Памятник «рабочий и колхозница»
Содержание:
- Другие творения Веры Мухиной
- Мужа не простила
- Работа над проектом памятника
- Иллюзия небоскреба
- Хозяева земли советской
- Из истории «Рабочего и колхозницы»
- Использование изображения
- Биография Веры Мухиной
- Возвращение на родину и история памятника времен СССР
- Back in USSR
- Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке
- Донос на платье колхозницы
- История скульптуры
- Как все начиналось
- Советская виагра
Другие творения Веры Мухиной
Руками талантливого творца был сооружен памятник Чайковскому, расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».
Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.
Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.
Мужа не простила
Пришла война. У тети Ани был на руках грудной ребёнок, поэтому ей разрешили уехать из столицы. Она взяла Наташу и отправилась на малую родину, в Верхнее Ламоново. А дядя Леша остался в Москве. Всю войну тетя Аня работала, валила лес, что-то шила, держала огород. Корова даже была. Этим они с Наташей и держались до Победы.
После поражения немцев тетя Аня сразу отправилась в Москву — а там у дяди Леши другая женщина. Тётя Аня хоть и добрая была, но гордая, принципиальная, не простила. Дедушка купил ей комнатку подвальную в Докучаевом переулке, туда они с Наташей и вселились. Тётя Аня шила, брала недорого, поэтому клиентов было много. Потом устроилась в ателье, а там и из комнаты подвальной они смогли переехать, правда, в хрущевку.
Как-то тете Ане принесли газету со статьей, что не стало натурщика, с которым она позировала для «Рабочего и колхозницы». Горько так она вздохнула: «Ну, вот я и осталась совсем одна».
Анна Богоявленская. Фото: Из личного архива/ Сергей Тетерин, aif.by
К тому времени она действительно осталась одна. Дочку свою тетя Аня потеряла в 1983-м. Наташа очень хотела ребенка, колола какие-то гормональные препараты и заболела раком. Как же тётя Аня хотела ее спасти! Она всё готова была отдать, со мной советовалась: «Таня, давай продадим старинное кольцо, которое от отца осталось. Может, лекарство какое сможем купить?» Но я ее остановила — онкологи уже тогда сказали: «Всё бесполезно».
Через несколько лет тетя Аня обратилась ко мне: «Таня, может, поменяем мою квартиру поближе к тебе?» Она очень не хотела жить одна. Но тогда мы так ничего и не сделали. А потом тетя Аня нашла своего младшего брата, который родился у ее отца во время войны, сговорилась с ним, и переехали они в двушку. Она мне после призналась: «Как только вещи в машину погрузили, я сразу пожалела». С братом поселилась еще родственница, очень жестокая женщина. Тёте Ане там житья не стало. Так она и перебралась снова в Верхнее Ламоново.
Но это ей даже на пользу пошло. Тетя Аня обожала деревню. Для неё чистый воздух, трава, пение птиц были очень дороги, она, хоть и родилась в Москве, душой была деревенская, настоящая Колхозница. В деревне к ней любой мог прийти и попросить: «Анна Ивановна, подшей пальто». Она и пальто подошьет, и платье сошьёт — конфетку из чего хочешь сделает. Конечно, в деревне денег больших у людей не было, и она иногда говорила: «Давай за работу ведро картошки, мне хватит». Вечерами делала картины из соломы: брала оргалит, красила краской, что-то там клеила из соломки, бересты — и получались довольно любопытные произведения. Ее работы даже как-то на выставку брали.
То, что тетя Аня — та самая колхозница с ВДНХ, в деревне знали, но никто этим особо не впечатлялся. Она для всех деревенских была просто Анной Ивановной, швеей. Да и в Москве её никогда на улице никто за колхозницу не признавал. Я на эту скульптуру колхозницы всегда заглядываюсь, когда бываю на ВДНХ. Фигура у нее — один в один тёти-Анина. А вот лицо не очень похоже.
Работа над проектом памятника
Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.
Вариант Б. Иофана
Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».
По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.
Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.
Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.
Вариант В. Мухиной
Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.
Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.
После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.
Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.
Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.
Согласование проекта
Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.
Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.
Иллюзия небоскреба
В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.
Одним из наиболее видных конкурсантов был советский архитектор Алексей Щусев, на тот момент — неоднократный лауреат сталинских премий. Его самые громкие архитектурные проекты – Мавзолей Ленина и Казанский вокзал. Проект павильона для выставки ЭКСПО, предложенный им, не был выдержан в духе конструктивизма. Помпезные архитектурные элементы щусевской постройки напоминали Дворец Советов и создавали чересчур возвышенный архитектурный облик.
Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.
Фото: Ольга Марченко, «Мир 24»
Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.
«Если стоять рядом с этим павильоном, то кажется, что рядом с тобой небоскреб, при этом павильон имеет высоту около 33 метров. Иллюзия чрезмерно высокого здания создается при помощи нарастающих объемов. Кажется, что весь павильон похож на паровоз, несущийся вперед. Это и требовалось от архитектора — показать, что наше государство движется вперед», — говорит Арсений о проекте Иофана.
Хозяева земли советской
Павильон, созданный Иофаном, — это одновременно пьедестал к скульптуре и независимое здание. То же самое можно сказать и о скульптуре: она возвышается над зданием и наряду с этим ее можно рассматривать как отдельный объект.
Для советского павильона парижане выделили не очень удачное место — на его территории находился транспортный тоннель, уходящий под землю со стороны набережной. В тоннеле было интенсивное двухстороннее автомобильное движение. В итоге Иофан построил павильон таким образом, чтобы он не нарушал работу транспортной артерии. Передний фасад был облицован рельефами в виде представителей всех союзных республик.
В конкурсе на изготовление скульптуры победила Вера Мухина. К тому времени она была уже очень знаменита не только как скульптор, но и как архитектор: вместе со своими коллегами оформила павильон газеты «Известия» на ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка, прообраз ВДНХ, проводилась один год в парке Горького в Москве). Кроме того, однажды Вера проявила себя еще и в качестве дизайнера одежды. В 1925 году вместе с модельером Ламановой она получила на выставке в Париже гран-при за женскую коллекцию. Вся она была изготовлена из грубых дешевых материалов, а пуговицы и вовсе были деревянные
Известие о победе в конкурсе на скульптуру для парижской выставки застало Мухину в отпуске. Она сразу же вернулась в Москву и начала работать.
По задумке Мухиной пара была практически полностью обнажена: ей очень хотелось показать первобытность мужчины и женщины, их связь с античностью. На мужчине были только брюки, а на женщине — юбка.
— Вера Игнатьевна, 99 процентов вероятности, что выберут вашу скульптуру, но есть одно «но».
— Их нужно одеть?
Примерно такой диалог произошел между чиновниками из правительства и скульптуром. Мухина понимала, что для ее времени обнаженные скульптуры не были традиционным приемом. В итоге пришлось пойти на компромисс: на рабочем и колхознице вскоре появились тонкие, еле заметные ткани.
У скульптуры очень мощный оптический эффект: когда на нее смотришь, кажется, что она не стоит на месте, а будто бы все время находится в движении, сопротивляется порывам ветра, рвется куда ввысь и вперед одновременно. Ощущение динамичности создается в том числе благодаря развевающимся юбке и шарфу колхозницы.
«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете?» Она стояла на своем. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф!». Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. По этой же причине ей нужны были расставленные руки, хотя такая поза, когда человек стоит, сопротивляясь порывам ветра раскрытой грудью, да еще расставив руки, не очень естественная. Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», — рассказывает Аредов.
На смотре конкурсных работ побывал председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Разговор между ними был таким:
— Вера Игнатьевна, а зачем колхознице шарф вообще? Она ведь не танцовщица, не конькобежец.
— Для равновесия.
Считается, что Молотова этот ответ удовлетворил, и он никак не возразил художественному видению Мухиной.
Из истории «Рабочего и колхозницы»
«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.
Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?
По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:
- скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
- древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).
Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?
Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:
- во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
- во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.
Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.
В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.
На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.
Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.
Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.
Использование изображения
Изображение легендарной скульптуры «Рабочий и Колхозница» в Советские годы было знакомо каждому жителю СССР по первым кадрам фильмов, снятых на киностудии Мосфильм. Изображение скульптуры прочно ассоциируется со всеми фильмами этой киностудии. Но интересно то, что эмблема Мосфильмом стала использоваться только с 1946 года.
Обширное воспроизведение монумент получил и на почтовых марках. Наибольшее количество марок имело именно изображение «символа идеологии и духа». Можно с уверенностью сказать, что марки с этим изображением были повсеместно, вплоть до конца 80-ых годов XX века.
Существует исторический факт, что правительство Албанской республики выпустило серию почтовых марок с изображением монумента. И медаль «Лауреат Выставки достижений Народного хозяйства» снабжена изображением этого монументального памятного комплекса.
Монумент также можно считать и кинозвездой, так как неоднократно режиссеры и постановщики нашей страны во разные периоды жизни страны использовали его для съемок художественных и мультипликационных фильмов.
Биография Веры Мухиной
Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.
Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.
Возвращение на родину и история памятника времен СССР
К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.
Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».
Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.
Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.
К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.
В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.
Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.
Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.
В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.
Back in USSR
«Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», — написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Им было интересно наблюдать, как она меняла свой цвет: утром -розовая, днем — ярко-серебристая, вечером — золотая. По свидетельствам современников, даже гуру изобразительного искусства Пабло Пикассо выразил восхищение удачно выбранным материалом – нержавеющей стали. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.
Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан. И Иофан, и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена.
Алла Смирнова
Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке
После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.
Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.
Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.
Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!
После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.
Донос на платье колхозницы
Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Общественность отнеслась к этой новости негативно: в то время памятники архитектуры изготавливали из бронзы. За изготовление взялся Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки. Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово!». У нее не оставалось сомнений, что блестящая сталь отлично подчеркнет все особенности скульптуры.
При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. В течение 20 дней бригада из 23 человек снимала их для того, чтобы перенести все складки и детали скульптуры на чертежи. По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз. Однако самым удивительным числовым значением была толщина стали – полмиллиметра – тоньше, чем человеческая кожа. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам.
Рабочие были вынуждены бесплатно, в неурочное время переделывать сегменты скульптуры – времени до выставки оставалось все меньше. В процессе работы Мухина стала кем-то вроде художественного надзирателя на заводе. Ночами она делала скульптуру дома, днем приезжала на завод и проверяла строительство, указывала на недочеты, думала, как их исправить. Однажды руководство завода получило донос на Мухину с жалобой на то, что она постоянно требует что-то переделывать.
«Мы не успеем сдать скульптуру в срок. Она занимается откровенным вредительством, придумала еще, что скульптуре нужен шарф, который мы не знаем, как исполнить в готовой конструкции. Даже если мы придумаем и найдем необходимый конструктив, шарф может отвалиться и повредить готовую конструкцию»,- таким было содержание доноса.
Для пущей убедительности рабочий сообщил, что где-то в складках платья виден профиль «врага народа Троцкого».
История умалчивает о том, дошел ли до верха донос, но точно известно, что в день официальной приемки скульптуры приехал Молотов, Ворошилов и еще несколько членов правительства. После их отъезда, ночью, никого не предупредив, на завод приезжает Сталин с той же самой комиссией: он несколько минут прохаживается вокруг скульптуры и уезжает. Возможно, он искал в складках платья колхозницы тот самый профиль Троцкого?
Наутро Мухина узнает от Иофана, что правительство осталось довольно монументом – «Рабочий и колхозница» приняты без каких-либо замечаний.
Скульптуру доделали, и вместе с павильоном конструкция выглядела настолько легкой и воздушной, что в народе ей посвятили такой поэтический шарж:
{big-quote:text=Удался павильон отлично!Настолько сделан динамично,Что сам он рвется в облака!Летим в Париж! Пока-пока!}
История скульптуры
Создание
Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже неизвестен, CC BY-SA 3.0
На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская».
На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. А. Андреев, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер, В. И. Мухина и И. Д. Шадр. Лучшим признали проект В. И. Мухиной.
Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.
При демонтаже памятника в Париже и его перевозке в Москву значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), а при сборке композиции в январе-августе 1939 года повреждённые элементы были заменены с отступлением от первоначального проекта.
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но поскольку строительные работы на гидроузле в это время были ещё не завершены, памятник установили на постаменте перед Главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Место, заготовленное для «Рабочего и колхозницы», в 1950-е годы занял монумент «Мать-Волга». Так как установку «Рабочего и колхозницы» стремились завершить к моменту открытия ВСХВ, постамент выстроили почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Мухина неоднократно возражала против такого решения:
В 1979 году была проведена реставрация скульптуры.
В конце 1980-х годов существовали планы переместить монумент на другое место. В 1987 году был объявлен конкурс на поиск нового места для «Рабочего и колхозницы»; по одному из вариантов монумент должен был занять место у Государственной картинной галереи на Крымском валу, однако эти планы не осуществились.
Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.
Реконструкция
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.
Вид скульптуры на новом постаменте AlexanderKonov, CC BY-SA 3.0
Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.
Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.
4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².
Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.
Как все начиналось
За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры, изделия из стекла. К сожалению, большая часть работ осталась неизвестна широкому кругу поклонников ее таланта. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».
В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие во Всемирной парижской выставке. Официальная тема масштабного мероприятия: «Искусство и техника в современной жизни».
Советскому Союзу было очень важно не только поучаствовать в выставке, имеющей большое международное значение, стране нужно было одержать победу в конкурсе любой ценой. Мир стоял на пороге Второй мировой войны, и соревнование в области технических достижений фактически означало жесткую борьбу двух мировых политических систем
Основными конкурентами СССР за первенство выступали Италия и Германия.
Советская виагра
Муж Веры Мухиной Алексей Замков прославился изобретением лекарства на основе мочи беременных женщин. Чудо-препарат гравидан якобы ставил на ноги безнадежных больных и укреплял потенцию. К нему обращались Молотов, Калинин, Клара Цеткин. Вера Игнатьевна вводила себе чудо-препарат подкожно каждый день. Однако кому-то он не помог, и доктора объявили шарлатаном. Заступился за него Горький, который тоже был его пациентом. Под Замкова создали целый институт. Однако после смерти писателя похлопотать за него было некому, и опыты свернули. Муж Мухиной умер в 1942-м от инфаркта.
С мужем