Большой дворец в петергофе

Наружный облик дворца и его окрестности

Вид на террасу Верхнего грота и ближайшее окружение, открывающийся через одно из окон, весьма живописен. Внутри каменной балюстрады, в промежутке между центральными столбами, — один из бесчисленных фонтанов Большого каскада. Называют его Трубящие тритоны, это фантастические существа с мужским торсом и головой, вместо ног у них хвосты ящериц или змей. Приложенные к губам раковины извергают струи воды.

Ниже открывается живописная панорама ближайших окрестностей Большого каскада, начиная от центрального бассейна (ковша). Уходящий к Финскому заливу отводной Морской канал несет родниковые воды фонтанов внутри каменных берегов. Зеленеющий травяной газон окружает приемную чашу и тянется вдаль, к Балтийскому морю. Он обрамлен древесными зарослями лесного массива, вблизи ограничен галереями.

Южным фасадом выходящий в Верхний сад, вместе с прилегающей продольной аллеей Большой Петергофский дворец образует замкнутое пространство. Почему-то здесь, на достаточно большой площади, размещения фонтанов не предусмотрено. Получается внутренний двор с регулярным партером из дорожек, газонов и одиночных растений, некоторые в контейнерах. Галереи и корпуса дворцового здания и отсюда выглядят привлекательно.

Осматриваемая территория лишена не только фонтанов, здесь нет никаких элементов развлечений или удобств для посетителей. Хотя говорить об отсутствии чего-либо интересного неправильно, можно изучать архитектуру или любоваться цветами и растениями. Возможно, разместив здесь посадочные места, удалось бы снизить нагрузку на популярные участки. Кое-где территория, окружающая Большой Петергофский дворец, перегружена публикой.

С другой стороны, установив садовые скамейки, просторный партер регулярного типа можно превратить в заурядный сквер. Что касается фонтанов, их достаточно, нельзя судить обо всей территории по локальной фотографии. Прогулка показывает, что в центре любого участка обязательно находится брызжущее водой сооружение. Хотя нелепо отрицать, что популярность, например, Большого каскада превосходит другие части территории.

Большой каскад издали и вблизи

Со стороны причала на Финском заливе Большой Петергофский дворец и Большой каскад едва виднеются. Немудрено, ведь до них около 600 метров протяженности Морского канала и заслоняющие видимость мосты. Поток воды по Морскому каналу сравним с небольшой рекой, сюда попадает весь сброс фонтанов Петергофа. Около полутора сотен струй, больших и малых, наполняют рукотворное русло.

Красота петергофских фонтанов очаровывает, но под стать ей техническое решение по подаче воды. Все установки работают без единого насосного агрегата, за счет перепада высот между источником и потребителями. Не верится, но факт – фонтаны Петергофа сродни вечному двигателю, энергия здесь расходуется только на вечернюю подсветку. Настоящее инженерное чудо создали почти три века назад, и работает!

Заключительная фотография обзора выполнена через минуту после прекращения подачи воды. Верхние фонтаны осушились, нижние самотеком спускают остатки из систем. Вода, забираемая на возвышенности в 20 км отсюда, продолжает через накопительные пруды пополнять море. Красивое техническое решение обеспечивает работу великолепного комплекса фонтанов, не затрачивая энергетических ресурсов.

Мечтой Петра Великого было превзойти французский Версаль красотой дворцово-паркового ансамбля, это ему удалось. Однако если этот факт некоторыми оспаривается, то отрицать инженерное превосходство Петергофа никто не пытается. Большую роль в решении сыграл француз Леброн, поэтому достижения нашего комплекса фонтанов интернациональны.

Большой Петергофский дворец – важнейшая составляющая Государственного художественно – архитектурного дворцово – паркового ансамбля музея-заповедника. Наше посещение освещено намеренно не полностью, чтобы предоставить читателям возможность для собственного восприятия остальных залов. Тронный и Танцевальный наиболее просторны, интересны Голубая и Куропаточная гостиные, Диванная комната. Приезжайте и любуйтесь!

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Александровский зал

Александровский зал посвящен ордену Святого князя Александра Невского.  Князь Александр был известен своим благочестием и мужеством. Орден в его честь был учрежден Екатериной I в 1725 году, а девиз награды — «За труды и отечество».

Александровский зал также огромен, его длина — 31 метр, ширина — 21 и высота — 20 метров. Константин Тон использовал в его оформлении элементы византийско-русского стиля. Паркет с замысловатым цветочным орнаментом, созданный в 1843 году, выглядит как тканевый ковер, блестящий под слоем лака.

Под куполом расположены знаки ордена — крест и звезда с вензелем Святого Александра, по углам — изображения двуглавого орла.

Исторические полотна, созданные профессором исторической живописи Академии художеств Федором Моллером, рассказывают о жизни Святого Александра Невского. Картины на западной стороне зала повествуют о воинских подвигах князя, а на восточной мы видим сцены из его мирной жизни.

Свет из высоких окон, отражаясь в многочисленных зеркалах, заполняет все пространство. В оформлении стен использованы белый и розовый мрамор, а красный бархат в обивке мебели соответствует цвету орденской ленты. Между витых золоченных колонн — гербы земель Российской империи.

Георгиевский зал

Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи — ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.

Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.

Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.

Напольное покрытие — подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала — копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади.

Основные цвета зала — белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.

Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.

Собственная половина

В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:

  • Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета — синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
  • В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
  • Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
  • Гостиная императрицы — белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов — символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
  • Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах — мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гименея.

Как работают фонтаны Петергофа

В Петергофе была построена уникальная водоводная система, не требующая использования насосов. В отличие от версальских ансамблей, где вода подавалась при помощи дорогостоящих устройств, накачивающих её в фонтаны, в Петергофе она прибывала из естественных источников. Пруды и каналы, вдохнувшие жизнь в петергофские фонтаны, были проведены по всей территории парковых зон. Для снабжения Верхнего сада были заложены три пруда, из которых черпались водные запасы. Пока они строились, Пётр продумывал возможности водоснабжения остальных территорий. Найденные на близлежащей возвышенности источники давали прекрасную перспективу снабжения Петергофа водяным самотёком. Также большое водохранилище было создано на месте нынешнего Английского пруда, от которого проложены каналы для наполнения водоёмов Верхнего сада. Продуманная система водотока позволила без лишних затрат создать грандиозные каскадные фонтаны Нижнего сада.

В середине XVIII века водоводную систему пополнили новые пруды, были протянуты дополнительные каналы, а деревянные трубы заменились чугунными. Десятилетия спустя в парке было организовано 9 новых водохранилищ и к середине XIX века система водоснабжения Петергофа имела показатели:

С тех пор и по сегодняшний день водоводная сеть ансамбля практически не изменялась. Участки, разрушенные в годы Великой отечественной войны, были восстановлены и пропускная способность позволяет обеспечивать водой фонтанную систему даже в самые засушливые месяцы. Также водохранилища Петергофа используются в качестве источника питьевой воды для жителей близлежащих окрестностей.

Обратите внимание! С петровских времён в прудах у дворца Марли разводились осетры, подававшиеся к царскому столу. И сегодня на экскурсии по Петергофу за отдельную плату любители рыболовства могут заняться своим любимым хобби в зарыбленных прудах

Искусственные дворцы

Хотя многие здания носят название «дворцы», они либо больше не используются, либо никогда не предназначались для использования в качестве королевской резиденции, суверенной резиденции или резиденции епископа.

Румынский Дворец Парламента занимает площадь 3 552 120 квадратных футов (330 003 м 2 ), он никогда не был королевской резиденцией, поскольку последний монарх Румынии отрекся от престола в 1947 году, но это был дворец, предназначенный для использования сувереном Николае Чаушеску, верховным правителем Румынии. и диктатор.

Британский Вестминстерский дворец был построен в средние века как королевская резиденция. Он служил главной резиденцией монарха до 1522 года, когда Генрих VIII перенес свой двор в недавно приобретенный дворец Уайтхолл . С тех пор дворец в Вестминстере использовался Палатой лордов , Палатой общин и различными судами. Большая часть средневекового дворца был уничтожен пожаром в 1834 году, со строительством нынешнего здания , начиная с 1840. дворцом , который в настоящее время стоит на месте было разработан специально для парламентского использования, однако это свойство монарха в праве Корона и сохраняет статус королевской резиденции. Очень немногое от средневекового дворца сохранилось, но наиболее значительным является Вестминстерский зал , построенный в 1097 году во время правления Вильгельма II .

Мировой рекорд Гиннеса

Несмотря на то, что многочисленные претенденты по разным параметрам могут быть признаны, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса, дворец должен был когда-то использоваться в качестве королевской резиденции. Это противоречиво, поскольку определение дворца — это официальная резиденция суверена, главы государства (как монарха или президента), архиепископа, епископа. Кроме того, учитывается только общая площадь всех этажей дворца (измерение, обычно известное как площадь этажей).

Согласно Книге рекордов Гиннеса, в Брунее находится «самый большой дворец в мире». Istana Нурул Иман , с 2,152,782 квадратных футов (200 000 м 2 ) из площадей, имеет звание , как «крупнейшего в мире жилой дворец» , проходившей в Брунее.

Нежилые дворцы

Королевский дворец в Мадриде площадью 1453,122 квадратных футов (134,999 м 2 ) часто считается крупнейшим действующим дворцом в Европе, поскольку он до сих пор используется для государственных функций. Хотя когда-то его занимали испанские монархи, нынешний король Испании не живет в гораздо меньшем дворце Сарсуэла .

Хотя Королевский дворец в Стокгольме заметно меньше, чем несколько других дворцов по всему миру, всего 658 858 квадратных футов (61 210 м 2 ), он также претендует на звание «крупнейшего дворца в мире, который до сих пор используется по своему первоначальному назначению». Тем не менее, как и Королевский дворец в Мадриде , он в настоящее время не занят, а шведские монархи вместо этого занимают дворец Дроттнингхольм .

Общее описание

Большой дворец в Петергофе, архитектор которого указан выше, — это центр целостного архитектурного ансамбля Петергофа. Это утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы и достигает в длину 300 метров. Высота центральной части дворца равна 17 метрам. Она декорирована рельефным щитом с монограммой Петра I под короной императора.

Вызолоченная ваза увенчивает крышу. Церковный и Гербовый корпуса с фигурными злачеными куполами симметрично разместились с двух сторон центрального корпуса. Вращающийся флюгер, изображающий трехголового орла с раскинутыми крыльями и держащего в лапах скипетр и державу, заканчивает купол Гербового корпуса. Православный крест, поднимающийся на 27-метровую высоту, увенчивает ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса. Одноэтажные галереи связывают центральную часть дворца с обоими корпусами.

Музеи дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Кроме дворцов на территории комплекса можно посетить интереснейшие музейные экспозиции. Одна из них, посвященная фонтанному искусству, расположена в Музее фонтанного дела, открытого с 2013 года. Здесь можно познакомиться с уникальными историческими документами и технологиями создания фонтанной системы Петергофа. А с помощью мультимедийной системы вы сможете увидеть здания, которые были разрушены.

Музей коллекционеров, созданный в 2002 году, предлагает посмотреть экспозицию, в которой представлены картины, открытки, книги, мебель и другие предметы декоративно-прикладного искусства из собраний ленинградских и московских коллекционеров.

Ангелина Ситникова

Один из самых популярных музеев Петергофа — Музей игральных карт приглашает желающих ознакомиться с коллекцией А. С. Перельмана. Уникальное собрание включает не только карты, но также книги и предметы, связанные с играми.

Музей «Церковный корпус», открытый в придворной церкви Петергофа, знакомит посетителей с интерьерами традиционного русского церковного зодчества. В Церковном зале располагаются 40 икон, изображающих различные библейские сюжеты. В церкви проходили различные семейные торжества Дома Романовых.

Посмотреть на работы знаменитого мастера К. Фаберже, наградные императорские подарки, а также другие изделия ювелирного искусства и предметы быта, принадлежавшие русским императорам и императрицам, можно в музее «Особая кладовая». А полюбоваться на знаменитый парадный Гурьевский сервиз Екатерины II можно в музее «Екатерининский корпус». В его экспозициях также выставлены изделия из бронзы, памятные предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года и превосходная коллекция мебели из тополя.

Каскад «Шахматная гора», Oleg N.

Поклонникам морского дела будет интересно посетить музей «Императорские яхты», где представлены эскизы и документы, рассказывающие о создании русского флота императором Петром I, а также личные вещи царя-реформатора. Кроме того обязательно посетите музей «Банный корпус» и историко-культурный проект «Государевы потехи», где вам расскажут о повседневном быте и развлечениях императорской семьи.

Музей семьи Бенуа, созданный в 1988 году, предлагает к осмотру богатейшую коллекцию художественного наследия этой талантливой семьи. Здесь представлены картины, эскизы, фотографии и другие документы, рассказывающие о творчестве этой династии.

Гербовый корпус — западный павильон Большого дворца, Oleg N.

История Петергофа: основные сведения о достопримечательностях

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории. Туристы постарше хорошо помнят, что город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года. В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I,  часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт. Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями. Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе. Несравненные фонтаны Петергофа — главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками. В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.  В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.  Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Фото и описание

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание. Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев — резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал ( в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в -1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.

В первые же дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя 8 лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально  для размещения во флигеле жениха со свитой.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector