Сталинская высотка на баррикадной: славная история элитного дома из ссср
Содержание:
- Примечания
- Особенности архитектуры, стиль, описание
- Примечания[ | ]
- Архитекторы высотки на Баррикадной
- Гостиница “Украина”
- Литература
- Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
- Сталинская высотка – гостиница «Украина»
- Архитектура[ | ]
- Примечательные здания
- Проектирование небоскреба на Баррикадной
- Дом на Котельнической набережной
- Литература[ | ]
- Сталинские высотки в других городах[ | ]
Примечания
- ↑
- ↑ , с. 95.
- ↑
- ↑ , с. 371.
- ↑ , с. 481.
- , с. 55.
- , с. 481-482.
- ↑ , с. 482.
- , с. 194.
- Документально церковь была известна с 1652 года, когда в кудринскую слободу к появившейся там деревянной церкви был поставлен священник. 14 сентября 1713 года было дано разрешение на строительство каменной церкви; Никольский придел был освящён 2 октября 1714 года, а главный храм появился в 1722 году; в 1800 году появился левый придел Алексия Божия человека и новая колокольня (см. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1995. — Т. 3. — С. 385. — 586 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0043-9.). Из служивших в ней: священник Илья Кандорский, а до этого — его отец, Михаил Кандорский.
- , с. 161.
- , с. 60.
- , с. 372.
Особенности архитектуры, стиль, описание
@lightmycolours
Высотки, определившие облик послевоенной Москвы, строились в стиле, который позднее западная пресса и советское архитектурное общество назвало сталинским ампиром. Зарубежные СМИ видели в этом злую иронию: в годы, когда советское общество с трудом восстанавливалось после длительной войны, на постройку зданий, символизирующих силу и мощь страны, тратились огромные средства.
Сталинский ампир сочетал элементы нескольких архитектурных стилей, поэтому во внешнем облике высоток присутствуют элементы монументализма, ар-деко и неоклассики. В отличие от предшествующего этому стилю конструктивизма, сталинскому ампиру были присущи сложная композиция и роскошный декор. Каждая из высоток оканчивается шпилем. Их добавили, потому что Сталин являлся поклонником готики в архитектуре.
Изменения в проект вносились неоднократно, причем даже на строительной площадке. Архитекторы и строители использовали современные, новейшие и даже диковинные для тех времен технологии. Например, во время возведения дома на Красных Воротах рабочие придумали заморозить грунт и строить здание под углом. На оттаявшей земле постройка просела и стала ровной.
Здания в подобном стиле можно увидеть в других городах и даже странах. Сталин был убежден, что с появлением новых символов сильной советской власти начнется обновление и возрождение страны. Высотки появились в Челябинске и Киеве, а также в Риге, Варшаве, Праге и Бухаресте.
Примечания[ | ]
- Айрат Багаутдинов Легенды инженерии // Популярная механика. — 2020. — № 3. — С. 74-79.
- Сталин И.В. Постановление СМ СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» от 13 января 1947 года // Сочинения. — Тверь: Информационно-издательский , 2006. — Т. Т. 18.. — С. 430—432. — ISBN 5-51163-002-8.
- Недоделанная высотка, Газета.ру (6 февраля 2004). Дата обращения 2 февраля 2010.
- Васькин Александр. Интервью / Сталинские высотки (рус.). Эхо Москвы. Дата обращения 7 сентября 2020.
- Сапрыкин Василий Андреевич (неопр.) (Энциклопедическая статья). Энциклопедия «Челябинск». Дата обращения 15 октября 2011.
- Южно-Уральский государственный университет (главный корпус) (неопр.) .Культурное наследие . ГНПЦ по охране культурного наследия Челябинской области. Дата обращения 6 ноября 2014.
- Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. — Воронеж: Воронежская государственная архитектурно-строительная академия, 1999. — С. 274. — 396 с.
- Главное здание МГУ (неопр.) . www.mospromstroy.com. Дата обращения 7 сентября 2020.
- Главное Здание МГУ | Фотографии (неопр.) . www.mmforce.net. Дата обращения 7 сентября 2020.
- ↑ 12 Сталинские высотные здания Архивная копия от 22 марта 2020 на Wayback Machine. Проект Соварх.
- Владимир Седов. Высотные здания позднего сталинизма(неопр.) . www.projectclassica.ru. Дата обращения 7 сентября 2020.
- Московские сталинские высотки. История строительства. Виртуальная Ретро Фонотека. (неопр.) . retrofonoteka.ru. Дата обращения 7 сентября 2020.
- Не построеные сталинские высотки (рус.). Пикабу. Дата обращения 15 декабря 2020.
Архитекторы высотки на Баррикадной
Главными зодчими высотки на Баррикадной были выбраны М. Посохин, и А. Мндоянц. Оба архитектора учились в мастерской Архитектурного института под началом А. В. Щусева. Удивительно, но авторы высотки на Баррикадной, являются также авторами Кремлевского дворца съездов, изуродовавшего облик Московского кремля.
Дворец Съездов одно из первых панельно-каркасных сооружений Москвы. По большому счету, с него начинается хрущевская эпоха панельных домов – коробок. Сейчас сложно себе представить, но для строительства Дворца Советов по указанию архитекторов и при активной поддержке Н. Хрущева на Красной площади Московского кремля снесли постройки 15-16 веков, в том числе старое здание Оружейной палаты.
Старинные русские пушки, защищавшие Москву, были как ненужный металлолом перенесены к стенам Арсенала в ряд к трофейным французским орудиям. Поговаривали, что Н. Хрущев даже задумывался о переплавке пушек для нужд Дворца Съездов.
Во время строительства высотки на Баррикадной тоже не обошлось без откровенного варварства. Возведение основания здания требовало, рытья огромного котлована для фундамента. Работы проводились в такой спешке, что обнаруженные археологические находки, относящиеся к 14 веку, никак не регистрировались и только часть из них дошла до музеев.
Итогом проделанной М. Посохиным работы стало его назначение в 1960 году на должность главного архитектора Москвы. Карьерный взлет позволил реализовать еще ряд странных, а подчас весьма спорных с точки зрения архитектурного стиля, проектов: Спорткомплекс «Олимпийский», здание Генерального штаба, Образцово-перспективный жилой район в Северном Чертаново и несколько других.
Вид сверху
Большой критике, что не удивительно, подверглось еще одно «творение» М. Посохина и А. Мндоянц – проспект Калинина или Новый Арбат. Знаменитые дома на Новом Арбате москвичи прозвали «вставной челюстью» или «мишкиными книжками».
Строительство нового проспекта повлекло снос и уничтожение многих исторических зданий района. В официальной прессе советского времени указывалось, что концепция проспекта Калинина позволяет сохранить Арбат, как живописнейший уголок Москвы. Однако, как и при возведении высотки на Баррикадной, с историей Арбата строители не церемонились.
Высотка на Баррикадной
Гостиница “Украина”
Следующая высотка — это уже не жилой дом, а гостиница. Ее строительство было закончено в 1957 году. Дом стал вторым по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал Хрущев, который распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Известные жильцы: режиссёр Сергей Герасимов и писатель Анатолий Рыбаков. Подъезды выглядят очень обычно.
Гостиница же поражает своей роскошью. В 2010 году ее реконструировали и передали под управление известной международной компании “Рэдиссон”. Теперь ее официальное название “Рэдиссон Ройал, Москва”. Роскошь здесь чувствуется в каждом сантиметре пространства.
Потолок украшает плафон диаметром в 10 метров под названием “Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине”.
Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Например, в отеле можно увидеть известную диораму “Москва — столица СССР”, созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года.
Минимальная стоимость ночи в “Рэдиссон Ройял” составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч
Литература
- Имена московских улиц / под общ. ред. А. М. Пегова. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1975. — С. 95. — 536 с.
- Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1983. — С. 371-372. — 447 с.
- Сытин П. В. Из истории московских улиц. — 3-е изд. — М.: Московский рабочий, 1958. — С. 481-482. — 844 с.
- История московских районов : Энциклопедия / под ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — С. 55. — 830 с.
- Вся Москва 1993: Улицы Москвы : Справочник / сост. Л. Н. Долгов, С. И. Лапекин. — М.: Вся Москва, 1993. — С. 194. — 544 с. — ISBN 5-7110-0175-2.
- Вострышев М. И., Шокорев С. Ю. Москва. Все культурные и исторические памятники. — М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2009. — С. 60. — 512 с.
- Вдовий дом // Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1997. — С. 161. — 976 с. — ISBN 5-85270-277-3.
Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?
Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.
Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.
Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.
Сталинская высотка – гостиница «Украина»
(Кутузовский проспект, д.2/1)
Всего в жилых крыльях 254 квартиры. Квартир в рекламе – 18. Из них более-менее реальных 11 вариантов.
Диапазон стоимости квадратного метра: 464 286 – 2 800 000 рублей.
Квартиры продаются в диапазоне от 29 500 000 до 1 420 000 000 рублей.
До последнего времени я даже не догадывался, что в гостинице Украина есть жилые помещения. Думаю, многие об этом не знали.
Так вот – они там есть и их там немало. Само здание недавно реконструировали и оно выглядит прекрасно. Что не скажешь о некоторых квартирах, выставленных на продажу.
Эта высотка – рекордсмен. Среди всех сталинских высоток только здесь квадратный метр жилья доходит до 2,8 миллиона рублей(!). Сама квартира площадью 507 квадратных метров растеклась между тремя этажами и стоит “всего” 1,42 миллиарда рублей.
Я не мог пройти мимо этих фотографий. А уж пианино – только оно, наверное, добавляет к этому скромному миллиарду 420 миллионов :).
Архитектура[ | ]
Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым, предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов.
Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттене, Вулворт-билдинга и самого высокого на то время небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Примечательные здания
Здание бывшего Вдовьего дома, 2008 год
Памятная доска на стене музея «П. И. Чайковский и Москва», 2015 год
- Жилой дом (Кудринская площадь, д. 1) — 24-этажное здание, построенное в 1954 году по проекту Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, одна из «сталинских высоток». В народе здание иногда называют «Домом авиаторов»: квартиры в нём принадлежали руководящим работникам авиационной промышленности, лётчикам-испытателям, командному составу Военно-воздушных сил. Здание украшают скульптурные композиции и барельефы. Подвалы дома соединены с системой подземных сооружений, среди которых бомбоубежище, выходящее за пределы надземной части здания. Предположительно, облик здания создавался в подражание американским небоскрёбам, в частности — Terminal Tower.
- Российская медицинская академия последипломного образования (Баррикадная улица, д. 2/1, стр. 1). Здание в стиле ампир было построено Иваном Жилярди. До 1811 года в нём размещалась Главная аптека, а после — Александровский мещанский институт. После 1811 года здание занял Вдовий дом — богадельня для вдов и сирот военных и чиновников. В 1812 году дом сгорел, остались только стены. На следующий год под руководством архитектора Жилярди дом восстановили, оставив сохранившиеся стены. В 1820—1823 годах его перестроили по проекту сына архитектора — Дементия Жилярди. В этом здании вместе с матерью провёл детство писатель Александр Куприн. В его повести «Юнкера» и рассказе «Святая ложь» находятся описания Вдовьего дома.
- Музей «П. И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., д. 46/54). Объединяет два строения: основной дом и флигель городской усадьбы XIX века. В квартире, расположенной на втором этаже флигеля, в 1872—1873 годах жил композитор Пётр Чайковский. В январе 2017-го Главгосэкспертизой России был одобрен проект реставрации музея и создания на его территории Центра культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Центр запланировано построить на дворовой неиспользуемой территории. Проект центра включает в себя концертный зал, музыкальные гостиные, музейные экспозиции о жизни и творчестве Ростроповича и Вишневской, а также помещения для проведения временных выставок.
- Усадьба А. К. Коптева-Н. А. Мейендорфа (Большая Никитская улица, д. 57/46, стр. 1). Здание неоднократно перестраивалось, последний раз его реконструировали в 1900 году по проекту архитектора А. В. Флодина. В 2011—2015 годах усадьба была отреставрирована.
Проектирование небоскреба на Баррикадной
Конструктивные особенности
Архитекторы высоток рассказывали в своих мемуарах, что им в ультимативной форме было запрещено пользоваться иностранными изданиями, посвященными высотному строительству в США и Европе. В отсутствие информации о технологиях возведения высоток, применяемых на западе, советские инженеры изобретали новые методы и технологии строительства, которые превосходили мировые.
Решить в первую очередь необходимо было проблему раскачивания высотки. Первые небоскребы США были выстроены таким образом, что на последних этажах при сильном ветре отчетливо ощущалось отклонение здания от оси. Раскачивающиеся люстры и плескающаяся вода в графине должны были быть исключены в образцовом советском небоскребе.
Сложная конструкция арматуры из улучшенной стали проблему не решала, поэтому архитекторы все внимание обратили на устойчивость самого здания, за счет формы. Со времен древнего Египта известно, что пирамида одна из самых устойчивых конструкций
Архитекторы, планируя высотку на Баррикадной, применили ту же пирамидальную форму, что и в проекте Гостиницы Украина. Лаконичность, красота и стройность линий была основана на гармонии всех частей здания.
Вторая проблема – это освещенность квартир в высотках. Нью-Йоркские многоэтажки отличаются неприятной особенностью: в окна помещений расположенных, ниже 4-5 этажей, прямые солнечные лучи не попадают.
Решали эту проблему советские инженеры очень скрупулезно. В архивах сохранились упоминания о многочисленных таблицах, при помощи которых архитекторы считали сколько минут в день солнце будет в каждом окне. Исходя из полученных дынных, они корректировали конструктивные элементы высотки на Баррикадной.
Строительство высотки на Площади Восстания
Проект площади Восстания
Архитектурной основой проекта высотки на Кудринской площади стали классические русские мотивы. В завершающих элементах высотки отчетливо просматриваются архитектурные решения Московского Кремля. Центральный объем сооружения завершают четыре небольшие башенки по углам и центральная шестиугольная башня со шпилем.
Площадка, выбранная для строительства высотки на Баррикадной, возвышается над уровнем Москвы-реки почти на 70 метров. Такое расположение позволяет зданию эффектно возвышаться над городом.
Приступая к проектированию сооружения, архитекторы сначала продумали концепцию всей площади, в рамках которой зелень зоопарка должна плавно переходить в парковую зону вокруг здания. Согласно тогдашнему генеральному плану зоопарк должен был переехать на юго-запад, ближе к проектируемому зданию МГУ.
Огромное основание высотки проектировщики ювелирно и точно вписали в архитектурную композицию всего района. Строителям удалось уберечь от сноса многие памятники архитектуры на Баррикадной улице и на Садовом кольце, включая «Вдовий дом», построенный в конце 18 века по проекту архитектора Ивана Жилярди. Он предназначался для содержания вдов, чьи мужья прослужили на государственной службе более 10 лет. Сейчас в этом здании располагается Институт усовершенствования врачей.
Концепцию изменения всего района от Баррикадной до улицы 1905 года реализовать не удалось из-за смерти И. Сталина. Работа по развенчанию культа личности коснулась и архитектурных решений Москвы. Многие проекты остались завершенными лишь наполовину, а некоторые так и остались на бумаге, включая знаменитый Дворец Советов и высотка в Зарядье.
В современных условиях изменение облика города происходит настолько стремительно, что от первоначального замысла архитекторов высотки на Баррикадной практически ничего не осталось. Здание обросло несуразными конструкциями, которые выглядят невероятно дешево и убого на фоне облицованных гранитом цокольных этажей. Соседство с Новинским пассажем размыло образ небоскреба в панораме Садового кольца.
Широкий резонанс вызвала замена брусчатки на Баррикадной улице. По мнению городских властей, неравномерное покрытие из гранитной брусчатки, когда-то снятой с красной площади, сильно тормозит движение в этом районе.
Общественность и представители Архнадзора выступали категорически против еще одного улучшения Баррикадной улицы. Строительные работы были остановлены, и гранитная брусчатка вернулась к подножью высотки.
Проект вестибюля высотки
Дом на Котельнической набережной
Огромный жилой дом был построен не сразу. В 40-х годах возвели маленькое крыло, а в 1952 году закончили все остальное. Центральный корпус здания составляет 176 метров и включает в себя 4 технических этажа. В общей сложности здесь находятся 700 квартир, причем в самой высотке их большинство (500). Никаких пентхаусов вы здесь не найдете — внутри все достаточно скромно (в основном двух- и трехкомнатные квартиры). Тем не менее внутри все очень симпатично.
Вот так выглядит главный холл жилого здания.
Над лифтами можно заметить интересные советские барельефы.
Конечно, в советские годы это жилье считалось элитным. Его выдавали работникам НКВД, ученым-ядерщикам и творческой интеллигенции. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных знаменитых жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.
Спрос на квартиры в этом доме есть и сейчас. Например, в 2014—2016 годах Сергей Котляренко купил 10 квартир на 14-м этаже (видимо, в надежде их объединить). Но вскоре борцы с коррупцией провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.
Другие подъезды этого дома выглядят чуть менее торжественно.
На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно. Особенно по советским меркам.
Журналисты заглянули и в квартиры. Кое-где остались следы ушедшей эпохи. Например, кухонный кафель.
Старые советские плафоны.
Забавное приспособление для форточки.
Изначально пол был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами.
Все вартиры оборудованы очень полезным атрибутом — задней дверью, ведущей на чёрную лестницу. Выглядит она так:
Есть у этой высотки и одна забавная деталь. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом.
Если присмотреться к женской фигуре, то обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: обратите внимание на грудь комсомолки. Видимо, скульпторы рассчитывали, что на такой высоте этого никто не заметит
Литература[ | ]
- Бархин А. Д. Ар-деко и историзм в архитектуре московских высотных зданий. — «Вопросы всеобщей истории архитектуры», №6. 1/2016
- Васькин А. А. Архитектура и история сталинских высоток. М.: Спутник+, 2006.
- Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник+, 2009.
- Васькин А. А. Там, где ГУМ стоял…/Российская газета, 14 декабря 2009 г.
- Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947–1956. Издательский дом «Агни», 2007
- Кружков Н. Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Издательство «Водолей», 2011
- Кружков Н. Н. ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Наследие эпохи. Издательство «Центрполиграф», 2014
- Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. М.: Московский рабочий, 1954.
- Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. Корнфельд Я. А. Москва: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре. 1953 г.
Сталинские высотки в других городах[ | ]
К сталинским высоткам также часто причисляют здание Академии наук Латвии (Рига), Дворец культуры и науки (Варшава), главный учебный корпус ЮУрГУ (Челябинск), урезанную гостиницу «Украина» и жилой дом по улице Крещатик, 25 (Киев), гостиницу «International» (Прага) и Дом свободной прессы (Бухарест).
Дворец культуры и науки в Варшаве является самым высоким зданием в Польше и самой высокой сталинской высоткой за пределами СССР и России. Построено в качестве подарка Советского Союза польскому народу (возведено на советские деньги советскими строителями). Жители Варшавы называют эту высотку «сувенир Сталина».
- Здание Академии наук Латвии, Рига
- Дворец культуры и науки, Варшава
- Гостиница «International», Прага
- Дом свободной прессы, Бухарест
- Гостиница «Украина», Киев
- Жилой дом по улице Крещатик, 25, Киев
- Главный учебный корпус ЮУрГУ, Челябинск
- Жилой дом по Кольцовской улице, 82, Воронеж
- Здание управления Юго-Восточной железной дороги, Воронеж
- «Генеральский дом», Санкт-Петербург