Звучание времен: в «царицыне» пройдет фестиваль исторических садов

Как добраться до музея-заповедника Царицыно

Царицыно находится довольно далеко от центра города, поэтому есть смысл выделить на поездку туда целый день.

Самый быстрый и простой способ добраться — это метро. Около парка находится две станции: «Царицыно» и «Орехово», последняя гораздо ближе ко входу в парк.

Около парка находится ж/д станция «Царицыно» — сюда можно доехать от Курского вокзала Москвы или из пригорода, если вам удобно Серпуховское направление.

Около указанных станций метро останавливается множество автобусов и маршрутных такси, а также автобусы дальнего следования (около станции метро «Орехово» с недавнего времени открыт еще один автовокзал города).

Если вы предпочитаете приехать в парк на автомобиле, заложите время на поиск места, где оставить машину. По отзывам посетителей проблема паркинга здесь пока еще тоже не решена оптимально и нередко место для парковки найти непросто. Рядом с парком есть платные муниципальные стоянки.

Дорога от метро «Царицыно» к главному входу в музей-заповедник — панорама Google Maps

Парк музея Царицыно

Парк во многом раритетный. Часть деревьев здесь осталось еще со временен, когда этими землями владела семья Кантемира. Парковый ансамбль составляют липы, дубы, сосны, березы, кедры нескольких видов. В период с XVI по XVIII век сформировался каскад прудов.

Общая площадь паркового пространства более 400 гектаров. Такую огромную территорию практически невозможно охватить за одно посещение. Для удобства гостей заповедника около входов в парк установлены щиты с планом, где обозначены все интересные объекты.

Можно сфотографировать эту схему на телефон и тогда вы точно не заблудитесь в многочисленных аллеях. На всех больших перекрестках парка установлены стрелки-указатели.

Людмила Горовая

После дворцового комплекса самым посещаемым местом в царицынском парке является, конечно, свето-музыкальный фонтан. Фонтан сконструирован прямо в естественном водоеме, что делает его практически уникальным. Парковый фонтан представляет из себя 12 кругов, 900 струй, 3312 светильников под водой, которые дают невероятное соединение многообразных конфигураций: ежесекундно меняются высота, толщина, направление падающей воды. Фонтан «исполняет» четыре мелодии. Водяные линии поднимаются на высоту до 15 метров, а красивую музыку слышно издалека, поэтому все посетители парка рано или поздно «стекаются» сюда, чтобы понаблюдать за танцем воды. Вечером включается особенная подсветка и зрелище становится еще более впечатляющим.

В любое время года в парке есть чем заняться. Можно, например, взять около входа чашку отличного кофе на вынос, устроиться поудобнее с ноутбуком, «поймав» неплохой местный wi-fi интернет и продуктивно поработать на свежем воздухе. Можно начать день с йоги (в парке часто проходят бесплатные мастер-классы), танцев или пробежки. Летом можно позагорать невдалеке от прудов, скрывшись от жары и городского шума. Помимо официальных мероприятий, которые всегда есть в расписании парка, здесь часто проходят свадьбы, дни рождения, посиделки с друзьями (территория парка позволяет комфортно собраться компанией почти любого размера).

Сергей Архипкин

Около прудов дети с радостью кормят местных птиц. Здесь же работает лодочная станция, где можно взять в аренду катамаран, лодку или заказать водную экскурсию с аудиогидом. На полянах между дворцовыми строениями играют в бадминтон, а на специально оборудованным спортивных площадках всегда есть желающие сыграть в футбол, волейбол или баскетбол. По дорожкам парка катаются любители роликов и самокатов.

Зимой в парке доступны все зимние забавы. Сюда приезжают ценители хорошей лыжни, катания с горок (на санках, тюбинге, ледянке или прямо как есть), детвора лепит снеговиков.

Для тех, кто устал или впервые попал в парк, есть возможность осмотреть всю территорию сразу, воспользовавшись экскурсией на электромобилях.

Все посетители отмечают, что в заповеднике поддерживается чистота и порядок. Почти во всех уголках парка можно найти скамейку для отдыха и мусорную урну. На территории есть биотуалеты-кабинки и стационарные туалеты, однако их явно недостаточно, особенно в выходные дни, когда посетителей становится больше.

Для тех, кто проголодался, на основных перекрестках аллей парка установлены палатки с едой, правда большей частью они работают в теплое время года. На территории Царицыно есть и стационарные кафе.

Весь заповедник продуман с точки зрения доступности для людей с ограниченными возможностями.

Доступ в парк открыт ежедневно с 6.00 до 0.00. Посещение парка бесплатно.

Марина

Стоимость билетов 2020 в музей-заповедник Царицыно

Вход в музейную экспозицию и на проходящие выставки платный. Экскурсионные программы, цену билетов и все детали можно посмотреть на официальном сайте.

Для посещения всех объектов, составляющих музейный комплекс, можно приобрести единый билет, действующий в течение месяца со дня покупки. Цена полного билета — 890 руб., льготного — 370 руб.

Все семь объектов можно посмотреть и по-отдельности.

Цена билета:

  • Большой дворец и Хлебный дом: полная цена билета 400 руб., льготная цена — 200 руб.;
  • Оперный дом: полная цена — 200 рублей, льготная — 100 руб.;
  • Третий Кавалерский корпус: полная цена — 150 руб., льготная — 80 руб.;
  • Средний дворец (Оперный дом) и Малый дворец — 200 руб., льготная — 100 руб.;
  • 3 объекта Оранжерейного комплекса: полная цена — 250 руб, льготная — 130 руб.

Обратите внимание, что вход в Большой Дворец и Хлебный дом бывает бесплатным в один из понедельников месяца. Следите за информацией на сайте заповедника

Марина

Парк Царицыно

Выходим из музейного комплекса тем же путем, которым в него и заходили.

Мы оказываемся в парковой зоне ландшафтного музея-заповедника Царицыно. Территория его просто огромна, по ней можно гулять не меньше, чем по самому музею. Но скучать в парке не придется, ведь кроме восхитительной природы здесь расположено много рукотворных достопримечательностей.

И хоть встречаются порой в парке информационные стенды с картой местности, потерять ориентир очень просто. Хорошо, что хоть людей здесь и меньше, чем в парадной части заповедника, они все же встречаются и выход можно спросить у них. Мы же пошли гулять куда глаза глядят.

И первая достопримечательность до которой «догуляли наши глаза» был павильон «Нерастанкино». Павильон построенный в 1804 году служил для отдыха прогуливающихся по парку. Это же назначение «Нерастанкино» выполняет и сейчас, в нем спасаются гуляющие от полуденного зноя и отдыхают от изнурительных пеших переходов.

Недалеко от павильона можно увидеть скульптуру Дриады. В парковой зоне можно найти несколько похожих скульптур.

Дальше наши ноги донесли нас до Башни-руины, сооружение возведено в декоративных целях в том же году, что и павильон «Нерастанкино».

Кроме описанных выше, нами в Царицынском парке остались незамеченными следующие достопримечательности: павильон «Миловида», ротонда «Храм Цереры», несколько декоративных мостиков и статуй. Тем интереснее вам будет гулять по красивейшему парку.

Гулять по историческим местам не только приятно с эстетической точки зрения, при условии что эти исторические места отреставрированы и приведены в порядок, но и полезно для общего развития. Например кроме истории самого архитектурного ансамбля Царицыно, любопытно будет узнать следующее. Первые упоминания о месте, которое мы знаем как Царицыно, уходит корнями к XVI веку. В те далекие времена эти места носили название Черная Грязь. Впоследствии это название получила усадьба, которую возвели бояре Стрешневы. Сменялись ее владельцы и в марте 1683 года ее владельцем стал внук Ивана Стрешнева — Алексей Голицын, чей потомком Лев Сергеевич Голицын стал главный виноделом Удельного имения Абрау-Дюрсо. Последним владельцем, у которого Екатерина II выкупила имение для строительства на нем дворца был Сергей Дмитриевич Кантемир.

Очень приятно, что такие места как музей-заповедник Царицыно вызывают живой интерес к родной истории, желание видеть и познавать места, где мы живем.

Научиться выращивать персики и красиво стричь деревья

Всех желающих познакомиться с садоводством и флористикой, а также узнать о современных тенденциях в садово-парковом искусстве приглашают на YouTube-канал #включицарицыно. Там с 18 по 25 сентября будут выкладывать записи лекций, встреч и мастер-классов. Подробное расписание онлайнмероприятий можно найти на сайте музея-заповедника. 

Так, зрители смогут совершить виртуальную экскурсию по всем шести садам фестиваля. Экскурсовод расскажет о представленных на фестивале проектах, растениях и искусстве ландшафтного дизайна.

Кандидат исторических наук и преподаватель Высшей школы экономики Светлана Рябова прочитает лекцию «Увеселительные сады в социокультурном пространстве городов России в конце XIX — начале XX века», а ландшафтный дизайнер Мария Рогулева — «Современное искусство в садах». Она расскажет, какие в современных садах и парках ставят скульптуры и почему они не похожи на античные статуи.

Архитектор Мария Ожерельева приглашает на лекцию «Топиарное искусство: история и современность», посвященную традициям топиарного искусства в России и мире. Перейти от теории топиарного искусства к практике предложит мастер по декоративной обрезке растений Александр Шаронин. Он покажет, как правильно формировать кроны деревьев и кустарников в виде шара, колонны или конуса, а также объяснит, какие инструменты для этого нужны.

Зрители также смогут посмотреть мастер-классы по прикладному садоводству и флористике. Ландшафтные архитекторы, дизайнеры и флористы поделятся секретами того, как ухаживать в домашних условиях за орхидеями, выращивать в подмосковных садах айву и персики и создавать цветочные композиции.

Специально к фестивалю будет записан новый цикл онлайн-проекта «Что такое парк?» музея-заповедника «Царицыно». Люди разных профессий — писатель, ботаник, орнитолог, энтомологи и биолог — объяснят, что они понимают под словом «парк».

Фестиваль исторических садов впервые прошел в 2018 году. За два года его посетили более 615 тысяч человек. Кроме того, в «Царицыне» ежегодно проходят выставки, конференции, концерты и циклы лекций, посвященные истории парков.

Экскурсия по дворцовой части территории, Большому дворцу и Оперному дому

В ходе экскурсии посетители увидят уникальный архитектурный ансамбль императорской резиденции, построенной для Екатерины Великой во второй половине XVIII ст. зодчим В.И. Баженовым. Экскурсанты познакомятся с историей строительства летней загородной усадьбы и её дальнейшей судьбой, узнают, в чем проявляется игровой характер царицынской архитектуры, побывают в парадных залах воссозданного Большого дворца – единственного здания, сооруженного по проекту М.Ф. Казакова.
В Оперном доме посетители увидят шедевры скульптуры из собрания музея-усадьбы Останкино, которые ранее не покидали его стен. Среди представленных произведений, как подлинные антики, самый древний из которых датируется II веком до н. э., так и работы известных западноевропейских и русских мастеров. Посетители узнают, как формировали свои коллекции русские аристократы XVIII столетия, какую роль в их жизни играла скульптура, почему художники и коллекционеры, среди которых была и Екатерина II, обращались к античности.

Продолжительность: 2 часа 15 минут

Стоимость для группы индивидуальных посетителей
До 5 человек 3750 рублей*
До 14 человек 10500 рублей*
До 20 человек 7800 рублей*

*Входные билеты в музей приобретаются отдельно

История

До начала строительства здесь царских апартаментов нынешнее Царицыно принадлежало Дмитрию Кантемиру. В русско-турецкой войне правитель Молдавии встал на сторону Петра I, чем заслужил его благодарность и часть земель вблизи Москвы. Место называлось тогда «Черная грязь» — в округе действительно было множество целебных грязей.

Отправившись как-то на прогулку по окрестностям Коломенского, Екатерина II обратила внимание на прекрасное место — озера, овраги, чудесные зеленые рощи. Потомки Кантемира не слишком любили эти свои владения и с радостью уступили их Екатерине.. Императрица провела здесь несколько летних месяцев, после чего было принято решение о строительстве летней резиденции

Так в 1775 году Черные грязи снова перешли в императорскую собственность и место переименовали в Царицыно

Императрица провела здесь несколько летних месяцев, после чего было принято решение о строительстве летней резиденции. Так в 1775 году Черные грязи снова перешли в императорскую собственность и место переименовали в Царицыно.

Начальный проект царских покоев и прилегающей территории был создан гениальным архитектором Василием Баженовым. По его задумке, например, имеющиеся на территории усадьбы овраги не засыпали, как это было принято обычно — их оформляли причудливыми мостиками. Возвышенности же, наоборот, не выравнивали, а использовали для придания еще большего величия построенным на них дворцам. Вся территория таким образом становилась частью общей идеи, каждое строение оказывалось связанным со всеми остальными. Строительство началось, однако взаимопонимания между великим архитектором и великой императрицей не сложилось, и Баженова «отлучили» от Царицыно, отдав бразды правления его ученику — Михаилу Казакову. Баженов был страшно оскорблен: легенды гласят, что он даже не пожалел денег на месть и заплатил колдуну, который устроил в Царицыно своего рода «порчу». Проклятье обещало, что никто и никогда не сможет здесь построить ничего путного. Подействовало ли проклятье или это просто оказалось стечением обстоятельств, но построенный Казаковым дворец очень быстро загорелся и разрушился.

Музей-заповедник Царицыно с высоты птичьего полета (видео)

В итоге императорская усадьба так никогда и не была построена здесь, а Екатерине не удалось пожить в этих краях. На несколько столетий Царицыно погрузилось в запустение, все потихоньку разрушалось и зарастало. Даже нынешнее старшее поколение еще хорошо помнит, как детьми или уже студентами приходили в старый заброшенный парк, бродили по руинам и развалинам или устраивали тут пикники на поросших мхом остатках стен. Сложно было даже представить, что когда-то это изменится.

Только в конце XX века было принято решение о возрождении территории Царицыно. Фактически задуманная когда-то Екатериной царская усадьба была построена, правда существенно позже — современные архитекторы взяли за основу чертежи тех времен, современные материалы и постарались воссоздать начальную задумку.

Музей Царицыно

Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.

В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».

В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.

Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.

Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.

А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.

Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.

Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.

Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).

Здание имеет форму куба с внутренним двором, куда должны были въезжать повозки с припасами еды. Завершить свой замысел Баженов не успел, по изложенным выше причинам, а стеклянный купол над Хлебным домом появился только в 2005 году, превратив внутренний двор в атриум.

Увидеть Виноградные ворота из проволоки и сад с зеркалами

Организатор фестиваля, музей-заповедник «Царицыно», представит композицию «1775: рождение замысла». Она расскажет о самых первых образах и идеях, возникших у выдающегося русского архитектора Василия Баженова, когда он только приступил к строительству парадной подмосковной резиденции для Екатерины II.

Так, в миниатюрном саду установят проволочный макет Виноградных ворот. Это, пожалуй, одно из самых красивых и знаменитых сооружений дворцово-паркового ансамбля. Ворота были построены еще в 1777–1778 годах. C помощью стальной проволоки воссоздадут контуры строения, а ландшафтный дизайнер пустит по нему девичий виноград. Также в саду высадят деревья, которые определяли облик царицынского парка как в XVIII веке, так и сейчас. Это лиственницы, липы и сосны.

По периметру сада выложат невысокий бортик из белого кирпича. Именно этот материал более 250 лет назад использовал Василий Баженов в декоре дворцового ансамбля. Кроме того, сад украсит настоящая старинная рыбацкая лодка. Ее привезут из Ярославской области. Она будет символизировать течение времени.

Выставочный сад музея-усадьбы «Ясная Поляна» посвятят Льву Толстому и его увлечению пчеловодством. Ландшафтная экспозиция «Старая пасека нового времени» будет похожа на миниатюрную пасеку конца XIX — начала XX века. Там будут стоять четыре настоящих улья. Кстати, после фестиваля их отвезут в усадьбу писателя — сейчас там восстанавливают историческую пасеку. В саду вокруг ульев высадят десятки видов медоносных растений, в том числе яблони, калину, эхинацею, гелениум, анемоны и другие.

Важные этапы истории парка «Сокольники» можно будет увидеть в ландшафтной композиции «Портал эпох». Она будет состоять из трех мини-садов круглой формы, каждый из которых расскажет об определенном историческом периоде. Так, в саду, посвященном царской России, появятся макеты старинных московских зданий XVIII–XIX веков. Вокруг них высадят травы, кустарники и деревья, которые росли в Москве в то время. Среди них — луговик, вейник, боярышник и другие.

Другой уголок сада будет посвящен времени, когда в архитектуре, парковой в том числе, господствовал сталинский ампир. Гости увидят цветочный партер с колеусами и бегониями, которые будут создавать узор из разноцветных треугольников. Они напомнят крыши сталинских высоток. А в современной части сада посетители смогут посмотреться в зеркала. Их установят прямо на траве в окружении спирей и кизильника.

Проект «Отражения» Парка Горького напомнит планировку садов Древней Греции. Ландшафтную композицию украсит копия скульптуры Венеры Милосской. Окружать ее будут ирисы, лилейники и лен.

Уединение в суете большого города — такова главная идея проекта «Звуки тишины», представленного садом «Эрмитаж». Зрители увидят макет городского парка начала XX столетия. В миниатюрном саду поставят старый рояль, спрятанный в кустах, из-под крышки которого пробиваются гортензии.

Тема тишины и уединения присутствует и в ландшафтной композиции «Сад Fons» храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Идея была заимствована в старинных церковных документах. В них простая и лаконичная планировка монастырского сада. Здесь место, предназначенное для молитв, соседствует с огородом, где растут целебные травы и плодовые деревья. В «Царицыне» в миниатюрном монастырском саду можно будет увидеть скамью, декоративный колодец и керамических рыбок. А рядом с местом для уединения высадят целебные травы и кустарники черной смородины, декоративную яблоню.

Что посмотреть

Экспонаты для выставки предоставили Третьяковская галерея, музей-заповедник «Петергоф», Русский музей, Исторический музей, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей-квартира И.И. Бродского, музеи театрального и прикладного искусства.

Выставка поделена на тематические залы. Среди того, что можно увидеть в зале «Сады памяти» — «Лунный свет» Станислава Жуковского, «Бабушкино платье» Эльзы Баклунд, пейзажи Валентина Серова и Федора Васильева, графические и живописные вещи Александра Бенуа.

Целую стену в зале «Сады мечты» занимает натюрморт Николая Сапунова, написанный в 1912 году. Здесь же показаны этюды Виктора Борисова-Мусатова. В зале «Сады символов» гостей ждут работы Михаила Врубеля, а в «Каменном саду» — проекты архитектора Федора Шехтеля и слайд-фильм, посвященный растительному декору в архитектуре. Эти снимки Борис Соколов сделал сам около 20 лет назад в Саратове, Москве, Петербурге и других городах.

Сокровища дворца Гугун и Павел Пепперштейн. Шесть выставок, которые скоро закроютсяМузеи Москвы начнут работать бесплатно каждую третью неделю месяца

Специально для зала «Теремок» художник Нана Абдрашитова проделала большую работу: по сохранившимся фотографиям она воссоздала образцовый интерьер, придуманный в 1903 году сценографом и декоратором Александром Головиным.

Кроме того, на выставке есть театральный зал, в котором можно увидеть эскизы декораций к садовому балету «Павильон Армиды» Мариинского театра (1907). Автором либретто спектакля был Александр Бенуа, он же занимался и сценографией.

Отдельный зал посвящен той самой усадьбе Новый Кучук-Кой — в нем собраны проекты, картины, обломки мозаик и поврежденные скульптуры, которые когда-то находились там.

Для удобства гостей в каждом зале можно найти пояснения, в которых есть вся необходимая информация о том или ином экспонате. Также можно воспользоваться бесплатным аудиогидом.

Сад как источник вдохновения

Поэтов, писателей, художников и архитекторов Серебряного века привлекала тема садов. В своих работах они изображали зеленые зоны как особенные, таинственные и даже мистические места.

Михаил Врубель в 1900 году пишет свою знаменитую «Сирень», Виктор Борисов-Мусатов — «Призраков» (1903), Павел Кузнецов — «Голубой фонтан» (1905), Николай Сапунов — «Голубые гортензии» (1907). Сады также привлекают Василия Поленова, Александра Бенуа, Константина Сомов, Николая Милиоти и других художников.

В это же время английский философ и социолог Эбенизер Говард создает свою самую известную работу «Города-сады будущего», в которой он описал некий утопический город, в котором люди живут в гармонии с природой (но продолжают развивать промышленность). Он считал, что если люди расселятся по таким городам-садам, то необходимости в революциях попросту не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector