидать соборного определения, а не быть своим судьей. Принудил его взять обратно одежду святителя и еще служить обедню 8 ноября. Это был праздник Архангела Михаила. Митрополит Филипп в полном святи­тель­ском облачении служил Литургию в Успенском соборе, как  вдруг с шумом растворились двери церковные и в собор вошел царский любимец Алексей Басманов с толпой воинов и опричников. Басманов приказал прочитать вслух перед всем народом царский указ и приговор собора о низложении митрополита, причем оглашены были и все клеветы на него. По окончании чтения пришедшие с яростью кинулись на святителя и стали срывать с него священные одежды. Митрополит Филипп не сму­тился духом и старался успокоить свой клир. Накинув на плечи Филиппа оборванную и грязную рясу простого инока, опричники вытащили его из храма, били метлами по голове, посадили на дров­ни и, осыпая бранью и побоями, повезли в Богоявленский монастырь. Пред вратами обители святой Филипп в последний раз обратился к окружающей его пастве с утешительными словами:

Тогда же прозвучали пророческие слова митрополита о судьбе Русской Церкви:

Это пророчество окончательно исполнилось через несколько десятилетий. во время реформ патриарха Никона, когда большинство архипастырей повели себя как «наемники», отпали от правой веры и в Церкви наступил период вдовства. Приняв последнее благословение от святителя, народ в смущении разошелся по своим домам, а Филипп был заключен в обитель. «Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь». Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

Обратите внимание: праздник отмечается 26 сентября.

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Молитвы

Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену

Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.

Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу

Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.

Тропарь на перенесение мощей

Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.

Настоятели

до закрытия храма
  • иерей Иван Федоров (1747—1760)
  • иерей Максим Дионисиев (1760—1783)
  • иерей Иван Сергиев Александровский (1783—1806)
  • иерей Алексий Константинов (1806—1827)
  • иерей Стефан Иванович Некрасов (1843—1850)
  • иерей Петр Ильич Никольский (1850—1862)
  • иерей Василий Николаевич Богородский (1871—1888)
  • протоиерей Алексей Николаевич Добролюбов (1894—1913)
  • иерей Иван Николаевич Сахаров (1906—1910)
  • иерей Георгий Николаевич Орлов (1914—1917)
после открытия в 1991 году
  • иеромонах Марк (Клименко) (1991—1998)
  • и.о. настоятеля, протоиерей Олег Кириллов (1998—2000)
  • протоиерей Анатолий Покладов (2000—2002)
  • протоиерей Иоанн Зарецкий (с 2002 года)

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

    1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Расписание богослужений

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления

Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

Митрополит Московский и всея Руси

В Москве о Соловецком пустыннике вспомнил любивший его в отроческие годы царь Иоанн Васильевич. Он надеялся, что найдет в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Православной Церкви, но все же царю удалось уговорить соловецкого игумена возложить на себя сан митрополита. 25 июля 1566 года в Успенском соборе в присутствии царя и царской фамилии, всего двора и народа торжественно совершено было рукоположение Филиппа в митро­полита Московского и всея Руси.

Однако духовной близости митрополит Филипп с Иоанном IV не чувствовал. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину. Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.

Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг., привела к решению Филиппа противостать Иоанну Грозному. В июле 1567 года были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к глав­нейшим нашим боярам с приглашением отъехать в Литву. Начались страшнейшие казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество.

Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Призывая их к самоотвержению, он говорил им:

На горячий призыв митрополита откликнулся только Казанский архиепископ Герман, он встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие же пастыри не только испугались, но даже пытались помешать и навредить предстоятелю Церкви. Не случайно, видимо, и спустя 80 лет большинство бояр и архипастырей также затворили уста во время безумной церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. И в наши года мы видим, как многие призванные к государственной и духовной власти взирают равнодушно на беззакония и народные страдания.

Святыни храма

В начале строительства церкви планировалось, что будут перенесены из Кремля мощи преподобной Евфросинии, ее правой десницы. Однако пока осуществление этого откладывается на неопределенный срок. Но в храме есть много других святынь.

Чудотворные иконописные лики:

  • Божьей Матери «Почаевская»;
  • «Владимирская»;
  • свят. Николая Чудотворца;
  • блаж. Матроны Московской (с частицами мощей);
  • благоверных кн. Петра и кн. Февронии (так же);
  • преп. Варлаама Чикойского (так же);
  • свят. Иннокентия Пензенского (так же);
  • преп. Ефросинии Московской (так же);
  • вмц. Варвары (так же).

В церкви хранится камень, привезенный с гробницы московской святой, собрано множество мощей, и их число все время пополняется.

Расписание богослужений 1 – 31 декабря 2020 г

Число/день недели

Праздник,

 день памяти

Время/вид богослужения

1 Вторник

Мчч. Плато́на и Рома́на

18-00 мч. Платону, акаф ист страстотерпцу царю Николаю

2 Среда

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

8-00 Полиелейная Утреня, часы, исповедь, Литургия

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

3 Четверг

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.Прп. Григория Декаполита (816).

18-00 Всенощное бдение, исповедь

4 Пятница

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

8-00 Часы, Литургия

5 Суббота

Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318).

8-00 часы, Литургия, Панихида

18-00 Всенощное бдение, исповедь

6 Воскресенье

Неделя 26-я по Пятидесятнице, гл. 1-й. Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263).

9-00 Часы, Литургия

7 Понедельник

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

8 Вторник

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311).

18-00 Молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма, Крестный ход

 ( Седьмая годовщина установки Креста и начала молитвы в Аннино)

9 Среда

Прп. Алипия столпника (640).  Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731).

18-00 Канон свт. Иннокентию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

10 Четверг

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

11 Пятница

18-00 Канон сщмч Серафиму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

12 Суббота

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI).

8-00 часы, исповедь, Литургия, Панихида

18-00 Всенощное бдение, исповедь

13 Воскресенье

Неделя 27-я по Пятидесятнице гл. 2-й. Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).

9-00 Часы, Литургия, 

Приходское собрание

14 Понедельник

Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Пе́рсянина.

18-00 Канон пророку Науму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

15 Вторник

18-00 Канон пророку Аввакуму, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

16 Среда

8-00 Молебен, Панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

17 Четверг

Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).

8-00 Полиелейная Утреня, часы, Литургия

18 Пятница

18-00 Всенощное бдение, Акафист свт. Николаю, исповедь

19 Суббота

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 

8-00 Часы, Литургия,

панихида

20 Воскресенье

Неделя 28-я по Пятидесятнице. гл. 3-й. Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Прп. Нила Столобе́нского

9-00 Часы, Литургия,  

21 Понедельник

Прп. Кирилла Челмогорского (1367). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). 

18-00 Канон прп. Патапию, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

22 Вторник

Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р. Х.). 

Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».

18-00 Канон прав. Анне, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

23 Среда

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754).

8-00 Молебен панихида (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю с молитвой о строительстве храма, Крестный ход

24 Четверг

18-00 Канон прп. Даниилу, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

25 Пятница

8-00 Утреня, Часы, Литургия

26 Суббота

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304).

8-00 часы, исповедь, Литургия, Панихида

18-00 Исповедь, Всенощное бдение

27 Воскресенье

Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. гл. 4-й. Мчч. Фирса, Левкия и Каллини́ка (249–251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феоти́ха (286–287).

9-00 Часы, Литургия

28 Понедельник

Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II).  Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929);

18-00 Канон сщмч Илариону, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

29 Вторник

Прп. Софии Сузд. (1542). 

18-00 Канон пророку Аггею, акафист св. страстотерпцу царю Николаю

30 Среда

8-00 Часы, Литургия (храм блгв. кн. Александра Невского)

18-00 Водосвятный молебен с акафистом царю страстотерпцу Николаю о строительстве храма, Крестный ход

Архитектура и убранство сооружения

Храмовый комплекс состоит из белоснежной однокупольной церкви во владимиро-суздальском стиле и отдельной колокольни. В наружном декоре используется невысокий изобразительный рельеф, мозаичные фрески, арочные окна.

Нижний храм освящен в честь Алексия Московского. Митрополит был очень близок супругам Дмитрию и Евдокии. Этот человек вдохновил и благословил их брак, был всегда рядом в первые годы их гражданского служения людям и Отечеству. Святитель Алексий сыграл серьезную роль в судьбе России и ее жителей.

На территории храма можно увидеть первый памятник Дмитрию Донскому и его супруге Евдокии, их детям. Скульптурная композиция призвана напомнить о ценности семьи как основы любого человеческого общества и сильного государства. Есть здесь и древний каменный крест, выполненный в византийском стиле, — армянский Хачкар. Он был подарен храму и освящен 20.07.2016 г. в престольный день.

Почитание

По прошению Соловецкого игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии благоверному царю Феодору Иоанновичу в году, 11 августа того года мощи игумена-святителя были перенесены в Соловецкий монастырь. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с года в день его мученической кончины — 23 декабря.

В году Соловецкий игумен Илия получил грамоты от патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В году, 3 июля, по царскому указу состоялось перенесение мощей угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь для этого прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом Новгородским Никоном, будущим патриархом, который привёз грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. С года празднование памяти святого было перенесено на 9 января.

В году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии .

Критика житийной традиции

Известно, что соловецкое «Житие Митрополита Филиппа», лежащее в основе распространенных ныне версий жития святителя, было написано личными врагами святителя, которые за клевету на него были заточены царем на покаяние в Соловецкий монастырь. Так, один из ведущих специалистов-историков в области исследования источников XVI века, Р. Г. Скрынников указывает, что:
«».
«Монахи, ездившие в Москву» были теми самыми, которые стали лжесвидетелями на суде против своего игумена. Их показания послужили единственным основанием для осуждения Собором митрополита Филиппа. «Старец» Симеон был приставом, которому было поручено охранять жизнь святителя в Отрочем монастыре и по чьей преступной халатности, согласно летописи Тверского Отроча монастыря, «святитель неизвестно кем был задушен в своей келье».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector