Ул. серафимовича, 2

История сооружения

Первое время их расселяли в гостиницах, но вскоре выяснилось, что приехавших служащих слишком много. В 1927 г. создали комиссию, которой и поручили решить проблему – построить отдельный комплекс жилых зданий и заселить всех туда. Строительство началось в том же году и закончилось через 4 года.

Обратите внимание: первоначально в сооружении должны были жить только члены ЦК ВКП (б) и важные государственные деятели, но после квартиры начали выдавать деятелям искусства, военнослужащим, Героям СССР.

Внутри же жилье поражало роскошью: паркет из дуба, расписные потолки, над которыми работали мастера Эрмитажа. Кухни были крошечными — ныне такая планировка роскошных квартир кажется странной, но в те времена это было оправданно: на них никто не готовил и не обедал, так как проживающие получали талоны на питание в местном клубе на 1 этаже.

Абсолютно вся мебель имела собственный инвентаризационный номер: при въезде хозяева подписывали акт приема-передачи.

Это интересно: подобную постройку планировалось возвести на Болотной площади, но из-за огромных трат на строительство первого, стройка была заморожена, а потом и вовсе прекращена.

Первые два этажа были отданы под коммуналки для обслуживающего персонала. Также на территории имелись детский сад, кинотеатр, театр, магазин, амбулаторная и прачечная.

Экспозиция музея «Дом на Набережной»

Выставочное пространство начинается с классической советской прихожей, где висят закутанные в толстый полиэтилен парадные генеральские кители. Эффект присутствия — важный элемент всего музея, чтобы гости ощутили дух ушедшей эпохи, особенно молодёжь, кто не застал советское время. Напротив — настольный макет здания в изометрии и несколько стендов с исторической справкой, прочитать которые настоятельно рекомендуется всем, для лучшего понимания экспонатов.

Дальше — отдельная витрина, посвящённая жизни и творчеству архитектора. Именно Борису Иофану принадлежала идея о создании 400-метрового Дворца Советов, но строительство так и не началось из-за войны. Жильцов-фронтовиков увековечили на отдельной мемориальной доске, а рядом с ней — список пропавших и репрессированных, как напоминание о другой стороне социалистического благополучия. Всё оформлено с аутентичной мебелью и узнаваемыми статуэтками той поры.

Максим Ершов

Выделить отдельно почётных жильцов невозможно — в разные годы здесь квартировали артистов, художников, партийных деятелей и военных, включая героев Советского Союза. Каждому — заслуженное упоминание и слава, а тех, кто не уместился на стендах, вписали в огромные журналы и книги памяти, куда может заглянуть любой желающий. Есть и нарочито простые уголки — под витринами виднеются игрушки, а рядом стоит обычная кровать, заправленная чьей-то заботливой бабушкой.

Несмотря на то, что экспонаты подписаны, по всем возникающим вопросам можно и даже нужно обращаться к смотрителям. Здесь они -в буквальном смысле свои, ведь устроиться на работу может только проживающий в доме человек, и в основном это пенсионеры, знающие немало интересных историй. Большинство экскурсий заканчиваются музыкой — на раритетном патефоне включают легендарные советские песни с пластинок, доставшихся от предыдущих владельцев квартир.

Анна Струкова

Знаменитые жильцы

После войны сюда также заселяли творческую элиту. К числу наиболее известных жильцов можно отнести:

  1. Государственных деятелей и их родственников: дочь Сталина Аллилуеву Светлану и его сына Василия, сына Феликса Дзержинского Яна, Косарева, Никиту Хрущева, Косыгина, Поскребышева, народного комиссара Куйбышева, революционера Мицкявичюс-Капсукас, организатора продотрядов Цюрупу.
  2. Военных деятелей: маршала СССР Жукова, летчика Каманина, генерал-майора авиации Мазурка, маршала бронетанковых воиск Федоренко.
  3. Литературных деятелей: поэта Демьяна Бедного, публициста Кольцова, драматурга Лавренова, писателя Трифонова.
  4. Деятелей науки и искусства: архитектора Иофана, хореографа Игоря Моисеева, журналиста Семенова.
  5. Ученых: врача-трансплантолога Шумакова, генетика Цицина, заслуженного врача РСФСР Ногину, биолога Лепешинскую.

Информация для туристов: знаменитый шахтер, перевыполнивший в 30-х г. в 14,5 раз норму выработки угля, Стаханов («Стахановское движение») тоже жил тут.

Более полный список знаменитых людей, проживающих в историческом здании на Набережной, можно найти на сайте Википедии.

Загадочные явления и легенды

Издавна привилегированное место стало объектом страшных событий, тайн и мифов.

11 подъезд

Обитатели поговаривали, что в подъезде 11 должны были жить самые важные лица, но из-за сроков его не успевали построить, и тогда площадь будущего жилья поделили между соседними подъездами. Но ведь помимо квартир там были и лестницы, проходы, запланировано место для лифта, которые никуда не делись.

Официально местом пользовался обслуживающий персонал, неофициально – НКВД. По всему зданию тянулись коридоры между стенами, через которые сотрудники Лубянки могли прослушивать обитателей и проникать в их жилье.

Кстати, сами стены очень легко прослушиваются, и это явно не строительный брак. Через такие стены КГБ легко могло узнать о происходящем внутри помещений.

Во второй версии аресты производились через систему лифтов для вывоза мусора: арестованных спускали на -3 этаж и пересаживали в вагонетку, которая ехала прямиком в подвал на Лубянке.

С этим связана еще одна «маленькая» легенда: говорили, что в одном из лифтов есть проход в другое измерение. Люди заходили в него и уже не могли выйти или вернуться – исчезали. Однако исчезали они не в другом времени, а в подвалах Лубянки.

Дочь Командарма

В 30-х г., когда многих жильцов постигли репрессии, произошла такая история: мужа и жену арестовали на работе, а их дочь осталась дома. Прибывший арестовать ее наряд НКВД натолкнулся на запертую дверь и обещание застрелить любого вошедшего.

Нарком Ершов приказал забаррикадировать двери и окна, выключить водоснабжение, отопление и электричество. Жильцы не рискнули прийти на помощь замурованной заживо девушке, и через неделю ее крики стихли.

С тех пор ее призрак можно встретить в этом здании. Говорят, что после такой встречи нужно подать милостыню первому встреченному нищему, иначе призрак разозлится.

Танго «В парке Чаир»

Израиль

На следующую ночь, отметив Новый Год, владелец жилья под пустой квартирой, писатель Хруцкий, в тишине услышал, что у соседей сверху играет старое танго «В парке Чаир».

Хруцкий поднялся, чтобы познакомиться с новыми жильцами, но стоило ему нажать звонок, как музыка стихла. Дверь была открыта, а квартира полностью «голой», в неё никто не въезжал.

Позже Хруцкий выяснил, что до войны в квартире жила семья, любившая эту музыку. Она была репрессирована в 30-х г.

История о будущем

После начала ВОВ юноша рвался на фронт, но его призвали только в 1943 г. В том же г. он погиб на Курской Дуге.

Через несколько лет друг детства Левы Михаил Коршунов получил его дневники — 15 исписанных тетрадей. В них Лева в 1940-41 г. детально описывал Вторую Мировую войну, план Гитлера «Барбаросса», рассказал о его провале, о последующем наступлении советских солдат на Берлин и его штурме, о первом полете американцев на Луну.

Например, в начале июня 1941 г. он записал, что на СССР нападут в течение месяца, чтобы «закончить наступление до морозов». Нападение произошло 22 июня. В 90-х г. история дополнилась: сообщалось, что группа диггеров, пробравшись в катакомбы под сооружением, нашла еще одну тетрадь Федотова, которая называлась «История будущего».

Там нашли сведения о создании Большого адронного коллайдера и чернокожем президенте США, правительство которого будет сопровождаться серьезными катаклизмами.

В конце было написано, что в конце XXI столетия государственные границы сотрутся, а правительство на земле станет единым. Но большинство людей все же считают эту легенду чистой выдумкой, поскольку проверить ее невозможно.

Интересные факты

Название «Дом на Набережной» появилось с лёгкой руки писателя Юрия Трифонова и его одноимённой повести. В центре сюжета ностальгического произведения — судьба нескольких типичных московских интеллигентов, переплетающаяся в непростые тридцатые, послевоенные сороковые и благополучную брежневскую эпоху. Здание в тексте — это образ и символ неравенства между людьми, напоминание о грозном времени и надежда на чудо, способное изменить всё вокруг.

До 2010-го года на базе музея проходила ежегодная встреча «Столетия». На тот момент она была единственным в стране проектом, посвящённым открытому диалогу с людьми, отметившими вековой юбилей. Почтенных гостей встречали, как героев своего времени — готовились выставки с фотографиями и документами, раскрывалась роль отдельной личности в истории дома. Последним таким жильцом стал бывший советский дипломат Дмитрий Сафронов, умерший на 106-м году жизни.

Почти всю перестройку вокруг «правительственного» дома напротив Кремля ходили легенды и нелицеприятные истории. Начинались они с известного мифа о том, что мусоропроводы использовались для утилизации тел репрессированных. Доходило и до фантастических рассказов, что лично Сталин приказал проложить по дну Москвы-реки телефонные кабеля, чтобы прослушивать каждую квартиру. Разумеется, никакой «прослушки» в стенах не было — доказано капитальным ремонтом.

Анна Струкова

Другой, не менее жуткий миф, связан с самим местом возведения многоквартирного «монстра». Стоит он на Болотном острове, где до революции с одной стороны располагались купеческие винные склады, а с другой — могилы. Многие гиды до сих пор приписывают случай, когда уничтожалось Всехсвятское кладбище. Проблема только в том, что находилось оно на севере Москвы, возле станции метро «Сокол», а перенос захоронения был в 1982-м году, через полвека после возведения.

Трудно поверить в это сегодня, но вплоть до 1970-х годов главным человеком в жилом комплексе при правительстве был управдом. Его выбирали из старожилов на несколько лет, ему доверялись дубликаты ключей от всех квартир, он же вёл книгу учёта всех жильцов. Самое любопытное, что несколько раз в году «старший» приходил к советским чиновникам с описью имущества и ревизией бытового порядка. Тот, кто неаккуратно относился к общественной собственности -получал выговор на работе.

Квартиры в доме на набережной доставались далеко не всем. Мало дослужиться до высокого поста в министерстве или иметь родственников в ЦК. Каждый претендент обязан был доказать чистоту биографии, отсутствие дворянских или кулацких корней, не оставлять за собой след от «приводов» в милицию. Такой престиж после распада СССР «аукнулся» ценами на квартиры — квадратный метр жилплощади здесь до сих пор стоит дороже, чем новенькие апартаменты в многоэтажке.

Анна Струкова

История

Впервые о застройке напротив кремлёвских набережных заговорили ещё в 1918-м году, когда революционные власти приняли решение о переезде из Петрограда. Они сразу столкнулись с трудностями — малоэтажная на тот момент Москва не могла сравниться по комфорту с доходными домами Северной столицы, а растущее государство нуждалось в жилье. Первое время большевиков расселяли по гостиницам, построенным ещё при царе, но их вместимость оказалась ограниченной.

Место под будущий жилой комплекс начали искать лишь в 1926-м, и только через два года начались работы. Ответственным архитектором стал Борис Иофан, его европейское образование позволило подобрать оптимальную технологию, тип перекрытий и мощного фундамента на осушённом болоте. Объявленная стоимость строительства — 36 миллионов советских рублей, что стало рекордом на тот момент, как и количество людей — ежедневно на площадке трудилось около 850 рабочих.

Торжественное заселение первых жильцов прошло в феврале 1931-го года. Получившееся здание из восьми модульных корпусов вмещало 505 квартир с отоплением, горячей водой и подведённой к каждой кухне шахтой мусоропровода. В пристройках организовали спортзал и клуб, служившей местной театральной сценой. Все помещения подъездов вплоть до участков лестничной клетки украшала лепнина и художественная роспись — ею занимались реставраторы из Эрмитажа.

Вид на парадный фасад с Большого Каменного моста, 1930-е годы, ГКМ «Дом на Набережной»

С началом войны тех жильцов, кто не ушёл на фронт, эвакуировали или переселили на безопасные московские окраины, но пустовали квартиры недолго — уже в конце 1942-го сюда начали возвращаться владельцы. Через 20 лет случилось знаковое для культурной жизни всей страны событие — в помещение пустовавшего клуба заехал Московский театр эстрады, и жизнь дома изменилась навсегда. Генералов КГБ сменяли деятели культуры и искусств, а сам район наводнили туристы.

Первая экспозиция, посвящённая почётным жильцам, оформилась в 1989-м году по инициативе совета старейшин дома. Место для неё определилось сразу — бывшие апартаменты начальника охраны на первом этаже. Поначалу выставки были скромными и «для своих», но спустя несколько лет о них узнали в министерстве культуры и присвоили дому титул народного музея, а потом — памятника архитектуры и истории. Первый полноправный директор — Ольга Трифонова, вдова знаменитого писателя.

Сегодня краеведческий музей «Дом на Набережной» нельзя назвать рядовой площадкой, хотя бы потому, что в нём нет традиционной дидактики и однозначной позиции. Сам концепт — о людях и для людей — отвечает на многие вопросы. Объединение с музеем ГУЛАГа в медиа пространстве восприняли негативно, но здешние сотрудники с порога объясняют, что не поддерживают никакие антисоветские мифы, а просто рассказывают о человеческих судьбах. Выводы же каждый сделает сам.

Максим Ершов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector